Разработка занятия по теме "О конфликтах"

Пояснительная записка

        

         В наше время очень важно выработать новые модели поведения, которые бы позволили человеку жить правильно, не совершая ошибок. Серьёзные проблемы в межличностном взаимодействии возникают у индивида, который не умеет общаться в обычной жизни без помощи агрессивных всплесков. Ведь агрессия – это индивидуальное поведение или действие, направленное на нанесение психического и в крайних случаях физического вреда другому человеку. Такие люди, как правило, выходят из ситуации с потерями, нервными срывами и даже заболеваниями. Часто эти люди даже могут и не осознавать границы всевозможных последствий, в которых выход на позитивные моменты может вообще исключаться. Что может ждать в будущем таких людей: неудачи, непонимание, одиночество. Это представить, возможно. Но из всех живущих людей на нашей планете, которые обладают данным качеством, есть и такие, которые хорошо осознают негативные моменты таких поступков, но, к сожалению, не могут с этим ничего поделать. Испытывая затруднения, они боятся обратиться к окружающим за помощью. Да и часто точно к кому, они и не предполагают. Поэтому посредством нашей программы, мы попытаемся создать необходимые условия для работы с агрессией нуждающимся в её преодолении, да и может быть со временем, осознающим  всю тяжесть негативных последствий людей. Ведь только в тренинговой группе, чувствуя себя принятым, человек пользуется полным доверием и не боится доверять другим сам. Во время занятий каждый участник окружён вниманием и заботой, проявляет искреннюю заинтересованность к людям, помогает им и рассчитывает на их помощь. Он может активно экспериментировать различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее стили поведения, ощущая при этом психологический комфорт и защищённость. И, пожалуй, самое главное, интенсивная подготовка личности к более активной и полноценной жизни в обществе.

         Цель программы: коррекция агрессивного поведения через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими.

Задачи программы:

- знакомство участников тренинговой группы;

- расширение информации о собственной личности, осознание своих потребностей, анализ и оценка собственного поведения;

- отреагирование негативных эмоций и обучения приемам регулирование своего эмоционального состояния;

- обучение альтернативным способам поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов в ситуации, провоцирующих агрессию;

- формирование положительных установок в общении со сверстниками.

              Разработанная программа  рассчитана на участников в возрасте от 15 до 23 лет, состоящая из 14 занятий, каждое из которых занимает около 2 часов требуемого для проведения времени. Программа рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Наиболее оптимальный по численному составу является группа из 10-12 человек. Эффективность деятельности такой группы определяется не только приемлемой «плотностью» взаимодействия между участниками тренинга, но и возможностью руководителя контролировать и управлять действиями участников, осуществлять индивидуальный подход к каждому участнику в процессе групповой работы.

              Основной формой работы избран социально-психологический тренинг как метод преднамеренных изменений психологических особенностей человека, способствующий организации полноценного продуктивного взаимодействия его участников в практической деятельности и межличностных отношениях, создающих возможности для более полного самопознания и самоопределения.  

              В процессе тренинговой работы развиваются техники самопознания: анализ, обратная связь, рефлексия.

 

              Профессиональные качество ведущего: ведущий должен иметь психологическое образование, опыт проведения тренинговых занятий (желательно), опыт работы в тренинговых группах в качестве участника (обязательно).

Ожидаемый результат: реализация программы позволит нам изменить самооценку обучающихся, способствовать формированию умений отреагирования собственных эмоций, осуществить обучение навыкам самоанализа и рефлексии, что позволит эффективно вступать  в различные виды отношений, адекватно реагировать и находить выходы в сложившихся ситуациях,  решать тем самым встающие перед ними каждодневные задачи.

 

Содержание программы

         Программа социально-психологического тренинга «Коррекция агрессивного поведения через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими» делится на три основных этапа:

  • на первом этапе происходит знакомство участников тренинговой группы; расширении информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; осознание и оценка своего поведения и его последствий, как для самого участника, так и для окружающих его людей
  • второй этап предполагает совместный поиск и обучение альтернативным способом поведения и эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию.
  • на третьем этапе осуществляется закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими; происходит осознание расширения собственных возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.

         На протяжении всех тренинговых занятий осуществляется формирование положительных установок в общении со сверстниками через развитие способности к эмпатическому пониманию, принятию индивидуальности других, переоценку негативных эмоций по отношению к другим людям.

 

Занятие № 10 «О конфликтах»

Цель: раскрыть сущность конфликтности во взаимоотношениях, а также установить причины возникновения и способы их разрешения.

Задачи занятия:

  • осуществить разогрев для предстоящей работы с конфликтами;
  • изучить сущность природы возникновения ссор;
  • осуществить поиск альтернативных способов предотвращения конфликтов;
  • провести анализ собственного поведения и поступков окружающих людей при предотвращении и нахождении путей разрешения конфликтов;
  • коррекция  собственного поведения, путём нахождения в нём поступков, которые придают участникам их индивидуальность

 

Структура занятия

  • Ритуал приветствия (3 мин.)
  • Входная рефлексия (5 мин.)
  • Разминка (5 мин.)
  • Основное содержание занятия (50 мин.)
  • Выходная рефлексия (5 мин.)
  • Домашнее задание (3 мин.)
  • Ритуал прощания (5 мин.)

 

Контингент учащихся

Обучающиеся 7-х классов, выявленные на основе наблюдения, социального паспорта класса и проективной экспресс методики «Несуществующее животное».

 

Ход занятия

I. Ритуал приветствия:

Задача: приветствие и доброжелательный настрой на работу участников тренинговой группы.

Процедура проведения: Участники встали, взявшись за руки в кругу. Ведущий: «Начнём сегодняшний день так: поздороваемся все вместе словами – «Привет всем! Мы рады всех сегодня видеть!».

 

II. Входная рефлексия:

Задача: определить готовность участников на предстоящую работу.

с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

 

III. Разминка

Упражнения № 1. «Какого я цвета»

Задача: осуществлять разогрев для предстоящей работы с конфликтами.

Процедура проведения: ведущий просит участников ассоциировать себя с каким-нибудь цветом. Причём выбор того или иного цвета, каждый из них должен аргументировать

 

IV. Основное содержание занятия

Упражнения № 2. «Ссоры»

Задача: изучить сущность природы возникновения ссор.

Процедура проведения: ведущий спрашивает участников – «подумайте над вопросом: почему люди ссорятся? Обязательно необходимо подкрепить свои рассуждения личными примерами из жизни».          Все  варианты, в том числе и предложенные участниками, записываются на доске. Примерные варианты причин (см. Приложение 1).

Упражнения № 3. «Выход из конфликта»

Задача: поиск альтернативных способов предотвращения конфликтов.

Процедура проведения: обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Затем обсуждение всевозможных способов решения конфликтных ситуаций (см. Приложение 2).

Упражнения № 4. «Конфликт»

Задача: анализ собственного поведения и поступков окружающих людей при предотвращении и нахождении путей разрешения конфликтов. 

Процедура проведения: участники делятся на пары. Ведущий: «придумайте ситуацию, в которой присутствует конфликт. Ваша задача проработать моменты предотвращения или выхода из него». После того, когда они выполнили задание, участники садятся в круг, обсуждаются предлагаемые варианты.

Упражнения № 5. «Мемориал»

Задача: анализ собственного поведения, путём нахождения в нём поступков, которые придают участникам их индивидуальность.

Процедура проведения: игроки делятся на пары. Ведущий настраивает участников на игру следующим образом: «представьте, что вас уносит неожиданная смерть. Друзья и родственники готовят выставку, чтобы увековечить вас и вашу жизнь. Они выбирают те качества вашей личности, которые вы обладали и которые проясняют, каким вы были в жизни, чем занимались и что хотели бы сделать ещё. Что окажется на выставке?». В конце игры все члены группы собираются в круг, в котором партнёры (пара) представляют друг друга.

 

V. Выходная рефлексия

Задача: определить значимость занятия для каждого участника через анализ отношения к занятию, полезности и новизны.

  • с каким настроением уходите с тренингового занятия?
  •  было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?
  •  с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии? (см. Приложение 8).

VI. Домашнее задание:

Задача:  закрепление способов поведения и поступков при предотвращении и нахождении путей разрешения конфликтной ситуаций.

  •  проанализируйте конфликтные ситуации, встречающиеся в вашей повседневной жизни  с нахождением альтернативных путей их разрешения.

VII. Ритуал прощания

Задача: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.

Процедура проведения: частники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, обнимаются и говорят - «До свидания! Мы скоро вновь встретимся!».

 

Список литературы

 

1. Джоферсон Д.У. Тренинг общения и развития – М.: Прогресс, 2001 – 248с.

2. Ессенакис Е.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческого развития личности. – М.: Прогресс, 2003 – 146с.

3. Малютова Е.К. Манина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2001 – 190с.

4. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга. – М.: Генезис, 1993 – 65с.

 

 


 

 

Приложение 1

 

Примерные варианты причин ссор

 

  • люди не понимают друг друга?
  • люди не владеют своими эмоциями?
  • не принимают чужого мнения?
  • не считаются с правилами других?
  • пытаются во всём доминировать?
  • не умеют слушать других?
  • хотят умышленно обидеть друг друга?

 


 

Приложение 2

Способы решения конфликтных ситуаций

 

  • выслушать спокойно все претензии партнёра;
  • на агрессивность партнёра не реагировать;
  • сдерживать свои эмоции и постараться переключать разговор на другую тему;
  • можно сказать  что-то доброе, неожиданное и весёлое;
  • попытаться заставит партнёра говорить конкретно (называть только факты) и без отрицательных эмоций;
  • всегда держать уверенную правильную позицию, не переходить на критику;
  • извиниться, если вы действительно в чём-то не прав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_o_konfliktakh.docx136.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Разработка занятия по теме «О конфликтах»

из программы социально-психологического тренинга

«Коррекция агрессивного поведения через формирование социально-приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими»

                                       Разработал: педагог-психолог

                                                        МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная»

                                                             Плеханов Вячеслав Юрьевич

Нефтеюганск, 2013


Пояснительная записка

        

        В наше время очень важно выработать новые модели поведения, которые бы позволили человеку жить правильно, не совершая ошибок. Серьёзные проблемы в межличностном взаимодействии возникают у индивида, который не умеет общаться в обычной жизни без помощи агрессивных всплесков. Ведь агрессия – это индивидуальное поведение или действие, направленное на нанесение психического и в крайних случаях физического вреда другому человеку. Такие люди, как правило, выходят из ситуации с потерями, нервными срывами и даже заболеваниями. Часто эти люди даже могут и не осознавать границы всевозможных последствий, в которых выход на позитивные моменты может вообще исключаться. Что может ждать в будущем таких людей: неудачи, непонимание, одиночество. Это представить, возможно. Но из всех живущих людей на нашей планете, которые обладают данным качеством, есть и такие, которые хорошо осознают негативные моменты таких поступков, но, к сожалению, не могут с этим ничего поделать. Испытывая затруднения, они боятся обратиться к окружающим за помощью. Да и часто точно к кому, они и не предполагают. Поэтому посредством нашей программы, мы попытаемся создать необходимые условия для работы с агрессией нуждающимся в её преодолении, да и может быть со временем, осознающим  всю тяжесть негативных последствий людей. Ведь только в тренинговой группе, чувствуя себя принятым, человек пользуется полным доверием и не боится доверять другим сам. Во время занятий каждый участник окружён вниманием и заботой, проявляет искреннюю заинтересованность к людям, помогает им и рассчитывает на их помощь. Он может активно экспериментировать различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее стили поведения, ощущая при этом психологический комфорт и защищённость. И, пожалуй, самое главное, интенсивная подготовка личности к более активной и полноценной жизни в обществе.

        Цель программы: коррекция агрессивного поведения через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими.

Задачи программы:

- знакомство участников тренинговой группы;

- расширение информации о собственной личности, осознание своих потребностей, анализ и оценка собственного поведения;

- отреагирование негативных эмоций и обучения приемам регулирование своего эмоционального состояния;

- обучение альтернативным способам поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов в ситуации, провоцирующих агрессию;

- формирование положительных установок в общении со сверстниками.

                Разработанная программа  рассчитана на участников в возрасте от 15 до 23 лет, состоящая из 14 занятий, каждое из которых занимает около 2 часов требуемого для проведения времени. Программа рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Наиболее оптимальный по численному составу является группа из 10-12 человек. Эффективность деятельности такой группы определяется не только приемлемой «плотностью» взаимодействия между участниками тренинга, но и возможностью руководителя контролировать и управлять действиями участников, осуществлять индивидуальный подход к каждому участнику в процессе групповой работы.

                Основной формой работы избран социально-психологический тренинг как метод преднамеренных изменений психологических особенностей человека, способствующий организации полноценного продуктивного взаимодействия его участников в практической деятельности и межличностных отношениях, создающих возможности для более полного самопознания и самоопределения.        

                В процессе тренинговой работы развиваются техники самопознания: анализ, обратная связь, рефлексия.

                Профессиональные качество ведущего: ведущий должен иметь психологическое образование, опыт проведения тренинговых занятий (желательно), опыт работы в тренинговых группах в качестве участника (обязательно).

Ожидаемый результат: реализация программы позволит нам изменить самооценку обучающихся, способствовать формированию умений отреагирования собственных эмоций, осуществить обучение навыкам самоанализа и рефлексии, что позволит эффективно вступать  в различные виды отношений, адекватно реагировать и находить выходы в сложившихся ситуациях,  решать тем самым встающие перед ними каждодневные задачи.

Содержание программы

        Программа социально-психологического тренинга «Коррекция агрессивного поведения через формирование и закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими» делится на три основных этапа:

  • на первом этапе происходит знакомство участников тренинговой группы; расширении информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; осознание и оценка своего поведения и его последствий, как для самого участника, так и для окружающих его людей
  • второй этап предполагает совместный поиск и обучение альтернативным способом поведения и эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию.
  • на третьем этапе осуществляется закрепление социально приемлемых способов удовлетворения собственных потребностей во взаимодействии с окружающими; происходит осознание расширения собственных возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.

        На протяжении всех тренинговых занятий осуществляется формирование положительных установок в общении со сверстниками через развитие способности к эмпатическому пониманию, принятию индивидуальности других, переоценку негативных эмоций по отношению к другим людям.


Занятие № 10 «О конфликтах»

Цель: раскрыть сущность конфликтности во взаимоотношениях, а также установить причины возникновения и способы их разрешения.

Задачи занятия:

  • осуществить разогрев для предстоящей работы с конфликтами;
  • изучить сущность природы возникновения ссор;
  • осуществить поиск альтернативных способов предотвращения конфликтов;
  • провести анализ собственного поведения и поступков окружающих людей при предотвращении и нахождении путей разрешения конфликтов;
  • коррекция  собственного поведения, путём нахождения в нём поступков, которые придают участникам их индивидуальность

Структура занятия

  • Ритуал приветствия (3 мин.)
  • Входная рефлексия (5 мин.)
  • Разминка (5 мин.)
  • Основное содержание занятия (50 мин.)
  • Выходная рефлексия (5 мин.)
  • Домашнее задание (3 мин.)
  • Ритуал прощания (5 мин.)

Контингент учащихся

Обучающиеся 7-х классов, выявленные на основе наблюдения, социального паспорта класса и проективной экспресс методики «Несуществующее животное».


Ход занятия

I. Ритуал приветствия:

Задача: приветствие и доброжелательный настрой на работу участников тренинговой группы.

Процедура проведения: Участники встали, взявшись за руки в кругу. Ведущий: «Начнём сегодняшний день так: поздороваемся все вместе словами – «Привет всем! Мы рады всех сегодня видеть!».

II. Входная рефлексия:

Задача: определить готовность участников на предстоящую работу.

с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

III. Разминка

Упражнения № 1. «Какого я цвета»

Задача: осуществлять разогрев для предстоящей работы с конфликтами.

Процедура проведения: ведущий просит участников ассоциировать себя с каким-нибудь цветом. Причём выбор того или иного цвета, каждый из них должен аргументировать

IV. Основное содержание занятия

Упражнения № 2. «Ссоры»

Задача: изучить сущность природы возникновения ссор.

Процедура проведения: ведущий спрашивает участников – «подумайте над вопросом: почему люди ссорятся? Обязательно необходимо подкрепить свои рассуждения личными примерами из жизни».         Все  варианты, в том числе и предложенные участниками, записываются на доске. Примерные варианты причин (см. Приложение 1).


Упражнения № 3. «Выход из конфликта»

Задача: поиск альтернативных способов предотвращения конфликтов.

Процедура проведения: обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Затем обсуждение всевозможных способов решения конфликтных ситуаций (см. Приложение 2).

Упражнения № 4. «Конфликт»

Задача: анализ собственного поведения и поступков окружающих людей при предотвращении и нахождении путей разрешения конфликтов.  

Процедура проведения: участники делятся на пары. Ведущий: «придумайте ситуацию, в которой присутствует конфликт. Ваша задача проработать моменты предотвращения или выхода из него». После того, когда они выполнили задание, участники садятся в круг, обсуждаются предлагаемые варианты.

Упражнения № 5. «Мемориал»

Задача: анализ собственного поведения, путём нахождения в нём поступков, которые придают участникам их индивидуальность.

Процедура проведения: игроки делятся на пары. Ведущий настраивает участников на игру следующим образом: «представьте, что вас уносит неожиданная смерть. Друзья и родственники готовят выставку, чтобы увековечить вас и вашу жизнь. Они выбирают те качества вашей личности, которые вы обладали и которые проясняют, каким вы были в жизни, чем занимались и что хотели бы сделать ещё. Что окажется на выставке?». В конце игры все члены группы собираются в круг, в котором партнёры (пара) представляют друг друга.

V. Выходная рефлексия

Задача: определить значимость занятия для каждого участника через анализ отношения к занятию, полезности и новизны.

  • с каким настроением уходите с тренингового занятия?
  •  было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?
  •  с чем новым вы познакомились на нашем сегодняшнем занятии? (см. Приложение 8).

VI. Домашнее задание:

Задача:  закрепление способов поведения и поступков при предотвращении и нахождении путей разрешения конфликтной ситуаций.

  •  проанализируйте конфликтные ситуации, встречающиеся в вашей повседневной жизни  с нахождением альтернативных путей их разрешения.

VII. Ритуал прощания

Задача: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.

Процедура проведения: частники встают в круг. По команде психолога «начали», участники подходят друг к другу, обнимаются и говорят - «До свидания! Мы скоро вновь встретимся!».

Критерии оценивания активности участников на тренинге  


Список литературы

 

1. Джоферсон Д.У. Тренинг общения и развития – М.: Прогресс, 2001 – 248с.

2. Ессенакис Е.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческого развития личности. – М.: Прогресс, 2003 – 146с.

3. Малютова Е.К. Манина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2001 – 190с.

4. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга. – М.: Генезис, 1993 – 65с.


Приложение 1

Примерные варианты причин ссор

  • люди не понимают друг друга?
  • люди не владеют своими эмоциями?
  • не принимают чужого мнения?
  • не считаются с правилами других?
  • пытаются во всём доминировать?
  • не умеют слушать других?
  • хотят умышленно обидеть друг друга?


Приложение 2

Способы решения конфликтных ситуаций

  • выслушать спокойно все претензии партнёра;
  • на агрессивность партнёра не реагировать;
  • сдерживать свои эмоции и постараться переключать разговор на другую тему;
  • можно сказать  что-то доброе, неожиданное и весёлое;
  • попытаться заставит партнёра говорить конкретно (называть только факты) и без отрицательных эмоций;
  • всегда держать уверенную правильную позицию, не переходить на критику;
  • извиниться, если вы действительно в чём-то не прав.