Самообразование (участие в вебинарах, семинарах, конференциях)
1. С 2020 -2023 учебный год работала по теме самообразования " Формирование нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности".
2. с
3. с 2024-2025 учебный год работала по теме самообразования "Цифровая социализация детей среднего дошкольного возраста"
2020-2022г.









2023г.


2024г.


2025г.


Совершенствоание компетенции педагога: использование искусственного интеллекта и инновационных образовательных методик в условиях изменений ФОП и обновленных ФГОС.

Семинар по теме: " Системном развитии программы "Верность родной земле" ( " Истоки")
Календарно-тематический план в дошколном образовании основные содержательные ориентиры,2025.1 час

Курсы


Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 « Мишутка»
План по самообразованию педагога
Тема: « Формирование нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности»
Выполнила: воспитатель первой категории Савчук Н.Ш |
2021 -2023 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики в условиях ФГОС .
Задачи:
- создание мини-музея " Культура и быт русского народа"
- раскрыть возможности мини-музея в дошкольной образовательной организации в патриотическом воспитании детей.
- воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу. - вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
- знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта:
- воспитывать у детей гордость за свою страну, её историю;
- расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа;
- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении загадок и рассказов о традициях русского народа;
- привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении экскурсий по городу и музеям родного края.
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этап работы над темой самообразования:
Актуальность
Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Словосочетание «музейная педагогика» известно всем, кто имеет отношение к образованию и воспитанию молодого поколения.
В сфере патриотического воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространственную среду»
Мини-музей в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно, о чем были их мечты и думы.
Главным средством патриотического воспитания выступает конкретная работа детей, где ребёнок дошкольного возраста является активным участником. Одно из главных условий данной работы заключается в следующем: дети дошкольного возраста должны видеть важность и необходимость своих усилий. «В музейно-образовательной деятельности ребёнок не сторонний наблюдатель, а главный исследователь»
Хороших результаты можно достичь, соблюдая главное условие –это активная деятельность воспитанников при работе с материалом в мини- музее. Желание потрогать, почувствовать и подержать в руках экспонаты музея, а особенно посмотреть, как они работают, всё это находит объяснение в детском от природы любопытстве. «Ребёнок является соавтором и творцом, что позволяет расширить кругозор ребёнка»
Работа строится соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- «позитивный центризм» (усвоение ребёнком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей, возможностей и интересов, рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и созданию мини-музея в ДОУ
- проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей посредством музейной педагогики (с использованием ИКТ) .
Критериями и показателями уровней патриотической воспитанности дошкольников, выступают:
- когнитивный критерий с показателями: знание названия своего города, домашнего адреса; наличие знаний о достопримечательностях города, названиях улиц, площади, парков;
- эмоционально-ценностный критерий с показателями: способность к аргументированному суждению, оценке, умение выразить своё отношение к близким людям, родному детскому саду, городу;
- деятельностный критерий с показателями: приоритетность выбора просмотра отечественных мультипликационных фильмов, чтения народных сказок, посещение виртуальных музеев, участие в экскурсиях и целевых прогулках по городу.
Ожидаемые результаты для детей:
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; привиты патриотические качества; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Мини-музей в ДОУ
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
- Презентация результатов работы по теме самообразования на родительском собрании в конце учебного года.
- Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.
План саморазвития воспитателя
№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта | |||||
1 этап: Информационно-аналитический | ||||||||
1. | Подбор методической литературы для изучения Курсы повышения квалификации по программе «Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении» Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, оборудования . Обогащение РППС группы. Подготовка материала к информационным стендам. Накопление практического материала по теме. | Сентябрь | Анализ методической литературы. Выступление на родительском собрании "Мини-музей ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" | |||||
II ЭТАП — внедрение в практику | ||||||||
1. | Создание мини-музея в ДОУ ""Культура и быт русского народа": оформление мини – музея, сбор и подборка экспонатов, составление «Перечня экспонатов»; составление и утверждение «Положения о мини-музее , плана работы на учебный год, разработка различных форм работы с детьми и родителями (совместной деятельности, экскурсий, выставок и т.д.) организация работы мини – музея (режим и расписание работы, приглашение детей и родителей, проведение запланированных мероприятий) | В течение года | Обмен опытом с педагогами ДОУ. Взаимодействие с родителями педагогами ДОУ в организации мини-музея для практической деятельности. Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | |||||
2 | Сообщение для воспитателей «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» | Ноябрь | Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно внедряется в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей. | |||||
2 | Мастер – класс для педагогов ДОУ «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре» | Февраль | Цель: Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре."Русские народные промыслы", "Посуда". | |||||
III Заключительный этап | ||||||||
1. | Презентация на родительском собрании "Наш мини-музей" 2.Презентация на педсовете ДОУ" «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики» | май | Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. Обобщить и презентовать на педсовете ДОУ опыт работы по теме самообразования. Публикация в СМИ . | |||||
План саморазвития воспитателя
№ | Изучение методической литературы | Сроки | ||
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.
| В течение года | |||
Перспективное планирование деятельности педагога | ||||
Тематические блоки | Содержание | Формы работы с детьми | ||
«Я и моя семья» | Тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Воспитание у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям. | Беседа «Моя семья». Детско-родительский мини-проект Моё генеалогическое древо». Беседа «Наши бабушки и дедушки». Игровая ситуация «Помогаем маме». Рисование «Любимое место прогулки моей семьи». | ||
«Я и моя Родина» | Расширение представления детей о родном крае. Знакомство дошкольников с достопримечательностями города, в котором живут дети. Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своей страны. Формирование представлений о том, что Земля – наш общий дом, на земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Поощрение интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения. Закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России и города. | Целевая прогулка- Экскурсия по улице по главной улице Презентация «Мой город Сургут». ЧХЛ Рассматривание иллюстраций Беседы | ||
«Культура и традиции моего народа» | Знакомство детей с народными традициями и бытом России. Расширение представлений о народном искусстве, традициях и обычаях русского народа, художественных промыслах разных регионов нашей страны. Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношение к произведениям искусства. Использование в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению. | Виртуальная экскурсия в прошлое «Золотое веретено». Беседа «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Просмотр Мультимедийной презентации о предметах старины | ||
Средняя группа |
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание |
Октябрь | Что такое музей? | Познакомить детей с музеем как хранителем памяти | Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. |
Ноябрь | Путешествие в прошлое утюга. | Знакомство детей с угольным углем, рубелем. | Познакомить детей с историей утюга, вызывать интерес к предметам прошлого |
Декабрь | Хозяйкины помощники | Знакомство детей со старинной посудой и утварью. | Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. |
Январь | Посидело-чки мои | Знакомство детей с традицией русского народа – посиделками | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми |
Февраль | Загадки о предметах старины | Закреплять знания о предметах быта | Называть предметы (старинную посуду), ее назначение. Обогащение словаря. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. сказка «Жихарка» |
Март | Куклы в народном сарафане | Знакомство детей с русским национальным костюмом | Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки». |
Апрель | Волшебная прялица | Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти. | Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает» Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину» |
Май | Как у наших у ворот | Знакомство детей с музыкальным фольклором | Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Воспитывать толерантность. Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла» |
Старшая группа | |||
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание |
Сентябрь | Русский костюм | Знакомство детей с русским национальным костюмом. | Назвать части костюма. Обратить цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, рубаха. Развивать разговорную речь. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
Октябрь | Мир старинных вещей | Знакомство детей с музейными экспонатами. | Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: кочерга, рубель, колода, валик, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. |
Ноябрь | Чудесный платок | Знакомство с платком, ткачеством на Руси | Продолжать знакомить с русским костюмом, его элементами. Обратить внимание на разновидности платков – пуховой, павлопасадский, косынка. Формировать разговорную речь Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
Декабрь | Мир старинных вещей | Знакомство детей с новыми музейными экспонатами. | Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. |
Январь | Как ходила коляда | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. |
Февраль | Глиняная посуда | Знакомство детей с глиняной посудой разных национальностей: горшок, амфора, молочник и др. | Познакомить детей с историей русского глиняного горшка, сравнить с глиняной посудой эстонцев и греков. Расширять словарь детей за счет названий посуды: крынка, горшок, плошка и т.д. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь. |
Март | По страничкам истории | Знакомство детей с национальными костюмами народностей города. | Назвать части костюма. Обратить внимание на национальные костюмы, орнамент, цвета. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. |
Апрель | Тряпичные и нитяные куклы | Знакомить детей с нитяными и тряпичными куклами | Знакомить со старинными куклами, технологией их изготовлений (нитяные, тряпичные). Познакомить с обрядовыми куклами. |
Май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. | Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность |
Подготовительная к школе группа | |||
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание |
Сентябрь | Милости просим в нашу избу | Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей. | Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь. |
Октябрь | «Кружева» | Знакомить с творчеством кружевниц | Познакомить детей с кружевами, историей плетения кружев. Учить видеть красоту ажурной сетки и плотных частей узора. Обогатить словарный запас. |
Ноябрь | «Доброе дело и железные ворота отопрет» | Знакомство с пословицами и поговорками | Продолжать знакомить с бытом и традициями русского народа. Закреплять знания о русских поверьях. |
Декабрь | Любят в праздники рядиться наши русские девицы | Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. | Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) |
Январь | Посиде- лочки мои» | Знакомство детей с традицией русского народа – посиделками | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми |
Февраль | Бабушкин сундук. | Знакомство с русскими народными старинными играми | Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. |
Март | Как люди одежду украшали | Знакомить с вышивкой (гладь, крестиком и др.) | Знакомство с видами вышивки, традициями вышивания. Воспитывать уважение к труду женщины. |
Апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). | Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. | Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия) |
План работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством создания мини-музея народного фольклора».
Задачи: формировать представление о родном крае, о животном мире, воспитать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании, формировать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики, формировать у дошкольников представления о музее; развить познавательных способностей и познавательной деятельности; формировать проектно-исследовательских умений и навыков.
Месяц | Тема | Цель | Мероприятие |
Сентябрь | Животные и птицы нашего края. | Расширять представления детей о диких животных и птицах, их образе жизни. | 1.Просмотр видеофильма " Как животные и птицы нашего края готовятся к зиме" 2. Экскурсия в музей «Птицы и животные нашего края» |
Октябрь | Знакомство с гербом, флагом города, с историей возникновения города Сургута. | Расширять знания детей о символике родного города: гербе и флаге города Сургута. Продолжать формировать понятие «малая Родина», «символы»; закреплять знания о родном городе. | 1.Беседа об улицах нашего города. 2. Выставка детско-родительского творчества "Улица, на которой я живу" 3. Альбом "Мой родной город». |
Ноябрь | Жизнь коренных народов нашего края. | Формировать представлений о родном крае; о коренных жителях – «ханты» и «манси». | 1.Беседа с детьми «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края» 2. Рисунок «Жилища народов ханты и манси» |
Декабрь | «Национальная одежда народов ханты и манси». | Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси. Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда. Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера. | 1.Просмотр мультимедийной презентации «Хантыйский орнамент: её символика». 2. Творческая мастерская «Украсим одежду» (рукавички, кисы) |
Январь | НОД «В гости к хантам». | Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю. Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения, Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра, — ханты и манси. | 1.Отгадывание загадок о животном и растительном мире родного края 2.Оформление мини-музея в группе «Мой родной край» |
Февраль | «Хантыйские сказки». | Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры. Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой. | 1.Чтение сказки «Гордый олень» 2. Чтение сказки «Айога», «Кукушка». |
Март | Изготовление кукол Акань. | Знакомить детей с куклами коренных народов Севера. Познакомить с приемами изготовления самодельной куклы Акань. | 1.Аппликация «Украсим малицу» 2. Дидактические игры «Угадай узор» «Одень куклу». |
Апрель | Жилище ханты и манси. |
| 1.С/р игра «В гости к Хантам». 2. Народные игры «Оленьи упряжки |
Май | Проект «Мой край - Югра». | Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном городе Сургуте и крае – ХМАО - Югра. | 1.П/игра «Болотная женщина»- продолжать знакомить детей с традиционными играми народов ханты и манси. 2. Изготовление альбома «Жилища народов ханты и манси» |
Связь с образовательными областями
Образовательные области | Задачи |
Познавательное | Продолжать знакомить детей с городом Сургута и краем Югрой, с культурой населения ханты и манси, научить узнавать и называть памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры), расширить знания о представителях животного и растительного мира, повысит интерес к окружающему миру своего края. Воспитывать уважительное отношение к коренным народам Севера. |
Художественно – | Учить детей выделять элементы орнамента, украшать силуэты, видеть и называть цвета, используемые в орнаменте. Развивать интерес к декоративному рисованию, к разнообразию предметов быта, их использованию народами ханты и манси. Приобщить к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору; развивать воображения. Научить отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности. |
Социально | Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности. |
Физическое развитие | Дать детям представление о пользе ягод и побегов для здоровья человека. Развивать умение детей двигаться осторожно, в процессе подвижной игры, не наталкиваясь на других играющих. Развивать зрительное и слуховое внимание, координацию движений. |
План работы с педагогами
Задачи: повысить образовательный уровень педагогов в воспитании у детей дошкольного возраста к духовно – нравственным и социокультурным ценностям через музейную педагогику.
Основными направлениями работы являются:
– знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области музейной педагогики посредством духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
– создание информационной базы по педагогическим образовательным технологиям по воспитанию у детей дошкольного возраста к духовно нравственным и социокультурным ценностям через музейную педагогику.
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Буклет «Любимый город - Сургут. История города.» |
Октябрь | Консультация «Хантыйские сказки. Театрализация» |
Ноябрь | Буклет «Мой край -Югра» |
Декабрь | Консультация «Праздники народов ханты и манси» |
Январь | Консультация «Орнаменты ханты и манси |
Февраль | Мастер - класс «Жилище северных народов» |
Март | Картотека подвижных игр коренных народов Севера. |
Апрель | Буклет «Фольклор ханты и манси». |
Май | Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала совместно с педагогами. |
Формы взаимодействия с родителями | Сроки |
"Мини-музей ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
8. Рекомендации для родителей : «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»; « Генеалогическое дерево»; « Как делать лет бук» Тематические выставки:
| в течение года |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
№ 18 «Мишутка» города Сургута
План самообразования
Тема: Цифровая социализация детей среднего дошкольного возраста
Педагога 1 категории
Савчук Найля Шаяхметовна
г Сургут
Тема:
Общий стаж работы:20 лет.
Стаж педагогической работы: 9 лет
Стаж работы в данном учреждении:5 лет
Образование: высшее
Квалификационная категория: 1 категория
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 г
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 г
Индивидуальная тема самообразования: Цифровая социализация детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Развитие информационной грамотности, формирование позитивного опыта взаимодействия с технологиями, предупреждение негативных последствий использования ИКТ.
Задачи педагога: Формирование у детей базовых представлений: Ознакомление детей с понятием информационной грамотности и правилами безопасной работы с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Развитие критического мышления: Обучение распознавать недостоверную информацию, различать рекламу и полезную информацию.
Предупреждение негативного влияния технологий:Формирование осознанного отношения к онлайн-взаимодействию, понимание рисков чрезмерного пользования гаджетами и сети Интернет.
Обучение правилам поведения в виртуальной среде:Воспитание культуры сетевого этикета, умение защищать личные данные и соблюдать нормы морали и этики в цифровом пространстве.
Практическое применение полученных знаний: Организация интерактивных занятий, направленных на закрепление материала через ролевые игры, викторины и творческие задания.
Задачи для детей:
- Базовые представления: Понять, что такое информационная грамотность и безопасность в интернете.
- Критическое мышление: Научиться выявлять недостоверную информацию и рекламу.
- Осознанное отношение: Осознать негативные последствия долгого пребывания в интернете и злоупотребления гаджетами.
- Правила поведения: Изучить нормы сетевого этикета и способы защиты личных данных.
- Практическое применение: Закрепить полученные знания через игровые формы и практические упражнения.
Задачи для родителей:
- Помочь детям сформировать базовые представления: Объяснить ребенку, что такое информационная грамотность и почему важны правила безопасного использования интернета и гаджетов.
- Развивать критическое мышление ребенка: Учить ребёнка распознавать неправдивую информацию, отличать рекламу от полезных сведений.
- Привить ответственное отношение к технологиям: Показывать ребёнку возможные опасности чрезмерного увлечения гаджетами и долгим пребыванием в интернете.
- Научить основам цифрового этикета: Рассказать и показать на примерах, как вести себя в интернете, защитить личные данные и проявлять уважение к другим пользователям.
- Организовать практику и закрепить знания: Регулярно вовлекать ребёнка в интерактивные занятия и игры, направленные на повторение и укрепление освоенных материалов.
ППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая пояснительная записка разработана в рамках проекта по формированию основ цифровой социализации детей среднего дошкольного возраста (4–6 лет) и направлена на обеспечение безопасного и целесообразного использования детьми информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Сегодняшняя действительность диктует новые требования к воспитательному процессу. Стремительный рост доступности электронных устройств, широкое распространение мультимедийных платформ и услуг приводят к тому, что уже маленькие дети получают доступ к разнообразному контенту и услугам в интернете. Однако данная ситуация ставит перед семьёй и образовательными учреждениями целый комплекс важных задач.
Во-первых, необходима организация грамотного образовательного сопровождения процессов знакомства ребёнка с миром цифровых технологий. Отсутствие правильного руководства может повлечь нездоровую привязанность к устройствам, дефицит физического движения, ухудшение зрения и когнитивных функций.
Во-вторых, возрастает опасность контакта детей с опасным или неподходящим контентом, включая агрессия, реклама продуктов питания, опасные игры и сообщества. Без необходимой поддержки взрослые и специалисты должны своевременно помогать детям разобраться в море доступной информации, предотвращая негативные последствия.
Кроме того, современный мир предъявляет высокие требования к умению фильтровать информацию, критически воспринимать и эффективно применять знания, добытые из разных источников. Следовательно, крайне актуальной становится задача повышения уровня осведомлённости родителей и педагогов относительно методов воспитания и адаптации подрастающего поколения к новым условиям среды.
Формы и виды с работы с детьми: Игры и игровые занятия — интерактивные столы, электронные пазлы, развивающие компьютерные игры.
Просмотр мультфильмов и историй — короткие сюжеты о правильном поведении в интернете.
Совместные беседы и дискуссии — обсуждение пользы и вреда гаджетов, обсуждение конкретных ситуаций и примеров из жизни..Творческая деятельность
Физкультминутки и зарядки — специальные упражнения для снятия напряжения.
Индивидуальная работа с детьми: свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями: Консультации и индивидуальные беседы — разъяснение родителям особенностей развития детей в цифровую эпоху, рекомендации по контролю за использованием гаджетов,обсуждение преимуществ и рисков использования гаджетов, способов предотвращения интернет-зависимости и сохранения здоровья детей.
Родительские собрания — презентации, обсуждения и обмен опытом по вопросам безопасной работы детей с гаджетами и интернетом.
Памятки— предоставление наглядных материалов с рекомендациями по безопасному обращению с цифровыми устройствами.
Тренинги и мастер-классы — совместное участие родителей и детей в занятиях, помогающих изучить возможности и правила безопасного использования интернета.
Онлайн-платформы и чаты — создание специализированных каналов для оперативного обмена информацией и разъяснения сложных вопросов.
Предполагаемый результат .
- Повышение уровня информационной грамотности:Дети приобретают начальные знания и навыки безопасного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они понимают разницу между полезными и потенциально опасными ресурсами, умеют выбрать подходящий контент для своего возраста и воспринимают компьютер и интернет как инструменты для обучения и саморазвития, а не только источник развлечений.
- Развитие критического мышления:Ребята становятся способны отделять качественные, проверенные источники информации от недостоверных сообщений и навязчивой рекламы. Они узнают, как распознавать манипуляции и фальшивые обещания, что значительно повышает их шансы избежать неприятностей в цифровом пространстве.
- Формирование устойчивого отношения к риску:Благодаря постоянному вниманию к вопросам здоровья и безопасности, дети начинают понимать реальные риски чрезмерного использования гаджетов и постоянного пребывания в виртуальных средах. Их формируется ответственность за свое времяпровождение, развивается культура отдыха и восстановления сил после занятий с электроникой.
- Приобретение навыков социального взаимодействия:Полученный опыт участия в онлайн-обучении и коммуникациях способствует улучшению межличностных связей. Дети начинают понимать нормы сетевого этикета, приобретают навыки уважения чужих границ и ответственности за собственные высказывания в интернет-пространстве.
- Укрепление доверительных отношений с родителем и учителем:В ходе совместной работы и бесед ребята привыкают доверять взрослым, открыто говорить о проблемах и трудностях, возникших в результате взаимодействия с интернетом и цифровыми устройствами. Родители, педагоги и дети выстраивают сотрудничество, основанное на взаимном понимании и поддержке.
- Развитая практика самооценки и рефлексии:Через участие в дискуссиях, играх и проектах дети учатся анализировать собственное поведение, поступки и предпочтения. Им легче определить сильные и слабые стороны своей активности в цифровом пространстве, скорректировать недостатки и продолжать развиваться дальше.
- Прочное основание для дальнейшей социализации:Прохождение курса обеспечивает базу знаний и умений, необходимых для успешного вступления в школьную среду, полного освоения требований учебного процесса и социальной адаптации в новом поколении цифровых граждан.
- Устойчивость к негативным последствиям:Участие в программе существенно сокращает число случаев травмирования органов зрения, нарушения осанки, головных болей и других физиологических отклонений, вызванных неправильным использованием гаджетов. Улучшается общее состояние здоровья детей и повышается устойчивость иммунной системы.
- Увеличение интереса к исследовательской деятельности:Открывшиеся возможности самостоятельной работы над проектами и изучения интересного контента повышают мотивацию ребят к учебе и научным открытиям. Начинается формирование базы для будущих профессиональных предпочтений и увлечений.
- Высокий уровень удовлетворенности результатами обучения:Участники программы отмечают положительные изменения в своем самочувствии, настроении и взаимоотношениях внутри коллектива сверстников и семьи. Педагоги видят рост заинтересованности и улучшенные показатели познавательной активности детей.
Итоговый результат: После прохождения программы участники демонстрируют уверенную позицию в вопросах безопасного и ответственного взаимодействия с цифровой средой, умеют использовать интернет и гаджеты для личного роста и развития, проявляют высокий уровень самоконтроля и имеют достаточную подготовку для дальнейших шагов в обучении и профессиональном становлении.
Актуальность.
Современный этап технологического прогресса характеризуется массовым распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мир меняется стремительно, и значительная доля информации, контактов и развлечений переносится в цифровое пространство. Именно поэтому одной из важнейших проблем современности стала цифровая социализация детей, особенно тех, кому исполнилось около четырёх-шести лет.
Средний дошкольный возраст представляет собой период активного освоения окружающего пространства, познания новых явлений и предметов. Сегодня этот процесс неизбежно сопровождается использованием смартфонов, планшетов, компьютеров и других электронных устройств. Многие малыши проводят значительное количество времени за просмотром видеороликов, мультиков, играми и общением с родителями посредством мессенджеров и соцсетей. Такое активное взаимодействие детей с цифровыми технологиями накладывает особые требования на систему семейного и общественного воспитания.
Однако данное явление порождает ряд серьёзных вопросов и трудностей. Прежде всего, проблема заключается в ограниченности опыта детей и отсутствии необходимых навыков для самостоятельного анализа и выбора качественных, полезных ресурсов. Дошкольники легко подвергаются воздействию рекламы, дезинформации и сомнительных предложений, размещённых в интернете. Без должного контроля со стороны взрослых дети могут столкнуться с контентом сексуального характера, сценами насилия, жестокими играми и даже попадать под влияние агрессивных сообществ.
Кроме того, регулярное использование мобильных устройств и компьютера вызывает физическую зависимость, ухудшая зрение, осанку, двигательное развитие и общую активность ребёнка. Длительное пребывание перед экраном снижает интерес к активному отдыху, живым играм и творческим занятиям, что отрицательно сказывается на развитии мелкой моторики, воображения и речи.
Ещё одним важным аспектом является отсутствие у большинства дошкольников развитых механизмов самоконтроля и способности планировать свою деятельность. Поэтому дети зачастую не способны адекватно распределять время, посвящаемое развлечениям и обучению, и нуждаются в поддержке взрослого окружения для выработки здоровых привычек.
Всё вышеперечисленное обусловливает высокую степень значимости процесса цифровой социализации именно в среднем дошкольном возрасте. Необходимость эффективного решения данной проблемы очевидна, поскольку ранняя интеграция детей в цифровую реальность оказывает огромное влияние на их дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Эффективная работа педагогов и родителей позволит обеспечить гармоничное сочетание традиционного воспитания и возможностей, предоставляемых современными технологическими средствами. Создание условий для оптимального развития детей в эпоху цифровой трансформации становится ключевой задачей семей и образовательных организаций.
План работы на 2024–2025 учебный год.
№ | Содержание | Сроки | Отчёт о выполнении |
1 | Изучение методической литературы. | Сентябрь 2024г-май 2025г | |
2 | Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме. | В течение года | |
3 | 1.Что такое интернет и зачем он нужен? Консультация для родителей | октябрь 2024г |
|
4 | Что дети делают чаще всего в Интернете? Оформление папки - передвижки для родителей Стенгазета Рисование | ноябрь 2024г | |
5 | Какие полезные ресурсы существуют? 3 декабря -День неизвестного солдата. Экскурсия к Вечному огню. Консультация для родителей | декабрь 2024г |
|
6. | Как искать нужную информацию? Тематический мультфильм. “Невероятные приключения Гоши в киберпространстве”.История мальчика, попавшего в виртуальное пространство и столкнувшегося с проблемами, такими как вирусные атаки и фишинговые письма. | январь 2025г. | |
7. | 2. Правила безопасного поведения в сети Зачем нужны пароли и как правильно их выбирать? Почему нельзя делиться личной информацией? Кого называть другом в социальных сетях? | февраль 2025г | |
8. | 3. Цифровой этикет Можно ли обижать кого-то словами в чатах и комментариях? Чем отличается общение в реальности и в интернете? Правила вежливого общения онлайн. Серия мультиков про безопасное использование гаджетов. Например, серия коротких роликов про школьницу Машу, которая учится правильно обращаться с телефоном и компьютером. | апрель 2025г | |
9. | 4. Информационная гигиена Нужно ли верить всему, что пишут в интернете? Кто создает фейковые новости и почему? Проверка фактов перед распространением информации. Показ игровых роликов про социальную ответственность. Рассказы о том, как вести себя в соцсетях и мессенджерах, чтобы не обидеть друзей и близких. | май 2025г | |
10. | Подведение итогов самообразования. Диагностика. Презентация. | май 2025г |
Игры-тренировки:
- Игра “Фейк или правда. Детям показывают карточки с сообщениями, новость должна быть проверенной или ложной. Задача игроков определить истинность текста и объяснить свое решение.
- Конструктор правил безопасного серфинга. Дети совместно создают плакат с рекомендациями правильного поведения в интернете.
- Детективные истории. Просмотр видеороликов с сюжетами о кибермошенниках, задача участников — раскрыть замысел злоумышленника и предложить способы защиты.
Обсуждение реальных жизненных ситуаций:
Обман на игровых сайтах.Анализ ситуации, когда ребенок случайно покупает платные услуги на игровом сайте, потеряв деньги родителей.
Подделывание чужих аккаунтов.Группа обсуждает случай подделывания страницы друга и последствия таких действий.
Таким образом, комплексное сочетание бесед, просмотра мультфильмов, игровой активности и анализа реальных ситуаций позволяет эффективно развивать навыки цифровой социализации у детей среднего школьного возраста.
Работа с родителями
Родители играют ключевую роль в процессе формирования привычек обращения с гаджетами у своих детей. Необходимо регулярно проводить встречи, семинары и родительские собрания, направленные на повышение осведомленности взрослых о влиянии технологий на психику ребенка и возможности оптимального управления временем ребенка перед экраном.
Консультации для родителей.
- «Информационная безопасность ребёнка»: советы родителям по контролю и ограничению времени, проводимого ребенком за экранами гаджетов.
- «Развивающие игры и занятия на планшетах и компьютерах»: рекомендации по выбору качественных приложений и игровых площадок.
- «Совместные развлечения семьи в эпоху цифровых технологий»: создание баланса между виртуальным и живым общением.
- «Цифровые угрозы для детей: кибербуллинг, нежелательные контакты и контент»: как защитить своего ребенка от негативного влияния сети Интернет.
- «Профилактика интернет-зависимости» Цель: Сформулировать признаки интернет-зависимости у детей, подобрать методы коррекции и восстановить нормальный ритм жизни ребёнка.
- «Как отличить правду от лжи в интернете» Как родители могут контролировать качество цифрового контента, которым пользуются дети? Цель: Научить родителей поддерживать у детей критическое мышление, разбираться в источнике информации и проверять её достоверность.
- Онлайн-показ: мероприятий, выставок, родительских собраний

