Наставничество в ДОУ

Абдуразакова Джамиля Ирбайхановна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Региональная педагогическая конференция

«Инновационное развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров»

«Использование новых моделей наставничества

 в практике работы дошкольной организации»

Абдуразакова  Джамиля Ирбайхановна,

старший воспитатель  МАДОУ «Золушка»

 

г.Когалым, 2021г.

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего выступления «Использование новых моделей наставничества в практике работы дошкольной организации»

2 слайд

Сегодня своё выступление хочу начать с высказывания оратора и теоретика ораторского искусства, крупного представителя педагогической мысли Марка Фабия Квинтилиана

 «Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?»  

3 слайд

Одним из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров является наставничество.

Целью наставничества в дошкольной организации является

- формирование у воспитателя потребности в повышении профессионального педагогического опыта и профессиональной активности в педагогической деятельности,

 а также создание комфортной профессиональной среды внутри самой образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Основные Задачи, которые решаются посредством наставничества  

- создание условий для самореализации, повышение профессионального мастерства воспитателей, воспитывающих детей дошкольного возраста;

- выявление и поддержка воспитателей, владеющих инновационными средствами, методами и технологиями дошкольного образования;

- ориентирование педагогов на распространение и творческое использование в своей деятельности передового педагогического опыта своих коллег;

- развитие творческого потенциала, укрепление позитивного имиджа и повышение профессионального статуса воспитателей.

Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.

4 слайд

Для сообщества образовательной организации наставничество представляет собой полноценный канал обогащения опытом. Реализация целевой модели наставничества - необходимый шаг на пути к тому, чтобы образовательные организации превращались в центр социума, становились центром жизни и притяжения местного сообщества, где самые разные люди могут найти свою роль - и тем самым внести вклад в развитие образовательной среды.

5 слайд

Каждый человек талантлив, его способности определяют векторы профессионального и личного развития в течение всей жизни. Наставничество - «персональная огранка» талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма.  

Другими словами, Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

НАСТАВНИЧЕСТВО — ЭТО

-не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям;        

-осознанный выбор педагога: как наставника, так и его подопечного.        не только для молодых педагогов, но и для специалистов, квалификацию которых по различным причинам необходимо развить;        

-кадровая технология, позволяющая передать знания непосредственно на рабочем месте в реальной рабочей обстановке

  6 слайд

Преимущества, которые получают дошкольные учреждения, создавая программы наставничества, очевидны. Однако недооценка роли и возможностей наставничества в процессах развития педагогов приводит к тому, что многие рассматривают его лишь как инструмент обучения молодых специалистов. По моему мнению, в соответствии с современными нормативно-правовыми документами, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам всех педагогов, поэтому наставничество приобретает форму профессионального взаимообучения, имеющая «обратную связь». Таким образом, наставничество направлено на становление и повышение профессионализма всех педагогов образовательной организации независимо от их стажа работы.

7 слайд

Наставничество позволяет сформировать внутри образовательной организации, сообщество педагогов - как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого.

Использование наставничества в образовательной организации:

  • Приносит осознание востребованности, профессионального опыта.
  • Даёт удовлетворённость работой.
  • Способствует систематизации собственных методических материалов.

Наряду с традиционными моделями наставничества, которые предполагают наставничество как взаимодействие между более опытным педагогом- воспитателем и начинающим молодым специалистом в течение определенного периода времени, есть множество новых подходов к организации наставничества в современных организациях.

Традиционные формы работы с наставниками, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.

Ввиду вышеизложенного, в нашей дошкольной организации возникла необходимость в использовании активных форм работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, повышающий уровень их профессионального роста. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

8 слайд

Деятельность дошкольного учреждения напрямую зависит от кадрового потенциала, поэтому возрастает потребность в создании условий для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога. В нашем дошкольном учреждении работают педагоги стаж работы, которых составляет от 10 до 30 лет. Это говорит о том, что большая часть коллектива стабильна, у них хороший творческий потенциал и психологическая подготовка. Но отрицательным фактором, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности, может стать эмоциональное выгорание этих педагогов, а для дальнейшего развития и функционирования дошкольного учреждения нужны инновационные формы работы с педагогами.

Реализуемая в нашей дошкольной организации система наставничества-представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Кроме того, мы считаем, что наставничество-одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Так как наставничество носит субъект-субъектный характер, педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т.п.

Настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию.

9 слайд

Учитывая теоретическую, практическую значимость инновационных форм наставничества мы решили использовать в практике работы инновационные модели наставничества.

«Ситуационное наставничество» (Situational Mentoring) - подразумевает предоставление наставником необходимой помощи всякий раз, когда подопечный нуждается в указаниях и рекомендациях. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Вместе с тем, нельзя упускать из виду, что наставник, по определению занимающий более высокое положение, и его подопечный могут испытывать трудности в налаживании взаимоотношений из-за различий в статусе и принадлежности к разным поколениям.

Например, в рамках реализации проекта «Детский сад для общения» при подготовке к «Клубному часу» самой актуальной для нас является форма

«Ситуационного наставничества» (Situational Mentoring), при котором наставником является старший воспитатель, предоставляющий необходимую помощь и рекомендации при организации и проведении «Клубного часа».

 10 – 11 слайд

Создание механизмов и культуры развития требует вовлечения персонала на всех уровнях организации, независимо от возраста и положения. Однако нередко воспитатели старшего поколения испытывают трудности, когда им приходится осваивать новые технологии и приемы работы, помочь в этом может модель «Реверсивного наставничества» (Reverse Mentoring).

Подобно традиционному наставничеству, эта модель предполагает взаимодействие между двумя сотрудниками. При этом опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам педагога, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т.д.

 Педагог-наставник не только делится собственным опытом с молодым коллегой, но также и учится у него, расширяя свой арсенал навыков и умений, осваивая современные технологии обучения.

Для нас  такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий и интернет коммуникаций, повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации, наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными поколениями.

Например, внутри дошкольной организации проводятся различные смотры-конкурсы, где педагогам нужно подготовить презентации проектов, красочный и яркий дидактический материал, используемый в практике по освоению технологий Н.П.Гришаевой, подготовить картотеку игр по социально-коммуникативному развитию дошкольников. В такой ситуации на помощь приходит реверсивное наставничество, где молодые педагоги учат своих коллег старшего поколения осваивать современные цифровые технологии, без которых не обходится современное образование.

12 слайд

Скоростное наставничество (Speed Mentoring) — это однократные встречи сотрудников с наставником более высокого уровня или специалистом по развитию персонала с целью построения взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими проблемами и интересами. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения наставник - подопечный («равный - равному»).

Например, в рамках реализации инновационного проекта ДОУ «Создание условий для позитивной социализации дошкольника через внедрение авторской технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой в дошкольной организации» одной из эффективных форм по развитию гражданской позиции у дошкольников является  проведение социальных акций. Перед педагогами встаёт проблема, как организовать акцию с выходом за территорию детского сада. Старший воспитатель проводит педагогический час, на котором педагоги обмениваются своими мнениями в организации социальной акции и находят правильное и единое решение данной проблемы.

13 слайд

Наставничество помогает увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности.

 Когда наставник и подопечный встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты, применяют краткосрочную или целеполагающую модель наставничества (Short-Term or Goal-Oriented Mentoring), при этом подопечный должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.

Данную форму наставничества можно с успехом применять, если подопечный уже имеет опыт работы и его развитие может быть переведено в область саморазвития. 

Система наставничества планируется и своевременно корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей педагога, согласуется с планом работы и годовыми задачами дошкольного учреждения.

Например, в графике годового плана работы дошкольного учреждения стояла задача: Открытый просмотр «Ежедневных рефлексивных кругов», как успешное социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Технологию «Ежедневный рефлексивный круг» каждый педагог старается провести в необычном формате. После взаимопосещения открытых просмотров данной технологии, старший воспитатель подводит итоги и называет наиболее интересно проводившего педагога, который в свою очередь делится своими необычными методами и приёмами в области социально-коммуникативного развития детей. В результате такой формы наставничества педагоги осваивают новые педагогические методики, приёмы работы с детьми по данной технологии и обобщают свой опыт работы. 

14 слайд

В результате использования инновационных форм наставничества, педагоги смогли не только повысить профессиональную компетентность педагогов, но и раскрыть свою индивидуальность, выстроить доверительные отношения друг с другом и желание продолжить педагогическую деятельность в новом формате.

Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методической литературы, интернета и других источников информации, но человечество ещё не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений, а это значит, что работа наставников на сегодняшний день востребована.


Предварительный просмотр: