Работа с одаренными детьми

Кононенко Юлия Сергеевна

Варианты лимпиадных заданий, исследовательская работа, программы развития 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку

                           2018-2019 учебный год

  1. класс        

1.     Найдите среди указанных слов «лишнее» по определенному фонетическому признаку. Объясните свой выбор.

Косьба, моральный, дождь, банька, мощь, благодарить.

2.      Определите, какое слово не является родственным. Обоснуйте свой ответ.

         Излагать, положение, прилагательное, налаживать, полагать, предложить.

3.      В былине об Илье Муромце есть такие слова:                                                                                «Слово – оно что яблоко: с одного боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать».

         Объясните смысл этого предложения.        

4.      Определите, в каком значении употреблено слово грамота в следующих предложениях.                                                                                                                                                    1)  Под его (Савельича ) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте.

2)  Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

3)  По окончании восьмого класса сестре вручили похвальную грамоту.

4)  Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота.

5)  Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой.

5.     Каково значение фразеологизма «горячая точка»? Какие еще фразеологические обороты со словом горячий Вы знаете? В каких значениях они употребляются?

6.     Восстановите текст стихотворения В.Брюсова, употребив слова в нужном порядке и в нужной форме.

       Не, случайный, слово, созвучье!

      Речение, связь, далекий, пусть,

      Тайна, неразгаданный, она

      Язык, всегда, живой.

7.     Раскройте скобки. Имена числительные запишите словами. Укажите основания выбора формы.

       1) Для гаражного кооператива заказаны 23 (ворота).

       2) Ателье получило 24 (ножницы).        

       3) Космонавты провели на орбитальной станции «Мир» 152 (сутки).

       

8.      Спишите предложения, раскрывая скобки. Есть ли разница между глаголами? Обоснуйте свой ответ.

        1) Мать (не)досмотрела за сыном, и он залез в лужу.

        2) Я (не)досмотрела этот фильм – спешила на встречу с подругой.

9.      В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Запишите исправленные варианты.

1)  Фельдмаршал Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

2)   На Плюшкина было одето какое-то шмотье.

3)   Автор делит своих героев повести на две части.

10.    Прочитайте, как доктор технических наук, космонавт К. Феоклистов ответил на вопрос корреспондента: «Что считаете счастьем?».

        Правильно избранную цель. Жизнь – это роскошный подарок природы, его нужно оправдать. Перед каждым человеком встает альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего-то большего. Естественный выход – стать на путь творчества, занять позицию самоутверждения. Один пишет свое имя на стене, другой – романы.

           Как Вы понимаете слова К.Феоклистова? Согласны ли Вы с таким пониманием счастья?                                                                                                          

           Ответьте на вопрос: «Что такое счастье?»   Ваше сочинение должно быть аргументированным.

               

   Рекомендации по оцениванию заданий

школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку

                           2018-2019 учебный год

  1. класс        

1.     Найдите среди указанных слов «лишнее» по определенному фонетическому признаку. Объясните свой выбор.

Косьба, моральный, дождь, банька, мощь, благодарить.

Ответ: Мощь – существительное 3-го склонения. В этом слове, в отличие от остальных, буква Ь не указывает на мягкость предыдущего согласного, т.к. [щ] – непарный по мягкости.

Оценка: 1 балл за слово;

               2 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 3 балла.

2.      Определите, какое слово не является родственным. Обоснуйте свой ответ.

         Излагать, положение, прилагательное, налаживать, полагать, предложить.

Ответ: Не является родственным слово налаживать. Видовая пара – наладить. Остальные глаголы с корнем лаг-лож имеют чередование гласных а-о.

Оценка: 1 балл за слово;

               2 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 3 балла.

                                                                                                                                                                                      3.      В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово – оно что яблоко: с одного боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать».                                                                                                                  Объясните смысл этого предложения.        

Ответ: Умей владеть словом, так как оно может иметь не одно, а несколько значений.

Оценка: 2 балла за объяснение.

                                                                                                                                                                           4.      Определите, в каком значении употреблено слово грамота в следующих предложениях.                                                                                                                                                1) Под его (Савельича ) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте.                           2)  Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.                                       3)  По окончании восьмого класса сестре вручили похвальную грамоту.                                        4)  Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота.              5)  Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой.

Ответ: 1) Выучился грамоте – научился читать и писать.

             2) Читал письмо.

             3) Официальный документ.

             4) Нечто недоступное пониманию.

             5) Недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.

             

Оценка: 1 балл за пример.

Максимальная оценка – 5 баллов.

5.     Каково значение фразеологизма «горячая точка»? Какие еще фразеологические обороты со словом горячий Вы знаете? В каких значениях они употребляются?

Ответ: 1)Так говорят о месте, где возник или может возникнуть острый политический, военный и т.п. конфликт.

2) По горячим следам – сразу.

Горячий на руку – вспыльчивый человек, способный в состоянии гнева ударить кого-либо.

Под горячую руку – в такой момент, когда кто-то возбужден, разгневан.

Горячий поклонник – страстный поклонник.

Горячая благодарность – исполненная сильного чувства.

Куй железо, пока горячо – не теряй времени, используй благоприятные обстоятельства.

Оценка: 1 балл за толкование фразеологизма;

               по 0,5 балла за каждый пример + по 0,5 балла за толкование.

Максимальная оценка – 8 баллов.

6.     Восстановите текст стихотворения В.Брюсова, употребив слова в нужном порядке и в нужной форме.

       Не, случайный, слово, созвучье!

       Речение, связь, далекий, пусть,

        Тайна, неразгаданный, она

         Язык, всегда, живой.

Ответ:  Созвучья слова не случайны!

               Пусть связь речений далека,

               В ней неразгаданные тайны

               Всегда живого языка.

Оценка: 3 балла.

7.     Раскройте скобки. Имена числительные запишите словами. Укажите основания выбора формы.

       1) Для гаражного кооператива заказаны 23 (ворота).

       2) Ателье получило 24 (ножницы).        

       3) Космонавты провели на орбитальной станции «Мир» 152 (сутки).

   Ответ: 1) Для гаражного кооператива заказаны ворота в количестве двадцати трех штук.

                2) Ателье получило 24 штуки ножниц.

                3) Космонавты находились на орбитальной станции «Мир» в течение ста    

                пятидесяти двух суток.

Собирательные числительные не могут использоваться в составных числительных, поэтому в подобных случаях следует прибегать к различного рода синонимическим заменам.

Оценка: по 1 баллу за каждый пример;

               2 балла за объяснение.

Максимальная оценка –5 баллов.

     

8.      Спишите предложения, раскрывая скобки. Есть ли разница между глаголами? Обоснуйте свой ответ.

        1) Мать (не)досмотрела за сыном, и он залез в лужу.

        2) Я (не)досмотрела этот фильм – спешила на встречу с подругой.

Ответ:  1) Мать недосмотрела за сыном, и он залез в лужу.

               2) Я не досмотрела этот фильм – спешила на встречу с подругой.

      Глагол в первом предложении обозначает неполноту , недостаточность действия, отсутствие нужной меры, нормы: недосмотреть – не заметить чего-либо, пропустить.

      У глагола во втором предложении совсем другое значение: незаконченность действия (действие было начато, но не завершено).

Оценка: по 0,5 балла за правильное написание;

               2 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 3 балла.                                              

                                                                                                                                                                              9.      В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Запишите исправленные варианты.

1)  Фельдмаршал Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

2)   На Плюшкина было одето какое-то шмотье.

3)   Автор делит своих героев повести на две части.

Ответ:  1) Как показал Л.Н.Толстой, фельдмаршал Кутузов, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.                                                    

              2) На Плюшкина было надето какое-то старье.

              3) Автор делит героев своей повести на два типа.                                                                                                                                                        Оценка: по 1 баллу за каждое предложение.

Максимальная оценка – 3 балла.

                                                                                                                                                                                                   10.    Прочитайте, как доктор технических наук, космонавт К. Феоклистов ответил на вопрос корреспондента: «Что считаете счастьем?».

           Правильно избранную цель. Жизнь – это роскошный подарок природы, его нужно оправдать. Перед каждым человеком встает альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего-то большего. Естественный выход – стать на путь творчества, занять позицию самоутверждения. Один пишет свое имя на стене, другой – романы.

           Как Вы понимаете слова К.Феоклистова? Согласны ли Вы с таким пониманием счастья?                                                                                                          

           Ответьте на вопрос: «Что такое счастье?»   Ваше сочинение должно быть аргументированным.

Качественные характеристики текста: Доказательность, логика в аргументации, умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста, грамотность.

Максимальная оценка –10 баллов.

                                           Общая сумма баллов – 45.