Программа по работе с дошкольниками

Кардакова Марина Вячеславовна

"Школа будущего первоклассника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школа будущего первоклассника»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена учебного предмета «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы дошкольного курса развитие речи и подготовки к обучению грамоте Р.Н. Бунеева, .В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой.

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям, перечисленным выше.

Задачи:

  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
  • развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
  • развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
  • развитие умений говорения, слушания и чтения (5-6(7) лет);
  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  • обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка;
  • развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
  • развитие звуковой культуры речи;
  • расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Форма и режим занятий - группа детей в количестве 15 человек. 24 учебных недели по 3 занятия в неделю (октябрь – март месяцы), всего 72 занятия. Традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы, соревнования.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

 Предполагается, что в ходе занятий по пособию «По дороге к Азбуке» учащиеся приобретут способность производить звуко-слоговой анализ, навыки работы в коллективе.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - выполнение тестовой работы по программе и определение уровня сформированности умений учащихся.

Учебные и методические пособия:

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке» ч.3, пособие для дошкольников, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007г
  2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке»  ч.4, пособие для дошкольников, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007г
  3. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Наши прописи» ч.1, пособие для дошкольников, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007г
  4. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Наши прописи» ч.2, пособие для дошкольников, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007г
  5. Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке», ОС «Школа 2100», методические рекомендации к ч.3 и 4 для воспитателей, логопедов, учителей и родителей, «Баласс», 2007г

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Развитие речи» (ч. 3 и 4)

 (3 занятия в неделю, всего 72 занятия по 25 мин.)

занятия

Тема занятия

Виды работы по развитию связной речи

Количество часов

Дата

по плану

по факту

/ полугодие -36 занятий

1

Звуки и буквы.

1

2

Слова. Звуки.

1

3

Звук [А].

Рассказ по сюжетной картине.

1

4

Звук[О].

1

5

Звук[Э].

1

6

Звук[И].

 Рассказ по сюжетной картине.

1

7

Звук[Ы].

1

8

Дифференциация звуков [И] - [Ы].

1

9

Звук [У].

1

10

Гласные звуки и их дифференциация.

1

11

Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. Рассказ по сюжетной картине.

1

1

12

Звук [М']. Твердые и мягкие согласные.

1

13

Звук[Н].

1

14

Звук[Н'].

1

15

Звук[П].

1

16

Звук[ГТ].

Рассказ по сюжетной картине.

1

17

Звук [Т].

1

18

Звук[Г].

1

     19

Звук [К].

1

20

Звук [К'].

1

21

Звук[Х]. Пересказ  текста.

1

22

Звук[Х']. Пересказ текста.

1

23

Дифференциация звуков [К]-[Х], [К']-[Х'].

1

    24

Звук[Ф].

1

25

Звук [Ф']. Пересказ текста.

1

26

Звук[Й']. Комбинированный рассказ.

1

27-28

Звуки [Й 'О]. Дружные звуки

2

29-30

Звуки [Й'У].

2

30-31

Звуки [Й'А]. Пересказ текста.

2

занятия

Тема занятия

Виды работы по развитию связной речи

Количество часов

Дата

по плану

по факту

32-33

Звуки [Й'Э].

2

34-36

Дифференциация звуков [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А].

3

// полугодие - 36 занятий

37

Звук[Л]. Комбинированный рассказ.

1

38

Звук [Л'].

1

39

Дифференциация звуков [Л'] и [Й].

1

40

Звуки [В] и [В'].

Рассказ по сюжетной картине.

1

41

Дифференциация звуков [В] - [ф], [В'] - [Ф']. Звонкие и глухие согласные.

1

42-43

Звук[Ч'].

2

44-45

Звук[Щ'].

Рассказ по сюжетной картине.

2

46

Дифференциация звуков [Ч'] - [Ш].

1

47

Звуки [Б] и [Б'].

1

48

Дифференциация звуков [Б] - [П], [Б'] - [ГТ].

1

49

Звуки [Д] и [Д'].

Рассказ по сюжетной картине.

1

50

Дифференциация звуков [Д] -[Т], [Д'] - [Т].

1

51

Звук[С].

1

52

Звук [С].

Рассказ по сюжетной картине.

1

53-54

Звук[Ц].

2

55-56

Дифференциация звуков [Ц] - [С], [Ц]-[Ч'].

2

57

Звуки [Г] и [Г'].

1

58

Дифференциация звуков [Г] - [К], [Г'] - [К'].

1

59

Звук[3]. Комбинированный рассказ.

1

60

Звук[3'].

1

61

Дифференциация звуков [С] - [3], [С] - [3'].

1

   62

Свистящие согласные звуки.

1

63-64

Звук[Ш].

2

65

Дифференциация звуков [Ш] - [С], [Ш] - [Щ'].

1

66

Звук[Ж]. Пересказ текста.

1

67

Дифференциация звуков [Ж] - [Ш], [Ж] - [3]. Шипящие согласные звуки.

1

68

Звук[Р].

1

69

Звук[Р'].

1

70

Дифференциация звуков [Р] - [Л], [Р'] - [Л'].

1

71-72

Страна Азбука.

2

Календарно-тематическое планирование по курсу

 «Письмо»

(48 занятий)

Первое полугодие

2 занятия в неделю, всего 24 занятия (октябрь-декабрь)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1.

Звуки и буквы.

1

2.

Слова. Звуки. Звук [А].

1

3.

Звуки [О], [Э]. Буквы О, Э, А.

1

4.

Звуки [И], [Ы]. Буквы И, Ы, А, О, Э.

1

5.

Звук [У]. Буква У. Гласные звуки и буквы.

1

6.

Слоги. Согласные звуки и буквы.

1

7.

Звуки [Н], [Н']. Буквы Н, М.

1

8.

Звуки [М], [М′]. Буква М.

1

9.

Звуки [П], [П']. Буквы П, Н, М.

1

10.

Гласные буквы.

1

11.

Гласные звуки и буквы (А, О, У, И, Ы, Э).

1

12.

Согласные звуки и буквы (М, Н, П).

1

13.

Звуки [Т], [Т′]. Буквы Т, П, Н, М.

1

14.

Звуки [К], [К′]. Буквы К, Т.

1

15.

Слоги с буквами К, Т.

1

16.

Звуки [Х], [Х′]. Буквы Х, К, Н, Т, П, М.

1

17.

Звуки [Ф], [Ф′]. Буква Ф.

1

18.

Слоги с буквой Ф. Согласные звуки.

1

19.

Звук [Й′]. Буквы Й и И.

1

20.

Буква Ё. Звук [Й'О].

1

21.

Буква Ю. Звук [Й'У].

1

22.

Буква Я. Звук [Й'А].

1

23.

Звуки [Й'У], [Й'О], [Й'А]. Буквы Ю, Ё, Я.

1

24.

Буквы Ю, Ё, Я. Слоги.

1

Второе полугодие

2 занятия в неделю, всего 24 занятия (январь - март)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1.

Звуки [Л], [Л′], [Й']. Буквы Л, Й.

1

2.

Звуки [В], [В′]. Буква В.

1

3-4.

Звуки [В]-[Ф], [В']-[Ф′]. Буквы В, Ф.

2

5-6.

Звуки [Ч']-[Щ′]. Буквы Ч, Щ.

2

7-8.

Звуки [Б]- [Б'], [Б]- [П], [Б']- [П']. Буквы Б, П.

2

9-10.

Звуки [Д]- [Д'], [Д]- [Т], [Д']- [Т']. Буквы Д, Т.

2

11.

Звуки [С], [С']. Буквы С, Э, О.

1

12-13.

Звуки [Ц]- [С]-[Ч′]. Буквы Ц, Щ, Ч.

2

14-15.

Звуки [Г]- [Г'], [Г]- [К], [Г']- [К']. Буквы Г, К.

2

16.

Звуки [З]- [З'], [З]- [С], [З']- [С']. Буквы З, С, В.

1

17-18.

Звуки [Ш]- [С]- [Щ']. Буквы Ш, Щ, С, Ц.

2

19-20.

Звуки [Ж]- [З]- [Ш]. Буквы Ж, Ш, З.

2

21.

Звуки [Р], [Р′]. Буквы Р, Я.

1

22.

Звуки [Р]- [Л], [Р']- [Л']. Буквы Р, Л.

1

23-24.

Страна Азбука.

2

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два - ступенька» Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной.

Основные задачи:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.

3)Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

  1. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения с сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  2. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Форма и режим занятий - группа детей в количестве 15 человек. 24 учебных недели по 3 занятия в неделю (октябрь – март месяцы), всего 72 занятия. Традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы, соревнования.

Учебные и методические пособия:

1.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. «Раз - ступенька, два – ступенька», Математика для дошкольников, ч.1, Изд. «Баласс», 2013г, Допущено МО РФ.

2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. «Раз - ступенька, два – ступенька», Математика для дошкольников, ч.2, Изд. «Баласс», 2013г, Допущено МО РФ.

3. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. «Раз - ступенька, два – ступенька», Практический курс математики для дошкольников, Методические рекомендации к ч 1, ч. 2,  М. «Баласс», 2008г

Предполагаемые результаты.

К концу обучения по программе "Раз - ступенька, два - ступенька..." предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения*:

Уровень А

  1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  2. Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
  3. Умение находить части целого и целое по известным частям.
  4. Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
  5. Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  6. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
  7. Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
  8. Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
  9. Умение соотносить цифру с количеством предметов.

  1. Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
  2. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
  3. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
  4. Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  5. Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

Уровень Б

  1. Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
  2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
  3. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
  4. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + ,-,=.
  5. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
  6. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.
  7. Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

9)        Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать
и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед
(коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

10)        Умение по заданному образцу конструировать более сложные
фигуры из простых.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Математика»

 (72  занятия) Первое полугодие

3 занятия  в неделю, всего 36 занятий (октябрь - декабрь)

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

Дата

по плану

по факту

1-5

Свойства  предметов.   Объединение  предметов  в группы по общему свойству.

5

6-8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

9 - 10

Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).

2

11

Пространственные отношения: на, над, под.

1

12 - 13

Пространственные отношения: справа, слева.

2

14 - 15

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

2

16

Пространственные отношения: между, посередине.

1

17 - 18

Взаимосвязь между целым   и частью. Представление: один - много.

2

19

Число 1 и цифра 1.

1

20

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

21

Число 2 и цифра 2. Пара.

1

22

Представление о точке и линии.

1

23

Представление об отрезке и луче.

1

24

Число 3 и цифра 3.

1

25

Представление о замкнутой  и незамкнутой  линиях.

1

26

Представления о ломаной  линии и многоугольнике.

1

27

Число 4 и цифра 4.

1

28

Представление об углах и видах углов.

1

29

Представление о числовом отрезке.

1

30 - 31

Число 5 и цифра 5.

2

32

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

 33

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

1

1

34

Обозначение отношений: больше - меньше.

1

35

Временные отношения: раньше, позже.

1

36

Упражнения по выбору детей.

1

Второе  полугодие

3 занятия в неделю, всего 36 занятий (январь - март)

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

Дата

По плану

По факту

1 - 2

Выявление   математических   представлений   детей. Работа с программным материалом  1-го полугодия.

2

3 - 4

Число 6 и цифра 6.

2

5 - 7

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

3

8 - 10

Число 7 и цифра 7.

3

11 - 14

Пространственные   отношения:   тяжелее,  легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

4

15 - 17

Число 8 и цифра 8.

3

18 - 21

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

4

22 - 24

Число 9 и цифра 9.

3

25 - 26

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

2

27 - 28

Число 0 и цифра 0.

2

29 - 31

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

3

32 - 33

Знакомство   с  пространственными   фигурами   -  шар, куб, параллелепипед. Их распознавание

2

34

Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание

1

35

Работа с таблицами.

1

36

Упражнения по выбору детей.

1

.

Пояснительная записка.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Здравствуй, мир!» А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасовой, Ю.А.Акимовой, И.К.Беловой.

Цель: ознакомить ребят с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта.

Задачи: - начинать исподволь воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, а эти важнейшие элементы общей культуры, и научной культуры в особенности, в свою очередь, готовят их к будущему освоению научного языка;

-  представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые прежде всего опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов.

Сроки реализации – 24 учебных недели по 2 занятия в неделю (1октября-31 марта), всего 48 занятий.

Продолжительность занятий -25минут один раз в неделю.

Учебные и методические пособия:

1. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова,  «Здравствуй мир.», Окружающий мир, пособие  для дошкольников, ч. 3. , Москва «Баласс», 2013г.

2. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова

 «Здравствуй мир.»(Окружающий мир для дошкольников).

Методические рекомендации для воспитателей, учителей и  родителей.

Москва «Баласс», 2013г.

К концу обучения дети 5-6 лет должны знать:

  • элементарные правила поведения в городе и природе;
  • о правилах личной безопасности;
  • о службах помощи;
  • свой адрес, название страны, города;
  • родственные отношения;
  • о сезонных изменениях в природе;
  • об условиях, необходимых для роста растений;    
  • основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
  • зимующих птиц.

К концу обучения дети 5-6лет должны иметь представление:

  • о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
  • о строении своего тела;
  • о погоде в разных частях света в разное время года;
  • о растительном и животном мире разных частей света;
  • об образе жизни людей в других странах;
  • о народных промыслах;
  • о трех состояниях вещества на примере воды.

К концу обучения дети 5-6лет должны иметь обобщенное представление:

•        о животных, растениях;

  • сезонных явлениях.

Дети должны уметь:

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
  • пользоваться календарем погоды;
  • ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Здравствуй, мир!»

2 занятия  в неделю, всего 48 занятий (октябрь - март)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1.

Приглашение к путешествию.

1

2.

Береги себя.

1

3-4.

Если хочешь быть здоров.

2

5.

Книги в дорогу.

1

6.

«Уж небо осенью дышало...»

1

7-10.

Район, в котором ты живешь.

4

11-12.

Помощники в путешествии: глобус и карта.

2

13.

Выбираем транспорт.

1

14-15.

Путешествие на Северный полюс.

2

16-17.

Путешествие в тундру.

2

18.

Жители тундры.

1

19-20.

Путешествие в тайгу.

2

21.

Путешествие в смешанный лес.

1

22.

«Идет волшебница зима...»

1

23-24.

В гости к городецким мастерам Путешествие к мастерам Хохломы.

2

25-26.

На каникулы в Москву.

2

27-28.

Театры и музеи.

2

29.

«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса...»

1

30.

Улицы Москвы.

1

31.

В гости к дымковским мастерам.

1

32.

Филимоновская игрушка.

1

33.

История русского костюма.

1

34.

Ярмарка.

1

35.

Весна в степи.

1

36.

Как родится хлеб.

1

37.

«Широка страна моя родная...»

1

38.

Конкурс эрудитов.

1

39-40.

Путешествие в Африку.

2

41-42.

Путешествие в Австралию.

2

43-44.

Путешествие в Антарктиду.

2

45-46.

Путешествие в Америку.

2

47.

Зоопарк.

1

48.

Викторина «Что? Где? Когда?»

1



Предварительный просмотр:

«Школа будущего первоклассника»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена учебного предмета «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы дошкольного курса развитие речи и подготовки к обучению грамоте Р.Н. Бунеева, .В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой.

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям, перечисленным выше.

Задачи:

  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
  • развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
  • развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
  • развитие умений говорения, слушания и чтения (5-6(7) лет);
  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  • обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка;
  • развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
  • развитие звуковой культуры речи;
  • расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Форма и режим занятий - группа детей в количестве 15 человек. 24 учебных недели по 3 занятия в неделю (октябрь – март месяцы), всего 72 занятия. Традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы, соревнования.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

 Предполагается, что в ходе занятий по пособию «По дороге к Азбуке» учащиеся приобретут способность производить звуко-слоговой анализ, навыки работы в коллективе.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - выполнение тестовой работы по программе и определение уровня сформированности умений учащихся.

Учебные и методические пособия:

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке» ч.3, пособие для дошкольников, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007г
  2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке»  ч.4, пособие для дошкольников, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007г
  3. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Наши прописи» ч.1, пособие для дошкольников, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007г
  4. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Наши прописи» ч.2, пособие для дошкольников, ОС «Школа 2100», «Баласс», 2007г
  5. Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке», ОС «Школа 2100», методические рекомендации к ч.3 и 4 для воспитателей, логопедов, учителей и родителей, «Баласс», 2007г

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Развитие речи» (ч. 3 и 4)

 (3 занятия в неделю, всего 72 занятия по 25 мин.)

занятия

Тема занятия

Виды работы по развитию связной речи

Количество часов

Дата

по плану

по факту

/ полугодие -36 занятий

1

Звуки и буквы.

1

2

Слова. Звуки.

1

3

Звук [А].

Рассказ по сюжетной картине.

1

4

Звук[О].

1

5

Звук[Э].

1

6

Звук[И].

 Рассказ по сюжетной картине.

1

7

Звук[Ы].

1

8

Дифференциация звуков [И] - [Ы].

1

9

Звук [У].

1

10

Гласные звуки и их дифференциация.

1

11

Звук [М]. Согласные звуки. Слоги. Рассказ по сюжетной картине.

1

1

12

Звук [М']. Твердые и мягкие согласные.

1

13

Звук[Н].

1

14

Звук[Н'].

1

15

Звук[П].

1

16

Звук[ГТ].

Рассказ по сюжетной картине.

1

17

Звук [Т].

1

18

Звук[Г].

1

     19

Звук [К].

1

20

Звук [К'].

1

21

Звук[Х]. Пересказ  текста.

1

22

Звук[Х']. Пересказ текста.

1

23

Дифференциация звуков [К]-[Х], [К']-[Х'].

1

    24

Звук[Ф].

1

25

Звук [Ф']. Пересказ текста.

1

26

Звук[Й']. Комбинированный рассказ.

1

27-28

Звуки [Й 'О]. Дружные звуки

2

29-30

Звуки [Й'У].

2

30-31

Звуки [Й'А]. Пересказ текста.

2

занятия

Тема занятия

Виды работы по развитию связной речи

Количество часов

Дата

по плану

по факту

32-33

Звуки [Й'Э].

2

34-36

Дифференциация звуков [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А].

3

// полугодие - 36 занятий

37

Звук[Л]. Комбинированный рассказ.

1

38

Звук [Л'].

1

39

Дифференциация звуков [Л'] и [Й].

1

40

Звуки [В] и [В'].

Рассказ по сюжетной картине.

1

41

Дифференциация звуков [В] - [ф], [В'] - [Ф']. Звонкие и глухие согласные.

1

42-43

Звук[Ч'].

2

44-45

Звук[Щ'].

Рассказ по сюжетной картине.

2

46

Дифференциация звуков [Ч'] - [Ш].

1

47

Звуки [Б] и [Б'].

1

48

Дифференциация звуков [Б] - [П], [Б'] - [ГТ].

1

49

Звуки [Д] и [Д'].

Рассказ по сюжетной картине.

1

50

Дифференциация звуков [Д] -[Т], [Д'] - [Т].

1

51

Звук[С].

1

52

Звук [С].

Рассказ по сюжетной картине.

1

53-54

Звук[Ц].

2

55-56

Дифференциация звуков [Ц] - [С], [Ц]-[Ч'].

2

57

Звуки [Г] и [Г'].

1

58

Дифференциация звуков [Г] - [К], [Г'] - [К'].

1

59

Звук[3]. Комбинированный рассказ.

1

60

Звук[3'].

1

61

Дифференциация звуков [С] - [3], [С] - [3'].

1

   62

Свистящие согласные звуки.

1

63-64

Звук[Ш].

2

65

Дифференциация звуков [Ш] - [С], [Ш] - [Щ'].

1

66

Звук[Ж]. Пересказ текста.

1

67

Дифференциация звуков [Ж] - [Ш], [Ж] - [3]. Шипящие согласные звуки.

1

68

Звук[Р].

1

69

Звук[Р'].

1

70

Дифференциация звуков [Р] - [Л], [Р'] - [Л'].

1

71-72

Страна Азбука.

2

Календарно-тематическое планирование по курсу

 «Письмо»

(48 занятий)

Первое полугодие

2 занятия в неделю, всего 24 занятия (октябрь-декабрь)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1.

Звуки и буквы.

1

2.

Слова. Звуки. Звук [А].

1

3.

Звуки [О], [Э]. Буквы О, Э, А.

1

4.

Звуки [И], [Ы]. Буквы И, Ы, А, О, Э.

1

5.

Звук [У]. Буква У. Гласные звуки и буквы.

1

6.

Слоги. Согласные звуки и буквы.

1

7.

Звуки [Н], [Н']. Буквы Н, М.

1

8.

Звуки [М], [М′]. Буква М.

1

9.

Звуки [П], [П']. Буквы П, Н, М.

1

10.

Гласные буквы.

1

11.

Гласные звуки и буквы (А, О, У, И, Ы, Э).

1

12.

Согласные звуки и буквы (М, Н, П).

1

13.

Звуки [Т], [Т′]. Буквы Т, П, Н, М.

1

14.

Звуки [К], [К′]. Буквы К, Т.

1

15.

Слоги с буквами К, Т.

1

16.

Звуки [Х], [Х′]. Буквы Х, К, Н, Т, П, М.

1

17.

Звуки [Ф], [Ф′]. Буква Ф.

1

18.

Слоги с буквой Ф. Согласные звуки.

1

19.

Звук [Й′]. Буквы Й и И.

1

20.

Буква Ё. Звук [Й'О].

1

21.

Буква Ю. Звук [Й'У].

1

22.

Буква Я. Звук [Й'А].

1

23.

Звуки [Й'У], [Й'О], [Й'А]. Буквы Ю, Ё, Я.

1

24.

Буквы Ю, Ё, Я. Слоги.

1

Второе полугодие

2 занятия в неделю, всего 24 занятия (январь - март)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1.

Звуки [Л], [Л′], [Й']. Буквы Л, Й.

1

2.

Звуки [В], [В′]. Буква В.

1

3-4.

Звуки [В]-[Ф], [В']-[Ф′]. Буквы В, Ф.

2

5-6.

Звуки [Ч']-[Щ′]. Буквы Ч, Щ.

2

7-8.

Звуки [Б]- [Б'], [Б]- [П], [Б']- [П']. Буквы Б, П.

2

9-10.

Звуки [Д]- [Д'], [Д]- [Т], [Д']- [Т']. Буквы Д, Т.

2

11.

Звуки [С], [С']. Буквы С, Э, О.

1

12-13.

Звуки [Ц]- [С]-[Ч′]. Буквы Ц, Щ, Ч.

2

14-15.

Звуки [Г]- [Г'], [Г]- [К], [Г']- [К']. Буквы Г, К.

2

16.

Звуки [З]- [З'], [З]- [С], [З']- [С']. Буквы З, С, В.

1

17-18.

Звуки [Ш]- [С]- [Щ']. Буквы Ш, Щ, С, Ц.

2

19-20.

Звуки [Ж]- [З]- [Ш]. Буквы Ж, Ш, З.

2

21.

Звуки [Р], [Р′]. Буквы Р, Я.

1

22.

Звуки [Р]- [Л], [Р']- [Л']. Буквы Р, Л.

1

23-24.

Страна Азбука.

2

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два - ступенька» Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной.

Основные задачи:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.

3)Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

  1. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения с сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  2. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Форма и режим занятий - группа детей в количестве 15 человек. 24 учебных недели по 3 занятия в неделю (октябрь – март месяцы), всего 72 занятия. Традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы, соревнования.

Учебные и методические пособия:

1.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. «Раз - ступенька, два – ступенька», Математика для дошкольников, ч.1, Изд. «Баласс», 2013г, Допущено МО РФ.

2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. «Раз - ступенька, два – ступенька», Математика для дошкольников, ч.2, Изд. «Баласс», 2013г, Допущено МО РФ.

3. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. «Раз - ступенька, два – ступенька», Практический курс математики для дошкольников, Методические рекомендации к ч 1, ч. 2,  М. «Баласс», 2008г

Предполагаемые результаты.

К концу обучения по программе "Раз - ступенька, два - ступенька..." предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом у детей формируются следующие основные умения*:

Уровень А

  1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  2. Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
  3. Умение находить части целого и целое по известным частям.
  4. Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
  5. Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  6. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
  7. Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
  8. Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
  9. Умение соотносить цифру с количеством предметов.

  1. Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
  2. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
  3. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
  4. Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  5. Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

Уровень Б

  1. Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
  2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
  3. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.
  4. Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков + ,-,=.
  5. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
  6. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.
  7. Умение практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм.

9)        Умение наряду с квадратом, кругом и треугольником, узнавать
и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед
(коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

10)        Умение по заданному образцу конструировать более сложные
фигуры из простых.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Математика»

 (72  занятия) Первое полугодие

3 занятия  в неделю, всего 36 занятий (октябрь - декабрь)

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

Дата

по плану

по факту

1-5

Свойства  предметов.   Объединение  предметов  в группы по общему свойству.

5

6-8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

3

9 - 10

Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).

2

11

Пространственные отношения: на, над, под.

1

12 - 13

Пространственные отношения: справа, слева.

2

14 - 15

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

2

16

Пространственные отношения: между, посередине.

1

17 - 18

Взаимосвязь между целым   и частью. Представление: один - много.

2

19

Число 1 и цифра 1.

1

20

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

21

Число 2 и цифра 2. Пара.

1

22

Представление о точке и линии.

1

23

Представление об отрезке и луче.

1

24

Число 3 и цифра 3.

1

25

Представление о замкнутой  и незамкнутой  линиях.

1

26

Представления о ломаной  линии и многоугольнике.

1

27

Число 4 и цифра 4.

1

28

Представление об углах и видах углов.

1

29

Представление о числовом отрезке.

1

30 - 31

Число 5 и цифра 5.

2

32

Пространственные отношения: впереди, сзади.

1

 33

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

1

1

34

Обозначение отношений: больше - меньше.

1

35

Временные отношения: раньше, позже.

1

36

Упражнения по выбору детей.

1

Второе  полугодие

3 занятия в неделю, всего 36 занятий (январь - март)

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

Дата

По плану

По факту

1 - 2

Выявление   математических   представлений   детей. Работа с программным материалом  1-го полугодия.

2

3 - 4

Число 6 и цифра 6.

2

5 - 7

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

3

8 - 10

Число 7 и цифра 7.

3

11 - 14

Пространственные   отношения:   тяжелее,  легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

4

15 - 17

Число 8 и цифра 8.

3

18 - 21

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

4

22 - 24

Число 9 и цифра 9.

3

25 - 26

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

2

27 - 28

Число 0 и цифра 0.

2

29 - 31

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

3

32 - 33

Знакомство   с  пространственными   фигурами   -  шар, куб, параллелепипед. Их распознавание

2

34

Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание

1

35

Работа с таблицами.

1

36

Упражнения по выбору детей.

1

.

Пояснительная записка.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Здравствуй, мир!» А.А.Вахрушева, Е.Е.Кочемасовой, Ю.А.Акимовой, И.К.Беловой.

Цель: ознакомить ребят с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта.

Задачи: - начинать исподволь воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, а эти важнейшие элементы общей культуры, и научной культуры в особенности, в свою очередь, готовят их к будущему освоению научного языка;

-  представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые прежде всего опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов.

Сроки реализации – 24 учебных недели по 2 занятия в неделю (1октября-31 марта), всего 48 занятий.

Продолжительность занятий -25минут один раз в неделю.

Учебные и методические пособия:

1. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова,  «Здравствуй мир.», Окружающий мир, пособие  для дошкольников, ч. 3. , Москва «Баласс», 2013г.

2. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова

 «Здравствуй мир.»(Окружающий мир для дошкольников).

Методические рекомендации для воспитателей, учителей и  родителей.

Москва «Баласс», 2013г.

К концу обучения дети 5-6 лет должны знать:

  • элементарные правила поведения в городе и природе;
  • о правилах личной безопасности;
  • о службах помощи;
  • свой адрес, название страны, города;
  • родственные отношения;
  • о сезонных изменениях в природе;
  • об условиях, необходимых для роста растений;    
  • основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
  • зимующих птиц.

К концу обучения дети 5-6лет должны иметь представление:

  • о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
  • о строении своего тела;
  • о погоде в разных частях света в разное время года;
  • о растительном и животном мире разных частей света;
  • об образе жизни людей в других странах;
  • о народных промыслах;
  • о трех состояниях вещества на примере воды.

К концу обучения дети 5-6лет должны иметь обобщенное представление:

•        о животных, растениях;

  • сезонных явлениях.

Дети должны уметь:

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
  • пользоваться календарем погоды;
  • ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Здравствуй, мир!»

2 занятия  в неделю, всего 48 занятий (октябрь - март)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

по факту

1.

Приглашение к путешествию.

1

2.

Береги себя.

1

3-4.

Если хочешь быть здоров.

2

5.

Книги в дорогу.

1

6.

«Уж небо осенью дышало...»

1

7-10.

Район, в котором ты живешь.

4

11-12.

Помощники в путешествии: глобус и карта.

2

13.

Выбираем транспорт.

1

14-15.

Путешествие на Северный полюс.

2

16-17.

Путешествие в тундру.

2

18.

Жители тундры.

1

19-20.

Путешествие в тайгу.

2

21.

Путешествие в смешанный лес.

1

22.

«Идет волшебница зима...»

1

23-24.

В гости к городецким мастерам Путешествие к мастерам Хохломы.

2

25-26.

На каникулы в Москву.

2

27-28.

Театры и музеи.

2

29.

«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса...»

1

30.

Улицы Москвы.

1

31.

В гости к дымковским мастерам.

1

32.

Филимоновская игрушка.

1

33.

История русского костюма.

1

34.

Ярмарка.

1

35.

Весна в степи.

1

36.

Как родится хлеб.

1

37.

«Широка страна моя родная...»

1

38.

Конкурс эрудитов.

1

39-40.

Путешествие в Африку.

2

41-42.

Путешествие в Австралию.

2

43-44.

Путешествие в Антарктиду.

2

45-46.

Путешествие в Америку.

2

47.

Зоопарк.

1

48.

Викторина «Что? Где? Когда?»

1