Внеурочная деятельность

Кононенко Юлия Сергеевна

Предварительный просмотр:

Итоговая литературная конференция

Звучат фанфары, выходят учащиеся гимназии №1. Монтаж.

В.1: Здравствуйте, уважаемые учителя, учащиеся! Приветствуем Вас на торжественном мероприятии, посвященном закрытию цикла литературных конференций.

В1.: Государство, вузы, школы, писательские организации, библиотеки, СМИ стремятся привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать – нужно, полезно и модно! Не даром 2015 год, например, был посвящен литературе.

В2.: К году литературы в нашей стране было приурочено проведение многочисленных мероприятий, включая литературные конкурсы, выступления современных авторов и встречи с ними, круглые столы, часы поэзии.

В1.: Литература играет важную роль в жизни общества и конкретного человека. Литература для поэта, писателя – способ передать свой взгляд на мир, поделиться уникальным опытом, рассказать о сокровенном посредством событий в жизни героев. А для читателей – возможность узнать новое, подумать и научиться чему-то важному и нужному.

 В2.: Наша страна была самой читающей в мире и такой должна оставаться в настоящем и быть в будущем. Лейтмотивом нашего мероприятия стали слова: «Книга стала ценностью, а чтение – любимым и модным занятием!»

Монтаж

  1. Жизнь стремительна и быстротечна,

И лишь литература вечна.

Поэзия, душа и вдохновенье –

Для сердца сладкое волненье!

  1. Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба скользит синева.

  1. Есть слова - словно раны, слова - словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

  1. Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

  1. Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

  1. Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, верность, Свобода и Честь

  1. Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

  1. Пусть разменной монетой не будут они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

  1. И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту!

  1. Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

  1. Книга – учитель, книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

  1. Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец,

Книга – нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…

  1. Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превратить и в основу основ!

  1. Книги учат людей

Всем премудростям жизни –

Как быть человеком

И быть нужным Отчизне.

  1. И как правду от лжи

Мы должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

  1. Книги нам помогают

Красоту постигать,

Как прекрасное видеть

И его передать.

В1.: Книгу читай не только словами

        Слова – это в жизнь небольшая дверца.

В2.: Книгу читай непременно сердцем,

        А главное – совестью и делами!

Дети уходят. Выходит ведущий-учитель.

Добрый день, уважаемые участники нашего итогового литературного праздника. С приветственным словом к вам обращается методист Управления Образования _____________

В.: Облетают последние маки,

Журавли улетают, трубя,

И природа в болезненном мраке

Не похожа сама на себя…

В.: На сцене учащиеся школы №5, Абакумова Юля и танцевальная группа «Вдохновение»

В.: Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.

Ямщик лихой - он встал с полночи,
Ему взгрустнулося в тиши -
И он запел про ясны очи,
Про очи девицы-души…

Презентация «Тройка»

На сцене учащаяся Курской средней школы Игуменцева Людмила с отрывком из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Вед.: Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...

Так говорил, обращаясь к любимой женщине, Ф.И.Тютчев. Любовь и грусть вы услышите и в строках стихотворения С.А.Есенина «Письмо к женщине»

На сцене учащиеся Курской средней школы Усова Анна и Игуменцева Людмила.

Вед.: В просторах России-матушки
Так много морей и рек!
Красивей всех – Дон-батюшка,
Он в сердце моем навек!
Куда бы судьба не забросила,
Тропинка за мной следит.
По этой тропинке узенькой
Домой я вернусь хоть на миг.
Знайте: дороже золота
Мне батюшки Дона вода.
Милая моя родина,
Как я люблю тебя!

В.: Богат наш Донской край талантами. Много известных имен подарил он нам. А какие великолепные донские пейзажи вдохновляли писателей и поэтов, музыкантов и художников. О некоторых из них вам расскажет учащаяся гимназии №1 Пузикова Екатерина. Презентация «Донские писатели»

В.: В густом тумане предрассветном, 
В тиши, звенящей над рекой, 
При свете звезд, едва заметном, 
Табун нарушил вдруг покой. 

Он по полю, дождем умытому, 
Вскачь по некошеной траве 
Сбивал росу с цветов копытами 
С конем – красавцем во главе. 

«Мы пойдём с конём»

Для вас поют учащиеся школы №8___________________________________

В.: Детский писатель С.Михалков когда-то сказал:

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

А вот что написала о книгах ученица школы №5 Шаханцева Влада.

В.: Лицедеи с детскою душой!
Вы живёте ожиданьем чуда,
Что от роли, даже небольшой,
Хоть кому-то да светлее будет.

И смягчится чёрствая душа,
И иссякнут нелюбви истоки,
Когда видишь, как, полудыша,
Зал вбирает трепетные строки.

На сцене учащиеся школы №4 с инсценировкой __________________________________________________________________

Песня на стихи Н. Рубцова «Горница»

В.: Нам никак нельзя не затронуть тему войны и памяти народной. Она волнует как взрослое поколение, так и молодёжь. Ученица гимназии №1 тоже посвятила этой теме своё стихотворение.

Дарья Черникова __________________________________________________

В.: Как же хочется сказать словами Спиридона Дрожжина:

 Снег летает и сверкает 
 В золотом сиянье дня. 
   Словно пухом устилает 
Все долины и поля... 

К сожалению, зима нас не радует искристым снежком и морозным воздухом. Но зимнее настроение все же может царить в душе каждого. Послушайте стихотворение А.С.Пушкина в исполнении учащейся Нагольненской средней школы Литовченко Анны.

Наш гала-концерт подходит к своему завершению. В руках у многих есть тексты песни, которую я прошу вас спеть вместе со мной. И пусть слова этой песни долго звучат в ваших сердцах и напоминают о том, что вместе с книгой по жизни идти веселее.

Песня вместе с залом.



Предварительный просмотр:

Спектакль «Еще не взрослые, уже не дети!»

Описание материала: Сценарий спектакля «Еще не взрослые, уже не дети!» разработан специально для театрального коллектива школы или учреждения дополнительного образования, рассчитан для обучающихся 13 – 16 лет. Актеры дети рассказывают о своей жизни, любовь – глазами подростков. Веселый, современный, музыкальный спектакль составлен из различных сценок и песен, уникальный в своем роде. 
Действующие лица:
1.Дима – хороший, робкий мальчик, отличник, весь спектакль разбирается в понятии любви, в финале встает в образе «супер-героя», ему нравится Рита..
2.Рита – веселая девочка, сначала смеется над Димой, затем он покоряет ее.
3.Коля – веселый парень, троечник, любит Лизу.
4.Лиза – хорошистка, разделяет симпатию Коли.
5.Соня – хорошая девочка, романтик по жизни.
6.Вика – девочка, хочет влюбиться, но еще «зеленая».
7.Таня – хорошая девочка, считает, что интернет может заменить живое общение.
8.Саша – одноклассник, хороший мальчик, хочет влюбиться.
Реквизит:
Ширма
Лавочка
Книги для Димы
Букет цветов
Для сценки «Принц за воротами» - лошадь на палке, корона и накидка для короля, меч для стражника, корона и диадема для королевы и принцессы.
Записочки, самолетики, письмо
Слайды: главная заставка спектакля, большое сердце.
Выходит Соня с журналом и плеером в ушах, слушает песню. Выбегает толпа ребят, прислушиваются к песне, снимают наушники. Звучит песня Потапа и Насти Каменских «Чумачечая весна». Все ребята веселятся, танцуют.
Пришла и оторвала голову нам чумачечая весна
И нам не до сна,
И от любви схожу я с ума,
чумачечая весна, чумачечая.
Чумачечая весна пришла и крышу нам с тобой снесла,
Чумачечая весна пришла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла.

Все уходят, Соня остается одна, садится на скамейку, стоящую на сцене справа, листает модный журнал. Выходит Дима, нагруженный книгами, нести тяжело, бубнит под нос: «У меня 20 килограмм, у Коли ещё 15, первое место наше». Соня замечает Диму. Разыгрывается сцена «Несуразные вещи», автор А. Шибаев.
Соня: Здравствуй!
Дима: Привет!
Соня: Чего это ты несёшь?
Дима: Несу разные вещи.
Соня: Несуразные? Почему они несуразные-то?
Дима: Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел.
Соня: Что не сумел?
Дима: Отстань!
Соня: Да ведь ты говоришь «не сумел». Что не сумел-то?
Дима: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
Соня: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь?
Дима: Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутница! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
Соня: Вон оно что!
Дима: А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.
Соня: Тамарка?
Дима: Ага.
Соня: И ничего? Симпатичная?
Дима: Красивая. Зелёная такая.
Соня: Постой, постой… Это что у неё, волосы зелёные что ли?
Дима: У кого волосы?
Соня: Да у Тамарки!
Дима: У какой Тамарки?
Соня: Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка…»
Дима: Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована!
Соня: Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.
Дима: Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне!
Соня: Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
Дима: Да ну тебя!
Соня: Да! Стой, стой!
Дима: Ну, что ещё?
Соня: Привет передавай.
Дима: Кому?
Соня: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
Дима: Эх, девчонки!!!!
Соня: Девчонки? 
Соня убегает с криками: «Девчонки!», за кулисы, через мгновенье выбегают, обсуждая новость, гурьба девчонок, останавливаются над Димой, сидящем на лавочке.
Соня: Так все-таки, что ты несёшь?
Дима: Я несу макулатуру сдавать. Всякие разные вещи, книги, тетрадки. Отстаньте. 
Таня: Посмотрите сколько всего интересного, журналы, сборники стихов, а это что?
Дима: Это не школьная тетрадь, прошу ошибок не исправлять. (Читают вместе).
Таня: Дима, чья это тетрадка?
Дима: Отдайте сюда, это, наверное, мамина тетрадка, случайно положил.
Девочки: Мы посмотрим, пожалуйста.
Дима соглашается, начинает звонить по мобильному телефону. Девочки садятся на лавочку, рассматривают, и обсуждаю тетрадку.
Вика: Маме Димы было 14 лет, когда она завела эту тетрадь, здесь стихи о любви, картинки красивые наклеены.
Рита: Смотрите как интересно «любовь и измена, эти шесть букв приносят много мук».
Дима разговаривает по телефону:
Дима: Коля, привет, я не приду, нет макулатуры, вот так, была макулатура, стала литература. 
Вика: Девочки, а у моей мамы тоже была такая тетрадка, она мне рассказывала. В тетрадку записывались любимые песни, стихи, истории о любви.
Таня: Делать было нечего, вот и писали. Сейчас все можно найти в Интернете.
Вика: Интернет, это общее, а тетрадка она личная, родная.
Соня: А мне кажется это так романтично, писать признания в любви стихами, отправлять парню, он читает, восхищается.
Рита: А потом смеется над тобой, и думает, как мне от нее отвязаться.
Соня: Это сейчас такие мальчики, а вот в рыцарские времена, были настоящие кавалеры, принц на белом коне, серенада под окном…
Приходит Коля, здоровается с Димой, слышит разговор девочек.
Коля: это вы девчонки все выдумываете, в книгах начитались, фильмов насмотрелись, а возможно все было совсем по-другому.
Звучит музыкальная отбивка, ширма двигается слева направо, все актеры прячутся за ней, и постепенно выходят в новых образах: Коля – принц, Таня - слуга, Дима - король, Вика – королева, Соня – принцесса, Рита уходит. Разыгрывается сцена «Принц за воротами» 
Принц: Тук-тук. 
Слуга: Кто там? 
Принц: Я принц за воротами. 
Слуга: Надо доложить королю. Ваше величество, 
Король: Что такое? 
Слуга: Там принц за воротами. 
Король: За воротами? Так отдайте ему ворота. 
Слуга: Забирай ворота. 
Принц: Но мне не нужны ворота. 
Слуга: А что же тебе нужно? 
Принц: Мне нужна рука принцессы. 
Слуга: Мне надо доложить королю. Ваше величество! 
Король: Что случилось? 
Слуга: Там принц за воротами. 
Король: Ну, так отдайте ему ворота! 
Слуга: Но ему не нужны ворота. 
Король: А что же ему нужно? 
Слуга: Ему нужна рука принцессы! 
Король: Мне надо посоветоваться с женой! Дорогая! 
Королева: Что случилось, любимый? 
Король: Там принц за воротами. 
Королева: За воротами? Ну, так отдайте ему ворота! 
Король: Отдайте ворота! 
Слуга: Забирай ворота. 
Принц: Но мне не нужны ворота. 
Слуга: А что же тебе нужно? 
Принц: Мне нужна рука принцессы. 
Слуга: Мне надо доложить королю. Ваше величество! 
Король: Что случилось? 
Слуга: Там принц за воротами. 
Король: Ну, так отдайте ему ворота! 
Слуга: Но ему не нужны ворота. 
Король: А что же ему нужно? 
Слуга: Ему нужна рука принцессы! 
Король: Мне надо посоветоваться с женой! Дорогая!
Королева: Что случилось, любимый? 
Король: Там принц за воротами. 
Королева: Ну, так отдайте ему ворота! 
Король: Но ему не нужны ворота. 
Королева: А что же ему нужно? 
Король: Ему нужна рука нашей дочери. 
Королева: Мне надо поговорить с принцессой! Милая! 
Принцесса: Что?! 
Королева: Там принц за воротами! 
Принцесса: За воротами? Ну, так отдайте ему ворота! 
Королева: Отдать ворота. 
Король: Отдайте ворота. 
Слуга: Забирай ворота. 
Принц: Но мне не нужны ворота. 
Слуга: А что же тебе нужно? 
Принц: Мне нужна рука принцессы. 
Слуга: Мне надо доложить королю. Ваше величество! 
Король: Что случилось? 
Слуга: Там принц за воротами. 
Король: Ну так отдайте ему ворота! 
Слуга: Но ему не нужны ворота. 
Король: А что же ему нужно? 
Слуга: Ему нужна рука принцессы! 
Король: Мне надо посоветоваться с женой! Дорогая! 
Королева: Что случилось, любимый? 
Король: Там принц за воротами. 
Королева: Ну, так отдайте ему ворота! 
Король: Но ему не нужны ворота. 
Королева: А что же ему нужно? 
Король: Ему нужна рука нашей дочери. 
Королева: Мне надо поговорить с принцессой! Милая! 
Принцесса: Что?! 
Королева: Там принц за воротами! 
Принцесса: Ну, так отдайте ему ворота! 
Королева: Но ему не нужны ворота! 
Принцесса: А что ему нужно?! 
Королева: Ему нужна твоя рука! 
Принцесса: НЕТ! 
Королева: Нет. 
Король: Нет. 
Слуга: Нет. 
Принц: Точно нет? 
Слуга: Точно нет? 
Король: Точно нет? 
Королева: Точно нет? 
Принцесса: Точно. НЕТ. 
Королева: Точно нет. 
Король: Точно нет. 
Слуга: Точно нет. 
Принц: Ну, так отдайте хотя бы ворота!
Звучит музыкальная отбивка, парни уходят, остаются девочки.
Вика: Это все конечно смешно, но знаете девчонки, так хочется влюбиться.
Девочки: и в чем проблема?
Вика: Старшая сестра говорит, еще «зеленая».
Девочки: Это как?
Вика: а вот так! 
Читает стихотворение «Зеленая сестренка» 
Вика: Сестренка выросла, мне это видно, 
К ней ходят мальчики, а мне завидно, 
Мне тоже хочется, ходить влюбленною, 
Сестренка дразнится: Еще зеленая. 
А я смотрелась в зеркальце с моим соседом Ленею, 
Мы что-то не заметили, и где же я зеленая? 
Вот по лицу веснушечек богато порассыпано. 
Мы взялись их подсчитывать, да по полу рассыпали. 
Спросила бабушку: когда влюбляются? 
Уснула бабушка, не отзывается. 
Наверно, снится ей дорожка с кленами, 
И ходит бабушка по ней зеленая. 
Сестренка старшая платочек комкает. 
Сидит безвылазно в закрытой комнате. 
Всем отвечаю "нет" по телефону я. 
Хоть ты и выросла – а все ж зеленая. 
А мы смотрелись в зеркальце с моим парнишкой Ленечкой, 
Шептал слова красивые мне Ленечка тихонечко; 
И про лицо с веснушками, и про глаза раскосые... 
Девочки: Ну? Ну?
Вика: Понятно стало мне тогда - и все же я зеленая.
Звучит музыкальная отбивка, девочки уходят. На сцену выходят Дима и Саша. В глубине сцены висит плакат с изображением влюбленного сердца (возможно слайд), важно, что актеры не замечают его. 
Дима: Что у меня за жизнь, а? Что за жизнь? 
Саша: Чем тебе жизнь твоя не нравится? Вон, посмотри, солнышко светит? Светит! Облака по небу бегут? Бегут! Что тебе еще надо? 
Дима: Да так-то оно так! И солнце есть, и облачка летают ... Но покоя нет. 
Саша: И чего бы это? 
Дима: Ну, сон приснился. Такой сон, ну такой сон, ... Прямо тебе «ух!» 
Саша: Да-а ... А что же тебе приснилось такого, что даже «ух!» 
Дима: И не спрашивай ... Не знаю ... Не знаю ... 
Саша: Ужасы? Что, может Дракула? 
Дима: Нет, хуже ... 
Саша: Да что хуже Дракулы на свете? 
Дима: Есть. Есть и хуже, потому приснилось такое, что сам не знаю что ... 
Саша: Животное какое? Или растение? 
Дима: Ни то, и не другое! 
Саша: А что тогда? Призрак? 
Дима: показалось, что оно должно меня найти! И что схватит за душу. Так ... хвать! Пожалуй, сон в руку ... 
Саша: Да ну ... 
Дима: Ага! И влезть в мое сердце ... Глубоко-глубоко. И захватить. Навек! 
Саша: А разве от него нельзя убежать? 
Дима: Нет, еще немного мне времени осталось, а там - все. Прощай! Пропадет моя душа. Сердце выест ... Скоро придет ... 
Саша: И что, как его зовут? 
Дима: Имя какое-то не наше ... Короткое, как выстрел. И в самое сердце. Только - «щелк!». А дальше - туман, туман... Только пульс... А в конце пригрозило, что я потеряю голову... 
Саша: Что, отрубит? 
Дима: Наверное ... Не знаю ... Сказало, что сам ее и потеряю. А оно поможет. 
Саша: Это какой-то киллер. Наемный убийца. Говори, как его зовут? 
Дима: Амур! 
Саша: Амур? - Да чужой. Иностранец? Надо тебе в милицию. Немедленно пиши заявление. Пусть спасают. В наручники его! 
Дима: Не получится в наручники, у него рук нет ... 
Саша: Тогда пусть ноги куют, может хоть тогда до твоей головы не доберется. 
Дима: У него ног тоже нет ... 
Саша: Так что же это такое? Кто этот Амур?
Дима: Он повсюду... сказал. И там, и здесь... На небе... На земле... Он становится повелителем для всех. Полетит моя голова. Начисто ее потеряю. И съест мое сердце, и заберет душу... (оглядывается вокруг, увидел плакат с серцем) Он! Он... оно... Амур! 
Саша: Вот? Так ведь любящее сердце... Амур... Любовь! Ха-ха! Любовь! Ха-ха! Да ты счастливый человек! 
Дима: Я? Счастливый? 
Саша: Да! Потому что теряют голову, отдают душу и ранят сердце только влюбленные люди. Амур дарит тебе счастье! Счастье! Смысл человеческой жизни! Ну, я побежал. 
Дима: Куда? 
Саша: СПАТЬ. МОЖЕТ И МНЕ ПРИСНИТСЯ!!
Звучит музыкальная отбивка, парни уходят, выходят девочки. 
Лиза: знаете, а мне Коля нравится…
Девочки: так он же троечник..
Лиза: а что троечник не человек? 
Разыгрывается сцена о троечнике, взяты фрагменты из рассказа «Теплые слова в адрес троечника», автор Суслов Вольт Николаевич.
Лиза: Хочется мне о троечнике поговорить. Жаль мне троечника: все обходят его вниманием. И учи¬теля в школе, и писатели в книгах... 
Выходит Коля, ходит по сцене, девочки о нем рассказывают.
Таня: Живёт он себе на све¬те, а вроде и нету его. Никто его замечать не хочет, никто о нём никакого слова не скажет — ни доброго, ни худого.
Соня: Двоечникам — тем проще. Учителя их всегда на примете держат, писатели гвоздят так и этак, художники карикатуры на них рисуют. 
Рита: Отличников тоже без внимания не оставляют: педагоги к ним с уважением, в газетах портреты печатают... 
Вика: А троечник что? Его и замечать-то никто не хочет. Неинте¬ресные они люди, троечники... 
Коля: Ни рыба ни мясо. 
Девочки: Ни рыба ни мясо. Вот.
Коля: А вы думаете, просто быть троечником? Ещё как трудно! Даже опасно. 
Девочки: Даже опасно. 
Соня: Он, троечник, всё время как над про¬пастью ходит. Чуть оступился — и уже не троечник!.. Прощай, спокойная жизнь! 
Рита: Начнут на него пальцами показывать, фамилию называть. Шуму! Гаму! 
Девочки: Троечник этого не любит. 
Вика: Тройка-то у них, у троечников, знаете, как называется? 
Девочки: Балл душевного спокойствия. 
Коля: То-то... Спокойствия! 
Лиза: Так, кто они такие, троечники? 
Девочки: Мечтатели! 
Лиза: Всю жизнь меч¬тают они о том, что вот однажды возьмутся — и!..
Девочки: Станут отличниками.
Звучит музыкальная отбивка, девочки уходят, Коля остается на сцене, выходят Дима и Саша.
Коля: Вот как признаться в любви? В день Святого Валентина я понимаю. Можно Валентинку отправить. А сейчас как быть??
Дима: И зачем нам эти европейские нововведения. Есть же традиционная русская записочка в виде самолетика. 
Саша: Так даже интереснее, не к тому самолетик прилетел и все! Адреналин!
С криками выбегают девочки. Разыгрывается сцена «Записочки» 
Рита: Самолетиком бумажным, 
На обертке от конфеты, 
Вика: Передайте, очень важно! 
И скажите, - жду ответа! 
Вместе: Мальчики записочки, 
Девочки записочки 
От учителя в тихую 
На уроках крапают. 
Лиза: А, о чем записочки? 
Таня: Да, о чем записочки? 
Вместе: Не узнают никогда, 
Наши мамы с папами.
Лиза: Раз пятнадцать за урок 
Прошуршит по классу. 
Дима: "Ваш не занят вечерок?" 
Таня: "Кимоно купила впрок", 
Рита: "У меня живет сурок", 
Вика: "Одолжи мне ласты". 
Таня: Я тебе записочку 
Напишу серьезную. 
Лиза: Настя стала выскочкой, 
Такая грациозная. 
Рита: У Болта родители 
Улетели в Данию. 
Вика: А у Катьки с Витею 
В пятницу свидание. 
Саша и Коля: Мальчики записочки, 
Соня и Вика: Девочки записочки 
Дима и Рита: От учителя в тихую 
На уроках крапают. 
Лиза: А о чем записочки? 
Таня: Да, о чем записочки? 
Вместе: Не узнают никогда, 
Наши мамы с папами. 
Лиза: Коля, ты любишь меня?
Все уходят кроме Лизы и Коли. 
Коля: Да… То есть нет, нет конечно. Нет. 
Лиза: Да ладно, это же ты мне письмо написал?
Коля: Как ты узнала… то есть, с чего ты взяла?
Лиза: Там был твой почерк
Коля: Черт, я же печатными писал.
Лиза: Вот, признался. Писал значит.
Коля: Да, нет! Это я другое письмо печатными писал. А у тебя почерк там есть, значит, буквы прописные.
Лиза: Коля, там печатные буквы, но твой почерк.
Коля: Как у печатных букв может быть почерк?
Лиза: Это я у тебя хотела спросить, как ты умудряешься так писать?
Коля: Да, с чего ты вообще взяла, что это я? Мало ли кто ещё печатными буквами пишет?
Лиза: Ну, а почему в письме, в одном слове четыре ошибки?
Коля: Не знаю, спроси у того, кто писал. А в каком слове кстати.
Лиза: В слове «ЯтебяЛюблю»!
Коля: Как я мог так оплошать?!
Лиза: Так вот, признался, ты писал.
Коля: Нет, это я про то, другое письмо. Там я вспомнил, тоже четыре ошибки сделал.
Лиза: Коля, у нас не так много людей в школе, которые могут сделать четыре ошибки в слове. И при этом, их ещё что-то, кроме компьютера интересует, а в данном случае…Я!
Коля: Да, ну тебя! Ни одного нормального доказательства.
Лиза: А твои отпечатки пальцев?
Коля: Как ты могла их сравнить без специального оборудования?
Лиза: Таких больших в школе ни у кого нет.
Коля: А как ты их вообще увидела?
Лиза: Это были большие отпечатки пальцев в борще. Там были огромные следы от борща!
Коля: Слушай, точно. Все встает на свои места. Кто-то, подделал мой почерк, дал мне потрогать письмо, когда я ел борщ и всё!
Лиза: Коля, хватит. Ты подписался!
Коля: Мало ли у нас в школе Коль?
Лиза: Именем, Фамилией и Отчеством.
Коля: Значит, точно подставили!
Лиза: И поставил свою роспись!
Коля: У-у-у-у-у!
Лиза: Коля, я тоже тебя люблю!
Коля: Да???? А чего я тут спектакль разыгрывал? Так бы сразу и сказала!
Звучит музыкальная отбивка. Актеры уходят, выходят Дима, Рита и девочки.
Дима: Рита, ты мне очень нравишься. Пойдем в кино?
Рита: (смеется) нет уж, спасибо!
Дима расстроен, Рита поет песню группы «Заклепки» - «Кино», девочки на подтанцовке.
Костюм, мальчик белобрысенький,
Очень ничего на вид цветы.
Триллер боевик какой-то блин,
Чем ты думал Димочка блондин.
Боже он ходит в подтяжках,
А костюм еще с выпускного,
В чате не был ты таким скучным
Больше мы не встретимся снова.
Припев:
Вот и все кино – но – но,
Что для нас с тобой – бой – бой,
Больше никогда – да – да
Не приглашай меня в кино!

Дима: Я все равно докажу, что я, что я…
Девочки: Мачо. Ха-ха-ха!!!
Дима уходит, выходят Коля, обращается к Лизе.
Коля: хочешь, я тебе стихи посвящу или песню?
Лиза: Да, хочу, а ещё больше хочу, чтобы ты не списывал у меня математику. Думаешь, если ты мне нравишься, то можно плохо учиться?
Коля: Причём здесь школа? У меня же чувства.
Вика: Интересно, а где найти такого парня, который ради любви мог бы совершить подвиг?
Таня: Ну, смотря, что считать подвигом.
Рита: Подраться с кем-нибудь – глупо…
Соня: Провожать каждый день домой, обычно.
Лиза: Но не все же могут спасти утопающего, или вынести кого-нибудь из огня?
Вика: А, по-моему, человек, который любит, и хочет заслужить ответную любовь, становится более требовательным к себе, стремится освободиться от своих недостатков, быть добрым. Это и есть каждодневный подвиг.
Звучит музыка, появляется Дима в образе Супер-героя. Девочки поют про него переделанную песню из сериала «Зайцев+1». 
Решителен и полон сил,
Разрушителен и непобедим
Джентльмен и сам себе господин!
Дима номер 1
Им будут наказаны хулиганы,
Ему будет принадлежать сердце любимой дамы!
Он точно будет в школе самым популярным.
Дима номер 1

Дима дарит шикарный букет Рите. Девчонки становятся вокруг пары, образуя треугольник. 
Рита: Ты такой смешной.
Дима: А ты такая замечательная.
Звучит саундтрек из фильма «Титаник» - Celine Dion – «My Heart Will Go On». Дима и Рита разводят руки, как герои фильма. После выходят все участники на сцену.
Вика: А знаете, что я сделаю, когда приду домой?
Вместе: Нет, не знаем.
Вика: Я тоже заведу себе такую тетрадку, и буду записывать туда стихи о любви и дружбе, чтобы потом, спустя годы моя дочь нашла ее, прочла и завела свою тетрадку.
Рита: А ведь и, правда, времена меняются, а такие чувства, как любовь, 
Дима: дружба, 
Рита и Дима: остаются неизменны.
Таня: И ни один компьютер не заменит живого человеческого общения.
Саша: разве можно смайликами и «смсками» выразить свою любовь.
Соня: Да, слушаю я вас, и, понимаю, что детство уходит.
Коля и Лиза: Наверное, уходит, только мы не замечаем этого.
Вика: Про таких, как мы говорят: «Еще не взрослые, 
Вместе: уже не дети!»
Финальная песня «А детство уходит» автор А. Гайчук
Быстро пролетают школьные года,
Дети вырастают и взрослеют навсегда,
Шалости, игрушки, забываем мы
Выросли подружки, все в кого-то влюблены.
А детство уходит, очень жаль,
Все проходит, вновь февраль 
Кончается и март начинается, 
Весна нашей юности пора, улетаем со двора
По-взрослому решать вопросы будем мы.

Артисты кланяются, уходят.
Использованный материал:
1.Литературная композиция «Разные вещи или снова о любви» - автор Гогалинская Светлана 
2.Сцена «Несуразные вещи» - автор А. Шибаев.
3.Сцены «Зеленая сестренка» и «Записочки» - автор Тимофеев Валерий Васильевич 
4.Фрагменты из рассказа «Теплые слова в адрес троечника» - автор Суслов Вольт Николаевич.



Предварительный просмотр:

 Спектакль «Два рассказа о благородстве…»

К празднику День Победы.

                                        (для среднего и старшего возраста)

 Действующие лица:

Автор

Инженер (он же командир партизанского отряда)

Евгения Сергеевна – врач госпиталя

Клавочка – медсестра госпиталя

Степан (он же боец 2)

Бойцы

Старшина

Ксения Андреевна – учительница

Ученики

Фашистский  офицер, фашист

Партизан

На авансцене появляются двое мужчин, мимо них проходит пара – девушка и моряк, прихрамывающий на ногу.

Автор. Смотрите, какая замечательная пара. Вроде бы ничего особенного в них нет, а свет добрый какой-то излучают.

Инженер. Да, Вы правы, это – замечательная пара, они оба работают у нас в шлифовальном цехе. История их знакомства и их любви могла бы послужить темой для романа – настолько она необыкновенна и вместе с тем естественна.

Автор. Расскажите.

Инженер. Что ж, путь у нас с вами не близкий, по дороге расскажу.

(уходят)

Сцена в госпитале.

Девушка в медицинском халате, смотрит показания  градусника и пишет в журнал отметки, к ней подходит доктор – Евгения Сергеевна.

Евгения Сергеевна. Клавочка, вот ещё на выписку оформи, будь добра.

Клава. Обязательно, Евгения Сергеевна.

Евгения Сергеевна. (берёт со стола бумагу) А что это, Клавочка?

Клава. (смущаясь) А это…Это…Знаете, я хочу посылочку на фронт отправить неизвестному бойцу.

Евгения Сергеевна. Неизвестному?

Клава. Ну да!

Евгения Сергеевна. И что же ты хочешь послать неизвестному бойцу, добрая наша душа?!

Клава. (показывает вещи) А вот – варежки, я их сама связала, мыла кусочек, папиросы, платочек с вышивкой, носочки тёпленькие…

Евгения Сергеевна (улыбаясь) Какая же ты у нас всё-таки умница, Клавочка!

Клава. Правда?

Евгения Сергеевна. Правда! А что же ты ему напишешь?

Клава. Кому?

Евгения Сергеевна. Ну ему – неизвестному бойцу?

Клава. А вот писать-то я и не мастерица, уже столько бумаги извела – всё зря, не получается!

Евгения Сергеевна. Ты вот что, Клавочка, ты обязательно пошли ему свою фотокарточку.

Клава. Вы так думаете? Но это как-то не очень скромно получается.

Евгения Сергеевна. Нет, нет, а на обратной стороне напиши свой адрес.

Клава. Пожалуй, это будет лишним, а на обороте я напишу «Самому храброму»

Евгения Сергеевна. И больше ничего?

Клава. Больше ничего!

Евгения Сергеевна. Ну тебе знать видней!

Клава. Спасибо Вам, Евгения Сергеевна.

Евгения Сергеевна. А мне-то за что?

Клава. За добрый совет и за понимание!

Евгения Сергеевна. Ну, беги, отправляй свою посылочку!

Клава. (убегает) Спасибо, Евгения Сергеевна, Вы самая лучшая…

(из-за кулис голос: «Евгения Сергеевна, Вас в третью палату просят зайти)

Евгения Сергеевна. Иду! (уходит)

Сцена 3.

Несколько бойцов (морские пехотинцы) сидят у костра, напевают песню «Споёмте, друзья»

Боец 1. А я вот мечтал инженером стать.

Боец 2. А я фокусником в цирке…

Боец 3. Да ты, брат, уже им стал вчера.

Боец 2. Ладно тебе…

Боец 3. А чего ладно, вон как уничтожил вражеский БТР, прямо фокус настоящий.

Боец 2. Да я ж серьёзно…

Боец 3. А я-то как серьёзно, серьёзней и не бывает!

(все смеются, входит старшина)

Старшина. Ребята, тут вот какое дело! Посылочка пришла.

Боец 1. Кому?

Старшина. В том-то и дело, что не знаю.

Боец 1. Без адресата?

Старшина. Да вроде бы и с адресом, а вроде бы и нет.

Боец 3. Товарищ старшина, не тяните, кому посылка-то?

Старшина. Подписано – «Самому храброму».

Боец 3. (присвистывая) Первый раз такое слышу, ну дела!

Старшина. Вот и я в замешательстве. Кому её теперь отдать?

Боец 3. Есть идея! А давайте Степану  – он у нас в бою отличился.

Боец 2 (Степан) Ребят, перестаньте…

Боец 1. Точно! Стёпа, ты заслужил посылочку!

Степан. Ладно Вам, ребята, я ж не один…

Старшина. А оно и верно, Степан, на сегодняшний день ты у нас и получаешься самым храбрым!

Степан. Да я вовсе не считаю себя самым храбрым.

Боец 3. Это ты верно сказал, тут все храбрые, но если бы посылочка дня три тому назад пришла, она бы досталась Сёмке.

Боец 1. Точно, мне бы досталась!

Боец 3. Но пришла она сегодня, логично?

Боец 1. Логично!

Боец 3. А на сегодня у нас самый храбрый – кто?

Боец 1. Степан!

Боец. Логичнее не бывает! Правильно, товарищ старшина?

Старшина. Совершенно правильно!

Степан. Да мне не совсем удобно, ребят!

Боец 3. Не смущайся, Стёпа, бери, всё равно ж поделишься?!

Старшина. Присоединяюсь ко всеобщему мнению – держи, Степан! (вручает посылочку)

Отдыхайте, завтра снова в бой – есть приказ – взять батарею противника!

(ребята разворачивают посылку)

Боец 1. Да мы за такие посылочки…

Боец 3. Точно…Не только возьмём…Снесём с лица земли гадов фашистских! Вперёд, ребята!

Выходят Автор и инженер.

Автор. И что же дальше?

Инженер. Ребята с удовольствием разглядывали содержимое посылки, а Степан долго смотрел на фотокарточку Клавдии и не мог понять, отчего ему совсем не хочется отводить взгляд с неё…

Автор. Любовь с первого взгляда…

Инженер. А на следующий день был тяжёлый бой и Степана в этом бою тяжело ранило в ногу, его отправили в госпиталь…

Автор. Постойте-ка, скорее всего именно в тот, где и работала Клава.

Инженер. Судьба, голубчик, распорядилась именно так…

(уходят)

Сцена 4. Госпиталь.

Евгения Сергеевна. Клавочка, зарегистрируй личные вещи только что принятых раненых, будь добра!

Клава. Хорошо, Евгения Сергеевна!

(Клава перебирает вещи, пишет их в журнал, останавливается на 3, видит сою фотографию, зовёт доктора)

-Евгения Сергеевна, Евгения Сергеевна!

Евгения Сергеевна. Слушаю тебя, Клавочка!

Клава. Евгения Сергеевна, карточка моя, он здесь, позвольте мне сиделкой…

Евгения Сергеевна. Клава, не волнуйся, и давай-ка всё по порядку.

Клава. Я регистрировала вещи раненых и вот (даёт карточку), значит он здесь, у нас, мне обязательно надо к нему, позвольте мне перейти сиделкой в палату.

Евгения Сергеевна. Что ты, Клава? Что это вдруг?

Клава. Там лежит он, раненый…

Евгения Сергеевна. Да кто он-то?

Клава. Ну тот герой, которому я посылочку отправляла, помните?

Евгения Сергеевна. Ах да, посылка…Так что же ты стоишь, скорей беги разыскивай своего храброго…

Сцена 5. Палата госпиталя, на кровати лежит Степан, входит Клава.

Клава. Здравствуйте, самый храбрый боец!

Степан. Это Вы?

Клава. Я!

Степан. Здравствуйте! Как зовут Вас, прекрасная незнакомка?

Клава. Клавдией, а Вас?

Степан. А меня Степан…

Автор. Надо же как сложилось?!

Инженер. Потом Клава стала ухаживать за Степаном, их  добрая дружба перерастала в настоящую и преданную любовь…

Клава. (помогает идти Степану)  Ты поправишься, Стёпа, обязательно поправишься. Вот так, шаг и ещё шаг…Молодец!

Степан. Зачем ты, Клавдюша, связываешь свою жизнь с калекой? Не торопись, подумай…

Клава. Молчи, ты ничегошеньки не понимаешь, мы ещё будем счастливы!

Степан. Но ведь…

Клава. Я вырвала тебя из рук смерти, я буду тебе матерью, сестрой и женой, главное, чтобы ты жил!

Евгения Сергеевна. Молодец ты, Клавочка! Всё у тебя получится! А Вы, Степан, слушайтесь её, она у нас словно солнечный лучик, добра от неё столько, сколько вряд ли где сыщешь! Вы обязательно будете вместе, и всё у Вас хорошо сложится…

Инженер. Вот такая история.

Автор. Действительно, простая и совершенно замечательная история. Мне так хочется подойти к ним и пожать руку Степану, а Клавдии поцеловать крепко руку.

Инженер. Не надо, не смущайте этих милых, очаровательных людей, настоящих русских патриотов. Вы можете оскорбить их  скромность, которая всегда сопутствует истинной доблести и душевной чистоте…

Автор. Да, да, Вы правы.

Инженер. Пойдёмте, я расскажу Вам ещё одну удивительную историю.

Автор. Вас, Иван Артемьевич, слушать одно удовольствие.

Инженер. Недалеко здесь школа у нас есть, служит там Ксения Андреевна  Карташова, учительница с большой буквы. Про неё говорят, что руки её петь умеют.

Автор. Это как же?

Инженер. А вот как она объяснять начнёт, движения рук неторопливые, ребята за таким движением рук учительницы следили и слушали…Стоит им зашуметь, Ксения Андреевна поднимает плавно руку – и в классе снова становится тихо.

Автор. Такая строгая?

Инженер. Да нет, справедливая, говорят. Столько хороших людей в жизнь выпустила…

Сцена 6.

Девочки пытаются подражать учительнице.

Девочка 1. Смотри, Наташка, а у меня глаза точно как у Ксении Андреевны.

Наташа. А у меня походка похожа.

Девочка 1. Да прямо уж и походка. Ты ж несёшься вечно как ветер, а у Ксении Андреевны походка лёгкая и певучая.

Наташа. И пишу я похоже как она!

Девочка. Да нет же, у неё всё так ладно выходит, а у тебя как у курочки-рябы письмо!

(входят мальчики)

Мальчик. Вань, ты ходил?

Ваня. Всё сделал как договорились!

Девочка 1. А вы это о чём?

Мальчик. Иди, иди, тебе тайну доверить нельзя.

Девочка 1. Это почему же?

Ваня. Потому, что потому, всё кончается на «У»! Идите, идите, у нас мужской разговор!

Наташа. Ой, подумаешь, мы тоже партизанам еду носили.

Девочка 1. А ещё Шурка Капустина однажды рану перевязала бойцу!

Ваня. А Сенька Пичугин высмотрел за селом немецкий патруль и, разведав, куда он идёт, предупредил партизан.

(входит Ксения Андреевна, в это время раздаётся грохот)

Ксения Андреевна. Ребята, скорее идёмте со мной!

(хотят выйти, но им заграждают выход фашисты)

-Куда? Стой! Партизаны?

-Шнеллер, бистро!

Ксения Андреевна. Что Вы хотите?

Фашист. Кто такое ви? Отвечать сию минут. Я кое-чем говорить по-русски.

Ваня. Оно и видно кое-чем.

Фашист. Молчать!

Ксения Андреевна. Я понимаю и по-немецки, но говорить мне с вами не о чем. Это – мои ученики, я – учительница местной школы. Вы можете опустить ваш пистолет. Что Вам угодно? Зачем Вы пугаете детей?

Фашист. Не учить мне!

Ксения Андреевна. Что вам угодно?

Фашист. Два маленьких вопрос и всё порядок. Сейчас я вам буду дать небольшой экзамен. Сидеть на место.

Ксения Андреевна. Садитесь, ребята!

(фашист разбивает глобус, смеётся)

-Ах, какой несчастье…Это нам не надо…А надо стул…Дать мне стул…

(все молчат)

-Ну…Бистро дать стул…

Ксения Андреевна. Здесь слушаются только меня. Пичугин, принеси пожалуйста стул из коридора.

(мальчик приносит стул, немец усаживается)

Шура Капустина (поднимает руку) Ксения Андреевна, можно выйти из класса?

Учительница. Сиди, Шура, сиди…там же всё равно часовой.

Фашист. Теперь каждый меня будет слушать…В лесе есть красные партизаны, и вы все об этом знать. Наши разведчики не раз видель как вы бегать туда-сюда в лес. А теперь вопрос, если вы сказать где они – всё будет хорошо, если нет – всё будет очень плохо. Теперь я буду слушать каждый!

(все молчат)

Фашист.(к учительнице на немецком языке) Прикажите им, чтобы они мне показали на карте или на плане это место. Ну, живо! Только смотрите у меня!

(снова переходит на русский) Я вам предупреждать, что я понятен русскому языку и что вы будете сказать детей…

Мальчик. Ничего ты не понятен, осёл!

Фашист. Молчать, да на стуле я сел!

(рисует на доске реку, село, школу, лес и обращается к учительнице)

-Может ты сама сказать всё, что я хотель знать?

Учительница. Я уже сказала вам, что никогда на была там и не знаю, где это.

Фашист. Смотри, я быть  пока очень добрый, но дальше…

Учительница. Ребята, этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся, где они находятся, я там никогда не была. И вы тоже не знаете, правда?

-Не знаем, не знаем! (отвечают вместе)

Девочка 1. Кто их знает, где они?

Наташа. Ушли в лес и всё!

Фашист. Вы   скверные ученики, не можете отвечат на такой простой вопрос. Ай, ай, ай!

(подходит к Ване)

-Ты тоже не знать?

Ваня. Конечно нет!

(фашист наставляет пистолет не Ваню)

-А это знать?

Ваня. Это знаю – пистолет-автомат системы «Вальтер».

-А знать, сколько он может убивать таких учеников как ты?

Ваня. Не знаю, считайте сами.

-Кто такое? Очень прекрасно, я буду считать сам до трёх.

Ваня. А что, больше не умеешь?

-Молчать! Если никто мне не сказать, я буду стрелять сперва вашу учитель, а потом всяких, кто не сказать мне! Раз (хватает за руку учительницу)

-Теперь два. (наставляет пистолет на учительницу)

Шура. Не надо, не надо!

Учительница. Шура, не надо плакать, молчи, не надо! Пусть все молчат, кому страшно, отвернитесь, не надо смотреть, ребята. Прощайте, учитесь хорошенько и этот  наш урок запомните…

Фашист. Я сейчас буду сказать три и всё…ба-бах (смеётся)

Костя. Она правда не знает!

Фашист. А кто знать?

Костя. Я знаю…Я ходил сам туда и знаю, а она на была и не знает…

Фашист. Ну, показывать.

Учительница. Костя, зачем ты говоришь неправду?

Костя. Я правду говорю.

Учительница. Костя…

Костя. Ксения Андреевна, я сам знаю…Вот, глядите –ка сюда…

(немец приглядывается к карте местности, а Костя в это время надевает ему ведро на голову и убегает)

Фашист (пытается снять ведро, а когда снимает, «видит в окно» партизан)

-Майн гот, партизанен! (пятится назад)

Входят партизаны.

Командир. Точно, они самые! А ты испугался?

Партизан. Это он, товарищ командир, правильно сделал!

(командир хочет присесть на стул)

Мальчик. Нет, нет, не садитесь на этот стул, я вам другой принесу.

Шура. Он чуть Ксению Андреевну не убил.

Фашист. Не совсем точно так, это правильно совсем не я…

Сеня. Он, он! У него и метка осталась…я на стул для него чернила налил.

Командир. А ну встать! У нас в классе полагается вставать перед учительницей. А вас, видать, не тому учили.

Командир. Ксения Андреевна, занимайте своё почётное место, здесь вы всегда хозяйка! И я тут, вон за той партой уму-разуму набрался, и доча тут моя у вас…Извините, Ксения Андреевна, что пришлось охальников в класс ваш допустить. Ну раз так вышло, вы их сами и порасспрошайте толком. Подсобите нам – вы ж по-ихнаму знаете…

(немцы стоят и нервно ёрзают)

Учительница. Стойте как следует, что вы ёрзаете? А теперь потрудитесь отвечать на вопросы…

Инженер. Вот и вся история.

Автор. Вот это да, потрясающая история! Слушайте, а вам не приходило в голову мемуары издавать?

Инженер. Мне это ни к чему, я больше рассказывать живым людям люблю, чтобы помнили и внимали. Писать для меня трудно, а вот уж рассказать словом хорошим людям – с удовольствием!

Автор. Откровенно признаться, я даже не заметил, как время пролетело, я как будто растворился в ваших рассказах. А вот только спросить хотел, как фамилия командира партизан?

Инженер. А вам зачем?

Автор. Да вроде бы и школу уже давно окончил, а с каким уважением  к учительнице своей, как трогательно!

Инженер. А фамилия моя очень простая – Широков я, Иван Артемьевич…Будем знакомы…

(обмениваются рукопожатием и уходят, звучит песня в записи «С берёз не слышен, не весом, слетает жёлтый лист…»)  

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1  имени Пенькова М.И.

                                                     «Утверждаю»

                                                                                Директор МБОУ гимназии №1

                                                                               приказ    от 30.08.2023 г. № 240

                                                                                ___________ Н.И.Пономарев

                                             

Рабочая программа

внеурочной деятельности для 7Б класса

«Зазеркалье»

                                                                             

   Программу составила:

                                                                                      Кононенко Ю.С., учитель

    русского языка и литературы

                                                                         высшей категории

2023-2024г.

1. Пояснительная записка.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом развития  личностного потенциала через самопознание, самораскрытие и самореализацию.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра – непременный атрибут театрального искусства, вместе с тем она позволяет обучающимся и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.

Программа        относится к программам общекультурной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств человека, в формировании духовных, исторических ценностей личности. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию, приобщению к духовным ценностям. Театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, а проверка действием   множества межличностных отношений.

Специфичность программы проявляется:

  • В возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр– синтетический вид искусства;
  • В обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
  • в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.

Программа направлена на воспитание жизненно адаптированного человека, психологически готового к различным стрессовым ситуациям. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле–инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы «Зазеркалье»: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением; воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра, истории и культуре своей страны.

Задачи:

  • Способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка, его креативных способностей;
  • Помочь овладеть навыками совместного взаимодействия и общения, кооперации в разновозрастном коллективе;
  • совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучать орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности,  развивать коммуникативные способности;
  • совершенствование игровых навыков и решения творческой самостоятельности детей через постановку спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  • развивать критическое мышление через оценивание, анализ и рефлексию своей деятельности и деятельности других ребят.
  • развивать эмоциональный интеллект. Учить размышлять о чувствах и поступках, проводить работу над ошибками, разбирать составляющие успеха и неудач;
  • через театр прививать интерес к мировой художественной культуре, истории России;
  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

  1. Особенности  реализации программы

Программа «Зазеркалье» общекультурного направления с практической ориентацией разработана для учащихся 6-7 классов. Количество часов  – 68 учебных часа в год.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, актовый зал, школьный музей, районная библиотека.

Срок реализации программы – 1год.

Формы и виды деятельности:

  • занимательная беседа, рассказ;
  • просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов, прослушивание музыки;
  • инсценировка ситуаций, прочитанных произведений;
  • викторины, сюжетно–ролевые игры, конкурсы;
  • тренинги и импровизации;
  • иллюстрирование;
  • мастерская костюма, декораций;
  • постановка спектакля;
  • посещение спектакля;
  • работа в малых группах;
  • экскурсия;
  • выступление.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование, написание мини–сочинений.

  1. Ожидаемые результаты и способы их определения

Содержание программы внеурочной деятельности «Зазеркалье», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий языки общие интересы.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные универсальные учебные действия:
  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать и организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности;
  • Познавательные универсальные учебные действия:
  • Находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий из разных источников;
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, подготовке сообщений, иллюстрировании;
  • Строить сообщения в устной и письменной форме;
  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
  • Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничать с группой сверстников, учитывать разные мнения и уметь выразить своё;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Ставить вопросы и обращаться за помощью;
  • Договариваться и        приходить к общему решению в        совместной деятельности, в  том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • особенности        театрального искусства, его отличия от других видов искусства;
  • историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театра «Глобус»;
  • историю появления первого театра под крышей;
  • современный театр и устройство зрительного зала;
  • известные театры России;
  • знать виды театров (кукольный, драматический и т.д.);
  • историю вертепного театра;
  • театральные профессии (актёр, гримёр, декоратор, режиссёр и т.д.);
  • театральные термины («драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»);
  • жанры в драматургии (комедия, драма, трагедия); роль зрителя в театре.

Обучающиеся должны уметь:

  • создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;
  • пользоваться жестами и мимикой;
  • «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех  же предлагаемых обстоятельствах;
  • Выполнять задания в парах, группах;
  • Организовать игру и провести её;
  • Выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
  • пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
  • создавать пластические импровизации на заданную тему;
  • описать эмоции, которые испытывает герой этюда, дать толкование этим эмоциям;
  • описать собственные эмоции;
  • действовать с воображаемыми предметами;
  • разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, басням с использованием  кукол, элементов одежды, декораций.

2. Содержание учебного предмета, курса.

РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства

  Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра.

История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.

   РАЗДЕЛ 2. Ритмопластика  

 Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений.

Постановка танцев (для отдельных эпизодов).  

РАЗДЕЛ 3.  Театральная игра

Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры.

Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией.

РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет  

«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек…  Какой он?

РАЗДЕЛ 5. Культура и техника речи  

Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Теоретические навыки

Практические

навыки

Дата

План

Факт

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА

1

Вводное занятие «Что такое театр?». Особенности театра.

1

Словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации.

Игра «Назови свое имя ласково».

02.09

2-3

Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

2

Драма, комедия, трагедия, интермедия

07.09

09.09

4-5

Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Распределение ролей.

2

Словарь: балет драматический;

Театр зверей, кукольный.

Представьте разные театры. Подготовка костюмов, декораций.

14.09

16.09

6-7

Подготовка  декораций и костюмов. Репетиция. Работа над темпом, громкостью речи.

2

Декорации.

Выразительное чтение стихов.

21.09

23.09

8-9

Генеральная репетиция к празднику День учителя.

2

28.09

30.09

10

Анализ выступления на празднике День учителя (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше).

1

Учимся высказывать отношение к работе, аргументируя

05.10

11-12

Что такое сценарий? Обсуждение сценария сказки «Рукавичка» на новый лад.

2

07.10

12.10

13-14

Выразительное чтение сказки по ролям.

2

Учимся выразительному чтению

14.10

19.10

15-16

Культура поведения в театре. Понятия  «зритель» и «фанат». Обсуждение сценария.

2

21.10

26.10

17-18

Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис.

2

Кулисы, рампа, подмостки.

28.10

09.11

19-20

Знакомство с Новогодними сказками. Чтение сказок по ролям.

2

Работа над артикуляцией звуков.

11.11

16.11

20-21

Сценарий и правила работы с ним.

2

Сценарий, сценарист

18.11

23.11

22-23

Выбор  сценария для постановки на Новый год. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов.

2

25.11

30.11

24-25

Подбор музыкального сопровождения. Репетиция. Изготовление декораций.

2

Декорации

02.12

07.12

26-27

Изготовление декораций, костюмов. Репетиция.

2

Изготовление декораций и костюмов

09.12

14.12

28-30

Генеральная репетиция Новогоднего сценария.

3

16.12

21.12

23.12

31

Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки).

1

28.12

РИТМОПЛАСТИКА

32-33

Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных.

2

Осанка, и походка.

11.01

13.01

34-35

Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко»

2

Учить показывать животных с помощью мимики.

18.01

20.01

36-37

Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов.

2

Работа над дикцией и пластикой.

25.01

27.01

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

38-39

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский).

2

Этюд, диалог, монолог.

01.02

03.02

40-41

Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно.

2

08.02

10.02

42-43

Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения.

2

   

Работа над движениями на сцене.

15.02

17.02

44-45

Репетиция. Подготовка костюмов и декораций.

2

22.02

24.02

46-47

Генеральная репетиция

2

29.02

02.03

48

Обсуждение праздничного выступления.

1

Учить высказывать свое мнение, аргументируя.

07.03

49-50

Этюд как основное средство воспитания актера. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). «Разговор по телефону с невидимым оппонентом».

2

09.03

14.03

51-52

Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

2

Д/и «Угадай животное».

Показ «разговора» животных.

16.03

21.03

ЭТИКА И ЭТИКЕТ

51

«Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

1

Познакомить с понятиями «этика», «этикет».

Игра: « Я начну, а вы кончайте...»

04.04

52-53

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

2

06.04

11.04

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ.

54-55

Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы.                        

2

13.04

18.04

56-57

Учусь говорить красиво.  Что  значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?».

2

Познакомить с понятиями «сквернословие».

Учить высказывать свое мнение, аргументировать

20.04

25.04

58-59

Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок.                       

2

Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

27.04

04.05

60-61

Выразительное чтение поэзии и прозы.

2

Работа над дикцией.

11.05

16.05

62-63

Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни.

2

18.05

23.05

64

Резервный урок

1

25.05

Программное и учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми.. – С-П., 2001.
  2. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  3. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М. 1987. (Б-чка "В помощь худож. самодеятельности". N 23).
  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  5. Гапелин Е.Р. Школьный театр. СПб. 1999

Литература для обучающихся:

  1. Габбе Т.А. Быль - небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи.- Новосибирское книжное издательство, 1992
  2. Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.: «Просвещение», 1968.

Интернет – ресурсы

  1. Имена.org- популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org    
  2. World Art -  мировое искусство http://www.world-art.ru

Материально-техническое обеспечение: 

  1. Компьютер с выходом в Интернет
  2. Аудио- и видеозаписи, презентации
  3. Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов;
  4. Реквизит для этюдов и инсценировок.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ гимназии №1

от 28.08.2023 года № __1_

Руководитель МС

________________ Лаптурова Е.Л.

подпись

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________ Лихоносова Н.С.

подпись

30.08.2023 года

дата