«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к книжной культуре»

Меньшикова Нина Николаевна

Младший дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_knizhnaya.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к книжной культуре»

Младший дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

 В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями. 

Как же разбудить интерес к книге у младших дошкольников? Кому отводится ведущая роль? Во взаимодействии родителей, воспитателей и детей велика роль взрослого, любящего и знающего литературу, имеющий вкус в отборе произведений, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой. Сущность моей работы заключается в создании творческо-деятельностной среды при ознакомлении дошкольников с художественной литературой, которая способствует развитию художественного восприятия и эстетического вкуса, воспитанию любви к книге как произведению искусства и приобщению детей к чтению.

В работе  с детьми  младшего дошкольного возраста ставлю следующие задачи:

1.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

2.Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (стихотворение, сказка, рассказ); о простейших элементах образности в языке.

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

              Использую различные методы работы с художественной литературой:

1.Чтение и рассказывание  одного произведения.

2. Чтение литературного произведения и рассматривание иллюстраций к нему. 

3. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

а) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Колобок» сопровождается показом игрушек и действий с ними).

б) Настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Теремок»).

в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

4. Чтение художественной литературы как режимный момент (в режиме дня отведено время на ознакомление с произведениями художественной литературы). 

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

         С самого раннего возраста я начинаю знакомить детей с потешками, песенками, закличками русского фольклора. К жанру русского фольклора относятся и загадки, дети в любом возрасте с удовольствием их разгадывают. Художественная система фольклора своеобразна, язык которого прост, точен, выразителен. Произведения фольклора своим содержанием и формой отвечают задачам развития и воспитания ребенка. Я знакомлю детей с произведениями устного народного творчества в ненавязчивой форме, включая их в различные режимные моменты: при умывании, при одевании на прогулку, принятии пищи, подготовке ко сну. Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец

          Очень важно правильно выстроить работу по всем основным жанрам литературных произведений. Поэтому для развития художественного восприятия особое значение во второй младшей группе я уделяю знакомству со сказкой. Детям они очень понятны и дети постепенно учатся воспринимать художественный текст на слух.

          Начиная с младшей группы, я подвожу детей к различению жанров. Конечно, я не углубляюсь в понимания специфики жанров, а всего лишь называю жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)». В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь» — это сказка, «Игрушки» А. Барто — это стихотворение. Названия жанров я даю четко и правильно: сказка, рассказ, стихотворение. Сказка рассказывается, рассказ читается, стихотворение читается и заучивается.

          Детей приучаю отвечать на вопросы, много вопросов малышам не задаю, но два-три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо. 

          При запоминании стихотворений большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов учу малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, напоминаю детям аналогичные факты из их собственной жизни.

          В моей группе есть дети, которые любят слушать детские произведения, но есть и такие, которым чтение представляется непосильным и скучным делом. Заставить насильно такого ребёнка слушать – значит, окончательно отбить интерес к чтению. Моя задача - найти такой подход к ребёнку, выбрать такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется ему интересной и внутренне созвучной.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Я стараюсь отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть во время, сразу же после какого-то конкретного случая - значит помочь найти нужный ответ.

Часто дети приносят из дома свои любимые книги. Я, предварительно ознакомившись с книгой, читаю её всем, сказав, что рада встрече с книгой своего детства и благодарю ребёнка.

В свободное время закрепляю в памяти детей, выученные на занятии стихи, работаю над выразительным чтением их. Вечером с детьми провожу инсценировки любимых детьми книг, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры на литературные темы, просмотры театра. Участие ребёнка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге. 

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Книга в жизни ребенка выполняет познавательную, воспитательную, развивающую функции, преподносит ему первые уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания. 

Специально выделенное и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в отведённом для чтения месте.

В нашем уголке книг, кроме книг находятся отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рисования на близкие детям темы («Игрушки», «Домашние животные», и другие). 

     Одним из важных вопросов в нашей группе при оформлении уголка книги является    учет принципов отбора литературных произведений для дошкольников это:

  • доступность;
  • художественность;
  • разнообразие;
  • постепенность усложнения;
  • учет национальных и культурных особенностей произведений;
  • учет читательских предпочтений дошкольников;
  • сюжетная занимательность;
  • простота и ясность композиции;
  • близость содержания опыту ребенка. 

В заключение хочу сказать, что положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, станет основой успешного обучения ребёнка в школе. Книга будет добрым другом и помощником ребёнка на протяжении всей его жизни.