Тренинговое занятие: «Адаптация ребенка в приёмной семье»
Цель: помощь в снижении уровня тревоги ребенка при адаптации в семье.
Ход занятия:
- Введение в тренинг
Психолог знакомит родителей с целью работы. Раскрывает условия, вводит правила группового взаимодействия. Рассказывает, в какой форме будет проводиться занятие и какой основной теме оно будет посвящено.
- Знакомство
Для снятия напряжения и разогрева с родителями проводится игра-перекличка. Для ее организации используются сведения о детях, представленные в анкете, заполненной родителями при поступлении детей к психологу. Например, ведущий спрашивает у родителей:
- Есть ли мама мальчика, у которого есть собака? Он очень любит рисовать, собирать «Лего»
- Есть ли мама девочки, которая имеет кошку, хомяка, а также очень любит сказку «Красавица и чудовище»? И так далее.
Затем родители представляются, высказывают свои ожидания и опасения относительно занятий.
Информация № 1
Родители находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми, поэтому они должны уметь повлиять на процесс адаптации детей в приемной семье. Если они будут тревожиться и волноваться, то могут помешать ребенку. Если будут знать сигналы неблагополучия и способы помощи ребенку, то, оставаясь спокойными, помогут ему.
Что важно для ребенка в первые дни в семье и новой школе? Суметь познакомиться с другими детьми.
Упражнение «Знакомство из роли взрослых»
Предлагается из своей родительской роли назвать свое имя и как можно больше качеств, которые начинаются на первую букву имени.
Упражнение «Знакомство из роли детей»
Предлагается представить себя ребенком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, какими дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность, возможность обучения детей этим способам знакомства.
Информация № 2
Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дети делают это разными способами: предлагают игры, включаются в предложенные или привлекают внимание «шутовством», драками или какими-то другими способами.
Упражнение «Словесный портрет»
Из роли детей нарисовать словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться и с которым не хочется. Подумать, какому портрету ближе приемный ребенок и что сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу.
Упражнение «Вспомни игру»
Вспомнить игру, интересную детям, и провести ее с группой. Подумать, как к началу учебного года научить детей нескольким играм. Психологу нужно иметь игры в запасе на случай, если родители смогут ничего вспомнить.
Информация № 3
Для ребенка важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его взрослые и педагоги в школе являются носителями определенных ценностей, что и определяет направление их воспитательной деятельности. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа учителя будет близка к той, которая принята в приемной семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много, поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе и дома.
Упражнение «Качества, которые нужны моему ребенку»
Подумать и сказать, какие качества замещающие родители хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое качество записывается на отдельном листе бумаги. Затем родители обсуждают их и ранжируют по степени значимости. К примеру, это могут быть такие качества:
- Уважение к себе
- Уважение к окружающим
- Доброта
- Честность
- Любовь
- Ответственность
- Отзывчивость
- Любознательность
- Порядочность
- Мужественность
- Волевые качества
- Самодостаточность
- Самостоятельность
- Трудолюбие
- Старательность
- Уверенность в себе
- Понимание других
Информация № 4
Когда ребенок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют эти проявления. Важно, чтобы педагоги и родители подкрепляли одно и то же поведение, в противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.
Упражнение «Похвала-критика»
Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить или ругать ребенка, и выбирают по три самых значимых, на их взгляд, момента. Записывают на листах бумаги и потом предъявляют их группе.
Упражнение «Образ человека»
Присутствующим предлагается представить образ учителя, которому родитель доверяет.
Упражнение « Соберем портфель наказов»
Составить список наказов ребенку о том, как ему следует теперь себя вести в новой семье и школе.
Информация № 5
Важная проблема – как научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде и они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы, они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Но полное отсутствие конфликтов приведет к изнеженности детей и как следствие, формированию у них неуверенности в себе.
Упражнение «Играм в конфликт»
Родители делятся на пары и из детской позиции пытаются конструктивно разыграть ситуации конфликтов, предложенные психологом.
Информация № 6
Важно не только научить ребенка правильно действовать, но и самому грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, но оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.
Упражнение « Я реагирую»
Каждый участник получает листок с жалобой ребенка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою реакцию.
Упражнение «Поддержка ребенка»
Участники становятся в два круга лицом друг к другу, образуя пары. Им необходимо различными способами в течение минуты оказывать поддержку друг другу. По сигналу психолога члены внутреннего круга сдвигаются на шаг вправо. Таким образом движение идет до тех пор, пока все участники не повзаимодействуют друг с другом.
- Резюмирование
Психолог подводит итог разговора об адаптации ребенка в семье и новой школе.
Упражнение «Проживание состояния «YES»
Участники делают четыре карточки: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее спустя n-е время после изменения». Далее предлагает расположить карточки по линии времени. Участники становятся рядом с карточкой и стараются прочувствовать собственное состояние в заданный момент. Начинать необходимо с настоящего. Линии участников не должны пересекаться или быть продолжением друг друга.
4. Обмен мнениями
- Что я чувствую в момент достижения цели, преодоления проблемного поведения моего ребенка?
- Что произойдет дальше?
- Обратная связь
Участники отвечают либо письменно, либо устно в свободной форме на вопросы:
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинговое занятие: «Адаптация ребенка в приёмной семье» | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие:
«Адаптация ребенка в приёмной семье»
Цель: помощь в снижении уровня тревоги ребенка при адаптации в семье.
Ход занятия:
- Введение в тренинг
Психолог знакомит родителей с целью работы. Раскрывает условия, вводит правила группового взаимодействия. Рассказывает, в какой форме будет проводиться занятие и какой основной теме оно будет посвящено.
- Знакомство
Для снятия напряжения и разогрева с родителями проводится игра-перекличка. Для ее организации используются сведения о детях, представленные в анкете, заполненной родителями при поступлении детей к психологу. Например, ведущий спрашивает у родителей:
- Есть ли мама мальчика, у которого есть собака? Он очень любит рисовать, собирать «Лего»
- Есть ли мама девочки, которая имеет кошку, хомяка, а также очень любит сказку «Красавица и чудовище»? И так далее.
Затем родители представляются, высказывают свои ожидания и опасения относительно занятий.
Информация № 1
Родители находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми, поэтому они должны уметь повлиять на процесс адаптации детей в приемной семье. Если они будут тревожиться и волноваться, то могут помешать ребенку. Если будут знать сигналы неблагополучия и способы помощи ребенку, то, оставаясь спокойными, помогут ему.
Что важно для ребенка в первые дни в семье и новой школе? Суметь познакомиться с другими детьми.
Упражнение «Знакомство из роли взрослых»
Предлагается из своей родительской роли назвать свое имя и как можно больше качеств, которые начинаются на первую букву имени.
Упражнение «Знакомство из роли детей»
Предлагается представить себя ребенком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, какими дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность, возможность обучения детей этим способам знакомства.
Информация № 2
Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дети делают это разными способами: предлагают игры, включаются в предложенные или привлекают внимание «шутовством», драками или какими-то другими способами.
Упражнение «Словесный портрет»
Из роли детей нарисовать словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться и с которым не хочется. Подумать, какому портрету ближе приемный ребенок и что сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу.
Упражнение «Вспомни игру»
Вспомнить игру, интересную детям, и провести ее с группой. Подумать, как к началу учебного года научить детей нескольким играм. Психологу нужно иметь игры в запасе на случай, если родители смогут ничего вспомнить.
Информация № 3
Для ребенка важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его взрослые и педагоги в школе являются носителями определенных ценностей, что и определяет направление их воспитательной деятельности. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа учителя будет близка к той, которая принята в приемной семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много, поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе и дома.
Упражнение «Качества, которые нужны моему ребенку»
Подумать и сказать, какие качества замещающие родители хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое качество записывается на отдельном листе бумаги. Затем родители обсуждают их и ранжируют по степени значимости. К примеру, это могут быть такие качества:
- Уважение к себе
- Уважение к окружающим
- Доброта
- Честность
- Любовь
- Ответственность
- Отзывчивость
- Любознательность
- Порядочность
- Мужественность
- Волевые качества
- Самодостаточность
- Самостоятельность
- Трудолюбие
- Старательность
- Уверенность в себе
- Понимание других
Информация № 4
Когда ребенок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют эти проявления. Важно, чтобы педагоги и родители подкрепляли одно и то же поведение, в противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.
Упражнение «Похвала-критика»
Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить или ругать ребенка, и выбирают по три самых значимых, на их взгляд, момента. Записывают на листах бумаги и потом предъявляют их группе.
Упражнение «Образ человека»
Присутствующим предлагается представить образ учителя, которому родитель доверяет.
Упражнение « Соберем портфель наказов»
Составить список наказов ребенку о том, как ему следует теперь себя вести в новой семье и школе.
Информация № 5
Важная проблема – как научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде и они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы, они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Но полное отсутствие конфликтов приведет к изнеженности детей и как следствие, формированию у них неуверенности в себе.
Упражнение «Играм в конфликт»
Родители делятся на пары и из детской позиции пытаются конструктивно разыграть ситуации конфликтов, предложенные психологом.
Информация № 6
Важно не только научить ребенка правильно действовать, но и самому грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, но оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.
Упражнение « Я реагирую»
Каждый участник получает листок с жалобой ребенка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою реакцию.
Упражнение «Поддержка ребенка»
Участники становятся в два круга лицом друг к другу, образуя пары. Им необходимо различными способами в течение минуты оказывать поддержку друг другу. По сигналу психолога члены внутреннего круга сдвигаются на шаг вправо. Таким образом движение идет до тех пор, пока все участники не повзаимодействуют друг с другом.
- Резюмирование
Психолог подводит итог разговора об адаптации ребенка в семье и новой школе.
Упражнение «Проживание состояния «YES»
Участники делают четыре карточки: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее спустя n-е время после изменения». Далее предлагает расположить карточки по линии времени. Участники становятся рядом с карточкой и стараются прочувствовать собственное состояние в заданный момент. Начинать необходимо с настоящего. Линии участников не должны пересекаться или быть продолжением друг друга.
4. Обмен мнениями
- Что я чувствую в момент достижения цели, преодоления проблемного поведения моего ребенка?
- Что произойдет дальше?
- Обратная связь
Участники отвечают либо письменно, либо устно в свободной форме на вопросы:
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?