Материал для родителей.

Горбан Татьяна Александровна

Семья может и должна быть первой ступенью художественного воспитания. Родители, сознательно воспитывающие и развивающие музыкальные наклонности ребенка, должны делать это по возможности систематически, независимо от того, может ли стать и будет ли ребенок музыкантом-профессионалом или просто сделается его другом на всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИЛА ПОДРАЖАНИЯ

В своих играх дети не только думают, вспоминают, воображают, чувствуют, но и действуют. В играх дети воспроизводят все, что видят, слышат, читают; в играх они воспроизводят разные социальные и часто драматические положения, а человек развивается посредством действия. Без игр, без действия образы, взятые ими из жизни и из книг, большей частью бесплодно для их развития испарялись бы, а стало быть, оставались бы без всякого влияния на их характер и волю.

Кроме того, в играх они учатся сообразительности, находчивости, не говоря уже о ловкости. Здесь они учатся отстаивать свою личную свободу и в то же время подавлять свои капризы во имя личной свободы учатся отстаивать свои мнения.

Тысячи примеров показывают, как дети, выросшие одиноко, в узком и тесном кругу родных и знакомых, становятся беспомощными, когда они попадают в среду чужих людей, в сложный водоворот социальной жизни, как легко они тогда делаются жертвой какой-нибудь случайной встречи, вредного влияния, дурного знакомства. Против этой опасности существует только одно средство: с детства окружить ребенка толпой сверстников, внести в его жизнь больше разнообразных общественных влияний.

Наиболее важным фактором из психологии детства представляется нам податливость детей внушениям и их подражательность. Прежде чем самому что-нибудь сделать, ребенок должен видеть, как это дело делают другие. Только при этом условии он может подражать им и убедиться, что он в состоянии сделать то же самое.

Нужны, значит, еще живые хорошие примеры перед глазами детей. Правда, что это свойство всех людей, не только детей, но и взрослых. Все мы, взрослые люди, перенимаем друг от друга и мысли, и суждения, и желания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого не могло бы распространиться ни одно открытие, хотя бы это было открытие самого Ньютона, ни одна мода в покрое платья, ни один обычай, хотя бы он был самым полезным из всех обычаев, ни одно слово, как бы выразительно оно ни было, ни одно верование, ни одна привычка.

Но ни в каком другом возрасте податливость внушению примеров не встречается в такой преобладающей степени, как в раннем детском и переходном возрасте. Еще Керенский сравнивал детей с обезьянами, которые всему подражают – и дурному и хорошему. Знаменитый Пирогов объясняет свой выбор медицинской карьеры огромным впечатлением, какое произвел на него в детстве известный московский врач…

И каждые отец и мать, каждый учитель служит таким же наглядным пособием в воспитании детей, каким, например, живые растения служат при изучении ботаники. Больше того, все мы, если только мы встречаемся с детьми, говорим с ними, если только они видят и наблюдают, - мы все служим наглядным пособием в их воспитании и, быть может, единственным пособием и во всяком случае самым главным пособием. В тот момент, когда мы думаем, что ребенок занят своими играми, он внимательно слушает и следит за нами, и какое-нибудь наше действие или слово окажет решающее влияние на его ум, доставит ему или радость, или горе… Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их увидит ребенок, могут служить для него примером подражания. Если мы ведем дурную жизнь, она отражается и на наших детях.

Когда одного мальчика спросили, что он будет делать, когда вырастет, тот отвечал с достоинством и решительностью:»Я буду напиваться, как мой отец». Хотим мы этого или не хотим, но мы воспитываем детей всем своим поведением, своим образом жизни, каждым своим поступком. И этот факт налагает на нас огромную ответственность. Наша жизнь, отраженная таким образом в душе детей, перейдет вместе с ними в будущее, - к нашим внукам и правнукам. Это сознание ответственности слагается одновременно из чувства страха и надежды…

Детки чутки. Их сердце, говоря словами поэта, «тем не убедиться, что не от сердца говорится». Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы заразить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодрым. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова.

Так как мы все являемся до известной степени примерами подражания для детей, то мы могли бы рассматривать каждый свой поступок именно с этой точки зрения…

Итак, самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания являются хорошие люди, окружающие ребенка и служащие ему образцом для подражания было бы невозможно распространение культуры, идей, социальных движений, общественных учреждений, обычаев, моды. Если на детей простое чтение путешествий действует так сильно, что некоторые из них наивно бросают школу и отправляются путешествовать, то во сколько же раз сильнее должен действовать на них пример любимого учителя. В народе и его детях много энтузиазма, и отчасти от учителя, от его примера зависит дать этому энтузиазму надлежащее направление.

Тысячи фактов показывают, как велико обаяние убежденного учителя на ученика. Наш знаменитый художник Репин сам рассказывает о том, какое впечатление произвел на него, тогда еще ученика воскресной школы, учитель этой школы, художник Крамской, как глубоко он был потрясен речами Крамского и как под влиянием этих речей дал себе обещание начать совсем новую, лучшую жизнь.

Но если убежденный, самостоятельный, верующий в свое дело учитель окажет неотразимо благотворное влияние на детей, зато учитель, карьеры ради готовящий детей к экзамену, применяющийся к переходящим влиянием учебной канцелярии, окажет тлетворное, разлагающее влияние на детей, рискует их самих обратить в карьеристов, ханжей и лицемеров…

Вахтеров В.П. Предметный метод обучения

                                             



Предварительный просмотр:

ВАШИ ДЕТИ, ВЫ И МУЗЫКА

В дружной семье искусств музыка занимает особое место. Оно определяется тем, что развитие музыкальных образов, происходящее во времени, позволяет предельно выразительно передавать движение, борьбу и смену чувств и страстей. Критик и композитор А.Н.Серов говорил, что в музыке может отражаться вся человеческая жизнь в той степени, в какой она волнует душу «чувством скорби и чувством отрады». Музыка не только отражает духовную жизнь человека, но и организует, преображает ее, являясь могучим фактором воспитания будущего человека.

Народы нашей многонациональной страны имеют богатейшие музыкальные традиции и наследие. Для развития музыкальной культуры делается очень много.

Замечательный советский музыкант и педагог Г.Г.Нейгауз считал, что таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой они произрастают.

Нет необходимости убеждать кого-нибудь в том, что музыка нужна не только подрастающему и будущему поколениям. Родители должны спросить себя, достаточно ли они сами подготовлены, чтобы направить своих подопечных. Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых.

Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем детском возрасте – в 3, 4, 5 лет. Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остается на всю жизнь. Если бы можно было проанализировать многие свершения человеческой жизни, то, вероятно, мы с удивлением обнаружили бы, что это в какой-то степени разматывание маленьких клубочков от впечатлений и опытов, вынесенных с детства.

Если никто в семье не имеет музыкального образования, не понимает и не играет на каком-либо инструменте, то решающим является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию.

Первое и самое важное, что требуется от семьи, - это создать атмосферу предельного уважения к инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой – любой хорошей музыке. Обязательное уважение, так как нельзя говорить о ней небрежно, тем более вносить в занятия элемент тяжкой необходимости или скуки. Помню, моя мать, возмущаясь, рассказывала, что в семье ее знакомых бытовало наказание за провинность: «Иди играй час». Минуты общения с музыкой должны даваться детям как радость, как награда. И радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать этим занятиям.

Семья может и должна быть первой ступенью художественного воспитания. Родители, сознательно воспитывающие и развивающие музыкальные наклонности ребенка, должны делать это по возможности систематически, независимо от того, может ли стать и будет ли ребенок музыкантом-профессионалом или музыка просто сделается его другом на всю жизнь.

Не секрет, что некоторые родители совершенно равнодушны к музыке. К музыке, которая способна обогатить и украсить жизнь! Порой музыка звучит в очень большом количестве, но при этом часто почти не замечаемая. Такое непрерывное звучание музыки, например, по радио может привести к полной атрофии музыкального воздействия, ибо привыкнув в быту к постоянному звуковому раздражителю, дети перестают замечать и воспринимать звуки как музыкальное целое.

Музыку надо слушать. Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков – это та особая стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это «учить музыке». И только лучшее, самое лучшее надо вкладывать в детское сознание.

За долгие годы педагогической работы мне посчастливилось встретить учеников незаурядной одаренности. Мы часто даже не подозреваем, на что способен ребенок, если его существенно затронет действительный интерес к музыке, поэтому давно уже в основе моей педагогической работы лежит вера в безграничные силы, скрытые в ребенке.

Маленькому шестилетнему мальчику, уезжающему на лето в деревню, мать говорит:

- Как жаль, что у нас не будет инструмента!

- Ничего, возьми только побольше нотной бумаги, я буду записывать.

- Что ты там будешь записывать?

Мальчик смотрит на мать с удивлением:

- Как что? Все…

- Да, что же все ?

- Ну, как река бежит, какой лес кругом, какая трава зеленая…

И маленький композитор привозит из деревни странные пьески. Одна называется «Утро». Без обычных «аксессуаров», без шелеста ветра в листве, без ручейков и щебета птиц – какие-то мягкие аккорды, «поступь» бородинских гармоний, а в конце неожиданно прорывается тема сигнала. Мать смеется: «Не удивляйтесь, это же утро в хате: еще все спят, вздыхают во сне, а он крадется к окну тихо, чтобы никого не разбудить, ждет, что его позовет в окно подпасок, когда будет гнать стадо, - заиграет в рожок».

Этот же мальчик, когда впервые увидел рояль, не хотел уходить, не мог оторваться, сидел несколько часов, слушая занятия учеников, в перерыве подходил и дотрагивался то до одной, то до другой клавиши и, удивленный, отходил. По дороге домой сказал отцу со вздохом: «Эта штука хорошая, на ней почти все можно сыграть. Когда я подрасту, построю ее на километр, чтобы можно было по ней и туда и сюда…». Он еще не знал, что о звуках можно сказать: вверх и вниз.

Как же окружающий мир трансформируется для ребенка в мир звуков? Да очень просто! Это могут быть обычные гудки электровозов или мелодия услышанной песенки. Ребенку вдруг захочется «сыграть» гудочки, он пытается это сделать. Оказывается, эти белые и черные деревяшки-клавиши охотно откликаются на желание воспроизвести знакомые звуки, мотив, в скучные и смешные точки и черточки несут в себе всю тайну музыки и охотно открывают ее, когда ты их изучишь.

Есть разные проявления одаренности. Одни любят музыку, тянутся к ней, любят слушать, петь, танцевать, но не обладают природным музыкальным слухом, чувством ритма, музыкальной памятью. Другие награждены всеми этими качествами, но не слишком реагируют на музыку – таких надо суметь заинтересовать. Часто бывает, что не хватает координации голосовых связок с тем, что слышал и запомнил ребенок, в силу чего ребенок не может чисто спеть мотив, даже если он его и запомнил внутренним слухом. Это еще не значит, что у него нет музыкальных данных.

Думается, что широкое музыкальное образование можно дать всем, потому что нет или почти нет абсолютно не одаренных детей. Если есть физиологическая одаренность (слух, ритм, музыкальная память, «удобные» руки), ребенку не может не доставлять удовольствия то, что ему по самой своей природе легко дается; если же малыша удалось хоть немного заинтересовать красивыми песнями, ритмичными танцами и т.п., не бывает случаев, чтобы в ребенке не проснулась настойчивость к преодолению того, чего в нем от природы не хватает. Он может просто начать любить музыку – это, мне кажется, уже немало. Часто даже опытному педагогу трудно предсказать, как разовьются в человеке его способности и его отношение к музыке.

В 4 года ребенок вполне может начинать свое музыкальное образование. Надо только помнить, что легче всего обучать ребенка с помощью игрового метода, стремиться все время держать его в заинтересованном состоянии, будить его воображение всеми доступными вам и ему способами. Например, рассказывая сказки, просто играя, разговаривая, надо «колдовать» и понемногу вливать в него необходимые знания, которые станут ключом, открывающим ворота в настоящую, большую музыку.

А когда впервые в 5 – 6 лет для ребенка «заговорит» нотный текст – тогда зазвучат для него тысячи вещей, казавшиеся ему до этого неинтересными. Мир откроется перед ним по-новому, все получит свой голос: книги, картинки, даже игрушки.

Родители часто задают такой вопрос: можно ли допускать ребенка к фортепиано, если нет учителя, «не испортит ли он себе руки»?

На первом этапе важнее всего познакомить его с музыкой, научить слушать, заинтересовать тем, что музыка говорит, развить музыкальное воображение. Этот совет в равной степени относится и к ребятам, которые, может быть, никогда не будут играть профессионально ни на одном инструменте. Ребенок с радостным удивлением услышит, что из-под пальцев вдруг рождаются знакомые мелодии, и тогда, возможно, если у него есть слух и музыкальная память, он жадно начнет «подбирать» все, что слышит. Препятствовать ему в этих занятиях не следует. Это настоящее проявление творческих возможностей, и оно само по себе очень ценно. По правде говоря, эти первые опыты самостоятельного музицирования детей дошкольного возраста в редчайших случаях могут нанести непоправимый вред аппарату – руке, а пользы от такого музицирования музыкальному воспитанию в целом гораздо больше. И если есть возможность: если дома есть инструмент, кто –либо дома играет или хотя бы очень любит музыку и знаком с ней по личному тяготению, не следует откладывать начало занятий и можно начинать уроки с 4 – 5 лет.

Очень скоро в каждое занятие по общему музыкальному воспитанию (о котором мы говорим) следует вносить элемент правильной постановки рук, необходимый для игры на фортепиано.

Мне хотелось бы дать несколько более конкретных советов по узкой музыкальной профессии – профессии пианиста. В душе очень надеюсь, что эти советы помогут молодым «начинающим» папам и мамам.

Родители могут и должны обращаться с консультациями к опытному педагогу. Нам неоднократно приходилось и приходится консультировать приезжающих с периферии и даже заочно обучать детей, встречаясь с ними не больше трех раз в год, - результаты бывают неплохие.

Психологи говорят о том, что внимание ребенка в раннем дошкольном возрасте способно удерживаться на чем-то одном не более 45 минут. Но занятия музыкой так многогранный, требуют применения таких разных приемов, что ни о каком одном предмете для удержания внимания не может быть и речи.

Прежде всего надо предостеречь обучающих ребенка, особенно в раннем возрасте, от длительного «топтания на месте». Не надо добиваться и желать, чтобы ребенок сразу усвоил тот элемент знаний, который вы ему хотите преподать. Меняйте преподносимые элементы знаний, чтобы получилась цепь как будто даже не связанных между собой (в представлении ребенка) элементов. Каждый этап обучения пусть будет как бы новой игрой. Все эти элементы я даю своим ученикам параллельно, возвращаясь к ним в процессе занятий ежедневно и понемногу, пока не окажется, что они твердо усвоены. Потом наступает момент, когда отдельные элементы сливаются в одно нужное нам целое.

Чтобы уметь читать на каком-либо языке, надо знать этот язык. Чтобы разбираться в нотном тексте, надо знать музыкальную грамоту, нужно знать язык музыки. Фонетику языка изучают по слуху, по движениям губ, языка. И музыку тоже надо научить слушать так, чтобы уметь услышать ее язык и захотеть его воспроизвести. Учить слушать и воспроизводить – значит развивать слух. Каждое занятие на первом этапе должно начинаться с накопления музыкальных впечатлений.

Если никто не играет на инструменте, надо пользоваться пластинками с подходящим для детского восприятия репертуаром, надо, чтобы обучающий, если он не профессионал, научился сам играть хоть несколько песенных примеров, которые он предложит детям спеть и выучить (Играть эти примеры обучающий может одной рукой или даже одним пальцем, как в первые 2 – 3 недели рекомендуется играть и всем начинающим). Надо сказать, что пластинки, радио, магнитофон помогут вам и в том случае, если ваш ребенок не обучается специально игре на каком-либо музыкальном инструменте.

Освоение нотной грамоты – длительный процесс. Торопить его не надо. Постепенность, большое терпение, учет индивидуальных особенностей ребенка дадут немалые результаты. Главное, чтобы ему все время было интересно. (Всегда помните, что даже машинистка свою небольшую клавиатуру осваивает месяца два, что грамотным, читающим обычные книги, ребенок тоже становится не сразу). Не загружайте его сознанием большими требованиями, действуйте очень осторожно и проявляйте творческую изобретательность, чтобы занятия были интересны и зажигали воображение ребенка.

Родителям помогут статьи и книги А.А.Николаева, С.С.Ляховицкой, М.Г.Соколова, И.Н.Малаховой и других. Есть много книг по методике фортепианного обучения. Большинство из них написаны для специалистов, педагогов-музыкантов, и думаю, они могут запугать и запутать неопытного энтузиаста, вступающего на «педагогическое поприще». И все же надо смело искать и выбирать нужное. При этом помнить, что вводить человека в музыку, заниматься музыкой, хотеть дать ему музыкальное воспитание – это значит открыть для него целый мир. Будьте терпеливы, бойтесь отпугнуть ребенка.

Язык музыки – это, может быть, единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме звуков музыки, не выразимое. Музыка начинается там, где кончаются слова.

Она не терпит в занятиях ею ничего скучного, пошлого, злого, некрасивого. Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца.

Старайтесь, чтобы во время занятий ничто не отрывало вас, ничто не вклинивалось в первые встречи малыша с музыкой. Без спешки должны протекать эти встречи. Без окриков, терпеливо. Тихо, спокойно, красиво. Найдите меру времени, чтобы ребенок, отрываясь от инструмента, не чувствовал пресыщения.

Открытость миру, восприимчивость к его звукам и краскам, отражающим радость и боль человека, воспитывается с раннего детства. Но романтика чувств при этом должна быть подлинной, а не мнимой. Ведь одно из самых чудесных свойств музыки в том, что чем больше душевных сил ей отдается, тем больше новых сил приобретается.

Ребенок не замыкает увлечение музыкой лично на себе. Ему нужен круг слушателей, почитателей, подражателей. Музыка становится фактором утверждения своего авторитета, средством новых форм общения с друзьями. Одних увлекает чисто техническая сторона. Других – завоевать престиж знатока музыки. Третьих – утвердить себя в положении лучшего исполнителя.

Правильное отношение к музыкальному наследию можно научить. По крайней мере, отец, мать способны терпеливо и неназойливо воспитать уважение к любому музыкальному произведению.

Фронт семейного воспитания ребенка достаточно широк.

У одних это домашние фонотеки, позволяющие прослушивать и обсуждать пластинки записи, сравнивать исполнителей, оценивать их мастерство. У других – посещение университетов музыкальной культуры, концертов филармонии. В третьих семьях практикуются музыкальные игры, музыкальные викторины, концерты-загадки. В четвертых принято организовать семейные концерты по торжественным дням, музицировать или просто всем вместе петь любимые песни.

Отечественная литература хранит немало примеров традиционного домашнего музицирования, в котором участвуют все члены семьи, гости, друзья детей. Да мало ли освоено нами различных форм музыкального воспитания прочно вошедших в наш быт!

                                        В.Н.Столетов. Диалоги о воспитании. М., 1985.



Предварительный просмотр:

ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ

Родителям так хочется быть безупречными в глазах своих детей, служить им примером! Но воспитание – тяжелый труд.

Не удивительно, что иногда на ребенка сыплются подзатыльники и грубые слова. Но если мы не хотим, чтобы дети считали подобное поведение нормой, нужно уметь вовремя извиняться.

К сожалению, родители не всегда бывают правы, не всегда ведут себя по-взрослому. Могут раскричаться из-за пустяков или обидеть ребенка неосторожным словом. Как же вести себя, если такая ситуация имела место быть?

Пойми меня!

Некоторые взрослые предпочитают просто забыть о тех случаях, когда были неправы. Им кажется важным сохранять образ непогрешимости и уверенности в себе, чтобы не потерять уважение детей.

Однако следует учитывать тот факт, что ребенку свойственно испытывать чувство вины всегда, когда он видит, что родитель чем-то недоволен. Извиняясь перед сыном или дочерью, взрослый берет на себя ответственность, облегчая эмоциональный груз, давящий на детские плечи. Как приятно будет ребенку узнать, что мама раскритиковала его рисунок не потому, что считает юного художника бездарем, а из-за неприятностей на работе! Теряя репутацию безупречного человека, вы делаете гораздо более важные приобретения:

  • увеличиваете степень доверия в ваших отношениях с ребенком: оказывается, вы такой же живой человек, как и он, и тоже можете ошибаться;
  • учите ребенка прощать;
  • даете сыну или дочери повод уважать вас: ведь необходима смелость, чтобы признать свою неправоту;
  • помогаете ребенку чувствовать уверенность в том, что вы и впредь будете поступать с ним справедливо.

Как признать свою правоту?

  1. Не затягивайте с извинениями. Чем дольше вы не признаете свою вину, тем больше напряжение испытывает сын или дочь, пытаясь найти причину в себе.
  1.  Не оправдывайте допущенные ошибки усталостью, плохим настроением или другими причинами. Иначе у ребенка может сложится впечатление, что он менее важен для вас, чем, например, конфликт с начальником. Перекладывая ответственность на какие-либо обстоятельства, вы обесцениваете свои извинения.

           Детям важно понимать ваши чувства, ощущать любовь, видеть стремление помириться, поэтому не стесняйтесь навернувшихся слез и не скрывайте волнения. Можно поделиться с ребенком своими проблемами, добавив при этом, что нельзя было срываться на нем.

3. Не пытайтесь загладить вину с помощью преувеличенного внимания, ласки или подарков. Детское восприятие и мышление отличаются конкретностью, поэтому пока ребенок не услышит слова «прости» или «извини», его не покинет чувство недосказанности и неопределенности.

4. Не пытайтесь перевести серьезный разговор в шутку. Делая вид, что ничего особенного не произошло, вы тем самым даете понять ребенку, что его переживания не имеют большого значения.

5. В то же время не стоит драматизировать ситуацию и заниматься самобичеванием, заявляя, что вы «плохая мать» или « не умеете воспитывать детей». Ребенок может решить, что впредь к вашим советам не стоит прислушиваться, раз вы сами не уверенны в своей родительской компетентности.

6.Не обещайте сыну или дочери, что больше никогда не повысите голос, не испытаете раздражения и т.д. Вы не можете гарантировать, что всегда будете владеть собой и совершите ни одной ошибки. Дети очень чувствительны к любым обещаниям, поэтому не стоит закладывать на будущее мину замедленного действия, давая ребенку повод для новых обид. Лучше попросите школьника напомнить вам о нынешнем неприятном инциденте в аналогичных ситуациях. Это позволит разрешить конфликты на самых ранних стадиях.

Тот, кто первый попросил прощения, может предложить свои условия «заключен6ия мира».

«Я больше так не буду».

Чтобы научить ребенка извиняться, родители должны уметь прощать, если ошибки детей воспринимаются в семье как нечто недопустимое, ребятам бывает чрезвычайно трудно признаваться в своей неправоте. В этом случае естественная реакция школьника – скрыть свои промахи или свалить вину на другого. В то же время он осознает, что поступил неправильно, и это понимание постепенно приводит к своеобразному «раздвоению личности».

С одной стороны, ребенок понимает, что папа и мама любят его. С другой стороны, он боится, что родители перестанут его любить, если тайна раскроется.

Стратегия излишней строгости в воспитании детей приводит к негативным последствиям. Это и сниженная самооценка у школьника, и страх сделать что-то неправильно, и убежденность в том, что родительскую любовь необходимо заслужить. Если папа и мама всегда готовы ребенка понять и простить, он легче принимает как собственные, так и чужие недостатки.

Чтобы признание своих ошибок не травмировало детей и в то же время было искренним, обратите внимание на следующие советы.

1. Многие дети предпочитают прятаться за простой и универсальной формулировкой: «Я больше так не буду!». При этом и вы, и ребенок прекрасно понимаете, что аналогичная ситуация вполне возможна в будущем, в то время как человеку, принимающему извинения, важно видеть искреннее сожаление.

Когда вы слышите эту фразу от ребенка, задайте ему вопрос о том, что он сейчас чувствует, почему просит прощения, что именно он сделал не так.

  1. Если школьник чем-то вас обидел, не требуйте от него извинений, не шантажируйте «ответным ударом»: «Сейчас же попроси прощения, иначе я не разрешу тебе смотреть телевизор!». Слыша угрозы, ребенок начинает испытывать страх и агрессию, в результате, чувство вины отходит на второй план. Также не стоит на людях заставлять сына или дочь извиняться. Отойдите вместе с сторону, побеседуйте наедине.
  2. Посоветуйте ребенку не настраиваться на то, что его извинения должны произвести немедленный эффект и человек сразу простит его. Одни люди отходчивы, другие злопамятны, поэтому нельзя применять к ним единый стереотип. Например, не стоит обращаться с извинениями к разгневанному человеку – лучше дать ему «остыть».
  3. Обратите внимание сына или дочери на то, что если есть возможность исправить допущенную оплошность, ею нужно воспользоваться. К примеру, недостаточно просто извиниться за разлитый за столом чай – необходимо взять тряпку и вытереть лужу.
  4. Расскажите детям о разных ситуациях, в которых стоит просить прощения. Извинения можно приносить не только после совершения какой-либо оплошности, но и заранее, предупреждая возможные ошибки. Допустим, обращаясь к занятому человеку, следует сказать: «Простите, можно Вас побеспокоить?».
  5. Многие школьники считают, что если их кто-то обидел или, выражаясь детским языком, «первый начал», это дает им право на любые ответные действия. В подобных случаях конфликты между сверстниками затягиваются и заходят в тупик.

Чтобы помочь ребенку наладить отношения с друзьями, убедите его в том, что в любой ссоре виноваты две стороны. Но тот, кто приносит извинения первым, имеет возможность предложить свои условия «заключения мира».

                                                     «Здоровье школьника», № 2, 2008



Предварительный просмотр:

О ДЕТСКОЙ НЕРАСТОРОПНОСТИ

Крайности, как известно, сходятся. Но далеко не всегда удачно. За шесть с половиной лет жизни мальчика Вити у его мамы накопилась к нему масса претензий. В ответ на просьбу их перечислить, она исписала целый лист. Но, в сущности, главная претензия сводилась к тому, что Витя похож на сонную муху.

-Дома у нас будто замедленная съемка, - сетовала мать. – Пока оденется, зубы почистит, позавтракает – полдня пройдет. А если я не прослежу, та в пижаме до вечера ходить и будет. Ну, хорошо, он сейчас сад не посещает. А что потом будет? Ему же осенью в школу?

- Витя помогает вам по дому?, - спросила я. – Да, что вы?! Это ж какие нервы надо иметь, чтобы дождаться, пока он постель уберет или три тарелки помоет.

- Он что, отказывается? Не хочет? – Нет, почему? Он бы с радостью, да я не разрешаю. Мне все самой легче сделать.

- А чем мальчик любит заниматься?

- Да та, ерундой всякой, - пожала плечами мать. – Рисует, в конструктор играет. Правда, в последнее время читать сам начал. Теперь подолгу за книжками просиживает.

Но по ее тону было ясно, что она и этим не очень довольна. – Я в детстве совсем другая была, заверила свой невеселый рассказ Витина мама. – Носилась, ка ураган, любила побегать, попрыгать, по деревьям лазила не хуже мальчишек. А Витька – увалень. Весь в отца!

Такие коллизии, увы, не редкость. У энергичных, напористых женщин часто бывает масса претензий к близким, которые по сравнению с ними кажутся медлительными и даже аппатичными. Особенно раздражают их мужья и сыновья. Наверное, потому что от мужчин мы традиционно ждем активности и предприимчивости. Тем более, когда принцип «хочешь жить – умей вертеться» приобрел особую актуальность.

Однако раздражением можно добиться только обратного эффекта. Разнервничавшись, нерасторопный человек еще больше затормозиться, а то и вовсе впадет в прострацию.

- Он прямо назло мне все делает! – жаловалась Витина мама. – я ему: «Сынок, поторопись, мы опаздываем». А он еле ноги переставляет. Пришлось потратить немало усилий, убеждая ее, что у мальчика просто такая реакция на стресс. Во-первых, потому что для его матери спешка была обычным жизненным состоянием, в котором она не видела ничего особенного и, соответственно, не считала это стрессорным фактором. А во-вторых, женщины, типа Витиной матери, в критических ситуациях обычно становятся еще более собранными и энергичными. Мама ждала от сына такой же реакции, а он по своему темпераменту был совершенно другим и реагировал, естественно, по-другому.

Защитное торможение – реакция, широко распространенная в животном мире. Когда убежать от опасности невозможно, многие живые существа как будто окаменевают, впадают в состояние ступора и даже… засыпают. Для флегматичного, медлительного ребенка гнев мамы и ужас от того, что они куда-то опаздывают, вполне сопоставимы с такой грозной опасностью. Если не наяву, то хотя бы во сне подобное состояние испытывал, наверное, каждый из нас. Надо бежать, но ноги словно наливаются свинцом и отказываются повиноваться. Пытаться заставить медлительного ребенка «пошевелиться» при помощи криков, шлепков и угроз все равно, что тушить пожар бензином.

Чтобы не сойти с ума от ужаса, ребенок подсознательно постарается отгородиться от вас, еще более затормозиться, сделается апатичным. С каждым разом эта защитная корка будет утолщаться, и дело может кончиться тем, что он не только в критические моменты, а и вообще всегда будет вялым, сонным и безынициативным.

Помню одного школьника, которой был так сильно заторможен, что производил впечатление умственно отсталого. Он не мог ответить на простейшие вопросы, ничем не интересовался, в школе получил двойки. Но на самом деле, просто бедняге не повезло в первом классе с учительницей. Она настолько затюкала нерасторопного Тиму, что он на уроках сидел «в отключке». Усилиями психологов мальчика удалось вывести из апатии, и тут оказалось, что он соображает лучше многих сверстников. Тима стал играть с ребятами в подвижные игры, полюбил и чтение книжек. С чересчур раздражительной учительницей, правда, пришлось распрощаться.

Как помочь копуше?

В Тимином  случе медлительность была не столько врожденным свойством, сколько следствием психотравмы. Так, некоторые дети затормаживаются из-за попадания в больницу или пребывания в каких-либо других дискомфортных условиях. Но в психологически комфортной обстановке они постепенно приходят в себя, как бы оттаивают.

В таком случае нужно просто создать ребенку душевный комфорт и подождать, пока все само собой придет в норму. Но если сын или дочь медлительны от природы, я советую вам, прежде всего, ослабить напор. Да, это не трудно, но иначе ничего не получится. для ребенка ваш напор все равно, что снежная лавина. Пытаться в корне переделать кого-то, на мой взгляд, бессмысленно. Сил потратите уйму, а добьетесь только того, что у сына расшатаются нервы. Общение с ним будет еще затруднительней, а подчас "перековка" может кончиться и вовсе печально - ребенок от перенапряжения начнет заикаться или мочиться в постель. Не сравнивайте ребенка с собой, как делала Витина мама. Это вызовет только обоюдную досаду и разочарование. Лучше, с одной стороны, максимально облегчить медлительному ребенку жизнь, а с другой - возвысить элевизировать медлительность до обстоятельности, то есть поднять до уровня достоинства.

Мелкая моторика

прежде всего, сходите к невропатологу и проверьте, все ли у ребенка в порядке с мелкой моторикой. Очень часто медлительность детей проистекает от того, что у них неловкие, непослушные руки. Если выяснится, что моторика оставляет желать лучшего (часто это бывает следствием родовой травмы), то необходимо заняться ее развитием. Во многих городах этим занимаются психологи или учителя-дефектологи. если же такого специалиста нет, можно заниматься самим. Полезно нанизывать на нитку бусы, ягоды рябины, бисер. Для развития мелкой моторики рекомендуют складывать мозаику, играть в конструктор типа "Лего" с крошечными деталями, лепить из глины или пластилина, вышивать, рисовать по точкам или по контуру.

Постарайтесь найти какое-нибудь пособие развитию мелкой моторики и не спеша занимайтесь, разнообразя задания и превращая их в прятную, веселую игру. Если ребенок будет от чего-либо отказываться, значит ему трудно выполнить задание. Столкнувшись с таким отказом, многие родители (усвоившие модный постулат, что на ребенка ни в коем случае "нельзя давить") оставляют сына или дочь в покое. Дескать, раз не хочет - значит, ему неинтересно. Но далеко не все в жизни, что мы вынуждены делать, интересно. Если с детства не привыкнуть преодолевать скуку и лень, то потом возникает множество других проблем. А главное - детям дошкольного и младшего школьного возраста на самом деле пока еще интересно все!

Получается все, что не вызывает страха

Взрослая логика "повторения скучны" тут не работает. Вы, наверное, замечали, что дети 5 -7 лет готовы по сто раз слушать одну и ту же пластинку, читать одну и ту же книжку, одно и то же рисовать или строить. А на предложения начать что-=нибудь новое, зачастую отвечают отказом. И большинство не признается, что боится неуспеха: "Не хочется. Не интересно". Что происходит, когда взрослые не настаивают, дабы "не подавлять индивидуальность ребенка?" (в рассматриваемом нами случае - не развивают его мелкую моторику).

В развитии мальчика или девочки образуется пробел, который сам собой, скорее всего, не исчезнет. А значит, с возрастом пробелы будут наслаиваться друг на друга, как снежный ком. Ребенок пойдет в школу, и там из-за недоразвития мелкой моторики его начнут ругать писать достаточно быстро, он не сможет поспевать за ними, будет нервничать, делать в тетради ошибки, в таком состоянии ему будет трудно усваивать новый материал. Рано или поздно это вызовет отказ от учебы. И переориентиравать будет крайне сложно, ведь уход от трудностей давно стал для него привычным стереотипом. Это уже въелось ему в кровь и плоть.

В результате, индивидуальность маленького человека будет подавлена многочисленными неудачами. И родители, на словах озабоченные соблюдением детских прав, лишат сына или дочь одного из важнейших прав ребенка - права на гармоничное развитие. Поэтому отказ ребенка откакой-либо деятельности должен восприниматься вами как скрытая просьба о помощи. Прямым принуждением, обличением недостатков и проч. Вы, разумеется, ничего хорошего не добьетесь. Наоборот, важно, чтобы ребенок не воспринимал недоразвитие мелкой моторики как дефект. Это тоже особенность детской психологии.

Взрослые обычно болеть не любят и стараются поскорее победить свой недуг. дети же, особенно маленькие, часто видят в болезни средство позволяющее им увильнуть от тягостных обязанностей (посещения ненавистного детсада, приготовления уроков и проч.), и потому подсознательно не желают с ней бороться. Выполните львиную долю трудного задания сами, побуждая ребенка хоть немножко помочь вам. Но при этом создавайте у него иллюзию, будто бы вы все делаете вместе. Когда он включится в совместную деятельность, постепенно поручайте ему все больший участок работы, идя от простого к сложному, и неустанно его подбадривая.

Однажды мне довелось заниматься со старшим школьником, у которого с мелкой моторикой было из рук вон плохо. Он не мог соединить на бумаге пару точек, на его рисунки (вернее, каракули) было жутко смотреть. Естественно, рисовать мальчик отказывался наотрез, а мама, свято уважавшая "права ребенка", не смела его принуждать. Я начала показывать Кеше так называемый "театр на столе". Это были приключения мальчика, изобравшегося маленькой куклой. Какие-то предметы, иллюстрирующие происходящее, были у меня припасены, а что-то надо было нарисовать. Помню. первый раз герой по ходу сюжета попал в заколдованный лес. Понимая, что целиком дерево Кеша изобразить не сможет, я нарисовала ствол и попросила его пририсовать ветки. Он с трудом осилил одну. На следующем занятии изображение ветвей (хотя и корявых) уже удалось ему без особого труда. И на них даже появились несколько зеленых листочков Кешиного производства. Это его так вдохновило, что заколдованный лес стал главным мотивом творчества мальчика, и вскоре все стены в квартире были завешаны рисунками берез и елок.

                            ("Воспитание школьников" Т.Шишова, № 4, 2006



Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ ГРУБИТ ПОДРОСТОК

«Не знаю, что и делать, - сокрушается мама 14-летнего сына. – Был спокойным, вежливым мальчиком, хорошо учился, по хозяйству помогал. Но в последнее время будто подменили. Совершенно не слушается, школу стал прогуливать, хамит и мне, и мужу. Откуда это? У нас в семье не принято даже голос друг на друга повышать».

«Научите, как себя вести с этой грубиянкой! - обращается за помощью женщина, у которой 14-летняя дочь. – Нормальных слов она не воспринимает. Отвечает грубостью на грубость. Противно. Разве что мои слезы еще как-то могут ее разжалобить. Но не хочется превращаться в плаксивую мамашу».

Агрессивность дремлет в каждом.

Грубое поведение – не что иное, как проявление агрессивности. Мы привыкли считать, что агрессия несет исключительно отрицательный заряд. Но, представьте, в ней кроется и немалый положительный потенциал, лежащий в основе таких важных человеческих качеств, как целеустремленность, желание самоутвердиться и отстоять свою позицию.

Не случайно на ранних этапах эволюции человека агрессивность имела ярко выраженную направленность, поскольку помогала выжить наиболее сильным представителям рода человеческого.

Позже механизмы естественного отбора сменились системой запретов и правил поведения, позволяющей членам общества мирно сосуществовать. Однако агрессивность продолжает дремать в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окружающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.

Однако агрессивность продолжает дремать в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окружающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.

Однажды вечером мне звонят. Без каких-либо предисловий – ни «здравствуйте», ни «добрый вечер», ни «кто говорит» - женщина интересуется: «Куда я попала?». Объясняю куда и намекаю, чтобы здороваться и представляться. В ответ поток брани, оскорблений, нелицеприятных сравнений с козлом и собакой, хотя если тебя сравнивают с собакой, то я ничего плохого в этом не вижу, хуже, когда называют козлом.

Но самое интересное, что я узнал по голосу звонившую женщину. Это была мать моей ученицы, которая не отличается вежливостью и благопристойным поведением. Вот вам и истоки агрессивного, грубого поведения девочки, прямо по народной пословице «Яблоко от яблони…».

Знайте: именно воспитание играет важнейшую роль во взаимоотношениях с другими людьми. Вот почему истоки плохого поведения следует искать прежде всего в собственной семье. Если с пеленок малыш находится в атмосфере доброжелательности, уважения и терпимости друг к другу, он вряд ли вырастет хамом. Но если привык наблюдать, как родители злословят, завидуют, осуждают всех и вся, скорее всего, и сам будет таким же.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются: из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

Откуда что берется?

А если подросток грубит вроде бы на пустом месте, когда атмосфера в семье не дает к этому поводов? Тут возможны три причины:

1. Инфантильность. Такие дети по социальному и психическому статусу не соответствуют своему возрасту. Их агрессивность объясняется тем, что они еще не усвоили правил общежития, которые им уже полагалось бы знать. По мере взросления их поведение, скорее всего, выровняется. Это бывает особенно ярко заметно, когда в семье один ребенок. Здесь присутствует детский эгоизм – все для него и дитя к этому привыкает с пеленок. Проверяется это по-разному. Пример: идет урок, мальчик-эгоист, перебивая рассказ учителя, громко и требовательно кричит: «Закройте шторы, а то мне солнце в глаза светит!». Учитель, не провоцируя ученика, спокойно говорит ему, чтобы тот передвинулся вправо, сидит-то за столом один. Дальше учитель спокойно, но твердо объясняет подростку, что он в классе не один и нехорошо перебивать старших.

2. Протест. Вспышки недовольства, гнева, ярости у подростка возникают в ответ на попытки взрослых унизить, оскорбить или целиком подчинить своей воле. Большей частью такая форма носит адресный характер, то есть направлена против конкретных виновников ситуации. Это может быть, к примеру, старший  брат или отец, который решил принудить к чему-то подростка силой, или учитель, незаслуженно поставивший двойку. У психологов есть такой посыл: если есть конфликтная ситуация между учителем и учеником, то виноват, как правило, учитель. Хотя многие педагоги относятся к этому утверждению весьма скептически. Как только конфликт находит свое разрешение, подросток успокаивается.

3. Уродливый, патологический характер. Самое страшное!

Речь идет о преобладании таких черт, как повышенная возбудимость, злобность, конфликтность. Как правило, это проявляется еще в раннем возрасте. Нередко характер ребенок наследует от кого-то из родственников. Пожалуй, это самый тяжелый случай, и родителям таких детей можно только посочувствовать. Нередко к таким ребятам прилипают нехорошие, обидные клички и прозвища, им всегда трудно в любом коллективе.

4. Подростковое (возрастное) чувство юмора. Юмор детей и взрослых тоже имеет свои отличительные особенности. Вообще юмор – очень тонкий индикатор понимания. Если людям смешно одно и то же, значит, они в какой-то точке друг другу близки. Все знают, с каким трудом иногда удается понимать шутки людей другой национальности, другой национальности, другой культуры.

Расскажу случай из жизни. Иду утром на работу, встречается бабушка одного из ребят, ученика 9 класса. Явно расстроена, голос  дрожит, глаза, уставшие от бессонной ночи. Оказывается, внук пришел к ней вечером в новых туфлях, а бабушка обратила внимание на обувку – родители, мол, купили, постарались, на твою ногу трудно сыскать что-нибудь стоящее. Ага, спокойно отвечает внучек, на что они купят: год зарплату не получают. Сам достал. Идем с Лосем (друг), видим – пьяный мужик лежит. Ну, Лось себе куртку взял, а я туфли. Да ты, бабушка, не переживай, он не из нашего поселка… Мы у него бумажник посмотрели. Там мелочь и документы, ничего не взяли. Проспится и утром уедет на автобусе в Испатово, на дорогу у него хватит. Причем все было рассказано ровным, спокойным голосом. Бабушка расстроилась и очень сильно переживала, пока не выяснила у родителей мальчика, что это было шуткой. Здесь, конечно, налицо разные уровни чувства юмора у представителей разных поколений.

Не надо провоцировать.

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подливает масла в огонь. Будьте мудрее, избегайте конфликтов, чтобы не провоцировать своего ребенка. В этом вам помогут следующие  правила поведения.

1. Дайте свободу. Свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удается, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки. Но, говоря о свободе, не забывайте философскую притчу о хомячке и коте Ваське. Жил у одного хозяина в клетке симпатичный хомячок и все время просил хозяина выпустить его на свободу, царапал дверцу клетки, умолял, просил открыть ее. А рядом с клеткой сидел кот Васька и тоже, проникнувшись сочувствием к судьбе узника, просил хозяина дать ему свободу. Но мудрый хозяин не выпускал хомячка, пока в комнате находился кот, ибо он прекрасно понимал, что свобода может иметь разные границы. Очень, на мой взгляд, поучительная притча, особенно для тех «хозяев», у которых подрастают дочери.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные поучительные родительские нравоучения. Измените стиль общения: перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы. Особенно болезненно дети воспринимают критику взрослых в области моды и музыки. У разных поколений разные музыкальные пристрастия. И здесь взрослым надо быть мудрее и терпимее своих детей. Некоторых пожилых людей приводят в ярость названия групп, как то: «Ногу свело», «Руки вверх», «Сектор Газа» и т.д. Об одежде я уже не говорю. Хотя в селе молодежь менее автономна, нежели в городе.

3. Идите на компромисс. Еще никому ничего не удавалось доказать с помощью скандала. Здесь не бывает победителей. Когда родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. Тут наступает синдром красной тряпки, как для быка на испанской корриде.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это легче сделать, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают. Особенно болезненно подросток это воспринимает, когда конфликт происходит на глазах сверстников, в классе, спортзале и т.д.

5. Не на до обижать. Прекращая ссору не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопаний дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас. Родители обязаны быть политиками. В нормальных странах политика оценивают в трех номинациях: 1) порядочность, нравственность; 2) знания, образование; 3) тактичность, вежливость по отношению к своим оппонентам. Так будем же политиками хотя бы по отношению к своим детям!

6. Будьте тверды и последовательны (самое главное). Начну с примера из жизни дома, в котором я живу.

Копаю я в апреле под своими окнами. Рядом на скамеечке сидят и судачат соседки обо всем и ни о чем, как это обычно бывает. На площадке играют дети. Мама одного из мальчиков зовет своего сына: «Вова, иди читай. Учительница говорила, что ты плохо читаешь». Вова играет. Минут через пятнадцать все повторяется снова. Потом еще и еще. Никакой реакции. Вова таки и не пошел учить уроки. Дошло до истерики матери.

Хочу привести строки из книги, которой почти пять столетий. Называется «Домострой». Интересно сравнить, насколько изменились наши понятия о нравственных, семейных и воспитательных нормах и правилах, какие существовали в XVIв. наказания за непослушание, нерадение, невежество. В частности, такие: «Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою, и даст красоту души твоей, и не ослабляй, бия младенца; буде ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти… И на дщерь положи грозу свою, чтобы в послушании ходила, и не осрамила тебя, по глупости лишившись девичества своего… А ще бо отдаси дщерь свою без порока, то яко велико дело свершиши, и посреди собора похвалишися». Автор «Домостроя» призывает не давать детям воли, но «сокрушать им ребра, пока растут, иначе будет тщета домови, погибель имению, и укоризна от сусед, и посмех пред враги, пред властью платеж и досада зла».

Слова о сокрушении ребер – это, скорее, гипербола, чем указание к действию, ибо лозой ребер не сломать. Если перевести пятисотлетние строки «Домостроя» на современный язык, это будет звучать примерно так: родители, помните! Дети – отличные психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на нашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем, если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

«Воспитание школьников», № 6, 2003



Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СЕМЬЕ

Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций.

Подготовительный этап: проводится анонимное анкетирование детей «Поощрение и наказание в семье».

Ход родительского собрания

                                             «Воспитание может сделать многое, но оно

                                             не безгранично. С помощью прививок мож

                                             но заставить дикую яблоню давать садовые

                                             яблоки, но никакое искусство садовника не

                                             сможет заставить ее приносить желуди».

                                                                                         В.Г.Белинский  

Вступительное слово педагога.

Дети, взрослея, становятся умнее, и кажется, что проблем в общении, во взаимодействии с ними должно стать меньше, но так не происходит. Сегодня мы попытаемся вместе поискать причины конфликтности в поведении учащихся.

Предлагаю Вам выполнить тест для определения уровня заботы о собственном ребенке.

Прослушайте варианты ответов:

1-й – категорически не согласен;

2-й – мне трудно с этим согласиться;

3-й – может быть, это и верно;

4-й – верно, я с этим согласен.

А вот и вопросы:

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.

2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

4. Если ребенок делает, что он обязан делать, то он находится на правильном жизненном пути.

5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

6. Воспитание ребенка – труд тяжелый и зачастую неблагодарный.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не успевает уделять время на воспитание детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.

9. Любовь родителей ребенка не испортит.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.

11. Главное, чем должен заниматься ребенок – это учеба.

12. Мать – главное лицо в доме.

13. Семья должна жить под девизом: «Все лучшее – детям!».

14. Защищать ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.

15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

А теперь подводим итог: чем больше количество баллов, тем выше уровень опеки родителей над ребенком.

Далее родителям предлагается обсудить следующие ситуации.

1. В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает. Как поступить в такой ситуации?

2. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора и вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ребенок вас обманул. Как поступить в такой ситуации?

3. Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами. Как поступить в такой ситуации?

4. Ребенок вырос. Все чаще пытается ускользнуть из дома и все дольше где-то задерживается. Он по-прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интереснее. Вы страдаете от этого. Как поступить в такой ситуации?

5. Застенчивость и неуверенность в себе – характерные черты вашего ребенка. Это накладывает серьезный отпечаток на умение общаться с одноклассниками, учебную деятельность, результативность учения. Ребенок от этого явно страдает. Как поступить в такой ситуации?

При анализе этих ситуаций, вырабатываются модели поведения родителей в той или иной ситуации, определяются те модели, которые можно считать образцом для подражания в воспитании детей.

Работа с Тетрадями доверия.

В Тетрадях доверия родителям предлагается написать слова и фразы, с помощью которых они ругают и поддерживают детей. Проводится их сравнительный анализ с заранее приготовленными ответами детей.

Причины более частого использования одних способов наказания и менее частого использования других позволяет определить следующая таблица, которую заполняют родители.

В таблице отмечать знаками «+» или «- « применение или неприменение наказания.

Наказания

Как вас наказывали родители?

Отметьте те, которые вы используете

Отметьте самые действенные

1. Ставили в угол.

2. Прекращали общаться на длительный период.

3. Ограничивали свободу.

4. Применяли телесные наказания.

5. Лишали любимого занятия.

6. Читали бесконечные нотации.

7. Стыдили при друзьях и знакомых.

8. Оскорбляли и ругались.

9. Лишали любимых лакомств.

10. Ограничивали в покупках.

11. Выгоняли из дома.

Обсуждение с родителями способов избегания конфликтных ситуаций, на основании которого составляются следующие правила.

1. Умейте слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая, не отмахиваясь от него как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

2. Умейте говорить со своим ребенком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство.

3. Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

4. Достичь успехов в воспитании можно тогда, когда ребенок – пример для положительного подражания каждый день.

5. Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.

                Подведение итогов.

Рефлексия встречи: родителям предлагается определить по 5-ти бальной шкале результат собрания:

  • полезность встречи;
  • актуальность обсуждаемых ситуаций;
  • атмосфера встречи.

                                              «Классный руководитель». № 8, 2008



Предварительный просмотр:

РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

(для бесед с родителями)

Проблема роли отца в воспитании детей

(исторический аспект)

Еще не так давно при изучении детско-родительских отношений исследовались в основном материнско-детские отношения. В настоящее время роль отца в социализации ребенка стала находить все большее признание в мире. Это связано с тем, что перестало существовать жесткое разделение труда между женщинами и мужчинами.

Отцы стали принимать все большее участие в воспитании детей со времен Второй мировой войны. Английские ученые в 1965 – 1970 г.г. по результатам опроса матерей заключили, что больше 75% отцов детей от 1 года до 4 лет принимали активное участие в воспитании детей, включая купание, пеленание и т.п. В 1981 г. другие ученые, основываясь на серии исследований, также выявили тенденцию ко все более возрастающей роли отцов в воспитании детей. Однако, несмотря на свои возможности, большинство мужчин не берут на себя основную ответственность в уходе за ребенком. Так, любопытные ответы были получены на вопрос: «Если бы ввели декретные отпуска для отцов, ухаживающими за детьми, в каких случаях отцы согласились бы воспользоваться ими вместо матери?» При этом 21 % опрошенных мужчин ответили: «Я бы остался, если бы у жены была зарплата выше моей», 33 % - «Я с удовольствием остался бы, но боюсь, что окружающие будут смеяться надо мной". », наконец, была группа мужчин – 22 %, которые, не располагая свободным временем и зная, что мать лучше сможет ухаживать за ребенком, все-таки предпочли бы больше времени проводить рядом. Интересно, что мера участия отцов возрастает вместе с социальным статусом человека, отражая равенство и взаимосвязь ролей и матерей на более высоком социальном уровне.

Классификация отцовского

отношения к ребенку

Выделяются два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчинах сильнее – опекать, заботиться или учить: 1) мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь; 2) у других мужчин ведущая потребность – учить, передавать свои знания и умения, то есть сделать ребенка в прямом смысле слова своим наследником.

Есть и другая классификация отцов: 1) большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал все то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков… Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты, он оставляет маме. «Большой друг» - это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой?; 2) Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему не интересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам; 3) Исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях, Единственно, чем рискуют папы-наседки – это увлечься и стать… еще одной мамой, то есть конкурентом, а не дополнением. А если папа занимает мамино место, то кто же будет на папином? 4) Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге… Но он не может отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком. Зачем возится два часа с его уроками или так расстраиваться из-за его отметок?

Итак, существуют самые разные типы отцовского отношения к ребенку. Но, несмотря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в развитии ребенка. В наше время уже никого не удивляет, что многие мужчины присутствуют при родах жены. И это не происходит бесследно ни для отца, ни для ребенка. Так, например, отцы, оказывающие помощь во время или сразу после родов, отмечают, что они практически сразу привязались к ребенку, чувствовали эмоциональный подъем, гордость и росли в собственных глазах. Данные многих исследований говорят о том, что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжали больше играть со своими детьми и заботиться о них.

Такое отношение со стороны отца очень важно для развития ребенка. Так, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития.

А вот еще одно исследование. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются неврологические симптомы. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

Итак, мы видим, что роль отца в воспитании ребенка очень велика.

                                                            «Воспитание школьников», № 2, 2003



Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Я думаю, что не только трудно, но и не-

возможно воспитать хорошо детей, если сам

дурен.  И  что  воспитание  детей есть только

самоусовершенствование, которому никто не

                       помогает столько, как дети.

Л.Н.Толстой

Организуя работу по нравственному воспитанию с семьей, школа должна уделить самое серьезное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых в каждой семье зарождаются. Формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

Закон семьи № 1

Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо от того, красив он или нет, развит интеллектуально или не очень.

Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, не готов делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботы членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние



Предварительный просмотр:

ЕСЛИ ПЕРВОКЛАССНИК ВЕДЕТ СЕБЯ СТРАННО

Когда проходит эйфория от начала школьной жизни, для родителей первоклассников наступает пора новых забот и волнений. Многие из них в это время замечают, что ребенок, прежде беспечный и довольный, становится совершенно неузнаваемым после возвращения из школы.

Один из спокойного тихого мальчика вдруг превращается в буйный вихрь! Колесом проходит по квартире, сметая все на своем пути, и никак не может угомониться. Другой уединяется с игрушками в уголке и тревожит взволнованных родителей просьбами: «Не подходи!», «Не мешай!». У некоторых первоклассников бывают приливы слезливости или приступы необъяснимой ярости. И тогда расстроенная мама пытается выяснить у сына или дочери причину таких изменений в поведении, она, как правило, слышит жалобы на несправедливость со стороны учителя или – на жадность (вредность, грубость) одноклассников.

В такие моменты родителям очень важно правильно отреагировать на подобное поведение ребенка – поддержать, успокоить его. Интуитивно каждая мама понимает, что ребенок утомился: переход к новому режиму и учебной деятельности отнял у него много сил, он оказался в стрессовой ситуации.

Действительно, находясь в школе на уроках или в группе продленного дня, первоклассник должен постоянно контролировать свои действия, общаться со множеством людей, овладевать знаниями, умениями и навыками. И совсем не обязательно что реальная ситуация в школе послужила истинной причиной для изменений в поведении ребенка.

Однако если ребенок жалуется, нужно обратиться за информацией к учителю. Оказавшись в состоянии стресса, человек (не только ребенок, но и взрослый) часто реагирует на создавшуюся ситуацию «возвращением» в детство, где уютно и спокойно, чтобы набравшись сил, вернуться в требовательный взрослый мир. Это своеобразная психологическая защита. Ребенок в это время нуждается в личном пространстве, в котором он может быть самим собой. Взрослые своей тревогой, расспросами, настойчивыми попытками выяснить обстоятельства или авторитарными запретами разрушают хрупкие границы этого мира. Где же выход? Ведь так хочется понять, что происходит с твоим чадом, помочь ему… Как проникнуть во внутренний мир ребенка, не разрушая его, не перекраивая по своему взрослому образцу?

Нужно вспомнить, что в каждом взрослом продолжает жить ребенок с особым внутренним зрением, глубокой интуицией, способный понять другого, не прибегая к логическим доводам и выяснением отношений. Разбудите этого ребенка внутри себя! Попытайтесь с его помощью найти подход к своему сыну или дочери.

Для этого просто побыть какое-то время в пространстве, где играет ваш ребенок, понаблюдать за тем, что он делает. При этом не давайте никаких оценок происходящему, исключите высказывания по типу «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», не старайтесь поскорее включиться в игру в качестве ее полноправного участника и изменить сюжет игры по своему вкусу. Просто попытайтесь понять, что чувствует сейчас маленький творец, если непонятно – спросите, что с ним происходит, что делает тот или иной персонаж, кого или что сейчас изображает ваш разбушевавшийся малыш. Поддержите его, дайте понять, что вам интересно все, что с ним происходит здесь и сейчас, а не в школе.

Если ребенок плачет или хнычет (погружение в самое глубокое детское состояние), установите с ним физический контакт (возьмите на руки, обнимите, прижмите к себе). Рекомендуется практиковать это около часа ежедневно, даже если ребенок не плачет. При этом важно показать ребенку, что это – собственная инициатива и потребность, а не реакция на его плач, иначе такое плаксивое поведение может повторяться изо дня в день. Мамины объятия помогают маленькому человеку оживить опыт, полученный им еще до рождения, когда ему было уютно и тепло, когда он чувствовал себя защищенным.

Если ребенок рисует, посидите с ним, давая ему почувствовать вашу сопричастность его переживаниям. Обязательно интересуйтесь теми предметами или героями, к которым ваш ребенок часто возвращается в своих рисунках. Постарайтесь прочувствовать, что означает для него тот или иной персонаж, какую эмоциональную нагрузку несет. Отразите свое понимание словами, мимикой или прикосновениями. Очень важно не давать ребенку советов во время рисования или игры. Следуйте за его фантазией, и она станет проводником во внутренний мир вашего малыша.

Когда ваш ребенок ведет себя агрессивно, важно переключить его агрессию, дать ей выплеснуться, направив в игровое русло. Иногда полезно просто повозиться с малышом, побегать с ним, дать ему поколотить боксерскую «грушу». Если он часто испытывает такую потребность, помогут занятия спортом: они позволят не только избавиться от напряжения, но и научиться быть собраннее. Важно создать первокласснику оптимальный режим дня, при котором у него останется достаточно времени для прогулок, игр и сна. Следует полностью исключить из просмотра фильмы, содержащие сцены жестокости и насилия, устрашающие фантастические образы. Такие фильмы оказывают крайне разрушительное воздействие на не сформировавшуюся психику ребенка. Дети 6 – 7 лет еще не всегда отделяют вымысел от реальности, поэтому зачастую после просмотра подобных телепрограмм у детей возникают страхи.

Таким образом, первоклассник получит необходимую родительскую поддержку и сможет уверенно войти в большой мир. Через некоторое время вы заметите, что он стал более спокойным и уравновешенным, легче включается в общение, ведет себя рассудительно. А счастливая улыбка и огонек доверия в детских глазах станут достойным вознаграждением за ваше терпение.                      

                                                        «Классный руководитель» № 7, 2007  



Предварительный просмотр:

ДЛЯ БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ

ШКОЛЬНИКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

Понятие «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами (лат.deviatio – отклонение).

Отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельство тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и закона «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Москве». В них записано, что профилактика безнадзорности и правонарушений – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и органы управления образованием, учреждения опеки и попечительства, здравоохранительные организации, службы занятости и органы внутренних дел.

Однако для того, чтобы профилактическая деятельность тех или иных служб была эффективной, необходимо осознать, что отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:

Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты речи и др.)

Психологические факторы – это психопатологии или акцентуация характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.

Специально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушениям процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

  • Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
  • Конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Анализ семьи и ее воздействие на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней (первичной) социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества; обнищание значительной части населения, безработицы и, как следствие, социальную напряженность.

Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствии определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.

Таким образом, девиантное поведение предстает ка нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально-психологическая реабилитация.

Технология социально-педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы, которая включает деятельность кружков, совета школы, экскурсионную работу, специальные занятия по формированию культуры поведения в образовательном учреждении, общешкольные мероприятия, взаимодействие с другими учреждениями.

Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.

В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации практически не используется.

Для того чтобы помочь учащимся, которые испытывают трудности в общении, можно использовать следующие рекомендации.

При взаимодействии с агрессивным ребенком: 

  • принимайте ребенка таким, каков он есть;
  • предъявляя в ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
  • расширяйте кругозор ребенка;
  • включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
  • игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и учителей.

Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.

Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.

Если ребенок испытывает страхи:

  • принимайте ребенка таким, каков он есть, давая ему возможность измениться;
  • развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите еу свое время и внимание;
  • с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка; не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
  • заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.

Если ребенок лжет, следуйте таким правилам:

  • чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;
  • если вы не уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;
  • найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее та, чтобы разрешить эту проблему;
  • не наказывайте ребенка; если он сам сознался во лжи, даст оценку собственному поступку.

Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 7, 2002