Предметные олимпиады

Богодухова  Ольга Витальевна

В разделе размещены материалы для подготовки к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 класс

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Продолжительность олимпиады - 180 мин

Задание 1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал.

Задание 2. Расставьте ударения в словах:

     Обеспечение, закупорить, вероисповедание, маркетинг, уведомить, исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный.

Задание 3.Определите  современное  и  историческое  морфемное  строение

предложенных слов: дотла, висок, туловище, копейка, кольцо.

Задание 4.

Определите, к каким частям речи относится слово столько в следующих предложениях:

Здесь столько цветов!

Я столько передумал за это время!

Задание 5. Определите  контекстуальное лексическое значение выделенных слов и укажите, прямым или переносным оно является.  У слов с переносным значением укажите способ переноса (метафора, метонимия, синекдоха).

1. Все живо там: холмы, леса, / Янтарь и яхонт винограда, / Долин приютная краса / И струй и тополей прохлада. (А.С. Пушкин).

2. Гирей сидел, потупя взор, / Янтарь в устах его дымился. (А.С. Пушкин)  

Задание 6. Отметьте верные определения знаком (+), неверные (-)

Конфуз – неловкость.

Постамент – подставка.

Концепция – система взглядов.

Гротеск – неглубокая пещера.

Водевиль – короткая комическая пьеса.

Пролог – заключительная часть.

Риторика – учение о ритме.

Ликовать – торжествовать.

Корифей – победитель.

Фольклор – народное творчество. 

Задание 7.Тюркское по происхождению название болгарского кислого молока мы привыкли называть йогуртом. Такое написание слова является неточным. Как правильно надо было бы писать это слово?

Задание 8.Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.

1. Обе стороны подписали консенсус.

2. Икебана – букет, составленный из засушливых цветов.

3. Один неосмотрительный шаг – и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

5. Журналисты владеют большой толикой информации.

Задание 9. Расставьте знаки препинания.

Однажды вечером кончив дневной сбор винограда партия молдаван с которой я работал  ушла на берег моря а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и лёжа на земле молчали глядя как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей что пошли к морю. (А. М. Горький)

Задание 10. Ропаликэто предложение, в котором каждое последующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее или стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Вот самый простой пример:

Я        Пусть

бы        мечта

был        рыдает

тебе        горестными

рабом        ожиданиями.

всегда

любимая.

Задание: составьте свойропалик на одну из следующих тем: «Школа»,  «Дружба», «Первая любовь»


Школьный этап всероссийской олимпиады по русскому языку (10 класс).

Критерии проверки.

Задание 1.  Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

Эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал. (5 баллов)

Ответ: тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку)

 Задание 2.  Расставьте ударения в словах: обеспечение, закупорить, вероисповедание, маркетинг, уведомить, исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

Ответ: обеспЕчение, закУпорить, вероисповЕдание, мАркетинг, увЕдомить, исчЕрпать, сосредотОчение, баловАть, квартАл, премирОванный.

(по 0,5 балла за правильный ответ)

Задание 3.Определите  современное  и  историческое  морфемное  строение

предложенных слов: дотла, висок, туловище, копейка, кольцо.

Ответ:

Современное

морфемное членение

Историческое

морфемное членение

до-тл-а

до-тл-а

висок[]

вис-ок-[]

туловищ-е

тул-ов-ищ-е

копейк-а

копей-к-а

кольц-о

кол-ьц-о

Оценка: по 1 баллу за каждый верный вариант морфемного членения.

Итого: 10 баллов

Задание 4. Определите, к каким частям речи относится слово столько в следующих предложениях:

Здесь столько цветов!

Я столько передумал за это время!

В первом предложении СТОЛЬКО – местоимение, заменяет числительное

Во втором предложении СТОЛЬКО – наречие, так как обозначает степень действия, состояния.

Количество баллов. Каждый ответ – 1,5 балла. Итого максимум 3 балла.

Задание 5. Ответ: Все представленные наречия образованы от сочетания существительного с предлогом. Первые два слова в качестве словообразовательной базы используют существительные м.р., в слове невтерпеж доказательством тому является суффикс –еж,ср. галдёж. Два последние слова, напротив, произведены от существительных ж.р. Слово наотмашь от существительного отмашь (приведено у Даля), образованного нулевой суффиксацией, является существительным ж.р., ср. тишь, глушь.

Оценка: 3 балла за указание на родовую принадлежность как основание орфографической нормы. 3 балла – за указание на словообразовательную модель как основание для орфографической нормы.

Итого: 6 баллов

Задание6. Ответ: (-) постамент, гротеск, пролог, корифей. Оценка: по 1 баллу за каждый верный вариант. Итого: 4 балла.

Задание 7. Сочетание букв йо – нехарактерно для русского языка. Такое сочетание передается буквой ё. Правильное написание – ёгурт, югурт. Оценка: 2 балла.

Задание 8. Ответ:

1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.

2.   Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.

3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.

4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.

5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.

Оценка: по 2 балла за ответ на каждый вопрос.Итого – 10 баллов.

Задание 9. Ответ.Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

По 0,5 балла за верный ответ

Задание 10. Ответ: Составление текста -  10 баллов, 5 баллов – за творчество.

Примерные критерии оценивания:

  • наличие идеи
  • создание художественного образа
  • грамотность

ВСЕГО:60 баллов