Вебинары

Лаврентьева  Светлана Николаевна

Формирование читательских интересов у учащихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vpr.pptx107.08 КБ
Файл bolshe_vsego_voznikaet_voprosov.docx46.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ Районный вебинар МКОУ Кондинская СОШ 2020 год Учитель начальных классов Лаврентьева С.Н.

Слайд 2

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА Первый этап — это целевая установка на аудирование . Текст должен быть прочитан дважды. Первый раз текст читается учителем медленно, выразительно в соответствии с произносительными нормами современного русского литературного языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим». На данном этапе возможно объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов. Второй этап – целевая установка на письмо под диктовку. Учитель читает текст диктанта по отдельным предложениям, обучающиеся слушают. Не следует разрешать школьникам записывать предложение текста до того момента, пока учитель еще читает это предложение. После прочтения учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя предложение на небольшие смысловые отрезки. Диктуя предложение, учитель должен выдерживать равномерный темп, сохранять спокойный тон, предупреждая тем самым отставания в письме. Общий ориентир при диктовке на средний темп письма. Кроме того, важно читать громко и внятно, четко произнося слова. Обучающиеся записывают.

Слайд 3

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Учитель может сообщить обучающимся о постановке пунктуационных знаков, условия постановки которых в предложении еще не изучены обучающимися. При диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами нужно использовать орфографическое проговаривание. Записывать на доске, как это обычно делается в начальной школе, данные слова не рекомендуется.

Слайд 4

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА Третий этап связан с самопроверкой написанного текста и предусматривает повторное чтение текста целиком. Обучающиеся проверяют написанное. Всегда возникают вопросы, нужно ли давать ещё какое-то время после самопроверки всего текста. Да, можно дать еще несколько минут, чтобы дети смогли вернуться к написанному тексту и еще раз просмотреть его, обратить своё внимание на орфограммы и пунктограммы в тексте, оформление предложений.

Слайд 5

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА Как правило, тексты диктантов содержат восклицательные по интонации предложения, но ученики пропускают данные знаки препинания. Это свидетельствует, скорее всего, о неправильном прочтении текста учителем. Достаточно часто встречается ошибка, связанная с пунктуационным оформлением однородных членов предложения. Данная ошибка может повлиять и на результат следующего задания по поиску однородных членов предложения.

Слайд 6

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА Оценивается только полностью записанный текст диктанта . При оценивании не учитывается ненамеренный пропуск обучающимися двух-трёх слов. Каждое пропущенное слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл. Негрубой ошибкой считается прописная буква в именах собственных, в составных наименованиях. Северный Ледовитый океан, Всеволод Большое Гнездо

Слайд 7

Однотипные ошибки в диктанте Мы можем считать однотипными ошибки, связанные с неверным написанием падежных окончанием существительных (в деревне, на скрипочке, о медведе, с опушки, на дереве, по тропинке). Однотипными можно считать ошибки, написание которых зависит от фонетических особенностей ( жи-ши , ча-ща , чу-щу ). Частый вопрос: считать ли за однотипную ошибку написание или отсутствие мягкого знака в глаголах на – тся , - ться ? Да, можно считать за однотипные.

Слайд 8

Не считаются однотипными ошибки когда, для того, чтобы написать верную букву, нужно проверить это слово либо однокоренным словом с гласной под ударением, либо изменить его форму. Это, конечно же, проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые глухие-звонкие согласные в корне слова (сомнительные); проверяемые непроизносимые согласные в корне слова (например, ст а рик-ст а рый , гр о зой – гр о зы, дер е ву – дер е вья, поз д ними – опоз д ать, медве д ь-медве д и ).

Слайд 9

Схема учёта баллов при оценивании однотипных ошибок в диктанте. I I I = 1 I I I + 1 + 1= 3 I I I + I I I = 2

Слайд 10

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА Оценивание диктанта происходит только тогда, когда весь текст написан полностью. Если ученик не успел записать текст или написал половину текста, значит, получает 0 баллов. В этом случае вся первая часть работы не может оцениваться, поскольку ни второе, ни третье задание ученик выполнить не сможет (кроме ситуаций, когда записанная часть текста позволит найти и выписать указанное в задании предложение).

Слайд 11

СЛОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ РАБОТ. Часть 1. Проверка заданий 2 и 3 Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены предложения. Если в задании 2 в однородных сказуемых есть частица НЕ, и ученик её не подчеркнул, то это не считается ошибкой.

Слайд 12

СЛОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ РАБОТ. Часть 1. Проверка заданий 2 и 3 При оценивании задания 2 возникает ситуация, когда однородные члены предложения найдены верно, но подчеркнуты неверно. Как оценивать такое задание? Ответ: при оценивании данного задания, нужно обратить внимание на требование критерия о правильности обозначения ("правильно обозначены однородные..."/"неправильно обозначены...)". При неправильном обозначении однородных членов предложения выставляется 0 баллов.

Слайд 13

Оценка задания 3 Задание 3 состоит из двух частей: задание 3, п. 1 – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения; задание 3, п. 2 – умение распознавать изученные части речи в предложении. Таким образом, в данном задании нужно выписать предложение из текста, определить в нём главные члены, указать, какой частью речи является каждое слово в предложении.

Слайд 14

При оценивании задания 3.1. у экспертов возникают следующие вопросы: 1. Как оценивать задание, при выполнении которого учеником подчеркнуты не только главные члены предложения, как требуется в задании (верно), но и все остальные члены предложения (может быть допущена ошибка)? Ответ: В некоторых ответах ученики по невнимательности подчёркивают все члены предложения, это не является ошибкой.

Слайд 15

Если в задании 3 не указаны части речи, которые не изучались в 4 классе, то можно не засчитывать это за ошибку. Если, например, два разных предлога в предложении не подписаны, то это считается за две ошибки. Как оценивать задание 3.2, если учеником указаны части речи не для всех слов в предложении?

Слайд 16

Как оценивать задание 3 в случае, если ученик выписал неверное предложение, но выполнил верный разбор? Ответ: Если ученик в диктанте неверно определил границы предложений и в результате выписал не то предложение, которое требовалось в задании, то даже в случае верного ответа ставится 0 баллов.

Слайд 17

СЛОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ РАБОТ. Часть 2. При оценивании заданий 3, 5, 6, 7, 9–14 не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки , верные ответы с ошибками этих видов и описками засчитываются при оценивании.

Слайд 18

задание 6 В задании 6 проверяются умения, связанные с пониманием обучающимися прочитанного ими текста; с владением изучающим видом чтения ( общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия); коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдать нормы построения предложения и словоупотребления. При оценивании данного задания эксперт должен чётко трактовать понятия «тема» и «основная мысль текста» ( Тема – о ком или о чём говорится в тексте? Главная мысль – ради чего написан текст? Что хотел сказать автор читателю? )

Слайд 19

Задание 7 Прежде всего эксперт должен подходить к оцениванию, исходя из понимания обучающихся, что такое «план текста». «План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль. План очень коротко передает основное содержание текста.» (Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 2 класс).

Слайд 20

Заданием 8 При оценивании данного задания эксперт выставляет баллы за задание с учётом допущенных орфографических и пунктуационных ошибок: Оценивая данное задание, эксперт должен оценивать умение ученика понимать смысл прочитанного, анализировать текст, формулировать вопросы, относящиеся к содержанию текста. Цель данного задания - проверить умение ученика сформулировать вопросы, относящиеся к основной мысли текста, а не касающиеся незначительных фактических деталей (цвет глаз, длина волос и т.д.). Если на заданный учеником вопрос нет ответа в тексте, то даже в том случае, если тематика вопроса близка тематике текста, ставится 0 баллов.

Слайд 21

Задания 12 и 13 Если ученик выписал только одну из грамматических форм слова указанной в задании части речи и правильно указал её морфологические признаки, то за задание ставится 2 балла. Если ученик вместо одного имени существительного или имени прилагательного разобрал два и разбор одного слова выполнил безошибочно, а в разборе другого ошибся, то рекомендуется засчитать в качестве оцениваемого безошибочный вариант в пользу ученика. Если в задании 12 в ряду верно выписанных форм имён существительных выписана косвенная форма местоимения, то по первому критерию ответ может быть оценён 1 баллом. Если в задании 12 требовалось выписать имена существительные с предлогами, а в ответе ученика без предлогов, то это не считается ошибкой. В задании 13 имена прилагательные должны быть выписаны с именами существительными, к которым они относятся. Если выписаны только имена прилагательные, то это считается ошибкой и балл по первому критерию не ставится. Но если верно указаны все признаки одной из форм прилагательных, то по второму критерию ставится 2 балла и общий балл за выполнение задания равен 2. Если, кроме верных слов, в заданиях 12, 13 и 14 указаны слова других частей речи, то по первому критерию ставится 0 баллов.

Слайд 22

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

Слайд

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Тема моего  выступления « ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ»

Задания по русскому языку состоят из двух частей.

1 часть это диктант с граммотическим заданием

2 часть состоит из 11 заданий

Больше всего возникает вопросов, как проводить диктант, поскольку текст может содержать и незнакомые слова, и  орфограммы, и пунктограммы, которые не изучены в начальной школе.

Слайд

Диктант проводится в несколько этапов.

Первый этап — это целевая установка на аудирование.

Текст должен быть прочитан дважды. Первый раз текст читается учителем медленно, выразительно в соответствии с произносительными нормами современного русского литературного языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим». На данном этапе возможно объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов.

Второй этап – целевая установка на письмо под диктовку.

Учитель читает текст диктанта по отдельным предложениям, обучающиеся слушают. Не следует разрешать школьникам записывать предложение текста до того момента, пока  учитель еще читает это предложение. После прочтения учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя предложение на небольшие смысловые отрезки. Диктуя предложение, учитель должен выдерживать равномерный темп, сохранять спокойный тон, предупреждая тем самым отставания в письме. Общий ориентир при диктовке на средний темп письма. Кроме того, важно читать громко и внятно, четко произнося слова. Обучающиеся записывают.

Слайд

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Учитель может сообщить обучающимся о постановке пунктуационных знаков, условия постановки которых в предложении еще не изучены обучающимися.

При диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами нужно использовать орфографическое проговаривание. Записывать на доске, как это обычно делается в начальной школе, данные слова не рекомендуется.

Слайд

Третий этап связан с самопроверкой написанного текста и предусматривает повторное чтение текста целиком.  Обучающиеся проверяют написанное.

Всегда возникают вопросы, нужно ли давать ещё какое-то время после самопроверки всего текста.  Да, можно дать еще несколько минут, чтобы дети смогли вернуться к написанному тексту и еще раз просмотреть его, обратить своё внимание на орфограммы и пунктограммы в тексте, оформление предложений.

Слайд

Как правило, тексты диктантов содержат восклицательные по интонации предложения, но ученики пропускают данные знаки препинания.  Это свидетельствует, скорее всего, о неправильном прочтении текста учителем.

Достаточно часто встречается ошибка, связанная с пунктуационным оформлением однородных членов предложения. Данная ошибка может повлиять и на результат следующего задания по поиску однородных членов предложения.

 

 Слайд

Оценивается только полностью записанный текст диктанта. При оценивании не учитывается ненамеренный пропуск обучающимися двух-трёх слов.

Каждое пропущенное слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка

Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.

Негрубой ошибкой считается прописная буква в именах собственных, в составных наименованиях.

Слайд

Обратить внимание стоит на однотипные ошибки. 

  1. Мы можем считать однотипными ошибки, связанные с неверным написанием падежных окончанием существительных (в деревне, на скрипочке, о медведе, с опушки, на дереве, по тропинке). 

  1. Однотипными можно считать ошибки, написание которых зависит от фонетических особенностей (жи-ши, ча-ща, чу-щу).

  1. Частый вопрос: считать ли за однотипную ошибку написание или отсутствие мягкого знака в глаголах на –тся, -ться?  Да, можно считать за однотипные. 

Слайд

Не считаются однотипными  ошибки, когда, для того, чтобы написать верную букву, нужно проверить это слово либо однокоренным словом с гласной под ударением, либо изменить его форму.

 Это, конечно же, проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые глухие-звонкие согласные в корне слова (сомнительные); проверяемые непроизносимые согласные в корне слова (например, старик-старый, грозой – грозы, дереву – деревья, поздними – опоздать, медведь-медведи).

Слайд

Обратите внимание на схему учёта баллов при оценивании работ в диктанте.

I I I = 1                            I I I + I = 2  ,

т.е. если ученик делает три орфографические ошибки в диктанте на одно орфографическое правило, и условия выбора заключены в грамматических и фонетических особенностях данных слов, тогда эти три ошибки мы считаем за одну! Правая схема говорит о том, что три однотипные ошибки в работе уже были, присоединяется уже четвёртая, значит, каждая следующая ошибка будет считаться неоднотипной, т.е. в итоге в работе  две ошибки. Если ещё одна ошибка присоединяется, например, пятое слово из однотипных ошибок,то в итоге в работе три ошибки.

 Если шесть слов на одно и то же правило написаны неверно, то в соответствии с нормами оценивания мы  получим всего две ошибки, посчитав три однотипных за одну.

Слайд

Оценивание диктанта происходит только тогда, когда весь текст написан полностью. Если ученик не успел записать текст или написал половину текста, значит, получает 0 баллов. В этом случае вся первая часть работы не может оцениваться, поскольку ни второе, ни третье задание ученик выполнить не сможет (кроме ситуаций, когда записанная часть текста позволит найти и выписать указанное в задании предложение). 

Слайд

Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены предложения.

Если в задании 2  в однородных сказуемых есть частица НЕ, и ученик её не подчеркнул, то это не считается ошибкой. 

Слайд

При оценивании задания 2 возникает ситуация, когда однородные члены предложения найдены верно, но подчеркнуты неверно. Как оценивать  такое задание? 

Ответ: при оценивании данного задания, нужно обратить внимание на требование критерия  о правильности обозначения. 

 При неправильном обозначении  однородных членов предложения выставляется 0 баллов. 

Слайд

Задание 3 состоит из двух частей:

В данном задании нужно выписать предложение из текста, определить в нём главные члены, указать, какой частью речи является каждое слово в предложении.

Слайд

При оценивании  задания 3.1.  у экспертов возникают следующие вопросы:

1. Как оценивать задание, при выполнении которого учеником подчеркнуты не только главные члены предложения, как требуется в задании (верно), но и все остальные члены предложения (может быть допущена ошибка)? 

В случае, когда участник, кроме основы предложения, подчеркнул и второстепенные члены предложения, то задание считается выполненным верно, если верно указана основа, но остальные члены предложения подчеркнуты неверно. Балл за это не снижается.

Слайд

2. Как оценивать задание  3.2, если учеником указаны части речи не для всех слов в предложении? 

 Если в задании 3 не указаны части речи, которые не изучались в 4 классе, то можно не засчитывать это за ошибку.

 Если, например, два разных предлога в предложении не подписаны, то это считается за две ошибки.

Слайд

3. Как оценивать задание 3 в случае, если ученик выписал неверное предложение, но выполнил верный разбор?   

Ответ: Если ученик в диктанте неверно определил границы предложений и в результате выписал не то предложение, которое требовалось в задании, то даже в случае верного ответа ставится 0 баллов. 

Слайд

СЛОЖНОСТИ ПРИ ПРОВЕРКЕ РАБОТ. Часть 2.

 При оценивании заданий 3, 5, 6, 7, 9–14 не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки, верные ответы с ошибками этих видов и описками засчитываются при оценивании.

Слайд

В задании 6 проверяются умения, связанные с пониманием  обучающимися прочитанного ими текста;   коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдать нормы построения предложения и словоупотребления.

При оценивании данного задания эксперт должен чётко трактовать понятия   «тема» и «основная мысль текста» (Тема – о ком или о чём говорится в тексте? Главная мысль – ради чего написан текст? Что хотел сказать автор читателю

У экспертов при оценивании данного задания  возникают затруднения при толковании понятия «недочёт»  в критериях. В задании уточнён характер недочётов («в построении словосочетаний или предложений» и т.п.). Слово «недочёт» использовано в случае, когда допущенные грамматические или речевые ошибки не являются решающими при оценивании.

Слайд

Задание 7 проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме.

Прежде всего эксперт должен подходить к оцениванию, исходя из понимания обучающихся, что такое «план текста».

«План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль. План очень коротко передает основное содержание текста.» (Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 2 класс).

Слайд

Заданием 8  проверяются умения,   задавать вопросы,  показывающие владение обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями.

При оценивании данного задания эксперт выставляет баллы за задание с учётом  допущенных  орфографических и пунктуационных ошибок:

Оценивая данное задание, эксперт должен оценивать умение ученика понимать смысл прочитанного, анализировать текст, формулировать вопросы, относящиеся к содержанию текста. Цель данного задания -  проверить умение ученика сформулировать вопросы, относящиеся к основной мысли текста, а не касающиеся  незначительных фактических деталей (цвет глаз, длина волос и т.д.).

Если на заданный учеником вопрос нет ответа в тексте, то даже в том случае, если тематика вопроса близка тематике текста, ставится 0 баллов.

Слайд

Задания 12 и 13 оцениваются по двум критериям. Обратите внимание на то, что если по первому из них выставлен 0 баллов, то по второму может быть выставлен балл, соответствующий уровню выполнения.

Если ученик выписал только одну из грамматических форм слова указанной в задании части речи и правильно указал её морфологические признаки, то за задание ставится 2 балла.

Если ученик вместо одного имени существительного или  имени прилагательного разобрал два и разбор одного слова выполнил безошибочно, а в разборе другого ошибся, то рекомендуется засчитать в качестве оцениваемого безошибочный вариант в пользу ученика.

Если в задании 12 в ряду верно выписанных форм имён существительных выписана косвенная форма местоимения, то по первому критерию ответ может быть оценён 1 баллом.

Если в задании 12 требовалось выписать имена существительные с предлогами, а в ответе ученика без предлогов, то это не считается ошибкой.

В задании 13 имена прилагательные должны быть выписаны с именами существительными, к которым они относятся. Если выписаны только  имена прилагательные, то это считается ошибкой и балл по первому критерию не ставится. Но если верно указаны все признаки одной из форм прилагательных, то по второму критерию ставится 2 балла и общий балл за выполнение задания равен 2.

Если, кроме верных слов, в заданиях 12, 13 и 14 указаны слова других частей речи, то по первому критерию ставится 0 баллов.

Спасибо за внимание