Проекты

Усольцева Ольга Петровна

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение  «ЦРР-детский сад «Улыбка»

Описание: https://static8.depositphotos.com/1006634/927/v/950/depositphotos_9270681-stock-illustration-four-leaved-clover-frame-background.jpg

Проект

«Природа — это наша обитель»

для детей младшей группы.

(срок реализации с 25.10.19-25.12.19)

Номинация:

«Лучший исследовательский проект»

Подготовила:

воспитатель

I кв. категории

Усольцева О.П.

п. Салым. 2019г.

Пояснительная записка.

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для всех нас.

Планета Земля такая красивая, токая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах одним из видов познавательной деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Так М.А.Шаргаев считает, что «Необходимо начинать экологическое воспитание и обучение человека с его утробного развития. Детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше».

Благодаря научным исследованиям дошкольного воспитания Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, Т.И. Поповой, Н.А. Кондратьевой, О.А. Соломенниковой и др. мы имеем возможность воспитывать, экологическую культуру детей начиная, с раннего возраста. Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет.

Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития ребенка в целом, готовности его к школе. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления будет разработан и использован как комплекс форм, средств, приемов, способствующих формированию экологического представления на эмоционально-чувственной основе. Ребенок будет вовлечен в элементарную поисковую деятельность, в ходе которой формируется интерес к приобретению знания о природе и ее явлениях.

Новизна проекта заключается в создании модели экологического образования с учётом введения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, в основе, которой лежит формирование экологической культуры педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей), формирование навыков экологически грамотного поведения и непосредственному  взаимодействию детей с природой (экскурсии в природу, практические занятия, наблюдения, экологические акции и др.)

Актуальность проекта: Мы часто говорим о природе с детьми, забывая, что правильное определение её может быть им пока неизвестно. Так что такое природа?
Природа - это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека. Она бывает живой и неживой.                                                                                                                         Живая природа – это предметы, которые могут дышать, двигаться, питаться, жить, развиваться и умирать. То есть, это все живущие вокруг нас животные и растения. Люди – это тоже часть живой природы.
Неживая природа – это воздух, ветер, вода, почва, камни, облака, находящиеся в земле полезные ископаемые и так далее.

 Закладывать основы  экологического образования особенно важно в  дошкольном  возрасте. Именно в этот период  формируется доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». Именно  в этот период важно успеть заложить ростки ответственности за свои поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться к ней могут только понимающие её и экологически грамотные люди. Актуальность проекта  состоит в том, чтобы довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде. 

Цель: формирование и развитие представлений об окружающей природе,  ответственное отношение к ней.

Задачи:

Обучающие:

-способствовать формированию знаний об окружающем мире: живой и неживой природе;

-содействовать формированию основ экологических знаний.

Развивающие:

-содействовать формированию умений и навыков наблюдения за процессами и явлениями, происходящими в природе;

-способствовать развитию любознательности и наблюдательности, потребности в освоении окружающего мира;

-способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения, творческих способностей.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию интереса к познанию окружающего мира;

-содействовать становлению экологической культуры воспитанников (правильному поведению в природе);

-прививать чувство добра и гуманности, бережного отношения к природе.

-вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Проект направлен на то, чтобы организовать атмосферу интересной деятельности путём создания ситуаций, вызывающих особо яркие впечатления у детей, создать положительный настрой на занятиях, повысить интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями. Проект  учитывает возрастные особенности детей. На каждом занятии,  широко используется игровая форма обучения (ролевые, экологические, дидактические, познавательные игры; игры-путешествия, игры-соревнования; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, подвижные игры).                                                                                                                                                 Игра, как никакая другая форма активного обучения, позволяет детям этого возраста пройти основные этапы усвоения материала - восприятие, осмысление, запоминание. В игровой форме быстрее происходит развитие воображения, логического и творческого мышления, внимания, памяти. НОД,   проведённая в рамках проекта стимулирует познавательную деятельность детей, развивает   коммуникативные умения,  творческие способности.

Планируемые результаты проекта:

-дети научатся наблюдать за живыми и неживыми объектами природы; выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;

-сформируются первоначальные экологические знания;

-научатся проявлять чувство добра и гуманности к окружающей их природе.

-сформируется представление:  об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о растениях, птицах, диких и домашних животных, особенностях их образа жизни;                                                                                                                                                                                

-научатся отражать в разных видах  детской деятельности  эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.

-родители окунутся в жизнь группы, установятся доверительные, партнерские взаимоотношения для совместного  воспитания и обучения детей.

Продукт  проекта: альбом «Природа — это наша обитель»

Содержательный раздел проекта.  

1 этап. Организационно-подготовительный.

2 этап. Основной. Реализация проекта.

3 этап. Обобщающий

Организационно  -  подготовительный этап.

  • Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Опрос детей, с целью выявление экологических знаний.
  • Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  • Составление плана реализации проекта. 
  • Поиск различных средств достижения целей;
  • Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  • Создание дидактического и методического материала

2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и  включает в себя:

  • Работу с детьми.
  • Работу с родителями.

Работа с детьми:

непосредственно - образовательная деятельность;

образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;

самостоятельная деятельность детей.

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

Тематические НОД экологической направленности:

  • «Зайка в гостях у детей».( приложение 1)
  • «Рассматривание игрушек – поезда, коровы, кукушки, петуха»
  • «Описание игрушек – котенка, жеребенка, мышонка»
  • «Пересказ сказки Репка»
  • «Составление рассказа об игрушках – котенке, зайчонке»
  • «Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»
  • «Пересказ сказки «Козлята и волк»
  • «Составление описательного рассказа об игрушках мишке и мышке»
  • «Как звери готовятся к зиме»  

Познавательно - исследовательская деятельность:

  • «Рассматривание комнатного растения –бальзамина»
  • «Рассматривание дерева»
  • «Рассматривание снегиря»
  • «Полив комнатного растения»

Игры-экспериментирования:

  • «Снежное волшебство» 
  • «Познакомимся с водой».
  • «Свойства воды»
  • «Что такое снег» 
  • «Заморозим»
    «Разогреем»
    «Цветные льдинки»
  • «Сложи картинку»

Чтение художественной литературы по проектной тематике.

  • Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»        
  • Русская народная сказка «Три медведя»        
  • Русская народная сказка «Лиса и волк»        
  • Русская народная сказка «Рукавичка»
  • Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» 
  • Чарушин рассказ «Волчишко» 

Наблюдение за объектами живой и неживой природы:

- деревьями
- птицами
- одеждой людей
- солнцем
- небом
- дождем
- ветром
- лужами
- почвой 
- тучами
- дождем с мокрым снегом
- дымом из труб
Познавательные, ситуативные беседы. 

  • Беседа на тему: «Птицы зимой»  
  • Беседа «Какие жители живут в лесу?»
  • Беседа «Мы природу бережём»
  • Ситуация «Если б не было воды» 
  • Ситуация «Куда подевалась бумага»

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Тематические НОД экологической направленности:

  • «Мытье комнатного растения»
  • «Морозные деньки»
  • «День и ночь»

Игровая деятельность экологического содержания:

Сюжетно-ролевые игры; 

  • «Собираемся на прогулку»
  • «Петушок поет»
  • «Магазин»

Дидактические игры:

  • «Узнай и назови»
  • «Что бывает осенью? »
  • «Чего не стало? »
  • «Времена года»
  • «Чудесный мешочек» («Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Животные»)

Театрализованные игры.

  • «Теремок»
  • «Колобок» 
  • «Зверята»

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

  • уход за растениями   в группе;
  • поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:        

Рисование: 

  • «Выросла репка - большая- пребольшая»
  • «Яблоко с листочком»
  • «Падают, падают листья»
  • «Деревья в снегу»

Лепка:

  • «Ягодки на тарелочке»
  • «Снеговик»
  • «Снег идёт»

Аппликация :  

  • «Кто в лесу живёт»? (приложение 2)
  • «Друзья для Зайки»
  • «Волшебные снежинки»
  • «Праздничная ёлочка»

Конструктивно - модельная деятельность.

  • «Строим будку для собачки»
  • «Кормушка для птиц»
  • «Избушка для Зайчика»

Музыкально – досуговая  деятельность:

  • Пение «Дождик»,
  • «Желтые и красные листики»,
  • «В огороде мы трудились»
  • Праздник Осени.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта: 

Спортивные, подвижные  игры:

  • «Солнышко и дождик»  
  • «Дождик- дождик»,
  • «Птички и дождик»
  •   «Ветер и снежинки»
  • «У медведя во бору»
  • «Прозрачные льдинки»    
  • «Совушка- сова»  
  • «Как на горке снег, снег»

Трудовая деятельность:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

  • Сбор листьев для гербария
  • Уборка территории.

Чтение художественной литературы:

  • «Падают листья» М. И. Венсен, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад».

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых природоохранных акции на тему:

-  акция «День без бумаги» 

https://nsportal.ru/usoltseva-olga-petrovna"

 -акция «Синичкин день» (приложение 3)

http://ulybkasalym.ru/покормите-птиц-зимой/

-акция  «Спасем елку в Новый год».

 Выставки  творческих работ на тему:

- «Осеннее лукошко»

- «Зимняя сказка»

Работа с родителями:

- оформление информационного уголка.

Консультация для  родителей на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»

( приложение 4)

- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;

- участие в выставке поделок «Осеннее лукошко», «Зимняя сказка»

- привлечение к участию в природоохранных акциях: акции «Синичкин день», «Спасем елку в Новый год».

- проведение праздников, развлечений;

 Список используемой литературы:


1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.   Михайлова и др. – СПб: Детство-пресс, 2011.

2. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М.: «Сфера», 2012г. – 128с.
3. Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.

4. Воронкевич О.А «Добро пожаловать в экологию!» Санкт-Петербург   «Детство-Пресс» 2010.

5. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М.: ИД «Цветной мир», 2011 г.

Приложение 1.

Конспект НОД

Тема: «Зайка в гостях у детей».

Образовательная область:  «Познавательное развитие»

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность.

 Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с различными по свойствам материалами: ватой, камнем. Формировать представления о их свойствах: вата (мягкая, легкая, теплая), камень (твердый, тяжелый, холодный).

Развивающие:

Развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность в процессе экспериментирования.

Развивать навыки исследовательской деятельности;

Способствовать развитию внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со сверстниками, играть дружно.

Воспитательные:

 Воспитывать умение работать в группе, формировать доброжелательность и отзывчивость.

Оборудование:    Мягкая игрушка Зайка, два ведёрка, полотенце, ёмкость с водой, вата, камешки.

Методы: Наблюдение, сравнение, дидактическая игра, подвижная игра

Предварительная работа: Рассматривание камней в уголке природы, составление фигурок из камешков, изготовление мягкой поделки из ваты, рассматривание ваты, как материала, проведение дыхательной гимнастики с ваткой, изучение свойств камня; ваты.

Словарная работа:  вата, камушки.

Ход НОД:

Этап.

Длительность

Деятельность

1.

Открытый вход в деятельность

1 мин.

 Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. 

(Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся

2.

Вводно-организационный

1 мин.

В группе появляется Зайка с ведёрками.

- Зайка долго одевался,

Видно к деткам собирался.

Вымыл ушки, вымыл носик

И пришел к ребяткам в гости.

Зайка: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.

К вам я в гости собирался, мама попросила принести вам подарки, дала мне два ведёрка, пока я шёл, одна ручка у меня очень устала, такое ведёрко тяжёлое, а вторая совсем не устала. (У зайки два ведёрка, тяжелое и легкое).

3.

Мотивация на деятельность

1 мин.

Зайка: Помогите мне ребятки разобраться почему?

В: Милый зайка, а можно мы посмотрим, что у тебя в зелёном ведёрке?

Зайка: Конечно, посмотрите, помогите мне понять, почему ручке моей так легко было нести это ведёрко

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

3 мин.

В: Посмотрите ребятишки, что-то мягкое, белое. Как вы думаете, что это?

 ( Исследовательская деятельность с ватой).

В: Давайте с вами потрогаем, какая она?  (Пушистая)

В: А давайте возьмём по комочку и дотронемся до щёчки, какая наша ватка? Мягкая, теплая).

В: А давайте попробуем подуть на нашу ватку, что случилось? (Улетела)

В: Значит наша ватка, лёгкая. А ещё, давайте с вами попробуем бросить вату на стол, слышно, как вата падает? ( Нет.)

В: Зайка, посмотри у нас есть ещё ванночка с водой, давайте ребята покажем, что произойдёт с нашей ватой если мы её опустим в воду.(Она не тонет).

В: Вата не тонет, но очень быстро намокает, а когда вата намокла, что произошло? (Она стала мокрой и утонула). В: вот какая у нас интересная вата, а давайте теперь посмотрим, что во втором ведёрке у зайки (фиолетовом). Что это такое ребята? (камушки).

 В: Зайка, вот почему твоя ручка устала, посмотри, в этом ведёрке камушки. Давайте, расскажем, нашему Зайке, какие камушки.

(Исследовательская деятельность с камушками.)

В: Давайте с вами потрогаем, какие они? (Гладкие).

-А давайте бросим наши камушки на стол, слышно, как они падают?

- Давайте попробуем подуть на наши камушки, что случилось? (Они остались на месте).

В: значит наши камушки, тяжёлые. Зайка, посмотри мы наши камушки, бросим в ванночку с водой. Ребята, что произошло с камушками?  (они утонули).

 В: Значит, наши камушки тяжёлые и не могут держаться на воде. Вот какие у нас интересные камушки.

А теперь немного поиграем, Зайка присоединяйся к нам  

5.

Динамическая пауза

1 мин.

- А теперь покажем Зайке, как мы можем играть. Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

Зайка посмотри, как мы играем.

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку. Затем встают)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать! Скок - скок скок - скок, надо зайке поскакать!

 (Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто - то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

(Дети разбегаются врассыпную, а воспитатель берёт лисичку и бежит за зайками).

В: вот какие молодцы, здорово играют малыши.

6.

Практическая работа

 2 мин.

Дидактическая игра "Назови свойство"

( игра на равнение материала ваты и камня).

 Камешек не смогли сдуть со стола, он какой? (Тяжелый) А на ватку мы подули и она улетела, она какая? (Легкая) Вата лёгкая, а камешек тяжелый.  

Камешек падает, какой звук мы слышим? (Громкий)

А вата упала, какой был звук? (Упала тихо, было не слышно)

Вата теплая, а камушек (Холодный)

7.

Открытый выход из деятельности

1 мин.

 В:  Вам понравились  такие разные гостинцы от Зайки? Что принес нам Зайка?   Воспитатель с детьми говорят спасибо за необычные ведёрки и приглашают зайку приходить к ним еще в гости.

В: Зайка убежал в лес, а ведёрко с камешками нам оставил (предлагает детям выложить из камешков солнышко, дорожки и т.п.).

Приложение 2.

Конспект  НОД

Область: художественное творчество (аппликация)

Тема: «Кто в лесу живёт»?

Цель: Создание сюжетной композиции из готовых силуэтов животных.

Задачи:              

-учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов диких животных,

- развивать композиционные умения - размещать силуэты животных на панораме зимнего леса.

-воспитывать эстетическое отношение к природе; интерес к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве.

Оборудование: незавершённая композиция «Зимний лес»,белые листы бумаги, шаблоны диких животных, ножницы, клей, простые карандаши, вата, цветные нитки, салфетки -матерчатые, из клеёнки, игрушки -медведь, белка, заяц, лиса, волк, картины с изображением природы России.

Предварительная работа: создание композиции «Зимний лес»,беседы о диких животных, рассматривание иллюстраций в книгах, журналах; дид.игры:  «Назови правильно», «Изобрази животное», «Кто где живёт».

Словарная работа: охапка,

Ход НОД:

Этап.

Длительность

Деятельность

1.

Открытый вход в деятельность

1 мин.

-Ребята, давайте поприветствуем друг друга. 

(Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем – 
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

2.

Вводно-организационный

1 мин.

-Ребята, скажите, в какой стране мы живём? Правильно, в России. Большая и красивая наша страна, широки поля России, глубоки реки и озёра, густы леса России.

(По ходу рассказа выставляются картинки с изображением природы России).  

3.

Мотивация на деятельность

1 мин.

Разнообразен животный мир нашей страны. Я сейчас  загадаю загадки, а вы назовёте животных, о которых идёт речь.

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

3 мин.

-Летом бродит без дороги между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.  (Медведь).

-Прямо с ёлки на пенёк

Прыгнул рыжий огонёк.

А потом на ствол ольхи

Подскочил прыжком лихим.  (Белка).

-Когда я голодный, меня не встречай,

Щёлкну зубами и съем невзначай.  (Волк).

-Угадайте, что за шапка?

Меха — целая охапка,

Шапка бегает в бору,

У стволов грызёт кору.  (Заяц).

-Посмотрите-ка какая,

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

На увёртки мастерица.
Как зовут её?  (Лисица).

По мере отгадывания загадок из корзины появляются соответствующие животные, проводится рассматривание  и беседа о каждом из них.

-Ребята, я предлагаю вам выбрать любое животное и поселить его в наш зимний лес.

5.

Динамическая пауза

1 мин.

 «Весёлые зверята»:

Зайка скачет по кусточкам,                  

Скачут на двух ногах, сделав «уши» из ладошек.

По болоту и по кочкам.                    

Белка прыгает по веткам,                

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Гриб несёт бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,                

Идут вперевалочку.

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек            

Двигаются в полуприсяде, сделав круглые спинки.

Катится колючий ёжик.                   

6.

Практическая работа

 8 мин.

Дети рассаживаются за столы,  намазывают клеем силуэт животного, затем приклеивают на композицию зимнего леса.

7.

Открытый выход из деятельности

1 мин.

Чем мы сегодня занимались. Что вам понравилось? Что было трудным, лёгким. Ребята, посмотрите как красиво у нас получилось! Лес наш ожил, как - будто кто волшебной палочкой тут поработал!

Молодцы ребята.

Приложение 3

Конспект НОД

Образовательная область:  «Познавательное развитие»

Тема: «Синичкин день»

Цель: Пополнение и расширение  знаний детей о птицах, о народном празднике «Синичкин день»

 Задачи:  

-Познакомить с семейством синиц, характерными чертами птиц, их особенностями, пользой в природе.

-Развивать познавательный интерес, моторику рук.

-Воспитывать   бережное отношение к природе, желание помогать птицам зимой.

Оборудование: презентация «Интересные факты о птицах», карандаши, незаконченные рисунки птиц, кормушки, мячи, корзины, корм для птиц.

Словарная работа: синица- зинька.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Птицы», разучивание песен, стихов о птицах.

Ход НОД:

№ п/п

Этап.

Длительность

Деятельность

1.

Открытый вход в деятельность

1 мин.

Приветствие

«Мой друг»
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

2.

Вводно-организационный

1-2 мин.

Ребята я загадаю вам загадку, а вы послушайте и скажите, о ком она?

– Ей на месте не сидится,
Всё летает целый день.
Суетится, суетится,
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте, что за птица?
То весёлая… (синица).

Молодцы! Правильно.

3.

Мотивация на деятельность

1-2 мин.

-А что вы знаете о птицах?

– Чем отличаются птицы от других животных?

– Назовите известных вам птиц.

– Какая у них расцветка?

– Где обитают птицы?

– Чем питаются?

-Давайте вместе с вами рассмотрим строение птиц.

- Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

-А что  вы знаете о птице - синице? Хотите узнать больше. Я приготовила для вас интересный и увлекательный рассказ и фильм  о птицах.

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

6-10 мин.

– Дорогие ребята! Сегодня  12 ноября мы отмечаем чудесный праздник – Синичкин день. Он имеет давние традиции.

Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки.

– Люди подмечали: если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы; если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню.

– А сколько поговорок и народных примет посвящено этому дню!

– В народе говорили: «Синичка невелика, а свой праздник знает», «Синица – воробью сестрица», «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной».

-Скажите, синица это к птица - зимующая или перелётная? Назовите ещё перелётных и зимующих птиц.

Игра на внимание   «Какой птички не стало?»
На доске — три  картинки с изображением зимующих птиц,  незаметно для детей убирается  ода из  картинок  и спрашивается:

 - Какой птички не стало? Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. 

5.

Динамическая пауза

1 мин.

А сейчас   мы превратимся с вами в синичек:

 Покружились, покружились и в синичку превратились.

Физкультминутка « Шустрая синичка».

Скачет шустрая синица          (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,         (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,      (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.        (кружимся на месте)

Вот присела на минутку,        (присели)

Почесала клювом грудку,       (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,     (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири                             (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!                       (прыжки на месте на двух ногах)

Покружились, покружились и в детишек превратились.

6.

Практическая работа

5-12 мин.

Дидактическое упражнение  «Закончи рисунок»
- Ребята! Один художник рисовал  портрет синички. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок! 

7.

Открытый выход из деятельности

3 мин.

 -Ребята о ком мы сегодня говорили? Какой праздник отмечает народ 12 ноября? Что интересного вы узнали?

На прогулке вешаем кормушки для птиц, которые сделаны дома вместе с родителями. Насыпаем корм в кормушки. (хлеб, зерно, пшено).  При этом проговаривая четверостишие:
Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе крошки на моей ладошке.

Приложение 4.

Консультация для родителей.

«Мы любим природу!»

        Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить ее, беречь и лелеять. Как привить детям любовь к природе?

Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям постарше будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику.

Но, несомненно, самый лучший способ привить ребенку любовь к природе – это, непосредственно, «подружить» его с ней. Ребенок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.

Лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребенку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребенок очень быстро усваивает такую модель поведения.

           Когда мы выходим с детьми гулять на свежий воздух в парки или скверы, что мы ожидаем там увидеть? Конечно же, аккуратно подстриженные кусты и деревья, гнезда птичек, животных (белочек, собачек, кошечек и т.п.).

А в итоге? Мусор, разоренные гнезда, а, иногда встречаются случаи, и замученные кем-то животные, срубленные сучки у деревьев и кустарников.

Несколько способов, как привить своему малышу любовь ко всему живому.

  • Запаситесь картинками всех времен года (можно скачать с интернета готовое, а можно и нарисовать с ребенком вместе).

Разговаривайте со своим ребенком о времени года, которое сейчас за окном. Опишите, в чем его различие от остальных. Можно показать картины известных художников по тематике времен года. Попросите ребенка описать происходящее на картине.

  • Как можно чаще смотрите с малышом в окно.

Разговаривайте обо всем, что видите: о лужах (цвет, размер), дождике, радуге, солнышке, птичках и их гнездах (для чего они), собачках и кошечках, о деревьях.

  • Когда вы гуляете с ребенком на улице, то чаще привлекайте внимание ребенка на небо.

Разглядывайте тучки (на что они похожи, какого цвета, какой формы), солнышко и луну, звезды. Расскажите малышу все, что знаете об небесных светилах сами. Расспросите ребенка о его ощущения.

  • Обращайте внимание своего чада на кустарники и деревья.

Сравнивайте между собой два (и более) деревьев, рассмотрите их кроны и стволы. Изучите их с земли до самой верхушки: они похожи на карликов или великанов? Стройные или раскидистые? Стволы узкие или широкие? Обнимите ствол, прислонитесь ухом к дереву, спросите кроху, что он чувствует? Изучите кустарники, какие они? Рассмотрите веточки, листики, почки, кору. Изобразите словами или жестами шелест падающих листьев, крону деревьев.

  • Летом изучайте зеленую, свежую травку; осенью – желтую, сырую, пожухлую.

Рассмотрите каждую травинку, какая она? Низкая или высокая? Узкая или широкая? Твердая или легко гнется?

  • Зима – прекрасная пора для изучения снега.

А какой он сегодня? Изучите все его свойства: запах, цвет, таяние и замерзание. Липкий или не очень, хрупкий или твердый? Спросите малыша, что он знает? А если принести снег домой, что будет? А на снегу порисовать – это же интересно и познавательно. Попробуйте слепить снежную бабу или поиграть в снежки. Сделайте горку, залейте водой. Пусть она будет совсем маленькая, но, зато, столько новых и познавательных вопросов: а что такое лед? Почему он скользкий? Из чего состоят снежинки? Разговаривайте и объясняйте, по возможности, все.

  • Летом, измеряйте каждую лужу,

хоть чем: палочками, в сапогах (если вы уверены, что они не худые), прутиками. Большая или маленькая? Глубокая?

  • Идет дождь, и нет возможности погулять? Не беда!

Заметьте, какой идет дождь за окном: кратковременный или затяжной? Слабый или сильный? На что похожи капельки, которые стекают по стеклу? А можно ли рисовать на окне, когда оно запотеет? Весело же рисовать смешные рожицы. Научите, так же, ребенка дуть на стекло и дышать.

  • На улице, в песочнице,

просто на земле: копайте ямки разной глубины и ширины, сравнивайте землю, песок, глину по цвету, составу. Изучайте состав.

  • И, самое главное, учите, учите своего малыша уважать, любить и заботиться о братьях наших меньших.

               Кормите птичек в пруду и голубей в парках и скверах, стройте скворечники и делайте кормушки. Если у вас дома есть кот или собачка, то лет с трех приучите малыша к ответственности: кормить питомца, следить, чтоб была налита водичка в миске.

  • Станьте для своего ребенка примером позитивного отношения к природе: выращивайте и ухаживай за комнатными растениями, кормите рыбок и держите в чистоте аквариум, кормите бездомных животных.

            Ребенок – это маленький исследователь всего, что его окружает. Но нужно знать меру. Если ваш ребенок взял в руки маленького жучка (бабочку) и сжимает – объясните, что он причиняет боль живому существу.

Проявите бдительность: представьте, что вы идете по тротуару или дорожке, и по ней ползет муравей или жучок. Как вы поступите? Правильнее: взять жучка и перенести на травку – так вы покажете ребенку свою заботу. Объясните, что так жучка не раздавят.

  • Бросайте мусор только в урны!

Вы сами должны это делать, чтоб и ребенок за вами повторял. Не кидайте где попало. Если нет урны рядом, положите бумажку в карман или в специальный целлофановый пакетик (захватите из дома — пригодится), а потом в урну.

Ребенок, как губка, впитывает все плохое и хорошее. Позаботьтесь о том, чтоб в его жизни было побольше хорошего.

Так что же значит «любить природу»?

Любовь – это сфера чувств, мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребенка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать это чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они все замечают и подражают нам.

Так давайте же вместе любоваться природой нашего города, красотой парков и скверов, рассказывать детям обо всем, что нас окружает.