Программа "Мой профессиональный выбор"

Программа поможет обучающимся найти свой образа «Я», принять решение в выборе своей професии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moy_professionalnyy_vybor.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Мой профессиональный выбор»

Цель: нахождение своего образа «Я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии и продвижение в процессе принятия решения о выборе профессии.

Задачи:

  1. Формирование у молодежи готовности к осознанному выбору профессии, отвечающего требованиям рынка труда и своим возможностям;
  2. Формирование у подростков мотивов и ценностных установок при выборе профессии;
  3. Диагностика профессиональных интересов и склонностей;
  4. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Цель

Упражнения

1

Знакомимся с миром профессий

Знакомство участников группы, введение в  проблему профессионального самоопределения

1. Знакомство

2. Самопрезентация

3. Психологическая суть профессионального самоопределения

4.Техника «Составление информационной карты»

5.Техника «Невербальное общение»

6. Рефлексия

2

Мне нравится профессия …

Диагностика типа личности. Изучение профессиональных способностей и склонностей

1. Приветствие

2. Тест Д.Голланда по определению типа личности

3. Дифференциально-диагностический опросник

4. Рефлексия

3

Межличностное взаимодействие

Актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии для учета этих особенностей в совершенствовании профессионального выбора

1. Приветствие.

2. Здравствуй

3. Совместное рисование «Общий дом»

4. Рефлексия

4

Эмоциональное отношение к выбору профессии

Осознание собственного эмоционального отношения к выбору профессии и его влияние на выбор профессии. Осознание смысла профессиональной деятельности

1. Приветствие

2. Проективный рисунок «Мои эмоции и чувства…»

3. «Шестое чувство»

4. Игра «Руанский монастырь»

5. Рефлексия

5

Мои жизненные ценности и профессия

Познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии

1. Приветствие

2. «Отдел кадров»

3. Ранжирование «Мои ценности»

4. «Мои цели»

5. Рефлексия

6

Мир новых профессий

Ознакомление участников группы с миром новых профессий. Осознание профессионально важных качеств.

1. Приветствие

2. «Профессиограммы»

3. Обсуждение

4. Игра «Профсоюз»

5. Рефлексия

7

Планы на будущее

Освоить навыки по планированию своего профессионального пути.

1. Приветствие

2. Проективный рисунок «Я через 10 лет»

3. Проективный рисунок «Мой товарищи через 10 лет»

4. Обсуждение

5. Рефлексия

8

Профессиональная зрелость

Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии

1. Здравствуйте

2. Проективный рисунок «Дорога в жизнь»

3. Проективный рисунок «Эмоциональное отношение к выбору профессии»

4. Рефлексия


Описание тренинговых занятий

Занятие 1. «Знакомимся с миром профессий»

Упражнение № 1. «Знакомство»

        Знакомство участников тренинга с целями работы. Ведущий сообщает о целях и задачах, циклах встреч. Участники представляются по имени и говорят о своих ожиданиях от работы.

Упражнение №  2. «Самопрезентация»

Цель: познакомить участников группы друг с другом.

        Участники группы по очереди в течение 2-3 минут сообщают о себе: свои личностные качества, установки, предпочтения, желания, мечты и всё, что хотели бы рассказать о себе незнакомому человеку. После того, как выслушаем рассказ, можно задавать вопросы.

  1. Расскажите о своих сильных и слабых сторонах.
  2. Что вы можете рассказать о своих увлечениях и интересах?
  3. Сколько вам лет, где вы учитесь?
  4. Почему вы пришли на эти занятия, что вы надеетесь здесь получить или узнать?
  5. Расскажите о своих мыслях, связанных с выбором профессии.

Упражнение № 3. «Психологическая суть профессионального самоопределения»

        Цель: повышение ответственности в профессиональном самоопределении.

        Слово ведущего: «Основная цель наших встреч - понять свои особенности, необходимые при выборе профессии. Поэтому мы поговорим о том, что такое выбор профессии с психологической точки зрения. Начнем с понятия «профессиональный путь». Существует мнение, что выбирая профессию, человек выбирает себе и жизненный путь. Например, когда мы говорим: «Он работает геологом (или полярником), то мысленно выстраиваем образ жизни такого человека» и т. д.

        Речь идет не только о выборе профессии, но и о прогнозировании того, что ждет нас дальше. Если анализировать жизни людей, то они похожи друг на друга: рождение, создаем семью, имеем друзей, работаем, уходим на пенсию и т.д. Т.о, жизнь каждого из нас складывается из стандартных событий и индивидуальных.

         Чтобы осуществить правильный выбор профессии, необходимо владеть информацией: знать о мире профессий, их особенностях и т.д.

Первый кирпичик структуры профессионального выбора – наличие информации.

        Каждый человек должен знать свои сильные и слабые стороны, понимать, что он сам хозяин своей судьбы. Узнавая себя, человек может формировать себя в соответствии со своими намерениями. Автономность – второй кирпичик структуры профессионального выбора. Третий кирпичик – умение принимать решение, брать на себя ответственность, т.к. выбор профессии – это решение, которое принимает человек. Четвертый кирпичик – умение планировать, принимая решение, мы анализируем прошлое, но при этом мы обязательно заглядываем в будущее, т.е. планируем. Пятый кирпичик – эмоциональное отношение к выбору.

        Выбор профессии – это непростое дело. Сделать обоснованный, правильный выбор – это значит выбрать работу, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость (хочу); во-вторых, может быть доступной и посильной в будущем (могу); в-третьих, нужна людям, обществу (надо). Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: «ХОЧУ, МОГУ, НАДО».

Упражнение № 4. «Составление информационной карты»

        Цель: закрепление полученного знания; повышение активности участников группы в поиске необходимой информации.

        Инструкция: «Мы говорили с вами о тех знаниях и качествах, которые необходимы при выборе профессии. Сейчас мы перейдем к конкретному анализу. Начнем с первого кирпичика – информированности. Возьмите ручки и тетради и заполните таблицу как можно подробнее. Сейчас вы напишите все ваши интересы независимо от того, реальные они или нет. Вы определяете максимально широкое поле ваших интересов. На работу отводится 25 минут. Если будут возникать вопросы - задавайте их сразу».

Информационная карта оценки мира профессий

Что мне интересно знать или делать?

В какой профессии я смогу этого достичь?

Что мне нужно для получения этой профессии?

Упражнение № 5. «Невербальное общение»

        Цель: дать общее представление о роли невербального общения.

Инструкция: «Выбираем ведущего. Мы завяжем ему глаза. Его задача - придумать, по какому признаку можно разделить людей на 2 группы, не разговаривая с ними. После того как он придумал основание для классификации, он вытянет руки вперед, ладонями вверх. Задача всех остальных – по очереди подойти к ведущему и положить ему на ладони свои. Делать все это надо в полной тишине, чтобы ведущий не понял, кто именно перед ним».

        Ведущий разделяет людей на 2 группы – налево и направо. Ощупывать ладони или делать какие-то еще движения при этом нельзя.

        В качестве ведущих должны побывать 3-4 человека.

        Обсуждение:

  1. Основания классификации и что за психологический смысл несут выдвигаемые классификации. Например: «Руки дрожат – не дрожат» - боязнь оценочных ситуаций; «руки кладут уверенно - неуверенно» - особенности характера, которые за этим кроются.
  2. Каждый ли из присутствующих был согласен с тем, что его определили в данную группу?
  3. Согласны ли были все, что данный человек попал именно в эту группу?

Рефлексия: Ведущий анализирует выполненные упражнения, задаёт участникам следующие вопросы:

- с каким настроением уходите с сегодняшнего занятия?

- было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?

Занятие 2. «Мне нравится профессия …»

Диагностика

Цель: диагностика типа личности. Изучение профессиональных способностей и склонностей.

        В первоначальном исследовании способностей и склонностей, профессиональных интересов ведущий предлагает провести опросник ДДО (Дифференциально – диагностический опросник «Я предпочту»). В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессии на 5 типов по признаку предмета и объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

Типы профессий

«человек - техника»

        Точность, определенность действий работника. Высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты.

«человек - человек»

        Умение устанавливать и поддерживать контакты между людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношения; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми, терпение.

«человек - природа»

         Любовь к природе, но не созерцательная, а деятельная, связанная с познаниями законов природы и применением их. Быть готовым к непредвиденным событиям. Способность держать в уме множество сведений. Дальновидность. Инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Творческое мышление.

«человек - знаковая  система»

        Уметь абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками. Представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Развитое абстрактное мышление и воссоздающее воображение. Сосредоточенность; устойчивость внимания; усидчивость.

«человек - художественный образ»

        Наличие способностей к искусствам, творческое воображение, образное мышление. Трудолюбие. Реалистический уровень притязаний на общественное признание. Целеустремленность.

        Для оценки профессионального личностного типа используется методика Джона Голланда, разработавший методику для определения социальной направленности личности. Он выделил 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический.

Рефлексия: Ведущий анализирует выполненную работу, задаёт участникам следующие вопросы:

- с каким настроением уходите с сегодняшнего занятия?

- с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии?


Занятие 3. «Межличностное взаимодействие»

Упражнение № 1. «Приветствие»

        Участники тренинга сообщают о своих ожиданиях от работы в группе. Обсуждение предыдущей встречи. Ведущий сообщает об основных целях встречи.

Упражнение № 2. «Здравствуй»

        Все участники встают в 2 круга – внешний и внутренний – лицом друг к другу. Ведущий: «Сейчас мы будем здороваться попарно. Каждый раз в новой паре это нужно сделать каким-либо новым способом. Начали: поздоровайтесь с приятным для вас человеком; с человеком, которого вы уважаете; с бывшим одноклассником, встретившись через год окончания школы и др.»

Упражнение №  3. Совместное рисование «Общий дом»

        Цель: актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора.

        Инструкция: «Сейчас  мы с вами будем рисовать наш общий дом. Такой, в котором мы хотели бы жить. Рисунков будет два. На первом – вид дома с наружи, на втором – его внутреннее устройство. Рисовать будем все одновременно, без разговоров. Каждый имеет право не только начинать рисунок сам, но и дорисовывать все, что ему захочется. На рисунках должны быть изображены предметы, детали обстановки без людей.

        После того как рисунки готовы, инструкция: «Каждый из вас теперь может изобразить себя в том месте, которое ему больше нравится. Изображать себя можно как на первом, так и на втором рисунке, можно на обоих сразу». Обсуждение:

  1. Кто и как именно проявлял активность при проектировании дома?
  2. Кто рисовал детали?
  3. Кто предлагал идеи?
  4. Кто участвовал в создании центральной части дома?
  5. Кто начинал новое, а кто лишь украшал и поправлял уже созданное?
  6. Кто изобразил себя вне дома, кто на одном из верхних этажей, кто на крыше или в подвале?
  7. Что нового ты узнал о себе?
  8. Что было для тебя неожиданным в узнавании себя?
  9. Что нового ты узнал о других участниках?

Рефлексия: Ведущий анализирует выполненные упражнения, задаёт участникам следующие вопросы:

- с каким настроением уходите с сегодняшнего занятия?

- что нового узнали сегодня и что больше всего понравилось?

Занятие 4. «Эмоциональное отношение к выбору профессии»

Упражнение № 1. «Приветствие»

         Участники тренинга сообщают о своих ожиданиях от работы в группе. Обсуждение предыдущей встречи. Ведущий сообщает об основных целях встречи. «На предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор профессии  требует прежде всего знаний о себе, о мире профессий. При оценке любой профессии и любого своего действия мы говорим «нравится-не нравится», «хочется - не хочется», «хорошо - плохо» и т.д. Часто бывает и так, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем. Поэтому осознавать свои эмоции, причины, по которым они возникли, очень важно.

Упражнение № 2. Проективный рисунок «Мои эмоции и чувства…»

Цель: осознание собственного эмоционального отношения к выбору и его влияние на выбор.

        Инструкция: нарисуйте каждый рисунок на тему «Эмоции (мысли), которые возникают у меня, когда я думаю о своем выборе профессии».

Обсуждение происходит следующим образом: по кругу пускается один рисунок. Каждый из членов группы должен сказать, что он видит на рисунке и каково его впечатление.

Упражнение № 3. «Шестое чувство»

Цель: оценка способности образа мышления группы людей, понимание других необходимых в профессии типа «человек - человек».

        Ведущий выбирает из приводимого ниже списка от 5 до 10 «обращений». Он зачитывает их одно за другим через достаточные промежутки времени. Задача игроков: выбрать ответ, который наиболее вероятно даст большинство присутствующих. При этом участники не имеют права обмениваться мнениями, должна быть тишина.

  1. Орел или решка?
  2. Назовите один из месяцев года?
  3. Выбрать число: 7, 13, 99, 100, 258, 555.
  4. Выбрать слово: легкие, сердце, печень, почки.
  5. Выбрать фигуру: квадрат, треугольник, круг, зигзаг.
  6. Назовите музыкальный инструмент.
  7.  Напишите букву.
  8. Напишите слово.
  9. Поставьте несколько точек.
  10.  Что цените в людях.
  11.  Назовите черту характера.
  12.  Напишите время.

        Обсуждение. За каждое совпадение участники ставят себе по 1 баллу. Те кто набрал наибольшую сумму баллов можно сказать, что они обладают способностью устанавливать контакт с внешним социальным окружением и проявляют повышенный интерес. Те, кто набрал наименьшую сумму баллов, непрактичны, мало обращают внимание на свое социальное окружение, озабоченны собственными проблемами.

Упражнение № 4. «Руанский собор»

        Цель: осознание смысла в профессиональной деятельности.

Притча: В славном городе Руане на стройке работали 3 каменщика. Им задали 1 и тот же вопрос: что ты делаешь?

  1. Один ответил: Я кладу кирпичи.
  2. Второй – Я зарабатываю себе на хлеб
  3. Третий – Я строю Руанкий собор.

В ходе обсуждения определяется, что ответы каменщиков демонстрируют 3 позиции:

  1. Выполнять отдельные операции, не задумываясь, зачем это нужно;
  2. Задумываться не о содержании работы, а лишь о материальном вознаграждении;
  3. Видеть общую цель деятельности, свой вклад в её достижение.

Как бы ответили на этот вопрос с тех же позиций представители профессий: врач, модельер, архитектор, повар.

Рефлексия: Ведущий анализирует выполненные упражнения, задаёт участникам следующие вопросы:

- с каким настроением уходите с сегодняшнего занятия?

- что нового узнали сегодня и что больше всего понравилось?

Занятие 5. «Мои жизненные ценности и профессия»

Упражнение № 1. «Приветствие»

Все участники сообщают о своих целях и ожиданиях от этого дня.

Упражнение № 2. «Отдел кадров»

Цель: познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.

Из участников группы формируются 2-3 пары, остальные –  в роли наблюдателей. Задача парам: один станет начальником отдела кадров, второй – пришедший к нему на прием. Цель второго человека – узнать, какие рабочие места могут ему предложить и насколько эти предложения соответствуют его представлениям о желаемой работе. Он не обязательно остановит свой выбор на предлагаемых ему вакансиях, может поискать и в другом месте. Цель начальника отдела кадров – узнать, что за человек перед ним, подходит ли он по своим качествам данному предприятию или учреждению, а также грамотно и квалифицированно ответить на вопросы, задаваемые претендентом, и рассказать об имеющихся вакансиях.

Время работы каждой пары – не больше 5-7 мин. Перед началом игры каждая пара договаривается, на каком предприятии или учреждении происходит их диалог, и сообщает об этом наблюдателям. Задача наблюдателей: фиксировать все, о чем пойдет разговор, с тем чтобы в ходе последующего обсуждения ответить на вопросы:

1. Насколько разговор соответствует целям, поставленным перед начальником и претендентом?

2. Как полно в нем отражены критерии, по которым выбирают профессию и место работы?

3. Вели ли себя участники в соответствии со своими ролями и в чем проявилось их поведение?

После небольшого перерыва начинается обсуждение. В начале его ведущие просят каждого из участников, по кругу, ответить на два вопроса: «Какой темы не коснулись диалоги?» и «О чем главном спросил бы я, устраиваясь на работу?» Ответы участников на второй вопрос дадут толчок обсуждению темы «Ценности, реализуемые в профессии». Предусмотреть направления обсуждения этой темы заранее очень сложно. Среди них могут встретиться, например, такие:

а) Возможен ли компромисс между своими ценностями и требованиями социальной среды (или материальными требованиями) при выборе профессии.

б) Каковы приоритеты одних ценностей над другими или своих ценностей над ценностями других. В этом случае необходимо повернуть дискуссию к теме отсутствия приоритетов, свободе человека устраивать свою жизнь в соответствии со своими ценностями.

в) Способы определения своих ценностей и выбор жизненной дороги в соответствии с ними.

г) Стабильность и изменчивость структуры ценностей.

Возможны и другие темы. Наш опыт показывает, что в любом обсуждении затрагивается вопрос о «плохих» и «хороших» (с социально одобряемой позиции) ценностях. Поэтому ведущие должны быть готовы к ее обсуждению. В ходе обсуждения можно рассказать членам группы об одной из психологических классификаций ценностей.

Классификация Спрангера (6 типов ценностей, или жизненных путей):

1. Теоретические. Основной интерес «теоретического» человека — поиск истины, «когнитивная» направленность. Интересы у такого человека, как правило, эмпирические, критические и рациональные. Главная цель жизни — получать и систематизировать знания.

2. Экономические. «Экономический» человек интересуется тем, что пригодно к использованию. Цели его очень практические. Реализуются, как правило, в мире бизнеса.

3. Эстетические. Главная ценность «эстетического» человека — форма и гармония. Их опыт и восприятие жизни идет от грации и симметрии Они не нуждаются в создании искусства. Их главный интерес — в наблюдении артистических эпизодов жизни. Эстетические ценности кажутся диаметрально противоположными теоретическим. «Эстетический» человек рассматривает истину в терминах прекрасного: «Сделать вещь с шармом гораздо важнее, чем сделать ее правильной». В сфере экономики для «эстетического» человека ценен процесс (изготовление, продажа), а не результат. Они любят обаяние власти, но против политической активности, если она подавляет индивидуальность.

4. Социальные. Главная ценность для «социального» человека — любовь людей, одного или многих, дружеская, филантропическая, сыновняя, супружеская. По их мнению, теоретическая, экономическая и эстетическая направленность — не человеческая. Они считают, что только любовь является формой власти и видят во власти интеграцию личности. В самой простейшей форме социальный интерес выражается в самоотрицании и приближается к религиозной направленности.

5. Политические. Самый главный интерес «политического» человека — власть. Его активность проявляется не обязательно в сфере политики. Он является лидером в любой области. Власть, с его точки зрения, — наиболее универсальный и фундаментальный мотив поведения,

6. Религиозные. Наивысшая ценность для «религиозного» человека — объединение. Они мистичны, воспринимают космос как целое, как объединяющее начало.

Упражнение № 3. Ранжирование «Мои ценности»

Задача: актуализация собственных ценностей каждого участника группы, закрепление полученных теоретических знаний на практике.

Ведущие просят членов группы записать список ценностей с кратким описанием в тетрадь и выполнить работу со списком.

Инструкция:

1. «Проранжируйте список ценностей по отношению к себе.

Ранжирование проводится следующим образом: первое место присваивается наиболее значимой для вас ценности, второе — второй по значимости, шестое — наименее значимой».

2. «Определите три наиболее важные ценности для каждого из 4-5 человек, сидящих справа от вас (можно для каждого из участников группы). Определение надо проводить, ни с кем не советуясь и не подглядывая».

3. «Напишите, какие из профессий, упомянутых в таблице, составленной на первом занятии, наиболее, соответствуют главным для вас ценностям жизни. Если этих профессий в списке нет, дополните список. На работу отводится 7-8 мин».

Примечание: Ведущие должны напоминать участникам группы о необходимости периодически пересматривать список, дополнять его вновь заинтересовавшими их профессиями и вычеркивать совершенно не интересующие.

Затем проводится обсуждение, при котором участники отвечают на вопросы:

• Что изменилось в твоем мнении о себе и будущей профессии после выполнения задания?

• Чем тебе могут быть полезны знания структуры ценностей? (Далее участники зачитывают ранги для других членов группы и те их записывают.)

• Насколько мнения других членов группы совпали с твоим собственным? (По желанию участников, они дают, пояснения, почему провели ранжирование именно так.) При наличии времени и при желании участников группы им можно дать и другие классификации ценностей.

Классификация ценностей В. Франкла:

1. Ценности творчества. Путь такого человека — дать миру в своих творениях.

2. Ценности переживания. Путь — брать от мира в своих встречах и переживаниях.

3. Ценности отношения. Путем является позиция, занимаемая человеком по отношению к тяжелому положению, в котором он живет, если он не может изменить свою судьбу.

Классификация ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера:

• Ценности максимального использования способностей.

• Ценности достижений.

• Ценности продвижения.

• Эстетические ценности.

• Альтруистические ценности.

• Авторитарные ценности (ценности власти).

• Ценности автономности.

• Ценности креативности (творчества).

• Экономическое вознаграждение.

• Реализация своего стиля жизни.

• Развитие личности.

• Физическая активность.

• Престиж.

• Риск.

• Социальное взаимодействие.

• Социальные отношения.

• Возможности изменчивости.

• Условия работы как ценность.

• Культурная идентификация.

• Физическая доблесть.

• Экономический успех.

        Человек выбирает себе ту работу, на которой он может реализовать присущие ему ценности. Игра «Отдел кадров» дает возможность не только организовать дискуссию по теме «Ценности», но и обсудить поведение человека в определенных ролях. В данном случае – роли начальника и претендента на должность, т. е. человека в зависимом положении. Тема эта не является обязательной для обсуждения на занятии, но если дискуссия по теме «Ценности» закончилась быстро, то стоит остановить на ней внимание. Важно, чтобы участники группы почувствовали, что поведение каждого из них в зависимости от роли меняется. С этой целью они по очереди выполняют небольшое упражнение.

        Инструкция: «Каждый из вас, по кругу, скажет своему соседу две фразы. Фразы произвольные, короткие. Лучше, если они будут состоять из одного предложения. Одну фразу вы скажете, представив себе мысленно, что вы — начальник, а ваш сосед  – ваш подчиненный, другую –наоборот, что вы подчиненный, а сосед – начальник. Отвечать на фразы не обязательно». После выполнения упражнения каждый должен сказать, в какой роли ему легче было говорить. Одно из возможных резюме упражнения – умение достигать своих целей в общении из той позиции, которая более приемлема для человека, более для него естественна.

Упражнение № 4. «Мои цели»

        Объяснение ведущего:  «Ценности — это наиболее общие образования, они не лежат на поверхности и, тем не менее, определяют нашу жизнь. На этом занятии мы выполнили большую и важную работу. Обычно же ценности конкретизируются в целях. Говорить о целях гораздо легче, потому что они больше осознаются человеком. Смысл постановки целей состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах. Цель можно определить как нечто, увязанное во времени и измеримое в смысле состояния. Мы начнем выполнять задание, которое вы продолжите дома».

Задача: определение приоритетных целей каждого участника группы и сопоставление целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии.

Инструкция:

1. «Запишите все, что вы хотите иметь, кем хотите быть, что делать. Пусть вас не волнуют порядок записи, возможность достижения желаемого или его важность. Записывайте все, что приходит в голову. Сделайте список не менее чем из 10-15 пунктов. Мы настоятельно просим составить этот список, ведь в конце концов его можно выбросить. Возможно, полученный список вас удивит или огорчит, но в любом случае это будет повод для анализа самого себя и повод для раздумий». Время выполнения 10 мин, после чего ведущие продолжают давать инструкцию.

2. «Закончив список, включите в него то, что вы уже имеете и хотели бы сохранить. Если вы не хотите избавляться от чего- либо в жизни, то сохранение этого потребует сил и времени (любимые вещи, дом, машина, семья, отношения ...)». Время выполнения 7-8 мин.

Когда список завершен, ведущие просят записать дальнейшую инструкцию для выполнения в качестве домашнего задания.

Домашнее задание

Поработать со списком ценностей.

1. «Возьмите список. Если вы что-нибудь придумали после окончания занятия, то допишите».

2. «Прочтите список. Вычеркните то, что кажется глупым или мелким».

3. «Перечитайте список. Думайте при этом о смысле вашей жизни. Вычеркните то, что ему противоречит. Если вы еще не открыли для себя смысл жизни, переходите к следующему пункту».

4. «Распределите все желания на три категории: А – очень - очень важные, Б – очень важные, В – важные. Если желание 1 не вошло даже в категорию В, то вычеркните его».

5. «Перепишите все «А» – желания на чистый лист бумаги. Если их меньше 10, допишите к ним «Б» – желания. Если и сейчас оказалось меньше 10, то надо либо начинать все снова, либо пересмотреть классификацию».

6. «Из нового списка выберите одну вещь, которую вам хочется больше всего. Напишите ее на новом листе бумаги. Из оставшегося выберите наиболее желаемое и перепишите под 2. Таким же способом доведите список на третьем листе бумаги до 10. Вот то, что вы хотите. На остальных желаниях не стоит сейчас концентрироваться. Посмотрите на вашу десятку. Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Что вы почувствуете, когда все это станет вашим? Можете представить и почувствовать это сейчас». Попросите членов группы выполнять задания именно в указанном порядке, хотя это может показаться делом долгим. Но эффективной проработки целей можно добиться только при тщательном следовании инструкции».

Рефлексия: Ведущий анализирует выполненные упражнения, задаёт участникам следующие вопросы:

- с каким настроением уходите с сегодняшнего занятия?

- что нового узнали сегодня и что больше всего понравилось?

Занятие 6. «Мир новых профессий»

Упражнение «Профсоюз»

Цель: осознание профессионально важных качеств.

Инструкция: «Когда то давно существовало на земле некое царство… Я прошу членов группы представить себя в роли жителей этого царства (раздаются карточки с номерами от 1 до 4 и на одной карточке написано «Царь»). В некоем царстве в некоем государстве жил был Царь. Посмотрите на свои карточки: кто стал царем? Царь подходит к ведущему. Царь был образованный, сам законы сочинял, сам подписывал. Чтил он и трудовой кодекс, самим собою придуманный. По этому трудовому кодексу полагалось всем жителям царства вступать в профсоюзы. Остальные участники делятся на команды согласно номерам карточек. Теперь вы члены профсоюзов:

  1. Поварского
  2. Шутовского
  3. Генеральского
  4. Купеческого.

У членов каждого профсоюза годами формировалось понимание того, каким должен быть самый достойный, самый замечательный, идеальный представитель их профессии.

В течение 2-3 минут каждая группа должна представить царю портрет самого достойного профессионала в поварской, шутовской, генеральской и купеческой областях. Черты лучшего профессионала лучше зафиксировать на бумаге и начинать рассказ о нем надо со словами: самый лучший повар (генерал, купец) должен быть…»

Группа поочередно рассказывает о своем идеале, получая от царя обратную связь Царь выбирает лучшего.

Рефлексия: Ведущий анализирует выполненное упражнение, задаёт участникам следующие вопросы:

- с каким настроением уходите с сегодняшнего занятия?

- что нового узнали сегодня и что больше всего понравилось?


Занятие 7. «Планы на будущее»

Упражнение № 1. «Приветствие»

Участники тренинга сообщают о своих ожиданиях от работы в группе. Обсуждение предыдущей встречи. Ведущий сообщает об основных целях встречи.

Упражнение № 2. Проективный рисунок «Я через 10 лет».

Цель: освоить навыки по планированию своего профессионального пути.

Каждый из участников выполняет рисунок на заданную тему. Затем, без перерыва, выполняется следующее упражнение.

Упражнение №  3. Проективный рисунок «Мой товарищ через 10 лет».

Цель: предоставить членам группы заглянуть в будущее с учетом полученных знаний.

Участники группы рисуют рисунок на заданную тему.

Обсуждение:  сравнивается представления самого человека о своем будущем и представлений о его будущем других людей. Понимая временную перспективу, человек учиться дорожить сегодняшним днем. Понимая связь того, что он делает сегодня, со своими конечными целями, он становится более активным. Кроме того, он осознает, что он сам – хозяин своей судьбы.

Рефлексия: Ведущий анализирует выполненные упражнения, задаёт участникам следующие вопросы:

- с каким настроением уходите с сегодняшнего занятия?

- что нового узнали сегодня и что больше всего понравилось?

Занятие 8. «Профессиональная зрелость»

Упражнение № 1. «Приветствие»

        Участники тренинга сообщают о своих ожиданиях от работы в группе. Обсуждение предыдущей встречи. Ведущий сообщает об основных целях встречи.

Упражнение № 2. Проективный рисунок «Дорога в жизнь»

Цель: обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии.

        На больших листах бумаги рисуется символическая дорога, уходящая к горизонту. Листы подписываются, и все участники группы рисуют на каждом листе пожелания для автора рисунка и свое представление о его жизни. Пожелания могут быть двоякими: чего достичь и чего избежать. Если хозяин листа захочет, рисовавшие могут дать пояснение.

Упражнение № 3. Проективный рисунок «Эмоциональное отношение к выбору профессии»

Цель: определение эффективности группы.

Участники группы рисуют рисунок на заданную тему.

Рефлексия: Ведущий анализирует выполненные упражнения, задаёт участникам следующие вопросы:

- с каким настроением уходите с сегодняшнего занятия?

- что нового для вас открыло сегодняшнее занятие?

- какую профессию вы выбрали, если нет, что мешает вам окончательно определиться в выборе профессии?