Программа воспитания "В гармонии с собой"
Программа воспитания "В гармонии с собой"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Воспитатель, который
не сковывает, а освобождает,
не подавляет, а возносит,
не комкает, а формирует,
не диктует, а учит,
не требует, а спрашивает,
переживает вместе с ребёнком
много вдохновенных минут»
Януш Корчак
Маленький человек приходит в школу не только учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. Маленький человек приходит в школу… за счастьем! Он ждет встречи с интересными добрыми людьми, праздника и, каждый день, пусть небольшого, но чуда.
«Воспитывай и учи, ибо ты учитель». А значит, знай своих учеников, уважай в каждом из них человека, умей анализировать, прогнозировать. «Не жди благодарности, ибо будут у тебя другие ученики, а у них – другие учителя».
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».
В идеале человек, живущий в современном обществе должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности.
Воспитание – это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика. Каждый класс – потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс – реальный коллектив (Н.А. Селиванова).
Цели моей воспитательной работы:
- Раскрытие, развитие и реализация познавательных и творческих способностей, обучающихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.
- Воспитание нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задачи воспитательной работы:
- Формирование здорового образа жизни рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха, устойчивого, отрицательного отношения к вредным привычкам.
- Формирование экологической культуры и приобщение учащихся к природоохранной деятельности.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободе человека.
- Предупреждение правонарушений среди учащихся, формирование правовой культуры, культуры поведения как норму неукоснительного уважения к обществу в целом и каждому его члену в отдельности.
Ожидаемый результат:
Высоконравственная, образованная личность, с чувством сопереживания и готовностью помочь другим людям, живущая в гармонии с природой, провозглашающая общечеловеческие ценности, подготовленная к самостоятельной взрослой жизни.
Основные принципы и подходы системы класса-коллектива:
- принцип природособразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
- принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную внеурочную деятельность;
- принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
- деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
- личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Предполагаемым результатом данной воспитательной системы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Программа воспитания, реализуемая в четыре этапа
- 1-й этап (1 класс) – "Познай самого себя – это интересно!";
- 2-й этап (2 класс) – "Учись дружить – это необходимо!";
- 3-й этап (3 класс) – "Утверди себя – это возможно!";
- 4-й этап (4 класс) – "Прояви себя – это реально!".
Этап "Познай самого себя – это интересно!" (1 КЛАСС)
Цели этапа "Познай себя – это интересно!":
- создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
- определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
- сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
- удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:
- о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
- о требованиях и педагогической позиции учителя;
- изучение личностных особенностей, обучающихся и их родителей.
Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!":
- имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
- в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Этап "Учись дружить – это необходимо!" (2 КЛАСС)
Цель этапа "Учись дружить – это необходимо!" – обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
- сплочение детского коллектива;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
- организация работы актива класса.
Критерии успешного завершения этапа "Учись дружить – это необходимо!":
- созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
- учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
- функционирует актив класса;
- созданы сменные творческие микрогруппы.
Этап "Утверди себя – это возможно!" (3 КЛАСС)
Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
- обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это возможно!":
- учащиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
- полноценно функционирует актив класса;
- дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Этап "Прояви себя – это реально!" (4 КЛАСС)
Цель этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
- поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":
- обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
- повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Заключение: Оценивая эффективность воспитательной системы можно констатировать следующее:
- У детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищенно и комфортно
- Более заметными стали успехи учащихся в городских олимпиадах, смотрах и конкурсах
- Большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в классном и школьном коллективах
Данная система помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Все это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Направление I. «Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Направление II. «Интеллект» (интеллектуально-познавательное)
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и интерес к познавательной деятельности.
Направление III. «Досуг» (Художественно-эстетическое)
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы:
- Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
- Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
- Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
- Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Направление IV. «Гражданско-патриотическое» (правовое)
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи работы:
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Направление V. «Общение» (социально-психологическое)
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи работы:
- Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
- Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
- Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
- Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Направление VI. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Направление VII. «Экология» (экологическое воспитание)
Цель: Привитие любви к природе.
Задачи работы:
- Формировать заботливое отношение к природе во всех ее проявлениях: к человеку, к растениям, к животным, к земле и воде, к родному краю, к миру вокруг.
- Прививать любовь к природе.
- Формировать активную позицию защитника окружающей среды.
- Развивать эмоционально-чувственное восприятие детей.
- Изучать природу родного края, ее красоту и особенности.
Направление VIII. «Духовно-нравственное воспитание»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы:
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
По этому направлению мной разработана Рабочая программа внеурочной деятельности, рассчитанная на 4 года.
Одна из важнейших задач воспитательной работы – создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Ведь именно в начальных классах классные руководители сталкиваются с так называемыми кризисами возраста и развития. В психологии, начиная с Л. С. Выготского, кризисы возраста рассматриваются как внутренне необходимые этапы развития, как определённые качественные скачки, в результате которых психика ребёнка поднимается на новый уровень. Отсюда ясно что я, как классный руководитель, призвана не только создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, но и постоянно изучать детей, фиксировать их психические новообразования. Одинаковый подход к детям 6,5лет или 9 лет совершенно неуместен. Я предусматриваю новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяю содержание и формы работы с детьми. Для выявления межличностных и межгрупповых отношений я провожу диагностику Дж. Моренко (“Социометрия”), провожу методику “Цветик-семицветик”, методику “Письмо” и другие. Обычно на начальном периоде результатом данных диагностик и наблюдений является следующее:
- класс не дружен и разбит на микрогруппы;
- дети по воспитанности и образованности очень разные;
- выявляются дети, которые выпадают из общего круга общения.
Поэтому, мне как классному руководителю следует ориентировать детей на овладение способами общения с людьми, на создание благоприятной обстановки в коллективе. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создаётся под влиянием двух факторов. Первый – это социально-психологическая атмосфера общества в целом, т.к. я работаю с детьми относительно раннего возраста, которые полностью зависят от родителей. Второй – это коллектив класса. Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемыми моральными нормами и интересами. Поэтому обязательным условием развития личности ребёнка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Диагностика психологической атмосферы в классном коллективе проводилась с использованием оценки (по В.Г. Максимову). Критерии оценки: дружелюбие - враждебность, согласие – несогласие, теплота – холодность, сотрудничество – отсутствие сотрудничества, взаимная поддержка – отсутствие взаимной поддержки. Из графиков видна положительная динамика психологической атмосферы в классе. Средние результаты по классу показали, что психологическая атмосфера в классном коллективе улучшилась, она доброжелательная и уважительная.
Социометрия проводилась с 1 класса. Сравнив социометрические данные за 3 года, можно сделать следующие выводы, что во взаимоотношениях между одноклассниками произошли положительные изменения: если в 1 классе «социометрической звездой» была одна ученица и сплочённость класса составляла 49%, то во 2 и 3 классах ситуация поменялась, лидерами стали две девочки и мальчик и сплочённость коллектива составила 73%. «Предпочитаемых» в 1 классе было 14 человек, а во 2 и 3 классе стало 17 человек. «Отверженных» было в 1 классе два человека, во 2 и 3 классе их не стало.
Из беседы с родителями на консультации я выяснила, что во взаимоотношениях детей с близкими людьми произошли изменения. Вот что рассказала мне мама Егора Острецова: «Мой сын в последнее время стал чутким и внимательным. Особенно это проявляется во взаимоотношениях с сестрой. Приходя из школы, он помогает ей, а не спешит к друзьям на улицу, как раньше.».
Из рассказа матери Кати Усатой: «Свою дочь я в последнее время не узнаю. Она стала совсем другой. Меня радует, что она видит, когда мне нужна помощь и выполняет поручения по дому. А самое главное она перестала пререкаться со мной. Хотя недавно была непослушной и грубой».
Я сделала вывод, что не только в коллективе класса произошли изменения в лучшую сторону, но и во взаимоотношениях с близкими. Дети научились понимать эмоциональное состояние близких, учатся чутко относиться друг к другу, сопереживать.
Выводы:
- Отношения между детьми и общий психологический климат в классе изменились в лучшую сторону;
- Дети стали больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками;
- Научились понимать своё эмоциональное состояние и состояние другого человека: одноклассника, родителя, учителя;
- Научились строить бесконфликтные отношения друг с другом;
- Научились ценить индивидуальность каждого из одноклассников, видеть достоинства каждого, сопереживать ближнему.
- Стали лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов;
Отсутствие правонарушений
За период работы в школе на должности классного руководителя мои воспитанники не совершали правонарушений и не состояли на учете в ИДН. Это результат профилактической работы: индивидуальные беседы, лекции, классные часы-информации, дискуссии, встречи с работниками правоохранительных органов, которые направлены на предупреждение правонарушений.
Запланированные мероприятия плана воспитательной работы распределены по следующим направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, социально-психологическое, экологическое. Данные мероприятия способствуют решению следующих педагогических задач:
- формирование положительной мотивации к познавательной деятельности;
- укрепление сформированных в классе отношений товарищества и взаимовыручки на основе толерантности, интереса друг к другу, делам и проблемам класса, школы
- привитие навыков грамотного общения друг с другом, поддерживая и развивая такие качества как доброта, отзывчивость, умение сопереживать, уважение и терпимость к окружающим людям;
- воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки, умения соотносить их с делами коллектива;
- развитие самоуправления и самообслуживания;
- воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма.
Развитие самоуправления в детском коллективе
Классное самоуправление | ||||
Мэр класса | Совет учащихся класса | Совместные мероприятия учащихся и родителей | Собрание класса | Ответственные за творческие поручения |
В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. Младшие школьники очень любят и хотят выполнять разные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. С первого класса указывая на необходимость поддержания порядка, назначаются дежурные по классу. Для выполнения различных обязанностей из состава учащихся могут быть выделены: санитары (самые аккуратные), библиотекари (самые читающие, любознательные), хозяйственники (самые ответственные, трудолюбивые), цветоводы, ответственные за учёбу.
Главной задачей самоуправления я считаю привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса и школы, поэтому за основу беру Совет учащихся класса. Для решения многих значимых вопросов проводятся классные часы. В начале учебного года на общем собрании в классе избирается глава самоуправления – мэр класса и ответственные за творческие поручения.
В нашем классе учащиеся работают в творческих группах. Каждая творческая группа выполняет в течение недели индивидуальное задание. На следующей неделе задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях, научиться быть лидером, видеть перспективы своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки.
По словам Д.В. Григорьева «В режиме самоуправления, учащиеся совместно, свободно и ответственно определяют цель, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации».
Каждый учащийся – это сложная, своеобразная и интересная личность. Считаю, что не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами те учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором. Такая форма самоуправления имеет ряд достоинств:
- вовлечение в работу всех учащихся класса
- развитие таких качеств как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникативность, стремление оказывать помощь
- появление возможности реализации творческого потенциала ребят
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Важнейшим условием моей деятельности – применение в своей практике здоровьесберегающих технологий.
При проведении уроков стараюсь чередовать разные виды деятельности, начиная с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Преподнесённая информация вызывает у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость, учебный материал, увязывая, опираясь на прошлый их опыт.
При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.
Критерии здоровьесберегающего урока:
- Двигательная активность.
- Сенсорно-разнообразная среда.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Работоспособность.
- Дифференциация.
- Эмоциональный фон.
Каждое утро в классе начинается с гимнастики, которую проводят сами же дети под ритмичную музыку.
Каждый ребенок по имеющейся у него памятке в течение 1-2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
- Упражнения для улучшения осанки.
- Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).
- Некоторые приемы самомассажа (точечный массаж).
- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
- Упражнения для мышц рук.
- Бумажные офтальмотренажеры.
Особое значение имеет контроль над состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных объектов. Что же получается на практике? Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью на близком от глаз расстоянии. Такие нагрузки становятся для многих детей непосильными. Возникает близорукость, то есть глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль.
Выход из создавшейся ситуации вижу в расширении зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока. Достичь этого можно при помощи некоторых приемов. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала, так называемый режим «зрительных горизонтов».
Учащиеся моего класса оформляют стенды «Уголок здоровья», участвуют в различных соревнованиях и занимают призовые места, ходят в походы, совершают экскурсии. В школе дети пьют фиточай. Провожу уроки – презентации с использованием мультимедийных проектов: «Зубы и уход за зубами»; «Строение тела человека и главное правило сохранения здоровья». В результате применения здоровьесберегающих технологий снизился пропуск уроков по болезни, расширился кругозор знаний о сбережении здоровья и о факторах на него влияющих и способах его укрепления.
Аналитический отчет
Система и критерии деятельности классного руководителя
Направления деятельности классного руководителя
Направления деятельности классного руководителя | ||||
Индивидуальная работа с учащимися | Работа с родительским коллективом | Социальное партнёрство | Взаимодействие с педагогическими работниками | Работа с ученическим коллективом |
I. Индивидуальная работа с учащимися
- Составление расширенного социального паспорта
- Анкетирование по социальному паспорту родителей, детей для выявления их увлечений, интересов, желаний
- Выявление способностей и талантов детей
- Педагогическое наблюдение на уроках, внеклассных мероприятиях, при посещении внешкольных учреждений
- Отслеживание неуспеваемости в учёбе, индивидуальные беседы ---Проверка дневников с целью выставления оценок, и записей не только определённых негативных замечаний, а также всего положительного, что достиг ученик за неделю
- Индивидуальные организационные поручения
- Посещение детей на дому
- Индивидуальные беседы с детьми
II. Работа с родителями
- Изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке
- Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные, праздничные
- Участие родителей в совместных спортивных соревнованиях, праздниках
- Организация родителями спортивных, конкурсных программ
- Организация родителями экскурсий
- Посещение общешкольных мероприятий: концертов, лекториев, семинаров
- Участие родителей в предметных неделях
- Посещения Дня открытых дверей в школе
- Индивидуальные родительские консультации
- Индивидуальные консультации родителей и ребёнка «Понять друг друга» Работа с выборным родительским комитетом
- Привлечение родителей к сотрудничеству по организации воспитательной работы в классе;
- Помощь родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт в воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.
Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошие отношения детей и их родителей к школе, желание ребенка учиться, быть активным участником школьных дел.
Активные формы сотрудничества с родителями:
Форма сотрудничества | Тема |
Консультации: -индивидуальные; -групповые. | 1. Режим школьника. 2. Правила для учащихся. 3. Выполнение домашних заданий. 4. Санитарно-гигиенические нормы. 5. Возрастные особенности младших школьников. |
Классные часы. | 1. Воспитание доброты и отзывчивости. 2. Моя семья. 3. Откуда мы родом. 4. День матери. 5. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. |
Школьные фестивали и конкурсы: -музыкальные; -спортивные; -патриотические; -научные; Творческие вечера; Оказание помощи в оформлении портфолио учащихся; Оказание помощи в проектно – исследовательской деятельности учащихся; | «Волшебная сила музыки» «Папа, мама, я – спортивная семья» «Веселые старты» «75-летие Победы», «Снятие Блокады Ленинграда» Недели: русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения. «Алло, мы ищем таланты!» «День рожденья только раз в году», «КВН» «Знатоки этикета»
|
III. Социальное партнёрство
- Посещение культурно – досугового центра «Метро» (тематические праздники)
- Посещение культурно – досугового центра «Янтарь» (тематические классные часы, просмотр мультфильмов и сказок)
- Посещение детской и городской библиотеки
- Посещение ледового дворца «Айсберг» (катание на коньках)
- Посещение краеведческого музея (тематические выставки)
- Ежедневное посещение Дворца спорта для занятий спортивной гимнастикой и еженедельное посещение сауны и бассейна
- Посещение городской лыжной базы (катание на коньках)
- Посещение детских аттракционов – 1 сентября
- Экскурсионные прогулки по городу совместно с родителями
IV. Взаимодействие с педагогическими работниками
- Индивидуальные беседы с учителями об особенностях взаимодействия с каждым учеником
- Участие учителей предметников в классных родительских собраниях Мониторинг учебной деятельности по предметам
- Взаимодействие с библиотекарем: проведение «библиотечных уроков»
- Взаимодействие с логопедом: обследование и выявление детей для индивидуальных занятий
- Взаимодействие с психологом школы: групповая и индивидуальная работа с учащимися
- Взаимодействие с социальным педагогом по оказании помощи семьям, оказавшим в затруднительном положении
V. Работа с ученическим коллективом, организация воспитательной работы с обучающимися
Проектная деятельность
«Когда детям представляется возможность поделиться своими знаниями с товарищами и учителем, это окрыляет их, обогащает уроки и создаёт атмосферу коллективной работы» Л. В. Занков.
«Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…» Очень часто я слышу такие слова от своих учеников на уроках.Для меня такие ситуации значимы, так как для ребёнка этого возраста важно не погасить в нём стремление и желание совершить своё открытие, не оттолкнуть равнодушие, не погасить любознательность. Стремление ребёнка к получению новых знаний создаёт благоприятные условия для начала исследовательской деятельности в начальной школе. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
- Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
В нашей школе проводятся конкурсы проектов младших школьников. Так в преддверии дня рождения Югры ребята 3«А» класса создавали проект «Путешествие по городам Югры». Учащиеся подбирали материал и создавали презентации о городах Югры. Защита проводилась в творческих группах. Роль учителя сводилась к контролю и помощи в решении необходимых вопросов. Готовый проект ребята защищали перед школьной комиссией. Работе было присвоено 1 место.
Согласно плану воспитательной работы, при подготовке к классному часу «Тепло родного очага», был составлен проект «Моя родословная», который был представлен и по достоинству оценен составом жюри.
Использование метода проектов в воспитательной работе позволяет развивать у учащихся:
- творческие способности;
- логическое мышление;
- стремление самому открывать новые знания и умения проявлять их в современной действительности.
