Программа воспитания "В гармонии с собой"

Кардакова Марина Вячеславовна

Программа воспитания "В гармонии с собой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_v_garmonii_s_soboy.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Воспитатель, который

не сковывает, а освобождает,

не подавляет, а возносит,

не комкает, а формирует,

не диктует, а учит,

не требует, а спрашивает,

переживает вместе с ребёнком

много вдохновенных минут»

Януш Корчак

Маленький человек приходит в школу не только учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. Маленький человек приходит в школу… за счастьем! Он ждет встречи с интересными добрыми людьми, праздника и, каждый день, пусть небольшого, но чуда.

«Воспитывай и учи, ибо ты учитель». А значит, знай своих учеников, уважай в каждом из них человека, умей анализировать, прогнозировать. «Не жди благодарности, ибо будут у тебя другие ученики, а у них – другие учителя».

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.

И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».

В идеале человек, живущий в современном обществе должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности.

Воспитание – это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика. Каждый класс – потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс – реальный коллектив (Н.А. Селиванова).

Цели моей воспитательной работы:

  1. Раскрытие, развитие и реализация познавательных и творческих способностей, обучающихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.
  2. Воспитание нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Задачи воспитательной работы:

  1. Формирование здорового образа жизни рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха, устойчивого, отрицательного отношения к вредным привычкам.
  2. Формирование экологической культуры и приобщение учащихся к природоохранной деятельности.
  3. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободе человека.
  4. Предупреждение правонарушений среди учащихся, формирование правовой культуры, культуры поведения как норму неукоснительного уважения к обществу в целом и каждому его члену в отдельности.

Ожидаемый результат:

Высоконравственная, образованная личность, с чувством сопереживания и готовностью помочь другим людям, живущая в гармонии с природой, провозглашающая общечеловеческие ценности, подготовленная к самостоятельной взрослой жизни.

Основные принципы и подходы системы класса-коллектива:

  • принцип природособразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
  • принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную внеурочную деятельность;
  • принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
  • деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
  • личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Предполагаемым результатом данной воспитательной системы является    формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Программа воспитания, реализуемая в четыре этапа

  • 1-й этап (1 класс) – "Познай самого себя – это интересно!";
  • 2-й этап (2 класс) – "Учись дружить – это необходимо!";
  • 3-й этап (3 класс) – "Утверди себя – это возможно!";
  • 4-й этап (4 класс) – "Прояви себя – это реально!".

Этап "Познай самого себя – это интересно!" (1 КЛАСС)

Цели этапа "Познай себя – это интересно!":

  • создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
  • определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
  • сформировать деловые отношения в общей деятельности.

Задачи этапа:

  • удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:
  • о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
  • о требованиях и педагогической позиции учителя;
  • изучение личностных особенностей, обучающихся и их родителей.

Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!":

  • имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
  • созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
  • дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
  • в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
  • выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).

Этап "Учись дружить – это необходимо!" (2 КЛАСС)

Цель этапа "Учись дружить – это необходимо!" – обеспечить организационное единство класса.

Задачи этапа:

  • сплочение детского коллектива;
  • организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
  • вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
  • организация работы актива класса.

Критерии успешного завершения этапа "Учись дружить – это необходимо!":

  • созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
  • учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
  • функционирует актив класса;
  • созданы сменные творческие микрогруппы.

Этап "Утверди себя – это возможно!" (3 КЛАСС)

Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи этапа:

  • изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
  • обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
  • обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это возможно!":

  • учащиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
  • полноценно функционирует актив класса;
  • дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.

Этап "Прояви себя – это реально!" (4 КЛАСС)

Цель этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.

Задачи этапа:

  • обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
  • создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
  • поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.

Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":

  • обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
  • повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.

Заключение: Оценивая эффективность воспитательной системы можно констатировать следующее:

  • У детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищенно и комфортно
  • Более заметными стали успехи учащихся в городских олимпиадах, смотрах и конкурсах
  • Большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в классном и школьном коллективах

Данная система помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Все это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направление I. «Здоровье» (спортивно-оздоровительное)

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы:

  1. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  2. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Направление II. «Интеллект» (интеллектуально-познавательное)

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

  1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
  2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
  3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
  4. Сохранить любопытство и интерес к познавательной деятельности.

Направление III. «Досуг» (Художественно-эстетическое)

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи работы:

  1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
  2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
  3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
  4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Направление IV. «Гражданско-патриотическое» (правовое)

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи работы:

  1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
  2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
  3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Направление V. «Общение» (социально-психологическое)

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи работы:

  1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
  2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
  3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
  4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Направление VI. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи работы:

  1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
  3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
  4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Направление VII. «Экология» (экологическое воспитание)

Цель: Привитие любви к природе.

Задачи работы:

  1. Формировать заботливое отношение к природе во всех ее проявлениях: к человеку, к растениям, к животным, к земле и воде, к родному краю, к миру вокруг.
  2. Прививать любовь к природе.
  3. Формировать активную позицию защитника окружающей среды.
  4. Развивать эмоционально-чувственное восприятие детей.
  5.  Изучать природу родного края, ее красоту и особенности.

Направление VIII. «Духовно-нравственное воспитание»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи работы:

  1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
  2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

По этому направлению мной разработана Рабочая программа внеурочной деятельности, рассчитанная на 4 года.

Одна из важнейших задач воспитательной работы – создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Ведь именно в начальных классах классные руководители сталкиваются с так называемыми кризисами возраста и развития. В психологии, начиная с Л. С. Выготского, кризисы возраста рассматриваются как внутренне необходимые этапы развития, как определённые качественные скачки, в результате которых психика ребёнка поднимается на новый уровень. Отсюда ясно что я, как классный руководитель, призвана не только создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, но и постоянно изучать детей, фиксировать их психические новообразования. Одинаковый подход к детям 6,5лет или 9 лет совершенно неуместен. Я предусматриваю новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяю содержание и формы работы с детьми. Для выявления межличностных и межгрупповых отношений я провожу диагностику Дж. Моренко (“Социометрия”), провожу методику “Цветик-семицветик”, методику “Письмо” и другие. Обычно на начальном периоде результатом данных диагностик и наблюдений является следующее:

  • класс не дружен и разбит на микрогруппы;
  • дети по воспитанности и образованности очень разные;
  • выявляются дети, которые выпадают из общего круга общения.

Поэтому, мне как классному руководителю следует ориентировать детей на овладение способами общения с людьми, на создание благоприятной обстановки в коллективе. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создаётся под влиянием двух факторов. Первый – это социально-психологическая атмосфера общества в целом, т.к. я работаю с детьми относительно раннего возраста, которые полностью зависят от родителей. Второй – это коллектив класса. Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемыми моральными нормами и интересами. Поэтому обязательным условием развития личности ребёнка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Диагностика психологической атмосферы в классном коллективе проводилась с использованием оценки (по В.Г. Максимову). Критерии оценки: дружелюбие - враждебность, согласие – несогласие, теплота – холодность, сотрудничество – отсутствие сотрудничества, взаимная поддержка – отсутствие взаимной поддержки. Из графиков видна положительная динамика психологической атмосферы в классе. Средние результаты по классу показали, что психологическая атмосфера в классном коллективе улучшилась, она доброжелательная и уважительная.

Социометрия проводилась с 1 класса. Сравнив социометрические данные за 3 года, можно сделать следующие выводы, что во взаимоотношениях между одноклассниками произошли положительные изменения: если в 1 классе «социометрической звездой» была одна ученица и сплочённость класса составляла 49%, то во 2 и 3 классах ситуация поменялась, лидерами стали две девочки и мальчик и сплочённость коллектива составила 73%. «Предпочитаемых» в 1 классе было 14 человек, а во 2 и 3 классе стало 17 человек. «Отверженных» было в 1 классе два человека, во 2 и 3 классе их не стало.

Из беседы с родителями на консультации я выяснила, что во взаимоотношениях детей с близкими людьми произошли изменения. Вот что рассказала мне мама Егора Острецова: «Мой сын в последнее время стал чутким и внимательным. Особенно это проявляется во взаимоотношениях с сестрой. Приходя из школы, он помогает ей, а не спешит к друзьям на улицу, как раньше.».

Из рассказа матери Кати Усатой: «Свою дочь я в последнее время не узнаю. Она стала совсем другой. Меня радует, что она видит, когда мне нужна помощь и выполняет поручения по дому. А самое главное она перестала пререкаться со мной. Хотя недавно была непослушной и грубой».

 Я сделала вывод, что не только в коллективе класса произошли изменения в лучшую сторону, но и во взаимоотношениях с близкими. Дети научились понимать эмоциональное состояние близких, учатся чутко относиться друг к другу, сопереживать.

Выводы:

  • Отношения между детьми и общий психологический климат в классе изменились в лучшую сторону;
  • Дети стали больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками;
  • Научились понимать своё эмоциональное состояние и состояние другого человека: одноклассника, родителя, учителя;
  • Научились строить бесконфликтные отношения друг с другом;
  •  Научились ценить индивидуальность каждого из одноклассников, видеть достоинства каждого, сопереживать ближнему.
  • Стали лучше осознавать и выражать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов;

Отсутствие правонарушений

    За период работы в школе на должности классного руководителя мои воспитанники не совершали правонарушений и не состояли на учете в ИДН.  Это результат профилактической работы: индивидуальные беседы, лекции, классные часы-информации, дискуссии, встречи с работниками правоохранительных органов, которые направлены на предупреждение правонарушений.

       Запланированные мероприятия плана воспитательной работы распределены по следующим направлениям: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, социально-психологическое, экологическое. Данные мероприятия способствуют решению следующих педагогических задач:

  • формирование положительной мотивации к познавательной   деятельности;
  • укрепление сформированных в классе отношений товарищества и взаимовыручки на основе толерантности, интереса друг к другу, делам и проблемам класса, школы
  • привитие навыков грамотного общения друг с другом, поддерживая и развивая такие качества как доброта, отзывчивость, умение сопереживать, уважение и терпимость к окружающим людям;
  • воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки, умения соотносить их с делами коллектива;
  • развитие самоуправления и самообслуживания;
  • воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма.

Развитие самоуправления в детском коллективе

Классное самоуправление

Мэр класса

Совет учащихся класса

Совместные мероприятия учащихся и родителей

Собрание класса

Ответственные за творческие поручения

В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. Младшие школьники очень любят и хотят выполнять разные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. С первого класса указывая на необходимость поддержания порядка, назначаются дежурные по классу. Для выполнения различных обязанностей из состава учащихся могут быть выделены: санитары (самые аккуратные), библиотекари (самые читающие, любознательные), хозяйственники (самые ответственные, трудолюбивые), цветоводы, ответственные за учёбу.

Главной задачей самоуправления я считаю привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса и школы, поэтому за основу беру Совет учащихся класса. Для решения многих значимых вопросов проводятся классные часы. В начале учебного года на общем собрании в классе избирается глава самоуправления – мэр класса и ответственные за творческие поручения.

В нашем классе учащиеся работают в творческих группах. Каждая творческая группа выполняет в течение недели индивидуальное задание. На следующей неделе задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях, научиться быть лидером, видеть перспективы своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки.

По словам Д.В. Григорьева «В режиме самоуправления, учащиеся совместно, свободно и ответственно определяют цель, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации».

Каждый учащийся – это сложная, своеобразная и интересная личность. Считаю, что не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами те учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором. Такая форма самоуправления имеет ряд достоинств:

  • вовлечение в работу всех учащихся класса
  • развитие таких качеств как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникативность, стремление оказывать помощь
  • появление возможности реализации творческого потенциала ребят

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Важнейшим условием моей деятельности – применение в своей практике здоровьесберегающих технологий.

При проведении уроков стараюсь чередовать разные виды деятельности, начиная с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Преподнесённая информация вызывает у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость, учебный материал, увязывая, опираясь на прошлый их опыт.

При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.

Критерии здоровьесберегающего урока:

  • Двигательная активность.
  • Сенсорно-разнообразная среда.
  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Работоспособность.
  • Дифференциация.
  • Эмоциональный фон.

Каждое утро в классе начинается с гимнастики, которую проводят сами же дети под ритмичную музыку.

Каждый ребенок по имеющейся у него памятке в течение 1-2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:

  • Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
  • Упражнения для улучшения осанки.
  • Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).
  • Некоторые приемы самомассажа (точечный массаж).
  • Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
  • Упражнения для мышц рук.
  • Бумажные офтальмотренажеры.

Особое значение имеет контроль над состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных объектов. Что же получается на практике? Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью на близком от глаз расстоянии. Такие нагрузки становятся для многих детей непосильными. Возникает близорукость, то есть глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль.

Выход из создавшейся ситуации вижу в расширении зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока. Достичь этого можно при помощи некоторых приемов. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала, так называемый режим «зрительных горизонтов».

Учащиеся моего класса оформляют стенды «Уголок здоровья», участвуют в различных соревнованиях и занимают призовые места, ходят в походы, совершают экскурсии. В школе дети пьют фиточай. Провожу уроки – презентации с использованием мультимедийных проектов: «Зубы и уход за зубами»; «Строение тела человека и главное правило сохранения здоровья». В результате применения здоровьесберегающих технологий снизился пропуск уроков по болезни, расширился кругозор знаний о сбережении здоровья и о факторах на него влияющих и способах его укрепления.

Аналитический отчет

Система и критерии деятельности классного руководителя

Направления деятельности классного руководителя

Направления деятельности классного руководителя

Индивидуальная работа с учащимися

Работа с родительским коллективом

Социальное партнёрство

Взаимодействие с педагогическими работниками

Работа с ученическим коллективом

I. Индивидуальная работа с учащимися

  • Составление расширенного социального паспорта
  • Анкетирование по социальному паспорту родителей, детей для выявления их увлечений, интересов, желаний
  • Выявление способностей и талантов детей
  • Педагогическое наблюдение на уроках, внеклассных мероприятиях, при посещении внешкольных учреждений
  • Отслеживание неуспеваемости в учёбе, индивидуальные беседы ---Проверка дневников с целью выставления оценок, и записей не только определённых негативных замечаний, а также всего положительного, что достиг ученик за неделю
  • Индивидуальные организационные поручения
  • Посещение детей на дому
  • Индивидуальные беседы с детьми

II. Работа с родителями

  • Изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке
  • Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные, праздничные
  • Участие родителей в совместных спортивных соревнованиях, праздниках
  • Организация родителями спортивных, конкурсных программ
  • Организация родителями экскурсий
  • Посещение общешкольных мероприятий: концертов, лекториев, семинаров
  • Участие родителей в предметных неделях
  • Посещения Дня открытых дверей в школе
  • Индивидуальные родительские консультации
  • Индивидуальные консультации родителей и ребёнка «Понять друг друга» Работа с выборным родительским комитетом
  • Привлечение родителей к сотрудничеству по организации воспитательной работы в классе;
  • Помощь родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт в воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошие отношения детей и их родителей к школе, желание ребенка учиться, быть активным участником школьных дел.

Активные формы сотрудничества с родителями:

Форма сотрудничества

Тема

Консультации:

-индивидуальные;

-групповые.

1. Режим школьника.

2. Правила для учащихся.

3. Выполнение домашних заданий.

4. Санитарно-гигиенические нормы.

5. Возрастные особенности младших школьников.

Классные часы.

1. Воспитание доброты и отзывчивости.

2. Моя семья.

3. Откуда мы родом.

4. День матери.

5. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Школьные фестивали и конкурсы:

-музыкальные;

-спортивные;

-патриотические;

-научные;

Творческие вечера;

Оказание помощи в оформлении портфолио учащихся;

Оказание помощи в проектно – исследовательской деятельности учащихся;

«Волшебная сила музыки»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

«Веселые старты»

«75-летие Победы»,

«Снятие Блокады Ленинграда»

Недели: русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения.

«Алло, мы ищем таланты!»

«День рожденья только раз в году», «КВН»

«Знатоки этикета»

  • «Путешествие по городам Югры»
  • «Моя родословная»
  • «75-летию Победы посвящается: Письмо солдату».
  • «Великие люди России»

III. Социальное партнёрство

  • Посещение культурно – досугового центра «Метро» (тематические праздники)
  • Посещение культурно – досугового центра «Янтарь» (тематические классные часы, просмотр мультфильмов и сказок)
  • Посещение детской и городской библиотеки
  • Посещение ледового дворца «Айсберг» (катание на коньках)
  • Посещение краеведческого музея (тематические выставки)
  • Ежедневное посещение Дворца спорта для занятий спортивной гимнастикой и еженедельное посещение сауны и бассейна
  • Посещение городской лыжной базы (катание на коньках)
  • Посещение детских аттракционов – 1 сентября
  • Экскурсионные прогулки по городу совместно с родителями

IV. Взаимодействие с педагогическими работниками

  • Индивидуальные беседы с учителями об особенностях взаимодействия с каждым учеником
  • Участие учителей предметников в классных родительских собраниях Мониторинг учебной деятельности по предметам
  • Взаимодействие с библиотекарем: проведение «библиотечных уроков»
  •  Взаимодействие с логопедом: обследование и выявление детей для индивидуальных занятий
  • Взаимодействие с психологом школы: групповая и индивидуальная работа с учащимися
  • Взаимодействие с социальным педагогом по оказании помощи семьям, оказавшим в затруднительном положении

V. Работа с ученическим коллективом, организация воспитательной работы с обучающимися

Проектная деятельность

 «Когда детям представляется возможность поделиться своими знаниями с товарищами и учителем, это окрыляет их, обогащает уроки и создаёт атмосферу коллективной работы» Л. В. Занков.

«Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…» Очень часто я слышу такие слова от своих учеников на уроках.Для меня такие ситуации значимы, так как для ребёнка этого возраста важно не погасить в нём стремление и желание совершить своё открытие, не оттолкнуть равнодушие, не погасить любознательность.  Стремление ребёнка к получению новых знаний создаёт благоприятные условия для начала исследовательской деятельности в начальной школе.        В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

        Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

        Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

  • Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
  • Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  • Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  • Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

В нашей школе проводятся конкурсы проектов младших школьников. Так в преддверии дня рождения Югры ребята 3«А» класса создавали проект «Путешествие по городам Югры». Учащиеся подбирали материал и создавали презентации о городах Югры. Защита проводилась в творческих группах. Роль учителя сводилась к контролю и помощи в решении необходимых вопросов. Готовый проект ребята защищали перед школьной комиссией. Работе было присвоено 1 место.

Согласно плану воспитательной работы, при подготовке к классному часу «Тепло родного очага», был составлен проект «Моя родословная», который был представлен и по достоинству оценен составом жюри.

Использование метода проектов в воспитательной работе позволяет развивать у учащихся:

  • творческие способности;
  • логическое мышление;
  • стремление самому открывать новые знания и умения проявлять их в современной действительности.