РМО

Кононенко Юлия Сергеевна

Доклады и презентации на районном методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация урока литературы

по произведению Ф.М.Достоевского «Бедные люди»

Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за предоставленную возможность познакомить вас с одним из моих уроков литературы. Для участия в конкурсе «Современный урок – современным детям» я выбрала произведение Ф.М.Достоевского «Бедные люди», и моей целью было учить анализировать образы героев, их поступки и высказывания, развивать способность к анализу и синтезу, а также формировать представление о нравственных ценностях человека.

С начала урока работа велась в парах, потом – в малых группах. (Слайд №1) На этапе мотивации учебной деятельности я предлагаю учащимся поговорить о душе, и на вопрос, что помогает разглядеть ее в человеке и понять, дети отвечают – «поступки».  Часто я использую прием визуального ряда, который помогает детям лучше представить ситуацию и сформулировать свое отношение к ней.   Посмотрите на персонажей этих картинок, и вам сразу придут на ум такие человеческие качества, как сострадание, равнодушие, взаимовыручка, жестокость, терпимость и другие (Слайды №2-6). И глядя на предложенные фотографии, дети заполняют таблицы, которые были названы «Светлые и темные стороны души». (Слайд №7) Дети очень точно подмечают в людях присущие им черты.

Утверждение о том, что никто не хочет, чтобы нас окружали жестокие и черствые люди, помогло обучающимся продолжить мою мысль и сформулировать тему урока (Слайд № 8).

В 9 классе ученики прекрасно понимают, какие задачи перед ними стоят (я сейчас имею в виду и подготовку к ОГЭ, в том числе), поэтому они самостоятельно могут назвать цель урока (Слайд 9) и определить дополнительные задачи, такие как: аргументировать тезисы, формулировать морально-этические понятия, выразительно читать.

На этапе актуализации знаний мы работаем с терминами. (Слайд 10) В рабочих листах ребята записывают, что обозначают эти понятия; тем, кто затрудняется с формулировкой, я разрешаю ограничиться ключевыми словами или опорными фразами.

Важную роль играет такая форма работы, как диалог с учащимися на основе их читательского опыта. Он позволяет проверить, на каком уровне прочитан текст, насколько понятны ученикам герои и отношение к ним автора. Я предложила детям такие вопросы: (Слайд 11)

- Кто является главными героями романа?

- Как вы думаете, для чего героям нужно было переписываться, ведь они живут в соседних домах?

- Что мы узнаем о главных героях из их писем?

- Каковы психологические портреты Вареньки и Макара Девушкина?

- Как вы думаете, почему автор написал роман в таком жанре (эпистолярном)?

Все ответы, в зависимости от правильности, полноты, качества речи, оцениваются  цветными маркерами, которые я приклеиваю на парту рядом с рабочим местом учащихся.

На следующем этапе мы перестраиваем работу и учащиеся пересаживаются так, чтобы получилось 4 группы. Каждая группа проводит свое мини-исследование, выполняя определенное задание, при этом внутри группы распределяют роли, ищут необходимую информацию, формулируют связные высказывания, записывают их, а затем презентуют их . Для этого у каждой группы есть по несколько совершенно разных фрагментов из романа и отдельное задание: (Слайд 12)

1 группа – характеризует быт, условия жизни героев;
2 группа отвечает на вопрос « Как можно охарактеризовать чувства Макара Девушкина к Вареньке?»;

3 группа находит примеры выразительно-изобразительных средств, определяют их роль в романе;

4 группа рассказывает о примерах проявления сострадания и милосердия к людям.

Результатом этой работы станут устные презентации каждой группой своих исследований, с оцениванием полноты, грамотности, связности, наличия примеров.

Таким образом, мы ближе познакомились  с героями Достоевского, их проблемами, жизненными принципами,  и теперь учащиеся  могут сказать, какие качества присущи каждому из них.

К сожалению, не все отзывчивы к чужим страданиям. Об этом говорит и сам автор. Чтобы дать каждому острее почувствовать разницу между добром и злом, я предлагаю послушать фрагмент аудиокниги, в котором замерзший голодный мальчик с запиской в руках просит помощи у прохожих, но встречает, в основном,  равнодушие (Слайд 13) Вообще, я считаю, что слушать художественное чтение учащимся необходимо, так как оно развивает воображение, является  примером яркой, выразительной речи.

На этапе рефлексии я использую прием «После» (Слайд 14), обращаю внимание на поставленный в начале урока вопрос: что все-таки нужно человеку, чтобы быть милосердным? После работы с произведением на этот вопрос учащиеся с уверенностью говорят: нужно всего лишь быть чутким и отзывчивым к людям, любить людей.

Цель урока достигнута, и осталось определиться с домашним заданием. (Слайд 15) В зависимости от того, что и как дети хотели бы рассказать, они выбирают один из предложенных вариантов:

  1. Написать письмо в редакцию газеты о людях, которые нуждаются в помощи.
  2. Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?» (по типу задания 9.3 ОГЭ)

      3.   Письменно рассказать о том, кто такие  волонтеры.

Разноуровневое домашнее задание позволит учащимся выбрать наиболее удобный для них вариант.  (Слайд 16) Таким образом, представленный урок, я считаю, помогает в решении нескольких задач: развитие интереса учащихся к чтению классической литературы,  привлечение молодежи к социальным проблемам общества, развитие коммуникабельности и уверенности в себе и т.д.

Надеюсь, вам было интересно. Большое спасибо за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

«Светлые» «Тёмные» Доброта Равнодушие Милосердие Жестокость Отзывчивость Озлобленность

Слайд 8

Тема урока: «Любовь и милосердие как составляющие человеческой души. Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди»

Слайд 9

Цель урока: ответить на вопрос о том, что нужно человеку, чтобы быть милосердным. Задачи: -учиться анализировать художественный тест; -определять роль средств художественной выразительности; -отвечать на проблемные вопросы.

Слайд 10

Словарная работа Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и идейную нагрузку. Психологический портрет – описание внешности героя, которое отражает его внутреннее состояние. Эпистолярный жанр – роман в письмах.

Слайд 11

Главные герои Макар Девушкин – робкий, застенчивый, кроткий, доведенный до отчаяния, но не потерявший способность мечтать Варвара Добросёлова – добрая, ласковая, сострадательная, бедная, но желающая жить честным трудом

Слайд 12

1. Охарактеризуйте быт, условия жизни героев. 2. Охарактеризуйте чувства Макара Девушкина к Вареньке. 3. Найдите примеры выразительно-изобразительных средств, определите их роль в романе. 4. Найдите примеры проявления сострадания и милосердия к людям.

Слайд 14

Что нужно человеку, чтобы быть милосердным? Душевная чуткость Терпимость Щедрость Доброта Отзывчивость Зачем нужно быть милосердным? Милосердие и любовь отличают нас от других живых существ. Милосердным нужно быть, чтобы не потерять в себе человечность.

Слайд 15

Домашнее задание: Написать письмо в редакцию газеты о людях, нуждающихся в помощи. Написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое ДОБРОТА?» (по типу задания 9.3 ОГЭ). Письменно рассказать о том, кто такие волонтеры.

Слайд 16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 Урок литературы в 9 классе на тему: «Любовь и милосердие как составляющие человеческой души. Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди» Составила: учитель русского языка и литературы Кононенко Юлия Сергеевна