К урокам русского языка.

Кононенко Юлия Сергеевна

Предварительный просмотр:

Тестовая работа по теме «Глагол» для 5 класса

1. От какого слова образован глагол переболеть?

А) больной

Б) болит

В) болеющий

Г) болеть

2. Глаголы, которые отвечают на вопросы Что сделать? Что сделают? Что сделали?, являются глаголами:

А) несовершенного вида

Б) совершенного вида.

3. Среди перечисленных слов найдите видовую пару:

А) наступил – наступить

Б) решу – решить

В) открыть – открывать

Г) взлетал – взлетала

4. Среди перечисленных глаголов найдите глагол совершенного вида:

А) класть

Б) вспахать

В) бежать

Г) плыть

5. Глагол какого вида употреблен в предложении?

Быстро растаял под лучами яркого солнца снег.

А) несовершенного вида

Б) совершенного вида

6. Найдите ряд, в каждом слове которого  на месте пропуска следует вставить букву и:

А) раст..рать, бл..стаешь

Б) заст..лить, отп..рать

В) соб..рать, уд..решь

Г) разд..рать, зам..реть

7. В каком(-их) случае(-ях) следует написать букву е?

Надо было соб(и/е)рать сучья и разж(и/е)гать костер.

А) ни в каком

Б) в 1-м

В) во 2-м

Г) в обоих

8. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву е:

А) отд..рать

Б) заж..гать

В) пот..рать

Г) пост..ли

9. В каком из предложений следует написать –ТСЯ?

А) Почему-то больше не  хочется смея(тся/ться).

Б) Над полем жаворонок вье(тся/ться)

В) Любишь ката(тся/ться) – люби и саночки возить.

Г) Надо заботи(тся/ться) о родителях.

Тестовая работа по теме «Глагол» для 5 класса

2 вариант

                                                                                                                                                                                        

1. От какого слова образован глагол недогрузить?

А) грузить

Б) догрузить

В) негрузить

Г) грузчик

2. Среди перечисленных глаголов найдите глагол несовершенного вида:

А) постелить       Б) поймать           В) махнуть                   Г)освещать

3. Начальная форма глагола называется :

А) наклонением

Б) временем

В) инфинитивом

Г) спряжением

4. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:

А) бл..стеть        

Б) ум..реть

В) выч..тать

Г) соб..решь

5. Найдите ряд, в кажом слове которого на месте пропуска следует вставить букву е:

А) раст..реть, зап..рать

Б) вым..р, зам..реть

В) выч..тать, разд..ру

Г) заж..чь, нач..нать

6. В каком(-их) случае(-ях) следует написать букву и?

        

Вокруг прост(е/и)рались бескрайние поля, и даже птиц слышно не было, будто они вым(е/и)рли столетия назад.

А) ни в каком         Б) в 1-м         В) во 2-м            Г) в обоих

7. Найдите в данном предложении глагол(-ы) совершенного вида:

Он не мог равнодушно говорить об англомании своего соседа и поминутно находил случай его критиковать.

А) 1                                Б) 2,3                       В) 4                              Г) нет таких глаголов

8. В каком из следующих предложений следует написать  -ТЬСЯ?

А) Там она поднимае(тся/ться).

Б) Через пятнадцать минут он верне(тся/ться).

В) Не остае(тся/ться) в покое океанское дно.

Г) Ты должен радова(тся/ться) тому, что все обошлось так легко.

9. От какого глагола образован глагол слепнуть?

А) слепить

Б) слепой

В) слепну

Г) лепить.



Предварительный просмотр:

Диагностическая срезовая работа (10 класс)

(входной контроль)

1) Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. 2) Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.

3) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. 4) Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. 5) Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади. 6) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. 7) Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.

8) Неожиданно послышалось тихое пение. 9) Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. 10) Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. 11) Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. 12) В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжигало её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. 13) Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.
(По А.П.Чехову) (241 слово)

1 вариант

1. Из предложений 1-3 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.___________________________________________________

2. Из предложений 3-7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которого является исключением из правила.____________________________________

3. Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание Н или НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».________________________________________________________________

4. Из предложений 8-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени

5. Из предложения 13 выпишите союзы.__________________________________________

6. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения._________________________________________________________________

7. Среди предложений 8-10 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения._____________________________________________

8. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и подчинительной). Напишите номер этого предложения.________________

Диагностическая срезовая работа (10 класс)

(входной контроль)

1) Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. 2) Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.

3) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. 4) Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. 5) Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко позади. 6) От нечего делать Егорушка поймал в траве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. 7) Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.

8) Неожиданно послышалось тихое пение. 9) Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. 10) Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. 11) Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. 12) В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжигало её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. 13) Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя.
(По А.П.Чехову) (241 слово)

2 вариант

1. Из предложений 8-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ее значения – «неполнота действия». ________________________________________________

2. Из предложений 8-12 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.________________________________________________________________________

3. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание Н или НН определяется правилом: «В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н».___________________________________________________________________________

4. Из предложений 3-7 выпишите действительное причастие прошедшего времени.______________________________________________________________________

5. Из предложения 12 выпишите неопределенное местоимение.__________________________________________________________________

6. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, одна из частей которого осложнена обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

_____________________________________________________________________________

7. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчиненное с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения._____________________________________________

8. Среди предложений 4-7 найдите сложноподчиненное с параллельным подчинением

придаточных. Напишите номер этого предложения._________________________________

Ключи к срезовой работе

1 вариант
1. изредка, раздавался
2. равнину
3. неожиданно
4. погибшая
5. но, и, что, и
6. 2
7. 10
8. 1


2 вариант
1. прислушался
2. выжигало
3. непрошеные
4. прилетавших
5. кого-то
6. 3
7. 3
8. 7



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Культура речи».

А1. Укажите неверное утверждение.

1) В литературный язык не входят диалекты, жаргоны (в том числе профессиональный), просторечие.
2) Литературный язык существует в письменной и устной форме.
3) Разговорный стиль литературного языка может быть представлен как в устной, так и в письменной форме.
4) «Синтаксис» — раздел языкознания, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания.

А2. Какая из названных единиц языка не обладает каким-либо значением?

1) слово
2) слог
3) морфема
4) словосочетание

А3. Укажите тип словаря из которого взят фрагмент

аге́нт, -а / об аге́нте [ньть] ! неправ. а́гент

1) толковый
3) фразеологический
2) этимологический
4) орфоэпический

А4. В каком ряду все слова согласно литературной норме имеют ударение на втором слоге, независимо от их лексического значения?

1) начать, передан, орган
2) цемент, светло, раджа
3) торец, оптовый, звонит
4) (вы) правы, досуг, диспансер

А5. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1) недалеко
2) невинный
3) поспешность
4) подписывать

Прочитайте предложение и выполните задания А6, B1.

Если вы бывали в Одессе, вы должны помнить эти медные сумерки, когда акации сереют от пыли и в море лежит тишина. (К. Паустовский)

А6. Какое средство выразительности, характерное для художественного стиля, используется в предложении?

1) аллитерация
2) сравнение
3) эпитет
4) инверсия

Прочитайте текст (в предложениях расставлены не все знаки препинания). Выполните задания B3-B5.

Больш_нство древних письменностей из всех знаков пр_пинания знало только «абзац» и «точку». Графически они выр_жались (по)разному, хотя (по)видимому точка и была самой распространё_ой формой. В (древне)русской письменности самым ч_стотным знаком так(же) была точка употребляемая в основном в роли нашей запятой и разделяющ_ текст на синтагмы — отрезки речи, образующие смысловое и интонационное единство.

В3. Напишите 10 выделенных курсивом слов, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

В4. Напишите те слова, после которых нужно поставить запятую.

В5. Выберите из данного ниже списка термины, характеризующие стиль (подстиль) этого текста и тип (подтип) речи, который используется в нём. Напишите номера выбранных терминов через запятую.

Стиль

1) официально-деловой
научный:
2) научно-деловой
3) научно-учебный
4) научно-популярный
5) публицистический
6) художественный
7) разговорный

Тип речи

описание:
8) описание предмета
9) описание явления
10) повествование рассуждение:
11) рассуждение-доказательство
12) обсуждение-объяснение
13) рассуждение-размышление

        Тест по фонетике, орфографии, орфоэпии. 10класс         

                                          2 вариант

1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласный

      а) [ т ]          б) [ к ]                в) [ х ]            г) [ с ]              д) [ ф ]

2. В разделе «Фонетика» изучается:

   а) правописание слов               в) словарный состав языка

   б) постановка знаков препинания            г) состав слова

              д) звуки речи

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

      а) яблоки                     в) день                  Д) скворцы

      б) пень                    г) соловьи

4. Раздел «Орфоэпия» изучает:

     а) состав слова                в) правописание слов

     б) звуки речи                   г) словосочетание

           д) произношение слов

5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

     а) пьёт                    в) ёлка                 д) полёт

     б) ёжик                  г) объём

6. Назовите основные средства графики.

    а) звуки                      в) слоги                  д) произношение

    б) буквы                    г) ударение

 7. Звуком речи является:

    а) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,

   б) специальный вид письма           в) совокупность норм речи

   г) система ударений                    д) фиксация речи

8. Что называется графикой?

  а) акустические свойства               в) классификация звуков

  б) звуки человеческой речи           г) способы образования звуков

  д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи

9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:

     а) р,й,з,г,ж                      в) м,ч,ш,щ,л                  д) н,б,ц,в,м  

     б) к,г,ж,д,в                      г) д,т,з,к,ф

10 . Какая буква обозначает два звука?

          а) э               в) ю              д) и  

          б) у               г) ы

11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?

а) с ошибкой        в) с крылом         д) с языком       г) с горы

12. Укажите слово, в котором есть звук О:

а) отлив                  в) слепок                   д) кровля

б) огурец                г) Москва  

13. Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

    а) бетон                в) трясина                      д) капуста

    б) печаль               г) портфель

14 .В каком слове ударение падает на второй слог?

          а) квартал                  в) дозвонишься

          б) каталог                  г) средства               д) некролог

15.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

      а) лечить                 в) лень                        д) святое    

      б) ядерный               г) стажёр  

16. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

      а) фуражка, грибков            в) сбегать, сделать

      б) сдача, сбить                    г) сгоряча, сдвинуть      

17. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

     а) вороб…и                   в) ин…екция               д) уст…    

     б) п…едестал               г) бул…он

18. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

      а) след                  в) ножик                     д) сварщик    

      б) ртуть                 г) один

19. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

       а) словес…ный, безопас…ный

       б) вкус…ный, прекрас…ный

       в) горес…ный, радос…ный

       г) искус…ный, ровес…ник

20. Укажите вариант с О после шипящих:

а) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

в) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

г) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

21. Поставьте ударение в словах.

Аэропорты, баловать, банты, брала, включит, еретик, завидно, закупорить, каталог, клала, красивее, мельком, насорит, обеспечение, облегчить, опошлят, премировать, принудить, сверлит, сироты, торты, углубить, щемит.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Подлежащее и способы его выражения»

Теоретическая часть

1Чаще всего подлежащее выражается...

2А также...

3Кроме отдельных слов, подлежащее может быть

выражено...

Практическая часть

— Выписать из текста грамматические основы предложений, указать, чем выражены подлежащие.

Н..кто не ложился спать в ночь на 9 мая. Все ждали, что передадут какое(то) важное сообщение. Люди не выключали радио. Одни толпились на улице, другие стояли у окон. Вдруг голос диктора сообщил, что Великая Отечественная война окончена. Кто(то) позвонил в парадный подъезд, и Коля скатился по лестнице, спеша открыть. В дверях стоял его вожатый. «Хочешь с нами рассвет встречать?» — спросил он.

(По Л. Кассилю)

 

Составьте предложения, употребив данные

слова и словосочетания в качестве подлежащих: трудиться, один из спортсменов, присутствующие, много городов, трое, никто, большая часть ребят, несколько человек, ТАСС.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Имя числительное» . 6 класс

                                               I Вариант

1. Прочитайте. Выпишите числительные, указывая их разряд и состав.

В нашей спортивной делегации было двадцать пять человек. В лодке было пятеро мальчиков. Утром было десять градусов мороза. Полёт длился двенадцать часов. Андрей стоял во второй шеренге.

2. Спишите, записывая цифры словами.

170 сантиметров,  50 метров,  600 пуговиц,  387 рублей,  249 домов.

3. Просклоняйте по падежам.

40 книг,  257 стаканов.

4. Спишите, употребляя, где можно, собирательные числительные. Объясните свои действия.

3 (мужчина),  4 (девушка),  2 (очки),  7 (школьник),  6 (зайчонок).

5. Найдите ошибки в предложениях. Отредактируйте и запишите их.

На обеих деревьях лопнули почки. В нашем заповеднике обитают около двести лосей и примерно около девяносто кабанов. В ураган ветер достигал сорок метров в минуту.

6. Спишите. Обозначьте орфограмму «Ь в числительных».

пят(?)надцат(?),  шест(?)десят,  восем(?)десят,  сем(?)надцать,  девят(?)надцать,  пят(?)сот.

7. Спишите, заменяя цифры словами.

к 2/9 прибавить 4/6,

от 8/9 отнять 3/8,

0/6 сложить с 9.2.

8. Синтаксический и морфологический разборы.

Мой друг учится в седьмом классе.

II Вариант.

1. Прочитайте. Выпишите числительные, указывая их разряд и состав.

Мы учимся в шестом классе. Восемь делится на два и на четыре. Нашему городу исполнилось двести семьдесят пять лет. Это был его пятнадцатый прыжок с парашютом.

2. Спишите, записывая цифры словами.

25 килограммов,  60 метров,  700 граммов,  816 рублей,  321 ручка.

3. Просклоняйте по падежам.

40 книг,  257 стаканов.

4. Спишите, употребляя, где можно, собирательные числительные. Объясните свои действия.

5 (котёнок),  4 (львёнок),  2 (ножницы), 6 (ученик),  3 (женщина).

5. Найдите ошибки в предложениях. Отредактируйте и запишите их.

Это дерево достигает высоты пять – шесть метров. На обоих полках стояли книги. Наш микроскоп даёт увеличение до двести пятьдесят раз.

6. Спишите. Обозначьте орфограмму «Ь в числительных».

шест(?)надцат(?),  пят(?)десят,  сем(?)десят,  восем(?)надцат(?),  девят(?)сот,  восем(?)сот.

7. Спишите, заменяя цифры словами.

4/10 сложить с 7/8,

к 0.7 прибавить 2.3,

от 6/9 отнять 3/4.

8. Синтаксический и морфологический разборы.

Наше путешествие длилось пятнадцать дней.



Предварительный просмотр:

Тест в формате ЕГЭ (грамматика, орфография)

1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

 

вероисповедАние

оптОвый

заперлА

красивЕе

прожОрлива

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ИДЯ по бульвару

ПРИВЕДШИЙ к успеху

несколько ДЖИНСОВ

бежит намного БЫСТРЕЕ

на ДВУХСОТ третьем километре

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  авиак..мпания, импр..визация, б..лагур

2)  оз..риться, пост..раться (выполнить в срок), к..саться

3)  опп..нент, стр..жайший, в..трушка

4) д..скуссия, приз..млённый, посв..тил (в темноте)

5)  сл..жившийся, т..тальный, м..льба

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  пр..глушить, пр..дставить, пр..творить (дверь);

2)  и..гнать, не..гораемый, и..менить;

3)  пред..нвестиционный, под..тожить, за..скрить;

4)  непр..будный, в..скликнуть, в..ткнуть;

5)  на..треснутый, по..крадываться, по..расти.

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  скач..щий, ненавид..щий

2)  слыш..щий, друж..т (соседи)

3)  ре..т (флаг), зре..т (зерно)

4)  круж..щий, занос..т (грузчики)

5)  суш..т, рису..т

6. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Если вы представите себе во главе армии (НЕ)ОПЫТНЫХ полководцев, но просто одну армию без начальников, то эта армия не смогла бы сделать ничего значительного.

Всё это ни разу не заставило задуматься графиню, которая (НЕ)ДАРОМ пользовалась репутацией умнейшей женщины.

Он широко раскрытыми глазами смотрел на (НЕ)ОБРАЩАВШИХ на него внимания товарищей.

В кухне было чисто, но посуда была (НЕ)ПОМЫТА.

Маша (НЕ)ДОСТАВАЛА до высокой оконной ручки  — была ещё мала ростом.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

В середине сентября было ветре(1)о; жёлтые и багря(2)ые листья, обречё(3)о подчиняясь порывам ветра, отчая(4)ыми хороводами кружили по улицам и скверам и, смешиваясь с серебря(5)ыми паутинками, улетали куда-то вдаль.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Утре(н,нн)ий туман нач..нал (с)легка ра(з/с)сеиват..ся. Оч..ртания д..ревьев стоящих од..ноко стали прогляд..вать на общем фоне леса. В багрово(ж..лтой) крон.. осины вывел (не)затейл..вую песенку рябчик.(4) А (в)скоре(2) он и сам шумно захлоп..в крыльями сл..тел с ра(з/с)кид..стой кроны.

Осе(н,нн)ий день ра(з/с)мере(н,нн)о вступал в свои права. Зол..то л..ствы поблёск..вало в лучах сентябрьского со..нца (не)пр..кращавшего сл..пить глаза. Безобл..чное ярко(голубое) небо просторно ра(з/с)лилось над осе(н,нн)им лесом. Лё..кий (не)уловимый ветерок тр..пал листву берёз подзадоривал и без того бе(з/с)покойную листву густого оси(н,нн)ика. Сорока с громким стрекотанием перел..тела с с..сняка через выру(б/п)ку и опустившись где(то) там пр..должила суетливо огл..шать своим гамом окрес..ность.

В какое(то) мгновение обострё(н,нн)ый слух л..сника ул..вил лё..кий ш..рох в еловых ветвях. Ели спустя секунду ра(з/с)ступились выпуст..в(3) на чистое место (тонко)ногого л..сёнка.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2)  — морфемный разбор слова;

(3)  — морфологический разбор слова;

(4)  — синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Сливовый, каталог, облегчить, инструмент.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Утре(н,нн)ий туман нач..нал (с)легка ра(з/с)сеиват..ся. Оч..ртания д..ревьев стоящих од..ноко стали прогляд..вать на общем фоне леса. В багрово(ж..лтой) крон.. осины вывел (не)затейл..вую песенку рябчик.(4) А (в)скоре(2) он и сам шумно захлоп..в крыльями сл..тел с ра(з/с)кид..стой кроны.

Осе(н,нн)ий день ра(з/с)мере(н,нн)о вступал в свои права. Зол..то л..ствы поблёск..вало в лучах сентябрьского со..нца (не)пр..кращавшего сл..пить глаза. Безобл..чное ярко(голубое) небо просторно ра(з/с)лилось над осе(н,нн)им лесом. Лё..кий (не)уловимый ветерок тр..пал листву берёз подзадоривал и без того бе(з/с)покойную листву густого оси(н,нн)ика. Сорока с громким стрекотанием перел..тела с с..сняка через выру(б/п)ку и опустившись где(то) там пр..должила суетливо огл..шать своим гамом окрес..ность.

В какое(то) мгновение обострё(н,нн)ый слух л..сника ул..вил лё..кий ш..рох в еловых ветвях. Ели спустя секунду ра(з/с)ступились выпуст..в(3) на чистое место (тонко)ногого л..сёнка.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

 (2)  — морфемный разбор слова;

(3)  — морфологический разбор слова;

(4)  — синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Сливовый, каталог, облегчить, инструмент.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Человечество всегда пр(е/и)след..вали стихийные бе(т/д)ствия(4). Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бе(т/д)ствиях.

В тысяча четырест(а/о) пят..десят пятом году в Неаполе при земл..трясении(2) погибло шест..десят тысяч.. человек. Через сто(3) лет в Китае ч..сло жертв достигло вос..мисот тридцати тысяч... В тысяч(у/а) сем..сот пят..десят пятом году подземная буря ра(с/з)рушила Лиссабон и ун..сла сем..десят тысяч...

В тысяч(у/а) девят..сот двадцатом году страшные т..лчки сотр..сли Токио и унесли сто тысяч.. человеческих жизней. В тысяч(у/а) девят..сот сорок восьмом году город Ашхабад за семь с..кунд пр(е/и)вратился в руины. Погибло восем..десят тысяч.. человек. В Армении в тысяч(у/а) девят..сот восем..десят восьмом году по(т/д)земная буря погл..тила сто д..вятнадцать тысяч.. человек.

Огромный урон нан..сли людям стихийные бе(т/д)ствия.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

 

3. В выделенном предложении найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, выпишите эти слова. Объясните причину такого несоответствия.

 

Огромный урон нан..сли людям стихийные бе(т/д)ствия

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Кашлянуть, мусоропровод, недуг, обеспечение.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

В лесу.

Св..стящим ш..потом перекликнулись между собой ст..летние сосны и сухой иней с мя..ким шелестом полился с потр..воженных ветвей. Последние звезды тихо погасли в небе(4). Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки н..ч..ного(2) мрака, вст..вал во всем своем зеленом в..личии.

Из пр..пудренной утре(н/нн)им ин..ем хвои высунулась дли(н/нн)ая бурая морда. Испуганные глаза осм..трели огромную поляну. Насторож..нные уши л..вили каждый звук. Вн..мание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь ра..пустил напряже(н/нн)ые мускулы вышел на поляну лизнул наст.

Летчик(3) ощущал дрож.. подраненной машины всем своим существом, как будто это была не агония изувеченного мотора, а л..хорадка, колотившая его собстве(н/нн)ое тело. Лучи, пронзавшие хвою св..ркающими бликами, заж..гали наст.

     2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово. Объясните причину такого несоответствия.

 

Последние звезды тихо погасли в небе.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Взяла, гражданство, о деньгах, искра.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» для 5 класса Вариант 1.

Задание: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1. Определите, в каком варианте представлено не словосочетание.

Перед щенком на пне сидит большая стрекоза.

А. перед щенком        В. на пне сидит

Б. перед щенком сидит        Г. большая стрекоза

2. Отметьте словосочетание с главным словом существительным.

А. произносить громко        В. ветки сирени

Б. совсем неудачно        Г. двигался к реке

3. Найдите повествовательное предложение.

А. Памяти павших будьте достойны!

Б. Кто желает выступить на празднике?

В. Закружилась листва золотая.

Г. Хорошо ли вы отдохнули на каникулах?

4. Укажите предложение, в котором есть определение. 

А. Ветер раскачивает деревья.

Б. Ночь заглядывает в окна.

В. Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев. Г. Вдали блеснул огонёк.

5. Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

А. Ты не забывай писать родителям.        В. Дети участвуют в озеленении школьного участка

Б. Я люблю тебя Россия.        Г. Территории эти пострадали от лесных пожаров.

6. Найдите предложения с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.

А. Поведай ты мне эту легенду.

Б. Он поделился своими размышлениями о творчестве.

В. Писатель рассказал нам о том как создавал произведение.

Г. Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М.Горький.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Оловянный солдатик молчал и крепко сжимал ружьё. (2) Лодка быстро неслась по течению, а крыса плыла за ней вдогонку. (3) Она и сердилась, и скрежетала зубами, и пищала. (4) Кружились разные предметы: ветки, щепки, сучки и солома. (5) Вдруг крыса закричала:

«Соломинки, щепки, держите его!»

(По Г.-Х. Андерсену)

1. Найдите в тексте и выпишите сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы.

2. Выпишите предложение 4, произведите синтаксический разбор этого предложения.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» для 5 класса Вариант 2.

Задание: из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1. Определите, в каком варианте представлено не словосочетание.

Птенец с трудом держится в воздухе короткое время.

А. с трудом держится        В. держится в воздухе

Б. птенец держится        Г. короткое время

2. Отметьте словосочетание с главным словом глаголом.

А. радостный миг        В. стремиться вперёд

Б.  налево от дома        Г. прогулка по лесу

3.Найдите побудительное предложение.

А. Веет свежестью возле реки.

Б. Между небом и землёй песня раздаётся.

В. А мечтали, дедушка, в прошлые года о славе?

Г. Расскажи мне, друг, о твоём детстве.

4. Укажите предложение, в котором есть дополнение. 

А. Из тусклого тумана появляется солнце.

Б. Розовый клевер прячет в траве свою круглую головку.

В. На поляне резвились тигрята.

Г. Из воды выглянул забавный лягушонок.

5. Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

А. Экзотические животные участвовали в шоу.        В. Вы напишете это письмо.

Б.  Ребята с интересом слушали экскурсовода.        Г. Не трещите морозы в заповедном лесу.

6. Найдите предложения с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.

А. Доброго здоровья люди!

Б. В зарослях беспрестанно копошился какой-то зверёк. В. До новой встречи произнёс журналист.

Г. Библиотекарь рассказал ребятам о том как интересно жить книгочеям.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Буря выла и стонала. (2) Они летели и над лесами, и над озёрами, и над морями. (3) С криком летали чёрные вороны, а над ними сиял ясный месяц. (4) Он освещал все предметы: деревья, дома, мосты. (5) «Всё ещё мёрзнешь, Кай?» - спросила Снежная королева.

(По Г.-Х. Андерсену)

1. Найдите в тексте и выпишите сложное предложение, подчеркните в нём грамматические основы.

2. Выпишите предложение 4, произведите синтаксический разбор этого предложения.



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант (№4)

по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Охраняйте леса! 

      У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. 
      За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
      Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я:

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант лесовод, бросают,  десятки

2 вариант лесорубы, отводит,  посадками

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Птиц.. улетят и цв..ты(1) з..вянут. Зверьки спряч..т..ся (в)норы. Жуки бабоч..ки змеи укроют..ся (подо)мхом, в з..мле‚ под валежником. Осенни.. встречи (с)ними это встречи перед ра..ст..ванием.

Но ждут нас и новые св..дания. Прил..тят (в)лес зимние птиц..: сн..гири свиристели. Встрет..ш.. рябеньк..ю кедровку или даже полярную(3) сову.

(Не)узнать стало старых зн..комых. Рыж..е белки стали серыми серые зайц.. стали белыми. У лосей рога выр..сли белые куропатки нак..нец-то и взаправду стали белыми.

Много (в)л..су событ..й. Белки зап..сают(2) грибы мыш..ки пряч..т зёрна. Трудолюбивые бобры осины вал..т(4). С..зрели (на)елях и соснах ш..шки а на берёзах  — серёж..ки. Лес готов..т..ся (к)зимн..й стуж...

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1)  — фонетический разбор;

(2)  — морфемный разбор;

(3)  — морфологический разбор;

(4)  — синтаксический разбор предложения

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Пр..хладн..ю(2) т..шину(3) утра н..руша..т только возня дроздов на р..бинах (в)ч..ще сада. Слыш..т..ся г..лоса и раздаёт..ся гулкий стук высыпаемых (в)кадушки ябл..к(1). В осенн..м саду д..леко в..дна д..рога (к)больш..му шалашу и сам шалаш… Всюду сильно пахн..т ябл..ками‚ а тут  — особенно. У шалаша стоит руж..ё. Рядом наход..т..ся поз..л..невший самовар(4). В уг..лке ра..кидана одежда. Около шалаша в..ляют..ся рогож(ы/и) ящики и всякие и..трёпанные пожи(д/т)ки. Тут же вырыта з..мляная печ..ка. (В)полдень (на)ней варит..ся уд..вительно вкус..ный борщ.. (с)салом а веч..ром гре..т..ся с..мовар. (По)саду ра..ст..лает..ся длинной п..лосой г..лубоватый дым.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1)  — фонетический разбор;

(2)  — морфемный разбор;

(3)  — морфологический разбор;

(4)  — синтаксический разбор предложения.