Главные вкладки

    Взаимодействие с родителями

    Матвиенко Елена Васильевна

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
    В.А.Сухомлинский

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Мастер –класс для родителей.

    Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей».

    Цель: активизация участия родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни

    Задачи: укреплять здоровье детей; способствовать их гармоничному физическому развитию; обогащать педагогический опыт родителей по теме мастер - класса; согласовать действия педагогов и родителей по вопросу здорового образа жизни детей; проявлять единство в подходах и требованиях; способствовать формированию привычки здорового образа жизни в семье; укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

    Участники: родители, воспитатели

    План проведения:

    I. Вступительный этап. Представление.

    II. Основная часть:

    1) Введение в проблему;

    2) -Практические занятия

    - Обратная связь с родителями;

    3) Обсуждение памятки для родителей «Здоровье вашего ребенка в ваших руках! »;

    III. Обмен мнениями, впечатлениями.

    Ход мероприятия

    I. Подготовительный этап.

    1. Анкетирование родителей «Развитие культурно – гигиенических навыков».

    2. Оформление памяток для родителей.

    II. Вступительный этап.

    Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы присутствуете на моем мастер - классе, посвящённом проблеме здорового образа жизни детей.

    Все родители хотят создать малышу наилучшие условия для успешного жизненного старта. И начинать имеет смысл с приобщения наших детей к здоровому образу жизни.

    Но прежде чем мы начнём, давайте поздороваемся друг с другом. (Родители здороваются с соседями справа и слева).

    А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали «Здравствуйте!» – «здоровья желаю».

    III. Основная часть.

    1) Введение в проблему.

    Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позицию это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

    Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

    Проблема, с которой часто сталкиваются педагоги детских садов, – это несоблюдение режима дня детей дома. Зачастую дома родители не укладывают вовремя ребенка спать, как днем, так и ночью, таким образом, сбивается его привычный образ жизни, дома родители также не занимаются с ребенком гимнастикой, дома дети могут перекусить конфеткой, бутербродом, это тоже отрицательно сказывается на здоровье ребенка. На основании этого можно сделать вывод, что работу по приобщению к здоровому образу жизни надо начинать со взрослых.

    Практические занятия.

    Я предлагаю, вам, родители, помочь мне в изготовлении нестандартного спортивного оборудования для занятий с детками.

    1. Эспандер

    Предназначен для развития силы.

    Нам понадобится несколько пластиковых пятилитровых канистр и бельевая резинка.

    - Отрезаем верх канистры

    - прокалываем крышки

    - продеваем бельевую резинку

    - украшаем клеящейся бумагой

    Наш эспандер готов.

    2. «Волшебный коврик»

    Предназначено для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия, закаливания. Применяется для физических упражнений, в ходе просыпательной гимнастики, совместных спортивных мероприятий с родителями. Данное оборудование изготовлено из пластиковых бутылок с пробками на основе драповой ткани.

    Нам понадобится:

    - пластиковые бутылки можно также заменить выпуклыми пуговичками, пробками, старыми фломастерами

    - ткань или линолеум

    Отрезаем «дорожку» ткани или линолеума и крепим на нее выше указанные предметы.

    Дети с удовольствием бегают по такой дорожке в носочках.

    Обратная связь с родителями.

    • Как закаливать ослабленного ребенка? (Такому ребенку необходимо полноценное питание, богатое витаминами, минеральными солями, домашний режим дня его должен быть продолжением режим дня детского сада, активная прогулка, которая нормализует аппетит и сон ребенка, и постепенное минимальное закаливание)

    • Что делать если ребенок не проявляет интерес к занятиям физкультурой (Необходимо стать для него примером, заниматься вместе с ним, можно под музыку, объяснить, как это полезно, как мы помогаем нашему организму сопротивляться различным вирусам и болезням.)

    3) Обсуждение памятки для родителей «Здоровье вашего ребенка в ваших руках! »

    (Родители по очереди зачитывают пункты памятки и высказывают своё мнение.)

    1. Активно использовать целебные природные силы (чистая вода, лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений)

    2. Спокойный, доброжелательный и психологический климат

    3. Правильный режим дня

    • Прогулка (не менее двух раз в день по два часа, летом неограниченно, в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий)

    • Сон (малыш ежедневно засыпал, утром и вечером, в одно и то же время)

    4. Полноценное питание (продукты, богатые витаминами, минеральными солями, творог, каши)

    5. Важны желание родителей вести здоровый образ жизни (собственное питание, положительный пример взрослого.

    6. Закаливание детей

    Необходимо объединение усилий педагогов и родителей в достижении поставленных задач (согласованность в действиях, единство в подходах и требованиях).

    III. Подведение итогов мастер - класса.

    Приобщая детей к здоровому образу жизни, взрослые должны набраться терпения, так как положительное отношение к себе и своему здоровью у детей формируется очень долго. Поэтому в семье и детском на этот счёт должны быть единые взгляды для решениях задач в воспитании и в формировании основ здорового образа жизни ребенка.



    Предварительный просмотр:

    Проект «Дружочек- чесночок!»

    Проект: краткосрочный групповой, исследовательски- теоретический.

    Участники проекта: воспитанники, родители воспитанников, педагоги, старшая медицинская сестра.

    Актуальность:

    Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статические показатели по рождению и заболеваемости человека в 21 веке. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

    Забота о здоровье детей дошкольного возраста складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на активизацию и совершенствование физических возможностей воспитанников.

    Основные пути реализации данного проекта: 

    • Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
    • Выявление интересов и наклонностей детей;
    • Издательская деятельность;
    • Распространение передового опыта.

    При разработке содержания, форм и методов проекта я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.

    Цель проекта:

    -формировании и укрепление установок здорового образа жизни у детей,

    - создание условий, направленных на сохранение, восстановление здоровья ребенка;

    Задачи:

    • Укрепление здоровья детей;
    • Повышения активности функций организма и общей работоспособности;
    • Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском учреждении;
    • На основе наблюдения за ростом чеснока сформировать умение распознавать состояние растущих организмов;
    • Овладения детьми элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.

    Для решения поставленных задач проекта используются методы:

    Экспериментирование, труд в природе, игровые методы, моделирование и анализ проблемных ситуаций и др.

     Проект представляет систему взаимосвязанных мероприятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний об укреплении здоровья человека, формирования здоровья сберегающих установок.

    Проект предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности в обучающихся группах. Занятия проводятся



    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ «Будь здоров!»

    Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

    Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.

    Цель проекта: воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья.

    Задачи:

    • Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, ресурсное обеспечение

    • Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения

    • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ

    • Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий

    Объект проекта: МАДОУ детский сад № 52

    Субъекты проекта: Педагоги, дошкольники, родители

    Срок проведения: с 1 сентября 2012 г- 1 сентября 2013 г

    Принципы:

    • доступность: учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту;

    • Систематичность и последовательность: постепенная передача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных норм и правил;

    • Индивидуально- дифференцированный подход: создание благоприятной среды для усвоения норм и правил ЗОЖ каждым ребенком;

    • Динамичность: интеграция проекта в разные виды деятельности.

    Условия реализации проекта:

    • Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы

    • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха

    • Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения

    • Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту

    • Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении

    • Реализация различных форм систематической работы с родителями

    Ожидаемые результаты:

    • Создание системы комплексного подхода к формированию у дошкольников привычки к ЗОЖ;
    • Снижение количества заболеваемости детей;
    • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья;
    • Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода;
    • Повышение профессиональной компетентности в области формирования культуры здорового образа жизни;
    • Повышение заинтересованности работников ДОУ и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
    • Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей в укреплении здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

    В проект включены разделы:        

    Название раздела

    Содержание раздела

    Участники проекта

    «Я»

    • Расширять знания ребенка о себе своём имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания;
    • Рассказать и объяснить для чего нужно сердце, для чего оно стучит; для чего нужны уши, глаза; как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми.
    • Представить в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама(папа), бабушка(дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности телосложения).
    • Бережно относиться к своему организму, осознать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования.
    • Ответственно относиться к внутренним органам, выполнять основные валеологические правила.

    Педагоги, воспитанники, медицинские работники, представители детей (родители, бабушки, братья и т.д).

    «Физкульт –Ура!»

    • Познакомить с различными видами закаливания, коррекционной гимнастикой

    Инструктор по физкультуре, инструктор по плаванию, педагоги, дети, родители.

    «Внимание!»

    • Сформировать знания ребенка:
    • О стили жизни,
    •  Адекватном поведении в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных (если ты потерялся, встретился с незнакомыми людьми и т.д.)

    Педагоги, родители, сотрудник ГИБДД

    «Опасность!»

    • Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях (ПДД, ПБ)

    Педагоги, родители, сотрудник ГИБДД

    «Мой-до-дыр!»

    • Формировать систему представлений о культуре быта человека;
    • Познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания

    Педагоги, воспитатели, родители, медицинская сестра.



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей по обучению детей ПДД

    РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!!!

    Рекомендации для родителей по обучения детей правилам дорожного движения.

    1. Выходить из дома следует заблаговременно – так, чтобы остался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.

    2. Увидев автобус на остановке на противоположной стороне улицы, не спешите, не бегите к нему через дорогу. Объясните ребенку, что это опасно. Можно попасть под колеса движущегося автомобиля.

    3. Покажите ребенку переход. Следите за тем, как переходите проезжую часть: не наискосок, а строго перпендикулярно. Ребенок должен осознать, что это делается для лучшего наблюдения за дорогой.

    4. Там где есть светофор, переходите улицу строго по зеленому сигналу.

     Выход из подъезда дома.

    1. Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребенка и посмотрите вместе – нет ли машин.

    2. Если у подъезда стоит машина или растет дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и «Выгляните» — нет ли за препятствием скрытой опасности.

    Такое наблюдение во время прогулки полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы – кустами, деревьями, забором и др.

     Переход через проезжую часть, где нет светофора.

    1. Во время прогулок и по дороге в детский сад, школу и обратно приучайте ребенка останавливаться, приблизившись к проезжей части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило пешехода.

     Запоминание дороги в детский сад, в школу и домой.

    1. Во время движения по улице показывайте ребенку дорожные знаки, объясняйте их название и назначение. Покажите все виды пешеходных переходов. Обратите внимание на сигналы светофора, объясните значение каждого из них. Покажите наличие магазинов, аптек, остановок маршрутного транспорта, название улиц.

    2. Нарисуйте вместе с ребенком маршрут движения в детский сад, в школу. Покажите на этом маршруте самые опасные участки. Прорисуйте наиболее безопасный путь по этому маршруту. Потом несколько раз пройдите по нарисованному маршруту как на схеме, так и на улице.

    Помните! Ребёнок учится законом дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей.

    СОХРАНИМ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ!!!!!!



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей:

    «Формирование коммуникативных навыков общения у детей».

            2015г.

       Высокий уровень коммуникативности человека – залог его успешной жизнедеятельности и психологического комфорта. Коммуникативные навыки приобретаются с раннего детства благодаря окружающим, которые должны квалифицированно формировать их.
       Если месячный малыш вам улыбнулся, значит, вы действуете правильно. Через месяц дитя ответит вам движениями ручек и ножек, агуканьем, что также подтвердит профессионализм ваших усилий, основанных на ласковом обращении к нему и на комментариях к вашим действиям с ним (потешки, пестушки). Дитя прислушивается к первым своим звукам в ответ взрослым, призывает нас подойти, и мы обязаны реагировать. 
         К 6 месяцам, благодаря комментариям взрослых, ребенок уже различает слова, обозначающие кормление, купание, а на вопрос «где» ищет взглядом. Необходимо поощрять восьмимесячного малыша повторять за нами отдельные звуки, выполнять жесты: до свидания, ладушки, дай ручку; откликаться на свое имя. Мы играем с ним в «Догоню!», «Спрячусь». К году взрослые должны научить дитя выполнять команды и игровые задания: «Дай погремушку», «Покачай куклу», «Погладь кошку»; произносить слова «мама», «папа», «ам-ам», повторяя за нами до 15 слов.
        На втором году роль общения у детей возрастает, и оно по-прежнему имеет две формы: эмоциональную и разговорную. Мы продолжаем формировать вербальные и невербальные способы общения (кивать головой, махать рукой), учим его не только слышать нас, но и понимать, выполняя наши просьбы и поручения. 
        Взрослые предлагают ролевые игры (мамы, водителя, врача), используя куклу, мишку как партнеров. Речевые игры, стихи, песенки, скороговорки совершенствуют произношение ребенка, его речевое дыхание, темп, силу голоса. 
        Если малыш понимает текст читаемой ему песенки, он сопровождает слушание соответственными жестами, движениями, действиями с игрушками, повторяет за нами отдельные слова. При повторном прослушивании дети стараются подсказать текст, жестикулируют. Помните, всегда они готовы слушать чтение или рассказ взрослого. Наше слово для них – регулятор поведения, инструкция к действию, а речь – основной способ общения.
        Младшие дошкольники совершенствуют свои коммуникативные навыки в сюжетно-ролевых играх: «Дочки-матери», «Детский сад», в которых усваивают правила поведения. Мы знакомим их с речевым этикетом: не вмешиваться в разговор, выслушивать собеседника, избегая посторонних жестов и не отвлекаться. 
        У них появляются навыки само- и взаимоконтроля. Мирилки, голосилки, считалки шлифуют технику речи, совершенствуют коммуникативные навыки, обогащают опыт общения. Со взрослыми у детей развивается новая форма общения, которая носит познавательный характер. Мы воспитываем внимание и доброжелательность к окружающим, учим сдерживать отрицательные эмоции к собеседнику, высказываться внятно и точно.
       К 5 годам в совместной игре дети сами ищут партнеров и договариваются с ними, становятся лидерами или пассивными участниками, отношения к сверстникам превращается из нейтрального в дружелюбное. Сюжетные игры по-прежнему являются главным стимулом развития коммуникативных навыков, хотя теперь нам необходимо дифференцировать интересы мальчиков и девочек (игры с машинками или куклы), знакомить с правилами дружественной игры, уступать, просить, тактично высказывать отказ и несогласие. Тогда ребенок перейдет от ролевых отношений с партнерами к реальным.
       В играх «Хорошо - плохо», «Когда огонь (вода, ветер, дождь…) нам друг, а когда – враг», «Когда это бывает» дети начинают осознавать абстрактные понятия: дружба, время, добро. Упражняясь в играх со словами «здесь - там», «высоко – низко», «большой – маленький» дети обозначают словами пространство, размеры.
       Для развития коммуникативных навыков нужно организовать тематические недели («Семья», «Животные», «Время года», «Транспорт» …), в процессе которых дети получат, систематизируют, анализируют, преобразовывают знания и закрепляют их в ролевых играх. 


      Например, тематическую неделю «Дикие животные» начинаем с чтения литературы, бесед о животных, наблюдений во время экскурсии в зоопарк. Затем дети преобразовывают полученные знания в своей художественной деятельности (лепка, рисование, конструирование); систематизируют и анализируют в эвристических беседах: «Зачем лисе длинный хвост (ежику колючки, жирафу длинная шея…)», в играх: «Скажи, какой медведь (лиса, волк…)», в словесных описаниях животных. 
       В конце недели полученные знания закрепляются в ролевых играх по сюжету: «Зоопарк», «Животные заболели», «В зоопарк привезли новых африканских животных». В процессе этих игр развиваются коммуникативные навыки, активизируется словарный запас, тема закрепляется.
    В старшем возрасте дошкольника формируются элементы самоконтроля при общении, мы учим предусматривать последствия своих слов и действий, сравнивать, способствуем становлению моральных мотивов коммуникации. Для этого проводим Дни вежливости, «Путешествия в страну Вежливости», разыгрываем ситуации: «Грубый – вежливый», «Комплименты», «Хороший – плохой». 

    Только благодаря тому что взрослые долго и упорно проводят формирование у детей навыков общения, дети будут иметь необходимый уровень развития речи для последующего обучения в школе.



    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Особенности формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.»

            2015г.

    Уважаемые родители Вам хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

    Способность к общению включает в себя:

    1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
    2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
    3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

    От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

    На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

    На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.

    Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

    От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

    Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

    - создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

    - признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

    - сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

    В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

    Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

    Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

    Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

    Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

    - не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

    - не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

    - поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

    - не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

    - показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

    - не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

    Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

    «ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

    «Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

    Принципы общения с агрессивным ребенком:

    - для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

    - помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

    - дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

    - показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

    - пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

    Игры на выплеск агрессивности

    «Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

    «Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

    «Разыгрывание ситуации»

    Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

    - сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

    - не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

    - после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

    - не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

    - не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

    Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

    «Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

    «Сидящий и стоящий».

    Застенчивость

    Последствия:

    - препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

    - удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

    - не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

    - усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

    - мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

    - сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

    Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

    Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

       Советы родителям замкнутых детей:

    Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

    - расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

    - подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

    - стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

    - если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

    Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

    1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

    - проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

    - контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

    - не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

    - стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

    - реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

    - повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

    - не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

    - выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

    1. Изменение психологического микроклимата в семье:

    - уделяйте ребенку достаточно внимания;

    - проводите досуг всей семьей;

    - не допускайте ссор в присутствии ребенка.

    1. Организация режима дня и места для занятий:

    - установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

    - чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

    - снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

    - избегайте по возможности больших скоплений людей;

    - помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

    1. Специальная поведенческая программа:

    - придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

    - не прибегайте к физическому наказанию

    - чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

    - составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

    - воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

    - не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

    - не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

    Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

    Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

    - лишение удовольствия, лакомства, привилегий

    - запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

    - внеочередное дежурство на кухне и т. д.

    Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com