Игры в жизни ребенка

Меньшикова Нина Николаевна

Консультация для родителей.

Игры в жизни ребёнка.

 

   Игрушки и многие игры так или иначе, но всегда в доступной, интересной форме моделируют саму жизнь. Их нельзя показать все сразу, а только по одной, и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год. У них необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрослый. В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьёй, и целой группой в детском саду. Их можно назвать спортивным комплексом, но для ума, для развития способностей ребёнка.                            В принципе, каждого здорового ребёнка можно сделать и творчески развитым. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности- от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь- то и требуются особые качества  ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности- всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

    Первые годы жизни ребёнка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. Но именно в эти годы малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие второстепенными.

     К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. « Придёт время- научится всему». В действительности это далеко не так. Малыши , научившиеся читать ещё до школы, учатся значительно лучше других и учиться им, как правило, очень легко, да и научиться читать 3 – 4 летнему ребёнку намного легче чем 6 – 7 летнему, и делает он это играючи и с удовольствием, а у старших процесс обучения чтению идёт гораздо труднее и обычно под давлением взрослых. И, чем моложе ребёнок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом всё труднее и труднее.    

      Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни- самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всём желании нельзя столь же успешно вырастить позже.

       Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространённая форма «помощи» детям, но она только вредит делу.                                                                                                                 

       Почему так часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали». Элемент новизны исчез. А  он – то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, и другие. Эти игры дольше «служат» детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но  и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них  значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей! А время уходит. Очевидно: нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

        При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, так как умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.  

       Очень много зависит то пап, мам, в том числе от  их  творческого  подхода и к  самим играм.

       Каждая игра представляет возможность подумать над тем, как её расширить, какие новые задания к ней добавить, как её усовершенствовать. И  этой возможностью надо широко пользоваться, привлекая к созданию новых заданий и новых вариантов игры и самих малышей. В некоторых играх такая вариативность заданий заранее предусмотрена и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее и приятнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребёнка.                                   

         Очень хочется думать, что познакомившись с развивающими играми и попробовав играть в них со своими малышами, сами родители, в зависимости от своих склонностей или профессиональных знаний, дополняют имеющиеся задания новыми, придумают новые варианты игр, способствующих развитию других сторон, других способностей, будь то специально математические или физические, химические или технические и так далее.