Самообразование

Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2018.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 366 г. Челябинска

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Воспитатель: Мухаметшиной Каримы Ильясовны

Тема:

 «Использование развивающих игр на занятиях по математике с детьми  среднего и старшего дошкольного возраста»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Тема: «Использование развивающих игр на занятиях по математике с детьми  среднего и старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до 7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.                                                  Решающую роль в этом играют развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

Цель профессионального развития на 2017-2018 учебный год:

Изучить новые публикации (статьи, журналы) по использованию развивающих игр  при формировании элементарных математических представлений у дошкольников; современные образовательные технологии.

Задачи: 

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения

             необходимой литературы

  • Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  •  Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
  •  Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) . Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Задачи и содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

№1

Подбор литературы по теме самообразования

Мониторинг, анкетирование

Работа с документацией.

Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов

Работа с личной библиотекой, интернетом

Знакомство и анализ документации.

Сентябрь-декабрь

Перспективный

план для разновозрастной

группы

№2

Знакомство с литературой.

Работа над развивающей математической средой группы. Оформление

уголка группы

Октябрь – апрель

Изготовление пособий, развивающих игр  па ФЭМП

№3

Публикации в Социальной сети работников образования разработок

занятий.

Сентябрь2017-май 2018г

Сертификаты, дипломы

З.А.Михайлова  «Игровые

задачки для дошкольников» Санкт-Петербург ДЕТСВО-ПРЕСС 2016

Ноябрь-декабрь

Создание картотеки, изготовление  наглядных пособий

№4

Использовать Интернет в

поисках дополнительной

информации для работы на

следующих сайтах:

«Социальная сеть работников

образования nsportal.ru»,

«Maaam.ru» и др.

Октябрь 2017года Май 2018 год

Консультации

Изготовление

наглядных

пособий.

№5

Разработка конспектов

образовательных ситуаций.

Октябрь 2017года Май 2018 год

Конспекты

образовательных

ситуаций

№6

Составление консультаций и практических занятий для педагогов, родителей.

Октябрь 2017года Апрель 2018 года

Материал практических занятий, конспекты, памятки

№7

Консультация для родителей «Дома играем  - математику изучаем»

Декабрь 2017года

Памятки

№8

Обогащение предметно - развивающего пространства

Октябрь 2014года Апрель 2015 года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр, демонстрационного материала.

№9

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

февраль

Папка - передвижка

№10

Консультация в родительский уголок «Математика вокруг нас»

Апрель

Памятка

                    Отчет по теме самообразования

Работу по теме начала с подбора и изучения документации, составления плана работы на учебный год, провела первичный мониторинг, который показал важность выбранной мной темы.

                             ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

1.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

2.«Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

3.Емакова Е.С, Румянцева И.Б., Целищева И.И. « Развитие гибкости мышления детей» Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно методическое пособие. СПб.: Речь,2007

4.Н.Б.Истомина «Готовимся к школе» Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста

5.З.А.Михайлова «Игровые задачи для дошкольников»  Игровые задачи для дошкольников. — СП б.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2016. — 144 с., —  (Библиотека программы «Детство»).

6. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. СПб, ООО «Корвет», 2001 г.

                           РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

-Рекомендации для родителей «Математика – это интересно» -

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»                Просмотр родителям  открытых занятий по математике в средней и в старшей группе.

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

 Индивидуальные беседы и консультации: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

Девиз моей работы: 

Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика, - с легкостью и интересом!

Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения.

Развивающие игры математического содержания:

  • Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером.
  • Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
  • Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  • Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю.
  • Развивают творческие способности детей.

 В группе создана  развивающая среда для обеспечения эмоционального здоровья дошкольника.

 Руководя игрой, и организуя жизнь детей в игре, использую игровые приемы обучения.  При этом, игра воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю и поведение в целом, на развитие общих способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков, на развитие любознательности дошкольника как основы интеллектуального развития.

В своей работе я использую игры насыщенные логическим  математическим содержанием.  В них моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В процессе игры дети не видят, что их чему-то обучают, но незаметно для себя дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают, разного рода логические задачи. В группе среди материала, предназначенного для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов, конструкторов, наборов с логическими блоками, цветными счётными палочками и разнообразных головоломок. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

Все игры в уголке «Веселая  математика»  разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребёнок получает первоначально вне игры, в играх лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации.

В нашем уголке находятся развивающие игры математического содержания, которые:

• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером.

• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

• Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

• Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;

• Развивают творческие способности детей.

 Эти игры помогают детям проявлять интерес, развивают интеллект, самостоятельность. Самое главное  в своей работе не делать за детей то, что они могут делать сами.

Занимательный математический материал:

1.Математические, развивающие, логические игры

  • Игры на плоскостное моделирование : игры – головоломки «Танграм», «Листик» «Колумбово яйцо» и др.
  • Объемное моделирование: «Уголки», «Уникуб» и др.
  • Игры – движения: построения и перестроения со счетными палочками
  • Развивающие игры: «Лото», «Домино» и др.
  • Игры логико - математические: блоки, палочки, игры Воскобовича

2.Развлечения

  • Загадки
  • Задачи – шутки
  • Ребусы
  • Головоломки
  • Вопросы - шутки

3.Дидактические игры, упражнения

  • С наглядным материалом,
  • словесные

                                                ВЫВОД

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей занятий к познавательной игровой деятельности.

Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого, активизировалось диалоговое общение, расширился опыт познания. Дети научились пользоваться сенсорными и измерительными эталонами, сравнением и классификацией. Научились планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их. Дети проявляют творчество при решении проблемных ситуаций и задач.

Я  уверена, что знания, которые получили дети  в дошкольном возрасте, помогут им стать умными, любознательными людьми.