Муниципальное сетевое объединение по теме "Сетевые проекты в работе учителя начальных классов. Секреты успеха." (2025-2026 г.г.)

Кислюнина Наталья Андреевна

Уважаемые коллеги. В этом учебном году, 2025-2026, я являюсь руководителем муниципального сетевого объединения для педагогов по теме "Сетевые проекты в работе учителя начальных классов. Секреты успеха".

Все интересующие Вас материалы по работе группы Вы сможете найти на этой страничке.

Современное общество не стоит на месте, а находится в постоянном непрерывном развитии. В последние годы информационные технологии прочно входят в жизнь каждого человека. Не обошли они стороной и школу. Если раньше образование рассматривалось прежде всего, как процесс овладения учащимися определенными знаниями и умениями, и педагогу для достижения этих целей достаточно было учебника и школьной доски. То сейчас современное образование претерпевает существенные изменения. Теперь приоритетными становятся формирование, становление и развитие творческой личности, с учетом сохранения ее позитивных индивидуальных возможностей и способностей, а также адаптации к реальной жизни. В таком контексте педагог прошлого уже не может квалифицированно справиться с поставленной перед ним задачей, он должен находиться в постоянном поиске, непрерывном саморазвитии, адаптироваться в современной реальности, чтобы обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение школьников. И здесь как никогда на помощь педагогу могут прийти современные интернет-технологии, а в частности сетевые взаимодействия.

Почти в каждом новом документе Правительства РФ, посвященном перспективам развития образования и страны, фигурирует вопрос информатизации образования. Развитие информационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевому взаимодействию самопроизвольно формируются новые социальные объединения — сетевые профессиональные сообщества. Сетевое профессиональное сообщество — это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, позволяющая учителям общаться друг с другом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, решать профессиональные задачи, обмениваться опытом друг с другом на виртуальных мастер-классах, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве; группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. (статья Кислюниной Н.А. в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 2019 г., Нижний Новгород)

 

Занятие №1. Сетевой проект. Создание визитки.

Сетевой проект – это совместная деятельность группы людей, распределённых в разных местах, организованная на основе компьютерной телекоммуникации. Участники (команды) работают удалённо над единой проблемой, имеют общую тему, цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение совместного результата. 

Особенности:

  • Команда не находится в одном месте, а взаимодействует через интернет. 
  • Каждый участник (или команда) оставляет цифровые «следы» и вносит свой вклад в проект.
  •  Конечный продукт — результат сетевого взаимодействия всех участников. 

Виды:

Некоторые виды сетевых проектов:

  • Учебные — работа над домашними заданиями или исследованиями вместе с одноклассниками или ребятами из других школ.
  • Творческие — создание совместного фильма или музыкального клипа.
  • Социальные — решение проблем в городе или стране.

В зависимости от степени пребывания в сети выделяют:

  • On-line проекты — все участники одновременно находятся в сети и выполняют задание, основанное на взаимодействии всех участников.
  • Off-line проекты — участники работают над одним заданием, но временные рамки раздвинуты, и одновременного нахождения в сети не требуется.

Цели:

Реализация сетевых проектов может быть направлена на:

  • Решение проблемы, сформулированной участниками в виде цели и задачи. Результат — найденный способ решения проблемы — носит практический характер.
  • Развитие коммуникативных способностей — участники приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т. д.).
  • Освоение информационных технологий — решение проблемы, заложенной в сетевом проекте, часто требует привлечения интегрированного знания (знания из разных предметных областей).

Преимущества сетевых проектов:

  • Большой территориальный охват. Сетевые проекты позволяют привлечь больше участников и сохранить преемственность различных ступеней образования.
  • Возможность конструктивного общения. Сетевые проекты создаются в открытых системах, в них чётко, пошагово раскрыты все этапы работы над проблемой, а встроенная система обсуждения способствует развитию критического мышления у участников.
  • Развитие навыков самостоятельного изучения материала. Участники приобретают самостоятельность и инициативу, учатся работать с источниками информации, критически анализировать и синтезировать полученные данные.
  • Стимулирование интереса к предметному материалу. Это происходит благодаря новым форматам подачи информации.
  • Освоение инструментов современного информационного общества. Участники знакомятся с электронными таблицами, облачными сервисами, видеоконференциями и другими инструментами.

Сетевые проекты, реализованные и реализуемые в Нижегородской области:

  1. Нижегородские каникулы (область);
  2. Проекты духовной направленности, руководитель Веретенникова И.П. (область);
  3. «Помним! Гордимся! Наследуем!», Ямбаева М.Г., область;
  4.  «Орлята России» (муниципальный, только начался);
  5. «Зеленое яблоко» (муниципальный, идет).

Структура заданий.

  1. Визитка.
  2. Различные творческие задания.
  3. Рефлексия.

Начало участия в проекте. Секреты.

  1. Внимательно прочитать положение проекта. Обратить внимание, о чем проект и на что направлен.
  2. !!!Настроиться в первую очередь на то, что мы работаем с детьми не на победу, как основополагающая цель, а ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ: работать в команде, освоить какие-то новые для себя техники и технологии, узнать что-то новое. Это главная цель! Если вы ставите целью победить, то, как правило, уходит ценность проекта, на что он направлен.
  3. Жюри всегда субъективно, как бы нам не хотелось обратного. Во многих проектах нам не называют членов жюри и не говорят критерии оценивания. Например, Нижегородские каникулы. Я в своем проекте пошла тем же путем. Поэтому сами пытаемся разобраться, а в чем же сегодня я не прав, что у нашей команды не получилось по сравнению с другими командами. И учимся на ошибках, идем дальше. Главное не участие, а полученный опыт!

Создание визиток.

                  На первом этапе как правило нам предлагают визитку «Давайте познакомимся!»

Визитки бывают в формате слайда в общей презентации и в формате видео.

         Первое на что надо обратить внимание – это на название команды. Очень часто правильно выбранное название помогает в реализации проекта. Поэтому, опять-таки, внимательно читаем положение, о чем проект.

  1. Создание слайда.
  • Первое, внимательно читайте то, что от вас требуется. За частую отсутствие названия школы, эмблема не в правом, а в левом углу, все это влияет на итоговый балл.
  • Мы не указываем фамилии детей, это теперь запрещено законом. Достаточно имен.
  • Если вас просят к работе подобрать эмблему, делайте ее авторской. Рисуйте сами. Это повышает общий вид вашей работы. 
  • Обратите внимание на фон и внешнее оформление. Все должно сочетаться, буквы читаться.
  • Проявить творчество и фантазию.
  • Обратить внимание на то, в какой программе и форме вам предлагают выполнить вашу визитку. Если что-то не знаете, поискать информацию, спросить у руководителя или более знающих коллег. Например, у Ирины Павловны визитки делались в Гугл, у меня в Яндексе. А самое главное – это общий доступ. А значит работать надо так, чтобы не навредить другим командам.
  1. Создание видео визиток.
  • Следим за временем!!!
  • Оформляем всегда титульный лист. Если нет требований, то так как в первом случае при создании слайда.
  • Я люблю в визитках творчество. Чтобы их было интересно смотреть, а не скучать. Так как конкуренты наступают на пятки, то всегда приходится идти дальше и придумывать что-то новое. Поэтому главное, правильно выбрать название команды!
  • Внимательно читаем, что от вас хотят в визитке, если просто познакомиться – это одно. Если, как, например у меня в проекте «Зеленое яблоко», то там формат интервью.
  • Следим за внешним видом детей, находящихся в кадре! Одеваем их согласно названию команды (если вам это надо), или, хотя бы в парадную форму!
  • Снимаем горизонтально!
  • Следим за шумом и обстановкой в кадре. Чтобы не было грязных тряпок, ведер, полной мусорной корзины.

         В заключении. Не надо бояться, надо пробовать, надо искать и не надо сдаваться! Не получилось сегодня, получится завтра!

         Мы работаем для детей, а это значит больше подключайте к работе детей, они помогут и подскажут. Советуйтесь с ними, обсуждайте, решайте проблемы вместе!

В проекте работаете вы и ваши ученики. Родители помощники в сборе информации, в подборе костюмов, но они не обязаны за вас все снимать и делать! Это наша работа. И если я чего-то не умею, я пойду и спрошу, чем переложу это на плечи других людей. Потому что родители, как правило, не понимают, что нам нужно, а объяснять очень сложно. Проще и быстрее делать самой! А для этого надо учиться!