К урокам литературы

Кононенко Юлия Сергеевна

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

по повести В.Закруткина «Матерь человеческая»

Цель мероприятия: на примере повести В. Закруткина  «Матерь человеческая» показать жестокие реалии войны, мужество и патриотизм простого человека, мастерство писателя при создании человеческого характера, образа женщины-матери как воплощения высокой нравственности.

Задачи мероприятия:

- через прочтение повести В. Закруткина «Матерь человеческая» способствовать приобщению к историческому прошлому, к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны;

-  воспитывать сострадание и чувство любви ко всему живому;

-  развивать творческие способности, совершенствовать  навыки владения выразительной монологической речью;

- средствами музыки, кино, живописи, архитектуры и художественной литературы способствовать формированию и развитию общечеловеческих ценностей.

Методическое описание

Литературно-музыкальная композиция «Восславим  женщину-мать!» является плодом совместной творческой работы учителей-словесников и обучающихся 9-х классов,  где педагоги выступили в роли режиссеров, сценаристов, оформителей, а дети – талантливых актеров.

Ценность данного мероприятия мы видим в том, что, во-первых, оно дает возможность ближе познакомиться с творчеством писателя-земляка, В.П.Закруткина, о котором, к сожалению, учащиеся знают мало; во-вторых, подобные виды внеклассной работы обогащают личный опыт ученика, раскрывают индивидуальные способности, развивают желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности; в-третьих, внеклассная работа в целом и наше мероприятие в частности, расширяя кругозор учащихся, а также позволяя им формировать свою собственную жизненную позицию, готовит их к взрослой жизни и учит общечеловеческим ценностям; и наконец, в-четвертых (и это не менее важно на данный момент) этим мероприятием мы вносим вклад в подготовку девятиклассников к сдаче ОГЭ, к написанию сочинений 15.2 и 15.3 на такие темы, как «сострадание», «долг», «любовь», «мать» и другие.

Результативность внеклассной работы по повести «Матерь человеческая» мы видим в том, что юношество так или иначе обретает духовный идеал, на который ориентируется в жизни. Подростки, видя образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности, сохраняют в сознании нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.

Перед проведением мероприятия ученикам рекомендуется прочитать повесть «Матерь человеческая». Сама литературно-музыкальная композиция представляет собой, с одной стороны, анализ произведения, с другой – театрализованное представление, которое должно помочь каждому ученику лучше понять образ Марии, ее мысли, поступки.  Включение элементов театрализации подразумевает не только выразительное чтение, но и вживание в роли, актерское их исполнение учениками. Кроме репетиций по совершенствованию художественной речи, необходимо подготовить реквизит: форму военных лет, муляж винтовки, одежду «Марии» для разных эпизодов. Визуально представить сильную духом русскую женщину позволяет и ролик из кинофильма с одноименным названием режиссера Л.Головни.

Восславим женщину-мать!

Слайд 1 (название мероприятия)

Слайд-ролик 2 (На экране визуальный ряд с изображениями  Богородицы. В сопровождении муз. композиции «Гимн Богородице» юноша, одетый в военную форму, читает отрывок из пролога к повести; музыка звучит тихо)

C:\Users\Vladimir\Desktop\Матерь человеческая\3161027fc78dd85669990c316b0c5bfc--byzantine-art-orthodox-icons.jpg C:\Users\Vladimir\Desktop\Матерь человеческая\image.jpg C:\Users\Vladimir\Desktop\Матерь человеческая\madonna-s-mladencem-ikona.jpg C:\Users\Vladimir\Desktop\Матерь человеческая\2118_or.jpg C:\Users\Vladimir\Desktop\Матерь человеческая\Plach-Bogorodicy..jpgtemplategeneric.jpg 

C:\Users\Vladimir\Desktop\Матерь человеческая\05.jpg 

Тебя, женщину по имени Мария, люди назвали матерью Божьей. Люди поверили, что ты, непорочная, родила им спасителя Бога, принесшего себя в жертву и распятого за людские грехи…  И люди сложили в твою честь песнопения-молитвы и стали именовать тебя владычицей и госпожой... Они построили тебе великолепные храмы, и самые великие художники мира украсили эти храмы твоим изображением. Голову твою и голову твоего младенца-сына окружили сияющим нимбом святости. …Полководцы-воители, отправляясь на битву, преклоняли колени пред тобой.

За что, женщина, люди поклоняются тебе? Ты родила сына и потеряла его, распятого на кресте. Смерть сына – тяжкое, неизбывное горе для матери. Но разве нет на земле матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы, чем те, что ниспосланы были тебе? Кто же измерит их горе? Кто им воздаст за их неустанный труд, за любовь к людям и милосердие, за материнское терпение, за пролитые ими слезы, за все, что пережили они и свершили во имя жизни на любимой ими нелегкой земле?

(Выходят ведущие, учащиеся старших классов.) Слайд 3

Ведущий 1.: Когда-то Максим Горький сказал: «Люди – это всегда дети своих матерей… ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын… Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!»

Ведущий 2: Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо ее гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

Ведущий 1: Особого внимания заслуживает тип скорбящей матери. Он сочетает в себе черты и матери, родившей человека и  всеобщей матери  (или матери-заступницы). Образ скорбящей матери характерен, в первую очередь, для военной прозы.

Ведущий 2: Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая» (1969г.) написана через двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны. В центре произведения - образ Матери: земной матери Марии и евангельской Богоматери. Писатель сопоставляет и противопоставляет жизнь женщин, переживших одинаковую трагедию.

Ведущий 1: В основе его повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт.

«Ранней осенью 1943 года, - пишет автор,- мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги…

В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого…

Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрываясь лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую женщину и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора…»

Ведущий 2: В. Закруткин, прошедший испытания войной, прошедший эту тяжкую школу, пишет об ужасах войны с точным знанием, с беспощадным реализмом. Но и другая школа писателя – школа его деревенской жизни – помогает ему с большой силой реализма создавать образ русской женщины-крестьянки. Его Мария – крестьянка. И она во всем остается колхозной труженицей – и в отношении к природе и труду, и в отношении к уцелевшему зверью, и в неустанной героической заботе об оживлении пожженной врагами земли.

(Звучит песня в исполнении Л.Зыкиной «Гляжу в озера синие…»; на экране видеоролик из фильма «Матерь человеческая» (реж. Л. Головня)). Слайд-ролик 4

( на сцену выходит ученик, читает фрагмент стихотворения                            О. Шаблаковой) Слайд 5

Странным притяжением, хоть и не магнит,

Маленькая женщина вновь к себе манит,

С крупными веснушками милое лицо.

Разве может быть она сильной, храбрецом?

Маленькая женщина – всей вселенной суть.

Если выжить выпало, то не просто будь.

Так живи, чтоб чувствовать всех, и в них – себя,

Потому что пусто ведь, если – не любя.

(юноша и девушка в одежде довоенного времени читают фрагмент из повести) Слайд 6

(«Мария») Когда умерла мать, Марии было шестнадцать лет. Она осталась круглой сиротой, и за ней приглядывали соседи, родители Ивана. Маленькая, ладная Мария давно нравилась Ивану, они часто гуляли в лесу, долгие вечера просиживали за хутором на берегу мелководной речушки. Вскоре они поженились, а через год после свадьбы Мария родила сына, которого назвали Васей.

(раздаются звуки природы, затем – взрывы  и сообщение о начале ВОВ) Слайд-звук 7

(«Иван») Высокий, сильный Иван души не чаял в своей жене. Таясь от хуторян, любил носить ее на руках, за малый рост называл «кнопочкой»… Проходили годы, но Иван не растерял своей любви. Он все больше привязывался к Марии, уважал ее за тихий, спокойный нрав. За скромность, за то, что в доме у них всегда чисто и уютно. И Мария отвечала ему такой же любовью.

(Юноша и девушка застывают при звуках взрывов; в руках «Ивана» появляется винтовка, а «Мария» держит узелок в дорогу, провожая мужа на войну. После сообщения о войне оба уходят)

Ведущий 1.  На страницах небольшой повести – история простой русской женщины, воплотившей в своей судьбе все радости и беды первой половины 20 века, самым тяжелым потрясением которого стала Великая Отечественная война. Слайд-звук 8

Ведущий 2. Война, укрывшая черной пеленой как большие города, поселки, так и маленький хутор, в котором счастливо жила Мария с любимым мужем Иваном и сынишкой Васяткой.

Ведущий 1. Совсем одна остается женщина на страшном пепелище – это все , что осталось от родного хутора. Немцы отняли все: на глазах убиты муж и сын, соседка Феня, Саша Зименкова, односельчане угнаны в Германию. От былой жизни не осталось ничего, кроме нее самой.

Ведущий 2. Невозможно описать страдания убитой горем женщины, в исступлении зовет она смерть как единственное средство  избавиться от мучений. Но новая, пока маленькая, слабая жизнь напоминает о себе, о том, что Мария не одна.

(ученица читает стихотворение В.Беляевой  «Я свяжу тебе новую жизнь») Слайд 9

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток.

Я свяжу тебе жизнь –

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы –

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви!

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи,

Я свяжу тебе жизнь

 И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь.

Чтоб связать тебе жизнь,

Я тайком распускаю свою…

Ведущий 1. Память – удивительная способность человека. Крепко связывает она и в сознании Марии прошлое и настоящее, а воспоминания об ушедших  заставляют жить. Как жить? В поисках ответа героиня идет на кладбище, единственное уцелевшее место в хуторе.

(выходит ученица, читает фрагмент из повести) Слайд 10

Медленно обходя могилы, Мария пошла в угол кладбища, к невысоким тополям. Под этими посаженными Иваном тополями была похоронена мать Марии.

Мария опустилась на колени.

- Мама! – прошептала она. – Вы слышите меня, мама? Это я, ваша дочка…Промолвите хоть словечко, мама! Дайте совет, как мне жить на белом свете…

Рыдая, она упала, прижалась щекой к влажному, холодноватому бугорку.

- Что же вы молчите, мама? Скажите, для чего вы породили меня? Вы хотели, чтоб ваша дочка была счастливой… Вы голубили меня, ласкали… Вы учили меня уму-разуму, завещали, чтоб я была совестливой, чтоб любила людей и землю, чтоб была хорошей женой и матерью… Так все и было, мама! Было, да пропало… И нет у меня, родная моя мамочка, ни любимого мужа, ни сыночка любимого, ни счастья, ни доли, и не знаю я, куда приклоню бедную свою головушку…

  Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась покосившемуся кресту, промолвила, как будто обращаясь к живому:

- Ты был первым, и они не посрамили твою память, и те , кто лежит тут с тобой. И те, кого казнили и угнали злые враги. Негоже и мне быть последней…

Ведущий 2.  Осознать  свою миссию женщины, матери сознательно помогают не только мертвые,  но и живые. И один из них – немецкий солдат Вернер Брахт.

(выходит старшеклассница, читает отрывок из повести) Слайд 11

Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба. Прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат.

Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнота прихлынула к горлу… Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:

- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васенька? И еще скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи…

 - Молчишь? – повторила она. – ничего не знаешь и сказать ничего не можешь? И кто людей в неволю погнал – не знаешь…И кто хутор спалил, а скотину перестрелял – не знаешь…Брешешь, подлюка… Ты все знаешь и за все сейчас ответишь…

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий,сдавленный крик, который показался ей громом:

- Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии, пронзил ее сердце. А короткое слово «мама» заставило содрогнуться от боли. Она упала на колени и. прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза…

Ведущий 1. Милосердие побеждает злобу. Чувство материнства, жалость к беззащитному солдату, почти мальчишке, останавливают ее, не позволяют  совершить самый страшный грех – убийство.

Ведущий 2. Путь Марии – путь созидания, веры и надежды. Оборудуя под жилье погреб, заботясь о животных, птицах, семерых ребятишках, для которых скоро становится мамой, и, родив собственного ребенка, она осознает, что живет на свете, чтобы жалеть, сопереживать, любить всех, кто в ней нуждается, свято храня память о самых дорогих.

( на фоне песни А.Герман «Эхо любви» ученица читает эпизод из повести; музыка звучит тихо, после чтения громкость прибавляется до конца слайда) Слайд-звук 12

Да, это были останки тех, кого в тот страшный сентябрьский день казнили гитлеровские каратели. Перед уходом  из горящего хутора они сняли повешенных с тополя и швырнули в объятый пламенем бригадный домик…

Долго убивалась Мария, стоя на коленях перед грудой обгоревших костей, долго целовала черные от копоти черепа, исступленно царапала землю, замирала в беспамятстве. Она выкрикивал слова любви и материнского горя, и эти бессвязные слова переходили в истошный звериный вой…

Испуганные дети окружили Марию, обнимали ее, в один голос кричали:

- Мама! Не надо, мама!

И вновь потрясшее Марию слово «мама» вернуло ее к жизни. Молча поднялась она с колен, долго стояла, опустив голову, больно стиснув зубами пальцы покрытой сажей руки.

Могилу Мария копала сама. Место выбрала рядом с могилами отца и матери. Молча выбрасывала тяжелой лопатой влажную землю из ямы...

Когда снарядный ящик опустили в могилу и по его деревянной крышке глухо, утробно застучали комья земли, Мария вытерла пот на лбу, посмотрела на детей.

- Сколько мне довелось тут людей хоронить, - сказала она, - и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце мое стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слезы…

Ведущий 1. . Слайд-ролик 13 ( по щелчку) В финале повести героиня предстает в ореоле самоотверженной любви к людям, приобретая незримый нимб святости, становясь матерью человеческой для всех, утверждая всепобеждающую силу любви к жизни.  (включить слайд; на фоне тихо звучащей песни «Русские матери»  ученик читает фрагмент стихотворения Сергея Острового)

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!)

Нет, не Богоматерь, земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви ей издревле завещан,

Так вот и стоит она в веках

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

( В финале звучит песня «Русские матери», громкость прибавляется)

Все участники литературно-музыкальной композиции выходят на поклон.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по повести Л.Н.Толстого «Детство»

1. Повесть «Детство» относится к трилогии: 
а) «Детство. Отрочество. Юность»; 
б) «Детство. Молодость. Старость»; 
в) «Детство. Юность. Зрелость»; 
г) «Рождение. Детство. Отрочество». 
2. Повесть «Детство» относится: 
а) к поэтическим произведениям; 
б) к автобиографической прозе; 
в) к приключенческой прозе; 
г) к романтическим произведениям. 
3. Главным героем повести является: 
а) Николенька Иртеньев; 
б) Володя Иртеньев; 
в) Карл Иваныч; 
г) Наталья Савишна. 
4. Повествование ведётся от лица: 
а) свидетеля событий, происходящих в поместье; 
б) Николеньки; 
в) Карла Иваныча; 
г) автора. 
5. Дети – герои этого произведения – учились: 
а) в гимназии; 
б) в лицее; 
в) на дому с учителем; 
г) в сельской школе. 
6. «Вся её жизнь была любовь и самопожертвование…» - говорит Толстой: 
а) о Наталье Никитишне; 
б) о Мими; 
в) о маменьке; 
г) о Наталье Савишне. 
7. Наталья Савишна – это: 
а) бабушка главного героя; 
б) дальняя родственница; 
в) старая няня; 
г) учительница английского языка. 
8. «Классы» и «Наталья Савишна» – главы из повести: 
а) «Детство»; 
б) «Отрочество»; 
в) «Юность»; 
г) «Филиппок». 
9. Замечая недостатки людей своего круга, Николенька приходит к мысли, что в первую очередь: 
а) нужно исправлять людей; 
б) нужно исправлять самого себя; 
в) нужно отстраниться от «низшего» слоя общества; 
г) ничего не нужно изменять. 
10. О ком И. С. Тургенев писал Н. А. Некрасову: «Ты прав – это талант надёжный… Пиши к нему – и понукай его писать»: 
а) о Н. В. Гоголе; 
б) о Л. Н. Толстом; 
в) о Николае Иртеньеве; 
г) о самом Н. А. Некрасове. 
11. Основная мысль  произведения Л. Н. Толстого – это: 
а) осознание главным героем своей избранности и гениальности; 
б) наличие неменяющегося характера главного героя; 
в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям; 
г) меняющийся внутренний мир главного героя. 

Ключи 

1. а 
2. б 
3. а 
4. б 
5. в 
6. г 
7. в 
8. а 
9. б 
10. б 
11. г



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по содержания рассказов И.С.Тургенева

  1. Как называл свою собаку помещик Полутыкин в рассказе «Хорь и Калиныч»?
  2. Без кого господин Полутыкин не мог обойтись на охоте?
  3. Чем торговал Хорь, один из героев рассказа «Хорь и Калиныч»?
  4. На каком музыкальном инструменте играл Калиныч?
  5. Какого русского правителя  автор рассказов сравнивает с русским мужиком?
  6. Кто из героев рассказа «Певцы» был в прошлом кучером старой барыни?
  7. Как называлось село, в котором происходили события, описанные в рассказе «Певцы»?
  8. Какова настоящая фамилия Дикого Барина?
  9. Кто одержал победу в состязании певцов?



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по содержанию рассказов М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» и «Как мужик двух генералов прокормил»

  1. Как называлась газета, которую читал помещик в рассказе «Дикий помещик»?
  2. Какой была фамилия актера, который привез театр в дом помещика?
  3. Какую ягоду хотел развести помещик у себя в саду?
  4. С каким животным вел разговор помещик?
  5. Чем угощал дикий помещик гостей?
  6. Где служили генералы из рассказа «Как мужик двух генералов прокормил»?
  7. Как называлась газета, которую нашел один из генералов на острове?
  8. О чем были все разговоры генералов до появления на острове мужика?
  9. О чем рассуждали генералы, когда мужик их накормил?
  10. Чем наградили мужика генералы по возвращении домой?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образы женщин-крестьянок

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крестьянские дети в живописи


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока

 «Письма – отражение души»

 10 класс

Разработала:

учитель русского языка

 и литературы

МБОУ гимназии №1

г.Миллерово

Кононенко

Юлия Сергеевна

2019 г.

Методическая разработка урока


Тема урока:  «Письма – отражение души»

Автор: Кононенко Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории МБОУ гимназия №1 им. Пенькова М.И.  города Миллерово Ростовской  области

Предмет: русский язык и литература

Класс: 10

Тип урока: развитие речи

Формы работы на уроке: фронтальная беседа, работа в парах, самостоятельная работа.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)

Используемые педагогические технологии: приёмы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированное обучение на уроках, системно-деятельностный подход в обучении.

Цель: Создать условия для подготовки учащихся к написанию письма на заданную тему.

Задачи:

  1. Образовательные:

способствовать усвоению учащимися понятия о жанре письма, его структуре, особенностях написания на примере литературного произведения.

  1. Развивающие:

Способствовать развитию интереса к русской литературе посредством изучения правил написания письма;

способствовать развитию образного мышления, навыков грамотной, связной речи;

способствовать развитию УУД:

  • познавательных УУД – умению анализировать литературный текст  с точки зрения структуры и содержания письма;
  • регулятивных УУД – умению целеполагания и рефлексии;
  • личностных УУД – умению осознавать личностный смысл изучения данной темы;
  • коммуникативных УУД – умению размышлять и оформлять свои мысли в виде устного или письменного высказывания в соответствии с нормами русского языка;
  1. Воспитательные:

Способствовать воспитанию чувства любви к своей семье, ответственности за нее.

Оборудование:  конверты с высказываниями известных личностей и старыми открытками, раздаточный материал для работы в парах, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиофайлы.

План урока:

1.Организационный момент. 1 мин.

2. Мотивация учебной деятельности. 3 мин.

3. Целеполагание. 1 мин.

4. Актуализация знаний. 5 мин.

5. Практическая работа с текстом. 20 мин

6. Закрепление. 10 мин.

7. Подведение итогов урока. 1 мин.

8. Рефлексия. Домашнее задание. 4 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Юлия Сергеевна, и я буду рада провести с вами сегодня урок литературы. Садитесь.

«Я к вам пишу. Чего же боле? Что я могу еще сказать?..»  Скажите, пожалуйста, кому принадлежат эти слова? Верно, это слова известной пушкинской героини Татьяны Лариной, которые она адресовала предмету своей любви – Евгению Онегину.

А некоторые из вас сегодня тоже получили послания, и наш урок мы начнем с них.

На партах перед вами лежат конверты с номерами, давайте откроем сначала конверты под номером 1. Что в них?  Прочтите вслух то, что на них написано. (На парты предварительно в произвольном порядке были разложены конверты с открытками и высказываниями). (Слайд №1) Было время, когда все писали друг другу такие родственные или дружеские послания, делясь мыслями и чувствами. Спасибо тому, кто сохранил их и позволил нам прочесть эти теплые слова. Теперь давайте откроем и прочтем то, что в конвертах под номером 2. (Ученики поочередно открывают конверты и читают).

(Слайд №2)

  1. Мотивация учебной деятельности.
  1. «Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века» (Торнтон  Уайлдер)
  2. «Читать старые письма приятно уже потому, что на них не нужно отвечать» (Дж. Г. Байрон)
  3. «В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы» (Георг Лихтенберг)
  4. «Каждый, кто пишет письмо, дает почти что изображение своей души» (Деметрий)
  5. «Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова» (Лиз Карпентер)

Эти слова выбраны мною не случайно.

Ответьте на вопрос: какой мыслью объединены все эти цитаты? Чему они посвящены? (Ответ: письмам и их значению для человека)

Часто ли в ваш дом почтальон приносит письма? (Ответ: нет)

Как вы думаете, почему? (Ответ: появились другие способы общения)

Какие именно? (Ответ: телефонная связь, СМС, электронная почта, видеописьма)

И правда, современные условия привели к сокращению объема письменного общения. Меньше переписываются друзья и родственники. Сокращается и переписка по случаю праздников, юбилеев и других событий.

А ведь, как сказала русская писательница Н. Тэффи, письмо – это «кусочек души», который «…положишь в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся».

  1. Целеполагание.

Внимательно посмотрите на слайд и выберите слова, которые на сегодняшний день очень актуальны. (После ответов детей – отдельный слайд №3 с цитатами:

«Как много мы потеряли, перестав писать письма!»

«Каждый, кто пишет письмо, дает почти что изображение своей души»)

Я с вами согласна! Как же, по-вашему,  это связано с сегодняшним уроком, его темой и задачами? ( Ответ: мы будем учиться писать письма)

Для чего нам это нужно? (Ответ: чтобы лучше узнать друг друга, стать к кому-то духовно ближе)

Конечно же! Эти высказывания станут эпиграфом нашего урока. А тема его звучит так: (Слайд №4)

 «Письма – отражение души». На протяжении урока мы будем готовиться к написанию письма на заданную тему.

  1. Актуализация знаний.

 О том, насколько популярны были письма когда-то, свидетельствует художественная литература.  Давайте вспомним, герои каких произведений, известных вам,  писали письма? Помогут вам в этом выдержки из их посланий. (Слайд 5)

1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем, Петре Андреевиче...» («Капитанская дочка»)

2. «Спешу, между прочим, уведомить тебя, душа Тряпичкин, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию…».(«Ревизор»)

3. «Кто ты, мой ангел ли хранитель или коварный искуситель?») («Евгений Онегин»)

4. "Государь мой премилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною…» («Дубровский»)

И ещё многие произведения содержат в себе письма. Как вы думаете, зачем писатели используют такой прием? (Читая письмо, мы лучше узнаем характер героя, его надежды, мечты и многое другое).

Сегодня мы поработаем с замечательным лирическим произведением, стихотворением С.А.Есенина  «Письмо матери».  Давайте послушаем его в художественном исполнении. (Аудиофайл) (Слайд №6)

  1. Практическая работа с текстом.

А теперь рассмотрим это стихотворение как произведение эпистолярного жанра, уже известного вам, то есть как  письмо. Вспомним, из каких структурных частей письмо обычно состоит? (Ответы детей)

Итак, обобщим: (Слайд №6)

  • Приветствие или обращение.
  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Заключение.
  • Подпись. Дата.

Какой элемент отсутствует в «Письме матери» С.А.Есенина? (Ответ)

На партах перед вами лежат тексты этого письма и таблица с пустыми графами. Поработайте малыми группами, по парам. Разделите стихотворение на элементы, подумайте и запишите, как развивается мысль автора в каждой части. На это вам дается 3 минут.

(Слайд№7)

Элемент

Строфа/строка

Задача автора

Приветствие.

1 строфа

Приветствие, обращение к матери.

Вступление

2,3 строфы

Выражение обеспокоенности, заботы о родном человеке.

Основная часть

4-7 строфы

Автор письма рассказывает о себе, переплетая нынешние горькие события своей жизни с воспоминаниями счастливой юности.

Заключение

8,9 строфы

Автор пытается утешить мать, которая всегда будет опорой для своего сына.

Дата. Подпись

(Выделенное курсивом заполняется учащимися)

                                           Письмо матери (Слайд №8)

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

(Прослушивание связных высказываний учащихся - 1 мин. )

Можем ли мы сказать, что это «Письмо…» - отражение души лирического героя? (Да)

Что же помогает нам увидеть его душевные качества? (Ответ: слова, выражения, синтаксические конструкции).

Работая в группах, проанализируйте  лексический и синтаксический строй стихотворения, подчеркните слова, словосочетания, предложения, обороты речи, которые, по вашему мнению, помогают нам понять душу сына, пишущего письмо своей матери. Первый ряд работает с лексикой, второй  -с синтаксисом стихотворения. На выполнение задания отводится 2 минуты.

(Ответы учащихся могут быть разными, но одна общая мысль должна их объединять -1,5мин)

Обобщение ответов учащихся (лучше, если это сделает ученик у доски, работая с текстом на слайде, указывая на определенные цитаты из стихотворения – 1,5 мин).

Итак, ребята, опираясь на слова и выражения, каким вы представляете себе героя стихотворения?

Читая письмо, мы представляем себе человека, неудовлетворенного жизнью, полного горечи от несбывшихся желаний, душевно уставшего и одинокого. Мы видим это в словах: «К старому возврата больше нет», «…от тоски мятежной воротиться…», «мечтаю только лишь о том…», «не такой уж горький я пропойца…».

В то же время герой трепетно хранит в душе любовь к человеку, который принимает его любым, - к матери. Мы чувствуем нежность к ней в словах: «моя старушка», «ты одна мне помощь и отрада…», «…ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне», «Ничего, родная! Успокойся».

Как помогает синтаксис выразить душевное состояние лирического героя?

В стихотворении есть обращения. Много коротких предложений, односоставных определенно-личных, что подчеркивает непринужденность, неофициальность письма. Выразительности добавляют лексические повторы, усиливающие желания героя успокоить свою мать.

  1. Закрепление.

Как вы думаете, смогли бы мы так много узнать о лирическом герое, если бы он написал своей маме короткое SMS, вроде этого? (Слайд №9)

Привет, мам! У меня все нормально. Не переживай ни о чем. Как смогу – приеду. Пока. Целую.

Конечно, нет. Я предлагаю вам отредактировать это сообщение и сделать его больше похожим на письмо. Представьте, что это ваше письмо. Сделайте его более информативным, наполните настроением, эмоциями. Работаем в парах, ведь одна голова – хорошо, а две – лучше! Запишите свои  варианты писем на обратной стороне листа. Еще 4 минуты вам дается на выполнение этого задания.

(Чтение вариантов писем учащимися)

  1. Подведение итогов урока.

Возвращаясь к эпиграфу урока, сформулируйте, пожалуйста,  в виде тезиса ответ на вопрос: нужно ли человеку писать письма, зачем они нам?  (Слайд №10 – эпиграф; по щелчку появляется тезис).

(Примерный ответ: люди должны писать друг другу письма, ведь в них раскрывается душа человека.)

  1. Рефлексия. Домашнее задание.

Ребята, скажите, кто из вас на протяжении работы над стихотворением С.Есенина захотел написать своей маме теплые слова, признаться ей в любви, поблагодарить за все, что она для вас делает?..  Как вы думаете, почему возникли такие мысли? Многие из вас откликнулись на  душевное состояние героя, а это значит, что цель нашего урока достигнута, и теперь каждый из вас,  я уверена, может попробовать свои силы в эпистолярном жанре. (Слайд №11)

В своём домашнем сочинении в жанре письма на тему «Рецепты счастливой семьи»  вы сможете обратиться к своим близким, вспомнить то, что делает вас самым счастливым. Запишите тему сочинения в тетрадь. И не забывайте, что, хоть и нельзя читать чужие письма, но это все-таки сочинения, а значит,  я их прочту и оценю, как любое другое.

А я, ребята, вам, как будущим выпускникам, тоже написала напутственные письма и надеюсь, что ваши светлые мечты обязательно сбудутся. Спасибо вам за активность. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века» ( Торнтон Уайлдер) «Читать старые письма приятно уже потому, что на них не нужно отвечать» (Дж. Г. Байрон) «В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы» (Георг Лихтенберг) «Каждый, кто пишет письмо, дает почти что изображение своей души» ( Деметрий ) «Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова» (Лиз Карпентер)

Слайд 3

«Как много мы потеряли, перестав писать письма!» (Лиз Карпентер) «Каждый, кто пишет письмо, дает почти что изображение своей души» ( Деметрий )

Слайд 4

Тема урока - « Письма – отражение души» Цель урока – подготовиться к написанию письма на заданную тему

Слайд 7

Основные структурные элементы письма Приветствие или обращение Вступление Основная часть Заключение Подпись. Дата

Слайд 8

Элемент Строфа/строка Задача автора Приветствие. Вступление Основная часть Заключение Дата. Подпись

Слайд 9

С.А.Есенин Письмо матери Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто xодишь на дорогу В старомодном ветxом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не xоди так часто на дорогу В старомодном ветxом шушуне.

Слайд 10

Привет, мам! У меня все нормально. Не переживай ни о чем. Как смогу – приеду. Пока. Целую.

Слайд 11

«Как много мы потеряли, перестав писать письма!» (Лиз Карпентер) «Каждый, кто пишет письмо, дает почти что изображение своей души» ( Деметрий ) Люди должны писать друг другу письма, ведь в них раскрывается душа человека

Слайд 12

Д/З: сочинение в жанре письма на тему «Рецепты счастливой семьи»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 9-ом классе на тему

 «Любовь и милосердие как составляющие человеческой души. Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди»

Тип урока

Урок внеклассного чтения;

урок обучения анализу текста

Цель урока

Проанализировать образы главных героев романа «Бедные люди»; сформировать представление о нравственных ценностях человека; развивать способность к анализу и синтезу.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные:

- учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности,

 - выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

 - формировать границы собственного знания и «незнания»;

Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

 - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; обобщение.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Предметные:

 - понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;  осуществлять        выразительное чтение текста;

 - определять изобразительно-выразительные средства, их роль в раскрытии образов;

 - выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения,

 - интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.

- строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Приветствие обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор о таком сложном и многогранном понятии, как душа.

Отвечают нa приветствие и настраиваются на работу на уроке. Проверяют готовность к уроку.

личностные:

проявлять внимание, уважение к окружающим;

 регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: создание условий для самостоятельного формулирования цели и задач урока.

- Разобраться в человеческой душе порой очень трудно. Как вы думаете, что помогает нам разглядеть ее в человеке и понять? (Поступки)

- Конечно, они многое говорят о человеке, и, наоборот, душа определяет наши поступки.

- Перед вами лежат карточки, они поделены на две части: «светлые» и «темные» стороны души. Заполните их, вписывая названия человеческих качеств, опираясь на визуальные фрагменты на слайдах. Определите самостоятельно, совещаясь с соседом по парте, какое качество присуще тому или иному персонажу на фото.

Отвечают нa вопрос.

Работают в парах, заполняют карточки. Определяют морально-этические понятия:   «сострадание», «взаимовыручка», «человеколюбие», «равнодушие» и др.

За устные ответы учащиеся получают красные и желтые самоклеящиеся маркеры, наклеивают их на парту. По окончании урока по их количеству учащимся будут выставлены отметки.

регулятивные:

планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривать последовательность действий на уроке;

познавательные:

развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения.

коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

предметные:

строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Формулирование темы урока 

Цель: создание условий для самостоятельного формулирования темы урока, учебных задач

- Согласитесь, никто не хочет, чтобы нас окружали бездушные и черствые люди. Поэтому сегодня мы будем говорить… как вы думаете, о чем?

… о любви и милосердии как составляющих человеческой души. А поможет нам в этом произведение Ф.М.Достоевского «Бедные люди», которое вы читали дома.

- В течение урока мы будем продолжать учиться анализировать художественный текст, определять средства художественной выразительности, отвечать на проблемные вопросы.

И главными будут следующие: что нужно человеку, чтобы быть милосердным? Зачем нужно быть милосердным?

 - Как вы считаете, над чем еще вам нужно продолжать работать сегодня?

Обучающиеся продолжают мысль учителя, формулируют тему урока, отвечая на вопрос,  и дополнительные задачи, такие как:

-выразительно читать;

-аргументировать тезисы;

-учиться давать определения морально-этическим понятиям (в рамках ОГЭ).

личностные:

формировать границы собственного знания и «незнания»;

регулятивные:

высказывать свое предположение на основе учебного материала; формулировать тему урока;

познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний;

коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в  соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

предметные: 

строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.

Этап актуализации знаний

Цель: актуализация знаний обучающихся; подготовка к работе на уроке

- Анализировать текст нам помогут знакомые уже термины. Давайте вспомним некоторые из них.

- Напишите в листах для работы, что обозначают эти понятия. Кто затрудняется в составлении верной формулировки, может написать только ключевые слова.

- Как вы думаете, почему автор написал роман в таком жанре (эпистолярном)? (Чтобы увидеть мир глазами самого героя, лучше понять его внутренний мир, душу).

Обучающиеся работают в парах. За устные ответы получают цветные самоклеящиеся маркеры.

Обучающиеся дают определения литературоведческим понятиям. Более слабые ученики выделяют ключевые слова, опорные фразы.

регулятивные:

 высказывать свое предположение на основе учебного материала;

познавательные:

 развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения. коммуникативные:

 уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 предметные:

строить письменное высказывание в связи с изучаемой темой.

Открытие нового знания

Цель: применение обучающимися новых способов действия.

Диалог с обучающимися, основанный на их читательском опыте.

- Кто является главными героями романа?

- Как вы думаете, для чего героям нужно было переписываться, ведь они живут в соседних домах?

- Что мы узнаем о главных героях из их писем?

- Каковы психологические портреты Вареньки и Макара Девушкина?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, делая выводы из прочитанного текста.

регулятивные: высказывать свое
предположение на основе учебного
материала;
познавательные: развивать умение
проводить наблюдение, делать выводы и
умозаключения.
коммуникативные: владеть диалогической
формой речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
предметные: осуществлять выразительное
чтение текста;
строить устные высказывания в связи с
изучаемой темой.

- Я предлагаю вам объединиться в группы, чтобы продолжить работу. Для этого пересядьте так, чтобы получились 4 группы.

- Давайте проведем мини-исследование. Используя фрагменты текстов, выполните задание. У каждой группы оно будет свое.

Обучающиеся работают в группах:
распределяют роли; ищут и выделяют
необходимую информацию.
Делают выводы и записывают их в листы ответов.


Каждая из групп готовит свое задание:
1 группа – характеризует быт, условия жизни героев;
2 группа отвечает на вопрос « Как можно охарактеризовать чувства Макара Девушкина к Вареньке?»;

3 группа находит примеры выразительно-изобразительных средств, определяют их роль в романе;

4 группа рассказывает о примерах проявления сострадания и милосердия к людям.

регулятивные: умение определять цель
работы и планировать деятельность;
принимать и сохранять учебную задачу,
осуществлять пошаговый контроль по
результату;
познавательные: поиск и выделение
необходимой информации; развивать умение
проводить наблюдение, делать выводы и
умозаключения на основе аргументации.
коммуникативные: уметь отстаивать

собственное мнение и собственную позицию,
аргументировать свою точку зрения;
предметные: выявлять роль портрета в
раскрытии образа героя произведения,
интерпретировать прочитанное,
устанавливать поле читательских
ассоциаций.

- Итак, ребята, давайте представим результаты вашей работы.

 

- Не забывайте, что ваши ответы на поставленные вопросы и задания должны быть полными, связными, грамотными и обязательно содержать примеры.

Участвуют в презентации результатов групп,
занимая позицию активного слушателя.

За устные ответы получают маркеры разных цветов, в зависимости от качества высказывания.

личностные: выражать своё отношение к
героям, поступкам, событиям;
регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного;
адекватно воспринимать оценку со стороны
учителя и других учащихся;
познавательные: развивать умение
проводить наблюдение, делать выводы и
умозаключения;
умение свободно владеть монологической и
диалогической речью;
коммуникативные: уметь отстаивать
собственное мнение и собственную позицию,
аргументировать свою точку зрения;
адекватно использовать речевые средства для
решения коммуникативной задачи;
предметные: выявлять роль портрета в
раскрытии образа героя произведения;

интерпретировать прочитанное;
устанавливать поле читательских
ассоциаций;
осуществлять выразительное чтение текста;
строить устные высказывания в связи с
изучаемой темой.

Подведение итогов урока
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности

Акцентирование  внимания на конечных
результатах учебной деятельности.

- Итак, мы познакомились с главными героями романа Ф.М.Достоевского. Что можно сказать о душе каждого из них?

- Мы знаем, что не все, к сожалению,  отзывчивы к чужим страданиям. Об этом говорит и Ф.М.Достоевский.

-  Какое определение можно дать таким качествам, как человеколюбие, сострадание?

Осуществляют оценку работы групп.

Прослушивание монолога Макара Девушкина

За устные ответы обучающиеся получают  разноцветные маркеры (учитывая полноту ответа).

личностные: выражать своё отношение к
героям, поступкам;
регулятивные: осуществлять итоговый
контроль по результату;
коммуникативные: адекватно использовать
речевые средства для решения коммуникативной задачи;
предметные: давать определения морально-этическим понятиям  «милосердие», «сострадание», «человеколюбие».

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Обращение к приему «После».

- Можем ли мы теперь с уверенностью ответить на поставленный в начале урока вопрос: что все-таки нужно человеку, чтобы быть милосердным?

Оценивание отметками работы учащихся на уроке в зависимости от количества цветных маркеров.

Осуществляют самооценку работы.

Отвечают на поставленный вопрос: чтобы быть милосердным, нужно всего лишь быть чутким к чужим страданиям и любить людей.

Каким бы ни было материальное положение человека, душа его должна быть способна проявлять самые светлые качества.  

регулятивные: оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
формировать навыки рефлексии;
коммуникативные: уметь с достаточной
полнотой выражать мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;

познавательные: уметь сравнивать,
оценивать.

Домашнее задание
Цель: включение новых знаний в систему изученного материала.

- Домашнее задание вы выберете сами, исходя из того, что и как вы хотели бы рассказать.

Записывают домашнее задание в дневник:

  1. Написать письмо в редакцию газеты о людях, которые нуждаются в помощи.
  2. Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?» (по типу задания 9.3 ОГЭ)
  3. Письменно рассказать о том, кто такие  волонтеры.

коммуникативные: задавать вопросы на
уточнение и прояснение сказанного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

«Светлые» «Тёмные» Доброта Равнодушие Милосердие Жестокость Отзывчивость Озлобленность

Слайд 8

Тема урока: «Любовь и милосердие как составляющие человеческой души. Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди»

Слайд 9

Цель урока: ответить на вопрос о том, что нужно человеку, чтобы быть милосердным. Задачи: -учиться анализировать художественный тест; -определять роль средств художественной выразительности; -отвечать на проблемные вопросы.

Слайд 10

Словарная работа Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и идейную нагрузку. Психологический портрет – описание внешности героя, которое отражает его внутреннее состояние. Эпистолярный жанр – роман в письмах.

Слайд 11

Главные герои Макар Девушкин – робкий, застенчивый, кроткий, доведенный до отчаяния, но не потерявший способность мечтать Варвара Добросёлова – добрая, ласковая, сострадательная, бедная, но желающая жить честным трудом

Слайд 12

1. Охарактеризуйте быт, условия жизни героев. 2. Охарактеризуйте чувства Макара Девушкина к Вареньке. 3. Найдите примеры выразительно-изобразительных средств, определите их роль в романе. 4. Найдите примеры проявления сострадания и милосердия к людям.

Слайд 14

Что нужно человеку, чтобы быть милосердным? Душевная чуткость Терпимость Щедрость Доброта Отзывчивость Зачем нужно быть милосердным? Милосердие и любовь отличают нас от других живых существ. Милосердным нужно быть, чтобы не потерять в себе человечность.

Слайд 15

Домашнее задание: Написать письмо в редакцию газеты о людях, нуждающихся в помощи. Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое ДОБРОТА?» (по типу задания 9.3 ОГЭ). Письменно рассказать о том, кто такие волонтеры.

Слайд 16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 Урок литературы в 9 классе на тему: «Любовь и милосердие как составляющие человеческой души. Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди» Составила: учитель русского языка и литературы Кононенко Юлия Сергеевна



Предварительный просмотр:

Презентация урока литературы

по произведению Ф.М.Достоевского «Бедные люди»

Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за предоставленную возможность познакомить вас с одним из моих уроков литературы. Для участия в конкурсе «Современный урок – современным детям» я выбрала произведение Ф.М.Достоевского «Бедные люди», и моей целью было учить анализировать образы героев, их поступки и высказывания, развивать способность к анализу и синтезу, а также формировать представление о нравственных ценностях человека.

С начала урока работа велась в парах, потом – в малых группах. (Слайд №1) На этапе мотивации учебной деятельности я предлагаю учащимся поговорить о душе, и на вопрос, что помогает разглядеть ее в человеке и понять, дети отвечают – «поступки».  Часто я использую прием визуального ряда, который помогает детям лучше представить ситуацию и сформулировать свое отношение к ней.   Посмотрите на персонажей этих картинок, и вам сразу придут на ум такие человеческие качества, как сострадание, равнодушие, взаимовыручка, жестокость, терпимость и другие (Слайды №2-6). И глядя на предложенные фотографии, дети заполняют таблицы, которые были названы «Светлые и темные стороны души». (Слайд №7) Дети очень точно подмечают в людях присущие им черты.

Утверждение о том, что никто не хочет, чтобы нас окружали жестокие и черствые люди, помогло обучающимся продолжить мою мысль и сформулировать тему урока (Слайд № 8).

В 9 классе ученики прекрасно понимают, какие задачи перед ними стоят (я сейчас имею в виду и подготовку к ОГЭ, в том числе), поэтому они самостоятельно могут назвать цель урока (Слайд 9) и определить дополнительные задачи, такие как: аргументировать тезисы, формулировать морально-этические понятия, выразительно читать.

На этапе актуализации знаний мы работаем с терминами. (Слайд 10) В рабочих листах ребята записывают, что обозначают эти понятия; тем, кто затрудняется с формулировкой, я разрешаю ограничиться ключевыми словами или опорными фразами.

Важную роль играет такая форма работы, как диалог с учащимися на основе их читательского опыта. Он позволяет проверить, на каком уровне прочитан текст, насколько понятны ученикам герои и отношение к ним автора. Я предложила детям такие вопросы: (Слайд 11)

- Кто является главными героями романа?

- Как вы думаете, для чего героям нужно было переписываться, ведь они живут в соседних домах?

- Что мы узнаем о главных героях из их писем?

- Каковы психологические портреты Вареньки и Макара Девушкина?

- Как вы думаете, почему автор написал роман в таком жанре (эпистолярном)?

Все ответы, в зависимости от правильности, полноты, качества речи, оцениваются  цветными маркерами, которые я приклеиваю на парту рядом с рабочим местом учащихся.

На следующем этапе мы перестраиваем работу и учащиеся пересаживаются так, чтобы получилось 4 группы. Каждая группа проводит свое мини-исследование, выполняя определенное задание, при этом внутри группы распределяют роли, ищут необходимую информацию, формулируют связные высказывания, записывают их, а затем презентуют их . Для этого у каждой группы есть по несколько совершенно разных фрагментов из романа и отдельное задание: (Слайд 12)

1 группа – характеризует быт, условия жизни героев;
2 группа отвечает на вопрос « Как можно охарактеризовать чувства Макара Девушкина к Вареньке?»;

3 группа находит примеры выразительно-изобразительных средств, определяют их роль в романе;

4 группа рассказывает о примерах проявления сострадания и милосердия к людям.

Результатом этой работы станут устные презентации каждой группой своих исследований, с оцениванием полноты, грамотности, связности, наличия примеров.

Таким образом, мы ближе познакомились  с героями Достоевского, их проблемами, жизненными принципами,  и теперь учащиеся  могут сказать, какие качества присущи каждому из них.

К сожалению, не все отзывчивы к чужим страданиям. Об этом говорит и сам автор. Чтобы дать каждому острее почувствовать разницу между добром и злом, я предлагаю послушать фрагмент аудиокниги, в котором замерзший голодный мальчик с запиской в руках просит помощи у прохожих, но встречает, в основном,  равнодушие (Слайд 13) Вообще, я считаю, что слушать художественное чтение учащимся необходимо, так как оно развивает воображение, является  примером яркой, выразительной речи.

На этапе рефлексии я использую прием «После» (Слайд 14), обращаю внимание на поставленный в начале урока вопрос: что все-таки нужно человеку, чтобы быть милосердным? После работы с произведением на этот вопрос учащиеся с уверенностью говорят: нужно всего лишь быть чутким и отзывчивым к людям, любить людей.

Цель урока достигнута, и осталось определиться с домашним заданием. (Слайд 15) В зависимости от того, что и как дети хотели бы рассказать, они выбирают один из предложенных вариантов:

  1. Написать письмо в редакцию газеты о людях, которые нуждаются в помощи.
  2. Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?» (по типу задания 9.3 ОГЭ)

      3.   Письменно рассказать о том, кто такие  волонтеры.

Разноуровневое домашнее задание позволит учащимся выбрать наиболее удобный для них вариант.  (Слайд 16) Таким образом, представленный урок, я считаю, помогает в решении нескольких задач: развитие интереса учащихся к чтению классической литературы,  привлечение молодежи к социальным проблемам общества, развитие коммуникабельности и уверенности в себе и т.д.

Надеюсь, вам было интересно. Большое спасибо за внимание!