Родителям

Белка Наталья Викторовна
Неречевые особенности                                                                         Факторы риска школьной неуспеваемости             
Ориентиры нормального речевого развития                                                Родителям о дизартрии ...                            

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ результатов логопедического обследования за три года МАОУ «СОШ №13 имени М.К.Янгеля »

Слайд 2

Функции неречевого характера, влияющие на успешность обучения Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации , пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координации). Названные функции либо задержаны в своем развитии, либо имеют искаженное развитие. Таким образом, и дислексия , и дисграфия суть проявления системного нарушения, затрагивающего в одних случаях речевое развитие ребенка, в других — формирование ряда важных неречевых процессов и функций в ходе онтогенетического развития либо включающего сочетание тех и других факторов.

Слайд 3

Для большинства детей с нарушениями чтения и письма характерен нормальный уровень умственного развития. При гармоничном общем развитии такой показатель оказывается достаточным для успешной учебы. Но компенсация нескольких нарушенных функций и при таком уровне проблематична.

Слайд 4

Связь обоих полушарий мозга У детей 7-8 лет не полностью сформирован необходимый для учебной деятельности тип совместной работы обоих полушарий головного мозга (Б.Г. Ананьев). Связанные с этим трудности пространственной ориентировки усугубляются тем, что обилие вводимых учителем словесных обозначений пространственных признаков обычно не подкреплено достаточной практикой измерения пространства детьми.

Слайд 5

Пространнственно-временные ориентировки Трудности формирования пространственно-временных ориентировок являются общими для многих учебных предметов: чтения, письма, ручного труда, физкультуры, рисования. Эти трудности, не нашедшие разрешения в начальном обучении, переходят на следующую ступень и проявляются при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка (Б.Г. Ананьев, И. Белицка ). Так, на уроках чтения развитые дети стараются запомнить текст на слух; иногда им удается читать его наизусть, скрывая трудности чтения. Но во всей полноте эти трудности выявляются в 3-4-х кл ., когда возрастает объем текстов по всем учебным предметам.

Слайд 6

Математика Следствием нарушения чтения являются трудности решения текстовых задач по математике. В геометрии отмечается вербализм в усвоении понятий (площадь, объем и др.), трудности запоминания и различения конфигураций, слабое восприятие вспомогательных линий (высота, диагональ). Это не дефекты мышления, а пробелы в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны быть базой для мышления.

Слайд 7

География Недифференцированное восприятие ребенком схемы тела ведет к трудностям как в бытовой пространственной ориентировке, так и в ориентировании по сторонам света: север — юг, восток — запад, ведет к неумению ориентироваться по географической карте, по компасу и т.п.

Слайд 8

История При изучении истории — те же трудности при обращении к карте или плану-схеме исторических сражений (например, полки «правой и левой руки» в Куликовской битве и т.п.). Затруднено также понимание тонких временных дифференцировок , передаваемых конструкциями с предлогом, типа: к XVII веку; в XVII веке; с XVII века; до XVII века и т.д.

Слайд 9

Иностранный язык При изучении иностранного языка возникают сложности, связанные с усвоением букв латинского алфавита. С таким трудом усвоенные связи в родном языке подвергаются ломке: дети путают одинаковые по написанию буквы двух алфавитов, связывая их со звуками обоих языков.

Слайд 11

Г истограмма Все дети с речевой патологией, выявленные при обследовании, имеют парциальные (сопутствующие) нарушения. Как видно из гистограммы, количество детей с индивидуальными потребностями в обучении с каждым годом растёт. Если в 2010-2011 уч.г . на 6 классов (первых-вторых) детей с речевой патологией было выявлено 63 человека, то в 2011-2012 уч.г . на 6 классов (первых-вторых) – выявлено 87 человек, а в 2012-2013 уч.г . на 5 классов (первых-вторых) – выявлено 86 человек.

Слайд 12

ВЫВОД Своевременно не вскрытые механизмы затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны родителей и учителей обычно влекут за собой изменения в характере ребенка — возникают вторичные аффективные наслоения: ребенок обнаруживает агрессивность, нередко отказывается от выполнения учебных заданий либо работает только под страхом наказания. Эти аффективные реакции маскируют чувство глубокой внутренней тревоги ребенка, ощущение собственной неполноценности. Он боится допустить ошибки в работе и тем самым обнаружить свою несостоятельность. Такие вторичные наслоения могут принять необратимый характер. В школьном возрасте парциальные нарушения усиливаются и из-за чрезмерной нагрузки на нервную систему, что ведет к неврозам, нарушениям поведения, защитной агрессивности. Отставание может усилиться из-за прогулов занятий, что, в свою очередь, может усугубить затруднения и привести к нарушению структуры личности ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 13 имени академика М.К. Янгеля» Учитель-логопед: Белка Наталья Викторовна ФАКТОРЫ РИСКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Слайд 2

Формирование психики ребенка непосредственно связанно с темпом роста и созревания головного мозга. Наличие каких – либо отклонений в этом процессе, его частичное нарушение приводит и к различным осложнениям в психическом развитии. Термин « минимальные мозговые дисфункции» (ММД) получил в наше время широкое распространение. ММД – это наиболее лёгкие формы церебральной патологии, на фоне которых наблюдаются различные функциональные нарушения, нарушения поведения, трудности школьного обучения, различные речевые нарушения, разнообразные неврозоподобные состояния.

Слайд 3

Нарушения эти обратимы и нормализуются по мере роста и созревания мозга. Эта форма патологии приобретает особую значимость в младшем школьном и подростковом возрасте, когда может происходить формирование социально-бытовой дезадаптации, которая проявляется в гиперактивном поведении ребёнка или наоборот. Такие дети бывают мнительными, плаксивыми. Болезненные расстройства могут возникать из-за психических травм, наносимых родителями или сверстниками. В результате этого возникают хронические стрессовые ситуации, которые приводят детей к бродяжничеству и самоубийству.

Слайд 4

быстрая утомляемость и снижение умственной работоспособности; резко сниженные возможности произвольности во всех видах деятельности, особенно внимания, его концентрации, распределения, переключения; снижение объёма оперативной памяти, внимания, мышления (ребёнок может удерживать в уме и оперировать довольно ограниченным объёмом информации); трудность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Особенности детей с ММД:

Слайд 5

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Кроме психологических особенностей дети с ММД часто имеют логопедические особенности .

Слайд 6

- забывание оптически и кинетически сходных букв: а – о ш – и м -л и- у б –д ш – щ п -т - ошибки на уровне звуко-буквенного анализа (пропуск букв); - ошибки в написании гласных второго ряда: поля- «полйя», «полья»; - ошибки в виде искажения фонетического наполнения слова, персеверации «застревание» или антиципации «предвосхищение»: магазин – «магазим», на деревьях – «на девевьях»; - замены оппозиционных звуков более стойкие: з –ж, ч – щ, с – щ, с –ш и др . логопедические особенности:

Слайд 8

Ребенок с минимальной мозговой дисфункцией непоседлив, невнимателен, гиперактивен. Он доставляет много хлопот своим родителям. Родителям (или кому-то из взрослых) желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания… Накапливающееся утомление затрудняет осмысливание… Рекомендации для родителей

Слайд 9

Длинное стихотворение лучше учить небольшими порциями… Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо запомнить… Самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения… Не следует с первых школьных дней приучать ребенка работать самостоятельно… Рекомендации для родителей

Слайд 10

Рекомендации для родителей Работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми… Предварительные рассуждения вслух настраивают и подготавливают ребенка к деятельности. Важно обеспечить ребенку полноценный ночной отдых… Оставайтесь спокойным родителем. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Слайд 11

Именно на развитие интеллекта должна быть направлена работа педагогов, психологов и родителей. Попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, так как при этом силы ребенка с ММД тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга.



Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

Примерные ориентиры нормального развития ребенка  

Первыми какими-либо отклонениями в развитии дошкольника способны заметить окружающие его взрослые – родители и воспитатели. Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка. Психологическое просвещение персонала детских дошкольных учреждений предполагает ознакомление их с этими объективными и легко наблюдаемыми показателями (Гарбузов В. И., 1990):

К 1 году ребенок использует 7—14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (±2 мес.).

К 1,5 годам словарный запас ребенка составляет 30—40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка: что? кто?

К 2 годам словарный запас — 300—400 слов, основные вопросы ребенка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.

К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.

К 3 годам появляется вопрос вопросов — почему? Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало, много, различает левую и правую стороны. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона.

К 3,5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже — со сверстниками. Ребенок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.

К 4 годам способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос: почему? (У ребенка с ЗПР преобладают вопросы: что? где? куда?) Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40—50 мин.

К 4,5 годам способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос: зачем?

К 5 годам ребенок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться

конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.

С 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.

К 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.

Знание взрослыми внешних, поведенческих нормативов психомоторного развития дошкольника позволит им вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребенка такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие, а лечебная и психокоррекционная работа с таким ребенком требует специальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.

Резюме

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной.

Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры.

Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые. Только психологически грамотная поддержка развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения: создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком, необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребенка, не позволяют ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности.

Материал взят из интернета

(Практическая психология образования. \ Под ред. И.В.Дубровиной. М., Просвещение , 2003г.)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА

Коррекционные мероприятия при дизартрии

      Психическое развитие детей с дизартрией имеет свою специфику. Коррекционная работа должна быть комплексной и включать:

Медицинское воздействие

 Невролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные препараты, стимулирующие обмен веществ коры головного мозга, улучшающие память, внимание, речь, артикуляционную моторику и т.д.

Психолого-педагогическую помощь

Она  осуществляется  воспитателями, учителями и родителями (поддержка  поставленных логопедом звуков).

Логопедическую помощь

Коррекционно-развивающая деятельность включает основные  этапы работы, которые одинаковы для дошкольных логопедических групп и школьных логопунктов:

  1. Развитие двигательной сферы и тонкой моторики.

Осуществляется инструктором  ЛФК, учителем физкультуры, логопедом и родителями.

Родителям выдаётся система упражнений в виде рекомендаций. Это может быть самомассаж рук, комплекс упражнений для развития движений кистей и пальцев рук.

Детям рекомендуется два раза в год проходить общеукрепляющий массаж.

  1. Постановка и развитие навыков правильного дыхания.

Осуществляется логопедом при поддержке родителей (контроль и выполнение всех рекомендаций логопеда  с детьми дома).

  1. Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи).

 Осуществляется логопедом при поддержке родителей (контроль и выполнение всех рекомендаций логопеда  с детьми дома).

  1. Формирование артикуляторной моторики и мимических движений.

Осуществляется логопедом при поддержке родителей (контроль и выполнение всех рекомендаций логопеда  с детьми дома).

Трудности в овладении письменной речью испытывают те младшие школьники, у которых не сформирована в достаточной степени моторика артикуляционного аппарата, нет чёткой связи между звуком (фонемой) и её артикуляционной позицией.

Вот почему трудно переоценить помощь родителей при работе над звукопроизношением.

  1. Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений.

   Часто у младших школьников встречаются ошибки стойкого характера, обусловленные недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений:  

  • замена графически сходных рукописных букв (б-д, и-у, л-м, с-е, о-с ).           
  • зеркальное написание букв;
  • пропуск элементов (соединений письменных букв);
  • нарушение размеров букв по их величине: высоте и ширине (буквы            располагаются выше или ниже рабочей строки и др.);  
  • неправильное написание строк  (несоблюдение полей, пропуск                                                                                    строки и др.);
  • искажение почерка;
  • дрожание руки (тремор), который проявляется в дополнительных                                                штрихах;
  • неумение правильно «надавливать» на ручку;
  • очень медленный темп письма, низкая плотность работы.

   Формирование зрительного восприятия, анализа и   синтеза, пространственных представлений осуществляется логопедом. Помощь родителей заключается в том, чтобы закрепить дома и в быту с детьми сформированные навыки. Различение предметов по форме, цвету, собирание пазл, разрезных картинок, находить сходство и различие в похожих картинках, прохождение по лабиринтам. Все эти игры можно встретить в виде настольных игр, в  детских книжках по подготовке детей к школе.

  В работе над освоением пространства так же есть место для участия родителей. Помочь ребёнку освоить пространство собственного тела (право-лево), обогатить представление о внешнем пространстве, определить пространственные направления по отношению к себе, конструировать       («Лего», пазлы, мозаика и др.)  ориентироваться в листе бумаги, а затем и в школьной тетради.  

  1. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

К моменту поступления в 1-й класс ребёнок уже может выделять первый и последний звук в словах из 3-5 звуков, последовательно называть звуки в этих словах, находить общий звук в словах, подбирать слова на заданный звук, соединять звуки, произнесённые изолированно, в слова.

  1. Коррекция звукопроизносительной стороны речи.

Известно, что у детей с дизартрией постановка и автоматизация звуков вызывает значительные сложности, занимает длительное время.

 Согласованность работы логопеда, невролога, педагогов и родителей необходима для успешной адаптации в школе детей, имеющих такое сложное речевое нарушение как дизартрия.

Подготовила учитель-логопед

МАОУ «СОШ № 13 имени М.К. Янгеля»

 Иркутская обл. г.Усть-Илимск

Белка Наталья Викторовна

               

 



Предварительный просмотр:

Самомассаж кистей и пальцев рук

*Лёгкое растирание подушечек пальцев в направлении

от кончиков к ладони одной руки, затем другой.

*Растирание ладони одной руки от середины

к краям большим пальцем другой руки.

1) «Пунктиры»

   Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперёд («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

2) «Пила»

   Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3) «Утюжок»

   Исходное положение (И.п.) то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4) «Каток»

   И.п. то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5) «Буравчик»

   И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.

6) «Краб»

   И.п. то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7) «Согреем ладошки»

   Сильно потираем руки.

8) Игра «Колечки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Собрание для родителей будущих первоклассников МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №13 имени М.К.Янгеля » Учитель-логопед: Белка Наталья Викторовна

Слайд 2

Работа учителя-логопеда в школе, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и соответствует требованиям ФГОС. С другой стороны, учитель-логопед следует профессиональным целям и задачам, оказывая прежде всего помощь детям с особыми образовательными потребностями, испытывающими трудности в общении и обучении, содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией учащихся.

Слайд 3

Обследование устной речи учащихся 1 класса с 1по 15 сентября. Зачисление на занятия, комплектование групп. Ведение логопедических занятий осуществляется в течение всего учебного года за исключением каникулярного времени. Выпуск с логопункта осуществляется в течение всего учебного года по успешным результатам коррекционно-развивающей работы. Логопедические занятия могут быть продолжены во 2-м классе, по окончании которого завершается логокоррекционная работа, за исключением сложных речевых нарушений. Содержание логопедической работы с первоклассниками включает:

Слайд 4

Формы логопедической работы: Консультации для родителей по расписанию Размещение на сайте школы мирамиров в разделе советы родителям, логопедическая страничка помещается информация о речевых проблемах и помощи, которую могут оказать родители своим детям в виде полезной информации, презентаций для детей и родителей. Логопедические занятия проводятся в основном в группе или индивидуально, если того требует речевой дефект.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза» Учитель-логопед МАОУ «СОШ № 13 им. М.К. Янгеля » Наталья Викторовна Белка

Слайд 2

Фонема Самая большая по численности группа речевых нарушений – это фонематическое недоразвитие. Фонематический слух – это способность воспринимать и различать речевые звуки. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки и определять звуковой состав слова.

Слайд 3

Специалисты уверены Логопеды и учителя согласны с тем, что ребёнку к моменту поступления в школу необходимо научиться выделять из речевого потока предложение, делить его на слова, а слова на слоги и звуки. А звуки не должны смешиваться между собой и отчётливо восприниматься на слух.

Слайд 4

Анализ и синтез Фонематический анализ и синтез – это узнавание звука на фоне слова, выделение первого и последнего звука на фоне слова, определение его места в слове (начало, середина, конец). Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове. К шести годам ребёнок должен овладеть навыками фонематического анализа: определять количество звуков в словах, место звука в слове по отношению к другим звукам. Фонематический синтез – это процесс соединения частей в целое. Например, ребёнок может составить слово из звуков, данных в ненарушенной последовательности: м, а, к – мак. Фонематический синтез – процесс, противоположный анализу, но они тесно связаны.

Слайд 5

Играем и учимся «Поймай нужный звук хлопком» Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова : [K]ран, мор[K] овь , шалаш, ботино [K ]. . . З вук произносить утрированно.

Слайд 6

«Придумать слова на заданный звук» Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п. Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

Слайд 7

«Улитка», «Подбери слово к схеме», «Начало, середина, конец» Цель : упражнять детей в умении определять место звука в слове, автоматизировать звук в словах, развивать фонематический анализ. Детям предлагаются 3 схемы (в первой – закрашен первый квадрат, во второй – второй, в третьей – третий квадрат ). Три изображения Улитки (в начале дорожки, в середине и в конце). Задание – разложить все картинки под подходящие схемы.

Слайд 8

«Назови слово со звуком» Даётся три слова, среди которых только одно с заданным звуком. «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка.

Слайд 9

«Кто внимательнее» Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например: коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Слайд 10

«Угадай слово» Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-у-п, р-о-з-а, п-а-с-т-а.

Слайд 11

« Превращения» Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое слово. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том)

Слайд 12

« Четвертый лишний» Для игры понадобятся четыре картинки (можно без картинок называть слова) с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

Слайд 13

« Магазин» Игры на выделение звука на фоне слова. Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На доске выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’]. Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

Слайд 14

«Лишнее слово» Цель : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Инструкция: какое слово было лишнее? Канава , канава, какао, канава. Мак , бак, так, банан.

Слайд 15

« Ворота» Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие Дети изображают ворота. Взрослый объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук и закрывают, если в слове нет указанного звука. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

Слайд 16

« Лови мяч» Цель : развивать внимание, фонематическое восприятие, быстроту реакции. Взрослый предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

Слайд 17

« Точки - звуки» Цель : упражнять детей в умении определять количество звуков в слове, фонематический слух. Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть). Дети по очереди бросают кубик, называют слова, количество звуков в которых равно количеству точек на верхней грани кубика.

Слайд 18

«СМС» Цель : упражнять детей в умении определять первый звук в слове, развивать фонематический слух. Педагог объясняет детям: «Чтобы увидеть изображение (или прочитать) на экране СМС, нужно определить первый звук в словах или названиях картинок. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет». Слова можно составить по первым или последним звукам.

Слайд 19

« СМС»

Слайд 20

«Мяч передавай – слово называй» Свяжем мы из слов цепочку Мяч не даст поставить точку. Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего. Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

Слайд 21

«Собери цветок» Цель : упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Слайд 22

«Подскажи словечко» Воробей взлетел повыше. Видно всё с высокой … . От дождя земля намокла, Вылезай , толстушка … . На даче в лесу были разные птицы: Сороки , стрижи, воробьи и … . Не будильник, а звонит. Не приемник – говорит. Угадайте, кто же он? Ну , конечно, … .

Слайд 23

Вывод Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Слайд 24

Спасибо, с вами было интересно играть!