Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Учись и учи других»

 Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Учись и учи других» составлена для обучающихся класса компенсирующего обучения, главной целью которой является преодоление  учащимися трудностей в обучении, общении,  социальной адаптации через развитие: познавательных процессов, интеллектуальных умений, основных мыслительных операций, пространственных представлений и эмоционально-волевой сферы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionnaya_programma.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 Многопрофильная»

СОГЛАСОВАНО                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР                                                           Директор МОУ «СОШ № 5            Ротарь С.В.                   Многопрофильная»

                                                                                    Кошкарёва В.А.

«___»  ________  2011 г.                                                         «___» _________ 2011 г.

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

«Учись и учи других»

в 6 классе (компенсирующее обучение)

на 2011-2012 учебный год

количество часов в неделю – 1ч.

Плеханов Вячеслав Юрьевич

Составлена  на основе программ                                            Прошла  экспертизу  на

«Программа профилактики                                                     заседании методического

трудностей обучения»                                                             объединения

 (автор: Е.В. Меттус,                                                                протокол №  3

А.В. Литвина, 2007),                                                                от «30» августа 2011 г.

«Психологическое                                                    

развитие школьников                                              

в \/-\/|  классах»

(автор: Н.П. Локалова, 1995 г.) 


Пояснительная записка

Название программы:  Учись и учи других.

Рабочая программа  рассчитана на  34 ч.

Программа   коррекционно-развивающих  занятий

«Учись и учи других»  составлена для  обучающихся  6-х классов

( компенсирующее обучение) на основе  программ:  

« Программа профилактики трудностей в обучении»

 ( авторы: Е.В. Меттус, А.В. Литвина, 2007),

« Психологическое  развитие школьников  \/-\/| классов»,

автор: Локалова,1995 )

УМК учителя -  Пособие  по  профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-12 лет ( авторы: Е.В. Меттус, А.В. Литвина,2007 г.),

« 120 уроков психологического развития школьников»

( автор: Н.П. Локалова,1995).

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):

Цель:

Преодоление  школьниками  трудностей в обучении, общении,  социальной адаптации через развитие:

- познавательных процессов;

- интеллектуальных умений, основных мыслительных операций;

- пространственных представлений;

- эмоционально- волевой сферы.

  Задачи:

1. Повысить уровень знаний  школьников об окружающей действительности: явлениях, событиях.

2. Повысить уровень мотивации учебной деятельности, общеучебных умений и навыков.

3. Способствовать  развитию  познавательных  процессов: уровню развития восприятия, внимания, непосредственной и опосредованной памяти.

4.Развивать мыслительные, интеллектуальные способности: обобщение, исключение, классификация, аналогии.

5. Учить школьников устанавливать разные виды связей и отношений между понятиями: отношения противоположности,  рядоположности,  антонимии, синонимии, функциональности, общего и конкретного, целого и части.

6. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный
период (по разделам программы)

1. Раздел.  Память.

Знать:

- сущность понятий  «память», «механическая память», « логическая память»,

- виды памяти « слуховая», « зрительная», « тактильная»;

- особенности памяти;

- что значит объём памяти;

- как тренировать  произвольность памяти и расширить её объём.

- способы запоминания слов, информации, текста;

- зачем нужно иметь хорошую память;

Уметь:

- использовать разные способы и приёмы  запоминания информации, текста, стихотворения;

- произвольно управлять своей  памятью;

- использовать приёмы запоминания  в учебной  и вне учебной деятельности.

2. Раздел. Внимание.

Знать:

- сущность понятий « внимание», « произвольность внимания»,

« устойчивость внимания»;

- особенности  внимания;

- как тренировать своё внимание;

- зачем нужно развивать внимание;

Уметь:

- произвольно управлять своим вниманием;

- использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;

3. Раздел. Мышление

Знать:

- сущность понятия « мышление»;

- основные мыслительные  действия: обобщение, исключение,  классификация, аналогии,  установление причинно- следственных , последовательных связей;

- основные отношения между понятиями: противоположности, общего и конкретного, части и целого, рядоположности, функциональности.

Уметь:

- обобщать предметы и понятия  по разным  признакам, параметрам;

- исключать  предметы, понятия по разным признакам (форма, цвет, размер, расположение в пространстве);

- классифицировать предметы, понятия  по признакам;

- устанавливать связи по аналогии;

- устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи;

- выделять главное и второстепенное;

- находить существенные признаки  предмета;

- устанавливать отношения части и целого, общего и конкретного, вида- рода

-находить  сходства и различия;

- выдвигать гипотезы, версии, аргументировать своё мнение;

- уметь работать с текстом;

- понимать скрытый смысл пословиц, поговорок.

Практическая   деятельность:

- определение особенностей своей памяти, внимания;

- выработка приёмов запоминания слов, информации, текста;

- обобщение, исключение, классификация предметов по разным признакам;

- установление разных связей и отношений между  словами;

- выдвижение  версий, гипотез, аргументация своего мнения;

- работа с текстом;

- составление  режима учебной работы и отдыха.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения уроков.

Ведущая технология,  её цели и задачи, ожидаемые результаты:

используется технология  коррекционно- развивающего обучения, которая предусматривает:

- развитие  достаточной осведомленности в понятиях, знаний об окружающей действительности;

- развитие понятийного мышления;

-овладение частными интеллектуальными операциями, которые способствуют формированию системы знаний у школьников и усвоению учебного материала;

- формирование учебной мотивации и мотивации достижения успеха;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности:

 познавательная активность, самостоятельность, навык планирования и контроля, рефлексии;

- развитие познавательных процессов.

Ожидаемый  результат:

повышение уровня развития:

- восприятия устной и письменной  информации;

- смысловой памяти, воображения;

- устойчивости, концентрации, объёма  внимания;

- мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;

- приобретение  обучающимися  навыков самостоятельной работы на уроке и при выполнении домашнего задания;

- адекватная самооценка своих возможностей.

Основные методы работы на уроке - методы обучения в группе:

1. Беседа.

2. Обучающая игра.

3. Мозговой штурм.

4.Метод проблемного изложения.

5. Метод диагностики.

6. Метод опроса и анкетирования.

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная;

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4

Четверть

Год

итого

Проведение тестирования

2

2

4

практических работ

2

3

3

3

11


Календарно- тематический план

п/п

Тема занятия

К-во

часов

Цель занятия

Использованные

методы и приёмы

Коррекционная

задача

1.

Раздел 1.

Память.

Знакомство.

Беседа:

«Что значит уметь учиться».

1

1.Установить  контакт с шестиклассниками

2.Создать атмосферу доброжелательнос-ти и эмпатии.

1.Задание

«Снежный ком».

2.Диагностика

Р. Лурия «10 слов»

Развивать объём памяти.

2

Смысловая память.

(диагностика)

1

Обучить методу смыслового, запоминания.

  1. Диагностика

«Смысловая память»

2. Игра «Пары слов»

Развивать смысловую память.

3

Как мы воспринимаем информацию.

Зачем человеку хорошая память.

1

Развивать наглядно-образную и двигательную память.

Задание:

«Запомни рисунок», «Повтори движение».

Развивать объём памяти.

4

Практическая работа.

Определение ведущего типа памяти (слуховая, зрительная, зрительно- слуховая, двигательная)

1

Выявить основной, ведущий вид памяти

Наборы слов для запоминания.

Развитие видов памяти.

5

Секреты нашей памяти.

1

Развивать память и навыки опосредованного запоминания.

1. «Домино»,

2. «Испорченный телефон»,

3. «Пиктограмма»

Тренировать непроизвольное и опосредованное запоминание.

6.

Секреты успешной домашней работы.

1

Учить школьников выделять главное, ставить цель.

Заполнение таблицы

«Мой план»

Учить анализировать,  сравнивать.

7.

Практическая работа.

Тренируем разные виды памяти.

1

Познакомить школьников с разными  способами запоминания.

1. «Пиктограмма»,

2. «Запомни рисунок»,

3. «Повтори движение»,

4. «Снежный ком»

Развивать объём памяти.

8

2. Раздел. Внимание.

Практическая работа.

Особенности моего внимания.

1

Проверить уровень концентрации и устойчивости внимания

«Корректурная проба»

Бурдона.

Развивать

концентрацию внимания.

9.

Нужно ли быть внимательным.

Как проверить письменную работу.

1.

Познакомить с приёмами развития

внимательности и проверки своей работы.

Проверка своей письменной работы.

Развивать концентрацию и устойчивость внимания.

10.

Как подготовиться к новому учебному дню.

1

Учить распределять время и контролировать его.

Составление плана выполнения домашней работы.

Учить анализировать и планировать свои дела.

11

Раздел 3.

Мышление

Развиваем  наше мышление.

Учимся выделять главное и существенное.

1

Учить находить  существеннее, главные признаки предметов.

Задание: «Найди главное».

Учить анализировать задание, делить его на части, находить главное.

12

Практическая работа.

Развиваем наше мышление.

Диагностика словесно- логического мышления.

1

Учить находить существеннее, главные признаки предметов.

Задание:

«Существенные признаки».

Учить анализировать задание, делить его на части, находить главное.

13

Развиваем наше мышление.

Учимся обобщать предметы по разным параметрам.

1

Учить обобщать предметы  по разным признакам, отношениям и логическим связям.

Задание:

«Обобщение или отношение рядоположности»

Учить сравнивать предметы, находить общие признаки.

14

Практикум по навыкам сравнения.

1

Развивать произвольное внимание, умение сопоставлять, сравнивать, делать вывод.

«Найди сходство и различие».

Развивать устойчивость и произвольность внимания.

15

Существенные и несущественные признаки предметов.

1

1. Учить находить главные признаки в предмете.

2.Отделять главное от второстепенного

«Найди существенные признаки предмета»

Развивать умение анализировать, сопоставлять.

16

Практическая работа.

Практикум по навыкам обобщения.

1

Развивать произвольное внимание, умение сопоставлять, сравнивать, делать вывод.

«Чем похожи предметы»

Развивать  умение сравнивать, находить общее.

17

Разные отношения между предметами.

1

Развивать умение устанавливать логические связи между  предметами.

1. «Найди противоположное»,

2. «Установи последовательность событий».

Учить анализировать, определять  логические связи между понятиями.

18

Анализ и синтез.

Работа с текстом.

1

Учить анализирован текст.

Предметные и художественные тексты.

Развивать умение делить текст на смысловые части

19

Анализ и синтез.

Способы применения предметов.

1

Развивать умение анализировать, сравнивать.

«Что бы это могло быть»

Развивать воображение, наглядно- образное мышление.

20

Обобщение и ограничение понятий

1

Раскрыть сущность понятия «обобщить»,

«ограничить».

«Обобщи и ограничь понятие».

Способствовать формированию системы знаний у обучающихся.

21

Общее, промежуточное, конкретное понятие.

1

Учить устанавливать отношения общего, промежуточного и конкретного.

«Найди промежуточное понятие»

Способствовать формированию системы знаний у обучающихся

22

Наглядно-образное и

логическое мышление

1

Развивать наглядно- образное и словесно- логическое мышление

1. Простые аналогии.

2.Найди закономерности.

Развивать навыки анализа, сравнения.

23

Практическая работа

Концентрация внимания и мышление.

1

1. Развивать концентрацию внимания и мышление.

1. «Совмести фигуры».

2. «Анаграммы».

Развивать наглядно-образное мышление.

24

Классификация.

1

Развивать умение классифицировать

предметы, делить их на группы по разным признакам.

«Соедини слова по смыслу».

Развивать способность  выделять родовые и видовые понятия.

25

Практическая работа

Проведение различий.

1

Учить объяснять различия между разными предметами, понятиями.

«Найди отличия»

Развивать умственное действие анализа.

26

Сходства и различия.

1

Учить устанавливать сходства и различия между предметами.

«Найди сходство и различие».

Развивать устойчивость и произвольность внимания.

27

Аналогии.

1

1. Учить устанавливать связи по аналогии  между словами.

1. Дополни рисунок.

2. Подбери по аналогии.

Развивать ассоциативное мышление.

28

Понимание переносного смысла пословиц.

1

Учить понимать переносный смысл пословиц.

«Продолжи фразу»

Развивать умение устанавливать ассоциативные связи.

29

Аналогии.

1

Учить устанавливать связи по аналогии  между словами.

1. Дополни рисунок.

2. Подбери по аналогии.

Развивать ассоциативное мышление.

30

Понимание переносного смысла пословиц и поговорок

1

Учить понимать скрытый смысл пословиц.

Набор пословиц и поговорок

Развивать ассоциативные связи.

31

Повторная диагностика развития  смысловой памяти

1

Выявить уровень развития смысловой памяти

Методика по определению уровня смысловой памяти

32

Повторная диагностика уровня развития  словесно- логического мышления

1

Выявить уровень развития словесно- логического мышления

Диагностика словесно- логического мышления

Л.Я. Ясюковой.

33

Мои успехи в учёбе

1

Учить оценивать

свои успехи и достижения.

Лестница достижений

Способствовать  формированию  адекватной  самооценки.

34

Чему я научился на занятиях.

1

Определить навыки анализа и синтеза.

Анкета

Развивать рефлексивные умения.

Всего:

34

Планирование контроля.

Проведение пре- и пост-тестов

(письменные ответы на задания тестового типа).

№  урока

  тема

  месяц

№2, № 31

Диагностика смысловой памяти

сентябрь (пре-тест)

май (пост- тест)

№12, №32

Диагностика словесно- логического мышления

октябрь (пре-тест)

апрель( пост- тест)


Список использованной и рекомендуемой литературы

для педагогов

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология.- М., 2005.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психодиагностике. - СПб., 2002.
  3. Локалова Н.П.  Психологического развития школьников

\/-\/| классов.-М.: Луч 1995.

  1. Микляева А. В., Румянцева П. В. школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004.
  2.  Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003.
  3. Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей.-М., 2000.
  4.  Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры  и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1. Локалова Н.П. 120  уроков  психологического развития школьников  \/-\/| классов.-М.: Луч, 1995. 

2 .Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6.

3. Прихожан А. Как обрести уверенность в себе.-М.,1994.

4.Спрингер С., Дейч Г., Левый мозг, правый  мозг.-М.,1983.