Уроки русского языка

Миронова (Овчинникова) Наталия Петровна

Банк открытых уроков русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1»

Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка мастер-класса

по русскому языку

 «Подготовка к ГИА: часть С2.1.

Однородные члены предложения»

Урок развития речи в 8 классе

Автор:

Овчинникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории (золотой сертификат  качества соответствия No.5228 от 09.06.2012г "Образовательные услуги для детей" СТП.ССИТ.16.12.)

2013 год

Информационная обработка текста – одно из самых сложных видов работы при подготовке учащихся к ГИА, ЕГЭ. Данный урок в моей рабочей программе 8 класса стоит после изучения раздела «Однородные члены предложения».  Предлагаемый урок и рабочая тетрадь учащегося (приложение №1) оказывают методическую консультативную помощь учащимся по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) и практический материал на примере однородных членов, позволяющий проверить свои знания.

Методическая разработка урока предполагает использование учителем технологии деятельностно-компетентного подхода. В ходе урока учащиеся совершенствуют информационную, коммуникативную компетентности, компетенции в умении самоорганизации и самообразования по предмету русский язык.  Продолжают совершенствовать навыки работы с текстом. Подобная организация урока позволяет учащимся проявить интеллектуальные и творческие способности.

   Цель урока: решить грамматическую задачу, поставленную перед учащимися в начале урока. В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, развиваются исследовательские умения и навыки  учащихся. Использование мультимедийной презентации расширяет возможности предъявления учебной информации, способствует лучшему восприятию материала, использованию межпредметных связей.

Принципиальное отличие урока, построенного по технологии деятельностно-компетентного подхода от обычного урока - это рефлексия, то есть личный анализ своего успеха и неуспеха на уроке. При подобной  форме работы создаются положительная мотивация на приобретение знаний, комфортные условия для развития каждого ребёнка, снижается уровень тревожности. Замкнутые дети раскрываются, чувствуя поддержку и помощь со стороны учителя и  коллектива, зарождается уверенность в себе, радость от понимания «я узнал», «я могу», «я умею», «я знаю, как…». Работа учащихся оценивается учителем только положительно.

Данная форма проведения урока направлена на развитие универсальных учебных действий, ассоциативно-образного мышления, развитие креативности. Чётко поставленная задача урока позволяет нацеливать детей на получение конкретного материала. Вопросы и задания заставляют думать и размышлять, работать с информацией в поисках нужного ответа.

Выбор формы работы обусловлен объёмностью и сложностью задания ГИА (С2.1). Данный урок позволяет «затронуть» каждого ученика, выполнить максимальный объём работы. Класс работает в специально подготовленных для этого урока рабочих тетрадях-памятках. Памятки,  данные в тетрадях, уже известны детям, так как это не первый урок подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Методическое пособие адресовано учителям и учащимся – классов.

Основная задача урока: научиться конструировать (писать) сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) по предложенному высказыванию и тексту на примере однородных членов. - Слайд 1.

Цели:

  1. Ввести учеников в процесс добывания информации для решения поставленной проблемы.
  2. Создать благоприятную атмосферу, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию и эффективно сотрудничать со своими сверстниками.
  3. Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в решении задачи данного урока.
  4. Подвести ребят к осознанию того, что сочинение-рассуждение на лингвистическую тему – совсем «не страшный» вид работы.

5. Проследить, какую роль в тексте выполняют однородные члены предложения.

Оборудование урока:

Мультимедиапроектор с экраном, рабочая тетрадь-памятка (приложение №1), цветные текстовыделители.

Структура урока:

  1. Оргмомент (готовность к уроку).
  2. Эмоциональный настрой. Мотивация
  3. Погружение в тему урока.
  4. Работа с текстом.
  5. Рефлексия.
  6. Домашняя работа – написание сочинения-рассуждения.
  7. Завершение урока.

 

Ход урока

1. Оргмомент.

     - Сегодня, ребята, мы продолжим учиться конструировать (писать) сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) по предложенному высказыванию и тексту на примере однородных членов. Вместе постараемся дать характеристику однородным членам, встречающимся в тексте с позиции лексики и грамматики, подкрепляя свои выводы примерами из текста. Очень ценно будет узнать ваше мнение.

2. Эмоциональный настрой. Мотивация.

     - Работать будет, наверное, не всегда легко, но надеюсь интересно. Основную часть работы мы уже проделали на предыдущих уроках, памятки-шпаргалки рабочей тетради, компьютерные слайды будут вас направлять, и вы всегда можете рассчитывать на помощь друг друга. - Слайд 2.

3. Погружение в тему урока.

      Чтение текста. - Слайд 3.

Талисман универсиады – 2013

     (1)Талисман казанской Универсиады - котенок крылатого снежного барса Юни. (2) В основу талисмана-символа летней Универсиады в Казани положен так называемый «цветочный стиль», используемый в татарском национальном орнаменте. (3)Кроме того, цветы символизируют лето, молодость и развитие, радость и счастье.

     (4)Снежный барс или ирбис -  млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в горных массивах Центральной Азии - в Гималаях, на Гиндукуше, Памире, Тянь-Шане, Кавказе и на Алтае. (5)Ирбис занесен в Международную Красную книгу и Красную книгу России. (6)В настоящее время казанском зоопарке живут два снежных барса – самец Тамерлан и самка Сильва.
   
(7)Как правило, талисманом становится животное, которое ассоциируется с регионом, где будут проводиться соревнования. (8)И, несомненно, таким животным для Татарстана является снежный барс.  (9)На гербе Республики Татарстан изображен именно крылатый снежный барс. (10)Такой выбор не случаен. (11)Барс — символ булгарских царей, тотем булгарского племени барсилов, составлявшего основную группу населения Волжской Булгарии. (12)Культ снежного барса зародился очень давно, отчетливо проявившись в скифскую эпоху.

   (13)В глубокой древности на территории Средней Азии обитали эти великолепные животные. (14)Тогда и стал крылатый барс божеством плодородия, покровителем детей у Волжских Булгар. (15)При археологических раскопках в Булгаре и Биляре  находилось множество вещиц из керамики, серебра  с изображением барса. (16)Есть версия, что это вовсе не снежный барс, а гепард. (17)Ведь еще в 18 веке на территории юга нашей республики водились гепарды. (18)Так же есть версия, что именно крылатым снежный барс изображается по причине объяснения древними людьми способностью этого зверя жить на неприступных горных высотах. (19)У этого зверя есть невидимые крылья, объясняли себе древние люди способность существования снежного барса в тех местах, где человеку или  зверю это было не под силу.

    (20)И сегодня снежный барс остается покровителем граждан республики и ее народа - наследников древней цивилизации, а барсёнок Юни станет покровителем всех спортсменов - участников универсиады в Казани. 

4. Работа с текстом – практическая работа

  1. Что вы узнали из этого текста?
  2. Какая информация оказалась для вас новой?
  3. Дайте объяснение следующим словам при помощи синонимов или слов одной лексико-тематической группы (А2, В1):

Талисман - (оберег, защита, священный знак, символ); - Слайд 4.

Орнамент - (узор, рисунок); - Слайд 5.

Тотем - (оберег, священное животное, символ); - Слайд 6.

Культ - (почитание, поклонение, обряд, священнодействие); - Слайд 7.

Версия - (мнение, гипотеза, догадка); - Слайд 8.

Покровитель - (защитник, заступник, хранитель); - Слайд 9.

  1. Чем являются объяснения данных слов с точки зрения синтаксиса? (однородные члены); - Слайд 10.
  2. Найдите в тексте предложения с однородными членами, запишите их номера, а в тексте выделите при помощи текстовыделителя. (3,4,5,6,11,14,15,19,20); - Слайд 10.

- Ребята, сейчас мы подробно остановимся на роли однородных членов в этих предложениях для этого текста, так как именно это нужно будет нам для написания сочинения-рассуждения.

  1. Какую лексическую роль играют однородные члены в тексте? Расскажите об этом на примере конкретных предложений. - Слайд 11.

    (3)Кроме того, цветы символизируют лето, молодость и развитие, радость и счастье.

(Уточняют значение символов, раскрывают содержание, обрисовывая общую картину) - Слайд 11.

     (4)Снежный барс или ирбис -  млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в горных массивах Центральной Азии - в Гималаях, на Гиндукуше, Памире, Тянь-Шане, Кавказе и на Алтае.

(Уточняют место обитания животного, конкретизируя повествование) - Слайд 12.

      (5)Ирбис занесен в Международную Красную книгу и Красную книгу России. (Показывают редкость и значимость этого  животного) - Слайд 13.

       (6)В настоящее время казанском зоопарке живут два снежных барса – самец Тамерлан и самка Сильва. (Уточняют детали – пол и названия животных, раскрывают содержание, обрисовывая общую картину) - Слайд 14.

(14)Тогда и стал крылатый барс божеством плодородия, покровителем детей у Волжских Булгар. (Информируют об исторических сведениях, несущих смысловую нагрузку в тексте) - Слайд 15.

(15)При археологических раскопках в Булгаре и Биляре  находилось множество вещиц из керамики, серебра  с изображением барса. (Уточняют детали – место раскопок и материал археологических находок,  обрисовывая общую картину) - Слайд 16.

(19)У этого зверя есть невидимые крылья, объясняли себе древние люди способность существования снежного барса в тех местах, где человеку или  зверю это было не под силу. (Выделяют детали, показывающие особенность древних барсов) - Слайд 17.

    (20)И сегодня снежный барс остается покровителем граждан республики и ее народа - наследников древней цивилизации, а барсёнок Юни станет покровителем всех спортсменов - участников универсиады в Казани. (Дают характеристику национальному символу барсу, раскрывая содержательный смысл текста) - Слайд 18.

  1. Определите грамматическую роль однородных членов в каждом предложении, проанализируйте их оформление в построении предложений. - Слайд 19.

(3)Кроме того, цветы символизируют лето, молодость и развитие, радость и счастье.

(ОЧП соединены попарно сочинительной связью, усиливая перечислительную интонацию и эмоциональность речи) - Слайд 20.

(4)Снежный барс или ирбис -  млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в горных массивах Центральной Азии - в Гималаях, на Гиндукуше, Памире, Тянь-Шане, Кавказе и на Алтае.

(Сочинительный союз И, присоединяя только последний ОЧ, придаёт завершённость высказыванию) - Слайд 21.

 (5)Ирбис занесен в Международную Красную книгу и Красную книгу России. (6)В настоящее время казанском зоопарке живут два снежных барса – самец Тамерлан и самка Сильва. 

(20)И сегодня снежный барс остается покровителем граждан республики и ее народа - наследников древней цивилизации, а барсёнок Юни станет покровителем всех спортсменов - участников универсиады в Казани. (Сочинительный союз И показывает одновременность событий, явлений) - Слайд 22.

14)Тогда и стал крылатый барс божеством плодородия, покровителем детей у Волжских Булгар. (Бессоюзие при ОЧ передаёт спокойный характер повествования исторических сведений) - Слайд 23.

(15)При археологических раскопках в Булгаре и Биляре  находилось множество вещиц из керамики, серебра  с изображением барса. (Сочинительный союз И показывает одновременность событий, а бессоюзие позволяет увидеть спокойное перечисление материала) - Слайд 24.

(19)У этого зверя есть невидимые крылья, объясняли себе древние люди способность существования снежного барса в тех местах, где человеку или  зверю это было не под силу. (Сочинительный союз ИЛИ разграничивает  понятия, придавая значимость сообщению) - Слайд 25.

 

8. Сформулируйте выводы о роли однородных членов в данном тексте:

а) по 1-2 абзацам (1-6 предложения)

(ОЧП играют важную роль в тексте: они уточняют детали текста, конкретизируют содержание, делают текст более выразительным и эмоциональным.) - Слайд 26.

б) по всему тексту

(Без ОЧП данный текст выглядел бы не столь точным и выразительным. Сведения текста носили бы общий характер, исчезла бы значимость основного смысла содержания. Таким образом, без однородных членов в тексте не обойтись.) - Слайд 27.

5. Рефлексия. - Слайд 28.

- Ребята, вы славно поработали. Многое повторили, вспомнили, обобщили выводы. Продолжите наиболее подходящую вам фразу, отражающую вашу деятельность на уроке:

- «Я научилась…»

- «Я поняла…»

- «Я узнала…»

- «Я могу…»

- «Я вспомнила…»

6. Домашняя работа. - Слайд 29.

         Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» - на примере однородных членов.

 При написании сочинения-рассуждения пользуйтесь памятками рабочей тетради.

7. Завершение урока. - Слайд 30.

     - Все молодцы! Творческих успехов!

Литература

  1. Егораева Г.Т. Русский язык. ГИА: выполнение заданий части С. М.: «Экзамен», 2013.
  2. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1982.
  3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы. М.: «Просвещение», 1988.
  4. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ГИА-2012г.

Полезные ссылки

  1. Первая помощь        -   shkola.edu.ru 
  2. Школьный портал   -   portalschool.ru
  3. МИОО – www.resolventa.ru
  4. «По уши в ГИА» - galiapopowa.narod.ruuchenikam.
  5. Официальный сайт Универсиады- 2013.



Предварительный просмотр:

Литература

  1. Егораева Г.Т. Русский язык. ГИА:                                   выполнение заданий части С. М.: «Экзамен», 2013.
  2. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям                        на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1982.
  3. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы. М.: «Просвещение», 1988.
  4. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ГИА-2012г.

Полезные ссылки

  1. Первая помощь        -   shkola.edu.ru 
  2. Школьный портал   -   portalschool.ru
  3. МИОО – www.resolventa.ru
  4. «По уши в ГИА» - galiapopowa.narod.ruuchenikam.
  5. Официальный сайт Универсиады- 2013.

Составитель: Овчинникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Черемшанская СОШ №1» Черемшанского муниципального района РТ

Рабочая тетрадь-памятка

учени___ 8__ класса

МБОУ «Черемшанская СОШ №1»

_____________________________

                                Подготовка к ГИА

(Часть С 2.1)

Однородные члены

предложения

с.Черемшан

2012-2013 учебный год

Формулировка задания части С2.1

(сочинение на лингвистическую тему)

    Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

    Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

   Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

     В качестве тезиса могут быть использованы выражения и других известных языковедов:

1. Л.В.Успенский: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».    

2. И.И.Постникова: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».

3. Л.Н.Толстой: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».

4. М.Е.Салтыков-Щедрин: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

5. К. Г.Паустовский: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

6. Из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

1

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14

    9.   Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» - на примере однородных членов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13

Схемы написания сочинения-рассуждения

Схема 1.

  1. Тезис (высказывание лингвиста).
  2. Рассуждение о смысле высказывания лингвиста.
  3. Пример лексического явления в тексте, его роль.
  4. Пример грамматического явления в тексте, его роль.
  5. Вывод.

Схема 2.

  1. Тезис (высказывание лингвиста).
  2. Рассуждение о первой части высказывания лингвиста (о лексике).
  3. Пример лексического явления в тексте, его роль.
  4. Рассуждение о первой части высказывания лингвиста (о грамматике).
  5. Пример грамматического явления в тексте, его роль.
  6. Вывод.

Схема 3.

  1. Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в пояснении сказанного.
  2. Пример лексического явления в тексте, его роль.
  3. Пример грамматического явления в тексте, его роль.
  4. Вывод (может быть высказывание лингвиста).

!!! Обратите внимание!

Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания лингвиста.

Если вы в сочинении сразу после тезиса начнёте приводить аргументы из текста, то получите 0 баллов вместо  2 баллов по критерию С1К1 (наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос).

2

Шпаргалка №1

Роль лексических явлений в тексте

Лексическое явление

Роль лексического явления

Однокоренные слова. Морфемы (корень, суффикс, приставка)

В корне слов содержится основное лексическое значение, приставка и суффикс только уточняют его.

Синонимы, в том числе контекстные

1)Уточняют мысли;

2)выделяют наиболее важные смысловые оттенки;

3)повышают образность и выразительность языка;

4)помогают избежать в речи повторов, неточностей, смешения слов разных стилей.

Антонимы, в том числе контекстные

Выражают разнообразные оттенки значений и смысла –сопоставление, противопоставление и т.д.

Однозначные слова

Называют отдельные явления действительности (чаще всего это термины)

Многозначные слова

Делают речь образной, помогают увидеть различные смысловые оттенки

Фразеологизмы

Делают речь образной, помогают увидеть различные смысловые оттенки, метко и точно характеризуют предмет, признак, явление и т.д.

Архаизмы и историзмы

Помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Архаизмы могут быть использованы для создания торжественности стиля или комического и сатирического эффектов

3

8. Сформулируйте выводы о роли однородных членов в данном тексте:

а) по 1-2 абзацам

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) по всему тексту

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите грамматическую роль однородных членов в каждом предложении, проанализируйте их оформление в построении предложений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11

Шпаргалка №2

Роль грамматических явлений в тексте

Грамматическое явление

Роль грамматического явления

Формообразующие аффиксы (окончания)

Окончания показывают связи слов в предложении (передают значения грамматической объединённости слов)

Предлоги

Выражают в предложении логико-грам -матические отношения между именами существительными, местоимениями, и  другими частями речи. Грамматическая роль предлога заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей.

Сочинительные и подчинительные союзы

Основные грамматические средства сочини-тельной и подчинительной связи в ПП и СП

Словосочетание

Грамматическая связь в с/с выражается при помощи окончания или окончания и предлога (согласование, управление)

Простое предложение

Двусторонняя связь между главными членами, подчинительная – между главными и второстепенными членами

Простое осложнённое предложение

Сочинительные отношения при ОЧ предложения; разнонаправленные грамматические связи при обособленных членах предложения. Вводные конструкции выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения и т.д

Сложное предложение

ССП: последовательность, одновременность, противопоставленность событий СПП: образ действия, цель, причина, время, место, сравнение…

4

Шпаргалка №3

Клише для написания вступления (объяснения, пояснения) сочинения-рассуждения о роли лексики и грамматики

1. Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями в нём передаёт грамматика. Эти явления можно рассмотреть в морфологии (синтаксисе).

2. Действительно лексика отражает отдельные понятия, но только грамматика позволяет превратить слова в законченную мысль, и эти явления мы можем проследить в морфологии (синтаксисе) текста.

3. В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чём идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке.

4. Да, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире, но, если слова не связывать в предложении, вряд ли мы поймём друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в языке.

5.Безусловно, понятие о мире формируются и закрепляются в нашем сознании в виде  слов. Но что же позволяет оформить их в мысль? Конечно же, грамматика. Обратимся к тексту..

6. В самом деле, большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, но связать эти слова в мысли может только грамматика.

7. Слова показывают образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика.

5

Задания к тексту

  1. Что вы узнали из этого текста?
  2. Какая информация оказалась для вас новой?
  3. Дайте объяснение следующим словам при помощи синонимов или слов одной лексико-тематической группы (А2, В1):

Талисман - ________________________________________________;

Орнамент - ________________________________________________;

Тотем - ___________________________________________________;

Культ - ___________________________________________________;

Версия - __________________________________________________;

Покровитель - _____________________________________________.

  1. Чем являются объяснения данных слов с точки зрения синтаксиса?______________________________________________
  2. Найдите в тексте предложения с однородными членами, запишите их номера_______________________________________
  3. Какую лексическую роль играют однородные члены в тексте? Расскажите об этом на примере конкретных предложений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10

Талисман универсиады – 2013

     (1)Талисман казанской Универсиады - котенок крылатого снежного барса Юни. (2) В основу талисмана-символа летней Универсиады в Казани положен так называемый «цветочный стиль», используемый в татарском национальном орнаменте. (3)Кроме того, цветы символизируют лето, молодость и развитие, радость и счастье.

     (4)Снежный барс или ирбис -  млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в горных массивах Центральной Азии – в Гималаях, на Гиндукуше, Памире, Тянь-Шане, Кавказе и на Алтае. (5)Ирбис занесен в Международную Красную книгу и Красную книгу России. (6)В настоящее время казанском зоопарке живут два снежных барса – самец Тамерлан и самка Сильва.
   
(7)Как правило, талисманом становится животное, которое ассоциируется с регионом, где будут проводиться соревнования. (8)И, несомненно, таким животным для Татарстана является снежный барс.  (9)На гербе Республики Татарстан изображен именно крылатый снежный барс. (10)Такой выбор не случаен. (11)Барс — символ булгар-ских царей, тотем булгарского племени барсилов, составлявшего основ-ную группу населения Волжской Булгарии. (12)Культ снежного барса зародился очень давно, отчетливо проявившись в скифскую эпоху.

   (13)В глубокой древности на территории Средней Азии обитали эти великолепные животные. (14)Тогда и стал крылатый барс божеством плодородия, покровителем детей у Волжских Булгар. (15)При археологических раскопках в Булгаре и Биляре  находилось множество вещиц из керамики, серебра  с изображением барса. (16)Есть версия, что это вовсе не снежный барс, а гепард. (17)Ведь еще в 18 веке на терри-тории юга нашей республики водились гепарды. (18)Так же есть версия, что именно крылатым снежный барс изображается по причине объясне-ния древними людьми способностью этого зверя жить на неприступных горных высотах. (19)У этого зверя есть невидимые крылья, объясняли себе древние люди способность существования снежного барса в тех местах, где человеку или  зверю это было не под силу.

    (20)И сегодня снежный барс остается покровителем граждан республики и ее народа - наследников древней цивилизации, а барсёнок Юни станет покровителем всех спортсменов - участников универсиады в Казани. 

9

Шпаргалка №4

Клише для написания вывода

сочинения-рассуждения о роли лексики и грамматики

  1. Таким образом, лексический состав слова и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль.

  1. Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение.

  1. Следовательно, грамматические законы формирую предложение, а лексика составляет его смысловую сторону.

  1. Значит, освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно.

  1. Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного.

  1. В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире.

  1. В самом деле, правила грамматики помогают говорящему грамотно передать свои мысли о предмете разговора.

6

Однородные члены предложения

(теоретический материал)

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, относящиеся к одному и тому же члену предложения и соединяющиеся друг с другом при помощи сочинительных союзов либо интонационно (бессоюзная связь). Однородными могут быть любые члены предложения.

Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше.

Лексическая роль однородных членов

(Что обозначают однородные члены в предложении?)

Однородные члены предложения

- играют роль изобразительного средства;

- помогают обрисовать детали общей картины;

- конкретизируют точность описания;

- показывают динамику действий и напряжённость речи (градация);

- показывают статическое состояние чего-либо;

7

- создают ряды эпитетов для усиления образности и выразительности;

- выполняют определённую смысловую нагрузку;

- способствуют раскрытию содержания текста;

      - являются средством речевой характеристики героя;

- характеризуют предметы и явления с одной стороны: по цвету, размеру, форме и т.д.

Грамматическая роль однородных членов

(Как оформлены однородные члены в предложении?

Синтаксис однородных членов в предложении)

Однородные члены предложения

- указывают на время происходящего события;

- при бессоюзии передают спокойный характер повествования;

- сочинительная связь усиливает перечислительную интонацию, усиливает эмоциональность речи;

- усиливая перечислительную интонацию, передают завершённость

и законченность высказывания.

- сочинительная связь указывает на одновременность происходящего или противопоставляет что-либо.

Вывод: 

  1. В речи без однородных членов не обойтись. Они помогают понять замысел пишущего или говорящего, понять тончайшие оттенки значений.

  1. Употребление однородных членов в речи просто необходимо. Они помогают избежать в речи повторов, делают нашу речь богаче, выразительнее.

8



Предварительный просмотр:

Талисман универсиады – 2013

(1) Талисман казанской Универсиады - котенок крылатого снежного барса Юни. (2) В основу талисмана-символа летней Универсиады в Казани положен так называемый «цветочный стиль», используемый в татарском национальном орнаменте. (3)Кроме того, цветы символизируют лето, молодость и развитие, радость и счастье.

    (4)Крылатый снежный барс является национальным символом Республики Татарстан. (5)В стилизованном виде это существо изображено на гербе Татарстана. 

 (6)Снежный барс или ирбис -  млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в горных массивах Центральной Азии – в Гималаях, на Гиндукуше, Памире, Тянь-Шане, Кавказе и на Алтае. (7)Ирбис занесен в Международную Красную книгу и Красную книгу России. (8)В настоящее время казанском зоопарке живут два снежных барса – самец Тамерлан и самка Сильва.
   
(9)Как правило, талисманом становится животное, которое ассоциируется с регионом, где будут проводиться соревнования. (10)И, несомненно, таким животным для Татарстана является снежный барс.  (11)На гербе Республики Татарстан изображен именно крылатый снежный барс. (12)Такой выбор не случаен. (13)Барс — символ булгарских царей, тотем булгарского племени барсилов, составлявшего основную группу населения Волжской Булгарии. (14)Культ снежного барса зародился очень давно, отчетливо проявившись в скифскую эпоху.

   (15)В глубокой древности на территории Средней Азии обитали эти великолепные животные. (16)Тогда и стал крылатый барс божеством плодородия, покровителем детей у Волжских Булгар. (17)При археологических раскопках в Булгаре и Биляре  находилось множество вещиц из керамики, серебра  с изображением барса.  (18)Есть версия, что это вовсе не снежный барс, а гепард. (19)Ведь еще в 18 веке на территории юга нашей республики водились гепарды. (20)Так же есть версия, что именно крылатым снежный барс изображается по причине объяснения древними людьми способностью этого зверя жить на неприступных горных высотах. (21)У этого зверя есть невидимые крылья, объясняли себе древние люди способность существования снежного барса в тех местах, где человеку или  зверю это было не под силу.

    (22)И сегодня снежный барс остается покровителем граждан республики и ее народа - наследников древней цивилизации, а барсёнок Юни станет покровителем всех спортсменов - участников универсиады в Казани. 



Предварительный просмотр:

Овчинникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Черемшанская СОШ №1» Черемшанского муниципального района РТ.

Конспект урока русского языка в 9 классе «РР: Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту» (подготовка к ГИА часть 3 задание С2.2.)

Цели:

 Обучающая:

-  формирование  умения анализировать прочитанный  текст,   аргументировать свою точку зрения.

Развивающая:

- развитие монологической речи  учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением – рассуждением.

Коммуникативная:

- формирование  коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.

Воспитательная:

- воспитание внимательного отношения к животным, к окружающему миру.

Оборудование: текст рассказа Ю.Яковлева «Урс и Кэт» (в сокращении),

 Памятки по написанию сочинения-рассуждения, презентация к уроку.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: развитие речи.

                                     Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Биографическая справка о Юрии Яковлеве (слайд 2)

Родился Юрий Яковлевич Яковлев 26.06.1922г. в Ленинграде в семье служащего. В 1940г. окончил школу, был призван в армию. Он был участником ВОВ: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал в 1947г.: создавал как стихи, так и прозаические произведения – рассказы, повести.

     

Советский писатель и сценарист (с 1961г.), автор книг для подростков и юношества.

Член редколлегии юмористического киножурнала «Фитиль», член художественного совета студии «Союзмультфильм». Автор сценариев игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга»,  «У меня есть лев» и др.

 Тематика творчества Ю.Яковлева (слайд 3)

Известные рассказы - «Игра в красавицу», «Рыцарь Вася», «Багульник», «Олин голос», «Черника» и др.

Основные темы прозы Ю. Яковлева — школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, чувство благодарности учителю и вины перед матерью, дружба между человеком и животным,

Главные герои – дети-подростки. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается. 
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, любого живого существа. Именно об этом мы сегодня будем говорить, читая рассказ Ю.Яковлева «Урс и Кэт».

Внимательно прослушайте текст и определите его главную мысль (слайды 4-7)

     (1)Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу. (2)Но я знаю девчонку, Кэт, — она может.

(3)Ребята говорят, что Кэт знает какое-то словечко. (4)Но это ерунда.

(5)Я ее спрашивал. (6)Она сморщила нос. (7)Она всегда морщит нос, когда врут.

(8)Урс огромный. (9)У него шерсть свалялась сосульками. (10)Со лба сосульки спадают на глаза. (11)Наверное, плохо видно, когда перед глазами всегда болтаются сосульки. (12)Но Кэт считает, что так надо — от мух. (13)Кэт все знает про собак и про других животных.

(14)Ребята говорят, что она выросла в лесу, как Маугли, и ее вскормила волчица. (15)Она молчит. (16)Не говорит ни да, ни нет. (17)Она живет с тетей, а про мать никто ничего не знает. (18)И про отца тоже. (19)Может быть, тетя отняла ее у волчицы?

(20)Урс пострашнее любого волка. (21)У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. (22)Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров. (23)Страшно злобный пес. (24)Но Кэт говорит, что он добряк.

(25)Я говорю: какой же он добряк, если кого хочешь разорвет на части, а она говорит: его озлобили люди — есть люди, которые злобят.

—(26) А есть, которые задабривают?

(27)Кэт почесала одной ногой другую и сказала:

— (28)Не знаю. (29)Может быть, есть.

— (30)А ты, Кэт, можешь задобрить?

(31)Кэт замотала головой.

— (32)Я могу подружиться. (33)Но он все равно будет злой к другим.

— (34)А как злобили Урса?

— (35)Не знаю... (36)Может быть, голодом.

(37)Я смекнул, что Кэт потихоньку подкармливала Урса и он из благодарности разрешил ей приблизиться к себе. (38)Но все оказалось иначе. (39)Урса кормили как полагается(…)

(40)У Кэт не было своей собаки и не было надежды на собаку — она стала присматриваться к Урсу. (41)Расхаживала у дровяного склада и все посматривала на Урса. (42)А он не обращал на нее внимания. (43)Тогда Кэт подошла к рыжей проволоке и дернула так, что раздался звон.

(44)В два прыжка Урс очутился рядом. (45)Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились. (46)Он хрипло зарычал, но Кэт стояла на месте: валенки широкие, ноги-пестики, чулки с заштопанными коленками. (47)Урс отрывисто залаял и бросился на проволоку, которая прогнулась и зазвенела. (48)В своей злобе он не почувствовал шипов. (49)Кэт приблизила к нему посиневшее лицо и заговорила.

(50)Оказывается, собаку мало кормить. (51)Необходимо, чтобы с ней разговаривали. (52)С Урсом никто не разговаривал. (53)Представьте себе, что мимо вас идет множество людей и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (54)Это потяжелее голода. (55)Честное слово.

(56)Кэт заговорила с Урсом. (57)Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок большепалый, с шелковистой шерстью, еще не научившийся лаять. (58)На языке зеленая травинка...

(59)Урс, конечно, не понимал, о чем говорит Кэт, — собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов. (60)Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то, чего ему недоставало. (61)Он понимал не слова, а голос. (62)Голос у Кэт как у мальчишки: густой, хриплый.

(63)Но ее голос понравился Урсу, пришелся ему по душе. (64)Он даже наклонил голову набок — это первый признак, что собака слушает, участвует в разговоре(…)

(65)Злобный пес стал поджидать Кэт у колючей проволоки. (66)Когда она приходила, Урс неловко махал хвостом, ему это было непривычно.

(67)Она, конечно, приносила ему кое-что, но для такого здорового пса кусок колбасы с хлебом — ровным счетом ничего. (68)Он ждал ее не из-за колбасы.

(69)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел на нее сквозь шерстяные сосульки. (70)И вместо клыков выпускал кончик языка(…) (71)И она видела на языке Урса зеленую травинку.

(72)Потом Кэт протянула ему руку. (73)Он зарычал по привычке и тут же поджал хвост — от стыда. (74)Кэт не отдернула руку. (75)Она была или очень смелой, или очень доверяла Урсу. (76)Она запустила руку в его грязную нечесаную шерсть. (77)И он зажмурил глаза от счастья.

(78)В один из воскресных дней, когда склад был закрыт, (79)Кэт подлезла под колючую проволоку и двинулась навстречу Урсу. (80)И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.

(81)Но она-то знала, что он добряк. (82)И он не разорвал ее на части, а терся кудлатой мордой о ее ногу.

(83)Кэт усадила огромного пса и стала расчесывать его гребнем. (84)Она рвала гребень изо всех сил — попробуй расчеши такого! — но Урс не рычал, не огрызался. (85)Терпел. (86)Ему даже было приятно, и он с благодарностью поглядывал на девочку.

                                                                                                  (по Ю.Яковлеву)

(слайд8)

    С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы (80-81 предложения): «И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.

      Но она-то знала, что он добряк».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Памятка для написания сочинения-рассуждения (слайд 9)

    Тезис  - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это та фраза, которая предложена ему в тексте задания. 

    Аргументация ( доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли - номера предложений или цитаты из исходного текста).

    Вывод.

(слайд 10)

- Поработаем с текстом, чтобы правильно подобрать аргументы, раскрывающие смысл предлагаемой фразы. Но помните: художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир.

Также нельзя  отождествлять образ рассказчика с образом автора!

В частности, «я» в повествовании – всегда «я» рассказчика, но не автора.

Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика.

Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной (положительной) оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

(слайд 11)

- Кто является рассказчиком в этом тексте?

(Ровесник, знакомый Кэт.)

         - Ребята, определите в нескольких словах тему текста.

(Текст повествует об отношении людей и девочки Кэт к собаке-сторожу. Знакомый Кэт рассказывает о том, как подружились девочка и собака.)

(слайд 12)

- Теперь вновь обратимся к заданию. Определив тематику текста, выделите ключевые слова предложенной фразы. «И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.

      Но она-то знала, что он добряк».

Помним, что фраза, которая требует осмысления, даётся не просто так: она уже содержит какую-то ключевую информацию, выделив которую можно правильно подобрать аргументы и иллюстрацию к ней.

(слайд 13)

Давайте выделим ключевые слова предложенной фразы : «И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.

      Но она-то знала, что он добряк».

(слайд 14)

- Получилась некая схема-круг, в центре которой находится Урс:

ЛЮДИ

 

                                   РАССКАЗЧИК                      УРС                        КЭТ

 - Посмотрим по тексту, какой видят собаку люди, а какой Кэт:

Люди

рассказчик

Девочка Кэт

характеристика собаки глазами окружающих

(20)Урс пострашнее любого волка. (21)У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. (22)Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров. (23)Страшно злобный пес.

(45)Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились.

25)Я говорю: какой же он добряк, если кого хочешь разорвет на части… - позиция рассказчика в начале текста.

 (24)Но Кэт говорит, что он добряк.

(57)Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок большепалый, с шелковистой шерстью, еще не научившийся лаять. (58)На языке зеленая травинка...

(70)И вместо клыков выпускал кончик языка(…) (71)И она видела на языке Урса зеленую травинку.

- Вывод (слайд 16): характеристика Урса, «видение» собаки людьми и девочкой противопоставлены друг другу.

(слайд 17)

- Почему такое отношение к собаке со стороны людей? Со стороны девочки?

(Потому что люди видят в собаке только внешнюю сторону: страшное, злобное существо, видят большие клыки, от людей идут флюиды страха – собака это чувствует и реагирует соответственно. А одинокая Кэт видит родственную душу одинокого пса, находящегося за колючей проволокой, и вместо клыков замечает зелёную травинку на языке.)

-  Что думает Кэт по поводу   «злобности» пса, в чём причина его злобы, по мнению Кэт?

((24)… Он добряк. (25)…  она говорит: его озлобили люди — есть люди, которые злобят.

 (32)Я могу подружиться. (33)Но он все равно будет злой к другим.)

- Почему пёс «всё равно будет злой к другим»? В чём дело?

(Всё дело в разном отношении людей и девочки  к собаке. Люди боятся злобной с виду собаки и видят в собаке некое необходимое существо, которое кормят, пока оно исправно несёт службу, и только в этом видят свою «заботу» о собаке – для людей это чисто механический процесс. А Кэт не боится и не просто подкармливает, а ещё разговаривает, гладит.)

(слайд 18)

- Проанализируем отношение героев к  собаке, их отношение к тому, как её кормить.

Люди

рассказчик

Девочка Кэт

(39)Урса кормили как полагается.

(50)Оказывается, собаку мало кормить. (51)Необходимо, чтобы с ней разговаривали. (52)С Урсом никто не разговаривал. (53)Представьте себе, что мимо вас идет множество людей и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (54)Это потяжелее голода. (55)Честное слово.

 (67)Она, конечно, приносила ему кое-что, но для такого здорового пса кусок колбасы с хлебом — ровным счетом ничего. (68)Он ждал ее не из-за колбасы.

Вывод (слайд 19): (50)Оказывается, собаку мало кормить. (51)Необходимо, чтобы с ней разговаривали, - позиция рассказчика сменилась по отношению к злому псу – он сделал открытие.

(слайд 20-23)

- Проследим, как зарождалась дружба Урса и Кэт. Как девочка предлагала свою дружбу собаке ?

Кэт

Урс

(41)Расхаживала у дровяного склада и все посматривала на Урса.

(42)А он не обращал на нее внимания.

(43)Тогда Кэт подошла к рыжей проволоке и дернула так, что раздался звон.

(44)В два прыжка Урс очутился рядом. (45)Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились. (46)Он хрипло зарычал

(46)… Кэт стояла на месте…  

(47)Урс отрывисто залаял и бросился на проволоку, которая прогнулась и зазвенела. (48)В своей злобе он не почувствовал шипов.

(49)Кэт приблизила к нему посиневшее лицо и заговорила. (56)Кэт заговорила с Урсом. (57)…она уговаривала его, называла ласковыми именами

(57)Он рычал, рвал проволоку…

59)Урс, конечно, не понимал, о чем говорит Кэт, — собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов. (60)Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то, чего ему недоставало. (61)Он понимал не слова, а голос.

(63)Но ее голос понравился Урсу, пришелся ему по душе. (64)Он даже наклонил голову набок — это первый признак, что собака слушает, участвует в разговоре(…)

 (66)Когда она приходила…

(65)Злобный пес стал поджидать Кэт у колючей проволоки. (66)… Урс неловко махал хвостом, ему это было непривычно.

(67)Она, конечно, приносила ему кое-что…

 (68)Он ждал ее не из-за колбасы.

(69)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом…

(69)… Урс сидел на снегу и смотрел на нее сквозь шерстяные сосульки.

(72)Потом Кэт протянула ему руку.

 (73)Он зарычал по привычке и тут же поджал хвост — от стыда.

 (74)Кэт не отдернула руку.  (76)Она запустила руку в его грязную нечесаную шерсть.

 (77)И он зажмурил глаза от счастья.

(79)Кэт подлезла под колючую проволоку и двинулась навстречу Урсу.

(81)Но она-то знала, что он добряк.

 (82)И он не разорвал ее на части, а терся кудлатой мордой о ее ногу.

 (83)Кэт усадила огромного пса и стала расчесывать его гребнем. (84)Она рвала гребень изо всех сил — попробуй расчеши такого!

(84)… Урс не рычал, не огрызался. (85)Терпел. (86)Ему даже было приятно, и он с благодарностью поглядывал на девочку.

Вывод: (слайд 24) животные испытывают не только физиологические потребности, но они, как и люди,  имеют чувства: точно также могут быть злыми (как в начале текста ответная реакция собаки на окружающих людей), могут быть добрыми, испытывать боль, радость, чувство счастья и благодарности.

(слайд 25)

- Ребята, давайте, ещё раз посмотрим на фразу, смысл которой нам надо раскрыть. Обозначим основные направления вашего сочинения-рассуждения. Посмотрите на ключевые слова. О чём говорит эта фраза? «И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.

      Но она-то знала, что он добряк».

    (О разном отношении людей и девочки к собаке. Люди видят злобного пса и боятся его. Девочка видит одинокую душу и верит, что Урс – добряк. )

- Почему люди и девочка по-разному относятся к Урсу, мы уже подробно разобрали. Значит, подбор аргументов, наверное, не составит труда.

(Предложения, определяющее отношение людей к Урсу, отношение Кэт к собаке).

(слайд 26)

- В чем заключается основная мысль текста? Об этом мы уже говорили.

(Собака – не механизм, требующий только «заправки», а живое существо, испытывающее те же чувства, что и люди. В ответ на добрые чувства отвечает положительной реакцией,  и наоборот).

- Итак, дома вам предстоит написать сочинение-рассуждение. Надеюсь, проделанный анализ текста вам в этом поможет. Пользуясь памяткой, строго сохраняйте структуру сочинения-рассуждения.

(слайд 27)

Творческих успехов, ребята.

 (слайд 28)

Использованные ресурсы:

http://peskarlib.ru - текст рассказа.

http://zateevo.ru – иллюстрации к тексту

http://persona.rin.ru – фото Ю. Яковлева

9-10 слайды с Презентации Т.Г.Егораевой «Подготовка к ГИА-2012» Издательство «Экзамен»



Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе на тему: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения»

(Роль междометий в тексте).

Цели урока:

1. Подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения по теме: «Роль междометий в тексте».

 2. Формирование навыков в составлении текста-рассуждения.

3. Совершенствование развития речи.

4. Привитие любви к красоте русского языка.

Оборудование урока: схема, тексты.

Опережающее обучение: вспомнить

1. алгоритм текста-рассуждения:

     ТЕЗИС – то, что надо доказать.

     ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.

     ВЫВОД - итог рассуждения;

2.Повторить все о междометии;

3. Найти материал о том, когда появилось междометие.

                                                                             Ход урока

I. Повторение понятия междометия и его функций.

  На доске записана  цитата из учебника литературы 8 класса:

«…Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.

— Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал... И скажи, чтобы её не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

— Повар генеральский идёт, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

— И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая... Истребить, вот и всё.

— Это не наша,— продолжает Прохор.— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

— В гости...

— Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным».                                                                (А.П.Чехов. «Хамелеон»)

Учитель. Прочитайте данный текст. Какие чувства, состояние человека передаёт этот текст? 

Ученик.  В рассказе «Хамелеон» Чехов передаёт различные чувства Очумелова, которые он испытывает в зависимости от поворота обстоятельств, касающихся основного действия: растерянность героя, незнание как поступить  в данный момент при данных обстоятельствах, радость, удивление, смешанное со страхом, подобострастное умиление.

Учитель. При помощи чего, каких слов, частей речи автор передаёт чувства, которые испытал Очумелов за столь короткий срок?

Ученик. В тексте нет ни одного глагола или слова категории состояния, которые передали бы чувства, испытываемые Очумеловым, их функцию в рассказе выполняют междометия и звукоподражательные слова.

Учитель. С какой целью использовал автор междометия и звукоподражательные слова в данном рассказе?

Ученик. Междометия и звукоподражательные слова в тексте употреблены, чтобы  более точно, более выразительно передать состояние героев, эмоциональную атмосферу, всю экспрессию рассказа и динамику протекания действий.

Учитель. А что такое междометие? Сформулируйте  понятие.

 Ученик.  М е ж д о м е т и е — это особая часть речи, объединяющая слова, которые служат сигналами различных чувств или волеизъявления, но не называют ни того, ни другого.
Междометия не имеют грамматических значений и не могут выступать в роли какого-либо члена предложения.

Учитель. Термин междометие впервые появился в 1659  году в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (православный архиепископ Полоцка, украинский писатель, деятель просвещения) в форме «между́метие» (буквальный перевод с латинского interjectio, в котором inter — «между», а jectio — «бросание; невольное высказывание»).

Гораздо позже буквально тоже самое говорит о междометии русский лингвист 20 века Н. М. Шанский: " Междометие точно калькулирует латинское interjectio (inter – между, ср. интернациональный; ject – метать, бросать, кидать), то есть кидать, метать, бросать между". Действительно, междометия находятся между всех остальных слов, частей речи и стоят особняком.

А сейчас поработаем с  текстами, которые лежат у вас на столах. Будем находить в них междометия, и определять, какую функцию они выполняют в тексте, и заполнять таблицу по схеме. Ребята, постарайтесь заполнить таблицу, группируя междометия по семантическим признакам.

ФУНКЦИЯ

ПРИМЕР

«Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.

— Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло... Знобит... Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал... И скажи, чтобы её не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

— Повар генеральский идёт, его спросим... Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша?

— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

— И спрашивать тут долго нечего,— говорит Очумелов.— Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая... Истребить, вот и всё.

— Это не наша,— продолжает Прохор.— Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...

— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

— В гости...

— Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад... Возьми её... Собачонка ничего себе... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Ну, чего дрожишь? Ррр... Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...

Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада... Толпа хохочет над Хрюкиным».                                                                (А.П.Чехов. «Хамелеон»)

Текст 2

   «Воскресенье было.
   И сижу я, знаете, у стены. Смотрю, как это оно оригинально висит. Вдруг как оно зазвонит. То не звонило, не звонило, а тут как прорвет. Я, действительно, даже испугался.
   "Господи, - думаю, - звону-то сколько за те же деньги".
   Снимаю осторожно трубку за свои любезные.
   - Алло, - говорю, - откуда это мне звонят?
   - Это, - говорят, - звонят вам по телефону.
   - А что, - говорю, - такое стряслось и кто, извиняюсь, будет у аппарата?
   - Это, - отвечают, - у аппарата будет одно знакомое вам лицо. Приходите, говорят, по срочному делу в пивную на угол Посадской.
   "Видали, - думаю, - какие удобства! А не будь аппарата - что бы это лицо делало? Пришлось бы этому лицу на трамвае трястись".
   - Алло, - говорю, - а что это за такое лицо и какое дело?
   Однако в аппарате молчат и на это не отвечают.
   "В пивной, - думаю, - конечно, выяснится".
   Поскорее сию минуту одеваюсь. Бегу вниз.
   Прибегаю в пивную.
   Народу, даром что днем, много. И все незнакомые.
   - Граждане, - говорю, - кто мне сейчас звонил и по какому, будьте любезны, делу?
   - Однако посетители молчат и не отвечают.
   "Ах, какая, - думаю, - досада. То звонили, звонили, а то нет никого".

                                                                                             (М.Зощенко. «Телефон»).

Текст 3

Разговор детей у ёлки.

- С Новым годом, Кирюшка! Ну, начнём смотреть подарки?

- С Новым годом! Ой, как интересно! Юля, а вдруг там то, что мы давно уже ждём.

- Ура! Подводная маска! Теперь я могу нырять, как Петька.

- Сотовый телефон! Ого! С камерой! Какой красивый!

- Ой,  это кто?                

- Это щенок! Урра!

- Ах! Я так о нём мечтал!!!

- Тсс! Он спит.                                                         (Из диалога детей)

Работа с текстами.                                                                                                       Учитель. Прочитайте ещё раз текст № 1. Найдите междометия и звукоподражательные слова, для чего автор использует их в своей речи?

Ученик. Гм!..- когнитивное междометие, выражающее только ментальное состояние говорящих, не касающиеся их чувств и воли. Автор использует данное междометие с многоточием, чтобы передать растерянность героя, незнание как поступить  в данный момент при данных обстоятельствах.

Ученик. Эй - волетивное (побудительное), выражающее волеизъявление, побуждение к какому-либо действию. Междометие, адресатом которого является человек: Междометие-призыв, обозначающее: «Стой! Подойди! Я хочу тебе что-то сказать».

Ученик. Ишь ты, господи! ( 2 раза повторяется в тексте) – эмотивное междометие, выражающее  радость, удивление, смешанное со страхом, подобострастное умиление.

Ученик. Цап - глагольное междометие, выражающее присущую междометиям экспрессию, динамичность протекания действия.

Ученик. Ха-ха-ха... – звукоподражательное междометие, передающее довольный смех героя, умиление действиями генеральской собачки.

Ученик. Ррр... Рр... – звукоподражательное междометие, передающее рычание собачки, которое воспроизвёл Очумелов в порыве умиления.

Учитель. Работаем с текстом № 2.

Ученик. Господи  -  эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее чувство радостного удивления, смешанного несколько со страхом.

Ученик. Алло - междометие, адресатом которых является человек. Междометие - побуждение к ответу, которое можно выразить фразой: «Ответьте».

Ученик. Ах – эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее чувство непонимания, досады, даже в некоторой степени испуг.

Учитель. Работаем с текстом № 3.

Ученик. Ну – эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее предвкушающее чувство радости, нетерпения

Ученик. Ой1 – эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее чувство одобряющего восхищения.

Ученик. Ого – эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее чувство радостного удивления, восхищения.

Ученик. Ой2 – эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее чувство легкого испуга, удивления, смешанного со страхом

Ученик. Ах – эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее чувство радостного удивления.

Ученик. Тсс - волетивное (побудительное) – выражающее волеизъявление, побуждение к какому-либо действию, в данном случае это междометия – требование молчания, которое  можно выразить фразой: «Тихо».        

Учитель. Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами подведем итог. С какими функциями междометий мы встретились?

Ученик. Мы встретили много функций междометий и звукоподражательных слов в текстах. У меня их получилось 15 функций.

Учитель. Проверим записи в таблице, которые у вас должны получиться (таблица высвечивается на интерактивной доске или проецируется). Возможно у кого-то несколько записи будут отличаться.

 ФУНКЦИЯ

ПРИМЕР

1. Когнитивное междометие, выражающее ментальное состояние говорящих, не касающиеся их чувств и воли.

Гм!

2. Побудительное междометие, выражение волеизъявления, побуждения к какому-либо действию.

Эй.Тсс.

  3. Междометие - побуждение к ответу.

Алло.

4. Эмотивное междометие, выражающее  радость, удивление, смешанное со страхом, подобострастное умиление.

Ишь ты, господи!

5. Эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее чувство лёгкого испуга, радостного удивления, смешанного несколько со страхом.

Господи.

Ой.

 6. Эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее чувство непонимания, досады, даже в некоторой степени испуг.

Ах.

7. Эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее чувство радостного удивления, восхищения.

Ах. Ого.Ой.

  8. Эмотивное (эмоциональное) междометие, выражающее предвкушающее чувство радости, нетерпения.

Ну.

9. Глагольное междометие, выражающее присущую междометиям экспрессию, динамичность протекания действия.

 Цап.

10. Звукоподражательное междометие, передающее довольный смех, умиление.

Ха-ха-ха.

 11. Звукоподражательное междометие, передающее рычание собаки.

Ррр... Рр...

 Микровывод (проецируется на доске):  Таким образом, видим, что междометия широко используются в разговорной и художественной речи. Они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности. Кроме этого, в произведениях художественной литературы они усиливают эмоциональность высказывания. Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы, например: Пусть не удастся, не выйдет ничего, – ничего. Если же удастся – ого! (Д.Фурманов) Использование междометий передает особенности живой речи, богатой эмоциями, придает тексту живость, непринужденность, экспрессию. Междометия играют важную роль в характеристике персонажа.

II. Объяснение нового материала.

Учитель. Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение – рассуждение на тему: «Роль междометий в тексте». Давайте вспомним, из каких частей состоит сочинение – рассуждение. Смотрим на схему.

Ученик. Из трех: тезиса, примеров, вывода.

Учитель.  Как мы можем начать каждую часть текста рассуждения? Есть определенные слова, которые помогают связать части рассуждения.

 При составлении тезиса можно применить следующие слова:

  - Докажем это…

  - Это можно доказать так…

  - Почему и вот почему…

  - Это объясняется следующим образом

 При доказательстве:

  - Во-первых,…

  - Во-вторых,…

  - В-третьих,…

  - Допустим…

При выводе:

  - Итак,…

  - Обобщим сказанное,…

  - Таким образом,…

  - Следовательно,...

Отработка структуры текста - рассуждения.

Учитель. Ребята, тема нашего сочинения – рассуждения «Роль междометий в тексте». Давайте подумаем, с какого тезиса можно начать наше сочинение?

Ученик. Для чего авторы используют междометия в своих текстах? Они придает тексту живость, яркую выразительность.  Докажем это …

Ученик. Междометия придают тексту особую  неповторимость. Докажем это …

  Ученик. В тексте без междометий не обойтись! Я попытаюсь доказать …

Ученик. Можно ли обойтись в речи без междометий? Нет. Попробуем доказать

Ученик. Междометие – это особая часть речи, придающая тексту яркую выразительность. В. Солоухин о междометии говорит так: «Это удивительная часть речи. Выражая различные чувства, она объединяет людей всех национальностей».  Докажем это …            

Учитель. Составим таблицу (таблица постепенно высвечивается на интерактивной доске).

Вид тезиса

Примеры вступлений

1. Утверждение актуальности данного вопроса.                                                                            

Для чего авторы используют междометие в своих текстах? Оно придает тексту яркую выразительность.  Докажем это …

    или

Использование междометий придает тексту особую  неповторимость. Докажем это …  

2. Риторическое восклицание.                            

В тексте без междометий не обойтись!

Я попытаюсь доказать …

3. Риторический вопрос.                                      

  Можно ли обойтись в тексте без междометий? Нет. Попробуем доказать …

4. Цитата.                                                                    

 Междометие – это особая часть речи, придающая тексту яркую выразительность. В. Солоухин о междометии говорит так: «Это удивительная часть речи. Выражая различные чувства, она объединяет людей всех национальностей».  

Учитель. Что мы будем приводить в аргументах? Работаем по таблице.

Ученик. В аргументах мы будем приводить функции междометий в тексте с примерами. Например: как видим, междометие помогает автору передать чувства и душевное состояние героев и придает тексту живость и наглядность например, недоумение, замешательство: «Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение». (Н.Гоголь «Ревизор»).

Учитель. Хороший ответ. Перейдем к следующему этапу работы. О чем должно говориться  в заключении сочинения – рассуждения?

Ученик. В заключении  темы сочинения – рассуждения необходимо подвести итог.

Учитель. Верно. Вы можете использовать понравившиеся вам цитаты, афоризмы, яркие примеры. Но помните, вывод должен перекликаться с  тезисом. Например (проецируется на доске):

1. Таким образом, возможности междометия огромны. Они придают тексту живость, неповторимую красоту и образность, служат одним из средств выразительности речи, одним из основных показателей выразительных возможностей языка.  

2.                 Как видим роль междометий в тексте велика, особенно эмоциональ-ных и повелительных, поэтому многие писатели активно используют их при

создании произведений. В тексте без междометий  не обойтись!

Прочитайте сочинение и проанализируйте  его (карточки на столах учащихся).  

В мире междометий.

     Во-первых, при помощи междометий можно выразить различные чувства, отношения к тому или иному предмету, лицу, явлению.  Например, отвращение: «Ну, ну, - сказал он, - хватит, завралась… Чем болеешь-то?» (М.Зощенко «Пациентка»); презрение: «Старуха офицерша забредёт; горничная иной раз заглянет такая… фу, фу, фу!» (Усмехается и трясёт головою.) (Н.Гоголь «Ревизор»).

       Во-вторых, одно и то же междометие в разных случаях может играть различные роли в зависимости от ситуации.  Одно только междометие «Ах», как подсчитали учёные, может выражать 20 различных эмоциональных состояний человека как положительных, так и отрицательных.  Например:

- Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.

(Н.Гоголь «Ревизор») – недоумение, замешательство. 

- Ах, зачем я не устроил уютную жизнь моему дяде! Теперь это меня будет мучить всю мою жизнь. (М.Зощенко «Последняя неприятность») – раскаяние.

-  Ах, тётушка, как мне быть? (Н.Гоголь «Женитьба») – тоска, печаль.

-  Ах, Америка, Америка – какая это великая страна! (М.Зощенко «Диктофон») – восхищение, одобрение.

   

     В-третьих, междометия выражают волеизъявление говорящего. Например, сигнал к началу действия: «А ну-ка, друзья, побегите до него. Почистите ему спину. Быстро!» (М.Зощенко «Хорошая игра»); обращение с просьбой: «Умоляю вас. Пожалуйста.  Похороните обыкновенно» (М.Зощенко «Мелкота»).

Учитель. Какие ошибки в построении текста вы заметили?

 Ученик. Нет вступления. А как можно начать текст?

Ученик. Можно ли обойтись в речи без междометий? Нет. Попробуем доказать.

Ученик. Нет заключения.

Учитель. А какой вывод можно сделать?

Ученик. Как видим роль междометий в тексте велика, особенно эмоциональ-ных и повелительных, поэтому многие писатели активно используют их при

создании произведений. В тексте без междометий  не обойтись!

Учитель. А в какой части текста – рассуждения используются вводные слова?

Ученик. Вводные слова используются в доказательстве.

Учитель. Придумайте свои вступления и заключения.

Учитель. Кто прочитает вступление?

  Ученик.  Междометие – это особая часть речи, придающая тексту яркую выразительность.

Учитель. А кто прочитает заключение?

Ученик.  Таким образом, возможности междометия огромны. Они придают тексту живость, неповторимую красоту и образность, служат одним из средств выразительности речи, одним из основных показателей выразительных возможностей языка.  

Учитель. Прочитайте сочинение-рассуждение «Междометие – выразительное средство языка». Проанализируйте его.

Междометие – выразительное средство языка.

   Междометие относится к  особой части речи, объединяющей слова, которые служат сигналами различных чувств или волеизъявления, но не называют ни того, ни другого. Его можно отнести  к выразительным средствам языка.

     Во-первых, оно придаёт речи особую неповторимость, поэтому часто используется авторами для выразительности и образности речи. Например:  

      «Забыл!! Экая, прости господи, память демонская! Да вот… вот… Позволь-те-с… Мм.. Забыл!!»,  «Мм… Мм… дайте припомнить», «Не люблю бабьего крику! Велела купить… Ну да… Ффф… Кот какой важный!», «Хорошо, что не француз… Не люблю французов… Хрю, хрю, хрю… Свинство!» (А.П.Чехов «Забыл»).

Во-вторых, междометия  передают эмоциональную атмосферу текста, передавая различные оттенки чувств. Например:

«Ах! амур проклятый! И слышат, не хотят понять...», «Ну! виноват! Какого ж дал я крюку.», «Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам куда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть.», «Ах! боже мой! упал, убился!» (А.С.Грибоедов «Горе от ума»).

  В-третьих, чтобы употребить междометие в тексте, в речи, чтобы  более точно, более выразительно передать состояние героев, эмоциональную атмосферу, требуется прекрасное знание языка.

      Одним словом, междометия  являются одним из самых ярких выразительных слов русского языка и знакомы каждому читателю.

Ученик. В сочинении приведены более двух  примеров-аргументов, иллюстрирующих, я считаю, 2 функции междометия как выразительного средства языка.

Учитель. Верно. В своих сочинениях  вы тоже должны приводить не менее двух доказательств различных функций, ясно и понятно формулируя свои мысли.

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему: « Роль междометий в тексте».

Подведение итогов урока.

Литература

1.  Письменные работы по литературе. 9-11 классы.

            Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина.

                          «Дрофа». Москва. 2002  г.

2.  Русский язык. ЕГЭ. Сочинение-рассуждение.

            В. Н. Александров. О. И. Александрова.

                          «Взгляд». Челябинск. 2004  г.

3.  Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии.

            Д. И. Архарова. Т. А. Доминина. А. П. Чудинов.

                         Айрис пресс. Москва. 2004  г.

4.  Литература. ЕГЭ. Устный и письменный экзамен.

            Е. П. Педчак.

                         «Феникс». Ростов-на-Дону. 2003  г.

5.  Трудности ЕГЭ по русскому языку.

            Т. А. Кудинова.

                         «Феникс». Ростов-на-Дону. 2004  г.

6.  Русский язык. Учебник-практикум для старших классов.

            А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова.

                          «Вербум – м». Москва. 2004  г.

  1. Розенталь «Современный русский язык» (справочник)

  1. Лекции профессора, доктора педагогических наук ИРО РТ  г.Казань Т. О.

Скиргайло.