Дислексии

Белка Наталья Викторовна
Классификация нарушений чтения

 Памятка для учителя-логопеда

 Р.И.Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников». «Союз» Санкт-Петербург 1998 год

   По проявлению выделяются две формы дислексий: литеральная, проявляющаяся в неспособности или трудности усвоения букв, и вербальная, которая проявляется в трудности чтения слов. Однако это деление слов условно, так как обе формы можно встретить одновременно у одних и тех же детей.

   Многие авторы (С.Борель-Мезонни, М.Е.Хватцев, Р.Беккер, О.А.Токарева и др.) предлагают классифицировать дислексии в зависимости от их патогенеза.

   Так, С.БорельМезонни распределяет дислексии на следующие группы:

1.                 Дислексии, связанные с нарушениями устной речи.

2.                 Дислексии, связанные с плохими пространственными представлениями.

3.                 Смешанные случаи.

4.                 Случаи ошибочной (ложной) дислексии.

М.Е.Хватцев по нарушенным механизмам выделяет

фонематические, оптические, оптико-пространственные, семантические и мнестические дислексии. Он считает, что у детей наблюдаются лишь фонематические и оптические дислексии. Другие формы бывают при органических поражениях головного мозга, при афазиях.

При современном представлении о системном строении высших

корковых функций классификации дислексии должны учитывать не столько анализаторные расстройства, сколько характер нарушений высших психических функций, нарушения не только сенсомоторного уровня, но и высшего, символического , языкового уровня.

Исследования Р.И.Лалаевой  позволили определить следующие

виды дислексии (на основе нарушенных механизмов, т.е. несформированных операций процесса чтения, а также психических функций, обеспечивающих процесс чтения):

1)                 оптическая,

2)                 мнестическая,

3)                 фонематическая,

4)                 семантическая,

5)                 аграмматическая,

6)                 тактильная (у слепых детей).      

оптические дислексии

   Проявляются в трудностях усвоения букв, сходных графически, в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся лишь дополнительными элементами (Л-Д, З-В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Ь-Р, Н-И). Оптические дислексии связаны с нерасчленённостью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также зрительного анализа и синтеза.

   При обследовании предметного гнозиса задания на узнавание контурных изображений, наложенных друг на друга, дети выполняют с трудом из-за неузнавания изображений  и неумения выделить отдельные изображения из фона.

   Анологичные результаты выявляются при исследовании буквенного гнозиса. Узнавание букв по образцу, букв в неправильном положении, перечёркнутых букв, не вызывает затруднений. Однако узнавание букв, написанных в зеркальном отражении, осуществляется с определёнными трудностями. Дети не могут различить правильную и зеркально расположенную букву.

   У детей с оптическими дислексиями наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса. При срисовывании более сложных предметов наблюдаются неточности, ещё больше ошибок отмечается при рисовании по памяти.

   Большие трудности выявляются при конструировании. Дети упрощают фигуры, уменьшают количество элементов, неправильно располагают линии по сравнению с образцом.

   Дети с оптическими нарушениями чтения плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с заданием на добавление недостающих элементов буквы и преобразование одной буквы в другую.

   При исследовании высших зрительных функций у детей с оптическими дислексиями выявилось следующее:

1.                 Недифференцированность пространственных соотношений между графическими элементами целого.

2.                 Нерасчленённость зрительного восприятия графических изображений, неспособность анализировать целое и осуществлять синтез отдельных элементов, что приводит к трудностям определения различия между сходными графически формами и к недифференцированности представлений о сходных формах и буквах.

3.                 Неточность восприятия и воспроизведения ряда (графические инверсии).

Эти нарушения , взаимообуславливая друг друга, вызывают у детей трудности усвоения букв, смешения сходных графически букв по различным оптическим признакам.

мнестические дислексии

  Эти нарушения чтения проявляются в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Они обусловлены нарушением процессов установления связи между звуком и буквой с речевой памятью. Дети не могут воспроизвести в определённой последовательности речевой ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок следования звуков или слов или сокращают их количество, ропуская звуки, слова.

Количество детей с мнестическими дислексиями среди школьников незначительно. Но обучение чтению этих детей представляет большие трудности, особенно на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

фонематические дислексии

   Эти нарушения связаны с недоразвитием функций

фонематической системы и являются наиболее распространёнными среди детей.

   Первая группа фонематических дислексий – нарушения

чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (различение фонем), которые проявляются в трудностях усвоения букв, обусловленных нечёткостью слухопроизносительных представлений о звуках, а также в заменах звуков, сходных акустически  и артикулярно (Б-П, Д-Т, С-Ш, Ж-Ш и т. д.).

    Исследование показывает, что некоторое количество школьников к концу букварного периода ещё стоит на ранних ступенях фонематического развития. С точки зрения особенностей недоразвития фонематического восприятия школьников с дислексиями можно разделить на две группы: первая – дети с грубым недоразвитием фонематического восприятия; вторая – с менее выраженными проявлениями фонематического недоразвития.

     Дети первой группы (в основном дети с умственной отсталостью или с ЗПР) стоят на очень низком уровне фонематического развития (1-2 стадии, по Р.Е.Левиной).

     У второй группы детей фонематическое недоразвитие является менее выраженным и проявляется в незаконченности процесса дифференциации тех звуков, которые поздно различаются и при нормальном фонематическом развитии, особенно свистящих и шипящих (С-Ш, З-Ж, Щ-Ч, Щ-Ш, С-Ц).

     Таким образом, фонематическое недоразвитие у школьников проявляется:

1)                 в нечёткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, асемантичных сочетаний, рядов слогов);

2)                 в незаконченности процесса дифференциации звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.

Вторая группа фонематических дислексий – это нарушения

чтения, обусловленные недоразвитием функции фонематического анализа.

     Фонематический анализ является более сложной функцией, формирующейся у детей на более поздних этапах развития речи. В процессе фонематического анализа слово не только узнаётся на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.

     У детей с фонематическими дислексиями отмечаются затруднения во всех формах фонематического анализа, как при выделении звука на фоне слова, вычленении первого и последнего звуков, так и при определении последовательности их в слове, их количества и места.

     1. Узнавание звука на фоне слова.

     2. Вычленение первого и последнего звуков из слова.

     3. Определение последовательности, количества и места звука в слове.

     Дети с фонематическими дислексиями затрудняются во всех видах заданий по определению звуковой структуры ряда, слога, слова.

семантические дислексии

     Проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста. Следует отметить, что при данном виде дислексий нарушения понимания читаемого наблюдаются при технически правильном чтении, т.е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Нарушения понимания читаемого слова отмечаются в основном при послоговом чтении.

     Особенно часто семантические дислексии встречаются у детей с умственной отсталостью и ЗПР.

     Анализ результатов исследования детей с семантическими дислексиями позволяет выделить три фактора, обусловливающих семантические нарушения чтения:

1)   трудности звуко-слогового синтеза,

2)   нечёткость, недифференцированность представления о синтаксических связях внутри предложения,

3)   бедность словаря.

   аграмматические дислексии

     Эти нарушения обусловлены недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.

      При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний существительных с предлогами, неправильное согласование прилагательного и существительного в роде, числе и падеже (сказка интересное), изменение числа местоимения (вместо все-весь), неправильное изменение родовых окончаний местоимения (такая город), изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени (ветер промчалась), а так же формы времени и вида (вместо влетел - влетал).

     Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

тактильная дислексия

     Наблюдается у слепых детей. В основе её лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.