Дидактические игры по трудовому воспитанию.

Меньшикова Нина Николаевна

«Накроем стол для кукол».

 

Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.     Ход игры. Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол(используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности(помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного  возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

 

« Что хочет делать Маша?»

 

Цель: уточнить представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.                                                                    Ход игры. Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):                                                           - Маша просит у меня тазик,  ведро с водой и мыло.  Подставляет кукле называемые ею предметы.                                                                                                                                                                    – Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно.   А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? ( Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.) В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т.п.).                                                                              Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка и  карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок и атрибутов. Игра может быть усложнена: один ребёнок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

 

«Что сначала, что потом?»

 

Цель: уточнить знания детей о правилах пересадки комнатных растений.                           Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку  выполнения действий.  *Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.                                                                       *Мытьё горшка.                                                                                                                                             *Укладывание камушков на дно горшка.                                                                                                                * Насыпание в горшок песка (высота 1см.)                                                                                 *Насыпание в горшок поверх песка немного земли.                                                                  *Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.                                                                             *Срезание загнивших корней.                                                                                                                 *Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.                                                                                                *Уплотнение земли.                                                                                                                            *Установка горшка с растением на поддон.                                                                                      *Полив растения под корень.

 

«Угадай профессию».

Цель: расширять представления детей о профессиях.                                                                                Ход игры. Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик – кроликовод.

Телёнок – телятница.

Овца – овцевод.

Олень – оленевод.

Виноград – виноградарь.

Чай – чаевод.

Хлеб – хлебороб.

Сад – садовод.

Цветы – цветовод.

Пчела – пчеловод.

Поле – полевод.

Гаечный ключ – слесарь.

Ведро и швабра – уборщица.

Билет – кондуктор.

Касса – кассир.

Рубанок – столяр.

Краска и кисть – маляр.

Мастерок – штукатур.

Молот и наковальня – кузнец.

Огнетушитель – пожарный.

Шприц – медсестра.

Электропила – лесоруб.

Рыбацкая сеть – рыбак.

Зубоврачебное кресло – стоматолог.

Доильный аппарат – доярка. И т.д.

 

« Угадайте, что я делаю».

 

Цель: расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:

 Что ты делаешь – не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвозди, пилит, едет на машине, стирает, несёт ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трёт на тёрке и проворачивает что-то в мясорубке и т.д.

  Дети угадывают действия.

« Кому это нужно?»

 

Цель: закреплять представление детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры. Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

    При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток и  пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер и  микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп и  отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.