Задания для домашнего обучения по теме недели "Праздник весны и труда""


Предварительный просмотр:

План работы с детьми в домашних условиях по реализации ООП ДО

Тема недели: «Праздник весны и труда»

Дата: с  27.04-30.04

Задачи: Расширение представлений детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Занятия, согласно регламенту НОД

Дидактические игры

Подвижные игры

Сюжетно-ролевые игры

Экспериментальная деятельность

Художественно-изобразительная деятельность

Список рекомендованной литературы

Развитие речи (подготовительная  гр. 6-7 лет) "«Труд хлеборобов»

Цель:

Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда. Познакомить детей с профессией – хлебороб.

 

Развитие речи - (старшая группа 5-6 лет) «Разнообразный мир профессий»

Цель:

расширять представления детей о труде людей разных профессий;

упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Дидактическая игра:  «Для чего нужен предмет?»

Цель: закреплять знание детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним.

Дидактическая игра: «Кто потрудился?»

Цель: Расширять, уточнять знание детей о труде людей, воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к ним

Цель:

Дидактическая игра: «От зернышка до булочки»

Цель:

Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба;  

Цель:

Приложение №2

Подвижная игра: "Третий лишний"

Цель: Учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту бега.

Подвижная игра. "Мышки и домики"
Цель:
Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу.

Подвижная игра: "Четыре стихии"
Цель
: Развивать внимание, наблюдательность, умение быстро принимать решение, расширять словарный запас

Приложение №3

Сюжетно - ролевая  игра:  «Завод»

Цель. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод (фабрика) и что он производит.

Приложение №4

Опыт: «Росток»

Цель.  Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Приложение №5

Поделка:

«Букет к 1 мая»,

 Приложение №6

  «Для чего руки нужны».

Е. Пермяк

«Чем пахнут ремёсла»

  Дж. Родари.

«Всё для всех»

 Ю. Тувим.

Обучение грамоте - ( подготовительная гр. 6-7 лет) «Звуки [р]-[р’], буква Р»

Цели: закрепление правильного произношения и различения звуков «р» «рь» в слогах словах и предложениях; звуковой анализ и синтез, преобразование слов крот – рот – кот; чтение слов и предложений;

Подготовка к обучению грамоте (старшая группа 5-6 лет) 

Звуки [Й]-[Л’]. Буквы Й-Л»

Цели: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «Й» «Ль»;

- автоматизировать у детей звук «Й» «Ль» в слогах, словах;

Математика (подготовительная группа6-7 лет) «Решение задач. Ориентировка на листе бумаги»

Математика (старшая группа 5-6 лет)  «Число 5»

Цель: Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц;

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

РиОМ: « (старшая  гр.) Тема: «Злаки. Хлеб»

Цель:

Формирование представлений детей о процессе выращивания хлеба.

Р иОМ  (подготовительная  гр.) «День труда - весенний праздник!»

Цель:  продолжить знакомить детей с праздниками, которые отмечают в нашей стране, развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Приложение №1



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи  в подготовительной группе

«Труд хлеборобов»

Цель:

Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда. Познакомить детей с профессией – хлебороб.

Задачи:

1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий. 2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов. 3. Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко “Комбайнер”. 4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. 5. Упражнять в произношении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных. 6. Учить отражать полученные впечатления в рисунке. 7. Развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

Рассказы о труде хлеборобов.

Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Ход

Воспитатель читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”.

Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно -

Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

.Воспитатель: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит рабочим на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают:

“Черная земелька, а милее нет.

Черная земелька – будет белый хлеб”.

(Э. Мошковская)

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню “Земелюшка – чернозем”.

Дети выполняют хоровод с танцевальными движениями.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Воспитатель: Скажите, какие машины помогают рабочим обрабатывать землю в наше время?

Дети: Комбайны, трактора.

Воспитатель: Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети: Чтобы зернам было легче прорастать.

Воспитатель: После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети: Вспаханное поле боронят.

Воспитатель: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Воспитатель: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.

“По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки -

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой”.

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети: Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок: Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Воспитатель: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята,отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Ребёнок читает стихотворение:

Хлеб созрел, в полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры -

Полевые корабли.

Воспитатель: Прослушайте музыку И. Кишко - “Комбайнер”.

Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель:Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание, где хранят зерно.

Воспитатель: А затем куда везут зерно?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Воспитатель: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол?”

Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Идет снегозадержание на полях.

Поля пашут и удобряют.

Боронят поля.

Сеют зерно.

Опыляют поля, уничтожают вредителей.

Идет сбор урожая.

Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ребенок читает стихотворение Я. Акима “Хлеб”.

“Пашут каждую весну, подымают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки -

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют”.

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда? Сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы. Ребята повторяйте за мной - хлеборобы.

Физкультминутка

Воспитатель: Я предлагаю вам провести физкультурную разминку “Калачи”:

Ча-ча-ча – наша печка горяча (разводят руки в стороны,

Чи-чи-чи – печет печка калачи (приседание,

Чу-чу-чу – будет всем по калачу (лепят ладошками калачи,

Чо-чо-чо – осторожно горячо (хлопки перед собой).

Воспитатель: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

Много снега, много хлеба.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

За обедом хлеб – всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда.

Упустишь время – потеряешь урожай.

Хороша нива у дружного коллектива.

Все за одно, один за всех.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд земледельца велик и почетен.

Знай секундам цену, минутам счет.

Сделал дело, гуляй смело.

Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах. Давайте Колоску нарисуем рисунок – подарок. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка (рисуют на отдельных листах, вырезают рисунок и объединяют в общую композицию) после завершения работы дарят рисунок Колоску.

Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем.Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение: С. Дрожжина “Каравай”:

“Вот лежит каравай у меня на руках.

Черный хлеб на руке –

Нет, милей на земле.

Будет плакать мой хлеб,

Каравай мой румяный,

Если я разленюсь, если лодырем стану.

Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,

Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.

Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.

Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.

Вот увидишь: тебе горевать не придется.

Пусть не плачет мой хлеб,

Пусть он только смеется”.

ВоспитательХлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

«Разнообразный мир профессий»

Цель:

  • расширять представления детей о труде людей разных профессий;
  • упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека;
  • обогащать содержание игр по теме: «Повар», «Больница», «Парикмахерская»;
  • учить разнообразить содержание игр, творчески использовать полученные знания;
  • учить самостоятельно распределять роли, побуждать к самооценке поступков;
  • развивать умение соблюдать правила ролевых взаимоотношений;
  • воспитывать уважение к людям труда, желание работать.

Материал: загадки по теме, картинки с изображением людей различных профессий, орудия труда, инструменты, предметы.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Воспитатель. Сегодня, когда я шла в детский сад, то встретила почтальона, который передал нам в группу бандероль, но сказал, что открыть ее можно только тогда, когда отгадаем загадки.

Загадки для детей о профессиях

Кто вкусно варит борщ

И компот готовит?

Кашу из печи достает,

И детям раздает? (Повар)

Что у кого заболит,

Сразу говорят: «Ай, болит!»

Им спешит на помощь добрый… (доктор Айболит)

Модную прическу он сделает

И волосы подстрижет. (Парикмахер)

Беседа воспитателя с детьми о профессиях.

Как назвать все эти слова одним словом? (Профессии)

Что такое профессия? (Профессия-это работа, которую человек для себя выбрал; любимое дело)

Воспитатель. Вот и открылась наша бандероль. Но все вещи в ней перепутались. Давайте их разложим в соответствии с профессиями.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

На картинках изображены люди разных профессий и набор различных инструментов, предметов для каждой профессии. Подобрать только те предметы, которые нужны им для работы.

профессии, картинка профессии для детей, занятие в старшей группе профессии

Врач. (Белый халат, лекарства, шприц)

Парикмахер. (Ножницы, расческа, зеркало)

Повар. (Кастрюля, нож, мясорубка)

и т.д.

Дидактическая игра «Кто что делает»

Воспитатель называет представителя профессии, а дети называют действия, которые он выполняет.

Повар. (Варит борщ, режет овощи, делает салат…)

Врач. (Слушает больного, смотрит горло, выписывает лекарства…)

Парикмахер. (Стрижет, делает прически, красит волосы…)

Швея. (Шьет одежду, пришивает пуговицы…)

Воспитатель. Дети, а кем работают ваши родители? (Рассказы детей.)

Физкультминутка

Воспитатель. Много профессий мы с вами вспомнили. А какая же из них самая важная? Почему?

Дети делают выводы, что все профессии важны.

Воспитатель. В нашей группе есть такие уголки, где дети могут превращаться во врачей, поваров, парикмахеров, пожарных. Давайте их вместе с вами посетим. Садимся в автобус и поехали.

Первая остановка.

Все в нем мы покупаем:

И конфеты и шоколад,

Молоко и хлеб душистый,

Печенье и мармелад. (Магазин)

Рассматривание зоны сюжетной игры «Магазин»

(Обсуждение с детьми правил поведения в магазине)

Вторая остановка.

Кто людей из беды спасает

И болезни все излечивает –

Назначает процедуры

И таблетки, и микстуры? (врач)

Обыгрывание ситуации «На приеме у врача»

(Дети называют людей, которые работают в больнице, оборудование игрового уголка. Правила поведения в больнице)

Третья остановка.

Ножницы, шампунь, расческа,

Всем я делаю прически,

Стригу и взрослых, и детей.

Отгадай меня скорей! (парикмахер)

Обыгрывание ситуации «Мишка в парикмахерской»

(Дети рассказывают мишке о правилах поведения в парикмахерской; называют инструменты, которыми пользуется парикмахер и вспоминают правила обращения с ними.)

Воспитатель. Слышите — сигнал водителя, нам нужно возвращаться.

Дидактическое упражнение «Где я был?»

(Воспитатель называет предложение, детям нужно его продолжить.)

Я видел печенье, конфеты — где я был? (Я был…)

Я видел ножницы, расческу, фен …

Я видел белый халат, лекарства… и т.п.

Итог. Рефлексия

Понравилось ли вам сегодня на занятии? Что понравилось больше всего?

Как вы думаете, какая же профессия самая важная? Почему?

Кем вы хотите быть в будущем?

Что еще вам сегодня запомнилось?

Какие игры понравились больше всего?

Конспект занятия в подготовительной группе

«День труда - весенний праздник!»

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема занятия:  «День труда - весенний праздник!»

Цель:  продолжить знакомить детей с праздниками, которые отмечают в нашей стране, развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательная:

 Формировать представления о весеннем празднике – 1 мая, совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Развивающая: 

Развивать поисково - познавательную деятельность детей как интеллектуально- личностное, творческое развитие.

Воспитательная:

Воспитывать  доброту и отзывчивость.

Демонстрационный материал: презентация «Праздник 1 мая!», 9 гелиевых воздушных  шаров, тарелка с молоком, пищевые красители 4 цвета, моющее средство в баночке.

Раздаточный материал: стаканы с водой, подкрашенной пищевыми красителями, трубочки по количеству детей, целлофановые пакеты по количеству детей, ватные палочки по количеству детей.

Методические приёмы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, исследовательская деятельность, подведение итогов (анализ).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

ТСО

Вводная часть

Воспитатель приветствует детей.

Воспитатель:

-  Здравствуйте! Ребята, а какое время года у нас на дворе?

- А вы знаете, какой праздник скоро наступит?

(Если дети не знают какой праздник, то воспитатель говорит: А я вам подскажу)

- Скоро наступит праздник весны и труда -  1 мая.

Обращает внимание на экран: Взрослые несли в руках большие флаги, цветы и транспаранты, а в руках у детишек были маленькие флажки и воздушные шарики. Все радовались весне, обновлению природы и теплым солнечным лучам. Вернувшись домой, все садились за праздничный стол.

Первомай был прекрасным поводом отправить друзьям и близким поздравительные открытки и пожелать здоровья и счастья.

Воспитатель:

-А вы хотите оказаться на этом празднике?

-Тогда предлагаю построиться в шеренгу и отправиться на демонстрацию.

-Подождите, а как же мы пойдем на праздник с пустыми руками?

-Что же нужно взять с собой?

-А где же нам их взять?

Размышляют, отвечают

Рассматривают, знакомятся с праздником 1 мая

Размышляют, отвечают

Слайд 1

II. Основная часть

 На экране вылетает воздушный шарик.

Шарик:

- Я праздничный шарик, слышал, вы собрались на демонстрацию 1 мая, и вам нужны шары. Я бы вам помог и позвал своих друзей воздушных шариков, но непослушный ветерок с ними играл и всех с собой забрал. Он обещал их вернуть, если я справлюсь с его заданиями. Один я с ними не справлюсь. Вы мне поможете?

Воспитатель:

- Что случилось у шарика?

- Как мы сможем помочь ему?

Появляется на экране ветер

Ветер с экрана:

Хочу, чтоб шарики - пузырики в стакане с водой танцевали!

Воспитатель: 

 А у меня есть стаканы, в каждом вода разного цвета, а еще есть волшебные трубочки.

- Как же нам сделать  шарики – пузырики,  и тем  более, заставить их танцевать?

Что же получается?

Танцуют шарики - пузырики?

А почему они танцуют?

Это происходит потому, что  воздух из трубочки попадает в воду и из-за своей легкости всплывает на поверхность воды и лопается.

Ветер: Молодцы! Давайте меняться я вам воздушные шарики, а вы мне свои волшебные трубочки.

Воспитатель: Забирай, а нам шарики давай!

Ветер: Ну- ка, глазки закрывайте, свои шарики встречайте!

Воспитатель достает шарики из - за ширмы

Воспитатель: Ветер отдал нам не все шарики, а сколько? Давайте посчитаем! (…..) считай. Всем хватит?

Ветер: - ах, какие хитрые, хотели все шары получить, ну уж нет. Я приготовил для вас еще испытание: - Я могу заставить двигаться все вокруг.

Сильным вихрем подхвачу, в своем танце закручу, а вы танцевать умеете?

Тогда дружно все вставайте и движения повторяйте.

Физминутка

На интерактивной доске

Ветер: вы меня повеселили, своим танцем удивили, ну-ка глазки закрывайте, свои шарики встречайте!

Воспитатель: Опять ветер дал мало шаров,  (…..) посчитай сколько. Хватает всем?

Ветер: У меня для вас есть необычное задание, я вот всех могу поймать,  а меня поймать трудно. Сможете это сделать?

 Воспитатель: 

А из чего состоит ветер?

Как нам его можно поймать?

Предлагаю поймать ветер с помощью обычных пакетов. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг, шарик, мяч).

Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает. А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Ветер: - Какие вы находчивые, молодцы! Ну- ка глазки закрывайте, свои шарики встречайте!

Воспитатель:  - Ветер ты снова шарики дал не для всех.

 Ветер: Справитесь с последним заданием, верну все шары.

Вы салют мне покажите, чудо сами сотворите!

Воспитатель: 

Есть у меня идея как показать ветру салют, подходите к столу, рассмотрите,  что нам понадобится для организации салюта.

Берем молоко, добавляем красители разного цвета, а теперь возьмите по одной ватной палочке и обмакните их в моющее средство, а затем опустите в молоко.

-  Что происходит?

- У нас получился салют?

 Ребята, моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение, поэтому пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока.  Мы справились!

Ветер: Красивый салют у вас получился. Испытание прошли! Все шары вы получайте, на демонстрацию шагайте!

Воспитатель раздает шары детям и под музыку шагают по кругу.

Воспитатель: С этими шарами мы пойдем отмечать праздник 1 мая.

Слушают

Отвечают

Слушают, размышляют

Рассматривают, отвечают

размышляют, выполняют, отвечают

Выполняют

Слушаю, считают, отвечают

Слушают

Выполняют

Выполняют

Рассматривают

Слушают

Отвечают, размышляют

Слушают, отвечают, выполняют

Слушают

Выполняют, отвечают

Слушают

Выполняют

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, на какой праздник мы собирались?

Когда его отмечают?

Какие испытания нам пришлось преодолеть, чтобы получить шары?

Что вам больше всего запомнилось?

Мы сегодня узнали много нового, с кем мы можем поделиться своими знаниями?

Ветер подарил вам шары, которые вы можете забрать с собой в группу и украсить ее к празднику.

Размышляют, отвечают

Приложение №33

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Злаки. Хлеб»

Цель:

  • Формирование представлений детей о процессе выращивания хлеба.

Задачи:

  • Способствовать формированию представление детей о развитии растений в разных условиях через эксперимент.
  • Побуждать детей определять свойства зерна и муки при помощи исследовательской деятельности.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу и людям, вырастившим хлеб.

Способы: беседа о том, как выращивают хлеб; загадка про хлеб; эксперимент «высаживание зерен пшеницы в три вида грунта (почва, песок, камни); исследование «свойства муки».

Материалы: три емкости с землей, песком, камушками; замоченные зерна пшеницы; лейка с водой; тарелочки с мукой и зерном пшеницы; иллюстрации к теме.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я принесла вам дорогой и очень интересный подарок. Хотите узнать, что это? Тогда отгадайте загадку:

Есть такие слова:

«Он всему голова.

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый …(хлеб).

Дети:

- Хлеб.

Воспитатель:

- Да, правильно, это хлеб (воспитатель выносит поднос с белым и черным хлебом). Сегодня мы поговорим о хлебе. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Послушайте стихотворение про хлеб:

Вам и расскажут, и в книгах прочтете:

Хлеб наш насущный всегда был в почете.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам – умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

(С. Мельников)

Воспитатель:

- Ребята, а кто знает, как хлеб попадает к нам на стол?

Дети:

- Из магазина.

Воспитатель:

- В магазине продается много хлебобулочных изделий. Назовите их.

Дети:

- Белый хлеб, черный хлеб, булки, пирожки, ватрушки, пирожные, сухари, сушки, печенье.

Воспитатель:

- Ребята, а кто из вас знает, из чего делают хлеб?

Дети:

- Из муки пекут.

Воспитатель:

- А муку из чего делают?

Дети:

- Из зерен.

Воспитатель:

- Правильно, из зерен. Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

Воспитатель:

- Ребята, хотите ли вы сами вырастить злаки? Давайте представим, что мы ученые. Проведем эксперимент: посадим зерна пшеницы в баночку с землей, с песком и в баночку с камушками. А что надо делать, чтобы зерна проросли?

Дети:

- Поливать.

Воспитатель:

- Правильно, поливать и поставить баночки на окно, чтобы солнце прогревало землю.Будем наблюдать, в какой баночке быстрее прорастут зерна (дети под руководством воспитателя высаживают замоченные зерна пшеницы, поливают).

Воспитатель:

- Весной в поле появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка:

Зерно в землю упадет (движения рук вправо-влево перед собой)

И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)

Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)

Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).

А потом под снегом мерзнуть (обхватить себя руками, преступать с ноги

на ногу)

И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)

Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)

Должен ты об этом знать (дотронуться рукой до головы).

Воспитатель:

- Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. На поле выезжают комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети:

- Комбайнер.

Воспитатель:

- Комбайн собирает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна высыпаются в грузовые машины, которые везут зерно на элеваторы. Элеватор – это специальное сооружение для хранения зерна, там оно может храниться много лет. Перед вами лежат зерна пшеницы. Осмотрите их, потрогайте. Какие они?

Дети:

- Зерна твердые.

Воспитатель:

- Что надо сделать с зерном, чтобы получить из него муку?

Дети:

- Измельчить.

Воспитатель:

- Правильно. Зерно везут на мельницу, и там зерно превращается в муку. А потом мука попадает в магазин, в пекарни, на хлебозавод.

Посмотрите, перед вами лежит мука в тарелочках. Какая она по цвету?

Дети:

- Белая.

Воспитатель:

- Потрогайте ее, какая она?

Дети:

- Мягкая, пушистая, легкая.

Воспитатель:

- Попробуйте пересыпать ее из одной руки в другую. Легко мука пересыпается? Какая она?

Дети:

- Рассыпчатая.

Воспитатель:

- Вот из такой муки и делают хлеб. А что еще нужно добавить в тесто, чтобы получился хлеб?

Дети:

- Воду, соль, сахар, масло, яйца.

Воспитатель:

- А еще в тесто обязательно добавляют дрожжи, чтобы хлеб был мягкий, пышный, вкусный.

Воспитатель:

- Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу?

Дети:

- Руки агронома, тракториста, комбайнера, грузчика, водителя, мельника, пекаря.

Воспитатель:

- Одним словом это хлеборобы. Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб?

Дети:

- Комбайны, грузовики, трактора.

Воспитатель:

- Ребята, наше занятие подходит к концу, о чем мы сегодня говорили?

Дети:

- Про хлеб.

Воспитатель:

- Как надо относиться к хлебу?

Дети:

- Бережно.

- Доедать хлеб до конца.

- Не выбрасывать хлеб.

Воспитатель:

 - Да, все правильно. Хлеб надо беречь, уважать труд тех людей, которые его выращивают и пекут. Хлеб – это главное богатство нашей страны.

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

 «Звуки [р]-[р’], буква Р»

Цели: закрепление правильного произношения и различения звуков «р» «рь» в слогах словах и предложениях; звуковой анализ и синтез, преобразование слов крот – рот – кот; чтение слов и предложений; повторение правил о слогообразующей роли гласных и написание большой буквы в именах людей, правила написание предложений; развитии внимания, памяти, логического мышления и фонематического слуха; воспитание внимания к звучащей речи.

Оборудование: кассы букв и слогов, фишки для составления схемы слов (демонетр., таблицы для чтения слов и предложений, ребусы, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Игра«Наоборот»

- Сядет тот, кто назовёт слово – наоборот.

лёгкий – трудный

больной – здоровый

смелый – трусливый

белый – чёрный

весёлый – грустный

чистый – грязный

злой – добрый

враг – друг

ложь – правда

горе – радость

огорчать - радовать

молчать – говорить

находить – прятать

поднимать – бросать

2. Постановка цели

- Какие звуки повторялись в «словах – наоборот»?

(Во всех словах повторялись звуки «р, рь»)

- Сегодня мы ещё лучше научимся произносить звуки «р рь», будем играть, отгадывать загадки и ребусы, читать новые страницы в нашей Азбуке.

3. Повторение знаний о звуках «р» «рь»

- Как надо правильно произносить звук «р»?

(губы улыбаются, зубы приоткрыты, кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит)

- Расскажите, что вы знаете про звук «р»?

(согл., зв., мяг.)

- Чем похожи эти звуки?

(они оба согласные и звонкие)

- Чем различаются звуки «р рь»?

(звук «р» -тв, а звук «рь» - мягкий)

- Какой буквой обозначаем звуки «р, рь» (буквой Р)

Игра«Будь внимательным»

- Будем произносить звуки «р рь» по сигнальной карточке

(дифференциация звуков «р-рь» – инд. и хором)

4. Закрепление произношения звуков «р, рь» в слогах, словах и предложениях.

Развитие фонематического слуха

  • Игра«Без ошибки повтори»

- Произнесите за мной слоги точно также и в той же последовательности.

ра - ра – ри арь – арь – ар

ри – ро – ри ярь – ярь – ор

ри – ри – ро ур – урь – урь

ру – ри – ри ор – орь – ор

  • Игра«Загадки» (используются картинки)

- Отгадайте загадки определите, где, находятся звуки «р рь» в словах – отгадках» - в начале, в середине или в конце слова.

- Разноцветное коромысло

Над рекой повисло

(радуга)

- Где находится звук «р» в слове «радуга»?

(Звук «р» находится в начале слова)

- Не зверь, не птица,

Летит – звенит, сядет – молчит.

(комар)

- Где находится звук «р» в слове «комар» ?

(звук «р» находится в конце слова)

- На каком по счёту месте находится звук «р» в слове «комар»?

(по счёту находится на пятом месте)

- Стоит, Антошка,

На одной ножке

Дождь пройдёт,

Он подрастёт

(гриб)

- Где находится звук «рь» в слове «гриб»?

(звук «рь» находится в середине слова)

- На каком по счёту месте находится звук «рь» в слове «гриб»?

(по счёту находится на втором месте)

- Летом бежит,

Зимой спит

Весна настала

Опять побежал

(река)

- Где находится звук «рь» в слове «река»?

(звук рь находится в начале слова)

  • Игра«Назови части дома»?

- Назовите части дома в названии которых слышится звук «р»

Звук «р» слышится в словах (рама, труба, крыша)

- Назовите части дома, в названии которого слышится звук «рь»

- Из чего построен дом? (из брёвен)

-Значит дом какой? (бревенчатый)

- Назовите растения, какие растут возле дома, в названии которых слышится звук «рь»

(берёза, гриб, слышится звук «рь»

- Назовите растения, в названии которого слышится звук «р»? (трава слышится звук «р»)

  • Игра«Измени слово»

-Замените первый звук в слове на звук «р»

рак-лак

хобот-робот

мычать-рычать

танец-ранец

козы-розы

мука-рука

лама-рама

мак-рак

забота-работа

-Видите, ребята изменение только первого звука ведёт к изменению всего слова. Поэтому надо быть очень внимательными к своей речи.

5. Развитие логического мышления.

- Отгадайте ребусы

(шарф, рак, рыбак, крот)

- Кто такой «крот»?

(крот – это животное)

-Послушайте про него стихотворение.

Крот не любит свет дневной,

Проживает под замлёй.

Землю роет, роет, роет.

каждый день метро он строит.

6. Физминутка

Буратино улыбнулся,

Буратино подтянулся.

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик тот достать -

Надо на носочки встать.

7. Обучение грамоте

1. Звуко – слоговой анализ слова «крот». Преобразование. Работа в кассах.

крот – рот – кот

а) произнесение, обозначение слова схематически

б) определение количества слогов, повторение правила о слогообразующей роли гласных, образование слогов схематически.

в) определение количества звуков в слове, обозначение их фишками.

г) «чтение» схемы

д) замена фишек буквами

е) чтение слов

ж) преобразование слов: крот – рот – кот

(один ребёнок работает у доски, остальные в кассах)

2. Чтение слов и предложений

- Прочитаем новые страницы а Азбуке.

а) соединение букв по стрелкам

- Соединив по стрелкам буквы, вы узнаете, как зовут мальчика и девочку

(Владимир, Маргарита)

- Почему имена детей написаны с большой буквы?

(Знаем правило: «Имена людей, клички животных, название городов, рек, озёр, пишем с большой буквы»)

б) соотнесение слова с картинкой

- Назовите картинки.

(Рома, Рита, радуга, Мурка, шары, кран)

- Назовите картинку, а затем найдите и прочитайте слово, которое к ней подходит.

- Что такое «кран»?

(кран – водопроводный

кран – подъёмный)

- Слово кран имеет много значений, значит оно какое?

(многозначное)

в) чтение предложений

Рита делает зарядку.

Рома собирает грибы.

- Что ты прочитал?

(предположение)

-Почему ты решил, что это предположение?

(Предложение написано с большой буквы. В конце предложения стоит точка. Слова в предположении написаны раздельно)

- Про кого ты прочитал предположение?

(про Риту)

- Что ты узнал про Риту?

(Рита делает зарядку)

(уточнение смысла прочитанного второго предложения)

8. Подведение итогов

- О каких звуках и о какой букве говорили?

- Чем занимались?

(работали в кассах, отгадывали ребусы и загадки, читали слова и предложения, играли в игры)

- Мне понравилось, как вы работали на занятии. Вы хорошо читали играли, отгадывали загадки и ребусы. А самое главное вы были внимательными и ещё лучше научились говорить звуки «р рь» .

Конспект занятия  по обучению грамоте  в старшей группе

«Звуки [Й]-[Л’]. Буквы Й-Л»

Цели:

- закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «Й» «Ль»;

- формировать номинативную лексику по теме «Домашние животные»;

- автоматизировать у детей звук «Й» «Ль» в слогах, словах;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать внимание, память, мышление;

- воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

- воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность

при выполнении заданий.

Оборудование: карточка – фонарик зелёного цвета, символы – звуков,

предметные картинки со звуком «Й» «Ль», картинка – лимон,

буква – Л.

Ход: I. Организационный момент.

Какое слово лишнее?

Майка – юбка – линейка; Яблоко – тыква – груша;

троллейбус – собака – автобус; лопата – тарелка - сахарница;

капуста – лимон – банан; шкаф – матрёшка – стол; самолёт – змей – машина

мишка – пирамидка – портфель; сосна – тюльпан – мак;

лиса – коза – волк; тополь – ива – сирень; стрекоза – муха – ласточка;

журавль – скворец – воробей; балалайка – гитара – лейка;

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.

Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,

Шея не напряжена, а расслаблена.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Раз, два, три – ты кругом смотри.

2. Развитие общей моторики.

Два щенка щека к щеке / Руки сложить ладонями

Щиплют щетку в уголке /друг к другу: к правой,

/ а затем левой щеке.

А у щётки половой / Руки поднимать вверх и

Палка есть над головой. / соединять над головой.

Палка – щёлк щенков с плеча. / Хлопок по плечам.

Два щенка ушли пища. / Повернуться вокруг себя.

3. Развитие мелкой моторики. «Пять телят».

Этот телёнок пьёт молоко. / Руки зажаты в кулачки.

Этот телёнок ушёл далеко. / Пальцы раскрываются,

Этот телёнок траву жуёт / начиная с мизинца.

Этот телёнок копытами бьёт;

Этот телёнок мычит: «Му – му – му!

Все разошлись! Скучно мне одному!»

4. Развитие мимических мышц.

До чего красив венок: - Радость.

Ромашки, незабудки! … - Веселье.

На цепи сидит щенок - Грусть.

У собачьей будки. - Огорчение. 5. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.

Язык – язычок,

Не ленись, покажись (на счёт 1, 2, 3, 4 ,5)

Расслабляйся спинка: кя – кя – кя,

Серединка: пя – пя – пя,

Кончик: тя – тя – тя,

А теперь спокойно вниз,

За зубами удержись (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

Язык чашечкой сложи,

Так немного подержи (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

В барабан язык играет: Т – Т – Т, Д – Д – Д;

Наших деток вспоминает: Т – Т – Т, Д – Д – Д;

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Повторение.

Работа в кассах: УХ, УХО; УХА, ХА.

КОТ – КИТ; ТУК – ТАК – ТИК.

2. Картинка – ЛИМОН. – Выделение первого звука в слове.

Какой звук вы услышали? (Звук «Ль».)

При произношении звука «Ль» губы принимают положение

последующего гласного.

Зубы на расстоянии друг от друга.

Кончик языка упирается в бугорки.

Характеристика звука «Ль» - согласный, мягкий, звонкий, переднеязычный.

- картинки со звуком «Ль»

3.Показ картинок: майка, зайка, змей, и т. д.

- Какой звук вы слышите во всех этих словах? (Звук «Й»).

- О каком звуке ещё пойдёт сегодня речь? (О звуке «Й»).

Объявление темы.

- Сегодня мы будем учиться различать звуки «Ль» и «Й».

Характеристика звука – Звук «Й» согласный, мягкий, краткий, звонкий.

Звук «Й» бывает только после гласного звука.

IV. 1. Игра «Доскажи словечко». Я буду называть начало слова, а вы

добавите звук – ЛЬ.

Меда - (ль, шме – (ль, со – (ль, бо – (ль, пы – (ль, да – (ль,

ша – (ль, мо – (ль, но – (ль, то – (ль, караме – (ль).

2. Игра «Запомни и повтори»

ай – ля – ля; ле – ле – йе; лю – йю – лю; ля – лё – лю – ли;

аль – оль – уль – иль;

3. Игра «Фонарик» - (зелёного цвета).

Дети дают сигнал, услышав слово со звуком «Ль»:

Лена, Юра, ёжик, Лёва, лев, лимон, юбка, Люба, листья, ёлка, юла, маяк.

V. Физкультминутка

Чтоб красиво нам писать

Надо глазки упражнять.

Вместе пальчики сведём,

И гимнастику начнем,

Вправо – влево,

Вправо – влево,

Вверх и вниз

Посмотрим смело.

А потом по кругу. Да?

Разбежались кто куда!

VI. Связь звука с буквой.

Как называется домик для звука «Ль»? (Буква «Л». Так же как и для

звука «Л»).

VII.Пересказ рассказа«Валя помогает маме».

(по сюжетной картинке) - 3- 4 пересказа.

Валя помогает маме. Она моет окно. Алик и Лёва копают ямы. Тут будут ели и липы.

VIII. Скороговорка – выполнение действий по тексту.

Ехали мы ехали, до клёна доехали, клён мы объехали и домой поехали.

Ехали мы ехали, до липы доехали, липу мы объехали и домой поехали.

до ели

до тополя

IX. Упражнения по развитию лексико - грамматической стороны речи.

Поиграем в игру «Кто у кого?»

У собаки – щенок. У кошки – котёнок. У овцы – ягнёнок.

У лошади – жеребёнок. У козы – козлёнок. У кролика – крольчонок.

У свиньи – поросёнок.

IX. Итог занятия и оценка работы детей.

Какие звуки учились различать?

Дать характеристику звука «Й» и звука «Ль».

Чем они похожи? Чем отличаются?

Конспект занятия в подготовительной группе по математике

   Задачи:

   • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

   • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

   • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица.

   • Развивать внимание, память, логическое мышление.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, числовая линейка на доске в клетку.

   Раздаточный материал. Простые и цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины (в пределах 20), тетради в клетку.

ХОД

   I часть. Игровое упражнение «Выполни задание».

   Дети встают в шеренгу и пересчитываются на первый-второй-третий. Воспитатель просит первые номера встать сзади вторых, а третьи номера – впереди вторых. После выполнения задания дети рассказывают, кто где стоит.

   Воспитатель дает детям задание: «Руки на пояс, поворот направо, руки вперед, поворот направо, руки вниз».

   Воспитатель перестраивает детей: «Вторые номера встаньте слева от первых, третьи – слева от вторых. Расскажите, кто где стоит».

   Воспитатель дает новое задание: «Присядьте, руки вытяните вперед, встаньте, руки поднимите вверх. Руки в стороны, разомкнитесь. Повернитесь кругом».

   II часть. Игровое упражнение «Составим задачу».

   Воспитатель предлагает детям решить задачу: «На птичьем дворе гуляли десять гусей и кур. Все шесть гусей отправились на пруд. Сколько кур осталось на птичьем дворе?»

   Дети определяют структуру задачи и с помощью какого арифметического действия ее можно решить.

   Воспитатель просит детей в тетрадях отсчитать от предыдущего задания вниз 4 клетки, нарисовать числовую линейку длиной в 10 клеток и дугами обозначить условие задачи: что известно, отметить красной дугой сверху линейки, что неизвестно – синей дугой внизу линейки. Вызванный ребенок выполняет задание на доске. Дети читают запись и отвечают на вопрос задачи.

   Дети повторяют задачу и выкладывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков. Вызванный ребенок выполняет запись решения задачи на доске.

   III часть. Слуховой диктант «Нарисуй отгадку».

   Воспитатель просит детей отсчитать вниз от числовой линейки 5 клеток и поставить точку, от которой они будут выполнять задание.

   – Отсчитайте четыре клетки вправо от точки и поставьте еще одну точку;

   – Отсчитайте две клетки вниз.

   – Одну клетку вправо.

   – Одну вниз.

   – Одну вправо.

   – Одну вниз.

   – Одну вправо.

   – Четыре вниз.

   – Четыре влево.

   – Одну вверх.

   – Одну вправо.

   – Две вверх.

   – Одну влево.

   – Одну вниз.

   – Одну влево.

   – Одну вверх.

   – Одну вправо.

   – Две вверх.

   – Две влево.

   – Одну вверх.

   – Две вправо.

   – Две вверх.

   – Одну вправо.

   Воспитатель предлагает детям придумать или вспомнить загадку к получившемуся рисунку (заяц; см. рис. 77).

i_079

   Рис. 77

   IV часть. Игровое упражнение «Собери шарики».

   У детей листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины (в пределах 20). Дети рассматривают шарики и выясняют, чем они отличаются (шарики разные по цвету и величине).

   Воспитатель предлагает детям обвести шарики карандашом: по 5 шариков в круге. Затем спрашивает: «Сколько кругов получилось? Сколько шариков в каждом круге? Сосчитайте шарики пятерками. (Пять, десять, пятнадцать, двадцать.)Сколько всего шариков?» (Двадцать шариков.)

     

Конспект занятия в старшей  группе по математике.

   Задачи:

   •Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

   •Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

   •Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Три плана-схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой.

   Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши.

   Методические указания

   I часть. Игровое упражнение «Составь число правильно».

   Воспитатель предлагает детям составить число с помощью предметов: «Определите, каким числом можно обозначить количество кругов на карточке, и составьте это число с помощью карандашей разного цвета (карточек с изображением предметов одежды, обуви)».

   Игровое упражнение повторяется 3–4 раза со сменой карточек.

   После выполнения задания воспитатель задает детям вопросы: «Каким числом вы обозначили количество предметов на карточке? Сколько всего предметов вы взяли? Сколько каких предметов вы взяли? Как вы составили число?»

   II часть. Игровое упражнение «Найдем секрет по плану».

   Воспитатель вместе с детьми рассматривает план и ориентиры движения и предлагает пройти по определенному пути, например: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кукольного уголка, повернуть налево и дойти до уголка природы (коробочки со звездочками). Точкой отсчета движений является стол воспитателя.

   В следующий раз точка отсчета, направление движения и ориентиры меняются. Упражнение по очереди выполняют 3–4 ребенка. После каждого задания дети рассказывают о направлении своего движения.

   III часть. Игровое упражнение «Назови дни недели».

   Воспитатель вместе с детьми рассматривает календарь и уточняет название каждого дня недели, указывая его стрелками. Затем дает детям задания:

   – покажите на календаре, какой сегодня день недели и назовите его;

   – покажите и назовите, какой день недели был вчера;

   – покажите и назовите, какой день недели будет завтра.

   IV часть. Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта».

   У каждого ребенка карточки с изображением лабиринта. Воспитатель предлагает рассмотреть лабиринты, найти выходы из них и прочертить их карандашом. После выполнения каждого задания дети рассказывают о своих действиях.

   В конце занятия дети получают звездочки.



Предварительный просмотр:

                                                                           Приложение №2

Дидактические игры

Для чего нужен предмет?

Цель: Развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закреплять знание детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним.

Игровые правила. Рассказы детей о том, как можно один и тот же предмет использовать в разных случаях, обстоятельствах. Выигрывает тот, кто больше вспомнит вариантов применения одного и того же предмета. Он получает фишку.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование.

Ход игры. Воспитатель начинает игру с краткой вступительной беседы о предметах, как человек ими пользуется, как они помогают людям в жизни, в труде, как надо бережно к ним относиться.

— Сейчас мы поиграем в такую игру, где вам надо будет найти в нашей комнате различные предметы и рассказать, зачем этот предмет нужен, как его можно использовать по-разному. (Предметы, инструменты, орудия труда — игрушки — раскладываются в разных местах комнаты так, чтобы их хорошо было видно.)

Каждый из играющих, взяв предмет, садится на свое место. По вызову воспитателя ребенок называет предмет, рассказывает, как им пользуются, припоминает, что еще можно с его помощью делать. Все дети слушают и дополняют в случае необходимости ответ. Например, ребенок взял ведерко. Он может рассказать так: «Это ведро. Оно нужно для того, чтобы в нем носить воду, поливать огород, в ведре можно переносить и песок, а доярки в ведре носят молоко». Или: «Это шланг. Из него поливают цветы, огород, дорожки. Через шланг можно перепрыгнуть, как через веревочку». Или: «Это веревка. Она нужна, чтобы ею привязывать, связывать что-то, на ней можно повесить качели, белье. Через веревочку можно скакать, сделать круг и делать всем вместе упражнения». Безусловно, не все эти возможности использования предметов дети сразу вспоминают. Но данная игра приучает их припоминать, извлекать из своего прошлого опыта необходимые знания, активно мыслить.

Кто потрудился?

Цель:Расширять, уточнять знание детей о тРУДе людей, воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к ним.

Игровое правило. Группировать предметы по месту их производства: фабрика (завод) и колхоз (совхоз).

Игровое действие. Соревнование двух команд: «колхозники», «рабочие».

Ход игры. Для игры необходимо подобрать такие предметы, чтобы можно узнать, кто их сделал или вырастил: колоски, овощи, фрукты, коробочка хлопка, семена огородных растений, мед (в баночке), игрушки, одежда кукол, обувь, посуда, мебель. Все эти предметы лежат на столе. Воспитатель поднимает предмет и спрашивает:

— Что это? Кто его сделал?

Дети хором отвечают:

— Рабочие!

Предмет кладут в одну сторону на столе.

—- А это что? Кто его вырастил?

— Колхозники!

Предмет кладут на другую сторону стола.

Но вот воспитатель поднимает бублик.

— А это что?        

— Бублик.

— Кто его испек?

— Рабочие пекарни.

— А из чего? (Кто вырастил пшеницу? Кто молол муку?)

Так воспитатель подводит детей к самостоятельному умозаключению, что труд колхозников и рабочих тесно связан между собой, что труд одних людей зависит от труда других.

— Как же нам поступить? Куда положим бублики?

— И туда, и сюда! — предлагают дети.

— Правильно, дети.

Кладет бублики на стол. Когда предметы на столе разложены на две группы, воспитатель заключает эту часть игры словами:

— Все, что нас окружает, все предметы сделаны руками человека-труженика. Видите, как много мы сегодня рассмотрели и назвали предметов. Но их ведь значительно больше. Вот сейчас и поиграем так. У нас будет две команды: «колхозники» и «рабочие». Сейчас команды по сигналу «Начали!» будут собирать предметы в нашей комнате, так чтобы в одном конце комнаты было собрано все, что сделано рабочими, а в другом конце все, что выращено колхозниками.

После сигнала «Стоп!» проверяется правильность отбора предметов по месту их производства. Выигрывает та команда, у которой не было ошибок. Ее приветствуют аплодисментами.

От зернышка до булочки

Цель:Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона валкоподборщик, элеватор, комбайн.

Игровые правила. Отбирать маленькие карточки и закрывать ими клеточки можно только после сигнала водящего.

Игровые действия. Разделение играющих на три бригады: «зернышко», «колосок» и «булочка». Соревнование — кто быстрее отберет нужные карточки с изображением машин, помогающих хлеборобам в их работе, и закроет ими пустые клетки на своем поле.

Ход игры. До начала игры дети рассматривают хлеб на поле. С детьми проводится краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб от зерна до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн; механизмы: сеялка, снегозадержатель, валкоподборщик, борона.

— Сейчас мы поиграем так, чтобы вы вспомнили, как называются машины, когда, какие машины работают. Посмотрите на эти картины!

Воспитатель показывает три картины: поле ранней весной, летом и осенью. Дети объясняют, почему они считают, что на картине такие времена года.

— У нас будет три бригады: «зернышко», «колосок» и «булочка» (в каждой бригаде по 2 — 3 человека). Картина, на которой изображено поле весной, выдается бригаде «зернышко», поле летом — бригаде «колосок», поле осенью — бригаде «булочка». На столе лежат картинки с изображением разных машин, которые помогают хлеборобам. Вам нужно отобрать те, которые нужны в это время года. Начинайте! — объясняет правила воспитатель. — Выигрывает та бригада, которая правильно отберет, назовет машины и закроет ими пустые клетки.

После обмена картинами можно ввести элемент соревнования — кто скорее отберет нужные картинки. Для того чтобы усложнить задание, при перемешивании картинок можно подложить такие, на которых изображены машины, используемые в данном виде труда, например каток, бульдозер, подъемный кран.

Выигравшая бригада получает фишку. В -конце игры подсчитывают фишки и объявляют победителей.

Кем быть?

Цель: Закреплять, углублять знания детей о разных видах сельскохозяйственного труда; воспитывать уважение к труженикам села, желание брать на себя роли в творческих играх на темы труда сельскохозяйственных рабочих.

Игровое правило. О содержании картинки, на которую указывает стрелка, рассказывает ребенок, названный ведущим.

Игровое действие. Выбор считалочкой ведущего. (Использование стрелки для выбора картинки.)

Ход игры. Воспитатель вначале вспоминает с детьми о том, что они видели во время экскурсии на колхозном поле, на ферме, пастбище, в свинарнике, механической мастерской. Вспоминают, как помогали телятницам и свинаркам кормить и поить телят и поросят. (Заранее приготовлены фотографии, на которых изображены играющие дети: они трудятся, как взрослые, в разных сферах сельскохозяйственного производства.) Затем кладет на стол круг из плотной бумаги, по краям которого прикреплены фотографии, а в середине — вращающаяся стрелка.

Вариант 1. Воспитатель объясняет правила:

— Сейчас мы выберем водящего. Он будет вращать стрелку так, чтобы она показала на какую-либо картинку, затем скажет: «Стрелка, покажи, а ты, Витя (Света, Оля), расскажи, что делают люди, изображенные на картинке. Кто правильно расскажет, тот становится потом водящим.

Уточнив еще раз правила, выбирают водящего, и игра начинается.

Вариант 2. Играть можно и так: заменить картинки новыми, с другим сюжетом. Например, дети, играя, воспроизводят действия взрослых по уходу за животными, выращиванию овощей, фруктов.

В процессе этой игры воспитатель формирует у детей интерес к труду для всех, желание трудиться в родном колхозе (совхозе).



Предварительный просмотр:

                                                               Приложение №3

Подвижные игры

Подвижная игра "Третий лишний"

Цель: Учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту бега.
Ход: 

Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается "третьим лишним" и должен убегать от второго водящего. Если, догоняющий,  коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.
Варианты:1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а догонять второго водящего.
2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот "третий лишний" и должен убегать.
3. Играющие прогуливаются по кругу парами, держат друг друга за руки, а свободные руки на поясе. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь под руку. Тогда, стоящий,  с другой стороны становится убегающим. Эту же игру можно проводить под музыку.

Подвижная игра "Мышки и домики"
Цель: Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу.
Ход: С помощью считалки выбирается водящий. Остальные дети встают в кольца или начерченные на полу круги и занимают в них места – "Мышки в домиках". Водящий подходит к какому-нибудь домику и говорит: "Мышка, мышка, продай домик!" Та отказывается. Тогда водящий идет к другой "мышке". В это время "мышка", отказавшая продать дом, вызывает кого-нибудь из игроков и меняется с ним местом. Водящий стремится занять место одного из перебегающих. Если это ему удается то, оставшийся без места, становится водящим. Если не удается, то он ходит от домика к домику с просьбой продать дом. Если водящий скажет: "Кошка идет!", то все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей – либо домик.
Подвижная игра "Четыре стихии"
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение быстро принимать решение, расширять словарный запас.
Ход: Игроки встают в круг. Объяснить детям, что есть 4 стихии: вода, земля, воздух, огонь. Например, в воде живут рыбы, лягушки, раки, на земле – люди, животные, насекомые и т.д., а в огне никто не живет. Если водящий бросает мяч и говорит: "Вода", "Земля" или "Воздух", то игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, назвать того, кто живет в этой стихии, и бросить мяч обратно водящему. Если водящий говорит: "Огонь!", то мяч ловить нельзя. За неправильный ответ или пойманный мяч на слово "огонь" игрок выбывает из игры. Играют до последнего оставшегося участника.

Подвижная игра "Штандер"
Цель: Развитие двигательных и коммуникативных способностей, ловкости, быстроты реакций и координации движений, образного мышления.
Ход: Перед началом игры с помощью считалки выбирается водящий. Все участники игры встают в круг, а водящий в центр круга. Он высоко подбрасывает мяч и громко кричит "Штандер – Оля!", называя имя любого из детей. Теперь водящим становится тот, чье имя назвали. Он старается как можно скорее поймать мяч. А все остальные дети разбегаются, стараясь оказаться как можно дальше от нового водящего. Как только удалось поймать мяч, водящий кричит "Штандер-стоп!". После этого все обязаны остановиться на месте, и поворачиваются лицом к водящему. Водящий выбирает любого из детей и называет его имя: "Я попаду в Колю!" После этого Коля должен сложить руки кольцом перед собой. В это "баскетбольное" кольцо и должен попасть мячом водящий. Чтобы попасть в кольцо было проще, водящий имеет право подойти поближе. Для этого он заранее, не начиная движения, объявляет, сколько и каких шагов он хочет сделать. Шаги бывают такие: "Простые" — обыкновенный шаг
"Гигантские" — широкий шаг. "Лилипутские" — шаг делается на длину стопы, то есть к мыску одной ноги приставляется пятка другой. "Зонтики" - прыжок с поворотом. "Лягушачьи" — прыжок из положения на корточках. Например, это может звучать так: "До Коли четыре лилипутских, два гигантских и три зонтика!" После этого водящий начинает двигаться к Коле. Здесь тоже есть свои правила. Во-первых, двигаться надо по кратчайшей прямой, а, во-вторых, выполнить все названные шаги и только их. Подойдя к Коле, водящий бросает мяч, стараясь попасть в кольцо из рук. Если попал, то новым "вбрасывающим" водящим станет Коля, если не попал, то водить ему самому.



Предварительный просмотр:

                                                                              Приложение № 4

Сюжетно – ролевая игра  «Завод»

Цель. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод (фабрика) и что он производит. Воспитание у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям рабочих династий.

Игровой материал. Машины легковые, грузовые, подъемный кран, флажки для украшения построек, железная дорога, защитные очки, трубы для завода из бумаги, картона, катушек, защитные рукавицы, пропуска, ведерко, цветная бумага, природный материал, ткань, нитки, иголки.

Подготовка к игре. . Беседа о труде рабочих. Чтение рассказа «Автомобильный завод» из книги А. Дорохова «Сто послушных рук». Чтение отрывков из книг В. Маяковского «Кем быть?», В. Авдиенко «Все работы хороши», В. Арро «Встань пораньше». Рассматривание иллюстраций к книге В. Соколова «Сталевар». Рисование на тему «Наш завод (фабрика)». Лепка автомобилей. Составление альбома о труде взрослых на заводе (фабрике).

Игровые роли: Директор завода, сталевар, оператор, грузчик, прокатчик, шофер, бригадир, крановщик, сборщик, контролер, строитель, конструктор, швея, инструктор.

Ход игры. Предварительную подготовку к игре воспитатель начинает с рассказа о заводе. Из слов педагога ребята узнают, что станки, машины, ракеты, самолеты, телевизоры, игрушки сделаны на заводах. В городе много заводов: автомобильный, авиационный, металлургический и др.

Далее воспитатель может прочитать отрывок из книги А. Дорохова «Сто

Игру «Автозавод» педагог может начать с предложения ребятам распределить роли между собой: бригадира, рабочих, инженеров, сборщиков, контролеров. Воспитатель предлагает детям сделать из металла (пластилина) машины. Ребята делятся на группы. Одна труппа детей строит «конвейер» из строительного материала. «Бригадир» следит за порядком и отмечает самые лучшие машины. Другая группа детей с увлечением выполняет роль  «рабочих». Дети ставят ряд стульчиков с одной стороны стола и ряд - с другой стороны. Один ребенок, взявший на себя роль инженера, раздает детям -«сборщикам» детали машин. «Контролеры» на первом и втором ряду, следят, чтобы каждый «сборщик» справлялся с заданием. Ребята терпеливо ждут каждый своей очереди и прилаживают нужную деталь.

Следующим шагом в развитии познавательного интереса является постановка перед детьми вопроса: «Что из чего сделано?». Ребята узнают, что многие предметы, в том числе и машины, изготовлены из металла. Вопрос педагога: «А где же берут этот металл, из чего и как его получают?» активизирует детскую познавательную деятельность.

По мере развития сюжетно-ролевой игры «Металлургический завод» педагог формирует у детей потребность в изготовлении предметов, нужных для диспетчера, сталеваров: сделать трубы, пропуска, защитные очки. Эти атрибуты дети могут сделать из бумаги, катушек.

Педагог может предложить следующий вариант игры: «Постройка доменной печи». Он предлагает ребятам построить из строительного материала большую площадку, из кубиков соорудить «доменную печь». Потом на площадку принести несколько игрушечных паровозов и подъемный кран. «Это будет заводской двор, он большой, а паровозы подвозят руду к доменной печи. Нужно быть здесь очень осторожным, потому что тут очень жарко, надо надевать очки, чтобы в глаза не попали искры». Ведерко может послужить детям ковшом, которым «сталевары» набирают расплавленный металл. А красные листы бумаги - готовой сталью. Когда она остывает, то ее нужно развозить по всем заводам для изготовления машин, самолетов и т. д.

Игру «Авиазавод» можно начать с распределения ролей: директора, главного инженера, рабочих. Ребята под руководством главного инженера на заводе делают бумажные авиамодели, парашюты, змеи и другие летающие бумажные игрушки. В конце рабочего дня (на прогулке) производят запуск летающих игрушек. Лучшие, пролетевшие дальше всех, модели отбираются для будущих соревнований, остальные педагог может использовать для повседневных игр.

Педагог рассказывает дошкольникам, что каждый человек на заводе имеет свое рабочее место: доменщики у домен выплавляют чугун, сталевары у мартеновских печей из чугуна варят сталь, оператор управляет огромным прокатным станом и т. д. Действия разных людей взаимосвязаны и направлены на общую пользу.

Во время проведения игры на первых порах одну из ведущих ролей берет на себя воспитатель (директор завода). «Директор» советует ребятам, как построить «цех», помогает выбрать роли, подсказывает, как действовать. К примеру, педагог может разделить ребят на группы: первая группа - строители домны, шоферы, подвозящие материал для строительства и руду (желуди, ракушки); вторая группа — сталевары, подручные сталеваров; третья группа - прокатчики, оператор.

Игры в «Завод» и «Фабрику» могут объединяться с играми в «теплоход» (перевозят металл, самолеты, машины, игрушки в другие города), в «больницу» (лечат сталеваров, рабочих фабрики), столовую (кормят рабочих завода или фабрики), «магазин», «библиотеку» и др.



Предварительный просмотр:

                                                                                               Приложение №5

Опыт №1«Росток»

Цель.  Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Материалы: лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Вопросы:

Как из предложенных материалов нам  сделать  почву для посадки семечка?

На какую глубину можно посадить семечко?

Какие условия должны быть  чтобы семечко взошло?

Описание: 

Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.

Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

ОПЫТ № 2

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.



Предварительный просмотр:

Букет цветов из гофрированной бумаги к 1 мая

Материалы:

Гофрированная бумага;

                                             Тонкая проволока;

                                              Ножницы.

https://minyt-ka.ru/wp-content/uploads/2020/03/iz-gofrirovannou-bumagy1.jpg

Последовательность:

https://minyt-ka.ru/wp-content/uploads/2020/03/iz-gofrirovannou-bumagy2.jpgБерем полоску гофрированной бумаги размером шириной 10-13 см и сворачиваем в рулон, ширина которого будет соответствовать размеру одного лепестка.

            

         

     С одной стороны у рулона закругляем углы.

https://minyt-ka.ru/wp-content/uploads/2020/03/iz-gofrirovannou-bumagy3.jpg

https://minyt-ka.ru/wp-content/uploads/2020/03/iz-gofrirovannou-bumagy4.jpg

                 

                 

Таким же образом делаем для цветка серединку. Оборачиваем ее лепестками другого цвета.

https://minyt-ka.ru/wp-content/uploads/2020/03/iz-gofrirovannou-bumagy5.jpg

               

             

                           

                                                   

 Чем больше слоев, тем цветок интереснее.

          https://minyt-ka.ru/wp-content/uploads/2020/03/iz-gofrirovannou-bumagy6.jpg

Из зеленой бумаги вырезаем листочек (или два) и прикрепляем его при помощи проволоки к цветку. Проволока должна быть длинной — это будущий стебель.

https://minyt-ka.ru/wp-content/uploads/2020/03/iz-gofrirovannou-bumagy7.jpg

             

                    Обматываем проволоку бумагой.

https://minyt-ka.ru/wp-content/uploads/2020/03/iz-gofrirovannou-bumagy8.jpg

     По такой же схеме делаем все остальные цветы.

                   Букет на 1 мая готов!