Индивидуальный план самообразования учителя Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. Блейк У. Школа работает над проблемой: «Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную социальную и профессиональную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС ». Тема самообразования: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности через системно – деятельностный метод в обучении» Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Осознание того, что стандарты активно завоёвывают свои позиции, требования модернизирующегося образования и потребность в постоянном профессиональном росте привели меня к решению использовать элементы деятельностного метода обучения младших школьников, что соответствовало теме моего самообразования: «Деятельностный метод в обучении младших школьников». Деятельный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными. Цель программы самообразования: - реализовывать деятельный подход в обучении, способствующий успешному обучению младших школьников;
- развивать творческие способности учащихся, используя перспективные результаты педагогического опыта;
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования, а так же практический опыт педагогов;
- применять систему деятельного подхода в повседневной практике, добиваясь положительных результатов обучения;
- Проанализировать и найти способ применения основных методов и приемов системно – деятельностного подхода на уроках
- разработать методические материалы, сопутствующие успешному обучению;
- обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Условия реализации: - кабинет, оборудованный интерактивной доской, позволяющей оперативно работать с информацией;
- компьютер с выходом в Интернет;
- дидактический, наглядный материал (таблицы);
- методическая литература.
Преимущества деятельностного подхода: - развиваются навыки самостоятельной работы; - формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; - возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе; - интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка в области данной науки. Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания. Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для формирования УУД младшего школьника и проявления познавательной активности учеников, которая достигается следующими приёмами и методами. - Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
- Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
- Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации.
- Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
- Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Формы самообразования: Индивидуальная: - посещение уроков коллег; - участие в педагогических советах школы; - изучение научно – методической и учебной литературы; - участие в работе методического объединения школы и города. Групповая: – участие в педагогических советах школы; - участие в работе методического объединения школы и города; - курсовая подготовка; - изучение научно – методической и учебной литературы; - обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.
План самообразования разработан на 2018-2022 г. г. и включает следующие этапы. I. Теоретический этап. 1. Анализ личных затруднений по данной проблеме. 2. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе. 3. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания. 4. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования 5. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий. II. Практическое решение проблемы 1. Создание комплекта педагогических разработок. 2. Корректировка работы по данной проблеме. 3. Оформление результатов по теме самообразования. 4. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и школьном методическом объединении. 5. Посещение открытых уроков и мероприятий. III. Оценочный этап: 2022 г. 1. Анализ проделанной работы по проблеме. 2. Создание банка статей по теме самообразования. 3. Представление опыта на практических семинарах различного уровня, на своей странице сайта http://nsportal.ru .
Планирование работы. Этапы работы по самообразованию Этапы | Задачи и содержание деятельности | Практическая деятельность | Сроки | Форма отчетности работы | Подготовительный (аналитико-диагностический) | Ознакомление с нормативными документами федеральных министерств и ведомств по вопросам организации обучения в начальной школе. Повышение квалификации в институте повышения квалификации. Тема: «Реализация системно-деятельного подхода в современной начальной школе» Изучение традиционных и инновационных педагогических технологий | -Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); - ФГОС начального общего образования (приказ МОиН №373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009); -Стандарты второго поколения. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2013 | 2018г. | Сбор материала по проблеме самообразования.
| Организационный | Определение целей и конкретных задач; прогнозирование результатов; составление программы работы; методическое обеспечение; поиск и разработка эффективных уроков, отдельных методик, активирующих и способствующих творческому мышлению учащихся. | Участие в конференциях и семинарах для учителей начальных классов. Выступление на педсовете «Реализация деятельностных образовательных технологии, как средство формирования УУД в рамках ФГОС» | 2018-19 уч г. | Сбор и создание собственных печатных и интерактивных заданий, наглядных средств обучения, разработок уроков. | Практический | Разработка уроков, занятий, внеклассных мероприятий, основанных на системно-деятельностном подходе в обучении младших школьников. Разработка и изготовление дидактического материала, пособий для использования на уроках, способствующих формированию знаний и умений. Применение на практике отобранных и разработанных материалов. | -Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); - ФГОС начального общего образования (приказ МОиН №373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009); Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». –М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016. | 2018 г. | Разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Выступления на городском семинаре «Системно-деятельностный подход к обучению в начальной школе» (из опыта работы), открытое занятие «Внеурочная деятельность. «Уроки нравственности». «Колесо счастья». Участие в олимпиадах, конкурсах. | Внедренческий | Распространение опыта работы. Разработка программы для индивидуальных траекторий трудности в обучении. Уточнение методик, доработка программ. | Активное применение методик, активирующих и способствующих творческому мышлению учащихся; отслеживание промежуточных результатов. Проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур; при необходимости корректировка программы; обработка полученных данных; соотнесение полученных результатов с планируемыми | 2020-22 г | Участие в конкурсах, открытые уроки, занятия, мастер классы по теме самообразования. | Обобщающий | Подведение итогов Оформление результатов работы Обобщение опыта работы на школьных и муниципальных конференциях. | Мониторинг результатов проделанной работы. Выступление по теме «Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО» Публикации на сайтах в сети Интернет. | 2022 г | Практическо-ориентированные семинары в рамках МО начальных классов. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Консультативная помощь учителям и учащимся |
Содержание работы № п/п | Мероприятия | Примерные сроки реализации | Повышение квалификации и профессиональная подготовка | 1 | Прохождение курсов профессиональной подготовки | 2012 - 2016 г. | 2 | Изучение и анализ учебно-методической базы по проблеме системно-деятельного подхода в обучении младших школьников. | 2012 – 2015 г. | 3 | Изучение творческих уроков и использованием современных технологий. | 2012 – 2015 г. | 4 | Посещение открытых уроков, конференций коллег. Изучение применения инновационных образовательных технологий в работе коллег | 2012-2016 г. | Использование современных образовательных технологий | 1 | Разработка и проведение уроков с использованием деятельностного метода. Анализ эффективности | 2012-2015г. | 2 | Проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур | 2012-2016г. | 3 | Развитие творческой активности учащихся на уроках (в том числе и интегрированных) через организацию проектной деятельности | 2012-2016г. | 3 | Внедрение полученных результатов в педагогическую практику | 2014-2017г. | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | 1 | Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, педсоветах, конференциях | 2012-2016г. | 2 | Профессиональные публикации | 2012-2016г. | 3 | Размещение информации на сайте о реализации программы самообразования, методических материалов по теме самообразования | 2012-2016г. | Участие в конкурсах профессионального мастерства | 1 | Участие в профессиональных конкурсах различных уровней | 2012-2017г. | 2 | Участие в научно-практических конференциях педагогических работников | 2012-2016г. | Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | 1 | Создать условия для участия одаренных детей в дистанционных олимпиадах и общероссийских конкурсах | 2012-2016 г. | 2 | Добиться активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предметам и внеурочной деятельности | 2012-2016 г. | 3 | Вовлечение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность | 2012-2016г. | 4 | Ведение мониторинга саморазвития школьников | 2012-2017г. |
Перспективой дальнейшей работы вижу – создание методической копилки педагогических приёмов для использования в различных учебных ситуациях. - Повышение качества успеваемости по предметам (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).
- Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.
- Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.
- Выработанные критерии оценки результатов творческой работы ученика.
- Доклады, выступления, публикации на школьном, муниципальном и федеральном уровне.
- Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
- Создание личного сайта-портфолио.
Источники самообразования ∙ Курсы повышения квалификации ∙ Семинары и конференции ∙ Мастер-классы ∙ Газеты, журналы ∙ Видео, аудио информация на различных носителях ∙ Вебинары ∙ Мероприятия по обмену опытом ∙ Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная) ∙ Интернет ресурсы Заключение. Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает не только деятельность, но и формирование УУД младших школьников, и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен - он сможет начать делать первые уверенные шаги в новых условиях. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Список литературы 1. Куревина О.А., Петерсон Л.Г., Концепция образования: современный взгляд. М. 2015г. 2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми, журнал «Начальная школа плюс До и После» № 8 2013г., № 6 2015г 3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // школа 2100. 4. Образовательная программа и пути её реализации. Выпуск 3 М. Баласс, 2015 г. 5. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала // школа2100. Выпуск 4 М. Баласс, 2014 г. 6. Чутко Н.Я. « Формирование учебной деятельности начальной школе», М « Просвещение» 2016г. 7. Федеральный Государственный образовательный стандарт
| |