Дидактические игры для закрепления геометрических фигур.

Меньшикова Нина Николаевна

(младший возраст).

« ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО».

               Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках – разный подбор фигур. На одной – круг, квадрат, треугольник. На другой – круг, квадрат, круг. На третьей – треугольник, треугольник, круг. На четвёртой – квадрат, треугольник, круг и т.д. Кроме того, у каждого ребёнка – набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы цветов). В начале игры ребёнок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.

«РАЗЛОЖИ В КОРОБКИ».

              В этой игре используются коробки, на которой даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.                                                                             Задания: Навести порядок, разложить все фигуры по коробкам. Дети вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам, соотнося их форму с контурным изображением.

«Найди свой домик».

             Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трёх обручах в разных углах комнаты на полу лежат, круг, квадрат и треугольник. «В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель; - в этом все квадраты, а в этом – все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять», побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

«Найди пару».

                На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой – круг и квадрат, на третьей – два треугольника и т.д. У каждого из детей тоже по одной рукавички, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

«Найди свою фигуру».

                  Воспитатель делает из картона ящик, в котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы. Педагог делит детей на две группы, у одних – геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике; у других – конверты с изображением круга, треугольника, квадрата. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры, а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь по изображениям на своих конвертах.

«Гаражи».

               Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» - круг, квадрат, прямоугольник и  треугольник. В разных концах группы расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником, квадратом или треугольником большого  размера, чем у детей. Машины могут заезжать только в свой гараж, то есть в тот, который соответствует номеру машины. Итак, правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет различать геометрические фигуры. Дети, держа свои номера машин перед собой, как руль, ездят по комнате. По сигналу воспитателя все въезжают в свои гаражи. При повторении игры можно незаметно поменять гаражи местами: это заставляет водителей быть ещё внимательнее.

«Прокати в ворота».

           Вызывают двух детей, по желанию. Одному дают куб, а другому – шар.                                   Задание: прокатить свой предмет в заранее подготовленные ворота. Конечно, тот, у кого шар, выигрывает, так как шар легко прокатывается в ворота.

«Найди своё место».

         Детям раздают различные геометрические фигуры, а на стульях, поставленные в ряд, кладут карточки с изображением этих фигур. Дети расходятся по группе, свободно передвигаясь, бегая под бубен. По условному сигналу дети находят своё место то есть каждый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением его геометрической фигуры.

(Старший возраст).

«Чудесный мешочек».

            Игра позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм.                                                                                                                                                  В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребёнок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать. Усложнить игру можно, если ведущий даёт задание найти в чудесном мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребёнок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.

«Кто больше увидит?».  

             На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трёх и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше различных фигур, которые были на фланелеграфе. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

«Найди такой же».

            Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры.                                                                                                                              Воспитатель показывает свою карточку. Дети должны найти такую же карточку и поднять её.

«Посмотри вокруг».

          Игра помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра проводится в виде соревнования. Ведущий предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной и четырёхугольной формы, форму предметов, не имеющих углов и так далее. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок.

«Расскажи про свой узор».

          У каждого ребёнка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем – квадрат, в  левом нижнем углу – овал , в правом нижнем углу – прямоугольник и  в середине – треугольник.

«Найди свой домик».

           Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно, переместив домики.