5 класс.
К уроку: Жизнедеятельность организма
Свойства живых организмов – определяются процессами жизнедеятельности. И осуществляются на уровне клеток.
Процесс жизнедеятельности | Значение процесса для организма |
| Питание | |
| Дыхание | |
| Выделение | |
| Обмен веществ | |
| Рост и развитие | |
| Разражимость | |
| Размножение |
Клетка - основная единица живого организма
| НАЗВАНИЕ СТРУКТУРЫ КЛЕТКИ | ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ | ЗНАЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ В КЛЕТКЕ |
| КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА (ОБОЛОЧКА) | ТОНКАЯ ПЛЁНКА | |
| КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА | ПЛОТНАЯ ОБОЛОЧКА С ПОРАМИ | |
| ЦИТОПЛАЗМА | ||
| ЯДРО | ||
| ПЛАСТИДЫ | ОВАЛЬНЫЕ ОРГАНОИДЫ ОКРАШЕННЫЕ И БЕСЦВЕТНЫЕ |
Увеличительные приборы.
Таблица. "Значение частей светового микроскопа"
| № п/п | Название части микроскопа | Значение частей |
| 1 | удерживает все части мироскопа | |
| 2 | окуляр | |
| 3 | объектив | |
| 4 | соединяет окуляр и объектив | |
| 5 | предметный столик с отверстием и зажимами | |
| 6 | лампочка/ зеркало | |
| 7 | для настройки резкости изображения объекта |
Метод измерения
Лабораторная работа №2 "Измерение длины и ширины листа древесного растения.
цель: использовать метод измерения для определения числовых значений величин биологического объекта.
оборудование: лист древесного растения, линейка (20-30 см.)
Ход работы:
1. Используя линейку измерить три раза длину листовой пластинки (часть листа без черенка), результаты вписать в таблицу (с. 37, п. 1)
2. Измерить трижды ширину листовой пластинки в самой широкой части листовой пластинки, занести в таблицу.
3. Вычислить среднее значение длины и ширины листовой пластинки.
Таблица. Результаты измерения
| Название дерева | Название измеряемого органа | Параметры измерения | Результаты измерения | Среднее значение | ||
| 1 | 2 | 3 | ||||
| Лист | длина листовой пластинки | |||||
| ширина листовой пластинки | ||||||
"Кабинет Биологии"
Заполнить таблицу, с использованием стр. 17-18 учебника и рассмотренных на уроке предметов лабораторного оборудования (рисунок оборудования выполняется простым карандашом).
«Изучение лабораторного оборудования. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
образец таблицы для заполнения в тетради
Таблица «Лабораторное оборудование и его применение»
Название оборудования | Рисунок оборудования | Применение оборудования |
Мерный стакан |
| предназначен для измерения объёма жидкости |
Пробирка |
| предназначена для смешивания небольшого количества жидкости |
Пипетка |
| Используется для переливания жидкости в капельном объёме |
Пинцет |
| Для захвата мелких объектов |
Препаропаровальная игла |
| Используется для изготовления микропрепаратов |
Стеклянная палочка |
| Необходима для размешивания жидкостей |
Термометр |
| Для измерения температуры |
чашка Петри |
| Для размещения живых, изучаемых объектов |
Предметное стекло |
| используется в качестве площадки для размещения объекта, при приготовлении микропрепарата
|
Покровное стекля |
| служит для накрывания изучаемого объекта микроскопических препаратов. |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА | ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ | ОПАСНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ | ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ |
| ЗАГРЯЗНЕНИЯ | |||
| ИСТОЩЕНИЕ РЕСУРСОВ | |||
| ИСТОЩЕНИЕ ОЗОНОВОГО СЛОЯ | |||
| ЭРОЗИЯ ПОЧВЫ |
|
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ
| природная зона | климатические условия | состав организмов | ||
| флора | фауна | |||
| тундра | вечная мерзлота; неплодородные земли; длинная, суровая зима; холодное, короткое лето; | |||
| тайга |
| |||
| смешанные и широколиственные леса | тёплое лето, мягкая, снежная зима; | |||
| степи |
| |||
| пустыни | ||||
| влажные экваториальные леса | ||||
Выполнить задания по теме "Природные сообщества" к § 22, рис. 101
1. Составить цепь питания из 4 звеньев, одним из которых является МЫШЬ;
2. Определить форму взаимоотношений между:
а) ЯСТРЕБОМ и ПЕНОЧКОЙ - ................
б) КУНИЦЕЙ и КЛЕЩАМИ - ................
в) ДЯТЛОМ И СОСНОЙ - ................
г) МОСКОВКОЙ И ПЕНОЧКОЙ - .................
..
ЗАДАНИЯ В ФОРМАТЕ ВПР ДЛЯ 5 "А" КЛАССА
Задание 11.
На рисунке буквами обозначены органы Земляники лесной.
Запишите под каждой буквой название соответствующего органа из представленного ниже списка.
1) стебель 2) лист 3) корень 4) цветок 5) плод

Задание 12.
Одним из заданий проекта Кати и Саши было создание гербарного образца. Для данного растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов.
Список слов (словосочетаний): 1) Покрытосеменные (Цветковые) 2) Земляника лесная 3) Земляника 4) Растения
| ЦАРСТВО | ОТДЕЛ | РОД | ВИД |

Таблица для 5 "А" и "Б" класса
Тема: Природные сообщества.
Характеристика структур природного сообщества (по § 21)
| Структура сообщества | Роль в природном сообществе | Примеры представителей структуры |
| Продуценты |
| |
| Консументы |
| |
| Редуценты |
|
Задание для 5 "А" класса от 02.04.25
Задание 19 (ВПР). Растения – важнейшая часть природного сообщества. Они играют большую роль природе и жизни человека. Приведите примеры двух растений Вашего региона, для каждого из этих растений опишите его значимость в жизни человека и для природного сообщества.
Задание по теме Приспособления животных и растений к условиям зимы.
| Название организма | проявление приспособлений |
| Берёза | |
| Сосна | |
| Заяц беляк | |
| Лягушка | |
| Бурый медведь | |
| Скворец |
СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ
Сделайте описание лисицы обыкновенной по следующему плану.
А) Какую среду обитания освоила лисица?
Б) Густая шерсть – это приспособление к жизни в определённых условиях среды.
В каких именно? Ответ поясните.

"Среды обитания"
Заполнить таблицу:
"Приспособленность организмов к "Средам обитания"
| СРЕДА ОБИТАНИЯ | СВОЙСТВА СРЕДЫ | ЧЕРТЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ | ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗМОВ |
|
**Дополнитнльное задание по теме "Процессы жизнедеятельности организмов"
ВЫПОЛНЯЕТСЯ НА АЛЬБОМНОМ ЛИСТЕ
Используя дополнительные источники и навыки рисования составьте описание одного из предложенных животных по плану:
ЖИВОТНЫЕ: скворец, крот, дикий кот
ПЛАН ОПИСАНИЯ: 1) название выбранного животного (рисунок)
2) ОТДЕЛЫ ТЕЛА
3) ПОКРОВЫ ТЕЛА
4) ЧЕМ ПИТАЕТСЯ В ПРИРОДЕ
5) ГДЕ ОБИТАЕТ
6) КАКОЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
КРИТЕРИИ РАБОТЫ : 1. Выполняется на альбомном листе А4
2. Аккуратное оформление (рисунок выполнен по правилам рисования, цветной,на одной из сторон альбомного листа
3. Описание соответствует действительности
"Клетка - основная единица живого организма"
Таблица "СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ"
| СТРУКТУРЫ КЛЕТКИ | РОЛЬ (ФУНКЦИЯ) СТРУКТУРЫ В КЛЕТКЕ |
| КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА | |
| ЦИТОПЛАЗМА | |
| ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АППАРАТ |
Инструкция к постановке и проведению эксперимента
(с. 43, «Моя лаборатория»). Срок сдачи работы зависит от степени готовности результатов.
Для проведения эксперимента необходимо:
1. Изучить текст пункта 2
2. Определить ПРОБЛЕМУ, которую можно разрешить с помощью этого эксперимента. Это и будет ЦЕЛЬЮ работы.
3. Выдвинуть ГИПОТЕЗУ (см. раздел «Особенности биологического эксперимента» в § 6 и записи в тетради)
4. По описанию эксперимента в п. 2, составить список оборудования и план постановки опыта.
5. Самостоятельно по плану поставить эксперимент. Для этого лучше использовать некрупные луковицы. Нижняя часть луковицы не должна быть погружённой в воду, она только касается воды. если сухие чешуйки верхней части луковицы длинные, их частично можно удалить ножницами. Так, что бы место роста зелёных листьев было немного открыто. Начало наблюдений и их фиксация начинается с размещения лука в соответствующие с планом условия (сделать фотографию). Следующая фиксация ТОЛЬКО ПРИ ПОЯВЛЕНИИ листочков (фотография и запись в таблицу, см. стр. 43). Листья могут появиться с большим промежутком после постановки опыта (сначала растут корни). Далее, выполняется фиксация результатов эксперимента по таблице (на 5 день, 8 и 10, соответственно выполняются фотографии).
6. По окончанию опыта результаты, занесённые в таблицу проанализировать и в соответствии с целью и гипотезой сформулировать вывод.
7. Как оформит результат? Лучше всего в форме презентации (см. стр. 21 «как создать мультимедийную презентацию»).
8. По ходу выполнения эксперимента можно консультироваться у меня. Для правильности проведения и подведения итогов. Обязательно подключить к работе своих домочадцев.
Тема 18.
Таблица выполняется только на основе текста § 20
Тема 17:
Таблица. Приспособления организмов к среде обитания.
Задание выполняется только на основе текста § 16-19
| пример организма | среда обитания | условия жизни | признаки приспособленности |
| кит касатка | высокая плотность воды | ||
| удильщик глубоководный | отсутствие света | ||
| полярная крачка | уменьшение продолжительности светового дня | ||
| лисица | низкая плотность воздуха | ||
| стрекоза | низкая плотность воздуха | ||
| ёж | наступление холодов | ||
| крот | плотнось почвы, отсутствие света | ||
| платяная вошь | вероятность потери хозяина |
Тема 16. "Экологические факторы"
| экологический фактор | характеристика фактора | пример фактора |
| абиотический | ||
| биотический | ||
| антропогенный |
к теме 15 "Классификация живых организмов"
Расположите в порядке увеличения категории (самое крупное – сверху) таксоны животного и растения:
отряд Китообразные класс Двудольные
царство Животные род Капуста
Дельфин обыкновенный царство Растения
тип Хордовые семейство Капустные
семейство Дельфиновые отдел Цветковые
род Дельфины - белобочки порядок Крестоцветные
класс Млекопитающие Капуста огородная
К домашнему заданию по теме 14.
«Клетка – структурная и функциональная единица организма»
Используя § 10 (1 раздел) выполнить описание структур клетки в форме таблицы «Строение клетки», выписать только самое основное:
Таблица «Строение клетки»
Клеточные структуры | Значение в клетке |
Клеточная мембрана | 1)ограничивает внутреннее содержимое клетки 2) защищает от неблагоприятных влияний окружающей среды 3) регулирует обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой |
Цитоплазма |
|
Ядро |
|
Тема 13:
§ 6, читать, выполнить ЛР , стр. 43, только пункт №2.
Желательно использовать не по одной луковице, а по две (контроль). Оформить результаты в форме презентации (1 слайд- Метод исследования - эксперимент.; 2 слайд фотографии или рис. этапов развития листьев в указанные дни при разных условиях опыта; 3 слайд - таблица, см. стр. 43; 4 слайд вывод по результатам. В помощь см. стр. 45, Порядок проведения научного эксперимента.
Подготовить в тетради сообщение о проделанной работе, см. стр. 39
Тема 12
Лабораторная работа "Моя лаборатория", стр. 37.
Внимательно прочесть прядок выполнения работы,
в п. 1, перенести таблицу в тетрадь и последовательно её заполнить. В графу "Виды растения" вписать первое название растения «сосна обыкновенная», в графу «Параметры измерения» вписать длина. В графу «Результаты измерений, мм» записать результаты измерения хвоинок (иголок) сосны, выполненные на уроке в рабочей тетради. Ещё одно измерение хвоинки можно провести непосредственно с дерева на улице. Так же выполнить измерение любого растения (ширины листа, высоты растения) как комнатного, так и дикорастущего. Среднее значение можно не считать.
После выполнить задания п. 2 и 3. Результаты оформить в предложенной форме.
ПО ПОЛУЧЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ П.Р. № 2, ПРОВЕСТИ ПОВТОРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕТКИ ХВОЙНОГО РАСТЕНИЯ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (ОДНОГО ИЗ ИЗУЧЕННЫХ РАТСЕНИЙ). СОСТАВИТЬ ФОТООТЧЁТ (внешний вид растения и его ветка).
3. ИСПОЛЬЗУЯ РАЗДЕЛ § 4 «НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» НАЙДИТЕ ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ ХВОЙНЫХ РАСТЕНИЙ У ПОЭТОВ ИЛИ ХУДОЖНИКОВ (ОДИН ПРИМЕР).
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПУНКТОВ 2-3 ПРЕДСТАВИТЬ В ФОРМЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ «Методы познания живой природы»
(3 СЛАЙДА: название презентации, фотоотчёт, ненаучное познание хвойных растений» .
При отсутствии средст для создания мультимедийной презентации использовать лист А3, (расположить фото и иллюстрацию ненаучного познания, оформить в ручную)
- Используя текст на стр. 21, и текст из любой рубрики в учебнике "ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ" выполнить мультимедийную презентацию об одном из учёных из этой рубрики в объёме учебника.
- Цель этой работы: знакомство с учёными биологии и биологическими науками.
- Критерии выполнения презентации:
1) вся презентация состоит из 3 слайдов
Тема11: Многообразие и значение грибов.
Задания:
1. Познакомьтесь с группами грибов посмотрев учебные фильмы: ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ , ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ, ГРИБЫ - ПАРАЗИТЫ. Познакомьтесь с текстом § 14.
2. Составьте характеристику групп грибов, заполнив таблицу
Многообразие грибов
| название группы грибов | особенности группы | представители | значение в природе |
| шляпочные | |||
| плесневые | |||
| грибы - паразиты | |||
| дрожжи |
Домашнее задание: § 14, читать,с. 65 - подготовить устные ответы на вопросы 1-3, на вопрос 4 составить письменный ответ.
Тема 10: Жизнь на планете Земля.
Выполните ряд заданий и сделайте соотвтествующие записи.
1. Обобщение знаний по теме "Жизнь организмов на планете Земля"
Вы закончили изучение жизни организмов на планете Земля. Познакомились с такими понятиями как, среда жизни, экологические факторы. Узнали как разные организмы приспособились к условиям среды. Начали знакомство с природными сообществами и природными зонами. Совершили путешествие по материкам и в глубины моря, знакомясь с распространение различных животных и растений на планете Земля. Теперь приобретённые знания вам предстоит применить на практике. Тестовая работа и будет этим практическим заданием. Тестовая работа и бланк для ответов расположены в рубрике "Скачать" ниже на этой странице. Каждый выполняет свой вариант, в соответствии с планом посадки в классе.
2. Изучение нового материала.
Тема занятия сегодня необычная, она посвящена вопросу появления Человека на Земле.
Формулироваться она будет так: "Как появился Человек на Земле".
Эта тема поможет вам познакомиться с современными представлениями о происхождении вида, Человек разумный, к которому относятся все населяющие нашу Землю люди. Узнать о существовании и других видов Людей, ныне вымерших. А так же понять, почему современные виды человекообразные обезьяны не могут "превратиться" в Людей.
Но для этого вам необходимо познакомиться с §24, где интересно рассказывается о нашем происхождении, о наших видовых предках и родственных видов. Вы можете посмотреть видеоурок, который дополнит рассказ учебника.
Познакомившись с представлениями о происхождении Человека, подведите итоги, письменно в тетради:
1) когда, по мнению учёных жили древние предки людей?
2) чем они отличались от остальных обезьян?
3) назовите сородича Человека, близкого родственника и возможных предков Человека.
4) почему учёные дали нашему прямому предку название - кроманьонец?
5) что умели кроманьонцы? (см. рис. 95)
6) какими особенностями обладает современный человек? (перечислить)
К этому вопросу мы с вами ещё вернёмся, в старших классах. И продолжим знакомиться с происхождением нашего вида. А по окончании урока посмотрите шуточную зарисовку
К уроку 17.05.21 подготовить устный пересказ по теме, используя ответы на вопросы.
Тема 9: Природные сообщества в морях и океанах.
природное сообщество | представители | условия | приспособления |
поверхности воды | португальский кораблик, летающая рыбка, моллюск- янтина | хищные птицы, акулы и другие хищники | плавучесть, воздушные полости, ядовитые выделения, планирование (летучая рыбка) |
мелководья |
|
|
|
открытой воды |
|
|
|
глубоководное |
|
|
|
Тема 7: Природные зоны Земли
Перенести данные таблицы в тетрадь и выучить.
Природные зоны России.
Природная зона | Условия | Животные | Растения |
Тундра | большая часть зоны за полярным кругом; вечная мерзлота; неплодородные земли; длинная, суровая зима; холодное, короткое лето; | северный олень, песец, полярная сова, лемминг | ягель (лишайник), осока, карликовые деревья (карликовая ива, берёза и т.д) |
Тайга | перед полярным кругом; холодная снежная зима, тёплое короткое лето; непроходимые чащи | рысь, медведь, глухарь, заяц, тигр и др. | ель, брусника, черника и др. |
Широколиственный лес | тёплое лето, мягкая, снежная зима; | благородный олень, кабан, волк, куница и др. | дуб, клён, липа, различные травы |
Степь | сухое, тёплое лето, очень холодная, снежная зима | Сайгак, орёл, журавль-красавка, суслик, хомяк, ушастый ёжик и др. | ковыль, полынь, тюльпан дикий, и др. жёсткие травы |
Пустыня | Скудные осадки, высокие дневные температуры, сильные ветра | Песчаный удавчик, кара-курт, ящерицы, | Саксаул, перекати - поле |
Тема 6.
1. Прочесть §15, определить организм, с которым гриб образует симбиоз под названием ЛИШАЙНИК.
2. Составьте схему в тетради, указав слово "гриб" и название второго организма, составляющего тело лишайника. Соедините эти два слова длинными стрелками, указав их направление и над ними вещества получаемые друг от друга.
3. Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение слоевища листоватого лишайника. Укажите на втором рисунке оба организма. Какие ещё типы слоевища лишайника различают? Запишите.
4. Найдите и выпишите из параграфа информацию о размножении лишайника.
Тема 5: Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»
В заключении изучения воздействия Человека на природу выполните задание Обобщение по теме "Человек на Земля", размещённое внизу страницы в рубрике "Скачать". Задание на печатной основе вы скачиваете, распечатываете и выполняете задания, фотоотчёт которого высылаете мне на почту в этот же день. Если распечатать нет возможности, выполняете непосредственно в своей тетради.
Тема 4: Ценность разнообразия живого мира. Важность охраны живого мира планеты.
Изучив § 25, вы поняли, что исторически Человек, с момента объединения в крупные группы – племена и общины, стал представлять не просто биологический вид, а один из экологических факторов - антропогенный фактор. В связи с этим начали происходить большие изменения в природе. И в первую очередь они отразились на видовом составе живых организмов планеты. Давайте сегодня, изучая данную тему, подведём некоторые итоги отношения Человека к природе планеты и сделаем общие для себя выводы. Для этого вам необходимо познакомиться с материалом § 26, учебника или просмотреть видео урок .
Подведите итоги своего знакомство с темой:
1) назовите две главные группы причин исчезновения или сокращения численности животных и растений за период существования общества людей.
2) перечислите животных, исчезнувших по вине Человека, в разные века, о которых идёт речь в источниках информации.
3) дайте названия животных и растений, численность которых критически снижается и они находятся на грани вымирания. Используйте источники информации.
4) назовите меры, о которых говориться в учебнике и в видео уроке, направленные на сохранение численности этих организмов?
5) составьте устный рассказ о Бургузинском заповеднике по плану:
1) дата основания; 2) место положения; 3) цель заповедной территории.
Тема 3: Как человек изменял природу.
Для изучения этой темы вам предлагается познакомиться с материалом учебника, §25. И посмотреть видеоурок .
После ознакомления ответьте на вопросы и выполните задания:
1) с какой проблемой вас знакомит данная тема?
2) перечислите примеры пагубного воздействия человека на природу.
3) какие меры предпринимаются в наше время, для уменьшения отрицательного воздействия человека на природу.
4) ответьте на вопрос: чем опасна вырубка лесов?
Д/з. п. 25, с. 112(3)
Тема 2
Формулироваться она будет так: "Как появился Человек на Земле".
Эта тема поможет вам познакомиться с современными представлениями о происхождении вида, Человек разумный, к которому относятся все населяющие нашу Землю люди. Узнать о существовании и других видов Людей, ныне вымерших. А так же понять, почему современные виды человекообразные обезьяны не могут "превратиться" в Людей.
Но для этого вам необходимо познакомиться с §24, где интересно рассказывается о нашем происхождении, о наших видовых предках и родственных видов. Вы можете посмотреть видеоурок, который дополнит рассказ учебника.
Познакомившись с представлениями о происхождении Человека, подведите итоги:
1) когда, по мнению учёных жили древние предки людей?
2) чем они отличались от остальных обезьян?
3) назовите сородича Человека, близкого родственника и возможных предков Человека.
4) почему учёные дали нашему прямому предку название - кроманьонец?
5) что умели кроманьонцы? (см. рис. 95)
6) какими особенностями обладает современный человек? (перечислить)
К этому вопросу мы с вами ещё вернёмся, в старших классах. И продолжим знакомиться с происхождением нашего вида. А по окончании урока посмотрите шуточную зарисовку
Обобщение знаний по теме "Жизнь организмов на планете Земля"
Вы закончили изучение жизни организмов на планете Земля. Познакомились с такими понятиями как, среда жизни, экологические факторы. Узнали как разные организмы приспособились к условиям среды. Начали знакомство с природными сообществами и природными зонами. Совершили путешествие по материкам и в глубины моря, знакомясь с распространение различных животных и растений на планете Земля. Теперь приобретённые знания вам предстоит применить на практике. Тестовая работа и будет этим практическим заданием. Тестовая работа и бланк для ответов расположены в рубрике "Скачать" ниже на этой странице. Каждый выполняет свой вариант, в соответствии с планом посадки в классе.
Обобщение знаний по теме "Жизнь организмов на планете Земля"
Вы закончили изучение жизни организмов на планете Земля. Познакомились с такими понятиями как, среда жизни, экологические факторы. Узнали как разные организмы приспособились к условиям среды. Начали знакомство с природными сообществами и природными зонами. Совершили путешествие по материкам и в глубины моря, знакомясь с распространение различных животных и растений на планете Земля. Теперь приобретённые знания вам предстоит применить на практике. Тестовая работа и будет этим практическим заданием. Тестовая работа и бланк для ответов расположены в рубрике "Скачать" ниже на этой странице. Каждый выполняет свой вариант, в соответствии с планом посадки в классе.
Тема 1: "Жизнь организмов в моря и океанах".
Вы уже знаете, что все живые организмы приспособлены к условиям жизни той среды, в которой обитают. Антропогенные факторы суши оказывают влияние и на формирование природны зон Земли. А как эти факторы влияют на жизнь организмов в водной среде? Это и предстоит Вам узнать. А результат своего изучения применить на практике. Вам предстоит создать портрет Золотой рыбки из сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Задания:
1) Поросмотреть видеоурок. Воспользуйтесь, так же учебником (§ 23).
Подумайте, почему Океан можно рассматривать как многоэтажный дом?
Какие "этажи" - сообщества рассмотрены в видеоуроке и в § 23?
Запишите их названия.
2) ваша задача вяснить, в каких условиях живуть эти организмы и как они к ним приспособлены. Для этого нужно заполнить таблицу. Правило таблицы: чертить карандашом по линейке, кратко выписывать только то, что требуется в названии графы. Первое сообщество, как при мер заполнеия таблицы. Заполните остальные сообщества.
| название сообщества | условия жизни | черты приспособленности | примеры организмов |
| мелководье | много света, мелко, прибой, приливы, морские птицы | прикрепление ко дну и различным предметам на дне; закапывание в грунт; затаивание, плоское тело | водоросли, мидия, пескожил, камбала, |
| открытая вода | |||
| глубоководное сообщество |
3) закрепление: с. 103 (2), ответ записать в тетради
Творческое задание
Изучив связь организмов со средой жизи, попробуйте определить место жизин Золотой рыбки из сказки А.С. Пушкина и нарисовать на отдельном альбомном листе её портрет.Для этого ещё раз прочьтите внимательно строки сказки, посвящённые месту обитания Рыбки. В таблице найдите, какие приспособления должны быть у рыбок этого сообщества. Отобразите это на рисунке и раскрасьте Золотую рыбку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Жизнь организмов на планете Земля»
Вариант II
Часть А
А1. В наибольшей степени подвержены воздействию температурных колебаний и силы
ветров обитатели:
1) водной среды; 3) организменной среды;
2) наземно-воздушной среды; 4) почвенной среды.
А2. Среда обитания медведки:
1) наземно-воздушная; 3) почвенная;
2) организменная; 4) водная.
А3. Среда обитания мидии:
1) наземно-воздушная; 3) почвенная;
2) водная; 4) организменная.
А4.К факторам неживой природы относятся:
1) вода и ветер; 3) бактерии и лишайники;
2) растения и животные; 4) животные и грибы.
А5. К факторам живой природы относятся:
1) количество опылителей; 3) давление и ветер;
2) свет и тепло; 4) вода и минеральные соли.
А6. К тенелюбивым растениям относят:
1) кукурузу; 3) кислицу;
2) лиственницу; 4) акацию.
А7. Плоды дуба распространяются:
1) водой; 3) белками;
2) ветром; 4) бабочками.
А8.В природном сообществе животные обычно выполняют функцию:
1) «разлагателя»; 3) производителя»;
2) паразита; 4) потребителя.
А9. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:
1) Австралии; 3) Евразии;
2) Африке; 4) Антарктиде.
А10. Рысь обитает в:
1) лесостепях; 3) пустынях;
2) тайге; 4) областях с высотной поясностью.
А11. На каком рисунке изображён выхухоль?
1) 2) 3) 4)
А12.Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется
определённая связь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) рысь; 2) кувшинка; 3) ковыль; 4) бурый медведь.
Часть В
В1. Кто обитает в пустыне? Выберите три верных ответа.
1) Ушастая круглоголовка
2) Верблюжья колючка
3) Лемминг
4) Кабан
5) Саксаул
6) Брусника
В2. Установите соответствие между характеристикой и средой обитания, которой она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
А) К числу обитателей этой среды относится
и человек. 1) Наземно-воздушная
Б) Характеризуется обилием воздуха, солнечного
света. 2) Организменная
В) Эта среда очень сильно различается по
климатическим условиям.
Г) Среди обитателей этой среды различают
полезных симбионтов и паразитов, а организм
в котором они живут, называют хозяином.
Д. Эта среда характерна для заразихи,
гриба-трутовика, кишечной палочки.
Ответ:
В3. Установите соответствие между характеристикой и природной зоной, которой она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНАЯ ЗОНА
А) Расположена возле Северного
полярного круга. 1) Тундра
Б) Значительная часть этой зоны сильно
изменена человеком. 2) Степь
В) Растительный покров в основном представлен
мхами и лишайниками, из животных обитают
песцы, лемминги, полярные совы.
Г) Эта зона граничит с самой обширной природной зоной
России.
Д) Здесь обитают сайгаки, журавль-красавка,
растут полынь, тюльпаны.
Ответ:
Часть С
С1. Поясните, как вы понимаете выражение «разумная деятельность человека».
С2. Как химические вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно?
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Жизнь организмов на планете Земля»
Вариант I
Часть А
А1. Первые живые обитатели Земли появились в:
1) почвенной среде; 3) наземно-воздушной среде;
2) водной среде; 4) организменной среде.
А2. Среда обитания соболя:
1) почвенная; 3) организменная;
2) наземно-воздушная; 4) водная.
А3. Среда обитания клубеньковой бактерии:
1) наземно-воздушная; 3) водная;
2) почвенная; 4) организменная.
А4. Фактором живой природы является:
1) влажность; 3) температура;
2) растительноядность; 4) освещённость.
А5. К факторам неживой природы относятся:
1) свет и тепло; 3) бактерии и грибы;
2) растения и минеральные соли; 4) животные и растения.
А6. К светолюбивым растениям относят:
1) ландыш; 3) чернику;
2) подсолнечник; 4) кислицу.
А7. Плоды одуванчика распространяются:
1) белками; 3) ветром;
2) водой; 4) муравьями.
А8. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
1) производителя; 3) «разлагателя»;
2) потребителя; 4) хищника.
А9. Природная зона, занимающая самую большую территорию в России:
1) тундра; 3) пустыня;
2) степь; 4) тайга.
А10. Верблюжья колючка произрастает в:
1) смешанных лесах; 3) тундре;
2) пустынях; 4) широколиственных лесах.
А11. На каком рисунке изображён эвкалипт?
1) 2) 3) 4)
А12.Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется
определённая связь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) океан; 2) местный вид; 3) море; 4) планктон.
Часть В
В1. Кто обитает в степи? Выберите три верных ответа.
1) Ягель
2) Глухарь
3) Сайгак
4) Ковыль
5) Иволга
6) Журавль-красавка.
В2. Установите соответствие между характеристикой и средой обитания, которой она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
А) Содержатся различные минеральные соли, но
мало кислорода и солнечного света.
Б) Отсутствие света, нет резких колебаний 1) Водная
температуры, водой вполне обеспечена.
В) В этой среде обитают кувшинки, раки, рыбы, 2) Почвенная
моллюски.
Г) Температура мало меняется в течение суток
и сезонов, причём она плюсовая (+4…+250С).
Д) В этой среде можно обнаружить корни растений,
личинки жуков, простейшие, грибы и бактерии.
Ответ:
В3. Установите соответствие между характеристикой и зоной морей и океанов, которой она соответствует. Для этого к каждому из первого столбца подберите элемент второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗОНЫ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ ЗОНЫ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ
А) Здесь обитают прикреплённые организмы – мидии,
устрицы, водоросли.
Б) Обитатели этой зоны имеют обтекаемое тело и
мощные мышцы, позволяющие развивать быструю 1) Мелководья
скорость.
В) В этой зоне находятся богатые «планктонные пастбища». 2) Открытая вода
Г) На песчаном дне этой зоны видны маленькие холмики
с круглыми отверстиями на вершине, ведущими в норке
где живёт морской червь пескожил.
Д) Здесь живут рыбы, прячущиеся на дне и возле дна – камбала,
конёк-тряпичник.
Ответ:
Часть С
С1. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?
С2. Объясните, почему круговорот веществ является главным условием существования природного сообщества?












