Автоматизация [Л]

Белка Наталья Викторовна

 

       ТЕМА: Автоматизация [Л] в закрытых  слогах, словах и предложениях

1-й класс. Речевое заключение: ОНР (III уровень), при дизартрии

Цели: 1) Отработка умения произносить звук (Л) в закрытых слогах, а так же в словах и предложениях.

2) Совершенствование фонематических процессов и слогового анализа, формирование оптико-пространственных представлений.

3) Формирование умения правильно строить предложения с  опорой на схему.

4) Воспитание навыков самоконтроля и интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: Артикуляционный профиль, слоговые таблицы, предметные картинки, карточка с окном, предложения, сухой бассейн для пальчиков, мелкие игрушки, резиновый тренажёр для кистей рук.

Ход занятия: (помыли руки).

1.Орг. момент.

-Выполним нашу гимнастику перед занятием.

- Разомнём пальцы и кисти рук.

- Сели правильно (ноги на полу, спина прямая).

2.Самомассаж, развитие моторики пальцев и кистей рук.

Самомассаж.

   *Лёгкое растирание подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой.

   *Растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки.

1) «Пунктиры».

   Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперёд («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

2) «Пила».

   Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3) «Утюжок».

   Исходное положение (И.п.) то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4) «Каток».

   И.п. то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5) «Буравчик».

   И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.

6) «Краб».

   И.п. то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7) «Согреем ладошки».

   Сильно потираем руки.

8) Игра «Колечки».

   Сжимание резинового шарика с кольцом левой рукой указательным и большим пальцем 5 раз, затем средним и большим 5 раз и т.д. Правая рука при этом согнута в кулак. Затем поменять руки.

3.Артикуляционная и голосовая разминка.

- Выполним артикуляционную гимнастику.

- Подготовим органы речи для правильного произнесения звуков.

1) Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку (5 раз)

2) Откидывание челюсти вниз с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребёнка). Выполнять 5 раз

3) Выдвигание нижней челюсти вперёд при закрытом рте

4) Выдвигание нижней челюсти вперёд при открытом рте

5) Движение челюсти вправо-влево при закрытом рте

6) Движение челюсти вправо-влево при открытом рте

7) Имитация жевания

8) Круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву О)

9) «Хоботок – оскал» при сжатых челюстях. 5 раз.

10) «Наказать непослушный язычок»

11) «Лопатка»

12) «Качели 1»

13) «Качели 2»

14) «Качели 3»

15) «Вкусное варенье»

16) «Пощёлкать кончиком языка»

17) «Беззвучно пощёлкать кончиком языка»

18) «Индюк»

19) «Горка»

20) «Катушка»

21) Рот открыт. Губы в улыбке.  Выдыхаем воздух через прикушенный кончик языка. Воздух проходит через боковые края языка

4. Многократное произнесение звука (Л)  и  его характеристика.

-  Произнесём звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.

- В каком положении находятся органы речи?  (Артикуляционный профиль).

   Губы разомкнуты. Зубы разомкнуты,  сближены. Кончик языка между верхними зубами и бугорками. Спинка языка опускается вниз. Боковые края языка опущены, через них проходит воздух.

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый).

- Молодец!

- Вспомни, на что похожа буква Л? (Произносит логопед и показывает картинку:

                                   «Л – немножко инвалид,

                                     ножка левая болит»).

5.  Сообщение темы занятия.

   -Найди способ прочитать эти слова, тогда ты догадаешься, кто прилетел к нам на занятие.

летяд - …                  и             аклаг - …                      

- Молодец! Дятел и галка – это кто? (Птицы).

- Они тоже любят произносить свой любимый звук.

- Догадался какой? (Л).

- Правильно!

5. Работа на уровне слога.

1) –  Дятел и галка просят повторить за ними слоги с изменением ритмического рисунка:

ал-ал — ал-ал-ал                                              ел-ел-ел — ел-ел

ол-ол-ол-ол— ол-ол                                        ил-ил-ил —  ил-ил-ил

ул-ул — ул-ул-ул                                            ёл-ёл-ёл — ёл-ёл

ыл-ыл — ыл-ыл-ыл-ыл                                    ял-ял — ял-ял

2) – Дятел и галка принесли нам какой-то листок, давай прочитаем его с  окошком (ребёнку даётся карточка 15см. на 10 см. с прорезью в середине 1см. на 1см.):

ал-ал-ал             ел-ел-ел

ол-ол-ол             ил-ил-ил

ул-ул-ул             ёл-ёл-ёл

ыл-ыл-ыл         ял-ял-ял

- Молодец!

- Наши птицы предлагают поиграть ещё.

6. Работа на уровне слова.

1) - Прочитай слова под картинками, вставляя букву Л и произнося звук (Л) правильно.

Чтение карточки: балкон, галстук, галка, палка, скакалка, фиалка, зал, вокзал, бокал, пенал, самосвал, алфавит, дятел, мел, факел, белка, осёл, ёлка.

- Молодец!

- Какую букву ты вставлял в слова? (Л).

2) –Галка любит играть в лото. Внимательно рассмотри картинки, раздели слова на слоги. Помоги разложить галке картинки под цифрами: 1слог, 2 слога, 3 слога. Картинки: пол, стол, полка, колбаса, вилка, бутылка, стул, булка, шкатулка.

-Какой звук слышится  в названии всех этих предметов?

-Молодец!

- Ты отлично помог галке!

3) –А вот дятел любит путать слоги в словах! Переставь местами слоги так, чтобы получилось слово (карточка со слогами):

ка- ал-фи –            фа-ал-вит –                 кал- ска-ка –

- Умница!

- Какой согласный встречался в каждом слове? (Л)

Физминутка.

Игра «Найди все игрушки» в сухом бассейне для пальчиков.

Игрушки: солдатик, кот, собака.

- В названии какой игрушки встретился наш звук?

- Молодец!

4) – Птицы просят: «Посчитай от 1 до 5 и обратно  их любимые игрушки: «Один жёлтый солдатик, два жёлтых солдатика и т. д.»

-Молодец!

- Какой звук повторялся чаще всего? (Л) 

7. Работа на уровне предложения.

1)  - Галка и дятел предлагают поиграть в мяч стоя!

- Галка любит говорить про то, что должно будет произойти.     

- А дятел любит говорить про то, что   уже произошло.

«Михаил повяжет галстук»,- говорит галка.

«Михаил повязал галстук»,- говорит дятел.

- Я играю за галку, а ты за дятла.

Михаил забьёт гол. —

Нил поймает белку. —

Павел купит булку. —

Михаил пойдёт на вокзал. —

Павел увидит шкатулку. —

-Молодец!

- Какой звук  добавлялся  в твоих словах-действиях? (Л).

- Правильно!

2) – Наши птицы пытались что-то записать  и всё перепутали. Прочитай и исправь их ошибки (в помощь предлагается схема).

- Прочитай отдельные слова с помощью «окошечка» (карточка с прорезью).

Павел  балкон  на  стоял          ___  ___  _  ___.

- Понятно, что записали нам птицы? (Нет).

- Что сделаем, чтобы нам стало понятно? (Поменять местами слова).

-Поменять местами слова так, чтобы главное слово было на первом месте, слово-действие на втором месте, дальше выстраиваются остальные слова по смыслу (короткое слово, слово-предмет, слово-признак).

- Что ты составлял? (Предложение).

- Молодец!

- Ты помог разобрать ошибки наших птичек!

- Какой согласный встречался чаще остальных? (Л)

8. Домашнее задание.

 Развитие сенсомоторных координаций.

- На прощание птички просят: «Нарисуй  дома петелькой белку под елкой по образцу» двумя руками в тетради для домашних заданий».

9. Итог.    

-Ты сегодня отлично поработал! Молодец!

- Какой звук мы отрабатывали вместе с галкой и дятлом?

- Они с тобой прощаются!

- Повтори дома слоги и слова, которые произносили на занятии (материал дан в домашней тетради).