Муниципальный конкурс "Учитель года 2017"

Эккардт Галина Анатольевна

Находятся материалы для муниципального конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.79 КБ
Microsoft Office document icon seminar.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс профессионального мастерства
«Педагог года – 2017»
Номинация «Учитель года»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

                 

                                                        Эккардт Г.А.,

                                                                                  учитель истории и обществознания

                                                                              МАОУ «СОШ №1»

Я – УЧИТЕЛЬ

«Ученик – не сосуд,
который надо наполнить знаниями,

а факел, который надо зажечь…».

К.Д. Ушинский

  Совсем недавно одиннадцатиклассники задали мне вопрос: «Скажите, а вам не надоело работать в школе?» Не задумываясь, я ответила «Нет!» и сразу в памяти пролетели все годы моей педагогической деятельности.

   «Я буду учителем», впервые такие слова я произнесла ещё во втором классе на классном часе. Это был далёкий 1974 год. И вот уже 31 год жизни отдан учительству.  Есть большой опыт работы, тысячи выпускников, кажется, что можно уже остановиться, но какая то «сила» заставляет продолжать работать, учить. Я нашла ответ на этот вопрос. Это мои ученики. Ради их тысячи вопросов, горящих глаз, весёлых улыбок, побед, успехов хочется и хочется каждый день идти на работу.

   «Школа умеет созидать и вдохновляет на созидание. Но она не умеет разрушать и напуствовать на разрушение». Ш. Амонашвили.

   Эти слова великого педагога  актуальны сегодня. Созидать значит создавать новое, прекрасное, лучшее. Каждый день на своих уроках я даю детям знания, которые помогут им в дальнейшей жизни быть более уверенными. Человек, уверенный в себе сможет добиться многого. Для многих современных учеников сделать карьеру является одной из главных задач их жизни, но сделать её можно разными путями. Можно льстить перед руководством, «подставлять» коллег, обманывать, изворачиваться, но можно и нужно не забывать о своём профессионализме, порядочности, уважении к людям. Во все времена нравственные нормы оставались двигателем прогресса. Ложь, корысть рано или поздно вскрывается и наказывается пусть не государством, так обществом. Поэтому, каждый день на каждом уроке, я стараюсь учить своих учеников быть добросовестными, ответственными, честными. «Лучше честно скажи, что не выучил, но не обманывай, не изворачивайся», эти слова я произношу постоянно. Ученики научились мне доверять, т.к за правду я не наказываю плохой оценкой, а делаю вывод, о том, что ещё не всё сделала, чтобы у них возникла необходимость учить уроки каждый день.

  Счастливый человек – это человек, который может сделать многое не только для себя, но и для близких,  для всего общества. Чем больше  счастливых людей, тем жизнь наша будет светлее, радостнее. Я – счастливый человек. У меня прекрасные сыновья, большая дружная семья, любимая работа, замечательные ученики. Своим счастьем я стараюсь делиться со всеми. А что это значит? Это значит, что нужно быть всегда в хорошем настроении, улыбаться, дарить добро. Люди это ценят. Каждый год, своим выпускникам на последнем уроке я читаю стихотворение Эдуарда Асадова «Что такое счастье». Я вижу,  как в их глазах светится доброта, понимание, уважение. Что ещё нужно учителю? Да,  наверное, это главное, чтобы тебя услышали, поняли.

   Хочется снова привести слова Ш. Амонашвили: «Школа учит творить добро и воспитывать доброту. Но она не умеет быть злой и воспитывать зло». Доброта – это качество, которое помогает людям быть по-настоящему человеку «с большой буквы». Человек всегда и везде остается человеком: в бедности, в богатстве, в радости, в горе - он умеет не менять своего отношения независимо от положения, власти, денег, альтруист, даже в самых трудных ситуациях пытается понять, а не обвинить и осудить».  Говорят, что положительные мысли и поступки заряжают человека энергией. Отсюда можно сделать вывод, что доброта делает людей сильнее. Делая другим хорошее, человек улучшает не только свою карму, но и мир вокруг себя. Ведь доброта – это такое качество, которое «заразно». Люди, получившие свою порцию тепла и помощи, сами становятся ее "разносчиками", и количество счастливых вокруг увеличивается. К таким выводам я пришла после многих лет работы в школе. Работая в школе, невозможно быть недобрым.  

  Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а главное — бережнее относиться к ребятам. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «…только личность может воспитать личность». Наверное, я могу сказать про себя, что я – личность. Эти мысли приходят не только потому, что большой опыт, но и то, что есть результаты моей педагогической деятельности. Достигнуть результатов можно только при регулярной работе над собой, при постоянном поиске нового, лучшего. Только пример учителя позволяет ученикам поверить в их собственные силы.

   В моей жизни было немало таких примеров. Конечно среди них и первая учительница, и первый мой руководитель, и родители моих учеников и даже сами ученики, но главными наставниками в моей жизни были мои родители. Именно они научили ничего не бояться, быть ответственной, честной, справедливой, отзывчивой. Они не настаивали на выборе профессии, но поддержали и оценили мой выбор. Я никогда не слышала от них слов: «Уйди из школы». За это я им благодарна. Если бы я ушла из этой профессии, кем бы я была? Даже трудно представить. Иногда мне кажется, что больше ничего не умею, но это не так. Профессия учителя это не только рассказать информацию, дать знания, но это и врач, тренер, артист, художник, строитель и многое, многое другое. Поэтому, в работе с родителями моих учеников главный акцент я делаю на то, что именно они главные разжигатели детских душ, главные наставники. От того, как это они сумеют сделать, так и сложится жизнь их собственных детей.

   Я учитель истории и обществознания. Моя главная педагогическая миссия – дать объективную оценку прошлому, научить анализировать настоящее и правильно планировать будущее. На своих уроках я стараюсь давать знания не в готовом виде, а научить детей самим анализировать, размышлять, делать выводы. Такие уроки проходят «на ура», материал усваивается лучше. «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Эти слова древнекитайской пословицы как нельзя лучше подчёркивают суть современного образования. Деятельностный подход прочно вошёл в современный урок. Учитель на таких уроках выступает организатором деятельности детей. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. После таких уроков испытываешь двойную радость, радость за счастливых учеников, уходящих с урока и радость от результатов, которые они демонстрируют на следующем уроке. Я за такие уроки.

    Уроки истории и обществознания не могут проходить без диспутов, без отставания точки зрения. Поэтому на своих уроках я стараюсь создавать ситуации, которые позволяют ученикам высказать свою точку зрения. И снова хочется обратиться к словам Ш.Амонашвили: «Школа есть Царство Мысли и воспитывает свободомыслие. Но она не тюремщик мысли и не умеет воспитывать раба». Такая работа позволяет поддерживать интерес к уроку, а если ребёнку интересно, значит и будет учиться. Мотивированный ученик обязательно станет успешным, я в этом уверена. Успешный ученик – счастливый человек, а счастливый человек способен творить добро.

   Я считаю, что главный результат учителя не только оценка, поставленная в аттестате, но и то, какой человек покидает стены школы. Этот результат виден позднее. Выпускники, уходя из школы, думают, что, наконец, их мучения закончились, но проходит время, и они начинают понимать, что в школе было замечательно. И когда они приходят в школу на встречу и осознанно говорят слова благодарности, вот это для меня самая лучшая награда, тогда начинают «расти крылья», тогда снова хочется идти в школу, учить детей и делать для них приятное.

  Время летит быстро и очень быстро меняется наша жизнь. Школа не должна стоять на месте, она должна идти в ногу со временем. Но для меня всегда важно, каким будет мой ученик. Пусть он не отличник, а всего лишь троечник, пусть он не будет крупным бизнесменом или депутатом, а будет простым механиком, продавцом главное, чтобы он был добрым, отзывчивым, трудолюбивым, главное, чтобы он был настоящим человеком, а значит и с детьми надо общаться, разговаривать по-доброму, по-человечески.

   



Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс профессионального мастерства
«Педагог года – 2017»
Номинация «Учитель года»

Пояснительная записка

 к конкурсному заданию «Методический семинар»

                                                           Эккардт Г.А.,

                                                                                    учитель истории и обществознания

                                                                                  МАОУ «СОШ №1»

Слайд 1-2

Название конкурсного задания, представление  автора работы.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно - ориентированного образования.

Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования  и постановки  цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью. Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям.

Слайд 3.

Установленные новым образовательным стандартом  требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

 Слайд 4.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей  сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Слайд 5.

Всё это и обусловило выбор  темы «Проектная деятельность  как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания».

Цель: Применение метода проекта на уроках истории и обществознания для формирования метапредметных результатов.

Для достижения поставленной цели обозначила задачи:

1.Проанализировать сущность метода проекта для формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.

2.Использовать метод проекта на уроках истории и обществознания для достижения метапредметных результатов.

3.Осуществлять мониторинг сформированности метапредметных результатов.

Слайд 6.

Метод проектов заинтересовал русских педагогов ещё в начале XX столетия. Данный метод в преподавании пропагандировал С. Т. Шацкий. Однако в 30-ые годы использование данного метода было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность. Е. С. Полат, Т. А. Воронина,  А. И. Савенков способствовали его возрождению в практике.
       Слайд 7.

 Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.

Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта; 

Слайд 8.

Организация проектной деятельности учащихся предусматривает использование самых различных методов, приёмов, технологий.

Отметим наиболее важные и своеобразные педагогические средства, которые используются при организации проектной деятельности детей.

          Педагогу необходимо продумать запуск проекта, обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практических задач, жизненно важной для детей.

          На уроке обществознания в 10 классе при изучении темы «Семья как главный институт общества» ученикам предлагается высказывание В. Гюго «Семья это кристалл общества». В ходе изучения данного вопроса были определены проблемы и способы их решения. Ученики выступили в качестве депутатов Государственной думы и предложили новые законопроекты для решения выдвинутых проблем. В рамках изучения истории по теме «Реформы Ивана Грозного» ученики сумели найти аргументы и доказать, почему Иван получил прозвище Грозный.

Важнейший приём в проектной деятельности является вопрос. Вопросы педагога, детей друг к другу сопровождают весь процесс проектной деятельности. При этом важно, чтобы педагог добивался от детей самостоятельного мнения и ответа на вопрос.

Слайд 9.

Выделяют основополагающий вопрос, интересный для детей, не имеющий однозначного ответа, он мотивирует детей к познавательной деятельности, поиску. Такой вопрос может стать основой запуска проекта. На уроке обществознания в 7 классе ученикам предложен вопрос «Защита Отечества – долг или обязанность?». В результате работы с документами, материалами параграфами, ресурсами Интернет ученики написали сочинение «Профессия Родину защищать».

Другим важным приёмом является «Звёздочка обдумывания». Его суть заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который, в свою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическая и практическая работа над этими вопросами позволяет приблизиться к решению главной проблемы.

Слайд 10.

Так на уроках истории в 5 классе при изучении истории Древней Греции ученикам предлагается игра «Верю – не верю». В ходе ответов на вопросы ученики сталкиваются с проблемой ответов на них. Данная ситуация становится основой для разработки проекта «Древнегреческая школа» (создание рекламы, составление словарей новых слов,  интервью у учителя и ученика Древнегреческой школы). На уроках обществознания в 9 классе при изучении темы «Правовое государство»  ученикам предлагается прочитать статью 1 Конституции РФ, где говорится о том, что РФ есть правовое государство. И снова появляется возможность организовать проект по теме «РФ – правовое государство».

Слайд 11.

Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.

На уроках права ученики постоянно выступают в качестве юристов при решении правовых задач. На уроках истории в 7 классе после изучения темы «Смутное время» ученикам предложены выступить в роли Михаила Романова и предложить свои варианты решения сложившихся проблем.

Слайд 12.

В поиске ответов на проблемные вопросы, сборе и обработке информации в процессе проектной деятельности помогают графические способы: кластер, сравнительная карта, таблицы, причинная карта, список положительных и отрицательных аргументов.

В 6 классе на уроке обществознания после изучения темы «Человек в группе» ученикам предложено составить карту «Группы моего класса».

Слайд 13.

В рамках изучения темы «Первая мировая война» в 11 классе ученики так же составили схему, которая позволяет изучить данный вопрос.

Существует несколько классификаций типов проектов учащихся.  

В своей работе я предлагаю ученикам различные проекты:

- индивидуальные (Составить словарь новых слов, Слайд 14, создать презентацию Слайд 15);

- групповые (Взять интервью, создать газету) Слайд 16, 17;

- исследовательские («Демографические проблемы: Как победить смертность?», «Антиалкогольная политика и молодёжь», «Правовая культура: состояние и перспективы»);

Слайд 18.

Интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности вполне понятен. Этот вид школьной работы позволяет развивать специфические умения:

-распознать проблему и преобразовать её в цель предстоящей работы;

- определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

- найти и привлечь нужные ресурсы;

- точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;

- оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки;

- осуществить презентацию результата своей работы и самореализацию своей компетентности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в основе проектной технологии лежит формирование метапредметных результатов. По мнению А.В. Хуторского, метапредметность  - это фундаментальные образовательные объекты. 

Слайд 19.

Опыт своей работы по теме «Проектная деятельность как  метод формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания» был представлен на различных уровнях:

Школьный

2014 г. открытый урок "Путешествие в древнюю Азию",  5 класс,

2015 г. открытый урок "В Афинских школах и гимнасиях",  5 класс 

Муниципальный:

2013 г., открытый урок "Правовое государство", 10 класс;

2014 г. открытый урок истории в 5 классе «Финикийские мореплаватели»;

2015 г. открытое занятие для родителей "Здоровое питание школьников" (создание социального проекта)  в рамках форума «Большая перемена»;

2016 г открытый урок  обществознания «Профессия Родину защищать», 7 класс;

2016 г. открытый классный час «Правонарушения: преступление и проступки».

Всероссийский:

2015 г. Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» (1 место).

На персональном сайте публикую  методические статьи, разработки уроков, рабочие программы по предметам, сценарии воспитательных мероприятий, размещаю  творческие работы учеников, фотоальбомы из школьной жизни своего класса.

           Слайд 20.

              В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Предложенные Аксеновой Н. И требования диагностики разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности решения проблем.

Результатами своей деятельности считаю положительную динамику показателей уровня сформированности ключевых компетенций (для оценки проектной деятельности). Представлены  показатели  одного класса. Результаты диагностики говорят о том, что используемые на уроках методы, формы позволяют успешно формировать ключевые компентентности.

Слайд 21.

С проектами, созданными учениками участвуем в конкурсах, конференциях различного уровня и имеем высокие результаты.

2015 г. – второе место во Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива»;

2015 г. – участие в Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена»;

2016 г. – участие в Первом областном конкурсе проектов учащихся средних общеобразовательных школ Тюменской области «Школа гостеприимства: мой первый проект в сервисе и туризме»;

2016 г. – третье место на XII Всероссийской научно-практической конференции «О политико-правовой модернизации в государстве: вопросы теории и практики»;

2016 г. – участие во втором Форуме Общественной палаты Тюменской области «Современные формы и технологии патриотического воспитания молодёжи».

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными целые области профессиональной деятельности. Это требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

В ходе работы над данной темой я пришла к выводам: Слайд 22.

- Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности;

- Проектная технология одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников;

- Проектная деятельность обеспечивает высокую активную позицию школьников. Это содействует формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся.

Слайд 23. Спасибо за внимание!

.