Внеклассные мероприятия

Миронова (Овчинникова) Наталия Петровна

Банк Внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl_meropriyatie_akademiya_russkogo_yazyka.doc66 КБ
Microsoft Office document icon eto_interesno.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1»

Черемшанский муниципальный район Республики Татарстан

Внеклассное мероприятие  по русскому языку для учащихся 6-7 классов,

посвящённое Дню родного языка

"Академия наук русского языка»

Составила: Овчинникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Черемшанская СОШ №1» Черемшанского района Республики Татарстан

Тип. Познавательная игра.

Форма. Академия наук русского языка.

Краткое описание. Приглашенные на мероприятие учащиеся и учителя оказываются участниками исследований по актуальным вопросам русского языка.

Цели мероприятия: 

  • проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества;
  • совершенствование коммуникативных навыков учащихся: развивать умение кратко, точно и выразительно формулировать свою точку зрения по заданному вопросу, приводить аргументы в поддержку или в опровержение мнения других участников мероприятия;
  • воспитание чувства ответственности за свой язык, уважения к культурному прошлому русского народа;
  • формирование стремления овладеть отточенной и яркой речью;
  • повторение изученного по теме «Глагол».

Игровые задачи: 

  • показать негативные явления, происходящие в русском языке на современном этапе;
  • заставить задуматься над дальнейшей судьбой русского языка;

Педагогические возможности. Игра учит коллективному поиску ответов на вопросы, способствует развитию межвозрастного общения, стимулирует процесс развития познавательного интереса к учебному предмету.

Рекомендации.

Для какого возраста. 6-7 классы

Количество участников. Представители одного или разных классов.

В какой системе учебно-воспитательной работы может использоваться. В развитии познавательных интересов в структуре учебной работы по русскому языку, во внеклассной работе.

Ход мероприятия

Вступление: Что для вас значит русский язык?

- Русский язык – один из ведущих мировых языков, один из рабочих языков ООН.

- Это государственный язык для 146 миллионов россиян.

- Это язык жизни для 15 миллионов приехавших в Россию гастрабайтеров

- Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

- Русский – язык Пушкина, Толстого, Бродского и Пастернака, язык национальной гордости и достоинства.

- Он является родным для 170 миллионов человек и 350 миллионов его понимают.

- Это язык межнационального общения, для Татарстана – это второй государственный язык.

- Это один из самых развитых и богатых языков мира.

Работа кафедры словообразования:

1)Определить по словарным статьям морфемного словаря суффиксы, характерные для

- существительных;

- прилагательных;

- глаголов.

2) По данным морфемным конструкциям собрать глаголы, определите их вид, спряжение, переходность-непереходность:

¬ един ^ □ ^;    ¬ ясн и ^ а;      ¬ жал ^ □;   ¬ дал ^ □ ^.

3) образовать словообразовательные цепочки от производящих основ слов: вода, лес, учёба, выделив словообразовательные элементы

4) Запиши инфинитив глаголов, от которых могут быть образованы данные формы глаголов:

вожу — _______________, _______________;

лечу — ______________, ______________.

Работа кафедры лексикологии:

  1. «Подбери синоним»: к словам из речи молодёжи нужно подобрать как можно больше красивых литературных вариантов.

Слова для работы: драпать (убегать), дискач (дискотека), догнать (догадаться), достать (надоесть), врубиться (понять), зажать (утаить, пожадничать), закусон (закуска), заложить (предать), кадр (смешной, странный человек), капуста (деньги), колёса (автомобиль, таблетки), прикид (одежда), пасти (следить), сидюк (СД плеер), шампунь (шампанское).

2) Замените прилагательное в словосочетании подходящим по смыслу синонимом.

Высокий человек (рослый), высокий дом (многоэтажный), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий), высокая культура (развитая), высокий стиль (торжественный), высокие гости (почётные);

Свежий воздух (чистый), свежий ветер (прохладный), свежий хлеб мягкий), свежий огурец (несоленый), свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежая мысль (новая), свежее лицо (бодрое).

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ

4)К данному прилагательному нужно подобрать два таких имени существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.

Тяжёлый (камень, характер), горячая (вода, голова), тесная (квартира, дружба), острый (нож, язык), сладкий (чай, сон), твёрдый (земля, решение), золотые (украшения, руки), свежий (цветы, газеты), больной (человек, вопрос), весёлые (люди, песни).

Работа кафедры литературы:

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ?

1) Подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто встречаются в сказках.

Молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), ночь (лунная), конь (вороной), лес (дремучий), вода (живая), дорога (прямоезжая).

2) Распространи и укрась данное предложение, введя в него эпитеты, сравнения, используй метафору, антитезу*.

Ветви деревьев покрылись инеем.

Для справки

  • Антитеза (от греческого антитезис — противоположение) - стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличается по смыслу слов или словесных групп.
  1. Тест - исследование «Юный олимпиец»
  2. Составление синквейна на тему «Язык»

Работа кафедры этимологии:

  1. Составить список «школьных» слов и определить по этимологическому словарю их происхождение.
  2. Составить по тексту языковое древо для русского и татарского языков.
  3. Перевод с русского на русский:

Во поле берёза стояла.

Литература:

  1. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. М.: Школьная пресса, 2004.

     2) http://www.claw.ru реферат « Русский язык Пушкина»

     3) http://festival.1september.ru Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы и наш язык" Ермакова Алиса Владимировна,  Щербакова Татьяна Николаевна,  2007г.



Предварительный просмотр:

       Вы знаете, что русский принадлежит к восточнославянским языкам славянской ветви индоевропейского древа языков. Образовался он в XIV веке с распадом древнерусского на русский, украинский и белорусский. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным!


     

        Это ещё и слова. "А" - противительный союз (с еще несколькими значениями), "б" - краткая форма сослагательной частицы "бы", "в" - предлог места и направления. А всего в русском языке 10 однобуквенных слов: а, б, в, ж, и, к, о, с, у, я. А однозвучных слов? Тоже десять. Из приведённого списка надо убрать слово "я" и добавить слово "ль".

Русский - язык девяти падежей.



Почему девяти, ведь в школе мы учили только шесть? Да, в русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся.

Звательный падеж (вокатив).
Точнее, назовём его ново-звательным, чтобы отличить от того звательного, который существовал несколько веков назад.
Самостоятельная форма осталась только у группы уменьшительных. Когда мы обращаемся к Ване, Ане, Диме, говорим им "Вань", "Ань", "Дим", мы употребляем форму ново-звательного падежа вместо именительного "Ваня", "Аня", "Дима". " Этот падеж образуется, как вы видите, посредством усечения окончания до нулевого. Но иногда, он может отличаться и специально добавленным окончанием: "Дениса! Пора домой!" или (собаке по кличке Бим) "Бима! Ко мне!"

Местный падеж (локатив).
Ну, тут всё просто. Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. "О чём? - О шкафе. На чём? - ... На шкафу!"
Вот эти формы:
на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами "в" и "на". Единственный встреченный мною случай употребления локатива с предлогом "при": при полку.

Разделительный падеж (партитив).
Самый, пожалуй, неустойчивый и сложный падеж. Считается вариацией родительного. Головка
чеснока или головка чесноку, стакан кефира или стакан кефиру, бутылка коньяка или бутылка коньяку? У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно сделал глоток бензина и напился бензину. Иногда просто необходимо употребить форму не стандартного родительного, а разделительного: "Я из лесу вышел" (Некрасов), "Огоньку не найдётся?", "без году неделя".

А для того, чтобы запомнить систему девяти русских падежей существительного, давайте составим табличку.

Пример ново-звательного

Пример местного

Пример разделительного

Пример разделительного и местного.

Именительный

Ваня

мозг

чай

снег, лес

Родительный

Вани

мозга

чая

снега, леса

Разделительный

---

мозга

(стакан) чаю

(куча) снегу, (вагон) лесу

Дательный

Ване

мозгу

чаю

снегу, лесу

Винительный

Ваню

мозг

чай

снег, лес

Ново-звательный

Вань

---

---

---

Творительный

Ваней (Ванею)

мозгом

чаем

снегом, лесом

Предложный

О Ване

о мозге

о чае

о снеге, о лесе

Местный

На Ване

в мозгу

в чае

в снегу, в лесу.

Что такое супплетивы?


Все вы с лёгкостью сможете образовать прошедшее время от любого глагола:
Делать - делал,
сделать - сделал,
думать - думал,
знать - знал,
прясти - прял,
идти - ... шёл.
Вот это "шёл" - и есть
супплетив, форма образованная не от основного корня.

Или вот, например, давайте образуем несколько сравнительных форм от прилагательных.
Новый - новее,
далёкий - дальше,
смешной - смешнее,
горячий - горячее,
чёрный - чернее,
хороший - ... лучше.
а также      
плохой - ... хуже.
У большинства вышеперечисленных прилагательных сравнительные степени - нормальные, а у слов "хорошо" и "плохо" -
супплетивные. (Кстати, сравнительная степень называется компаративом).

А какие в русском языке ещё есть слова с
супплетивами? Да самые разные. У наречий это, например, "много" и "мало", их компаративы, соответственно, "больше" и "меньше".
У личных местоимений это "я" (где косвенные падежи "меня", "мне", "мною" являются супплетивными формами) и "мы" ("нас", "нам", "нами").
У числительных это "один" и "два", потому что порядковые "первый" и "второй" образуются не как стандартные "пять - пятый", "шесть - шестой" и так далее.

У существительных это слово "человек", его множественное число ("люди") происходит от другого корня. (Есть, разумеется, у нас и такое слово, как "человеки", и такое, как "люд", но у них слишком специфическое употребление).
Да и у глаголов есть другие супплетивы. Как правило, несовершенный глагол обладает совершенной парой с тем же корнем:
писать - написать,
читать - прочитать,
строить - построить,
варить - сварить,
но
брать - взять
ловить - поймать
говорить - сказать
и
искать - найти
(Понятно, что вместо "найти" можно употребить "отыскать", но это слово употребляется реже, чем супплетивный вариант).
А вот ещё интересный пример.
Горел- горит,
свистел - свистит,
глядел - глядит,
молчал - молчит,
но
был – есть


Этот интересный глагол "быть".


Мы часто употребляем этот глагол в прошедшем времени. "Я был школьником", "ты была школьницей". А в настоящем почти не употребляем: "я - школьник", "ты - школьница", "оно - насекомое", "мы незаметны". Только изредка мы говорим или пишем что-либо вроде "чревоугодие есть грех" или "это есть наш последний и решительный бой". Философы и математики частенько используют это слово: "человек есть разумное существо", "квадрат есть прямоугольник с равными сторонами". Слово "есть" обязательно употребляется в оборотах типа: "у меня есть машина", "у нас есть идея", "у них есть связи" и даже "спасибо мне, что есть я у тебя" (В.Вишневский).
В общем, всё настоящее время глагола "быть" сегодня выражается одной формой: "есть". А как было в древнерусском? А вот как:

Прошедшее (современный русский)

Настоящее (древнерусский)

Я что делал? Был.

Я что делаю? Есмь.

Ты что делал? Был.

Ты что делаешь? Еси.

Он что делал? Был.

Он что делает? Есть.

Мы что делали? Были.

Мы что делаем? Есмы.

Вы что делали? Были.

Вы что делаете? Есте.

Они что делали? Были.

Они что делают? Суть.

Как известно, всякий глагол несовершенного вида для постановки в будущее время требует вспомогательного глагола: я буду ехать, ты будешь учиться. А "быть" - е д и н с т в е н н ы й несовершенный глагол, который образует будущее время без вспомогательного, потому что он особенный и всем другим вспомогательный. Я буду; ты будешь; он, она, оно будет и т. д.