Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Меньшикова Нина Николаевна

            Детское экспериментирование в детском саду играет очень важную роль в развитии малыша. Причем чем больше экспериментов будет проведено, тем лучше. Профессионалы утверждают, что необходимо постоянно искать новые варианты его проведения. Экспериментирование в ДОУ по ФГОС должно отвечать на многие вопросы развития малыша. Также по нормам данный процесс в обязательном порядке должен быть представлен в качестве игры или какого-то развлечения. Ведь малышам-дошколятам очень интересно получать новые знания в игровой форме. Она признана самым лучшим подходом к воспитанию и обучению. Эксперимент в виде игры - это как раз то, что нужно дошколёнку для хорошего усвоения материала. Только почему так получается? Дело все в том, что занятия в детском саду, как правило, выстраиваются под особенности человеческого мозга. В нашем случае - детского. Малышам трудно усваивать материал в виде слов, букв и цифр. Им в этом помогает "наглядное пособие". Ведь игровой эксперимент удовлетворяет главную потребность малыша в детском садике - любопытство. Поэтому такие занятия откладываются на долгое время в памяти у ребенка. Работа с детьми и экспериментами в детском саду является важной частью обучения. Можно сказать, что это основная тактика обучения малышей. Занятия в детском саду должны быть не только познавательными, но еще и интересными.

        Стараюсь организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов подбираю правильный дидактический материал, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забываю, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

    Организую занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься экспериментированием. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса, создаю картотеку игр, разрабатываю конспекты занятий, подбираю материал для экспериментирования и исследовательской деятельности, что  развивает у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление. Важным условием экспериментирования является создание предметной среды, имеющий развивающий характер. В экспериментальном уголке оборудовала «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;

-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;

-медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

        Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

      Стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

         Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Знакомлю их со свойствами снега: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Например, мы с детьми проводили опыт со снегом. Занесли снег в группу, через несколько минут снег начал таять. Сделали вывод: состояние снега зависит от температуры воздуха. Исследовали вкус и цвет воды, познакомились со свойством воды «прозрачность». Изучая свойства песка, дети сделали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. На вопрос: «Чем можно рисовать? » - дети отвечают, что можно рисовать красками, мелом, карандашами. Важно отметить, что природа дает нам разные натуральные краски.  Предложила ребенку листы плотной бумаги, кусочки свеклы, зелень, несколько ягод. У ребенка появилась возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

            Через эксперименты знакомлю детей с воздухом «Где спрятался воздух?», «Как увидеть воздух?», «Воздух – невидимка»  выявляем свойства воздуха. Определяют, чем дышат люди, животные, растения, рыбы? Дети узнали, что такое воздух и что с ним происходит в разных ситуациях. Например, они узнали, что в воде тоже есть воздух. Его количество зависит от температуры воды. Чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха. Знакомимся со свойствами воздуха, его ролью для человека и всего живого. Наглядным способом изучения этого объекта  надувные шары. Также иллюстрируют движения воздуха ленточки, пушинки, перья и другие легкие предметы. Не нужно ничего экзотического - даже ватные шарики или комки тонкой бумаги служат этой цели. В рамках цикла занятий на данную тему рассматриваем соотношение веса воздуха разной температуры: теплый поднимается вверх, а холодный опускается вниз.                                                 Исследовав магнит, дети делают выводы, что магнит притягивает к себе только железо. Например, насыпав в миску манку и закопать в неё скрепки. Как можно быстро их собрать? Или налить немного воды, бросить скрепки в воду. Как, не замочив рук вытащить скрепку из воды? У детей развивается сообразительность, смекалка. Эти занятия весьма захватывающи, они напоминают даже не опыты, а самые настоящие фокусы. Магнитики бегут друг навстречу другу или, наоборот, в разные стороны, притягиваются в полете, через стол, бумагу или ткань. Особое внимание ребят  привлекает к тому факту, что металлы, которые подвергались воздействию этого объекта эксперимента, также частично приобретают его свойства.

Так, в процессе экспериментирования  обучала воспитанников своей группы:

• видеть и выделять проблему;

• принимать и ставить цель;

• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

       Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью  разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам: «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование», «Организация детского экспериментирования дома»; выпустила папки-передвижки по данному вопросу.

           Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

 

 

 

 

Литература:

Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет/ авт. – сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333с.

Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Дыбина О.В., Рахманова Н.Н. 2010г.