Консультация для родителей Умные игрушки

Меньшикова Нина Николаевна

      Готовые игрушки, уточняя представления ребёнка об окружающем мире, разнообразят содержание его игр и способствуют развитию его мышления и речи. Существует и особая категория игрушек, специально созданных для развития умственной деятельности ребёнка. Играя с ними, он учится различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов, получает представления о количестве и качестве предметов.

       Дидактические игрушки устроены так, что ребёнок, играя с ними, учится новым действиям, приобретает определённые умения. Дидактические игрушки впервые покупают малышу на первом году жизни. Погремушка уже учит держать её за рукоятку, греметь, рассматривать и так далее.

       И всё же наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребёнком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятие «больше – меньше», поставить задачу, сообщить ребёнку новые сведения.

       Дидактическая задача может быть поставлена и во многих настольно-печатных играх. Лото, домино, парные картинки помогают ребёнку учится считать, производить простейшую классификацию предметов, сопоставлять предметы по тождеству и сходству и так далее.

        Ту игру, которая наскучила детям, можно сделать снова интересной. Обычно игры имеют несколько вариантов. Не следует спешить и сразу показывать детям все варианты.

        Настольные игры в большинстве своём  предполагают выигрыш и проигрыш. Маленьких детей до трёх-четырёх лет выигрыш мало интересует, для них весь смысл заключается в самом процессе игры, в действиях. Они радуются, найдя парную картинку, подобрав нужную карточку лото или плашку домино.

         Занимательные игры-загадки «Кому что нужно», «Чего не хватает», в которых дети должны подобрать карточки, отгадав, что прыгающей девочке не хватает прыгалок, шьющей портнихе – швейной машины, художнику – кисточки и так далее.

         Среди настольных игр вызывают интерес детей разрезные картинки. Для малышей лет трёх-четырёх  картинка, делится на две – четыре части и изображает один предмет.

         Все эти игры полезны тем, что ребёнок находит общее и различное, определяет часть от целого, объединяет части в целое, знакомится с новыми понятиями: «транспорт», «мебель», «одежда» и так далее. В играх у детей развивается внимание, быстрота реакции, сообразительность, приобретаются новые знания. Кроме того, обычно такие игры требуют участия нескольких человек, ребята привыкают к совместным играм, привыкают соблюдать определённые правила, подчиняться воле коллектива.

         Педагогическая задача настольных игр дидактического характера – проверить, уточнить, расширить знания детей, развивать у них память,внимание, сообразительность. Дидактические игры обязательно должны быть в игрушечном «хозяйстве» ребят.