9 класс
Абиотичические факторы сред обитания.
Среда обитания | благоприятные факторы для обитания | не благоприятные факторы для обитания |
водная | ||
наземно - воздушная | ||
почвенная | ||
организменная |
Сравнение митоза и мейоза
признаки сравнения | митоз | мейоз |
в каких клетках осуществляется | ||
набор хромосом в исходной клетке | ||
количество делений | ||
количество дочерних клеток | ||
набор хромосом в дочерней клетке клетке | ||
значение деления |
Таблица. Характеристика типов размножения.
Тип размножения | Отличительные признаки | Биологическое значение | Способы размножения |
Бесполое
|
|
|
|
Половое
|
|
|
|
Составить сравнительную характеристику фаз фотосинтеза по схеме в тетради
Название фазы | Место протекания | Источник энергии | Продукты фазы | Процессы |
Световая |
|
|
|
|
Темновая |
|
|
|
|
Сравнение нуклеиновых кислот ДНК и РНК
Признаки сравнения | ДНК | РНК |
Строение молекулы | ||
Состав нуклеотида | ||
Функции в клетке |
Тема занятия: Идеи развития органического мира в биологии.
Второй важный вопрос в биологии, на который пытаются ответить со времён Аристотеля - как возникло многообразие форм живых организмов не Земле? На этом занятии вы познакомитесь с гипотезами и теориями о развитии органического мира, которые существовали вплодь до середины XIX в.
Для изучения этой темы используйте материал видео урока и § 34.
Выпишите в тетрадь:
- Эволюционное учение - это .....
- Перечислите идеи философов и натуралистов ставшие предпосылкой возникновения эволюционного учения.
- Теория эволюции Ж.Б. Ламарка (1809 г), изложенная им в труде "Фиософия зоологии". Впишите основные законы и положени этой теории.
Домашнее задание:
Запишите сильные и слабые стороны теории Ж.Б.Ламарка.
9 "А" класс, 10.02.22
Тема занятия: Чарлз Дарвин об эволюции органического мира.
Изучив § 35 и познакомившись с материалом видео урока вы сможете познакомиться с теорией эволюции
Ч. Дарвина, положения, которой он изложил в книге "Происхождение видов путём естественного отбора" в 1859 году.
Задания:
1) назовите движущие силы эволюции , исследованные Ч.Дарвиным, для объяснения процесса эволюции органического мира.
2) назовите причины борьбы за существование, возникающей в природе между организмами.
3) дайте определение дивергенции, определите роль дивергенции в эволюционном процессе?
4) определите роль естественного отбора в эволюции органического мира.
Домашне задание. Ответить на вопрос: с. 153 (3)
9Б - 08.02.22
Тема: Этапы развития жизни на Земле
Задания:
1. Познакомиться с этапами развития жизни посмотрев видео урок
2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.
3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и начало эры;
4. Назовите первые организмы, появившиеся на Земле и эру их появления
5. Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?
6. В какой эре появился человек?
7. В какой эре живут современные люди?
Домашнее задание: назовите причины поэтапного развития жизни на Земле.
07.02.22
5 урок 9 "В"
Тема: Этапы развития жизни на Земле
Задания:
1. Познакомиться с этапами развития жизни посмотрев видео урок
2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.
3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и начало эры;
4. Назовите первые организмы, появившиеся на Земле и эру их появления
5. Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?
6. В какой эре появился человек?
7. В какой эре живут современные люди?
Домашнее задание: назовите две причины поэтапного развития жизни на Земле.
6 урок 9 "А
Тема занятия: Идеи развития органического мира в биологии.
Второй важный вопрос в биологии, на который пытаются ответить со времён Аристотеля - как возникло многообразие форм живых организмов не Земле? На этом занятии вы познакомитесь с гипотезами и теориями о развитии органического мира, которые существовали вплодь до середины XIX в.
Для изучения этой темы используйте материал видео урока и § 34.
Выпишите в тетрадь:
- Эволюционное учение - это .....
- Перечислите идеи философов и натуралистов ставшие предпосылкой возникновения эволюционного учения.
- Теория эволюции Ж.Б. Ламарка (1809 г), изложенная им в труде "Фиософия зоологии". Впишите основные законы и положени этой теории.
Домашнее задание:
Запишите сильные и слабые стороны теории Ж.Б.Ламарка.
9 "Б" и 9 "В"
Для 9 "В" выполнить тест на Якласс "Современные представления о развитии жизни на Земле" (05.02.2022 12:35 - 05.02.2022 16:00)
Тема занятия: "Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни"
Прочтите внимательно § 32.
Найдите в тексте параграфа ответы к вопросам на с. 142 (1-3)
Дз: подготовить устный пересказ по разделам параграфа.
9А на 03.02.22
Тема: Этапы развития жизни на Земле
Задания:
1. Познакомиться с этапами развития жизни посмотрев видео урок
2. Назовите науку, изучающую этапы развития жизни на Земле.
3. Выпишите название эр, начиная с самой древней, и начало эры;
4. Назовите первые организмы, появившиеся на Земле и эру их появления
5. Какие условия на Земле способствовали выходу эукариот на сушу?
6. В какой эре появился человек?
7. В какой эре живут современные люди?
Домашнее задание: назовите две причины поэтапного развития жизни на Земле.
9б на 01.02.22
Тема занятия: Современные представления о происхождении жизни на Земле.
Задания:
1. Смотреть внимательно видеоурок Современная теория возникновения жизни на Земле
2. Составить краткое описание основных этапов биохимической эволюции по теории А.Н.Опарина.
3. Отразить сильные и слабые стороны теории эволюции живой материи А.Н. Опарина
Домашнее задание:§ 31, читать; выполнить задания на платформе Якласс (откроется с 01.02.22 в 18:00 до 04.02 до 18:00)
. 29.01.22
Задания для 9 "Б" , "В" классов
*Выполнить тестовую работу на платформе Якласс (Срок проведения: 29.01.2022 11:30 - 30.01.2022 20:00)
Тема занятия: Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
Вся работа по теме строится на материале видео урока и § 30.
1. Какой вопрос занимал центральное место в естествознании , вызывая споры и разногласия?
2. Опишите кратко, взгляды естествоиспытателей, существовшие вплодь до конца XIX века, на этот вопрос .
3. В чём прогрессивность каждого типа теорий? Подумайте и запишите.
4. Изучите опыт Луи Пастера, объясните почему он использовал колбу с длинным изогнутым горлышком?
5. Мог ли такой же опыт провести Ф. Реди в XVII веке? Ответ обоснуйте.
Домашнее задание:
1. Почему, на вопрос "как возникла жизни на Земле?", нет чёткого ответа?
Тема: Обеспечение клетки энергией
Таблица. Характеристика этапов энергетического обмена в клетке
этапы | место локализации | исходные продукты | конечные продукты | энергетическая ценность (количество молекул АТФ) |
подготовительный (гидролиз) | ||||
гликолиз |
| |||
кислородное окисление |
|
1. Объясните почему популяцию можно рассматривать как одну из форм биосистем? Ответ запишите.
2.Тема урока: Сообщества.
Задания:
1) изучите материал, связанный с понятием "сообщество" или "биоценоз". Для того вам понадобится § 54 и видео урок природные сообщества
2) прокоментируйте схему «Биогеоценоз = Биоценоз + Биотоп».
Ответьте на вопросы:
- какую средообразующую роль в сообществе играют животные, бактерии и грибы?
- почему в природном сообществе ель является мощным эдификатором7
- в чём значение ярусного строения природного сообщества?
3) познакомьтесь с понятием экологическая ниша, посмотрев видео урок.
сформулируйте понятие, приведите примеры экологических ниш.
Д/з с. 235(3)
День дистанционного обучения 22.02.21
На этом занятии вам предстоит вспомнить основные признаки (критерии), по которым организмы объединяются в один вид и расширить эти критерии. определить пути, по которым идут процессы видообразования.
Используйте для работы видео урок и § 37-38
Выполните задания:
1. Дайте определение классификационной единице Вид.
2. Сравните взгляды на вид и видообразование Линнея, Ламарка и Дарвина.
Взгляды учёных-биологов на развитие органического мира
Сравниваемые положения | К.Линней | Ж.Б. Ламарк | Ч.Дарвин |
Существование видов | |||
Единица эволюции | |||
Движущие силы эволюции | |||
причины возникновение приспособлений у организмов |
3. Назовите единицу эволюции в современной теории эволюции.
4. § 37.Определите критерии, по которым чёрную и золотистую смородины относят к разным видам.
5. Используя полученные результаты, укажите механизмы, препятствующие скрещиванию этих двух видов.
6. § 38. Выпишите определение процесса- видообразование, определите и выпишите, что лежит в основе видообразования.
7. Определите пути образования новых видов. Перечислите, причины этих способов видообразования.
8. Выполните устно тестовые задания, предлагаемые в конце видео урока.
Домашнее задание:
1. На примере видов смородины чёрной и золотистой определите способ образования этих видов. Выпишите причины, возникновения изоляции видов.
2. с. 163 (4)
Тема: Этапы развития жизни на Земле
1. Продолжите знакомство с характеристиками этапов используя видео урок .
2. Ответьте на вопросы:
Отвечая на вопросы пользуйтесь своими знаниями из предидущих курсов.
2.1, какие крупные изменения произошли на Земле в Архее?
2.2, какие организмы, по мнению учёных, были предками первых многоклеточных организмов?
Приведите примеры современных колониальных организмов.
2.3, какой организм, появившийся в конце Протерозоя, сохранился на планете в современное время? Представителем, какой классификационной группы он является? Какими примитивными чертами обладает?
2.4, какие изменения произошли в Палеозое? Какие представители растительного мира первыми начали
заселение суши?
2.5, какое приемущество появляется у семенных папоротников по сравнению со споровыми растениями? Что стало причиной вымирания растений в каменноугольный период палеозойской эры?
2.6, какие важные события в животном мире произошли в Палеозое?
2.7, позвоночные животные, какой классификационной группы первыми начали осваивать сушу? Какие особенности их обитания не давали им распространиться вглубь суши?
2.8, какие преимущества сформировались у древних пресмыкающихся, давшие им приемущества перед древними амфибиям?
2.9, в какой эре появляются первые покрытосеменные растения? Какие преимущества сформировались у этой группы перед голосеменными растениями?
2.10, какие важные события в мире позвоночных произошли в начале Мезозоя? что позволило этим классификационным группам получить преимущество перед пресмыкающимися, господствовавшими в это время?
2.11, какие изменения и событие произошли в первые периоды Кайнозойской эры?
Для тех, кто не смог подключиться к конференции работа с вопросами:
1) могут ли гены, один из которых определяет окраску глаз, а другой её интенсивность быть аллельными? Ответ обоснуйте.
2) объясните разницу понятий: генотип и кариотип.
3) вспомните определение ВИДа, один из критериев которого - "представители одного вида дают плодовитое потомство". Почему представители разных видов не дают потомство, или их гибриды бесплодны?
4) при скрещивании гороха двух чистых линий с розовыми цветками и белыми Мендель получал растения только с розовыми цветками. Как называется проявившийся признак? Чем он определяется?
5) объясните связь наследования признаков со свойством размножения.
ответы запишите в тетрадь.
Тема: Закономерности изменчивости.
на рисунке представители одного вида тетерева, как известно обладающих общими наследственными характеристиками, рассмотренными в предыдущей теме. Но не смотря на это, они имеют отличия фенотипов.
Как объяснить это явление.
Для этого вам предстоит познакомиться с материалом § 27 и видео урок.
1.Составьте схему классификации типов изменчивости, указав виды генотипической изменчивости.
2. Заполните таблицу: Характеристика наследственной изменчивости
вид наследственной изменчивости | Причины возникновения | Значение в живой природе |
Цитоплазматическая | ||
Комбинативная |
|
|
Мутационная |
| к |
3. Изучив материал объясните причины различия особей тетеревов.
Какая изменчивость проявляется у представителей под номерами 1-4,6?
Какая изменчивость характерна для особи под номером 5? Ответ обоснуйте.
Все ответы запишите в тетрадь. К уроку повторить материал и подготовиться к устному обсуждению результатов.
Тема урока: Популяция. Функционирование популяции в природе.
На этом уроке вы продолжите знакомство с единицей эволюции - популяцией. Вам предстоит изучить характеристики популяции и процессы происходящие в популяции. Для этого воспользуйтесь § 52-53, а так же видеоуроками: Популяция и Функционирование популяции. Изучив материал выполните тест на сайте Якласс "Экологические факторы. Популяции", который будет доступен с15:00 18.05.20, до 20:00, 20.05.20.
Тема: Биотические связи в природе.
Для изучения темы вы можете воспользоваться учебником § 51 или видео уроком, а так же видео примеры и отрывок фильма ВВС.
Вы уже знаете, что на любой организм в природе оказывают влияние экологические факторы. С закономерностями влияния абиотических факторов, вы уже познакомились. Сегодня вам предстоит познакомиться поближе с биотическими факторами. Вспомните, что такое биотические факторы. Из определения понятно, что это связь организмов друг с другом и окружающей средой. Такие связи поддерживают жизненные процессы организмов.
Задание 1. Назовите жизненные процессы, зависящие от биотических связей.
Как вы понимаете биотические связи разнообразны. На этом уроке вы познакомитесь подробнее с трофическими связями, т.е. пищевыми. И дадите им характеристики.
Задание 2. Заполнить таблицу
"Различные типы пищевых связей".
Группы связей | типы связей | Примеры взаимодействующих организмов |
взаимополезные (++) | 1. Мутуализм 2. 3. | |
полезно-нейтралные (+0) | 1. 2. | |
полезно-вредные (+ - ) | 1. 2. | |
взаимовредные (- -) |
Изучив типы трофических связей, ответьте на вопросы:
1) какое жизненное свойство любого организма поддерживается трофическими связями?
2) все ли способы добывания пищи одинаковы по затратам времени и энергии?
Назовите более энергозатратные.
3) почему малейшее вмешательство человека в природное сообщество может привести его к серьёзным изменениям?
Тема урока: Условия жизни на Земле. Общие законы действия факторов среды на организмы.
Изучив закономерности развития жизни на Земле, мы приступаем к изучению закономерностей взаимоотношений организмов и среды. Разобраться в этом нам поможет уже хорошо известное вам направление в биологии - экология. Для понимания законов влияния окружающей среды на организмы вам предстоит продолжить знакомство с характеристиками сред жизни и экологическими факторами. Для этого познакомьтесь с § 48.
1. Выпишите определения: экология, абиотические, биотические и антропогенные факторы.
2. Заполните таблицу "Среды жизни"
Среды жизни | название группы организмов | примеры организмов |
наземно-воздушная | ||
почвенная | ||
водная | ||
организменная |
3. Перечислите закономерности действия факторов среды на организмы, о которых идёт речь в § 49.
Д/з. Используя полученные представления о закономерностях ответьте на вопросы:
а) почему жару человек переносит легче в сухом климате, чем во влажном? С какой закономерностью это связано?
б) что является причиной периодичности в жизни организмов?
Тема урока: Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Мы завершаем изучение вопроса, связанного с развитием человека, как биологического вида. Но вы так же знаете, что человек имеет ещё одну сторону своей природы - социальную. Эта сторона позволила не только выделиться из животного мира, но и создать свою культурную среду. Что не могло отразиться на природе Земли. На этом уроке мы рассмотрим человека, как жителя биосферы и выделим основные преобразования в его деятельности, повлиявшие на биосферу.
Раскрыть влияние человека на биосферу вам помогут источники информации: § 47 и видеоурок .
По ходу изучения влияния человека на биосферу, вам предлагается заполнить таблицу
"Революционные преобразования в деятельности человека и их влияние на биосферу"
преобразования в деятельности человека | суть преобразований | влияние на биосферу |
сельско-хозяйственная революция | ||
промышленная революция | ||
научно-техническая революция |
Объясните, почему человека называют жителем биосферы.
Тема урока: Человеческие расы, их родство и происхождение.
С понятием - расы, вы знакомы из курса Географии и других источников информации.
Ваша задача, ещё раз вернуться к этому понятию и рассмотреть как один из примеров адаптации биологического вида Человек разумный с точки зрения СТЭ.
К вашему вниманию предлагаются источники информации - учебник § 46, видеоурок.
И задания, которые помогут сформировать новые знания . А так же вопросы, которые помогут вам применить полученные знания.
1) раскройте понятия: морфология, полиморфность, раса;
2)вспомните морфологические особенности рас человека;
3) сделайте вывод по сравнительной характеристике рас;
4) приведите аргументы, подтверждающие адаптивное происхождение расовых признаков человека.
5) используя таблицу "Этапы антропогенеза" и рис. 90 определите, какая раса более древняя. Ответ аргументируйте.
Вопросы:
1) чему, по вашему мнению, соответствует человеческая раса: роду, виду, подвиду, популяции?
2) антропологи утверждают, что расы являются структурами одного вида. Какой аргумент в пользу целостности и единства вида является наиболее значимым?
Тема урока: этапы эволюции человека.
Как вы помните, вид Человек разумный относится к роду Человек, в состав которого входили и другие виды людей. Все эти виды, в том числе и наш вид, сформировались в результате идиодаптации.
В эволюциичеловека выделяют 4 этапа:
1) стадия предшественника (австралопитеки)
2) стадия архантропов (древнейшие люди - питекантропы и сиснантропы)
3) стадия палеоантропов (древние люди - неандертальцы)
4) стадия неоантропы (современные люди - Человек разумный, ископаемая форма которго - кроманьонец)
Исползуя источники, § 45 учебника и видео урок выполните ряд заданий, для знакомства с этими этапами антропогенеза и охарактеризовать социальные факторы эволюции.
Результаты своего знакомства зафиксируйте в таблице
"Сравнительная характеристика этапов антропогенеза"
Характеристики | австралопитек | архантропы | палеоантропы | неоантропы |
время существования | ||||
объём головного мозга | ||||
особенности строения черепа | ||||
образ жизни и умения | ||||
распространение |
По результатам знакомства с этапами охарактеризуйте социальные факторы антропогенеза.
Тема урока: "Эволюционное происхождение человека"
То, что вид Человек разумный сформировался в процессе биологической эволюции, вы уже знаете. Но какие предпосылки послужили формированию нашего вида? И какое масто Человек разумный занимает в эволюции животных и Приматов? На эти вопросы вы пока ответить не можете.
Но нет ничего невозможного, если у вас есть источники информации: видеоурок "Человек как представитель царства животных. Эволюция человека" и § 43-44.
Изучив этот материал выполните слудующие задания:
1) запишите, что такое антропогенез
2) перечислите доказательства биологического происхождения Человека.
3) назовите причины отнесения Человека к отряду Приматы.
4) объясните причину, по которой современные обезьяны немогут эволюционировать в людей.
5) перечислите факторы (движущие силы) антропогенеза в форме схемы.
Д/з Запишите классификацию человека, отразив его положение в животном мире и в составе отряда Приматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЛР №5 Приспособленность организмов к среде обитания | 650.08 КБ |
Предварительный просмотр: