Программа предпрофильной подготовки для учащихся 8-х классов«Твой компас на рынке труда»

Программа позволяет актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Программа предпрофильной подготовки

для учащихся 8-х классов

«Твой компас на рынке труда»

                                                                           

Разработал: педагог-психолог

                                                     МБОУ «СОШ № 5»

                                                                          Плеханов В.Ю.

Нефтеюганск, 2012

Пояснительная записка

        Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Задачи:

  1. повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  2. сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  3. обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Примерный перечень формируемых знаний и умений 

Учащиеся должны знать:

  1. значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  2. правила выбора профессии;
  3. понятие об психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  4. значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  1. о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Учащиеся должны уметь:

  1. соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  2. составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  3. использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  4. анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1

Что такое профессиональная ориентация.

1

беседа

2

Понятие о профессии. Характеристики профессии.

1

беседа

3

Многообразие мира профессий

1

презентация, беседа

4

Представление о себе и проблемах выбора профессии

1

беседа

5

Выбор профессии и профессиональные способности

1

беседа, деловая игра

6-7

Рынок труда

2

беседа, встреча с представителями центра занятости населения

г. Нефтеюганска

8

Профессиональное образование

1

беседа

9

Планирование своего профессионального будущего

1

беседа

10

Мои профессиональные ориентиры

1

тренинг

11

Что я знаю о своих возможностях

1

тренинг

12

Значение темперамента в выборе профессии

1

тренинг

13

Мышление и профессия

1

тренинг

14-15

Социальные проблемы труда

2

беседа, деловая игра

16

Социально-психологический портрет современного профессионала

1

беседа, деловая игра.

17

 Профессиональные склонности и интересы

1

беседа, диагностика

18-19

Анализ профессий

2

беседа, игра

20

Здоровье и выбор профессии

1

встреча с представителями здравоохранения

 г. Нефтеюганска

21

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

1

беседа, диагностика

22

Ведущие отношения личности и типы профессий.

1

беседа, диагностика

23

Эмоциональные состояния личности.

1

беседа, диагностика

24

Волевые качества личности  

1

беседа, диагностика

25

Характеристика списка особо опасных профессий. Востребованность на рынке труда России.

1

презентация, беседа,

26

Характеристика списка дефицитных профессий.

1

презентация, беседа,

27

Характеристика списка новых профессий

Востребованность на рынке труда России.

1

презентация, беседа,

28

Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО

1

беседа, деловая игра

29-30

Встреча с представителями учебных заведений

2

встреча с представителями профессионального лицея, нефтегазового колледжа

31-34

Экскурсии

4

взаимодействие с учреждениями, предприятиями, организациями

35

Мои жизненные ориентиры и планы  будущего.

1

тренинг

Итого

35


Содержание программы

  1. Что такое профессиональная ориентация - 1 ч.

                Что такое профессиональная ориентация? Почему профессию нужно тщательно выбирать? Самый надежный способ выбрать профессию. Можно ли лучше узнать себя и как это сделать?

  1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.

                Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?

  1. Многообразие мира профессий - 1 ч.

                Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

  1. Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.

                Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессионально важные качества, склонности и профессиональные способности.

5. Выбор профессии и профессиональные способности – 1 ч.

                Как определить свои профессиональные способности. Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей.

        Оценка умственных способностей и особенностей характера. Как определить свое место на «психологической карте профессий» с учетом своих способностей? Почему так важно знать свои профессиональные способности? Деловая игра «Три специальности».

6-7. Рынок труда - 2ч.

                Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?

  1. Профессиональное образование - 1ч.

                Зачем нужно профессиональное образование? Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Где можно получить профессиональное образование - профессионально- технические училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Документы об образовании. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Что ты должен знать о возможностях получения образования в Ханты- Мансийском автономном округе?

  1. Планирование своего профессионального будущего - 1ч.

                Почему решения все равно придется принимать? Разные способы принятия решения. Самый надежный способ принятия решения. Планируем свое профессиональное будущее самостоятельно.

Какие бывают рабочие места? Айсберг рабочих мест. Где и как искать информацию о рынке труда, вакансиях и обучении? Источники информации - Государственная служба занятости, коммерческие фирмы, собственные объявления о поиске работы, телефонные звонки, друзья, родственники, коллеги. Как правильно их использовать. Как правильно составить резюме.

  1. Мои профессиональные ориентиры – 1ч.

        Приветствие. Упражнение «Отдел кадров». Упражнение «Мои ценности». Упражнение «Мои цели». Рефлексия.

  1. Что я знаю о своих возможностях – 1ч.

        Приветствие. Понятие профпригодности. Анкета профессиональных предпочтений. Упражнение «Кто я?». Упражнение «Геометрические фигуры». Рефлексия

  1. Значение темперамента в выборе профессии – 1ч.

        Приветствие. Тест Айзенка. Упражнение «Карикатуры». Упражнение «Черты темперамента». Рефлексия.

  1. Мышление и профессия – 1ч.

        Приветствие. Определение типа мышления. Упражнение «Тип мышления и профессия». Тест интеллектуального потенциала». Рефлексия.

14-15. Социальные проблемы труда - 2ч.

        Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.

  1.  Социально-психологический портрет современного профессионала – 1ч.

        Предприимчивость, интеллектуальность, ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Деловая игра «Мэрия».

  1.  Профессиональные склонности и интересы – 1ч.

        Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы и профессиональные намерения. Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).


  1. Анализ профессий – 2ч.

        Предмет, средства и цели труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Игра «Угадай профессию. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника»,  «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

  1. Здоровье и выбор профессии – 1ч.

        Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.

  1. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

        Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Теппинг-тест, проба Ланчиса.

  1. Ведущие отношения личности и типы профессий. – 1ч.

        Отношение к деятельности (удовлетворённость трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».

  1. Эмоциональные состояния личности – 1ч.

        Эмоции и чувства, их функция в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Опросник «Личностная шкала проявления тревоги», методика «Незаконченные предложения».

  1. Волевые качества личности – 1ч.

        Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Опросник «Какая у меня воля?».

25. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.

        Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.

26. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.

        Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

27. Характеристика списка новых профессий - 1ч.

        Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.

28. Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО - 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

  1. Встреча с представителями учебных заведений - 2 ч.

                Встреча с представителями «Нефтеюганского профессионального лицея» и «Нефтеюганского нефтегазового индустриального колледжа».

31-34. Экскурсии.

        Городская центральная библиотека, центральная городская больница, пожарная часть, телерадиокомпания, нефтяная компания в рамках профориентации.

35. Мои жизненные ориентиры и планы будущего - 1ч.

        Приветствие. Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Я выпускник 9-х классов». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия. Прощание.

 

Литература для учителя

  1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда, Санкт-Петербург., 2000.        
  2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. - М., 1999.
  3. Воробьев A.M. Тренинг интеллекта. - М., 1989.
  4. Дидактические        материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и А.Я. Журкиной. - М., 1998.
  5. Климов         Е.А. Как выбирать профессию? - М., 1990.
  6. Климов         Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону,1996.
  7. Коломинский        Я.Л. Беседы о тайнах психики. - Минск, 1990.
  8. Кабаков        B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. - Л., 1990.
  9. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения // Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2002.

10. Профессиональные пробы школьников // Под ред. С.Н. Чистяковой, М. Просвещение. - М., 2000.