Активизация познавательной деятельности младших школьников
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как условие качественного образования
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как условие качественного образования»
М.В. Кардакова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Когалыма
Проблема развития и активизации познавательной деятельности младших школьников встала передо мной после того, как были проанализированы результаты развития общеучебных умений и навыков моих первоклассников спортивного класса. Выяснилось, что большинство обучающихся испытывали интерес только к гимнастике, имели низкую познавательную активность, обучение в школе играло второстепенную роль.
Изучив научно-методическую литературу, я выяснила, что понятие «активная познавательная позиция» рассматривается как психологическое новообразование младшего школьного возраста, достижение психического развития ученика и имеет ряд ключевых компонентов: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и развитие нравственно-волевых качеств личности.
Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося.
Познавательный интерес — это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
Познавательная деятельность — это особый вид мыслительной деятельности, протекающий на продуктивном творческом уровне. Результативность познавательной деятельности выражается в выполнении логических операций, умениях планировать, корректировать, специальных умениях, соответствующих специфике предмета. Продуктивность деятельности зависит от степени самостоятельности к субъектной позиции в саморазвитии ребенка.
В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения, в котором четко обозначены универсальные учебные действия, направленные на то, чтобы в школе прививать ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутренние побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, чтобы встать в ранг интеллигентного рабочего, способного не только быть хорошим исполнителем производственной задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Если выпускник школы будет работать в области науки, техники, культуры, ему тем более необходимы знания, обгоняющие время, помноженные на практические ориентиры, чтобы преобразовать действительность, и в том и в другом случае ему сможет помочь воспитанный в школе интерес к познавательной деятельности, развитие на этой основе склонности, способности в любых условиях идти в ногу со временем, с наукой, культурой. Вот в чем главные основания для формирования у школьников познавательных интересов.
Познавательная активность выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую нельзя без знаний и развития интеллектуальных процессов.
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:
- самостоятельность мышления,
- быстрота и прочность усвоения учебного материала,
- быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
- умение отличить существенное от несущественного,
- различный уровень аналитико-синтетической деятельности,
- критичность ума.
Для конкретизации первоочередных, доминирующих задач была проведена диагностика познавательной активности учеников 2 класса в октябре 2015 года. С детьми проводились диагностики: «Наша школа», «Фотоальбом», и «Расписание».
Анкета «Наша школа» помогла определить уровень формирования учебных интересов, отношение учащихся к различным сторонам школьной жизни.
Результаты анкетирования учащихся в сентябре 2015 года (2 класс)
Вывод: на высоком уровне формирования познавательной активности по данной методике находятся 2 человека, это (12%), 9 человек (50 %) учащихся находились на среднем уровне, низкий уровень – 7 человек (38 %).
Диагностика «Фотоальбом» дала следующие результаты: с радостью в школу идут и работают на уроке 66%.
Методика «Палитра» помогла уточнить и более глубоко проанализировать данные, полученные в процессе работы с методикой «Фотоальбом». Результаты получились следующие: интерес при посещении школы испытывали всего 43% учащихся, с радостью шли в школу 58%, гордость за свои успехи испытывали 66% детей. Были и такие дети, которые испытывали часто злость и обиду.
Определенный интерес представляет для меня методика «Расписание», которая дает возможность оценить отношение учащегося к разным учебным предметам. В результате данной диагностики я выяснила, что такие предметы, как русский язык, математика, литературное чтение не представляют интереса в среднем для 50 % детей.
Предпочтение они отдают физкультуре, музыке, изобразительному искусству, окружающему миру.
Таким образом, я пришла к выводу, что к русскому языку, математике и литературному чтению у школьника необходимо целенаправленно и настойчиво развивать интерес, создавая при этом условия, о которых писала Н.Г.Морозова: осознание учеником социальной значимости обучения, опора на жизненный опыт ребенка, занимательная форма учебных заданий, создание ситуаций успеха.
Интеллектуальные способности развиваются в деятельности, для их развития нужна высокая познавательная активность детей. Но не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.
Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой материал.
Уроки чтения — настоящая школа воспитания чувств, эмоций, глубины мысли, самостоятельного поиска. Поэтому большое внимание уделяю чтению и развитию речи. Хочу заметить, что дети, хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития, могут достичь успеха по всем учебным предметам.
На уроках чтения решаю сложные и наболевшие проблемы начальной школы, а именно: как поддержать интерес к чтению, как избежать на уроке многократного, монотонного перечитывания, скрупулёзного и дотошного анализа. Ограничиваюсь несколькими, но крайне необходимыми вопросами, которые позволяют детям понять поступки героев, смысл произведения, выделить его главную мысль, оценить художественные достоинства.
Обучая детей приёмам чтения, учитываю то, чего достиг ученик к этому времени, его пробелы, характер, и темперамент, эмоциональное состояние, и даже ритм, в котором он работает. На уроках даю возможность каждому ученику высказать свою точку зрения, дети не боятся ошибаться. Мультимедийные технологии позволяют более объемно познакомить учащихся с биографией автора, его произведениями, с изучаемой темой. Также веду усиленную работу по развитию техники чтения.
Каждый урок русского языка должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить обучающимся стремление к активной творческой деятельности. Для этого важно использовать нестандартные формы проведения уроков: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, урок-игра, уроки-путешествия, уроки-сказки.
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. На помощь приходят игры, которые стимулируют умственную деятельность обучающихся, развивают внимание и познавательный интерес к предмету, являются одним из приемов преодоления пассивности учеников. Это «Соревнование двух кораблей», «Поле чудес», «Угадай по описанию», «В гостях у словарей», «Орфографическое домино», «Умники и умницы», «Отгадай слово» (Загаданное слово имеет такой же корень, как и в слове, сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход. По выделенным частям дети читают слово – рассказчик).
Для детей с более высоким уровнем знаний разрабатываю поисковые задачи, предоставляю возможность самим исследовать новый материал и составить опорную схему или таблицу, по которой они смогли бы его объяснить. Предоставив эту возможность, заметила, что не только сильные ученики справлялись с данным видом деятельности, но и к ним со своими идеями стали подключаться и остальные учащиеся. Здесь очень помогает работа в группах и в парах. Состав таких групп может быть одноуровневым или многоуровневым.
С целью повышения активизации мыслительной деятельности использую самостоятельные работы творческого характера. Нетрадиционные жанры мини сочинений: отзыв, юмористический рассказ, коллективное мини-сочинение. Они способствуют также развитию монологической, письменной речи учащихся, развитию творческого воображения.
Для достижения хороших результатов в познавательной деятельности на уроках математики я стараюсь подобрать материал так, чтобы ориентировать обучающихся на развитие мышления, творческих способностей, их интереса к предмету. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Такая работа применима на разных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений, навыков. Использование на уроках математики приёмов и методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся, существенно повышает уровень знаний по предмету, творческую и познавательную активность детей.
В проведение уроков включаю: «Мозговые атаки», «аукционы идей», уроки – конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение «Собери цветы», «Собери грибы», «Лови снежинки», «Волшебный дождик» на обратной стороне снежинок, цветов, грибов и прочих элементах написаны примеры. Использование игр убеждает в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений, провожу познавательные и тематические беседы о дружбе, культуре поведения, стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, к родному краю и стране, воспитывать патриотические чувства.
Таким образом, результативность использования данных форм организации учебного процесса младших школьников позволила констатировать:
- заметно повысилась познавательная активность учащихся,
- возросло чувство ответственности за порученное дело,
- снизился фактор напряженности, боязни перед неудачей, ошибкой,
- эмоциональный фактор получил мотивированную опосредованность,
- установился контакт между учителями, родителями и учениками.
- в совместной для всех значимой деятельности, определилось единство требований учителя и родителей, повысилась успеваемость в классе.
Таким образом, повышению роста качества образования учащихся способствовала активизация познавательной деятельности школьников.
В марте 2018 года (4 класс) дети снова отвечали на вопросы анкеты «Наша школа», «Расписание», «Фотоальбом» результаты были такими:
Из сравнительной диаграммы видно, что высокий познавательный уровень от 12% достиг 42%; средний с 50% до 58%; а низкий не наблюдается совсем.
В ходе целенаправленной работы у большинства учащихся был отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желание и способность учиться, выбирая индивидуальные способы познания, развитие субъективности. Появилось внимание школьников к своим способностям, стремление к самоанализу и самореализации. Повысилась успеваемость учащихся, улучшилось их эмоциональное состояние, представилась возможность для интеллектуальной и творческой активности.
Результат диагностики «Расписание» 4 класс
Профессиональная литература
- А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». М., Издательство «Ось-89», 2007.
- Г. Доман «Как развивать интеллект ребенка», М., АСТ, 1998.
- И.В. Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М., Просвещение, 2003.
- А.З. Зак «Развитие умственных способностей младших школьников», М., Просвещение, 1994.
- А.З. Зак «Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет», Москва – Воронеж, 1999.
- А.З. Зак «Различия в мыслительной деятельности младших школьников»., Москва – Воронеж, 2000.
- Л. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль, Академия развития, 1996.
- В.Д. Шадрикова «Познавательный процессы и способности в обучении», М., «Просвещение», 1990.
Статьи из профессиональных журналов
- № 7/2000 г. Н.Н. Жалдак «Развитие логического мышления у младших школьников»
- № 6/2002 г. В.Н. Камышников «Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников»
- № 12/2002 г. С.Г. Яковлева «Развитие логических суждений у младших школьников»
- № 5/2006 г. З.П. Жукова «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры»
