Задания для домашнего обучения по теме недели "Мир природы (насекомые)"


Предварительный просмотр:

План работы с детьми в домашних условиях по реализации ООП ДО

Тема недели: «Мир природы  (насекомые)»

Дата: с 11.05-15.05

Задачи: Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о насекомых.

Занятия, согласно регламенту НОД

Дидактические игры

Подвижные игры

Сюжетно-ролевые игры

Экспериментальная деятельность

Художественно-изобразительная деятельность

Список рекомендованной литературы

Развитие речи (подготовительная  гр. 6-7 лет) «Насекомые».

Цель:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что.

Развитие речи - (старшая группа 5-6 лет) тема: «Насекомые»

Цель: учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;

•продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания

Дидактическая игра: «Насекомые. Польза или вред?»

Цель: расширение знаний детей по теме: «Насекомые»

Формировать общие представления о ситуациях, возникающих в жизни человека, и способах поведения в них.

Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Цель: Закреплять знания детей о насекомых.

Дидактическая игра: «Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Приложение №2

Подвижная игра:

 «На охоте»

Цель: расширить знания детей об охоте; развивать наблюдательность, меткость, ловкость, ориентацию в пространстве, умение быстро менять направление движения.

Подвижная игра.

«Кочки»

Цель: расширить знания детей о болоте; учить перепрыгивать с кочки на кочку; развивать ловкость, равновесие.

Подвижная игра: «Успей схватить»

Цель: учить двигаться по кругу; развивать ловкость, быстроту реакции; учить действовать по сигналу.

.

Приложение №3

Сюжетно – ролевая игра:

«Лесное происшествие»

Цель: 

Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;

Приложение №4

Опыт: «Чем нюхает червяк?

Цель: Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.

.

Приложение №5

Поделка: «Гусеница из бумаги»

 Приложение №6

О. Перовской «Ребята и зверята»;

В. Бианки «Сказки и рассказы о животных»; 

Л. Толстой «Лев и собачка»

Обучение грамоте - ( подготовительная гр. 6-7 лет)

«Буква Ю»        

Цель: Звуко-буквенный анализ слов типа ЮЛА, КАЮТА, ТЮЛЬПАН Письмо печатными буквами под диктовку слов, сочетаний слов, предложений, предложений с

предлогами: У Юли уютная каюта.

Подготовка к обучению грамоте (старшая группа 5-6 лет) «Звуки В-Вь

Буква В»        

Цель: Определение места звуков В, Вь в слове (начало, середина). Деление слов на слоги. Составление схем слогового состава.

Математика (подготовительная группа6-7 лет) •

Цель: учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

 умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20.

 Развивать внимание, память, логическое мышление.

Математика (старшая группа 5-6 лет)  

Цель:

РиОМ: « (старшая  гр.) Т:  «Насекомые»

Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

.

Р иОМ  (подготовительная  гр.) «Насекомые»

Цель: формировать представление о насекомых;

дать представление о многообразии насекомых

Приложение №1



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     Приложение №1

Конспект  по познавательному  развитию в подготовительной группе

Тема: «Насекомые»

        

Цель: формировать представление о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление о многообразии насекомых.
  • Упражнять в различении и назывании насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела). Уточнить представления о пользе насекомых.

Воспитательные: Воспитывать интерес, бережное отношение к насекомым. Развивающие:

  • Развивать зрительную память.
  • Обогащать словарный запас по теме.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Материалы и оборудование: Предметныекартинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Фланелеграф, цветы из бумаги, дидактические игры: «Разложи по группам», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом». Сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку. Стол, покрытый зеленой тканью, письмо, игрушки насекомых (пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, паук).  

Предварительная работа:  

Чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика»  В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук».

Подвижные игры с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики».

Наблюдение за насекомыми в весенне - летний период на прогулках.  

Ход занятия:

Организационный момент

Упражнение «Перекрестные шаги»

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

  Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на нем лежат цветы и письмо.  

Воспитатель: Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? (Читает  письмо) - «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель: Ребята, с насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь?  

Основная часть

Воспитатель читает стихотворение:

Однажды над насекомыми

 Пронёсся злой паук.

На полянке разноцветной

 Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.  

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,  

И доброту возьми, И этим насекомым   Скорее  помоги!

Воспитатель: А чтобы помочь насекомым, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. (Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова)

  • Закройте все глаза и повторяйте за мной: «Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!».  
  • Вот мы  с вами превратились в насекомых и летим на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Загадки:

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза,Называют ее…(стрекоза).

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

Сок цветов душистых пьет,  Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила  А зовут ее... (пчела).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Он работник настоящий Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом  (муравей).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,  Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок (бабочка). - Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей, Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки  (божья коровка).

  • А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?  
  • Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

(насекомые).

  • Что общее у всех насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок).
  • А паук – это насекомое? (нет, не насекомое).

Воспитатель: Все пауки являются хищниками, питаются преимущественно насекомыми. Пауки ловят добычу при помощи паутины. Поймав добычу, паук убивает её ядом и впрыскивает в неё пищеварительные соки. По истечении некоторого времени (обычно нескольких часов) паук высасывает образовавшийся питательный раствор.

  • Назовите насекомых, которые относятся к хищным? (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
  • Почему их называют хищниками? (потому что они охотятся за другими насекомыми.)
  • Назовите полезных насекомых? (бабочка, пчела, муравей.)
  • Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравьи? (пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы).
  • Назовите вредных насекомых? (муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений).
  • Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдемте дальше.

Физ/минутка «Сороконожка»

  1. Шла сороконожка (идут ритмичным шагом, слегка пружиня)    По сухой дорожке.
  2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (останавливаются и приседают.)  - Ой, промокнут сорок лап!
  3. Насморк мне не нужен! (идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),     Обойду я лужи!
  4. Грязи в дом не принесу, (останавливаются, трясут одной ногой),     Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой). 5. И потопаю потом, (топают ногами)
  • Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель: Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

(садятся возле фланелеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.)

Игра  «4 лишний»  

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.      
  • Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

Игра «Разложи бабочек на группы»

Воспитатель: Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить бабочек по группам.

  • По какому признаку  можно разложить бабочек? (по форме, по цвету, по величине) Дети выполняют задание.
  • Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы!

(Появляются игрушки кузнечика и жука).  

Воспитатель: Продолжим  путешествие.  

 Дидактическая игра «Что сначала, что потом»  Появляется гусеница (игрушка):

  • Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.  

Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.  

  • Что сначала откладывает бабочка?    (Бабочка откладывает яйца).  
  • Кто появляется из яйца?                     (Из яйца появляется гусеница)
  • Что делает гусеница?                          (Она питается листьями и растет.)
  • В кого она превращается?                  (Гусеница превращается в куколку)
  • Кто выходит из куколки?                      (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать).  

Воспитатель: Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку  по  картинкам.  

Рассказы по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.  
  • Потом появилась   гусеница.          
  • Гусеница питалась листьями и росла.        
  • Потом гусеница превратилась в куколку.          
  • Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Итог занятия

Воспитатель: Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

Посмотрите, какая полянка стала красивая. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться домой.  

(Воспитатель  берет волшебный цветок и произносит слова) -  Закройте глаза и повторяйте за мной:

  • Ты цветочек, помоги и в людей нас преврати! (дети открывают глаза).

Воспитатель: Вам понравилось быть насекомыми?

  • А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
  • Какая игра вам больше всего понравилась?
  • Вы все сегодня были молодцы!

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (старший дошкольный возраст) тема: «Насекомые»

Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.

Задачи:

Образовательные

         -расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

          -обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к            условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-продолжать учить отгадывать загадки.

- развивающие

-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

-активизировать и расширять словарный запас;

-развивать связную речь.

Воспитательные

          -прививать бережное отношение ко всему живому;

          -замечать красоту окружающей природы;

-воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.

Предшествующая работа

  Чтение художественной литературы К.Ушинский «Капустная бабочка», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».

  Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые».

Наглядно - дидактический материал

  Предметные картинки - карточки ( животные, птицы, насекомые), пиктограммы, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).

                                                 Ход занятия

( На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).

Воспитатель -  Подойдите и выберете себе карточку, на которой  изображено насекомое.

(дети выбирают)

Воспитатель - Кто какое насекомое нашел?

(дети - Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар )

Воспитатель - Молодцы! А что же общего у всех насекомых?

(дети - Голова, грудь, брюшко, 6 ног)

Воспитатель - Верно, и когда же появляются насекомые?

(дети - Весной)

Воспитатель  - Почему весной?

(ответы детей, выкладывание пиктограмм)

Солнце начинает греть - (пиктограмма солнце),

увеличивается день, много света - (пиктограмма лампочка),

появляются растения - (пиктограмма растение),

появляются насекомые  - (пиктограмма насекомое).

(дети выбирают нужные пиктограммы из множества других)

Воспитатель - Молодцы! Все правильно рассказали и выложили.

Воспитатель - Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.

(воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)

Воспитатель  - Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?

(дети - На полянке)

Воспитатель - Присаживайтесь на полянку.

воспитатель - Что же может расти на полянке?

(дети - Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)

Воспитатель - Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?

(дети - Насекомых)

Воспитатель - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?

(дети - Хотим)

Воспитатель - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.

                         Одевает эта крошка

                         Платье красное в горошек.

                         И летать умеет ловко,

                         Это … (божья коровка).

(дети - Божья коровка)

Воспитатель -  какая она?

(дети - красная, яркая)

Воспитатель -  Значит, и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?

(дети - Выделяет горькую, желтую жидкость)

Воспитатель - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?

(дети - Я не съедобная!  Не прикасайтесь ко мне!)

Воспитатель - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?

(дети - Полезное)

Воспитатель - Какую пользу приносит?

(дети - Она уничтожает тлю)

Воспитатель - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.

Воспитатель - Отгадайте следующую загадку.

                         Спал цветок и вдруг проснулся,

                         Больше спать не захотел.

                         Шевельнулся, встрепенулся,

                         Взвился вверх и улетел.

(дети - Бабочка)

Воспитатель - Чем питается бабочка?

(дети - Соком растений, нектаром)

Воспитатель - Как она пьет нектар?

(дети - Хоботком)

Воспитатель - Можно ли ловить бабочек? Почему?

(дети - Нет, мы можем поранить бабочку)

Воспитатель - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?

(дети - Погибнет)

Воспитатель - Как вы  думаете, пользу или вред приносят бабочки?

(дети - Пользу, опыляют растения)

Воспитатель - Следующее насекомое.

                         Он работник настоящий,

                         Очень - очень работящий.

                         Под сосной в лесу густом

                         из хвоинок строит дом.

(дети - Муравьи)

Воспитатель - Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?

(дети - Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).

Воспитатель - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?

(дети - Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

Воспитатель - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

(дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

Воспитатель - Муравьи полезные или вредные насекомые?

(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)

Воспитатель - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.

Воспитатель - Эта загадка про кого?

                         Прыгает пружинка -

                         Зеленая спинка,

                         С травы на былинку,

                         С ветки на тропинку.

(дети - Кузнечик)

Воспитатель - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

(дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

Воспитатель - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

(дети - Мы услышим, как он поет)

Воспитатель - Чем он делает такие звуки?

(дети - Крыльями)

Воспитатель - Верно, он трет одно крылышко  о другое  и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?

(дети - Стрекочет)

Воспитатель - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.

Воспитатель - Каких полезных насекомых еще знаем?

(дети – Пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух)

Воспитатель - Назовите вредных насекомых?

(дети - Муха, комар - разносят болезни, грязь)

Воспитатель - Верно, теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.

Игра «Кого не стало»

( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела,  муравей,  кузнечик, стрекоза, муха, бабочка) Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются.  Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются,  и угадывают, кого не стало)

Воспитатель - Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и  медленно покружимся.

(Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы)

Воспитатель - Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка на полянку, кого мы там видели?

(дети - Насекомых)

Воспитатель - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?

(дети - Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)

Воспитатель - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?

(дети - Комар и  муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

Воспитатель - Молодцы! Все верно рассказали.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Насекомые».

Цели:

Образовательные:

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что.

Воспитательные:

Воспитывать доброе и заботливое отношение к насекомым.

Развивающие:

Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

1. Ход занятия.

Отгадайте загадку:

Кузнечик, бабочка, пчела

И муравей, и стрекоза.

Мы даже муху позовем,

Но как мы всех их назовем? (насекомые)

2. Организационный момент. Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

— Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Чтение стихотворения:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги.

Воспитатель:

- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил паук. Вы готовы? (Ответы детей).

Воспитатель:

-А вот и первое задание от паука, чтобы спасти стрекозу и пчелу, нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

3. Загадки.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее (стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее… (пчела).

Беседа по теме.

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф).

А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

—Закройте все глаза и повторяйте за мной:

— Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

• Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

• Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

• Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка).

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

(Ответ детей).

Воспитатель:

- Какой основной признак всех насекомых?

(Ответы детей)

Воспитатель: Почти у всех насекомых по 6 лапок, есть крылышки и усики.

Воспитатель: Назовите вредных насекомых.

(Ответы детей).

Воспитатель: Муха –разносит микробы, комар- кусает людей.

3. Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

2. По сухой дорожке.

3.Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)

4. Ой, промокнут сорок лап!

5. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

6. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой, Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

И потопаю потом (дети топают ногами)

— Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

Игра «4 лишний».

Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит,очень недовольна:

— Про насекомых разговариваете, а про меня вы что забыли?

Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.Воспитатель проводит беседу:

— Что сначала откладывает бабочка?Ответы детей:

— Бабочка откладывает яйца.Воспитатель:

— Кто появляется из яйца?Ответы детей:

— Из яйца появляется гусеница.Воспитатель:

— Что делает гусеница?Ответы детей:

— Она питается листьями и растет.Воспитатель:

— В кого она превращается?Ответы детей:

— Гусеница превращается в куколку.Воспитатель:

— Кто выходит из куколки?Ответы детей:

— Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать

.Воспитатель:

— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

4. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свв на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

5. Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Воспитатель: Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)

Воспитатель:Закройте глаза и повторяйте за мной:

- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

(Ответы детей.)

Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Садитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

Конспект занятия по развитию речи в старшей  группе

Тема: «Насекомые»

Задачи:

учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;

·продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

·закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

· закреплять употребление существительных в родительном падеже;

· активизировать словарь по теме «Насекомые»;

· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;

·воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых

.

Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема, картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых.

Ход занятия

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»

  Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- Жук, пчела, муравей, кошка;

- слон, бабочка, шмель, гусеница;

- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- ёлка, таракан, муха, кузнечик;

- паук, бабочка, комар, кровать.

Отвечает   ребёнок, которому  воспитатель кидает шарик или мячик.

  После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:

- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает).

- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:

Проводится пальчиковая игра «Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(делают маховые движения кистями рук)

А за нею шмель-шмелек -

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

(загибаем пальцы, начиная с большого).

  Как фонарики глаза.

(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),

Пожужжали, полетали (машем ладошками),

  От усталости упали (роняем ладони на стол).

А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

image

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека).

Физминутка

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту)

Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).

А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.

- Какие насекомые уселись на ромашку?

- Давайте расскажем, кто где находится?

И поиграем в игру «Закончи предложение».

· Муравей сидит около…(цветка)

· Божья коровка ползёт по… (листу)

· Шмель спрятался под…(листом)

· Гусеница сидит на… (цветке)

· Бабочка порхает над…(цветком)

· Жук сидит под…(цветком)

· Стрекоза летает около…(цветка)

- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?

Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)

Итог: Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Гласный звук Ю, буква Ю, ю»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности .

Задачи:

  • Создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
  • Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирать стиль общения;
  • Создать условия для формирования умения понимать учебную задачу и выполнять ее;
  • Создать условия для взаимодействия друг с другом, умение работать в микро-группах, воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность инициативность;
  • Закреплять звук [ю] и букву Ю, формировать умения находить эту букву в трёх позициях, упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях, прививать любовь к чтению, прививать усидчивость.

Материал: письмо, палочки, мяч, карточки слов, картинки со словами на букву Ю.

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Организационный момент: Воспитатель предлагает детям пройти к своим местам за столами, но не садиться на стулья.

- Ребята, внимание! Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те, чьи имена начинаются на согласный звук (дети думают и выполняют указания воспитателя)

Молодцы!

- Ребята,  к нам в группу пришло  письмо (показываю). Что  написано на конверте, я не могу понять, так как все буквы рассыпались, но я надеюсь, что вы мне поможете? (ответы детей) Помогите их собрать. Обсуждаем варианты (Юра). 

- Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

«Меня зовут Юра, я  ученик первого класса. Я учусь в той же школе, куда и вы скоро пойдете. Я решил вас проверить - готовы ли вы к школе.

Юра прислал задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать, что готовы к школе.

- Вы готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями? (ответы детей)

- Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы).  Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

Основная часть

1 задание:

- Отгадайте любимую букву Юры? (ответы детей) (Ю)

Это буква «Ю».

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю».

Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показываю). 

Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный? (ответы детей)

- Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем? (ответы детей) А, О, У, Е, Я, И, Ы

- Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки? (ответы детей) Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

- Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите звук Ю? (ответы детей) Два.

- А какие это звуки? (ответы детей) [й] и [у]

Правильно, в букве Ю живут два звука «Й», «У» Но пишем мы только одну букву Ю.

Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю: (ответы детей)

Юрта, юмор, юла, Юпитер, юнга.

А сейчас посмотрите как звук Ю обозначается гласной буквой Ю.

2 Задание: Нарисовать букву Ю в воздухе. 

- Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю? (ответы детей)О

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква….(ответы детей) Ю.

3 Задание: Составить букву Ю из палочек.

4 Задание: Коллективное составление отгадки на загадку

Ночь, но если захочу,

Щелкну раз,-

И день включу (ответы детей)  (Выключатель)

- Давайте посчитаем, сколько слогов в   слове « Выключатель»? (прохлопываем) 4 слога

- Какой первый звук? (ответы детей) В

- Какой последний звук? (ответы детей) Ль

 Где стоит буква «Ю»? (ответы детей) в середине

5 Задание: Игру «Ты - я»

- Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время и  предлагает поиграть с мячом в  игру «Ты - я».

Становитесь в круг, я бросаю мяч и спрашиваю: Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь, я делаю.  Например:

Ты, Читай –  Я читаю        

Плавай -

Рисуй  -         

Прыгай -

Играй -

Пой -

Бегай -

Кушай -

Стой -

- Где стоит буква «Ю»? (ответы детей) в конце

6 Задание: «Где спрятался звук Ю» 

 

- Ребята, где находиться звук в слове?

В начале: юла, Юпитер, юнга (ответы детей)

В середине: ключ, тюль, клюв (ответы детей)

В конце: рою, дую, жую, грею (ответы детей)

Физкультминутка «Юрта»

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра – скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

А теперь сменю я ножку.

И на ней крутнусь немножко,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

7 Задание: «Добавь букву Ю»

- Ребята, посмотрите на доске написаны слова, но у них потерялась последняя буква Ю, ее нужно будет дописать и прочитать получившееся слово (вызываю к доске по очереди несколько человек, ребенок пишет букву и читает слово)

МО (Ю), РО (Ю), КУ (Ю), ПО (Ю), ЛА (Ю), ВО (Ю), ЖУ (Ю), ДУ (Ю)

Молодцы, все справились!

8 Задание: «Назовите то, что нужно взять в школу»

Ребята, я сейчас прочитаю Юрин рассказ «Как я собираюсь в школу», послушайте внимательно и назовите то, что Юре нужно взять в школу.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

Я кладу в него….  (ответы детей)  пенал, тетради, учебники, альбом, линейку, дневник (назвать по очереди)

Это все - школьные принадлежности.

Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

9 Задание: практическое «Обведите букву Ю по точкам, найдите и раскрасьте спрятавшуюся букву Ю среди других букв»

- Как вы думаете, вы справились с заданиями? (ответы детей) 

- Может ли Юра сказать, что вы готовы к школе? (ответы детей) 

Заключительная часть

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Сколько звуков живет в букве Ю?

- Сколько букв вы будете писать, если услышите звук (ю)?

- Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий, если да, то какие?

- Все молодцы, спасибо за работу!

Конспект занятия  по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки (В - ВЬ), буква В».

Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.

Задачи:

1)  Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование:     сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове», предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.

Ход занятия.

1.Организационный момент

Ребенок:

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди, входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень мы рады видеть всех Вас!

Психогимнастика.

Педагог:

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

(радостные лица)

Педагог: Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это  загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.

                    Сегодня вы, ребята, сами

                Пойдёте волшебными путями

                По очень необычной стране

                И побываете там везде!

                Все звуки речи там живут,

                Они давно вас ждут.

                Вы попадёте в их владенья,

                И вам должно хватить уменья

                Все испытания пройти,

                Не сбившись с верного пути! 

2.Повторение пройденного материала.

Педагог: Что мы слышим?

Дети: Звуки.

Педагог: Какие бывают звуки?

 Дети: Гласные и согласные.

Педагог Почему мы их называем «гласные звуки»? 

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.

Педагог: Назовите, согласный звуки.

Дети: М П Б…

Педагог: Почему мы их так называем?

Дети: Они не тянутся и не поются!

3. Сообщение темы

Педагог: Поиграем мы в игру:

Я знаю много имен мальчиков и девочек:

Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?

Дети: Звук В.

Педагог: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?

ДетиЗвук Вь.

Педагог:  Сегодня мы познакомимся со звуками ВВь и с буквой В.

Зубками мы нижнюю губу прикусим,

 Между ними голос пустим.

Звук В – согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.

- Чем отличаются звуки?

Дети:  Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.

Педагог: Что общего?

 Дети:  Звуки В и Вь согласные, звонкие.

 4. Развиваем фонематический слух

Педагог: Звуки В и Вь любят играть:

Подними синюю карточку, когда услышишь звук В

Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь.

(логопед называет сначала звуки: В В Вь В Вь Вь…, затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….)

- Молодцы!

 5. Определить место звука в слове.

Педагог: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и

назовем, что на них нарисовано.

 В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка

Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи)

Педагог : Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале,

в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

Физ.минутка.

А сейчас мы с Вами дети

Улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз.

1,2,,3,4-

Вот летит ракета ввысь.

 6. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.

ВА-ВЯ                            ВЫ-ВИ                          ВЯ-ВА

ВО-ВЁ                             ВУ-ВЮ                         ВИ-ВЫ

ВЭ-ВЕ                                                                    ВЁ-ВО

7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.

 Педагог :Игра «Путаница».

Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.

Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь?

Какое слово лишнее?

Дети: ВАРЕЖКА

Педагог :Почему это слово лишнее?

Дети:  В слове  ВАРЕЖКА первый звук В -  согласный, твердый, звонкий.

 В остальных словах первый звук Вь.

Педагог :делим слово ВАРЕЖКА на слоги.

Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?

Дети: В этом слове три слога.

Педагог :Составьте предложение с этим словом.

Дети: Бабушка связала теплые варежки.

Педагог: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении четыре слова.

Назовите первое  (второе…) слово.

Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)

8.Знакомство с буквой.

Педагог :Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Педагог:  «В» - буква очень важная

                  Воображала страшная.

                  Грудь колесом, живот надут,

                  Как будто нет важнее тут.

(Логопед выкладывает на наборном полотне букву В)

Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;

Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5

В космос полетел отряд,

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, каметы,

Большую желтую луну.

Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,

 покажите на пальчиках сколько правильных букв.

 9.Игра «Собери цветочки».

Педагог: Ребята в письме еще оказалось 2 ромашки, с зеленой и синей серединой.

Как вы думаете,  почему они именно с такими серединками? Правильно, на одной ромашке живут слова с мягким звуком, а на другой с твердым! Но к сожалению, пока письмо шло к нам, лепесточки у ромашки рассыпались, давайте соберем ромашки, и поместим слова по соответствующим серединкам.         

 (К синему кружку  дети собирают лепестки, на которых  картинки со звуком  В, к зеленому картинки со звуком ВЬ. )

Педагог проверяет выполнение задания.

10. Итог занятия.

ПедагогМы с вами  выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?

 (педагог  открывает конверт и достает карточку с ребусом).

Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя

 (слова: валенки облако волк  аист – ВОВА.)

Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе,  и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?

Дети: Да.

Педагог: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма

 С какими звуками мы знакомились?

   Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?

Конспект занятия по математике в подготовительной группе

   Задачи:

   • учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

   • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

   • умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20.

   • Развивать внимание, память, логическое мышление.

   

Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Мяч, 1 квадрат, 4 прямоугольных треугольника.

   Раздаточный материал. Цветные карандаши, тетради в клетку с образцом узора (см. рис. 75), конверты с разрезанными квадратами (1 квадрат и 4 прямоугольных треугольника; см. рис. 76), карточки с цифрами и арифметическими знаками.

Методические указания

   I часть. Игровое упражнение «Считай дальше».

   Дети встают в колонну. По заданию воспитателя они над головой передают мяч назад и называют числа от 1 до 20, а затем передают мяч между ногами вперед и называют числа в обратном порядке.

   II часть. Игровое упражнение «Составим задачу».

   Дети в тетрадях отсчитывают три клетки вниз от предыдущего задания.

   Воспитатель дает задание: «Красным карандашом поставьте точку и проведите отрезок длиной в три клетки. Возьмите синий карандаш и продолжите его: нарисуйте отрезок, равный семи клеткам. На какие арифметические действия может быть составлена задача?» (Сложение или вычитание.)

   Дети составляют задачи и соединяют дугами три и семь клеток в зависимости от арифметического действия.

   Воспитатель выслушивает составленные задачи и уточняет: «На какое арифметическое действие задача? Правильно ли составлена задача?»

   Дети выбирают задачу на сложение, которую будут решать, повторяют ее, определяют структуру, выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись, отвечают на вопрос задачи и обосновывают ее решение.

   Аналогично дети выбирают и решают задачу на вычитание.

   Физкультминутка

   Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие действия.

Бабушка кисель варила (Правой рукой «помешивают кисель».)

На горушечке, (Соединяют кончики пальцев, а ладони разводят в стороны.)

Для Андрюшечки. (Кладут правую руку на грудь.)

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог. (Скрещивают большие пальцы и делают взмахи остальными пальцами.)

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил. (Несколько раз ударяют пальцами по ногам и вытягивают руки вперед.)

Вот и нету киселька (Разводят руки в стороны.)

В черепушечке (Складывают ладонь «горстью».)

У старушечки

На горушечке. (Изображают горку.)

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (Качает головой влево, вправо.)

Не плачь, бабка, не рыдай! («Грозят» указательным пальцем.)

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя.

Во-о-от столько! (Правой рукой «помешивают» кисель и разводят руки в стороны.)

   III часть. Игровое упражнение «Рисуем узор для бабушкиного фартука». У детей тетради с образцами узора (см. рис. 75).

   Рис. 75

   Воспитатель предлагает детям дорисовать узор до конца строки и украсить его точками, линиями, геометрическими фигурами и т. д.

   IV часть. Игровое упражнение «Собираем коврик». У детей в конвертах разрезанные квадраты (см. рис. 76).

   Рис. 76

   Воспитатель с детьми рассматривает и определяет геометрические фигуры.

   Предлагает детям сделать для бабушки коврик квадратной формы из частей фигуры. Вызванный ребенок выкладывает его на доске.

   После выполнения задания дети рассказывают, из каких геометрических фигур они составили коврики.

Конспект занятия по математике в старшей группе.

Задачи:

   • Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.

   • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

   • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Картинка с изображением космического пространства и космического корабля, мяч, карточки с изображением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки.

   Раздаточный материал. Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бумаги, круги.

   Методические указания

   Игровая ситуация «Полет в космос».

   Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображением космического пространства и космического корабля. Предлагает совершить полет в космос и раздает эмблемы в форме разных геометрических фигур.

   I часть. Тренировка «космонавтов» перед полетом.

   • Дидактическая игра «Считай дальше».

   Игра проводится с мячом. Воспитатель называет число, передавая мяч ребенку, а дети считают от названного числа до 10.

   • Игра «Назови соседей».

   Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше и на один меньше).

   Под музыку дети имитируют полет.

   II часть. Игровое упражнение «Найди свой сувенир».

   Дети приземляются на неизвестную планету. На стульчиках и подоконниках разложены карточки с изображением предметов разной формы. Дети находят «сувенир», форма которого соответствует форме эмблемы, и объясняют свой выбор.

   Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет.

   III часть. Игровое упражнение «Соберем ракеты».

   Воспитатель показывает макет ракеты (силуэтное изображение) и предлагает детям помочь инопланетянам собрать космические корабли. Дети запоминают строение ракеты и выкладывают такие же из геометрических фигур, стоя у столов.

   Под музыкальное сопровождение полет продолжается.

   IV часть. Продолжение полета.

   Воспитатель предлагает продолжить полет с помощью ручного управления. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг – пульт управления в середине листа.

   Воспитатель дает команды:

   – впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол;

   – навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;

   – приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;

   – пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;

   – переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину.

   Полет продолжается под музыку.

   V часть. Игра «Найди свой космодром».

   Дети приземляются на свои космодромы, формы которых соответствуют формам эмблем (космодромы составлены из шнуров и физкультурных палок и имеют формы квадрата, круга, прямоугольника, овала, треугольника).



Предварительный просмотр:

                                                                                    Приложение №2

Дидактическая игра: «Насекомые. Польза или вред?»

Цель: расширение знаний детей по теме: «Насекомые»
Задачи:
1. Формировать общие представления о ситуациях, возникающих в жизни человека, и способах поведения в них.
2. Развивать правильное поведение по отношению к насекомым.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Предварительная работа: знакомство с насекомыми.
Ход игры:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/4/11780_9631523dd8d230638dbcf16ec3250f41.png.jpg


Ситуации, изображенные на рабочем поле:
- насекомые являются пищей для птиц;
-украшают природу;
- являются переносчиками заболеваний;
- производят мед, лекарственные препараты: прополис, муравьиный спирт;
- жалят, кусают, что может вызвать различные инфекции;
- опыляют растения, благодаря чему появляются плоды;
- являются пищей для рыб;
- сосут кровь, что вызывает зуд;
- грызут растения;
- рыхлят землю;
- уничтожают вредных насекомых;
- портят плоды.
1. Между детьми распределяются картинки в равном количестве. На доске прикрепляются два смайла (с улыбкой – «Польза» и без – «Вред»). Детям предлагается ответить, что на карточках говорит о пользе насекомых, а что об их вреде, и соответственно, разместить их под необходимыми смайлами, пояснив свой выбор.
После того, как выбор сделан, обговариваются вопросы: «Нужны ли насекомые?», « Что будет, если исчезнут все насекомые?» «Можно ли бороться с вредом, который приносят насекомые? Каким образом?»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/4/11780_5b75d79187229ad8af748320078be358.png.jpg


2. Так же данная игра может быть использована для закрепления материала, для чего используется неразрезанный лист с ситуациями. Для игры с соревновательным эффектом необходимо количество карточек, равное количеству участников. По сигналу дети раскладывают смайлики: «Польза», «Вред» на рабочем поле. После завершения сравнивают с образцом (неразрезанный лист со смайлами). Выигрывает тот, кто раньше других выполнил задание и не ошибся при выборе ответов.

Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Цель: Закреплять знания детей о насекомых.

Методика проведения: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

Вариант 1:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

  10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Вариант 2: Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник,  зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Дидактическая игра:  «Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Дидактический материал: Карточки с объектами живой  природы.

Методика проведения:  Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.



Предварительный просмотр:

                                                                                    Приложение №3

Подвижная игра «Успей схватить»

Цель: учить двигаться по кругу; развивать ловкость, быстроту реакции; учить действовать по сигналу.

Дети выстраиваются по кругу, а в центре складывают предметы (игрушки, кубики, кегли). Их количество должно быть на один меньше, чем игроков.

Все участники начинают двигаться (идти, бежать вприпрыжку). Когда прозвучит сигнал (хлопок, свисток, выключение музыки) каждый должен взять по одному предмету в руки. Тот, кому ничего не достанется, выходит из игры.

Один предмет убирается, и игра проводится заново. В конце игры остается самый ловкий участник.

Подвижная игра «Кочки»

Цель: расширить знания детей о болоте; учить перепрыгивать с кочки на кочку; развивать ловкость, равновесие.

Перед началом игры создаются две дорожки из кочек. Дети делятся на две команды.

Задание игры: пройти по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку. Нельзя оступиться и сойти с кочки. В таком случае участник должен вернуться на стартовую линию и приступить к выполнению задания заново.

Игра заканчивается, когда все участники одной команды перейдут на другую сторону болота. Победит тот, кто сделает это первым.

Подвижная игра «На охоте»

Цель: расширить знания детей об охоте; развивать наблюдательность, меткость, ловкость, ориентацию в пространстве, умение быстро менять направление движения.

Два участника будут охотниками. Они становятся по краю игровой площадки. Один получает мячик.

Остальные игроки исполняют роль уток, на которых будет вестись «охота». Они располагаются в центре.

Ход игры заключается в том, что охотники перебрасывают мяч друг другу, пытаясь попасть им по участникам — уткам. Дети пытаются уворачиваться от мячика, перебегая от одной стороны площадки к другой.

Если мяч коснется кого-то из игроков, то он отходит в сторону. Игра заканчивается, когда все «утки» будут выбиты. После этого среди детей перераспределяются роли, и игра начинается заново.



Предварительный просмотр:

                                                                                             Приложение №4

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесное происшествие»

Цель: На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Задачи:

1. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;

2. Формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, физические качества, самостоятельность и ответственность ребёнка;

3. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).

Подготовка к игре:

- Приготовление спортивного оборудования: дуга, имитация кочек и пр.

- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Больница»: носилки, инструменты, бинты и т. д.

- Приготовление средств тушения пожара: ведра огнетушители пр.

- Приготовление атрибутов для журналистов: микрофон, видеокамера, бейджики и т. д. - Чтение рассказов В. Бианки «Лесные путешествия»

- Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей»«Лиса и рак»«Лисичка-сестричка и серый волк» и др.

- Рассматривание иллюстраций из «Энциклопедии о животных»

- Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях

- Рассказ воспитателя о профессиях пожарных, спасателей, журналистов, ветеринаров.

- Беседа о правилах поведения людей в природе.

- Дидактические игры: домино «Мы из красной книги России»

- Подвижные игрыс элементами имитации:

«Птицы»«Лес. Сад. Огород»«Где спрятался зайчик» Научить пользоваться микрофоном, брать интервью, снимать на видеокамеру, бинтовать пострадавшего, нести носилки, оказывать первую помощь, применять элементы тушения пожара.

Сопутствующие сюжеты:

Ветеринарная клиника Ветеринар

Пинцет, вата, бинты, зеленка, йод. Осматривает животных, оказывает им помощь. Сейчас мы тебя полечим. Посмотрим.

Водители

Руль, макет автомобиля Перевозят пострадавших из леса в больницу. Держитесь, скоро приедем!

Спасатели

Носилки Расчищают завалы. Переносят пострадавших зверей на носилках. Скорее, скорее! Сейчас мы вам поможем.

В лесу Пожарные Ведра, огнетушитель, каска, защитная одежда, лопата. Тушат пожар«наливают» воду в ведра, разворачивают шланги, направляют их на огонь. Давай, давай! Быстрее!

Сильнее напор!

На месте происшествия Журналисты Микрофон, бейджики, видеокамера. Снимают на видеокамеру события с места происшествия, берут интервью у спасателей и пожарных. Мы снимаем репортаж из леса с места событий! По нашим данным кто-то развел костер и из-за неаккуратного с ним обращения в лесу разгорелся пожар…

В больнице:  Санитары Пинцет, вата, бинты, зеленка, йод, ложечки, баночки с лекарствами, стаканчики с водой. Выполняют указания ветеринара, оказывают животным медицинскую помощь и уход. Потерпите, будет не больно, сейчас мы вас подлечим, скоро все заживет.

Обогащение и активизация словаря:

Ветеринар, бедствие, происшествие, эвакуация, милосердие.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на гостей, приветствуют их и строятся вокруг воспитателя.

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь:

- Ребята, нам срочная телеграмма. Открывает конверт и читает: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка – Весточка. Помогите! Спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костёр. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и убежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса. Помогите! Спасите!»

Воспитатель:

- Ребята, мы можем помочь жителям леса? А как? (варианты ответов детей) Кто может потушить пожар? (пожарные) Оказать первую помощь животным? (спасатели, санитары) Как называется врач, который лечит животных? (ветеринар) А кто может рассказать другим людям о том, что произошло(журналисты)

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Лесное происшествие». Давайте распределим роли. Кто хочет быть пожарным? (2 человека). Что вам нужно для игры, чтоб потушить пожар? (огнетушитель, ведро, лопата, одежда) Берите все необходимое. Лес у нас будет здесь. Вот деревья, пострадавшие животные, пожар будем тушить здесь.

Совместное распределение ролей, раздача атрибутов, определение расположения игрового пространства, проговаривание примерных игровых действий, речевых оборотов, правил поведения в природе.

Воспитатель исполняет роль «начальника спасательной операции». Остальные роли обыгрывают дети. Педагог стимулирует детей на диалог в процессе игры. На тушение пожара отправляются пожарные, спасатели, девочки – санитарки, а так же журналисты.

Воспитатель:

- Я буду начальником спасательной операции.

- Но, чтобы попасть в лес,нам нужно пройти следующие препятствия:

1) пройти по глубокому «снегу» (ходьба с высоким подниманием ног);

2) проползти под дугой, имитируя препятствия пожара в лесу;

3) перепрыгнуть с кочки на кочку на двух ногах.

Воспитатель:

- Пожарные, тушите скорее огонь. Спасатели переносите пострадавших зверей в машину и везите их в больницу. В больнице девочки – ветеринары лечат зверей. Санитары оказывают им помощь. Журналисты ведут репортаж с места событий.

Окончание игры

Воспитатель собирает детей вокруг себя:

- Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как мы сегодня дружно играли и сумели помочь лесным жителям. Жаль, что бывают такие люди, которые не умеют обращаться с огнем. Давайте подведем итог:

- Можно ли разводить огонь в лесу? (не желательно) Но, если все-таки пришлось его развести то, что нужно сделать? (потушить) Чем? (залить водой или засыпать землей, песком)

Оценка игры

1 вариант

Воспитатель:

- Ребята, что вам больше всего понравилось во время игры(Ответы детей.)

После того как пожар потушен, и животные спасены, воспитатель дает оценку взаимоотношений детей, например: «Ребята, я заметила, что во время игры вы старались помогать друг другу, но были недостаточно внимательными, торопились и не всегда уступали друг к другу. Нести носилки нужно было медленно и аккуратно»; и беседует о причинах пожара, закрепляя правила поведения людей в природе.

2 вариант

- Ребята, давайте вспомним, люди какой профессии могут рассказать другим людям о том, что произошло в лесу(журналисты)Теперь я буду журналистом и возьму у вас интервью:

- Скажите, /имена детей/, вам понравилось быть пожарными? Почему?

- А вам понравилось быть спасателями? Как вы считаете, вы справились со своей задачей?

- Почему ты захотел быть ветеринаром? Ты был хорошим врачом? Как ты играл?

- В следующий раз мы с вами снова поиграем в такую игру.



Предварительный просмотр:

                                                                                               Приложение № 5                                                                                                                                                          

Опыт :Чем нюхает червяк?

Цель: Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.

Материалы: земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.

Описание:

Дети рассматривают червяка через лупу, выясняют особенности его строения (гибкое членистое тело, оболочка, отростки, с помощью которых он передвигается); определяют, есть ли у него обоняние. Для этого смачивают вату пахучей жидкостью, подносят к разным частям тела и делают вывод: червяк чувствует запах всем телом.

Вопросы: Назовите подземных жителей, которые живут у нас под ногами? Чем питаются  дождевые черви? Какую пользу приносят природе? Почему червяк такого неприметного цвета, невзрачной окраски? Какая поверхность у дождевого червяка? Почему во время дождя они выползают на поверхность земли? Какой частью тела  червяк чувствует запах?

     



Предварительный просмотр:

https://vtemu.by/wp-content/uploads/2018/04/000-21.jpgПоделка: «Гусеница из бумаги»

https://vtemu.by/wp-content/uploads/2018/04/2-33.jpg

                     

       Распечатать готовые шаблоны гусеницы, аккуратно вырезать  их

Гусеница из бумаги своими рукамиГусеница из бумаги своими руками

https://vtemu.by/wp-content/uploads/2018/04/3-36.jpg

А затем приклейте каждую полоску, формируя тем самым объемное подвижно тело.

Теперь приклейте вырезанную из красной бумаги голову гусеницы. Не забывая про зеленые усики.Гусеница из бумаги своими рукамиГусеница из бумаги своими рукамиГусеница из бумаги своими рукамиhttps://vtemu.by/wp-content/uploads/2018/04/5-37.jpghttps://vtemu.by/wp-content/uploads/2018/04/4-37.jpg