Игры для развития познавательных способностей.

Меньшикова Нина Николаевна

«Найдите такой же».

Педагог предлагает детям взять по одному предмету из тех, которые лежат у него на столе (листья, палочки, камушки, ракушки, плоды деревьев…), и найти такие же. Задача детей состоит в том, чтобы принести и показать найденные предметы воспитателю, а также объяснить, почему именно их они выбрали. Далее все предметы раскладываются на земле, и дети вновь находят одинаковые.                                                                                                         Вариант игры. По заданию педагога дети самостоятельно находят два одинаковых предмета. Затем вместе со взрослым уточняют, правильно ли выполнено задание.

« Прятки».

Воспитатель объясняет правила игры: « Я закрою глаза, а вы будете прятаться от меня». Он закрывает глаза, дети прячутся. Открыв глаза, идёт искать. Найдя ребёнка, воспитатель говорит: « Тук-тук. Ты где?». Этот вопрос ставит ребёнка перед необходимостью ответить: под кустом, за беседкой, за деревом. Если ребёнок ограничивается жестом или произносит неправильное слово, воспитатель даёт точное определение месту, где он спрятался. Ребёнок должен повторить.                                                                                          Усложнение. Роль ведущего исполняет ребёнок.

« Подумай и ответь».

Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, чего у всех и у каждого из них по два. Старайтесь получить от них разные ответы, поэтому задайте вопрос: «А ты как думаешь, что у тебя по два?» (Два уха, две руки, две ладони, два колена, две пятки и так далее.) Следите за тем, чтобы дети согласовывали числительное «один» с существительным. За каждый правильный ответ ребёнку даётся фишка. В конце игры воспитатель вместе с  детьми  выясняют у кого больше фишек, кто победил.

«Куда пойдёшь и что найдёшь?».

Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы. Играющий выбирается с помощью считалки. Затем воспитатель говорит:  - Направо пойдёшь – куклу найдёшь; налево пойдешь – зайчонка найдёшь; вперёд пойдёшь – мышонка найдёшь; назад пойдёшь – мячик найдёшь. Куда ты пойдёшь? Ребёнок выбирает направление, называет его и то, что должен найти. Когда игрушка будет найдена, он рассказывает, куда пошёл и где её нашёл.

« Нарядим кукол».

Дети встают вокруг стола. Воспитатель выкладывает на стол листья, собранные на участке. – Куклы собрались в гости к медвежонку. Давайте сделаем им красивые бусы. Те, кто справа от меня, разложат красные листья друг за другом в ряд; те, кто слева от меня, разложат жёлтые листья.                                                                                                                             Воспитатель нанизывает листья на нитку. Дети сравнивают бусы по длине и надевают на кукол. На голову одного ребёнка надевается шапочка медведя. Куклы(дети  с куклами в руках) рассказывают мишке, какие у них бусы, из чего они сделаны, какие по длине, какого цвета. Эта игра может проводиться на участке с использованием различных персонажей.

«Что  за  чем ? ».

Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Он бросает кому- нибудь из детей мяч, задаёт вопрос ( например: «Утро. А за ним?»). Поймавший отвечает на него (« День») и бросает мяч воспитателю.                                                                                                                                                     Варианты вопросов:  Ночь, что за нею?  Что делают дети утром? Вечером? Ночью? Что следует за днём?  И так далее.

«Назови цифру».

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Каждому по очереди показывает одну цифру ( от 1 до 5) Ребёнок должен назвать её. Если он называет неверно, переадресуйте вопрос следующему. В этой игре каждый ребёнок должен быть опрошен два-три раза.

«Что бывает по 4?».

Дети называют:  четыре крыла у бабочки, четыре ножки у стола, четыре кармана на одежде, четыре этажа в доме, четыре ножки у скамейке и так далее. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек получил каждый игрок, кто из них стал победителем. Эту игру по желанию детей или педагога можно провести как в помещении, так и на свежем воздухе.

«Отсчитай столько же».

У детей мешочек с мелким счётным материалом: ракушками, каштанами, орехами и другим материалом. Один из играющих подпрыгивает ( приседает, хлопает, топает) несколько раз. Дети считают, отсчитывают столько же игрушек и рядом кладут соответствующую цифру. Объясняют, почему они сделали именно так. Затем игрушки возвращаются на место. Игра повторяется 3-4 раза.                                                                                             Усложнение игры. Можно предложить детям считать, например, удары молоточка с закрытыми глазами, а затем, открыв глаза, отсчитывать игрушки и находить соответствующую цифру. При этом они обязательно должны объяснить, почему взяли столько игрушек и положили именно эту цифру.

«Найди своё место».

На столе лежат треугольники и прямоугольники. Воспитатель предлагает детям взять по одной фигуре. Те, у кого треугольники, встают справа от него; те, у кого прямоугольники, - слева.                                                                                                                                                                                  – Какие у каждого фигуры и какого они цвета?                                                                                                                          - Возьмите фигуру в левую руку, поднимите руки вверх и переложите фигуру в правую руку. Опустите руки вниз. После этого дети меняются фигурами, и игра повторяется  (необходимо изменить место её проведения). После выполнения задания спросите у детей, каких фигур больше: треугольников или прямоугольников? Как узнать?  Варианты ответов: можно положить треугольники под прямоугольники, можно взяться за руки, т.е. встать парами.

«Найди такое же колечко».

У пары детей, сидящих за одним столом, одинаковые пирамидки.                                                                              Воспитатель предлагает снять кольца со стержня пирамидки, перемешать их, а потом разложить по порядку – от самого маленького до самого большого, сказать, какие они по величине:  маленькое, побольше, ещё больше и т.д.                                                                                                        После этого воспитатель предлагает детям перемешать кольца двух пирамидок, найти два одинаковых кольца.                                                                                                                                                       Воспитатель наблюдает, как дети справляются с заданием: путём наложения колец друг на друга находят одинаковые и отмечают, какие кольца по величине. Педагог предлагает собрать пирамидки. И снова уточняет у детей, какие пирамидки по высоте.

«Магазин посуды».

У каждого ребёнка карточка с четырьмя полосками и 14 кружков.                                                                                Воспитатель объясняет: «Представьте, что мы находимся в магазине посуды. Это (показывает на кружки) большие и маленькие чашки. Их надо расставить по полкам кто как хочет».                                                                                                                                                                                Варианты могут быть такими:                                                                                                                                  - кружки лежат в беспорядке на каждой полке;                                                                                            - кружки лежат на двух полках (большие и маленькие);                                                                          - кружки разложены по цвету на четырёх полках.                                                                          Воспитатель спрашивает у каждого, как он разложил чашки и на какой полке их больше, на какой меньше. Можно предложить детям разложить их так, чтобы на каждой полке стояли «чашки» одного цвета. Спросите, каких  «чашек» больше: красных или синих; жёлтых или зелёных и т.д.