Самообразование (участие в вебинарах, семинарах, конференциях)

Савчук Найля Шаяхметовна

1. С 2020 -2023 учебный год работала по теме самообразования  " Формирование нравстенно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности".

2. с

3. с 2024-2025  учебный год работала по теме самообразования "Цифровая социализация детей среднего дошкольного возраста"

2020-2022г.

 

2023г.

 

2024г.

 

 

 

2025г.

Совершенствоание компетенции педагога: использование искусственного интеллекта и инновационных образовательных методик в условиях изменений ФОП и обновленных ФГОС.

Семинар по теме: " Системном развитии программы "Верность родной земле" ( " Истоки")

image                                                                                                             

Календарно-тематический план в дошколном образовании основные  содержательные ориентиры,2025.1 час

image

 

Курсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 « Мишутка»

План по самообразованию педагога

Тема: « Формирование нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации проектов краеведческой направленности»

Выполнила: воспитатель  первой категории

Савчук Н.Ш

2021 -2023 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу  по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников  средствами музейной педагогики в условиях ФГОС .

Задачи:

  • создание мини-музея  " Культура и быт русского народа"
  • раскрыть возможности мини-музея в дошкольной образовательной организации в патриотическом воспитании детей.
  • воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,
    дому, детскому саду, улице, городу.
  • вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
  • знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта:
  • воспитывать у детей гордость за свою страну, её историю;
  • расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа;
  • развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении загадок и рассказов о традициях русского народа;
  • привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении экскурсий по городу и музеям родного края.
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Этап работы над темой самообразования: 

Актуальность

Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Словосочетание «музейная педагогика» известно всем, кто имеет отношение к образованию и воспитанию молодого поколения.

В сфере патриотического воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространственную среду»

Мини-музей  в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно, о чем были их мечты и думы.

Главным средством патриотического воспитания выступает конкретная работа детей, где ребёнок дошкольного возраста является активным участником. Одно из главных условий данной работы заключается в следующем: дети дошкольного возраста должны видеть важность и необходимость своих усилий. «В музейно-образовательной деятельности ребёнок    не    сторонний    наблюдатель,    а    главный    исследователь»  

Хороших результаты можно достичь, соблюдая главное условие –это активная деятельность воспитанников при работе с материалом в мини- музее. Желание потрогать, почувствовать и подержать в руках экспонаты музея, а особенно посмотреть, как они работают, всё это находит объяснение в детском от природы любопытстве. «Ребёнок является соавтором и  творцом, что позволяет расширить кругозор ребёнка»

Работа строится соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • «позитивный центризм» (усвоение ребёнком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей, возможностей и интересов, рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и созданию мини-музея в ДОУ
  • проведение встреч-обсуждений  по нравственно-патриотическому воспитанию детей посредством музейной педагогики  (с использованием ИКТ) .

Критериями и показателями уровней патриотической воспитанности дошкольников, выступают:

  • когнитивный критерий с показателями: знание названия своего города, домашнего адреса; наличие знаний о достопримечательностях города, названиях улиц, площади, парков;
  • эмоционально-ценностный критерий с показателями: способность к аргументированному суждению, оценке, умение выразить своё отношение к близким людям, родному детскому саду, городу;
  • деятельностный критерий с показателями: приоритетность выбора просмотра отечественных мультипликационных фильмов, чтения народных сказок, посещение виртуальных музеев, участие в экскурсиях и целевых прогулках по городу. 

Ожидаемые результаты для детей:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; привиты  патриотические качества; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Мини-музей в ДОУ
  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
  • Презентация результатов работы по теме самообразования  на родительском собрании  в конце учебного года.
  • Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.

План саморазвития воспитателя

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

1.

 Подбор методической литературы для изучения

Курсы  повышения квалификации  по программе «Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении»

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, оборудования .

Обогащение РППС группы.

Подготовка материала к информационным стендам.

Накопление практического материала по теме.

Сентябрь

Анализ методической литературы.
Составление плана работы с по теме самообразования.

Выступление на родительском собрании

"Мини-музей ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

II ЭТАП — внедрение в практику

1.

Создание мини-музея в ДОУ ""Культура и быт русского народа": оформление мини – музея, сбор и подборка экспонатов, составление «Перечня экспонатов»; составление и утверждение  «Положения о мини-музее ,  плана работы на учебный год,  разработка различных форм работы с детьми и родителями (совместной деятельности, экскурсий, выставок и т.д.)

организация работы мини – музея (режим и расписание работы, приглашение детей и родителей, проведение запланированных мероприятий)

В течение года

Обмен опытом с педагогами ДОУ.

Взаимодействие  с родителями  педагогами ДОУ в организации

 мини-музея для практической деятельности.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение

 семей и педагогических возможностей родителей.

Ознакомление с опытом коллег.

2

Сообщение для воспитателей «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Решение задач поликультурного воспитания происходит

эффективнее, когда национальная культура естественно

 внедряется в жизнь группы детского

 сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и

 специалистов детского сада и родителей.

2

Мастер – класс  для педагогов ДОУ «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста  через приобщение к русской культуре»

Февраль

Цель: Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре."Русские народные

промыслы", "Посуда".

III  Заключительный этап

1.

Презентация на родительском собрании "Наш мини-музей"

2.Презентация на педсовете ДОУ" «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

май

Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Обобщить  и презентовать на педсовете ДОУ опыт работы по теме самообразования.

Публикация в СМИ .

План саморазвития воспитателя

Изучение методической литературы

Сроки

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

  1. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
  2. Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) / Н.В. Алёшина. – М.: Перспектива, 2011.
  3. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: монография / Е.С. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
  4. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» // Справочник старшего воспитателя. – 2013.
  5. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г.А. Ковалёва. – М.: АРКТИ, 2003.
  6. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. ФГОС / В.Н. Матова. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
  7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2009.
  8. Морозова А.Н. Музейная педагогика / А.Н. Морозова, О.В. Мельникова. – М.: Сфера. – 2006.
  9. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В.Логинова. – М.: Линка-Пресс. – 2008.
  10. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008.
  11. 3Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4.
  12. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».  
  13. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
  14. Виниченко, В. В. Развивающее общение взрослого и ребенка-дошкольника на материале народного декоративно-прикладного искусства / В. В. Виниченко // Детское творчество и музей. – СПб., 2005.

В течение года

Перспективное планирование деятельности педагога

Тематические блоки

Содержание

Формы работы с детьми

«Я и моя семья»

Тесная взаимосвязь с родителями.        

Любовь маленького        ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Воспитание у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям.

Беседа «Моя семья».

Детско-родительский мини-проект  

Моё генеалогическое древо».

Беседа «Наши бабушки и дедушки».

Игровая ситуация

«Помогаем маме».

Рисование        «Любимое место         прогулки        моей

семьи».

«Я и моя Родина»

Расширение        представления детей о родном крае.

Знакомство  дошкольников                 с достопримечательностями города,        в котором        живут дети.        

Воспитание        любви        к «малой Родине», гордости за достижения своей страны.

Формирование

представлений о том, что Земля – наш общий дом, на земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Поощрение интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения. Закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России и города.

Целевая        прогулка-

Экскурсия по улице по главной улице

Презентация

«Мой город    Сургут».

ЧХЛ

Рассматривание иллюстраций

Беседы

«Культура и традиции моего народа»

Знакомство детей с народными традициями и бытом России.

Расширение представлений о народном искусстве, традициях и обычаях русского народа, художественных промыслах разных регионов нашей страны. Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношение к произведениям искусства. Использование в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению.

Виртуальная

экскурсия в прошлое

«Золотое веретено».

Беседа  «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».

Просмотр

Мультимедийной презентации        о предметах старины

Средняя группа

Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Октябрь

Что такое музей?

Познакомить детей с музеем как хранителем памяти

Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Ноябрь

Путешествие в прошлое утюга.

Знакомство детей с угольным углем, рубелем.

Познакомить детей с историей утюга, вызывать интерес к предметам прошлого

Декабрь

Хозяйкины помощники

Знакомство детей со старинной посудой и утварью.

Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа.

Январь

Посидело-чки мои

Знакомство детей с традицией русского народа – посиделками

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми

Февраль

Загадки о предметах старины

Закреплять знания о предметах быта

Называть предметы (старинную посуду), ее назначение. Обогащение словаря. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. сказка «Жихарка»

Март

Куклы в народном сарафане

Знакомство детей с русским национальным костюмом

Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки».

Апрель

Волшебная прялица

Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти.

Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает» Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину»

Май

Как у наших у ворот

Знакомство детей с музыкальным фольклором

Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Воспитывать толерантность. Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла»

Старшая группа

Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Сентябрь

Русский костюм

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

Назвать части костюма. Обратить цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, рубаха. Развивать разговорную речь. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Октябрь

Мир старинных вещей

Знакомство детей с музейными экспонатами.

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: кочерга, рубель, колода, валик, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

Ноябрь

Чудесный платок

Знакомство с платком, ткачеством на Руси

Продолжать знакомить с русским костюмом, его элементами. Обратить внимание на разновидности платков – пуховой, павлопасадский, косынка. Формировать разговорную речь Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Декабрь

Мир старинных вещей

Знакомство детей с новыми музейными экспонатами.

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах.

Январь

Как ходила коляда

Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей.

Февраль

Глиняная посуда

Знакомство детей с глиняной посудой разных национальностей: горшок, амфора, молочник и др.

Познакомить детей с историей русского глиняного горшка, сравнить с глиняной посудой эстонцев и греков. Расширять словарь детей за счет названий посуды: крынка, горшок, плошка и т.д. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь.

Март

По страничкам истории

Знакомство детей с национальными костюмами народностей города.

Назвать части костюма. Обратить внимание на национальные костюмы, орнамент, цвета. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре.

Апрель

Тряпичные и нитяные куклы

Знакомить детей с нитяными и тряпичными куклами

Знакомить со старинными куклами, технологией их изготовлений (нитяные, тряпичные). Познакомить с обрядовыми куклами.

Май

От лучинки до электричества

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Сентябрь

Милости просим в нашу избу

Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь.

Октябрь

«Кружева»

Знакомить с творчеством кружевниц

Познакомить детей с кружевами, историей плетения кружев. Учить видеть красоту ажурной сетки и плотных частей узора.

Обогатить словарный запас.

Ноябрь

«Доброе дело и железные ворота отопрет»

Знакомство с пословицами и поговорками

Продолжать знакомить с бытом и традициями русского народа. Закреплять знания о русских поверьях.

Декабрь

Любят в праздники рядиться наши русские девицы

Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера.

Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

Январь

Посиде-

лочки мои»

Знакомство детей с традицией русского народа – посиделками

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми

Февраль

Бабушкин сундук.

Знакомство с русскими народными старинными играми

Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Март

Как люди одежду украшали

Знакомить с вышивкой (гладь, крестиком и др.)

Знакомство с видами вышивки, традициями вышивания. Воспитывать уважение к труду женщины.

Апрель

Русь нарядная (куклы в народных сарафанах).

Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера.

Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)

План работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством создания мини-музея народного фольклора».

Задачи: формировать представление о родном крае, о животном мире, воспитать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании, формировать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики, формировать у дошкольников представления о музее; развить  познавательных способностей и познавательной деятельности; формировать проектно-исследовательских умений и навыков.

Месяц

Тема

Цель

Мероприятие

Сентябрь

Животные и птицы нашего края.

Расширять представления детей о диких животных и птицах, их образе жизни.

1.Просмотр видеофильма " Как животные и птицы нашего края готовятся к зиме"

2. Экскурсия в музей «Птицы и животные нашего края»

Октябрь

Знакомство с гербом, флагом города, с историей возникновения города Сургута.

Расширять знания детей о символике родного города: гербе и флаге города Сургута. Продолжать формировать понятие «малая Родина», «символы»; закреплять знания о родном городе.

1.Беседа об улицах нашего города.  

2. Выставка детско-родительского творчества "Улица, на которой я живу"                                                                                          3. Альбом "Мой родной город».

Ноябрь

Жизнь коренных народов нашего края.

Формировать представлений о родном крае; о коренных жителях – «ханты» и «манси».

1.Беседа с детьми «Знакомство с жизнью коренных народов нашего края»

2. Рисунок «Жилища народов ханты и манси»

Декабрь

«Национальная одежда народов ханты и манси».

Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси. Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда. Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера.

1.Просмотр мультимедийной презентации «Хантыйский орнамент: её символика».

2. Творческая мастерская «Украсим одежду» (рукавички, кисы)

Январь

НОД «В гости к хантам».

Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю. Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения, Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра, — ханты и манси.

1.Отгадывание загадок о животном и растительном мире родного края

2.Оформление мини-музея в группе «Мой родной край»

Февраль

«Хантыйские сказки».

Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры. Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

1.Чтение сказки «Гордый олень»

2. Чтение сказки «Айога», «Кукушка».

Март

Изготовление кукол Акань.

 Знакомить детей с куклами коренных народов Севера. Познакомить с приемами изготовления самодельной куклы Акань.

1.Аппликация «Украсим малицу»

2. Дидактические игры «Угадай узор» «Одень куклу».

Апрель

Жилище ханты и манси.

  1. Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения ХМАО. Дать детям понятие о древнем переносном жилище — чуме.
  2. Воспитывать интерес и уважение к жизни и традициям коренного населения ХМАО.

1.С/р игра «В гости к Хантам».

2. Народные игры «Оленьи упряжки

Май

 Проект «Мой край - Югра».

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном городе Сургуте и крае – ХМАО - Югра.

1.П/игра «Болотная женщина»- продолжать знакомить детей с традиционными играми народов ханты и манси.

2. Изготовление альбома «Жилища народов ханты и манси»

Связь с образовательными областями

Образовательные области

Задачи

Познавательное
развитие

Продолжать знакомить детей с городом Сургута и краем Югрой, с культурой населения ханты и манси, научить узнавать и называть памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры), расширить знания о представителях животного и растительного мира, повысит интерес к окружающему миру своего края. Воспитывать уважительное отношение к коренным народам Севера.

Художественно –
эстетическое
развитие

Учить детей выделять элементы орнамента, украшать силуэты, видеть и называть цвета, используемые в орнаменте. Развивать интерес к декоративному рисованию, к разнообразию предметов быта, их использованию народами ханты и манси.

Приобщить к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору; развивать воображения. Научить отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Социально
коммуникативное
развитие

Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности.

Физическое развитие

Дать детям представление о пользе ягод и побегов для здоровья человека. Развивать умение детей двигаться осторожно, в процессе подвижной игры, не наталкиваясь на других играющих. Развивать зрительное и слуховое внимание, координацию движений.

План работы с педагогами

Задачи: повысить образовательный уровень педагогов в воспитании у детей дошкольного возраста к духовно – нравственным и социокультурным ценностям через музейную педагогику.

Основными направлениями работы являются:

– знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области музейной педагогики посредством духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

– создание информационной базы по педагогическим образовательным технологиям по воспитанию у детей дошкольного возраста к духовно нравственным и социокультурным ценностям через музейную педагогику.

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Буклет «Любимый город - Сургут. История города.»

Октябрь

Консультация «Хантыйские сказки. Театрализация»

Ноябрь

Буклет «Мой край -Югра»

Декабрь

Консультация «Праздники народов ханты и манси»

Январь

Консультация «Орнаменты ханты и манси

Февраль

Мастер - класс «Жилище северных народов»

Март

Картотека подвижных игр коренных народов Севера.

Апрель

Буклет  «Фольклор ханты и манси».

Май

Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала совместно с педагогами.

Формы         взаимодействия        с родителями

Сроки

  1. Консультация для родителей. Выступление на родительском собрании

"Мини-музей ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

  1. Предложить оказать помощь в подборке и подготовки   экспонатов для мини-музея, для использования их в работе с детьми.
  2. Проведение конкурсов детского рисунка на тему «Дружат дети всей земли», «Мир-главное слово на свете!».
  3. Индивидуальные беседы по теме самообразования в течение года.
  4. Проведение цикла экскурсий, прогулок городу.
  5. Организация        выставки        картин        на        нравственно-патриотическую тему отечественных художников.
  6. Познавательный экскурс  посредством мини-музея "Культура и быт русского народа"

      8. Рекомендации для родителей : «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»; « Генеалогическое дерево»; « Как делать лет бук»

Тематические выставки:

  • «Россия – Родина моя»;
  • «Знакомство детей с Государственными символами»;
  • «Родной        край:        история        и современность»;
  • «Природа родного края».
  • Выпуск газеты для родителей;
  • Памятки для родителей;
  • Выставки детских работ;
  • Реклама        книг,        статей        из        газет        и журналов по проблеме патриотического воспитания детей.
  1. Мастер -класс "Наши -руки не для скуки"
  2. Организация и проведение экскурсий в краеведческий музей города.
  3. Организация выставки детских работ "Семейные традиции"
  4. Творческая мастерская "Наш любимый город"
  5.  Презентация на родительском собрании "Наш мини-музей"
  6. Оформление стендовой информации по теме самообразования.

в течение года


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

№ 18 «Мишутка» города Сургута

 

 

 

 

 

 

 

                                             

                           

План самообразования

Тема: Цифровая социализация детей среднего дошкольного возраста

                      Педагога 1 категории

                                                                 Савчук Найля Шаяхметовна

                                                                                                         

                                                       

г Сургут

Тема: 

 Общий стаж работы:20 лет.

 Стаж педагогической работы: 9 лет

 Стаж работы в данном учреждении:5 лет

 Образование: высшее

 Квалификационная категория: 1 категория

 Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 г

 Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 г

Индивидуальная тема самообразования: Цифровая социализация детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Развитие информационной грамотности, формирование позитивного опыта взаимодействия с технологиями, предупреждение негативных последствий использования ИКТ.

Задачи педагога: Формирование  у детей базовых представлений: Ознакомление детей с понятием информационной грамотности и правилами безопасной работы с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

Развитие критического мышления: Обучение распознавать недостоверную информацию, различать рекламу и полезную информацию.

Предупреждение негативного влияния технологий:Формирование осознанного отношения к онлайн-взаимодействию, понимание рисков чрезмерного пользования гаджетами и сети Интернет.

Обучение правилам поведения в виртуальной среде:Воспитание культуры сетевого этикета, умение защищать личные данные и соблюдать нормы морали и этики в цифровом пространстве.

Практическое применение полученных знаний: Организация интерактивных занятий, направленных на закрепление материала через ролевые игры, викторины и творческие задания.

Задачи для детей:

  1.  Базовые представления: Понять, что такое информационная грамотность и безопасность в интернете.
  2. Критическое мышление: Научиться выявлять недостоверную информацию и рекламу.
  3. Осознанное отношение: Осознать негативные последствия долгого пребывания в интернете и злоупотребления гаджетами.
  4. Правила поведения: Изучить нормы сетевого этикета и способы защиты личных данных.
  5. Практическое применение: Закрепить полученные знания через игровые формы и практические упражнения.

Задачи для родителей:

  1. Помочь детям сформировать базовые представления: Объяснить ребенку, что такое информационная грамотность и почему важны правила безопасного использования интернета и гаджетов.
  2. Развивать критическое мышление ребенка: Учить ребёнка распознавать неправдивую информацию, отличать рекламу от полезных сведений.
  3. Привить ответственное отношение к технологиям: Показывать ребёнку возможные опасности чрезмерного увлечения гаджетами и долгим пребыванием в интернете.
  4. Научить основам цифрового этикета: Рассказать и показать на примерах, как вести себя в интернете, защитить личные данные и проявлять уважение к другим пользователям.
  5. Организовать практику и закрепить знания: Регулярно вовлекать ребёнка в интерактивные занятия и игры, направленные на повторение и укрепление освоенных материалов.

ППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая пояснительная записка разработана в рамках проекта по формированию основ цифровой социализации детей среднего дошкольного возраста (4–6 лет) и направлена на обеспечение безопасного и целесообразного использования детьми информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Сегодняшняя действительность диктует новые требования к воспитательному процессу. Стремительный рост доступности электронных устройств, широкое распространение мультимедийных платформ и услуг приводят к тому, что уже маленькие дети получают доступ к разнообразному контенту и услугам в интернете. Однако данная ситуация ставит перед семьёй и образовательными учреждениями целый комплекс важных задач.

Во-первых, необходима организация грамотного образовательного сопровождения процессов знакомства ребёнка с миром цифровых технологий. Отсутствие правильного руководства может повлечь нездоровую привязанность к устройствам, дефицит физического движения, ухудшение зрения и когнитивных функций.

Во-вторых, возрастает опасность контакта детей с опасным или неподходящим контентом, включая агрессия, реклама продуктов питания, опасные игры и сообщества. Без необходимой поддержки взрослые и специалисты должны своевременно помогать детям разобраться в море доступной информации, предотвращая негативные последствия.

Кроме того, современный мир предъявляет высокие требования к умению фильтровать информацию, критически воспринимать и эффективно применять знания, добытые из разных источников. Следовательно, крайне актуальной становится задача повышения уровня осведомлённости родителей и педагогов относительно методов воспитания и адаптации подрастающего поколения к новым условиям среды.

Формы и виды с работы с детьми:  Игры и игровые занятия — интерактивные столы, электронные пазлы, развивающие компьютерные игры.

Просмотр мультфильмов и историй — короткие сюжеты о правильном поведении в интернете.

Совместные беседы и дискуссии — обсуждение пользы и вреда гаджетов, обсуждение конкретных ситуаций и примеров из жизни..Творческая деятельность

Физкультминутки и зарядки — специальные упражнения для снятия напряжения.

Индивидуальная работа с детьми: свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями: Консультации и индивидуальные беседы — разъяснение родителям особенностей развития детей в цифровую эпоху, рекомендации по контролю за использованием гаджетов,обсуждение преимуществ и рисков использования гаджетов, способов предотвращения интернет-зависимости и сохранения здоровья детей.

Родительские собрания — презентации, обсуждения и обмен опытом по вопросам безопасной работы детей с гаджетами и интернетом.

Памятки— предоставление наглядных материалов с рекомендациями по безопасному обращению с цифровыми устройствами.

Тренинги и мастер-классы — совместное участие родителей и детей в занятиях, помогающих изучить возможности и правила безопасного использования интернета.

Онлайн-платформы и чаты — создание специализированных каналов для оперативного обмена информацией и разъяснения сложных вопросов.

Предполагаемый результат .

  1. Повышение уровня информационной грамотности:Дети приобретают начальные знания и навыки безопасного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Они понимают разницу между полезными и потенциально опасными ресурсами, умеют выбрать подходящий контент для своего возраста и воспринимают компьютер и интернет как инструменты для обучения и саморазвития, а не только источник развлечений.
  2. Развитие критического мышления:Ребята становятся способны отделять качественные, проверенные источники информации от недостоверных сообщений и навязчивой рекламы. Они узнают, как распознавать манипуляции и фальшивые обещания, что значительно повышает их шансы избежать неприятностей в цифровом пространстве.
  3. Формирование устойчивого отношения к риску:Благодаря постоянному вниманию к вопросам здоровья и безопасности, дети начинают понимать реальные риски чрезмерного использования гаджетов и постоянного пребывания в виртуальных средах. Их формируется ответственность за свое времяпровождение, развивается культура отдыха и восстановления сил после занятий с электроникой.
  4. Приобретение навыков социального взаимодействия:Полученный опыт участия в онлайн-обучении и коммуникациях способствует улучшению межличностных связей. Дети начинают понимать нормы сетевого этикета, приобретают навыки уважения чужих границ и ответственности за собственные высказывания в интернет-пространстве.
  5. Укрепление доверительных отношений с родителем и учителем:В ходе совместной работы и бесед ребята привыкают доверять взрослым, открыто говорить о проблемах и трудностях, возникших в результате взаимодействия с интернетом и цифровыми устройствами. Родители, педагоги и дети выстраивают сотрудничество, основанное на взаимном понимании и поддержке.
  6. Развитая практика самооценки и рефлексии:Через участие в дискуссиях, играх и проектах дети учатся анализировать собственное поведение, поступки и предпочтения. Им легче определить сильные и слабые стороны своей активности в цифровом пространстве, скорректировать недостатки и продолжать развиваться дальше.
  7. Прочное основание для дальнейшей социализации:Прохождение курса обеспечивает базу знаний и умений, необходимых для успешного вступления в школьную среду, полного освоения требований учебного процесса и социальной адаптации в новом поколении цифровых граждан.
  8. Устойчивость к негативным последствиям:Участие в программе существенно сокращает число случаев травмирования органов зрения, нарушения осанки, головных болей и других физиологических отклонений, вызванных неправильным использованием гаджетов. Улучшается общее состояние здоровья детей и повышается устойчивость иммунной системы.
  9. Увеличение интереса к исследовательской деятельности:Открывшиеся возможности самостоятельной работы над проектами и изучения интересного контента повышают мотивацию ребят к учебе и научным открытиям. Начинается формирование базы для будущих профессиональных предпочтений и увлечений.
  10. Высокий уровень удовлетворенности результатами обучения:Участники программы отмечают положительные изменения в своем самочувствии, настроении и взаимоотношениях внутри коллектива сверстников и семьи. Педагоги видят рост заинтересованности и улучшенные показатели познавательной активности детей.

Итоговый результат: После прохождения программы участники демонстрируют уверенную позицию в вопросах безопасного и ответственного взаимодействия с цифровой средой, умеют использовать интернет и гаджеты для личного роста и развития, проявляют высокий уровень самоконтроля и имеют достаточную подготовку для дальнейших шагов в обучении и профессиональном становлении.

Актуальность.

Современный этап технологического прогресса характеризуется массовым распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Мир меняется стремительно, и значительная доля информации, контактов и развлечений переносится в цифровое пространство. Именно поэтому одной из важнейших проблем современности стала цифровая социализация детей, особенно тех, кому исполнилось около четырёх-шести лет.

Средний дошкольный возраст представляет собой период активного освоения окружающего пространства, познания новых явлений и предметов. Сегодня этот процесс неизбежно сопровождается использованием смартфонов, планшетов, компьютеров и других электронных устройств. Многие малыши проводят значительное количество времени за просмотром видеороликов, мультиков, играми и общением с родителями посредством мессенджеров и соцсетей. Такое активное взаимодействие детей с цифровыми технологиями накладывает особые требования на систему семейного и общественного воспитания.

Однако данное явление порождает ряд серьёзных вопросов и трудностей. Прежде всего, проблема заключается в ограниченности опыта детей и отсутствии необходимых навыков для самостоятельного анализа и выбора качественных, полезных ресурсов. Дошкольники легко подвергаются воздействию рекламы, дезинформации и сомнительных предложений, размещённых в интернете. Без должного контроля со стороны взрослых дети могут столкнуться с контентом сексуального характера, сценами насилия, жестокими играми и даже попадать под влияние агрессивных сообществ.

Кроме того, регулярное использование мобильных устройств и компьютера вызывает физическую зависимость, ухудшая зрение, осанку, двигательное развитие и общую активность ребёнка. Длительное пребывание перед экраном снижает интерес к активному отдыху, живым играм и творческим занятиям, что отрицательно сказывается на развитии мелкой моторики, воображения и речи.

Ещё одним важным аспектом является отсутствие у большинства дошкольников развитых механизмов самоконтроля и способности планировать свою деятельность. Поэтому дети зачастую не способны адекватно распределять время, посвящаемое развлечениям и обучению, и нуждаются в поддержке взрослого окружения для выработки здоровых привычек.

Всё вышеперечисленное обусловливает высокую степень значимости процесса цифровой социализации именно в среднем дошкольном возрасте. Необходимость эффективного решения данной проблемы очевидна, поскольку ранняя интеграция детей в цифровую реальность оказывает огромное влияние на их дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Эффективная работа педагогов и родителей позволит обеспечить гармоничное сочетание традиционного воспитания и возможностей, предоставляемых современными технологическими средствами. Создание условий для оптимального развития детей в эпоху цифровой трансформации становится ключевой задачей семей и образовательных организаций.

                                   План работы на 2024–2025 учебный год.

Содержание

Сроки

Отчёт о выполнении

1

Изучение методической литературы.

Сентябрь 2024г-май 2025г

2

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

В течение года

3

1.Что такое интернет и зачем он нужен?

Консультация для родителей

октябрь 2024г

 

4

Что дети делают чаще всего в Интернете?

Оформление папки - передвижки для родителей

Стенгазета

Рисование

ноябрь 2024г

5

Какие полезные ресурсы существуют?

3 декабря -День неизвестного солдата.  Экскурсия к Вечному огню.

Консультация для родителей

декабрь 2024г

 

6.

Как искать нужную информацию?

Тематический мультфильм.

“Невероятные приключения Гоши в киберпространстве”.История мальчика, попавшего в виртуальное пространство и столкнувшегося с проблемами, такими как вирусные атаки и фишинговые письма.

январь 2025г.

7.

2.        Правила безопасного поведения в сети

Зачем нужны пароли и как правильно их выбирать?

Почему нельзя делиться личной информацией?

Кого называть другом в социальных сетях?

февраль 2025г

8.

3.        Цифровой этикет

Можно ли обижать кого-то словами в чатах и комментариях?

Чем отличается общение в реальности и в интернете?

Правила вежливого общения онлайн.

Серия мультиков про безопасное использование гаджетов. Например, серия коротких роликов про школьницу Машу, которая учится правильно обращаться с телефоном и компьютером.

апрель 2025г

9.

4.        Информационная гигиена

Нужно ли верить всему, что пишут в интернете?

Кто создает фейковые новости и почему?

Проверка фактов перед распространением информации.

Показ игровых роликов про социальную ответственность.

Рассказы о том, как вести себя в соцсетях и мессенджерах, чтобы не обидеть друзей и близких.

май 2025г

10.

Подведение итогов самообразования.

Диагностика. Презентация.

май 2025г

 

Игры-тренировки:

  1. Игра “Фейк или правда. Детям показывают карточки с сообщениями, новость должна быть проверенной или ложной. Задача игроков определить истинность текста и объяснить свое решение.
  2. Конструктор правил безопасного серфинга. Дети совместно создают плакат с рекомендациями правильного поведения в интернете.
  3. Детективные истории. Просмотр видеороликов с сюжетами о кибермошенниках, задача участников — раскрыть замысел злоумышленника и предложить способы защиты.

Обсуждение реальных жизненных ситуаций:

Обман на игровых сайтах.Анализ ситуации, когда ребенок случайно покупает платные услуги на игровом сайте, потеряв деньги родителей.

Подделывание чужих аккаунтов.Группа обсуждает случай подделывания страницы друга и последствия таких действий.

Таким образом, комплексное сочетание бесед, просмотра мультфильмов, игровой активности и анализа реальных ситуаций позволяет эффективно развивать навыки цифровой социализации у детей среднего школьного возраста.

Работа с родителями

Родители играют ключевую роль в процессе формирования привычек обращения с гаджетами у своих детей. Необходимо регулярно проводить встречи, семинары и родительские собрания, направленные на повышение осведомленности взрослых о влиянии технологий на психику ребенка и возможности оптимального управления временем ребенка перед экраном.

  Консультации для родителей.

  1. «Информационная безопасность ребёнка»: советы родителям по контролю и ограничению времени, проводимого ребенком за экранами гаджетов.
  2. «Развивающие игры и занятия на планшетах и компьютерах»: рекомендации по выбору качественных приложений и игровых площадок.
  3. «Совместные развлечения семьи в эпоху цифровых технологий»: создание баланса между виртуальным и живым общением.
  4. «Цифровые угрозы для детей: кибербуллинг, нежелательные контакты и контент»: как защитить своего ребенка от негативного влияния сети Интернет.
  5. «Профилактика интернет-зависимости» Цель: Сформулировать признаки интернет-зависимости у детей, подобрать методы коррекции и восстановить нормальный ритм жизни ребёнка.
  6. «Как отличить правду от лжи в интернете» Как родители могут контролировать качество цифрового контента, которым пользуются дети? Цель: Научить родителей поддерживать у детей критическое мышление, разбираться в источнике информации и проверять её достоверность.
  7. Онлайн-показ: мероприятий, выставок, родительских  собраний