9 класс

Фокина  Анастасия Львовна

Абиотичические факторы сред обитания.

 

Среда обитанияблагоприятные факторы для обитания

не благоприятные 

факторы для обитания

водная  
наземно - воздушная  
почвенная  
организменная   

 

 

 

 

 

Сравнение митоза и мейоза

признаки сравнениямитозмейоз
в каких клетках осуществляется  
набор хромосом в исходной клетке  
количество делений  
количество дочерних клеток  
набор хромосом в дочерней клетке клетке  
значение деления  

 

Таблица. Характеристика типов размножения.

 

Тип размножения

Отличительные признаки

Биологическое значение

Способы размножения

Бесполое

 

 

 

 

Половое

 

 

 

 

 

 

 

Составить сравнительную характеристику фаз фотосинтеза по схеме в тетради

 

Название фазы

Место протекания

Источник энергии

Продукты фазы

 Процессы

Световая

 

 

 

 

Темновая

 

 

 

 

 

 

 

 Сравнение нуклеиновых кислот ДНК и РНК

 Признаки сравненияДНКРНК
Строение молекулы  
Состав нуклеотида  
Функции в клетке  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия: Идеи развития органического мира в биологии.

Второй важный вопрос в биологии, на который пытаются ответить со времён Аристотеля - как возникло многообразие форм живых организмов не Земле?  На этом занятии вы познакомитесь с гипотезами и теориями о развитии органического мира, которые существовали вплодь до середины  XIX в.  

Для изучения этой темы используйте материал видео урока и § 34.

Выпишите в тетрадь:

- Эволюционное учение - это .....

- Перечислите идеи философов и натуралистов ставшие предпосылкой возникновения эволюционного учения.

- Теория эволюции Ж.Б. Ламарка (1809 г), изложенная им в труде "Фиософия зоологии". Впишите основные законы и положени этой теории.

Домашнее задание: 

Запишите сильные и слабые стороны теории Ж.Б.Ламарка.

 

 

 

 

 

 

9 "А" класс, 10.02.22

Тема занятия: Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.

 Изучив § 35 и познакомившись с материалом видео урока вы сможете познакомиться с теорией эволюции

  Ч. Дарвина, положения, которой он изложил в книге "Происхождение видов путём естественного отбора" в 1859 году. 

Задания:

1) назовите движущие силы эволюции , исследованные  Ч.Дарвиным, для объяснения процесса эволюции органического мира.

2) назовите причины борьбы за существование,  возникающей в природе между организмами.

3)  дайте определение дивергенции, определите роль дивергенции  в эволюционном процессе?

4) определите роль естественного отбора в эволюции органического мира.

 

Домашне задание. Ответить на вопрос: с. 153 (3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9Б - 08.02.22

Тема: Этапы развития жизни на Земле

Задания:

1. Познакомиться с  этапами развития жизни посмотрев видео урок

2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.

3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и  начало эры;

4. Назовите первые   организмы, появившиеся на Земле и эру их появления

5.  Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?

6. В какой эре появился человек? 

7. В какой эре живут современные люди?

Домашнее задание: назовите  причины поэтапного развития жизни на Земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

07.02.22

5 урок                                                9 "В" 

Тема: Этапы развития жизни на Земле

Задания:

1. Познакомиться с  этапами развития жизни посмотрев видео урок

2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.

3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и  начало эры;

4. Назовите первые   организмы, появившиеся на Земле и эру их появления

5.  Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?

6. В какой эре появился человек? 

7. В какой эре живут современные люди?

Домашнее задание: назовите две причины поэтапного развития жизни на Земле.

 

6 урок                                9 "А

Тема занятия: Идеи развития органического мира в биологии.

Второй важный вопрос в биологии, на который пытаются ответить со времён Аристотеля - как возникло многообразие форм живых организмов не Земле?  На этом занятии вы познакомитесь с гипотезами и теориями о развитии органического мира, которые существовали вплодь до середины  XIX в.  

Для изучения этой темы используйте материал видео урока и § 34.

Выпишите в тетрадь:

- Эволюционное учение - это .....

- Перечислите идеи философов и натуралистов ставшие предпосылкой возникновения эволюционного учения.

- Теория эволюции Ж.Б. Ламарка (1809 г), изложенная им в труде "Фиософия зоологии". Впишите основные законы и положени этой теории.

Домашнее задание: 

Запишите сильные и слабые стороны теории Ж.Б.Ламарка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 "Б" и  9 "В"

Для 9 "В"  выполнить тест на Якласс "Современные представления о развитии жизни на Земле" (05.02.2022 12:35 05.02.2022 16:00)

Тема занятия: "Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни"

Прочтите внимательно § 32.

Найдите в тексте параграфа ответы к вопросам на с. 142 (1-3)

Дз: подготовить устный пересказ по разделам параграфа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9А на 03.02.22

Тема: Этапы развития жизни на Земле

Задания:

1. Познакомиться с  этапами развития жизни посмотрев видео урок

2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.

3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и  начало эры;

4. Назовите первые   организмы, появившиеся на Земле и эру их появления

5.  Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?

6. В какой эре появился человек? 

7. В какой эре живут современные люди?

Домашнее задание: назовите две причины поэтапного развития жизни на Земле.

 

 

 

9б на 01.02.22

Тема занятия: Современные представления о происхождении жизни на Земле.

 Задания:

1. Смотреть внимательно видеоурок  Современная теория возникновения жизни на Земле

2. Составить краткое описание основных этапов биохимической эволюции по теории А.Н.Опарина.

3.  Отразить сильные и слабые стороны теории эволюции живой материи А.Н. Опарина

Домашнее задание:§ 31, читать;  выполнить   задания на платформе Якласс (откроется с 01.02.22 в 18:00 до  04.02 до 18:00)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 . 29.01.22

Задания для 9 "Б" , "В" классов

*Выполнить тестовую работу на платформе Якласс (Срок проведения: 29.01.2022 11:30 30.01.2022 20:00)

 

Тема занятия: Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

 Вся работа по теме строится на материале видео урока и § 30.

1. Какой вопрос занимал центральное место в естествознании , вызывая споры и разногласия?

2.  Опишите кратко,  взгляды естествоиспытателей, существовшие вплодь до конца XIX века,  на этот вопрос .

3. В чём прогрессивность каждого  типа  теорий? Подумайте и запишите.

4. Изучите опыт Луи Пастера, объясните почему  он использовал колбу с длинным изогнутым горлышком?

5. Мог ли такой же опыт   провести Ф. Реди в XVII веке? Ответ обоснуйте.

Домашнее задание:

1. Почему, на вопрос  "как возникла  жизни на Земле?", нет чёткого ответа? 

 

  

 

 

Тема: Обеспечение клетки энергией

Таблица. Характеристика этапов энергетического обмена в клетке

этапы место локализацииисходные продуктыконечные продуктыэнергетическая ценность (количество молекул АТФ)

подготовительный

(гидролиз)

    
гликолиз

 


 

   
кислородное окисление

 


 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Объясните почему популяцию можно рассматривать как одну из форм биосистем? Ответ запишите.

2.Тема урока: Сообщества.  

Задания:

1) изучите материал, связанный с понятием "сообщество"  или "биоценоз".  Для того вам понадобится   §  54 и  видео урок  природные сообщества

2) прокоментируйте схему «Биогеоценоз = Биоценоз + Биотоп». 

Ответьте на вопросы:

- какую средообразующую роль в сообществе играют животные, бактерии и грибы?

- почему в природном сообществе ель является мощным эдификатором7

- в чём значение ярусного строения природного сообщества?                                

3)  познакомьтесь с понятием экологическая ниша, посмотрев видео урок.

сформулируйте понятие, приведите примеры экологических ниш.

Д/з с. 235(3) 

 

 

                                                                                             

 

День дистанционного обучения 22.02.21

На этом занятии вам предстоит вспомнить основные признаки (критерии), по которым организмы объединяются в один вид и расширить эти критерии. определить пути, по которым идут процессы видообразования. 

Используйте для работы видео урок  и § 37-38

Выполните задания:

1. Дайте определение классификационной единице  Вид.

2. Сравните взгляды на вид и видообразование Линнея, Ламарка и Дарвина.

Взгляды учёных-биологов на развитие органического мира

 
Сравниваемые положения К.ЛиннейЖ.Б. Ламарк Ч.Дарвин
Существование видов   
Единица эволюции    
Движущие силы эволюции   
причины возникновение приспособлений у организмов   

 

3. Назовите единицу эволюции в современной теории эволюции.

4. § 37.Определите критерии, по которым чёрную и золотистую смородины относят к разным видам. 

5. Используя полученные результаты, укажите механизмы, препятствующие скрещиванию этих двух видов.

6. § 38.  Выпишите определение процесса- видообразование, определите и выпишите, что лежит в основе видообразования.

7. Определите пути образования новых видов. Перечислите, причины этих способов видообразования.

8. Выполните устно тестовые задания, предлагаемые в конце видео урока.

Домашнее задание: 

1. На примере видов смородины чёрной и золотистой определите способ образования этих видов.  Выпишите причины, возникновения изоляции видов. 

2. с. 163 (4)

 

 

Тема: Этапы развития жизни на Земле

1. Продолжите знакомство с характеристиками этапов  используя видео урок .

2. Ответьте на вопросы:

 

Отвечая на вопросы пользуйтесь своими знаниями из предидущих курсов.

2.1, какие крупные изменения произошли на Земле в Архее?

2.2, какие организмы, по мнению учёных,  были предками первых многоклеточных организмов?

     Приведите примеры современных колониальных организмов.

2.3, какой организм, появившийся в конце Протерозоя, сохранился на планете в современное время? Представителем, какой классификационной группы он является? Какими примитивными чертами обладает?

2.4, какие изменения произошли в Палеозое? Какие представители растительного мира первыми начали           

      заселение суши?

2.5, какое приемущество  появляется у семенных папоротников по сравнению  со споровыми растениями? Что стало причиной вымирания растений в каменноугольный период палеозойской эры?

2.6, какие важные события в животном мире произошли в Палеозое?

2.7, позвоночные животные, какой классификационной группы первыми начали осваивать сушу? Какие особенности их обитания не давали им распространиться вглубь суши?

2.8, какие преимущества сформировались у древних пресмыкающихся, давшие им приемущества перед древними амфибиям? 

2.9, в какой эре появляются первые покрытосеменные растения? Какие преимущества сформировались у этой группы перед голосеменными растениями?

​2.10, какие важные события в мире позвоночных  произошли в начале Мезозоя? что позволило этим классификационным группам получить преимущество перед пресмыкающимися, господствовавшими в это время?

2.11, какие изменения и событие произошли в первые периоды Кайнозойской эры?

 

 

 

 

 
 

Для тех, кто не смог подключиться к конференции работа с вопросами:

1) могут ли гены, один из которых определяет окраску глаз, а другой её интенсивность быть аллельными? Ответ обоснуйте.

2) объясните разницу  понятий:  генотип  и кариотип.

3) вспомните определение ВИДа, один из критериев которого -  "представители одного вида дают плодовитое потомство". Почему представители разных видов  не дают потомство, или их гибриды бесплодны?

4) при скрещивании гороха двух чистых линий  с розовыми цветками и белыми Мендель получал растения только с розовыми цветками. Как называется проявившийся признак? Чем он определяется?

5)   объясните связь наследования признаков со свойством размножения.

                                             ответы запишите в тетрадь.

 Тема: Закономерности изменчивости.

на рисунке представители одного вида тетерева, как известно обладающих общими наследственными характеристиками, рассмотренными в предыдущей теме. Но не смотря на это, они имеют отличия фенотипов.

 

Как объяснить это явление.

Для этого вам предстоит познакомиться с материалом § 27  и видео урок. 

1.Составьте схему классификации типов изменчивости, указав виды генотипической изменчивости.

2. Заполните таблицу: Характеристика наследственной изменчивости

 

 

вид наследственной изменчивости

Причины возникновения

Значение  в живой природе

Цитоплазматическая  

Комбинативная

 

 

Мутационная

 

к

3. Изучив материал объясните причины различия особей тетеревов.

Какая изменчивость проявляется у представителей под номерами  1-4,6?

Какая изменчивость характерна для особи под номером 5? Ответ обоснуйте.

Все ответы запишите в тетрадь. К уроку повторить материал и подготовиться к устному обсуждению результатов.

 

 

Тема урока: Популяция. Функционирование популяции в природе.

На этом уроке вы продолжите знакомство с единицей эволюции - популяцией.  Вам предстоит изучить характеристики популяции и процессы происходящие в популяции. Для этого воспользуйтесь § 52-53,  а так же видеоуроками: Популяция  и Функционирование популяции. Изучив материал выполните тест на сайте Якласс "Экологические факторы. Популяции", который будет доступен с15:00 18.05.20,  до 20:00, 20.05.20.

 

 

 

Тема: Биотические связи в природе.

Для изучения темы вы можете воспользоваться  учебником § 51 или видео уроком, а так же видео примеры    и отрывок фильма ВВС.

 Вы уже знаете, что на любой организм в природе  оказывают влияние экологические факторы. С закономерностями  влияния абиотических факторов, вы уже познакомились. Сегодня вам предстоит познакомиться поближе с биотическими факторами. Вспомните, что такое биотические факторы. Из определения понятно, что это связь  организмов друг с другом и окружающей средой. Такие связи  поддерживают жизненные процессы организмов.

Задание 1. Назовите жизненные процессы, зависящие от биотических связей.

 Как вы понимаете биотические связи разнообразны. На этом уроке вы познакомитесь подробнее с трофическими связями, т.е. пищевыми. И дадите им характеристики.

Задание 2. Заполнить таблицу

"Различные  типы пищевых связей".

Группы связейтипы связейПримеры взаимодействующих организмов
взаимополезные (++)

1. Мутуализм

2.

3.

 
полезно-нейтралные (+0)

1.

2.

 
полезно-вредные (+ - )

1.

2.

 

взаимовредные

(- -)

  

Изучив типы трофических связей, ответьте на вопросы:

1) какое жизненное свойство любого организма поддерживается трофическими связями? 

2) все ли способы  добывания пищи одинаковы по затратам   времени и энергии?

Назовите более энергозатратные.

3) почему малейшее вмешательство человека в природное сообщество может  привести  его  к серьёзным изменениям?

 

 

Тема урока: Условия жизни на Земле. Общие законы действия факторов среды на организмы.

Изучив закономерности развития жизни на Земле, мы приступаем к изучению закономерностей взаимоотношений организмов и среды. Разобраться в этом нам поможет уже хорошо известное вам направление в биологии - экология. Для понимания законов влияния окружающей среды на организмы вам предстоит продолжить знакомство с характеристиками сред жизни и экологическими факторами. Для этого познакомьтесь с § 48.

1. Выпишите определения: экология, абиотические, биотические и антропогенные факторы.

2. Заполните таблицу "Среды жизни" 

 

Среды жизни название группы организмовпримеры организмов
наземно-воздушная  
почвенная  
водная  
организменная  

3. Перечислите закономерности действия факторов среды на организмы, о которых идёт речь в § 49.

Д/з. Используя полученные представления о закономерностях ответьте на вопросы:

а) почему жару человек переносит легче в сухом климате, чем во влажном? С какой закономерностью  это связано?

б) что является причиной периодичности в жизни организмов?

  

 

 

 

Тема урока: Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Мы завершаем изучение вопроса, связанного с развитием человека, как биологического вида. Но вы так же знаете, что человек имеет ещё одну сторону своей природы - социальную. Эта сторона позволила не только выделиться из животного мира, но и создать свою культурную среду. Что не могло отразиться на природе Земли. На этом уроке мы рассмотрим человека, как жителя биосферы и выделим основные  преобразования в его деятельности,  повлиявшие на биосферу. 

 Раскрыть  влияние человека на биосферу вам помогут источники   информации:  § 47 и  видеоурок .

 По ходу изучения  влияния человека на биосферу, вам  предлагается  заполнить  таблицу

"Революционные преобразования в деятельности человека и их влияние на биосферу"   

преобразования в деятельности человекасуть преобразованийвлияние на биосферу
сельско-хозяйственная революция  
промышленная революция  
научно-техническая революция  

Объясните, почему человека называют жителем биосферы.

 

 

 Тема урока: Человеческие расы, их родство и происхождение.

С понятием - расы, вы знакомы из курса Географии и других источников информации.   

Ваша задача,  ещё раз вернуться к этому понятию и рассмотреть как один из примеров адаптации биологического вида Человек разумный  с точки зрения СТЭ. 

К вашему вниманию предлагаются источники информации - учебник  § 46,  видеоурок

И задания, которые помогут сформировать новые знания . А так же вопросы, которые помогут вам применить полученные знания.

1) раскройте понятия: морфология, полиморфность, раса;

2)вспомните морфологические особенности рас человека;

3) сделайте вывод по сравнительной характеристике  рас;

4) приведите аргументы, подтверждающие адаптивное происхождение расовых признаков человека.

5) используя таблицу "Этапы антропогенеза" и рис. 90  определите, какая раса более древняя. Ответ аргументируйте.

Вопросы:

1) чему, по вашему мнению, соответствует человеческая раса: роду, виду, подвиду, популяции?

2) антропологи утверждают, что расы являются структурами одного вида. Какой аргумент в пользу целостности и единства вида является наиболее значимым?

 

 

 

 

      Тема урока: этапы эволюции человека.

Как вы помните, вид Человек разумный относится к роду Человек, в состав которого входили и другие  виды людей. Все эти виды, в том числе и наш вид, сформировались в результате  идиодаптации.  

В эволюциичеловека выделяют 4 этапа:

1) стадия предшественника (австралопитеки)

2) стадия архантропов (древнейшие люди - питекантропы и сиснантропы)

​3) стадия палеоантропов (древние люди - неандертальцы)

4)  стадия неоантропы (современные люди - Человек разумный, ископаемая форма которго - кроманьонец)

Исползуя источники,  § 45 учебника и видео урок  выполните ряд заданий, для знакомства с этими этапами антропогенеза и охарактеризовать социальные факторы эволюции.

Результаты своего знакомства зафиксируйте в таблице

"Сравнительная характеристика этапов антропогенеза"

Характеристикиавстралопитекархантропыпалеоантропынеоантропы
время существования    
объём головного мозга      
особенности  строения черепа    
образ жизни и умения    
распространение    

 

По результатам знакомства с этапами  охарактеризуйте социальные факторы антропогенеза.

 

 

 

   

 

 

 

  

​Тема урока: "Эволюционное происхождение человека"

То, что вид   Человек разумный сформировался в процессе биологической эволюции, вы уже знаете. Но какие предпосылки послужили формированию нашего вида? И какое масто Человек разумный занимает в эволюции животных и Приматов? На эти вопросы вы пока ответить не можете.

Но нет ничего невозможного, если у вас есть источники информации:   видеоурок "Человек как представитель царства животных. Эволюция человека" и § 43-44. 

Изучив этот материал выполните слудующие задания:

1) запишите, что такое антропогенез

2) перечислите доказательства биологического происхождения Человека.

3) назовите  причины отнесения Человека к отряду Приматы.

4) объясните причину, по которой современные обезьяны немогут  эволюционировать в людей.

5) перечислите факторы (движущие силы) антропогенеза в форме схемы.

Д/з Запишите классификацию человека, отразив его положение в животном мире и в составе отряда Приматы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0306/000323cd-77538d8d/img47.jpg              https://itexts.net/files/online_html/38692/i_118.png

https://itexts.net/files/online_html/260763/i_058.png