Главные вкладки

    Олимпиады, НОУ

    Трифанова Майя Валерьевна

    Ежегодно ученики школы участвуют в школьных, районных и областных предметных олимпиадах, становятся их призерами. Кроме этого учащиеся ведут исследовательскую работу в секциях НОУ на базе школы и ВУЗов города.

     

    Задания и темы НОУ и олимпиад муниципального уровня

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Требования к оформлению работ для НОУ151 КБ
    Microsoft Office document icon Темы для НОУ для 7 класса24 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 6 класс 2011-201226 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 7 класс 2011-201270.5 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 8 класс 2011-201231.5 КБ
    Файл Школьная олимпиада 9 класс 2011-201267.07 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 9-11 класс 2011-201253 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 5-6 класс 2012-201336.5 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 7 класс 2012-201370 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 8-9 класс 2012-201345.5 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 9-11 класс 2012-201347 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 5 класс 2013-2014314.5 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 6-7 класс 2013-201438.5 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 8-9 класс 2013-201444.5 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 9-11 класс 2013-201444.5 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 5-6 класс 2016-201777.5 КБ
    Файл Школьная олимпиада 7-11 класс 2016-201718.37 КБ
    PDF icon Школьная олимпиада 5-7 класс 2018-201932.7 КБ
    PDF icon Школьная олимпиада 8-11 класс 2018-201933.27 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 5-6 класс 2015-2016285 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 7-8 класс 2015-2016117 КБ
    Microsoft Office document icon Школьная олимпиада 9-11 класс 2015-201679 КБ

    Предварительный просмотр:

    АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

     Департамент образования и социально-правовой

    защиты детства

    Кремль, корп. 5, г. Нижний Новгород, 603082, тел./факс (831) 439-10-14

     e-mail: depobr@admgor.nnov.ru

    _________________ № ________________

     На № ___________ от _________________

    Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода направляет Вам «Требования к оформлению письменных работ учащихся городского научного общества» (приложение) для использования в работе руководителей секций научного общества учащихся в Ваших образовательных учреждениях.

    Документ разработан в целях совершенствования поддержки и развития интеллектуально и творчески одаренных детей через участие в научно-исследовательской деятельности, повышения уровня исследования и улучшения качества работ школьников, представляемых на ежегодную городскую конференцию научного общества учащихся.

    Директор департамента                                        И.Б.Тарасова

    436-42-44

    Пашкина С.Ю.


    Приложение

    к письму департамента образования

    и социально-правовой защиты детства

    администрации города Нижнего Новгорода

    от _______________ №__________________

    Требования к оформлению письменных работ

    учащихся городского НОУ «Эврика»

    Данные требования разработаны при участии:

    • Кудряшовой А.Л., доцента кафедры стандартизации и инженерной графики ННГАСУ;
    • Кудряшова К.Н., ст.преподавателя кафедры стандартизации и инженерной графики ННГАСУ;
    • Шмелёва А.П., к.и.н., доцента факультета международных отношений ННГУ им.Н.И.Лобачевского;
    • Галая Ю.Г., д.ю.н., профессора ВШЭ, председателя совета кураторов городского НОУ «Эврика»;
    • Александровой И.А., магистра политических наук, педагога-организатора ДДТ им.В.П.Чкалова;
    • Пашкиной С.Ю., члена Союза журналистов РФ, ответственного секретаря городского НОУ «Эврика».

    К исследовательской работе школьника, к ее оформлению предъявляются те же требования, что и к любой научной статье или отчету. Необходимо придерживаться стандартов и правил, выработанных за многие годы в научной литературе.

    Правильное оформление итоговой работы говорит о научной и общей культуре юного исследователя, делает работу удобной  для чтения и оценки.

    1  Оформление работы.

    • Шрифт – Times New Roman размером 14 кегль;
    • Интервал – полуторный;
    • Границы – сверху и снизу: 2 см,

                          слева: 3 см,

                          справа: 1.5 см;

    • Нумерация страниц должна быть обязательно. На первой странице  – титульном листе – номер не ставится.
    • В тексте необходимо установить функцию переноса слов.
    • Оформление должно быть единообразным на протяжении всей работы, то есть используемые варианты выделений в тексте должны сохраняться во всех разделах работы.

    2  Требования к комплектности научной работы:

    • Титульный лист;
    • Содержание;
    • Введение;
    • Основное содержание работы (рекомендованный объем примерно 30 страниц);
    • Заключение;
    • Список используемых источников и литературы;
    • Приложения (если в них есть необходимость);
    • Отзыв научного руководителя.

    2.1 Титульный лист.

    На нем должна быть отражена следующая информация:

    • Где выполнена работа;
    • Название темы (ОНО ДОЛЖНО ОТРАЖАТЬ СУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И СООТВЕТСТВОВАТЬ  ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ. Варианты: «Госдума 1917 года», «Пестик и тычинка», «Культура Древней Руси», «Звезды» и т.п. не могут быть названием научной работы);
    • Кто выполнил;
    • Научный руководитель (учитель какого предмета, ученые степени);
    • Город и год выполнения.

    ВНИМАНИЕ! Шапка на титульном листе должна быть обязательно. Для участников школьных секций НОУ она оформляется в соответствии с Уставом школы (лицея, гимназии) + обязательно указать, что это научное общество учащихся. Примеры оформления титульных листов в Приложении.

    2.2  Содержание.

    Пример:

    Содержание.

    Стр.

    Введение                                                                                                                              3

    ГЛАВА 1    .....................................................................                                                     5

    1.1     ........................................................................                                              6

    1.2     .......................................................................                                               9

    ГЛАВА 2     ...............................................................................                                         12

    2.1    ....................................................................                                                  15

    2.2     .........................................................................                                            20

    Заключение                                                                                                                         22

    Список используемых источников и литературы                                                          24

    Приложения                                                                                                                       27

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! После введения НЕ надо писать «основное содержание темы», «основной текст» и т.п.

    После слов «введение», «заключение», «список используемых источников и литературы», «приложения», а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.

    На странице с содержанием необходимо указывать страницы (начало каждой главы и подглавы.)

    1.   Введение.

    Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы и цели работы. Для достижения поставленной цели необходимо обозначить ряд задач. Обычно во введении содержится обзор литературы по интересующей автора проблеме. Особое внимание уделяется анализу источников, который показывает уровень понимания автором выбранной темы, правильность постановки цели.

    Введение должно показать, насколько хорошо автор знает литературу по своей теме, правильно ли в ней разобрался, сумел ли четко определить цель исследования и поставить задачи для ее достижения.

    1.     Основной текст.

    Каждую главу необходимо начинать с новой страницы. При этом на подглавы данное правило не распространяется.

    Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию, состоящую из номера раздела и подраздела, разделенные точкой.

    Пример:

    1. Номер раздела.
    1. Номер подраздела.
    2. Номер второго подраздела первого раздела.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Дословное воспроизведение какого-либо текста в виде цитаты, а также заимствование из источника или научной литературы, без оформления цитаты, обязательно должны сопровождаться ссылкой на источник информации и оформлением сноски, в которой необходимо привести те библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска. Сноски должны быть постраничными с точным указанием страниц, при этом сначала ставится заглавная буква «С.» с точкой, а потом идут страницы.

    Сноска делается следующим образом: курсор ставится в конце заимствованного текста → вверху на панели инструментов нажать вставка → выбрать ссылка → в ссылке выбрать сноска.

    Пример:

    Русская национальная идея – это не просто набор сухих фраз, с которыми согласно большинство населения, это «понятное всем духовное обоснование предназначения русского народа и само его раскрытие»[1].

    Обратите внимание, ссылка на материалы из Интернета оформляются по следующим правилам: автор – название работы – одна наклонная черта – автор – две наклонные черты – адрес в Интернете.

    Пример: Или, наоборот, Россия в поисках путей выхода из сегодняшнего государственного, общественного и экономического кризиса мобилизует свои силы и почерпнет мотивацию из своей собственной традиции?[2]

    1.    Заключение.

    В заключении отражаются выводы, полученные в каждой главе. В целом автор должен подвести итоги своего исследования. Заключение – это только аналитика автора, без цитат, сносок и заимствований.

    Также можно указать основные направления, по которым следовало бы продолжать научную работу в выбранном направлении.

    1.    Список используемых источников и литературы.

    Список составляется по категориям. В первую очередь описываются источники, используемые в исследовании. Затем литература (монографии, исследования). Отдельно описываются статьи из периодических журналов, газет, сборников, и справочные издания (словари).

    Обязательно указывать место и год выпуска книги, а также количество страниц.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что материалы из Интернета могут быть и в разделе источники и в других разделах списка используемых источников и литературы.

    Обязательно описание книг должно стоять в алфавитном порядке по фамилии автора. Нумерация сквозная через весь список.

    Пример оформления списка используемых источников и литературы.

    Список используемых источников и литературы:

    I. Источники:

    1. Бердяев Н. Русская идея, Судьба России / Н. Бердяев // М., ООО: “Издательство В. Шевчук”. − 2000. − 541 с.
    2. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина в Министерстве иностранных дел Российской Федерации 26 января 2001 года.Москва // Посольство Российской Федерации. Пресс – служба // http://www.czech.mid.ru/press-rel/290101_3.htm 
    3. Достоевский Ф. Дневник писателя / Ф. Достоевский // http://www.magister.msk.ru/library/dostoevs/dostdn13.htm
    4. Ельцин Б. Записки президента / Б. Ельцин. – М.: Огонек, 1994. – 416 с.
    5. Киреевский, И. Критика и эстетика / И. Киреевский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1998. – 462 с.
    6. Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. – 2000. – № 8-9. – С. 1-15.
    7. Концепция национальной безопасности РФ // http://www.ipmb.ru/1_1.html 
    8. Примаков Е. Минное поле политики / Е. Примаков. – 3-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 362 с.
    9. Сталин И. Национальный вопрос и ленинизм / И. Сталин // http://www.hrono.ru/libris/stalin/11-10.html
    10. Тезисы доклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина на конференции 29 октября 2003 года // Конституционный Суд Российской Федерации // http://www.ksrf.ru/news/5.htm 

    II. Исследования:

    1. Внешняя политика Российской Федерации (1992-1999 гг.): Учеб. пособие / Отв. ред. А. Торкунов. – М.: РОССПЭН, 2000. – 327 с.
    2. Зеньковский В. Русские мыслители и Европа. / В. Зеньковский // Под ред. П. Алексеевой. – М.: Республика, 2005. – 368 с.
    3. Ильин В. Россия: опыт национально-государственной идеологии / В. Ильин, А. Панарин, А. Рябов; под. ред. В. Ильина. − М.: Издательство МГУ, 1994. − 231 с.
    4. Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна. – М.: Вече, 1999. – 816 с.
    5. Штурм власти / Пер. с нем. / Под ред. В. Киселева. – М.: ТЕРРА, 1997. – 191 с.

    III. Статьи:

    1. Алексеева Т., Капустин Б. Каковы идеологические условия общественного согласия в России? /Т. Алексеева, Б. Капустин // Полис. − 1997. − № 3. – С. 42-56.
    2. Данилин П. Парад суверенитетов — третья попытка? / П. Данилин / АПН Казахстан. – 2007. – 5 мая //  http://www.apn.kz/publications/article134.htm 
    3. Ильин М. Политическое самоопределение России / М. Ильин // Pro et Contra. − 1999. − Т.4, №3. − С. 67-89.
    4. Казин А. Динамика власти как проблема цивилизации. Еще раз о государственной вертикали в России / А. Казин // Политический класс. – 2007. – №27 // http://www.politklass.ru/cgi-bin/issue.pl?id=735
    5. Калинина В., Кудрявцев В. Гарантии государственной целостности Российской Федерации: политические и правовые механизмы / В. Калинина, В. Кудрявцев // Соц.-гуманитар. знания. – 2004. – № 1. – С. 49-63.
    6. Конюшко С. Российский федерализм: от «парада суверенитетов» к «вертикали власти» / С. Конюшко // Вестник Моск. ун-та. − 2006. − Сер. 18, №4 Социология и политология. − С. 5-17.
    7. Чернявский С. Российская дипломатия в Закавказье / С. Чернявский // Свободная мысль - XXI: теорет. и полит. журнал. – 2000. – № 8. – С. 39-50.

    IV. Справочные издания:

    1. Внешняя политика Ельцина // Википедия – свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Ельцин,_Борис_Николаевич
    2. Парад суверенитетов // Словарь современного жаргона российских политиков и журналистов - слова и выражения // http://g808.ru/slovar.php?sRzd=263 
    3. Перская В. Внешнеэкономическая политика / В. Перская // Новая российская энциклопедия. – М.: ООО Издательство «Энциклопедия», 2007. – Т.IV (1). – С. 68-69.

    2.8     Отзыв научного руководителя.

    Рецензия научного руководителя на работу желательно должна быть в напечатанном виде, но можно и от руки. При этом оформление должно быть на листе формата А4 и по следующему шаблону:

    Рецензия научного руководителя

    на исследовательскую работу  ученика(цы)……………………………

    Тема:..............................................

    Дальше идет сам отзыв на работу с указанием на то:

    • Соответствует ли заявленная тема работы ее содержанию;
    • Смог ли автор обосновать актуальность выбранной темы;
    • Правильно ли поставлены цели и задачи;
    • Соответствуют ли им полученные выводы;
    • Возможна ли практическая применимость данной научной работы;
    • Соответствует ли качество оформления работы действующим правилам и стандартам.

    Научный руководитель:                                                              ФИО

                                                                          Должность, звания, учреждение

    Подпись


    Приложение.

    Пример оформления титульного листа работы школьной секции НОУ, представляемой на городскую конференцию НОУ «Эврика»:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 91

    с углубленным изучением отдельных предметов

    Ленинского района г.Н.Новгорода

    Научное общество учащихся

    Свойства и структура воздушных пузырьков в шоколаде «Wispa».

    Выполнил: Иванов Иван,

    ученик 10 б класс

    Научный руководитель:

    Сидоров С.С.,

    учитель химии

    Н.Новгород

    2015



    [1]Бердяев Н. Русская идея, Судьба России / Н. Бердяев // М., ООО: “Издательство В. Шевчук”. − 2000. − С. 402.

    [2]Симон Г. Политическая культура современной России – выбора не будет / Г. Симон // http://www.panasia.ru/main/russia/culture/6.html 



    Предварительный просмотр:

    1. Создание программируемого робота.
    2. Программирование игр.
    3. Программирование логической игры «Скользящие фишки»
    4. Язык сценариев «Key Script»
    5. Мой блог
    6. Тайны шифров
    7. Живой звук и его компьютерная обработка
    8. Математика фотографии
    9. Google-облака как виртуальное рабочее место
    10. Видеоконференцсвязь – любой формат взаимодействия
    11. Теория алгоритмов и машина Поста
    12. Создать программу Устный счет в 6 классе
    13. Защита персональных данных корпоративной сети
    14. Информационные технологии в медицине
    15. Электронные словари. Виды. Принципы работы.
    16. Геометрия в моде
    17. Примеры создания 3D-эффектов с помощью различных типов компьютерных приложений
    18. Социальные сети  = Интернет-зависимость



    Предварительный просмотр:

    Текст школьной олимпиады по информатике для 6 класса

    2011-2012 учебный год.

    1. Сколько братьев и сколько сестер в семье, если известно, что у каждой дочки братьев столько же, сколько и сестер, а у каждого сыночка сестер вдвое больше, чем братьев?
    2. Волчонок, бегемотик  и мартышка подошли к карусели, на которой кружились машинка и самолетик. Каждый хотел прокатиться и на том, и на другом. Машинка и самолетик вмещали только по одному пассажиру. За три захода каждый из друзей по разу прокатился и на машинке, и на самолетике. В первый заход мартышка каталась на самолетике, а волчонок – на машинке. Во время второго захода на самолетике катался волчонок.
      Кто и на чем катался во время третьего захода?
    3. Сколько существует различных двузначных  чисел, все цифры которых четные?
    4. Сколько в классе учащихся. если известно, что лыжным спортом увлекаются 25 человек, отличников в классе – 4. причем отличников-спортсменов, увлекающихся лыжами. – 2?
    5. Злая  мачеха отправила падчерицу к роднику за водой и сказала: «Вот тебе 2 ведра, в одно входит 9 литров воды, а в другое – 5 литров. Ты должна принести домой ровно 3 литра воды». Как нужно действовать, что бы выполнить это поручение?

    Текст школьной олимпиады по информатике для 6 класса

    2011-2012 учебный год.

    1. Сколько братьев и сколько сестер в семье, если известно, что у каждой дочки братьев столько же, сколько и сестер, а у каждого сыночка сестер вдвое больше, чем братьев?
    2. Волчонок, бегемотик  и мартышка подошли к карусели, на которой кружились машинка и самолетик. Каждый хотел прокатиться и на том, и на другом. Машинка и самолетик вмещали только по одному пассажиру. За три захода каждый из друзей по разу прокатился и на машинке, и на самолетике. В первый заход мартышка каталась на самолетике, а волчонок – на машинке. Во время второго захода на самолетике катался волчонок.
      Кто и на чем катался во время третьего захода?
    3. Сколько существует различных двузначных  чисел, все цифры которых четные?
    4. Сколько в классе учащихся. если известно, что лыжным спортом увлекаются 25 человек, отличников в классе – 4. причем отличников-спортсменов, увлекающихся лыжами. –2?
    5. Злая  мачеха отправила падчерицу к роднику за водой и сказала: «Вот тебе 2 ведра, в одно входит 9 литров воды, а в другое – 5 литров. Ты должна принести домой ровно 3 литра воды». Как нужно действовать, что бы выполнить это поручение?



    Предварительный просмотр:

    Олимпиада 7 класс.

    Задача 1  Множественный выбор  (2 балла)

    Отметьте те варианты, в которых указаны объемы информации большие 4-х

    килобайт.

    1. 4001 байт

    2. 216 бит

    3. 4047 байт

    4. 215 бит

    5.4099 байт

    Задача 2 Информация и ее кодирование (2 балла)

    Рекламный буклет состоит из 128 страниц. Первая страница содержит ровно 2560 символов. Каждая последующая страница содержит на 16 символов меньше, чем предыдущая. Определите информационный объем буклета в Кбайт, если известно, что все символы кодировалась в двухбайтной кодировке Unicode и буклет не содержит никакой дополнительной информации. В ответе укажите целое число Кбайт.

    Задача 3 Системы счисления (1 балл)

    Вычислить значение выражения (305 – 135) * 125 = ? 10. В ответе укажите целое число.

    Задание 4  Информация и ее кодирование (2 балла)

    Город расположен на пяти островах, соединенных мостами. На острове, обозначенном буквой «М», живет девочка Маша, а на острове «Б» - ее бабушка. Рано утром Маша пошла навестить свою бабушку. Пока Маша находилась у бабушки, в городе произошло наводнение, и часть мостов, возможно, обрушилась. Сколько существует различных вариантов обрушения мостов, позволяющих Маше вернуться домой. Варианты считаются отличающимися, если хотя бы один мост, разрушенный в одном варианте, является уцелевшим в другом варианте. Рассматриваются только варианты, в которых обрушился хотя бы один мост. В ответе укажите целое число.

    Задание 5 Алгоритмизация и программирование (3 балла)

    Дана блок-схема алгоритма. Определите значение целочисленной переменной k после его выполнения. В ответе укажите целое число.

    13. Сортировка и фильтрация данных (1 балл)

    Дан фрагмент таблицы «Мебельный магазин».

    Номер записи

    Тип мебели

    Доступность

    Количество, шт

    Стоимость, руб

    1

    Диван

    Склад

    22

    3000

    2

    Кресло

    Магазин

    16

    3000

    3

    Кровать

    Склад

    19

    5000

    4

    Секретер

    Магазин

    22

    5000

    5

    Сервант

    Склад

    19

    3000

    6

    Стол

    Магазин

    16

    1000

    7

    Стул

    Магазин

    22

    1000

    8

    Табурет

    Магазин

    19

    1000

    В этой таблице осуществляется сортировка по следующим правилам: сначала строки сортируются по возрастанию поля «Количество» (целочисленный тип данных), затем для одинаковых значений в поле «Количество» - по убыванию поля «Стоимость» (целочисленный тип данных). На какой позиции сверху окажутся сведения про Табурет? В ответе укажите целое число.

    Ответы:

    Задание1 Ответ:2,5

    Задание2 Ответ: 386 

    Задание3 Ответ: 49

    Задание4 Ответ: 6

    Задание5 Ответ: 7 

    Задание6 Ответ: 5 



    Предварительный просмотр:

    Олимпиада по информатике

    8 класс

    2011-2012 учебный год.

    1. Укажите в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых число семнадцать имеет младшим разрядом двойку.
    2. Как-то Вася забыл пароль к своему компьютеру, но, к счастью, у него сохранилась копия данного пароля, записанного на бумаге в виде таблицы, да вот беда – в правом нижнем углу число невозможно разобрать. Однако Вася помнил, что числа в таблицу вписаны по некоторому закону

    5

    10

    3

    7

    6

    7

    6

    8

    ?

    Какое число находиться вместо знака вопроса?

    1. Сколько существует пятизначных чисел, у которых произведение цифр равно 15?

    1. Дэвиду Копперфильду дали три запечатанных конверта. В каждом лежит красный или белый лист бумаги, на котором написаны два утверждения. В одном конверте оба утверждения истинны, в другом – оба ложны, а в третьем – одно ложно и одно истинно. Вот эти утверждения:

    Конверт 1:

    1. Листок в этом конверте белый.

    2. Во втором конверте листок красный.

    Конверт 2:

    1. В первом конверте листок белый.

    2. В третьем конверте красный листок.

    Конверт 3:

    1. В этом конверте белый листок.

    2. В первом конверте листок красный.

    Копперфильд должен сжечь конверт, в котором находится красный листок. Какой из конвертов он сожжет?



    Предварительный просмотр:

    Олимпиада по информатике 9 класс

    1. Какие записи числа в римской системе счисления являются представлением числа 2010 в арабской системе счисления:___________
    1. ММХXXXL                        B.MDCCCCLXXXXX

    C.MDDVV                        D.M M X

    1. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 2B2; 984; 1010; A219?

    A. 10; B. 11; C. 16; D. 9; E. 12.

    1. Предположим, что на марсианском языке выражение “lotdomay” означает “кот съел мышь”; “maysi” – “мышь серая”; “rodo” – “он съел”. Как на марсианском языке записать “серый кот”?
    1. may lot; B. siro; C. si lot; D. may do; E. si may.
    1. Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже зайца. Медведь раньше Зайца. Сорока позже Волка. В каком порядке приходили гости?

    A. Сорока, Волк, Заяц, Медведь, Лиса;

     B. точного ответа дать нельзя;

    C. Лиса, Заяц, Медведь, Волк, Сорока;

    D. Лиса, Заяц, Волк, Медведь, Сорока;

    E. Лиса, Медведь, Заяц, Волк, Сорока.

    1. Какие из перечисленных действий относятся к форматированию текста?

    A. копирование фрагментов текста;

     B. Удаление символа; C. вставка символа;

    D. установка режима выравнивания;

     E. Выделение фрагментов текста.

    1. Даныфрагментытекста:“44file”;”file44”;”4file4”;”42file”. Расположить их в порядке возрастания.

    A. “42file”;”44file”;”4file4”;”file44”;

    B. “file44”;”4file4”;”44file”;”42file”;

    C. “file44”;”44file”;”42file”;”4file4”;

    D. ”42file”;“4file4”;”44file”;”file44”;

    E. “42file”;”44file”;”file44”;”4file4”

    1. Студенты педагогического института организовали эстрадный квартет. Михаил играет на саксофоне. Пианист учится на географическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета зовут не Леонидом. Михаил учится не на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на  физическом факультете, а ударник - не на историческом. Леонид не играет на контрабасе. На каком инструменте играет Валерий и на каком факультете он учится?
    2.  В салоне небольшого самолета летят 42 пассажира. Некоторые из них москвичи, остальные – иногородние. Среди москвичей 9 мужчин. Некоторые из пассажиров артисты, но ни одна из иногородних женщин не артистка. Всего иногородних мужчин 18. из них 13 – не артисты. Среди пассажиров, не являющихся артистами, 16 мужчин и 11 женщин. 6 москвичей не артисты. Разберитесь с пассажирами: кто есть кто? Решить задачу с помощью кругов Эйлера или схемы состава.

    1. Выполните вычисления по блок-схеме для чисел X=33; 42; 75 (заполните таблицу).

    Конец

    Начало

    1. Выполните алгоритм для заданных чисел:

            

    Исходные данные

    Результат

    Х

    У

    Х

    4

    16

    9

    3

    2010

    2010

    1. Система Команд Робота: вниз, вверх, вправо, влево, закрасить (клетку в которой стоит); вниз(к), вверх(к), вправо(к), влево(к)- движение в указанном направлении на к шагов.

    Выполните алгоритмы за Робота (начальное положение – верхний левый угол) каждый в своем поле:

    Повторить 5 раз

    Закрасить; вниз;

    Конец повторений;

    Вправо(2);

    Повторить 5 раз

    Закрасить; вверх;

    Конец повторений

    *

    Повторить 2 раза

        Повторить 5 раз

             Вправо; вниз;

             Закрасить;

       Конец повторений;

        Вверх(3);

    Конец повторений;

    *

    Повторить 5 раз

    Вправо; вниз; закрасить;

    Конец повторений;

    Вверх(4);

    Повторить 5 раз

    Закрасить; влево; вниз;

    Конец повторений;

    *

    Вправо (13);

    Повторить 7 раз

    Вниз; закрасить;

    Конец повторений;

    Вверх(3);

    Повторить 5 раз

    Влево; закрасить;

    Конец повторений;

    Влево; вниз(3);

    Повторить 7 раз

    Закрасить; вверх;

    Конец повторений;

    *

    1. В ЭТ записано арифметическое выражение: 2/3^2-(13-6)/2/4. Выбрать математическую запись, соответствующую этому выражению.

    1. В электронную таблицу занесены сведения о сборе девушками и юношами винограда (в тоннах) в цифровом виде и  в виде расчетных формул. Заполните таблицу числами, затем отобразите данную информацию в виде диаграммы: отдельно для девушек, отдельно для юношей.

    А

    В

    С

    А

    В

    С

    1

    День

    Девушки

    Юноши

    1

    День

    Девушки

    Юноши

    2

    Вторник  

    =С2 + 2

    1

    2

    Вторник  

    3

     Среда

    =В2- 1

    2

    3

     Среда

    4

    Четверг

    =С3+С4

    = В3*2

    4

    Четверг

    5

    Пятница

    =В4/2

    =В4-С3

    5

    Пятница

            ДЕВУШКИ                                         ЮНОШИ

    8

    8

    7

    7

    6

    6

    5

    5

    4

    4

    3

    3

    2

    2

    1

    1

    вторник

    среда

    четверг

    пятница

    вторник

    среда

    четверг

    пятница

    1. Требуется написать программу для графического исполнителя «Кенгуренок Ру», которая строит изображение «Лестница» (см. рис.)

    Указание 1. Рисунок должен получаться после выполнения программы при начальном состоянии исполнителя — Кенгуренок расположен в левом нижнем углу и «смотрит» направо.

    Указание 2. Программа должна содержать как можно меньше операторов (строк): если количество строк превышает 22, то за каждую лишнюю строку начисляется штрафной балл.

    Система команд исполнителя "Кенгуренок":        

    ШАГ

    перемешение на 1 шаг вперед с рисованием линии

    ПОВОРОТ

    поворот на 90 градусов против часовой стрелки

    ПРЫЖОК

    перемещение на 1 шаг вперед без рисования

    СДЕЛАЙимя процедуры

            вызов процедуры

    ПОКА условие, ПОВТОРЯТЬ

    тело цикла

    КОНЕЦ ЦИКЛА

    Цикл. Варианты условий: "впереди край" или "впереди не край"

    ЕСЛИ условие

    ТО серия 1

    ИНАЧЕ серия 2

    КОНЕЦ ВЕТВЛЕНИЯ

    Ветвление. Возможные условия "впереди край" или "впереди не край".

    Возможен вариант неполного ветвления (без ИНАЧЕ)

    Описание процедуры:

    ПРОЦЕДУРА имя

    тело процедуры

    КОНЕЦ ПРОЦЕДУРЫ

                    

            

            

            



    Предварительный просмотр:

    Оргкомитет  и жюри областной олимпиады по информатике

    Текст школьной олимпиады по информатике

    2011–2012 уч. года

    1. «Слово – 100 баллов».

    Даша Пупырышкина изучает английский язык во втором классе. Ей задали домашнее задание: переписать английские слова, записанные строчными буквами, в тетрадь. Выполняя задание, она комментирует его. Даша произносит слово «Опять» каждый раз, когда пишет букву, которая уже встречалась в слове раньше.

    Составьте программу, которая по слову определяет: сколько раз Даша произнесет «Опять».  

    Примеры:

    Исходное слово         apple                Ответ        1 раз        

    Исходное слово         potato                Ответ        2 раза        

    Ваша программа должна

    • Запросить слово;
    • Подсчитать сколько раз, переписывая это слово, Даша произнесет «Опять» и вывести это число на экран.

    1. «Остаток – 100 баллов».

    Вася Пупкин знает про целое положительное число N, что оно при делении на 17 дает остаток a (0≤a≤16), а при делении на 100 – остаток b (0≤b≤99). Теперь его интересует вопрос, какой остаток при делении на 1700 может дать это число. Помогите ему – составьте программу, которая по остаткам a и b определяет возможный остаток от деления на 1700.  

    Пример:

    Исходные данные

            Остаток от деления на 17                2

            Остаток от деления на 100                1

    Ответ                 

    Остаток от деления на 1700                801

      Программа должна

    • Запросить  остаток от деления N на 17 a (0≤a≤16);
    • Запросить  остаток от деления N на 100 b (0≤b≤99);
    • Найти и вывести на экран возможные значения остатка от деления числа N на 1700.

    1.  «Точки – 100 баллов».

    На координатной плоскости по линиям сетки построено несколько прямоугольников. Необходимо подсчитать число точек с целочисленными координатами, принадлежащими сразу всем этим прямоугольникам.

    Составьте программу, которая

    • Читает сведения о прямоугольниках из файла tohki.txt;
    • Находит и выводит на экран число точек с целочисленными координатами, принадлежащими сразу всем этим прямоугольникам.

    Файл tohki.txt, который устроен так:

    • В первой строке записано число прямоугольников n (1≤n≤1000);
    • Следующая строка содержит сведение о первом прямоугольнике: сначала координаты левой верхней вершины, затем координаты нижней правой  вершины прямоугольника – четыре  разделенных пробелами целых числа не превосходящих по абсолютной величине 1000;
    •   В каждой из последующих (n-1) строках сведения о следующем прямоугольнике.

    Примеры:         

            

    Файл tohki.txt

    Ответ

    3

    2 6 6 2

    4 5 8 1

    3 7 9 3

    9

    2

    2 8 6 4

    1 3 7 2

    0

    Примечание. Время прохождения одного теста во всех задачах – 1 секунда.



    Предварительный просмотр:

    Олимпиада для 5-6 классов.

    1. а)Сколько существует трехзначных чисел, составленных только из цифр  0, 1?

        б) 4 человека обменялись рукопожатиями, сколько было всего рукопожатий?

    1. Записать число 100, используя знаки арифметических операций
      «+», « -», «
      », «:»  и пяти единиц.
    2. На столе в ряд положены 6 шашек – черная, белая, черная, белая, черная, белая:

    Надо переместить шашки таким образом, чтобы слева оказались все белые, а вслед за ними  - все черные. При этом перемещать на свободное место разрешается только сразу две рядом лежащие шашки, не меняя порядка в котором они лежат.  Алгоритм представить  в виде таблицы. Пример фрагмента таблицы:

    5.  В компьютерном клубе в соревновании участвуют 20 человек. В каждой игре принимают участие 2 человека, при этом проигравший выбывает В первый день было проведено 6 игр, во второй – 7 игр. Сколько игр было проведено в третий день?



    Предварительный просмотр:

    7 класс

    Задача 1  Множественный выбор  (2 балла)

    Отметьте те варианты, в которых указаны объемы информации большие 4-х

    килобайт.

    1. 4001 байт

    2. 216 бит

    3. 4047 байт

    4. 215 бит

    5.4099 байт

    Задача 2 Информация и ее кодирование (2 балла)

    Рекламный буклет состоит из 128 страниц. Первая страница содержит ровно 2560 символов. Каждая последующая страница содержит на 16 символов меньше, чем предыдущая. Определите информационный объем буклета в Кбайт, если известно, что все символы кодировалась в двухбайтной кодировке Unicode и буклет не содержит никакой дополнительной информации. В ответе укажите целое число Кбайт.

    Задача 3 Системы счисления (1 балл)

    Вычислить значение выражения (305 – 135) * 125 = ? 10. В ответе укажите целое число.

    Задание 4  Информация и ее кодирование (2 балла)

    Город расположен на пяти островах, соединенных мостами. На острове, обозначенном буквой «М», живет девочка Маша, а на острове «Б» - ее бабушка. Рано утром Маша пошла навестить свою бабушку. Пока Маша находилась у бабушки, в городе произошло наводнение, и часть мостов, возможно, обрушилась. Сколько существует различных вариантов обрушения мостов, позволяющих Маше вернуться домой. Варианты считаются отличающимися, если хотя бы один мост, разрушенный в одном варианте, является уцелевшим в другом варианте. Рассматриваются только варианты, в которых обрушился хотя бы один мост. В ответе укажите целое число.

    Задание 5 Алгоритмизация и программирование (3 балла)

    Дана блок-схема алгоритма. Определите значение целочисленной переменной k после его выполнения. В ответе укажите целое число.

    6. Сортировка и фильтрация данных (1 балл)

    Дан фрагмент таблицы «Мебельный магазин».

    Номер записи

    Тип мебели

    Доступность

    Количество, шт

    Стоимость, руб

    1

    Диван

    Склад

    22

    3000

    2

    Кресло

    Магазин

    16

    3000

    3

    Кровать

    Склад

    19

    5000

    4

    Секретер

    Магазин

    22

    5000

    5

    Сервант

    Склад

    19

    3000

    6

    Стол

    Магазин

    16

    1000

    7

    Стул

    Магазин

    22

    1000

    8

    Табурет

    Магазин

    19

    1000

    В этой таблице осуществляется сортировка по следующим правилам: сначала строки сортируются по возрастанию поля «Количество» (целочисленный тип данных), затем для одинаковых значений в поле «Количество» - по убыванию поля «Стоимость» (целочисленный тип данных). На какой позиции сверху окажутся сведения про Табурет? В ответе укажите целое число.



    Предварительный просмотр:

    Задания для школьного этапа олимпиады

     8-9 класс

    1. Некоторый алгоритм, который может выполняться неоднократно, из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала исходная цепочка символов записывается в обратном порядке, затем к ней добавляется очередная буква русского алфавита А, Б, В,… в конец или начало строки. При применении алгоритма в нечётный раз буква приписывается в конец строки, в чётный раз – в начало строки. Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была СЛ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛСА, после повторного применения алгоритма – БАСЛ и т.д.

    Дана цепочка ИВА. Напишите первые пять символов строки, получившейся после шестикратного применения алгоритма к данной цепочке.

    2. Одно из слов закодировано следующим образом:  2+Х=2Х. Найдите это слово.

    а) сервер;        б) курсор;        в) модем;        г) ресурс

    3. Какое логическое выражение равносильно (тождественно) выражению

    1)         2)         3)         4)

     (подсказка: составьте таблицу истинности)

    4. У спортсмена в раздевалке в полном беспорядке лежало 3 разные пары

    кроссовок и 12 пар носков белых и красных. Свет неожиданно погас.

    Какое самое меньшее количество кроссовок и носков должен вынести спортсмен на свет, чтобы точно попалась одна пара одинаковых кроссовок и 2 носка одного цвета. Ответ запишите в виде двух чисел через запятую: K, N, где K — количество кроссовок, N — количество носков

    (на алгоритмическом языке)

    1.  «Делимость». Два двоичных числа вводятся строкой своих цифр, причем первое содержит не более 72 знаков, а второе, меньшее, - не более 14. Проверить делится ли первое число на второе.

    1. «Строка» Из заданной строки символов (не более 255), содержащей только цифры от 0 до 9, необходимо
      составить новую строку, удалением многократно повторяющихся символов (кроме их первого и
      последнего вхождения). Порядок следования символов менять нельзя.
      Пример 1: исходная строка: 123321123223        Ответ: 123123

    Пример 2: исходная строка: 010300000        Ответ: 0130

    1. «Число чисел» Подсчитать число двоичных п-значных натуральных чисел (п<3б), в каждом из которых нет

    трех единиц идущих подряд, а незначащие нули в записи чисел отсутствуют. Ваша программа должнаУзапросить значение И;

    >   найти и сообщить, число п-значных двоичных чисел без трех единиц подряд.

    Пример. Исходные данные: 4     Ответ,- 6 (Имеются в виду числа 1000, 1001,1010,101!, 1! 00, 1101)

    1.  «Игра» Двое играют в такую игру: первый записывает натуральное число от 2 до 9; второй умножает его на произвольное натуральное число от 2 до 9; затем первый умножает результат на любое из чисел от 2 до 9 и так далее. Выигрывает тот, кто первым получит результат равный или больший натурального числа и (п<2000000000). Кто выигрывает при правильной игре - начинающий или его соперник? Ваша программа должна
    • запросить п;
    • найти и сообщить, кто выигрывает;
    • если тигрывахггпервый, то сообщить все его возможные первые ходы, ведущие к выигрышу.

    Пример 1: Исходные данные: 16      Ответ: Выигрывает второй

    Пример 2: Исходные данные: 28      Ответ: Выигрывает первый. Выигрывающий ход: 2 или 3



    Предварительный просмотр:

    Оргкомитет  и жюри областной олимпиады по информатике

    Текст школьной олимпиады по информатике

    2012–2013 уч. года

    1. «Знаменатель – 100 баллов».

    Для сложения трех обыкновенных дробей со знаменателями a, b и c (1<a,b,c≤1200) Даше необходимо найти наименьший общий знаменатель, который может быть большим, но не больше  231–1 = 2147483647. Помогите ей, составьте программу, которая будет находить его.

    Ваша программа должна

    • Запросить три натуральных числа – знаменатели трех дробей (1<a,b,c≤1200);
    • Вычислит и выведет на экран  наименьший общий знаменатель.

    Пример:

            Знаменатели        4, 6, 18

            Наименьший общий знаменатель        36                

    1. «Сдвиг – 100 баллов».

    К цифрам натурального числа a (a > 9) применяется операция циклический сдвиг влево. Пример применения этой операции к числу 1730382 показана на рисунке.

    1

    7

    3

    0

    3

    8

    2

    7

    3

    0

    3

    8

    2

    1

    Из числа 1730382 получено число 7303821. К этому числу опять можно применить сдвиг. К полученному тоже. Получается последовательность чисел 1730382, 7303821, 3038217, 0382173, 3821730, 8217303, 2173038, 1730382, ….

    Составьте программу, которая

    • Читает натуральное число a, которое может содержать до 100 цифр;
    • Находит и выводит на экран наибольшее число, получаемой сдвигами.

    Примеры:         

            Исходное число                1730382

            Наибольшее число                8217303                

    1. «Кенгуру – 100 баллов».

    Суперкенгуру может прыгать по прямой вправо и влево и совершать гигантские прыжки.  Длина его первого прыжка составляет 1 м, второго — 2 м, третьего — 4 м и так далее (длина каждого прыжка всегда в два раза больше, чем предыдущего). Через какое минимальное количество прыжков суперкенгуру окажется на расстоянии d метров от исходной точки O?

      Программа должна

    • Запросить  расстояние d (натуральное число, 0 < d < 2147483647 = 231–1;
    • Найти и вывести на экран минимальное количество прыжков для попадания в точку на расстоянии  d или сообщить, что это невозможно.

    Примеры:

            Расстояние          16                Невозможно

    Расстояние          17                Минимальное число шагов         5

     Примечание. Имеется в виду последовательность прыжков –1–2–4+8+16, дающая расстояние 17.

    Примечание. Время прохождения одного теста во всех задачах – 1 секунда.



    Предварительный просмотр:

    Олимпиада по информатике 5 класс

    (каждое задание 5 баллов)

    Выбери правильный ответ

    1.  Все люди в этом здании либо поднимаются на четвертый этаж, либо спускаются на первый. Сколько человек будет на четвертом этаже, а сколько на первом?

    1) 8 и 7;   2) 7 и 8;   3) 1 и 3;   4) 1 и 0.

    2. Все ярлычки, кроме одного, относятся программам для работы в интернете. Какой ярлычок лишний?

    3. Какой граф правильно описывает историю: Сережа дружит с Ваней и Сашей, а Саша еще дружит с Петей?

    4. Расположите  носители  информации  в  порядке  возрастания  их ёмкости: DVD,  магнитная дискета,  Blu-Ray, CD.

    1) DVD;  магнитная дискета;  Blu-Ray; CD.

    2) магнитная дискета;  DVD; Blu-Ray; CD.

    3) магнитная дискета;  CD;  DVD;  Blu-Ray.

    4) магнитная дискета;  Blu-Ray; CD; DVD.

    5.   В слове «ПАРУС» замени буквы по приведенному алгоритму.  Полученное слово обозначает:

    1)  файл, хранящий информацию о системе;

    2)  способ обработки информации;

    3)  скорость передачи данных в компьютере;

    4)  файл, мешающий работе компьютера.

    6.  Какое из перечисленных слов может быть зашифровано в виде кода @^$#@? Одинаковые символы соответствуют одинаковым буквам.

    1) торт;    2) шалаш;    3) киоск;    4) олово.

    7.   По адресам ячеек E5 F4 A3 C3 B5 F2 D1 восстанови слово. Слово означает:

    1) устройство передачи информации;

    2) устройство печати;

    3) систему защиты информации;

    4) систему обработки графических данных.

    8.  На фигуру, изображенную на рисунке, ОДИН РАЗ «капнули» инструментом «Заливка» (место касания кистью отмечено крестиком). Какая фигура будет закрашена?

    9. Установите правильную последовательность действий в алгоритме:

    1.  вынуть флешку из разъема.

    2.  проверить содержимое флешки на вирусы;

    3.  вставить флешку в компьютер;

    4.  остановить работу флешки;

    5.  скачать нужный файл;

    1) 3-5-2-4-1;               2) 3-2-5-4-1;            3) 5-3-2-4-1;           4) 2-3-5-1-4.

    10. Выберите вариант ответа, в котором перечисленные карточки совпадают с точностью до поворота. Отражать карточки нельзя.

    1) 1, 2, 3;           2) 2, 3, 5;        3)  3, 4, 5;      4) 1, 3, 4.          

    11. Ульяновск находится на берегу великой русской реки Волга. В Волгу впадает река Сура, а в Суру – река Барыш. Реки Урень и Карсунка – притоки Барыша. Какой из ниже приведенных графов верно отражает указанное соотношение рек?

    12.  За круглым столом в кабинете информатики за компьютерами сидят шесть  человек. Коля  сидит  на первом  стуле  рядом  со Светой, Петя слева от Оли, Саша напротив Светы, Коля сидит рядом с Катей, Оля рядом со Светой. На каком стуле сидит Петя?

    1) 2;            2) 3;          3) 4;             4) 5. 

    13. Числа последовательности записаны по определенной закономерности.  7,  8,  13,  19,  30,  47,  75, … Какое число должно быть следующим?

    1) 120;        2) 122;        3) 118;      4) 124.

    14.  Слово, зашифрованное в ребусе, означает:

    1) Устройство для ввода информации в компьютер;

    2) Устройство для преобразования бумажных документов  в электронный вид;

    3) Устройство для вывода информации;

    4) Устройство для хранения информации.

    15. В рисовании пиктограммы «Добрая память» с помощью стрелок в одном из блоков сделана ошибка. В каком?



    Предварительный просмотр:

    6-7 классы

    Задание №1

    Имеется источник воды, количество воды в котором неограниченно, и три емкости. Объем емкости А равен 3л, емкости В- 5л, а емкости С- 11л. Надо получить 4л в емкости В , использовав минимальное количество воды.

    Алгоритм решения задачи представьте таблицей

    Команда

    Описание

    А

    В

    С

    Исходное состояние

    0

    0

    0

    1

    2

    3

    .

    .

    .

    Задание №2

    Имеются 12 мешков с золотыми монетами. Все монеты во всех мешках имеют одинаковый размер и внешний вид. Известно, что в некоторых мешках все монеты фальшивые и что все фальшивые монеты легче настоящих.

        Предложите способ определения мешков с фальшивыми монетами за минимальное количество взвешиваний  на чашечных весах без гирь.

    Задание №3.

    В углах шахматной доски 3*3 стоят два белых и два черных коня.

    Как поменять черных и белых коней за наименьшее число их перемещений по правилам шахмат?

    Черный

    конь

    Черный

    конь

    Белый конь

    Белый конь

    Задание №4.

    Задано слово, в котором каждая буква встречается дважды. Указатель находится перед первой слова. Каждый нечетный ход его передвигают на одну позицию вправо, а каждый четный- на букву, парную той, на которую он указывает. Движение указателя заканчивается, когда он оказывается правее последней буквы.

    Можно ли утверждать, что алгоритм заканчивается для любого слова? Если да, то докажите это; если нет, то приведите пример, когда это не так.



    Предварительный просмотр:

    8-9 классы

    Задание1(10 баллов).

    Сумму восьмеричных чисел    17 + 1700 +  170000 + … + 1700000000

    перевели в шестнадцатеричную систему счисления. Найдите в записи числа, равного этой сумме, пятую цифру слева.

    Задание2(10 баллов)..

    Начальное положение «умного мячика» и расположение букв представлены на рисунке.  

    Выбрать алгоритм, с помощью которого «умный мячик» соберет слово алгоритм, если под одной из «*» находится буква о.

    1. -3! +12! –9! + 1 ?о(! -2!, +2! -4! +7! –4! -4!).
    2. -3! +12! –9! + 1 ?о(! -2!, -4! +7! –4! -4!, +3! -4!) +7! -4! -4!.
    3. -3! +12! –9! + 1!?о(-2!, +3! -4!) +7! –4! -4!.
    4. -3! +12! –9! + 1 ?о(! -2!, +2! -4!) +7! –4! -4!.
    5. -3! +12! –9! + 1 ?о(! -2, +3! -4!) +7! –4! -4!.

    Задание №3. (20 баллов).

    В углах шахматной доски 3*3 стоят два белых и два черных коня. Как поменять черных и белых коней за наименьшее число их перемещений по правилам шахмат?

    Черный

    конь

    Черный

    конь

    Белый конь

    Белый конь

    Задание №4. (25 баллов).

    Задано слово, в котором каждая буква встречается дважды. Указатель находится перед первой слова. Каждый нечетный ход его передвигают на одну позицию вправо, а каждый четный- на букву, парную той, на которую он указывает. Движение указателя заканчивается, когда он оказывается правее последней буквы.

    Можно ли утверждать, что алгоритм заканчивается для любого слова? Если да, то докажите это; если нет, то приведите пример, когда это не так.

    Задание №5(35 баллов).

    На передней панели ядерного чемоданчика находятся 12 кнопок. Каждая кнопка управляет своим переключателем: ее нажатие переключает его из положения ВКЛ в положение ВЫКЛ и обратно. Начальное положение выключателей неизвестно. Ядерный чемоданчик подает сигнал тревоги на неслышимой (ультразвуковой) частоте, когда не менее восьми выключателей оказываются в положении ВКЛ. Опишите алгоритм, использующий возможно меньшее число нажатий на кнопки для того, чтобы чемоданчик гарантированно подал сигнал тревоги.



    Предварительный просмотр:

    Оргкомитет  и жюри областной олимпиады по информатике

    Текст школьной олимпиады по информатике

    2013–2014 уч. Года

    1. «Лишние буквы – 100 баллов».

    Четвероклассник Петя сложил из карточек с прописными буквами слово. Оставшиеся карточки с буквами он убрал в ящик стола. Перед приходом из школы его брата Васи  Петя смешал карточки, из которых он составил слово.

    Когда первоклассник Вася увидел на столе карточки с буквами, он попытался из них составить свое слово.

    Определите, какие карточки с буквами из Петиного набора не использовал Вася, если известны слово, которое собрал Петя и слово, которое собрал Вася.

    Ваша программа должна

    • Запросить слово, которое собрал Петя;
    • Запросить слово, которое собрал Вася;
    • Найти и вывести на экран  в любом порядке буквы, которые использовал Петя, но не использовал Вася или вывести на экран сообщение о том, что Вася использовал все карточки с буквами Пети.

    Пример:

            Слово Пети                  ТОРТ                        

    Слово Васи                РОТ

            Не использована карточка с буквой                 Т

    1. «Деление – 100 баллов».

    Петя Васечкин хочет выяснить, делится ли на 7 натуральное число, состоящее не более чем из 60 цифр.

    Требуется написать программу, которая выполняет желание Пети и находит остаток от деления введенного числа на 7.

    Составьте программу, которая

    • Читает натуральное число a, которое может содержать до 60 цифр;
    • Находит и выводит на экран остаток от деления a на 7.

    Примеры:         

            Исходное число        14                Остаток        0

            Исходное число        101                Остаток        3

    1. «К единице – 100 баллов».

    За один ход с числом делается такая операция: если число не делится на 3, то вычитаем 1, а если делится, то делим на 3. Так из числа 39 единица получается за 5 таких ходов (имеется в виду цепочка 39 – 13 – 12 – 4 – 3 – 1).

    Какое наименьшее натуральное число превращается в единицу за k (0 ≤ k ≤ 37) таких ходов?

     Программа должна

    • Запросить  число ходов k (натуральное число, 0 ≤ k ≤ 37);
    • Найти и вывести на экран наименьшее натуральное число, которое превращается в единицу за k таких ходов.

    Пример:

            Число ходов          5                Искомое натуральное число         14

    Примечание. Время прохождения одного теста во всех задачах – 2 секунды.



    Предварительный просмотр:

    Предмет

    Информатика и ИКТ

    Класс

    5-6 классы

    Время выполнения

    60 минут

    Количество баллов за каждое задание

    1-1 балл

    2-1 балл

    3-1 балл

    4-2 балла

    5-2 балла

    6-2 балла

    Максимальный балл за работу

    9

    Учитель

    Задания олимпиады

    1.   По адресам ячеек E5 F4 A3 C3 B5 F2 D1 восстанови слово. Слово означает:

    1) устройство передачи информации;

    2) устройство печати;

    3) систему защиты информации;

    4) систему обработки графических данных.

    2. На фигуру, изображенную на рисунке, ОДИН РАЗ «капнули» инструментом «Заливка» (место касания кистью отмечено крестиком). Какая фигура будет закрашена?

    3. Числа последовательности записаны по определенной закономерности.  5,  9,  11,  17,  25,  39,  61, … Какое число должно быть следующим?

    1) 90;        2) 97;        3) 83;      4) 105.

    4. Робот Вычислитель умеет выполнять две команды:

    команда 1 – вычесть 3;

    команда 2 – умножить на 2.

    Напиши последовательность команд, выполняя которые Вычислительможет получить из числа 12 число 33?

    5. В одном классе учатся три друга, у которых есть по одному любимому предмету - математика, физика и информатика. Их фамилии Борисов, Иванов, Семенов. Предметы и фамилии названы в произвольном порядке. У любителя математики нет ни братьев, ни сестер, и он самый младший из друзей. Семенов дружит с сестрой Борисова, он старше друга, который любит физику. Назовите интересы и фамилии мальчиков в соответствии.

     6. Выберите маршрут для ученика из школы домой, если по пути ему необходимо сдать книги в библиотеку, купить хлеба в булочной, навестить бабушку. При этом расстояние, пройденное школьником, должно быть минимальным. Сколько  метров прошел ученик?

    Ключи и критерии оценивания

    1-2

    2-4

    3-2

    4-6 задания с полным решением -  2 балла; только ответ - 1 балл

    4-212111

    5

    Борисов

    Иванов

    Семенов

    Математика

    -

    +

    -

    Физика

    +

    -

    -

    Информатика

    -

    -

    +

    6-96 метров (18+18+17+30+13)



    Предварительный просмотр:

    Текст школьной олимпиады по информатике 2016-2017 уч. года.

    1. «Кубики» – 100 баллов 

     Петя подарил младшей сестре набор кубиков, из которых нужно было собрать прямоугольную картинку. Сестренка собрала ее и решила склеить прозрачными полосками каждую пару общих  ребер, а узлы, а которых стыкуются 4 кубика, украсить бусинками. Всего сестренка израсходовала a полосок и b бусинок, причем при подсчете числа полосок и бусинок не ошиблась. Ввести длину и ширину картинки, вывести  число полосок и бусинок.  

    Примеры:

    Исходные данные

    Результат

       5   3

      22 8

    2   2

      4   1

    1. «Шахматы» – 100 баллов

    Даны координаты белого и черного шахматных коней. Определите, сможет ли белый конь съесть черного одним ходом. Если сможет, вывести  “yes”, иначе “no”.  

    Примеры:

    Исходные данные

    Результат

     a2    c1

    yes

    f3    d5

    no

    1. «Числа»         – 100 баллов

    Дано натуральное число, содержащие не более 150 цифр. Вывести на экран число, большее на единицу.

    Примеры:

    Исходные данные

    Результат

    634253521912865634253521912865

    634253521912865634253521912866

    999

    1000

    1. «Даты»         – 100 баллов

    Информация о дате содержит три двузначных числа, обозначающие день, месяц, год, заданные в любом порядке. Дата соответствует 21 веку(2001-2100 г.г.). Вывести все варианты представления этой даты в формате день, месяц, год.

    Примеры:

    Исходные данные

    Результат

    01.03.12

    01.03.12

    01.12.03

    03.01.12

    03.12.01

    12.01.03

    12.03.01

    01.02.30

    30.01.02

    01.02.30

    02.01.30

    Текст школьной олимпиады по информатике 2016-2017 уч. года.

    1. «Кубики» – 100 баллов 

     Петя подарил младшей сестре набор кубиков, из которых нужно было собрать прямоугольную картинку. Сестренка собрала ее и решила склеить прозрачными полосками каждую пару общих  ребер, а узлы, а которых стыкуются 4 кубика, украсить бусинками. Всего сестренка израсходовала a полосок и b бусинок, причем при подсчете числа полосок и бусинок не ошиблась. Ввести длину и ширину картинки, вывести  число полосок и бусинок.  

    Примеры:

    Исходные данные

    Результат

       5   3

      22 8

    2   2

      4   1

    1. «Шахматы» – 100 баллов

    Даны координаты белого и черного шахматных коней. Определите, сможет ли белый конь съесть черного одним ходом. Если сможет, вывести  “yes”, иначе “no”.  

    Примеры:

    Исходные данные

    Результат

     a2    c1

    yes

    f3    d5

    no

    1. «Числа»         – 100 баллов

    Дано натуральное число, содержащие не более 150 цифр. Вывести на экран число, большее на единицу.

    Примеры:

    Исходные данные

    Результат

    634253521912865634253521912865

    634253521912865634253521912866

    999

    1000

    1. «Даты»         – 100 баллов

    Информация о дате содержит три двузначных числа, обозначающие день, месяц, год, заданные в любом порядке. Дата соответствует 21 веку(2001-2100 г.г.). Вывести все варианты представления этой даты в формате день, месяц, год.

    Примеры:

    Исходные данные

    Результат

    01.03.12

    01.03.12

    01.12.03

    03.01.12

    03.12.01

    12.01.03

    12.03.01

    01.02.30

    30.01.02

    01.02.30

    02.01.30


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Олимпиада по информатике 5-6 класс

    Выбери правильный ответ

    1.  Все люди в этом здании либо поднимаются на четвертый этаж, либо спускаются на первый. Сколько человек будет на четвертом этаже, а сколько на первом?

    1) 8 и 7;   2) 7 и 8;   3) 1 и 3;   4) 1 и 0.

    2. Все ярлычки, кроме одного, относятся программам для работы в интернете. Какой ярлычок лишний?

    3. Какой граф правильно описывает историю: Сережа дружит с Ваней и Сашей, а Саша еще дружит с Петей?

    4.   В слове «ПАРУС» замени буквы по приведенному алгоритму.  Полученное слово обозначает:

    1)  файл, хранящий информацию о системе;

    2)  способ обработки информации;

    3)  скорость передачи данных в компьютере;

    4)  файл, мешающий работе компьютера.

    5.  Какое из перечисленных слов может быть зашифровано в виде кода @^$#@? Одинаковые символы соответствуют одинаковым буквам.

    1) торт;    2) шалаш;    3) киоск;    4) олово.

    6.   По адресам ячеек E5 F4 A3 C3 B5 F2 D1 восстанови слово. Слово означает:

    1) устройство передачи информации;

    2) устройство печати;

    3) систему защиты информации;

    4) систему обработки графических данных.

    7.  На фигуру, изображенную на рисунке, ОДИН РАЗ «капнули» инструментом «Заливка» (место касания кистью отмечено крестиком). Какая фигура будет закрашена?

    8. Установите правильную последовательность действий в алгоритме:

    1.  вынуть флешку из разъема.

    2.  проверить содержимое флешки на вирусы;

    3.  вставить флешку в компьютер;

    4.  остановить работу флешки;

    5.  скачать нужный файл;

    1) 3-5-2-4-1;               2) 3-2-5-4-1;            3) 5-3-2-4-1;           4) 2-3-5-1-4.

    9. Ульяновск находится на берегу великой русской реки Волга. В Волгу впадает река Сура, а в Суру – река Барыш. Реки Урень и Карсунка – притоки Барыша. Какой из ниже приведенных графов верно отражает указанное соотношение рек?

    10.  За круглым столом в кабинете информатики за компьютерами сидят шесть  человек. Коля  сидит  на первом  стуле  рядом  со Светой, Петя слева от Оли, Саша напротив Светы, Коля сидит рядом с Катей, Оля рядом со Светой. На каком стуле сидит Петя?

    1) 2;            2) 3;          3) 4;             4) 5.

    11. Числа последовательности записаны по определенной закономерности.  7,  8,  13,  19,  30,  47,  75, … Какое число должно быть следующим?

    1) 120;        2) 122;        3) 118;      4) 124.

    12.  Слово, зашифрованное в ребусе, означает:

    1) Устройство для ввода информации в компьютер;

    2) Устройство для преобразования бумажных документов  в электронный вид;

    3) Устройство для вывода информации;

    4) Устройство для хранения информации.

    13,Черепашка

    Давным давно на очень старых компьютерах была игра черепашка. Эта черепашка управлялась командами, и могла рисовать линии. Управление было довольно простым: И - сделать один шаг, причем если включен режим рисования, то черепашка нарисует по пути движения линию

    П - повернуться против часовой стрелки на 90 градусов.

    Р - если был выбран режим рисования отключить режим рисования, в противном случае включить режим рисования.

    В начале игры черепашка находится в левом верхнем углу экрана, направлена вниз и отключен режим рисования. Например, следующая программа нарисует такой рисунок:

    РИИИИПРИПИИРИИ

    Цель задачи: написать программу, которая нарисует данный рисунок:

    Записать ответы  

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13



    Предварительный просмотр:

    Всероссийская олимпиада школьников.

    информатика и ИКТ

    муниципальный этап (7-8 классы)

    1.  (50б) У султана было 10 визирей. Каждый визирь должен был еже-

    годно заплатить в казну налог – 1000 монет. Налог сдается в боль-

    ших мешках с вензелем его владельца. Один из визирей хитрит –

    его монеты весят на 1 грамм меньше, чем у честных визирей, моне-

    ты которых имеют вес 20 граммов. Какое минимальное количество

    взвешиваний необходимо сделать придворному судье на цифро-

    вых весах, чтобы уличить нечестного визиря? Можно взвешивать

    монеты, извлекая их из мешков.

    2. (50б)  Сколько существует способов составить слово «алгоритм», если

    от каждой буквы диаграммы можно двигаться вниз или вправо?

    А Л Г О Р И Т М

    Л Г О Р И Т М

    Г О Р И Т М

    О Р И Т М

    Р И Т М

    И Т М

    Т М

    М

    3.  (50б) Петя решил выписать все натуральные числа, начиная  с единицы, друг за другом. Но сумел добраться  только до 3210-й цифры, после чего уснул. Последней цифрой, которую написал Петя, была цифра…

    4. (50б)  Эллипс                       - это линия, которая схематично выглядит так:

    Для нахождения количества цело численных точек, лежащих внутри эллипса                        , была составлена программа, фрагмент которой  приведен ниже (все  переменные целого типа):

    SUM:=0

    НЦ  ДЛЯ I ОТ -2 ДО 2

    НЦ ДЛЯ J ОТ -3 ДО 3

    ЕСЛИ I*I/9+J*J/4 <1 ТО

    SUM:=SUM+1

    ВСЕ

    КЦ

    КЦ

    Чему равно значение SUM,то есть сколько целочисленных точек лежит внутри эллипса?

    5.(50б) На  вход программы, приведенной ниже, поданы два числа 1 и 3

    Ввести x,y;

    x:=y-x;

    y:=2*x;

    x:=2*y+x;

    y:=y+x/2;

    Вывести x,y

    Какие значения будут выведены в результате ее работы?

    6. (50б) Некий исполнитель умеет строить лесенки. Каждая ступенька такой лесенки имеет одну единицу по высоте и целое количество единиц в длину. Одна из возможных лесенок показана на рисунке.
    Исполнитель умеет выполнять команды ВВЕРХ и ВПРАВО N, где N – длина ступеньки, причем алгоритм всегда начинается командой ВВЕРХ и заканчивается командой ВПРАВО. Необходимо, выполнив 8 команд, построить лесенку из четырех, ступенек, ведущую из точки А в точку В. Точка А имеет координаты (0,0) на координатной плоскости, а точка В – координаты (5,4). Сколько различных последовательностей команд могут привести к требуемому результату?

    1. (50б) У одного путешественника не было денег, но была золотая  цепочка из семи звеньев. Хозяин гостиницы, к которому  обратился путешественник с просьбой о ночлеге, согласился держать постояльца и  установил плату: одно звено цепочки за одни сутки проживания. Какое одно звено достаточно распилить, чтобы путешественник мог остановиться в гостинице на любой срок в пределах от 1 до 7 суток?

    1. (50б) На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город  Ж?

    9. (50б) Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, К, Р, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:

    1. ААААА

    2. ААААК

    3.ААААР

    4.ААААУ

    5.АААКА

    Укажите номер слова РУКАА.

    1. (50б) Двое играют в такую игру: первый называет любое целое число от 1 до 10 включительно, второй прибавляет к нему еще какое-нибудь целое число, не большее десяти, и называет сумму; к этой сумме первый прибавляет снова какое-нибудь целое число от 1 до 10, опять называет сумму и так далее. Выигрывает тот, кто первым назовет число 100. Какие числа должен называть первый игрок, чтобы независимо от ходов второго выиграть?

    11. (50б) Автомат получает на вход два трехзначных числа. По этим числам строится новое число по следующим правилам. Вычисляются три числа – сумма старших разрядов заданных трехзначных чисел, сумма средних разрядов этих чисел, сумма младших разрядов. Полученные три числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей). Пример. Исходные трехзначные числа:  835, 196. Поразрядные суммы: 9, 12, 11. Результат: 12119

    Определите, какое из следующих чисел может быть результатом работы автомата.

    1)  151303          2) 161410         3) 191615         4)121613

    1. (50б) В Древнем Китае в «Книге перемен» собраны гексограммы, которые задолго до изобретения компьютеров использовали двоичную систему счисления. Посмотри на построение двоичного числа 0000011 из двух частей (кунь-земля, сюнь-дерево) и определи значение числа в десятичной системе счисления для гексограммы, которое можно получить, изменив порядок построения между частями кунь и сюнь.

        13. (50б) Петя, Вася и Егор пошли покупать «флэшки». Они выбирали разные «флэшки» по размеру (4 Гб, 8 Гб, 16 Гб) и цвету (красная, желтая, зеленая). Известно: 1) Василий выбрал желтую «флэшку», которая по размеру была больше «флэшки» Пети. 2) Егору не понравилась «флэшка» красного цвета. 3) Суммарный размер «флэшек» Василия и Пети меньше, чем «флэшки» Егора.

    Определи, кто какую флэшку по размеру и цвету купил.

    всероссийская олимпиада школьников

    муниципальный этап

    Ключи к заданиям 7-8 класс

    № задания

    ответ

    1

    1.

    Пронумеруем мешки (их владельцы при этом известны). Из первого мешка возьмем 1 монету, из второго – 2, …, из десятого – 10. Всего на весах оказалось 1+2+…+10=55 монет. Если бы они все были настоящими, то весили бы 1100 г. В действительности весы покажут либо 1099 г (1 монета фальшивая), либо 1098 г (2

    монеты фальшивые), …, либо 1090 г (10 монет фальшивые).

    2

    128

    Движение от А возможно двумя способами, от Л - двумя, от Г - двумя, и так

    далее, от Т - двумя способами. Перемножаем эти семь двоек.

    3

    1

    1, 2, …, 9 – 9 цифр; 10, 11, …, 99 – 90 цифр, 100, 101, …, 999 – 900 цифр. На четырехзначные числа приходится 3210-999=2211 цифр. Из них при помощи 2200 цифр запишем 550 чисел, и 3210-ая цифра – это первая цифра числа 1550.

    4

    9

    5

    10,9

    6

    4

    7

    Следует распилить третье звено. В этом  случае у путешественника будут отдельно одно (распиленное), два и четыре звена. Ими он сможет расплачиваться за 1,2, 3, 4, 5 ,6 и 7 суток проживания в гостинице.

    8

    24

    9

    721

    10

    1,12,23,34,45,56,67,78,89,100

    11

    2

    12

    24

    13

    Петя – 4 Гб, красная, Василий – 8 Гб, желтая, Егор- 16 Гб, зеленая.



    Предварительный просмотр:

    Оргкомитет  и жюри областной олимпиады по информатике

    Текст школьной олимпиады по информатике

    2015–2016 уч. года

    1. «Квартира – 100 баллов».

    Боря Лейкин на время каникул устроился работать помощником почтальона. Сегодня ему необходимо доставить телеграмму в квартиру n девятиэтажного дома, в котором несколько подъездов, а на каждом этаже подъезда по четыре квартиры

    Требуется написать программу, которая по номеру квартиры n выведет номер подъезда и этаж на котором находится эта квартира.

    Ваша программа должна:

    1. прочитать из исходного файла task1.in целое число n  (1 ≤ n ≤ 360);
    2. подсчитать и вывести в файл task1.out два числа – в первой строке номер нужного подъезда, а во второй – номер этажа, на котором находится квартира.

    Например:

    task1.in

    task1.out

    193

    6

    4

    1. «Треугольники – 100 баллов».

    Учительница математики Мария Ивановна дала ученикам задание построить треугольник стороны, которого целые числа, а периметр равен 9. Первой задание выполнила Оля Знайкина и сообщила, что она построила три разных треугольника с периметром 9: со сторонами 3, 3, 3, со сторонами 2, 3, 4 и со сторонами 1, 4, 4.

    Конечно Оля молодец, но если бы периметр был больше, то подсчитать число подходящих треугольников было бы нелегко.

    Составьте программу, которая по заданному периметру подсчитывает и сообщает число разных (неравных) треугольников с периметром p, стороны которых целые числа.

    Ваша программа должна:

    1. прочитать из исходного файла task2.in целое число p (3 ≤ p  ≤ 1000);
    2. подсчитать и вывести в файл task2.out одно число: количество разных (неравных) треугольников, стороны которых – целые числа, а периметр равен p.

    Например:

    Task2.in

    Task2.out

    9

    3

    23

    14


    1. «Строка – 100 баллов».

            Последовательность строк строится по следующему правилу: S(1)=”A”, S(2)=”B”, S(k)=S(k-1)+S(k-2), если k3 (последовательность Фибоначчи). Необходимо определить число подстрок ”AB” встречающихся в строке с номером n.

    Ваша программа должна:

    1. прочитать из исходного файла task3.in целое число n (1 ≤ n ≤ 45);
    2. подсчитать и вывести в файл task3.out одно число – количество подстрок ”AB” в строке S(n) (возможно длинное целое число).

    Например:

    Task3.in

    Task3.out

    5

    1

    8

    8

    11

    33

    1. «Оси – 100 баллов».

    На листе в клетку (клетки - квадраты) закрасили несколько клеток и получили клетчатую фигуру. Она имеет размеры n (n100) по вертикали и k (k100) по горизонтали. Сама фигура описывается n строками, содержащими по k символов 1 и 0 в каждой строке (1 - закрашено и 0 - не закрашено).

    Необходимо определить, сколько осей симметрии имеет эта фигура.

    Ваша программа должна:

    1. прочитать из первой строки исходного файла task4.in число элементов массива n ( n ≤ 100) и k (k100);
    2. прочитать из последующих n  строк состояние клеток фигуры. Известно, что белых полей по сторонам от фигуры в описании нет (т.е. задан минимальный габаритный прямоугольник, содержащий в себе фигуру);
    3. найти и вывести в файл task4.out одно число – количество осей симметрии заданной фигуры.

    Например:

    Task4.in

    Task4.out

    3 5

    11111

    11011

    11111

    2

    5 5

    00111

    00011

    00101

    01000

    10000

    1

    Примечание. Приведенные примеры для фигур