Конспект занятия «Световой день»

Меньшикова Нина Николаевна

 Цель: расширять представления дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы.

Задачи: Побуждать детей дифференцировать предметы рукотворного мира и природы.

Формировать интерес к возникновению отдельных предметов.

Развивать наблюдательность, любознательность и зрительное восприятие окружающей природы.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить красоту природы и человеку труда.

Материал: часы «Времена года». Карточки с сюжетами частей суток. Сундучок с предметами: солнышко, фонарик, лампочка.

         Ход занятия.

Воспитатель подводит детей к окну и читает стихотворение:

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель, звенит капель.

В саду у нас весна!

          Беседа

- О каком времени года нам рассказывает это стихотворение?

- Когда приходит к нам весна, после какого времени года?

- Назовите все времена года по порядку.

- Каким цветом на наших часах «Времена года» обозначена Зима, Весна, Лето, Осень?

          Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Воспитатель раздаёт детям карточки, на которых изображены сюжеты. Дети должны назвать часть суток, которая соответствует определённому сюжету.

-Эта часть суток утро. Потому что зарядку мы делаем утром.

- эта часть суток день. Потому что днём мы гуляем, играем, трудимся.

- Эта часть суток вечер. Потому что вечером мы собираемся ложиться спать.

- Эта часть суток ночь. Потому что ночью мы спим.

          Воспитатель сообщает детям, что у неё есть интересный сундучок. В этом сундучке лежат предметы, названия которых можно узнать, если отгадать загадки.

Утром рано встаёт.

Лучиками глазки свои протрёт.

Улыбнётся, рассмеётся

И всех будить начнёт (Солнышко)

 

В кулак его зажму

На кнопочку нажму.

Светлячок, мой светлячок,

Дай мне лучиков пучок! (Фонарик)

 

Чудеса на потолке –

Повисло солнце на шнурке (Лампочка)

  Воспитатель достаёт предметы из сундучка. Дети разглядывают все предметы.

- Почему все эти предметы оказались в одном сундучке?  (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что все они дарят людям свет).

  Воспитатель предлагает детям послушать и узнать, почему человек решил придумать лампочку.

По ходу рассказа воспитатель выставляет на магнитную доску предметы.

 

Почему человек изобрёл лампочку?

   Давным-давно у человека не было ни дома, ни кровати, ни стола, ни стульев. Он жил в лесу. Днём ему светило… что? (солнышко). Было светло, человек мог пойти и нарвать ягод, пойти на речку и поймать…кого? (рыбку). Но, когда наступал вечер, человеку было плохо.

- Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что вечером плохо видно, так как солнышко ложится спать).

- Чтобы вечером в лесу было светло, что надо сделать?

- Да, человек вечером разжигал костёр. Костёр освещал лес, отпугивал лесных проказников.

- Как вы думаете, кого? (волка, медведя).

   Всё было хорошо, но человек, как и вы, не любил долго сидеть на одном месте. Ему хотелось погулять по вечернему лесу. Отойдёт подальше от костра и уже ничего не видит. И вот однажды идёт человек, вдруг в траве что-то сверкает. Как будто звёздочки упали с неба на травку и цветы.

- Как вы думаете, что ночью может так сверкать? (светлячки)

  И тогда человек решил вечером носить с собой маленькие огоньки. Долго думал человек, как это сделать? На ладошке носить огонёк горячо. На веточке нельзя.

- Почему? (она загорится)

- Как вы думаете, что придумал человек, чтобы в руке носить маленькие огоньки? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что человек придумал фонарики).

Если дети затрудняются, воспитатель выставляет фонарик и читает стихотворение:

Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся. (Фонарик)

 Сначала вместо фонарика человеку служил камешек с угольком. А потом уже человек придумал стекло, а внутрь вставлял свечку. Прошло немного времени, и человек придумал электрический фонарик.

- От чего может работать электрический фонарик? (от батарейки).

- А в доме электрическая лампочка от чего работает? (от электричества).

- Какие ещё приборы работают от электричества? (утюг, пылесос и т.д.)

- Кто может в доме включать электрические лампочки и электрические приборы?

- Что может произойти, если электрические приборы или лампочки будут включать дети?

             Дидактическая игра «Найди и опиши»

На столе лежат карточки с изображением электрических, осветительных приборов, солнце, светлячки. Дети по сигналу воспитателя находят определённые предметы.

- Найдите предметы, которые светят, но сделаны не руками человека (светлячки, солнце).

- Кто такие светлячки? (букашки).

- Что такое солнце? (самая большая звезда).

- Найдите приборы, которые придумал человек, чтобы освещать своё жилище (настольная лампа, фонарик, свеча, люстра и т.д.)

- Найдите приборы, которые работают от электричества. (холодильник, электрочайник, стиральная машина и т. д).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetovoy_den_zanyatie_maam.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Световой день»

        Цель: расширять представления дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы.

        Задачи: Побуждать детей дифференцировать предметы рукотворного мира и природы.

Формировать интерес к возникновению отдельных предметов.

Развивать наблюдательность, любознательность и зрительное восприятие окружающей природы.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить красоту природы и человеку труда.

        Материал: часы «Времена года». Карточки с сюжетами частей суток. Сундучок с предметами: солнышко, фонарик, лампочка.

         Ход занятия.

Воспитатель подводит детей к окну и читает стихотворение:

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель, звенит капель.

В саду у нас весна!

          Беседа

- О каком времени года нам рассказывает это стихотворение?

- Когда приходит к нам весна, после какого времени года?

- Назовите все времена года по порядку.

- Каким цветом на наших часах «Времена года» обозначена Зима, Весна, Лето, Осень?

          Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Воспитатель раздаёт детям карточки, на которых изображены сюжеты. Дети должны назвать часть суток, которая соответствует определённому сюжету.

-Эта часть суток утро. Потому что зарядку мы делаем утром.

- эта часть суток день. Потому что днём мы гуляем, играем, трудимся.

- Эта часть суток вечер. Потому что вечером мы собираемся ложиться спать.

- Эта часть суток ночь. Потому что ночью мы спим.

          Воспитатель сообщает детям, что у неё есть интересный сундучок. В этом сундучке лежат предметы, названия которых можно узнать, если отгадать загадки.

Утром рано встаёт.

Лучиками глазки свои протрёт.

Улыбнётся, рассмеётся

И всех будить начнёт (Солнышко)

В кулак его зажму

На кнопочку нажму.

Светлячок, мой светлячок,

Дай мне лучиков пучок! (Фонарик)

Чудеса на потолке –

Повисло солнце на шнурке (Лампочка)

             Воспитатель достаёт предметы из сундучка. Дети разглядывают все предметы.

- Почему все эти предметы оказались в одном сундучке?  (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что все они дарят людям свет).

             Воспитатель предлагает детям послушать и узнать, почему человек решил придумать лампочку.

По ходу рассказа воспитатель выставляет на магнитную доску предметы.

Почему человек изобрёл лампочку?

          Давным-давно у человека не было ни дома, ни кровати, ни стола, ни стульев. Он жил в лесу. Днём ему светило… что? (солнышко). Было светло, человек мог пойти и нарвать ягод, пойти на речку и поймать…кого? (рыбку). Но, когда наступал вечер, человеку было плохо.

- Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что вечером плохо видно, так как солнышко ложится спать).

- Чтобы вечером в лесу было светло, что надо сделать?

- Да, человек вечером разжигал костёр. Костёр освещал лес, отпугивал лесных проказников.

- Как вы думаете, кого? (волка, медведя).

          Всё было хорошо, но человек, как и вы, не любил долго сидеть на одном месте. Ему хотелось погулять по вечернему лесу. Отойдёт подальше от костра и уже ничего не видит. И вот однажды идёт человек, вдруг в траве что-то сверкает. Как будто звёздочки упали с неба на травку и цветы.

- Как вы думаете, что ночью может так сверкать? (светлячки)

          И тогда человек решил вечером носить с собой маленькие огоньки. Долго думал человек, как это сделать? На ладошке носить огонёк горячо. На веточке нельзя.

- Почему? (она загорится)

- Как вы думаете, что придумал человек, чтобы в руке носить маленькие огоньки? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что человек придумал фонарики).

Если дети затрудняются, воспитатель выставляет фонарик и читает стихотворение:

Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся. (Фонарик)

        Сначала вместо фонарика человеку служил камешек с угольком. А потом уже человек придумал стекло, а внутрь вставлял свечку. Прошло немного времени, и человек придумал электрический фонарик.

- От чего может работать электрический фонарик? (от батарейки).

- А в доме электрическая лампочка от чего работает? (от электричества).

- Какие ещё приборы работают от электричества? (утюг, пылесос и т.д.)

- Кто может в доме включать электрические лампочки и электрические приборы?

- Что может произойти, если электрические приборы или лампочки будут включать дети?

             Дидактическая игра «Найди и опиши»

На столе лежат карточки с изображением электрических, осветительных приборов, солнце, светлячки. Дети по сигналу воспитателя находят определённые предметы.

- Найдите предметы, которые светят, но сделаны не руками человека (светлячки, солнце).

- Кто такие светлячки? (букашки).

- Что такое солнце? (самая большая звезда).

- Найдите приборы, которые придумал человек, чтобы освещать своё жилище (настольная лампа, фонарик, свеча, люстра и т.д.)

- Найдите приборы, которые работают от электричества. (холодильник, электрочайник, стиральная машина и т. д).