Классному руководителю

Кононенко Юлия Сергеевна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к воспитательной программе

«СЕМЬЯ И ДЕТИ»

Программа «Семья и дети» нацелена на расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния  на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе  воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу. Адресована классным руководителям, воспитателям, педагогам-организаторам, школьному психологу.

      В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.    

    Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей, проблема взаимодействия семьи и школы. Формирование современной системы педагогических знаний невозможно без коренного пересмотра педагогической позиции, без повышения психолого-педагогического потенциала носителей знаний: учителей, воспитателей, организаторов образования, которые выступают в качестве пропагандистов, лекторов, консультантов. Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие сейчас в   образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.

    Актуальность проблемы. Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Тем самым актуальность программы определяется необходимостью осознания воспитанниками всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.

     Цель программы – создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей, родителей и педагогов, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей (создание условий для оказания помощи родителям в  исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций), создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.

    Задачи программы:

  1. Формирование у педагогов установки на необходимость тесных контактов с  семьёй.
  2. Углубление знаний о семье как о социальном институте  и  её   воспитательной функции.
  3. Ознакомление родителей с   содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью   выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-воспитательном процессе школы.
  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей (педагогика сотрудничества).
  5. Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния  на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе   воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
  6. Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы “риска”), индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
  7. Активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.

Главные идеи:

  • семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
  • ребёнок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  • ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
  • школа – институт поддержки семьи.

Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительский лекторий «Школа семейного воспитания», презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа; копилка "вопрос - ответ".

Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:

  • познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы;
  • трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок;
  • досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы.)

Методы взаимодействия:

  • Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
  • Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
  • Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
  • Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.

Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление    положительного в его развитии.

 Участники программы:

  • Руководитель образовательного учреждения,
  • Управляющий совет школы,
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • социальный педагог;
  • классные руководители;
  • родители учащихся;
  • педагоги дополнительного образования;
  • психолого-педагогическая служба района.

Социальные партнеры:

Учреждения дополнительного образования детей г. Миллерово,

Центральная районная библиотека,

Детская школа искусств,

Дом детства и юношества,

Музей г. Миллерово,

          Миллеровское Благочиние. Нормативно-правовая основа программы

  1. ФЗ «Об образовании» от 13 января 1996 г № 12-ФЗ; с изменениями на 16 марта 2006 года)».
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751.
  3.  Конституция Российской Федерации.  М., Юридический лист. 1999.  
  4. Письмо Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях».
  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года
  6. Конвенция о правах ребенка.
  7. Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
  8. Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
  9. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2006-2010 гг.
  10. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования.
  11. Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.".

Приоритетные  направления работы:

 - Диагностика семей.

 - Ознакомление родителей с   содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.

 - Психолого-педагогическое просвещение родителей.

 - Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

 - Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.

 - Взаимодействие с общественными организациями родителей.

 - Вовлечение родителей и общественности в управление школой.

Этапы реализации программы:

Этап I. Диагностика семей. На первом этапе программы предусматривается ежегодное диагностирование семей (с целью внесения корректив).

Этап II. Реализация мероприятий в соответствии с планом работы (в течение 3-х лет).

Предлагаемые формы работы:

- Анкеты, беседы, опросы, тесты.

- Родительское собрание, беседы.

- Школьный лекторий, школьные и классные  тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное просвещение родителей.

- Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, шефская помощь, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса, родительские собрания.

- Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.

- Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседания   родительского комитета и др.

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов, администрация школы, родители учащихся 1–11-х классов, школьный психолог, школьная медсестра, учителя-предметники, классные руководители, вожатые, логопед, центры дополнительного образования, священнослужители.

Ожидаемые результаты:

  • психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
  • возрождение и развитие положительных традиций семейного и православного воспитания;
  • утверждение здорового образа жизни;
  • активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
  • создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи исистемы дополнительного образования по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.
  •  отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;
  •  повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
  •  устойчивость в поведении детей.

Оценка предполагаемых результатов:

  • наблюдение и анализ межличностных отношений;
  • контроль развития личности методом анкетирования и диагностики;
  • участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках;
  • отзывы детей, родителей.

Контроль  выполнения Программы – отчет с приложениями.

Изменения в Программе – классные руководители оставляют за собой право на внесение изменений в формулировки проводимых тематических мероприятий (согласно Методическим материалам), на варьирование форм проведения мероприятий по обозначенным направлениям в рамках данной Программы.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

« Роль семьи в воспитании

толерантной личности»

Автор-составитель:

учитель русского языка

и литературы

Кононенко Ю.С.

Роль семьи в воспитании толерантной личности

Цель: показать важность и необходимость применения принципов толерантности в  семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей; определить роль семьи в воспитании толерантной личности.

Задачи:

- познакомить родителей с понятием толерантности;

- побуждать к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру и людям;

- повышать педагогическую культуру родителей.

Ход собрания:

Учитель: (Слайд 1) Добрый день, уважаемые родители! Я рада в очередной раз видеть Вас на родительском собрании, которое, я надеюсь, покажет Вам новые стороны в воспитании детей.

Начать наше собрание я бы хотела с такого риторического вопроса: почему родители и дети частенько ссорятся? (Слайд2)

 Ответ напрашивается сам собой: наверное, потому что они не понимают друг друга. А ведь именно умение понять проблему другого человека, принять её и попытаться вместе решить – это один из признаков цельной, гуманной, толерантной личности, которую мы, педагоги, пытаемся сформировать в течение многих лет. Но эту задачу нельзя отдавать только на откуп школе. Родители, со своей стороны, тоже должны быть толерантны, и этим показывать пример детям. Отсюда вытекает тема нашего собрания: «Роль семьи в воспитании толерантной личности». (Слайд 3) В конце нашей встречи каждый из вас должен будет определить, какова она. А итогом нашей работы должно стать создание символа семейного благополучия.(Слайд 4)

Что же такое толерантность? Что предполагает это понятие? Часто ли вы слышите это слово? Давайте послушаем, что о толерантности говорит писательница Людмила Улицкая. (Слайд с видео)

(Слайд 6 )Таково мнение учёных об этом понятии. Толерантность проявляется в принятии человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь. Это редкая черта характера – такой человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Во взрослых эта черта встречается чаще и в отношениях с детьми предполагает уважение к миру ребёнка, веру в его силы и возможности, терпимость к его мнению и поведению.

Незадолго до нашего собрания в классе был проведен небольшой опрос (слайд 7), в результате которого я выявила, что почти 60% обучающихся считают, что в семье не находят достаточной поддержки, их не понимают и не прислушиваются к их мнению.  

Анкета:

1. Меня почти во всём поддерживают.

2. У нас в семье бывают разногласия, даже ссоры.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе.

5. Меня во многом ограничивают.

6. Дома всегда считаются с тем, что мне хотелось бы иметь.

7. Мне всегда дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают мои друзья.

9. Я хочу иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой. 

А ведь мы своим примером должны показать, как важно быть терпимыми, добрыми, неравнодушными к чужим проблемам. Справедливы слова: «Дети учатся тому, что видят у себя в дому». Наша с вами задача – воспитать личность, которая найдёт своё место в социуме, и сама будет относиться терпимо к окружающим людям.

Каждый член семьи, как и в большом обществе, уникален. Давайте представим себя на месте детей и подумаем, легко ли им жить в коллективе. Каждому из вас я дам карточку с надписью и дам ровно минуту на то, чтобы вы представили себя подростком, о котором все думают только то, что написано на вашей карточке. Время пошло… (Слайд 8)

(Спустя минуту..) Прислушайтесь к своему состоянию. Расскажите о своей проблеме. Какие чувства должны быть в душе у ребёнка, которого можно так охарактеризовать?  (2-3 родителя отвечают). Давайте зачитаем то, что написано на ваших карточках, но заменим местоимение ТЫ на местоимение Я. А мы поучимся толерантности и увидим в непохожем на нас человеке его особую ценность. Каждый родитель по очереди называет качества, написанные на карточках, а остальные предлагают альтернативные, «позитивные» варианты. Например, «этот ребёнок шепелявит…, зато он прекрасно бегает».

Как вы себя чувствуете теперь, когда вам дана и положительная характеристика? (Ответы 2-3-х родителей)

Как вы думаете, для чего мы с вами провели такое мысленное перевоплощение?

Понятие «толерантности» формировалось на протяжении многих веков и накопило разносторонние значения. Одни вы сегодня уже слышали. Но мне бы хотелось услышать и ваши определения этого слова, не как ученых, а как обычных родителей, которые хотят, чтобы их семья была дружной и сплочённой.. Перед вами на столах лежат стикеры. Напишите, пожалуйста, одним-двумя словами, как вы поняли это человеческое качество? ( Родители пишут, зачитывают  и наклеивают стикеры на планшет). Итак, по-вашему, толерантность – это…. (Слайд 9) Спасибо. Я хочу сказать, что ваше мнение практически не отличается от мнения многих ученых. 

Если всё то, что вы сейчас произнесли, есть в вашей семье, то я рада за своих учеников, потому что жить в окружении любящих, понимающих, терпеливых, сострадающих близких людей – это праздник.

Вспомните, пожалуйста, начало нашего собрания. Я ставила перед вами задачу – создать символ семейного благополучия. Но на самом деле создавать что-то новое совсем не обязательно. Такой символ уже есть!  Приближается один из любимых праздников детворы, который принято  отмечать в семье – Новый год. Давайте с вами нарядим новогоднюю ёлку. Она и будет нашим символом семейного благополучия.(Слайд 10)  Но нарядим её не  простыми игрушками, а своими обещаниями, которые обязательно выполним в новом году. Мы люди взрослые, и нам кажется, что мы делаем все для своих детей. Но наверняка есть что-то, о чем мы забываем  и не придаём значения за ежедневной суетой. Я как мама 6-летнего сына обещаю ему, что постараюсь не показывать ему своего родительского превосходства, а буду относиться к нему как к равному. (Родители украшают ёлочку игрушками, дают обещания).

Подводя итог нашего собрания, уважаемые родители, давайте вернёмся к его теме и ответим на вопрос: какова же роль семьи в воспитании толерантной личности и в чем она заключается? (Слайд 11)  (Ответы родителей)

Я благодарна вам за внимательность и отзывчивость и хочу оставить вам на память буклеты, которые помогут и вам самим быть более внимательными к своим детям и в них воспитывать качества толерантной личности.

Спасибо. До свидания!

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Роль семьи в воспитании толерантной личности

Слайд 4

Цель: - определить роль семьи в воспитании толерантной личности; - показать важность и необходимость применения принципов толерантности в семейном воспитании; - повышать педагогическую культуру родителей. Задача: создать символ семейного благополучия.

Слайд 6

Толерантность предполагает: - уважение к самобытному внутреннему миру ребёнка; - веру в победу доброго начала в межличностных отношениях; - отказ от методов грубого понуждения и любых физи - ческих форм авторитаризма; - позитивную лексику.

Слайд 7

Анкета «Понимают ли меня в моей семье?» 1. Меня почти во всём поддерживают. 2. У нас в семье бывают разногласия, даже ссоры. 3. Мне бывает трудно дома. 4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учёбе. 5. Меня во многом ограничивают. 6. Дома всегда считаются с тем, что мне хотелось бы иметь. 7. Мне всегда дают карманные деньги. 8. У нас дома бывают мои друзья. 9. Я хочу иметь больше самостоятельности. 10. Родители заняты только собой. ( Форма ответа: всегда, иногда, никогда)

Слайд 9

Толерантность – это….

Слайд 11

Какова роль семьи в воспитании толерантной личности? ?



Предварительный просмотр:

    Куда бы ни забросила жизнь моих учеников, какие бы профессиональные пути они ни выбрали, их объединяет нечто общее: все они будущие мамы и папы, у всех будут семьи и дети. Я часто думаю о том, как подготовить их к семейной жизни, помочь осознать важность семьи как основы общества, как помочь им правильно понять, в чём заключаются семейные ценности. И как классный руководитель, и как учитель-словесник, я вижу решение этих вопросов в русской литературе. Те традиции и ценности, что русский народ накапливал  веками, прекрасно раскрыты на страницах произведений русских классиков.

Тема семьи, дома звучит уже в древнерусских произведениях, таких, как «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Слове о полку Игореве», продолжается в комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина, трагедиях А.Н.Островского. Семейные ценности стоят на первом месте в прозе 19 века и в современной литературе не утрачивают своей значимости, а, наоборот, становятся ещё более актуальными.

Семья в современном обществе… Писатели, журналисты, психологи, социологи и, конечно, педагоги отмечают, что семейные связи становятся менее прочными, что материальное начало берёт верх над духовным. Почему? Вместе с учениками мы часто размышляем об этом на уроках и классных часах.

В нашей гимназии существует воспитательная программа «Семья и дети», позволяющая любому учителю строить работу по формированию положительного отношения к семье, укреплению семейных традиций. Особенное внимание мы уделяем традициям родной донской земли, где семья всегда была оплотом верного долгу казачества.

Я думаю, что обращение к человеческим ценностям, прививающимся именно в семье, как к основе высоко духовного, гуманного общества стало причиной появления одного из видов творческих заданий на итоговой аттестации выпускников 9 классов. Сочинение 15.3 представляет собой работу над одним из морально-этических понятий, которые невозможно рассмотреть и дать им правильную оценку без примеров семейных  отношений.

Именно для того чтобы учащимся было легче раскрыть тему сочинения, найти верные слова для комментирования, я провожу уроки, на которых мы рассматриваем жизнь и поступки отдельных героев литературных произведений, оцениваем их, делаем выводы.

Основным способом определения результатов этой работы являются школьные сочинения, где учащиеся показывают уровень осмысления таких понятий, как добро, милосердие, понимание, честь, терпимость и другие.

Интегрированный урок

русского языка и литературы

Тема: «Семья – школа человечности»

Цели: 1. Определение морально-этических понятий, связанных с семейными ценностями.

2. Воспитание у обучающихся любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

3. Формирование грамотной устной и письменной речи.

Задачи: учить использовать литературные примеры в качестве аргументов для сочинения 15.3 на ОГЭ; формировать положительное отношение к семье как к ячейке общества; прививать уважение к семейным традициям; развивать ответственность за свои поступки.

Форма работы на уроке – групповая.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем подготовку к государственной итоговой аттестации. Сегодня, готовясь к сдаче экзамена по русскому языку, мы будем говорить о произведениях литературы.  Не удивляйтесь, ведь именно подбор литературного примера в качестве аргумента в сочинении-рассуждении вызывает у вас наибольшие трудности. Откройте тетради, запишите дату, тему урока и приготовьтесь к работе в группах.  

  1. Эвристическая беседа.

Вы уже знаете, что в сочинении 15.3  вам необходимо поразмышлять и раскрыть одно из морально-этических понятий. Как вы считаете, что включает в себя это выражение – «морально-этические понятия»? (Ответы: доброта, отзывчивость, милосердие, самопожертвование, уважение к старшим и др.)

Вспомните, кто чаще всего обращается  к вам с такими просьбами:       « Помоги», «Будь добрее», «Не злись», «Держи своё слово», «Сделай по совести» и многими другими?  (Ответы: мама, бабушка, папа, сестра, друг). Конечно, ведь именно в кругу семьи, в этом микросоциуме,  мы учимся быть настоящими людьми, строить отношения друг с другом, принимать правильные решения.

Великий философ Конфуций сравнивал семью с маленьким государством. Попробуйте объяснить, почему? Посовещайтесь и  запишите ответ в тетради, начав его с вводной конструкции «Мы думаем…», «Мы считаем…», «Мы уверены…» и т.п. (Ответы: «В семье, как в государстве, есть своя истории, свои правила и законы, свои традиции…»)

Что ж, каждый из вас, несомненно, прав. Будучи ребёнком, человек многому учится у родителей и передаёт это своим детям в будущем. Значит, мы смело можем назвать семью «школой». Вы со мной согласны?

  1. Литературный анализ произведений

Практически в каждом литературном произведении мы видим героя, образ которого так или иначе помогает раскрыть его семья. Сегодня мы вспомним шедевры, созданные великим русским писателем А.С.Пушкиным. Назовите его произведения, изученные вами на уроках литературы, в которых ярко описан быт и традиции разных семей. (Ответы: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»).

Вы правы. Мы с вами рассмотрим два романа А.С.Пушкина – «Дубровский» и «Капитанская дочка». Каждая группа будет представлять одну из семей. Давайте вспомним известные фамилии персонажей. (Ответы: Троекуровы, Дубровские, Гринёвы, Мироновы).

Выполняя домашнее задание к сегодняшнему уроку, вы должны были приготовить устный рассказ о членах каждой семьи, их характерах, привычках, жизненном укладе. Расскажите об этом, дополняя высказывания друг друга важными деталями. (Ученики  поочерёдно рассказывают о двух семьях, приводя конкретные примеры в качестве доказательства своих слов).

(Отвечая на вопрос о характерах и привычках двух помещиков из романа «Дубровский», ученики, конечно, отметят своенравие, суровость, жестокость, склонность к обжорству Кирилы Троекурова, приведут примеры его самодурства).

Однако можем ли мы говорить, что именно эти качества определяли семейные ценности Троекуровых? Конечно, нет.  Какие положительные черты есть в этом герое? (Ответы: уважение к своему армейскому товарищу и соседу, Дубровскому; любовь к детям, забота об их благополучии; не был корыстолюбив, испытывал угрызения совести после решения суда; был способен на любовь).

Мы сказали, что семья – это школа. Как, по-вашему, чему научились дети помещиков у своих родителей?  (Ответы: Маша была такая же сильная и волевая, как отец, способна была идти до конца в своих решениях, однако уважала волю отца и была верна своему слову. Владимир любил людей так же, как Дубровский-старший, ценил их за душевные качества, а не за сословные отличия. Был способен на сильные чувства).

У вас на столах таблицы, которые я предлагаю постепенно заполнить. Напишите напротив фамилий помещиков слова, обозначающие нравственные ценности, на которых воспитывались их дети.

Через некоторое время после написания «Дубровского» А.С.Пушкин взялся за новый роман – «Капитанская дочка», где главные герои, несмотря на войну, угрозу смерти, обретут семью и продолжат род.

Вторая группа приготовила рассказ о семьях Гринёвых и Мироновых.

( Рассказывая об этих героях, учащиеся обязательно скажут о том, как высоко Гринёвы и Мироновы ценят такие понятия, как честь и долг, бескорыстное служение Отечеству, с уважением относятся к семейным традициям; приведут примеры их бесстрашных подвигов).

Скажите, какое значение, по-вашему, имеет для Петра Гринёва и Маши Мироновой родительское благословение? Вспомните эпизоды, где рассказывается об этом. (Ответы: без него Маша и Пётр не могли бы быть вместе, так как уважение родителей, доверие – это одна из главных заповедей для них).

Вспомните,  какие важные наставления давали родители своим детям (Гринёв перед отправкой сына в Оренбург, а Миронов – перед смертью на висилице)?  (Гринёв: «Береги честь смолоду; служи верно, кому присягнешь; от службы не отговаривайся…»; Миронов: «Будь счастлива; молись Богу – он тебя не оставит; живите, как жили мы с Василисой Егоровной…»)

Чему научились главные герои этого романа?  Заполните ещё две графы в таблице.

Дубровские

Троекуровы

Гринёвы

Мироновы

доброта

человечность

верность своей семье

совесть

уважение к старшим

смирение

долг

честность

честь

милосердие

доброта

справедливость

долг

верность любовь к Отечеству

самопожертвование

Итак, мы увидели на примере пушкинских героев, что нет семьи без своих семейных традиций. Нет семьи, из которой бы человек не вынес чего-то светлого, человечного. Я надеюсь, теперь каждому из вас стало более понятным выражение «семейные ценности». Выберите одно  морально-этическое понятие из получившейся таблицы и запишите в тетрадь определение того, как вы его понимаете.  (Зачитываем несколько определений)

  1. Подведение итогов.

Я хочу надеяться, что сегодняшний урок  поможет вам легче подобрать слова, когда вы будете формулировать высказывание, и обосновать выбор примеров при написании сочинения 15.3.

  1. Выставление оценок. Домашнее задание (дать определение ещё двум понятиям из таблицы).