Автоматизация звука [Ш]

Белка Наталья Викторовна

         ТЕМА: Автоматизация [Ш] в слогах, словах и предложениях

1-й класс. Речевое заключение: ОНР (III уровень), при дизартрии

Цели: 1) Отработка умений произносить звук (Ш) слогах прямых и  обратных, а так же в словах и предложениях с опорой на слоговой анализ.

2) Развитие умения согласовывать слова и числительные.

3) Развитие фонематического восприятия.

4) Воспитание навыков самоконтроля и интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки-эмоции, Шарик на шнурке, предметные картинки, артикуляционный профиль, слоговые таблицы, текст чистоговорки, сухой бассейн для пальчиков.

Ход занятия: (помыли руки).

1.Орг. момент.

-Дима, посмотри, сколько пришло гостей к нам сегодня.

-Поздоровайся с ними.

-А теперь настраивайся на занятие.

2.Развитие общей моторики и речевого дыхания.

-Исходное положение: встали, руки опустили, ноги на ширине плеч.

*Поднимаем плечи - вдох через нос (2 раза),

опускаем – выдох через рот.

*Сводим лопатки -  вдох через нос (2 раза),

развести – выдох через рот.

*Наклон в одну сторону - вдох через нос,

выпрямились – выдох через рот.

Наклон в другую сторону - вдох через нос,

выпрямились – выдох через рот.

*Вращение головы: полный поворот - вдох через нос,

полный поворот – выдох через рот. Повторить ещё раз.

*Вращение головы то же.

Выдох – А – Э – И – О – У.

*«Листья шумят».

Вдох – руки вверх, поднялись на носки. Задержали дыхание.

Выдох – Ш –Ш –Ш…

*Сели правильно  (возле зеркала).

Сморщили лицо – растянули лицо.

*Обе брови поднять одновременно (2 раза).

*Один уголок рта подняли – опустили.

Второй уголок рта подняли – опустили.

*Оба уголка рта подняли – опустили.

*Один уголок опустили – подняли.

Второй уголок опустили – подняли.

*Картинки – эмоции.

 Придай лицу радостное выражение.

*Придай лицу удивлённое выражение.

*Массаж лица расслабляющий:

1.От середины лба к волосам.

2.От бровей к волосам.

3.Вниз через всё лицо к шее и плечам.

3.Артикуляционная гимнастика.

-Чтобы язычок был послушным, выполним зарядку (шарик на шнурке):

1) – Сели правильно, шарик двигаем язычком горизонтально: в одну сторону, затем в другую.

2) – Шарик двигаем вертикально, падает шарик свободно (2 раза).

3) – Поймай шарик в «Чашечку» (2 раза).

4) – Ловим шарик губами, затем с силой выталкиваем (2 раза).

5) – Обхватить шарик губами, двигаем шарик от щеки к щеке.

6) – Устал язычок: «Наказать непослушный язычок».

7) – Отдохнул язычок и стал шагать через верхние зубки (губы в улыбке). Затем через нижние.

8) – Захотелось язычку попить чай из «Чашечки» (удерживать, считая до 10).

9) – Попил язычок из чашечки и стал дуть на пчёлку так, чтобы крылышки у неё задрожали.

- Молодец!

4. Выделение  и характеристика звука.

 – Посмотри, кто пришёл к нам на занятие (картинки называет логопед: Мартышка, Петушок, Лошадка и Мишутка).

- Какой общий звук в этих словах ты услышал? (Ш)

- Произнесём его красиво: Ш –Ш –Ш…

- В каком положении органы речи ? (Артикуляционный профиль).

- Дай характеристику звуку (Ш).

- Молодец!

5. Работа на уровне слога.

1) – Мартышка просит повторить за ней слоги с радостью:

Ша- шо-шу

Шу-ша-ши

Ше-ши-ше

2) – Атеперь с удивлением:

Аш-ёш-уш

Яш-ыш-уш

Ош-аш-ёш

- Молодец!

3) – Мартышка просит тебя поиграть для своих друзей (отстукивание ритмических рисунков пальцами по крышке стола, произнося при этом правильно слоги: ши,аш).

- Молодец!

6. Работа на уровне слога.

1) – У Мартышки День Рождения.

- Внимательно рассмотри картинку, назови, что подарил Петушок? (шары, хлопушки).

- Что подарила лошадка? (матрёшку, машинку).

- Что подарил Мишутка? (неваляшку, шоколадку).

Молодец! Ты правильно и красиво произносил слова!

- Какой звук встречался во всех словах? (ш).

2) – Все подарки Мартышка повесила на пальму.

- Дома нарисуй по точкам и заштрихуй эти подарки.

3) – Мартышка просит назвать на карточках, какая картинка лишняя?

- Объясни, почему ты так думаешь? (2 шапки, 1 шляпа, 1 шуба)

4) – Что есть у этой шапки? (шнурки).

- Что у этой шапки? (бамбошка).

- Что у этой шапки? (уши).

- Что есть у шубы? (опушка).

- Молодец!

- Во всех словах какой звук встречался? (ш).

7. Работа на уровне предложения.

1) – Мартышка просит: «Посчитай все шапки на картинке»(6 шапок).

- Сколько шуб? (6 шуб).

- Сколько шарфов? (6 шарфов).

- Сколько рубашек? (6 рубашек).

- Сколько шорт? (6 шорт).

- Молодец! В слове «шесть» какой звук ты произносил? (ш).

2) – Мартышка написала стишок, прочти его:

(читает по карточке) «Шапка и шубка – вот наш Мишутка».

- Прочти ещё раз, выделяя звук (Ш).

- Прочти ещё быстрее, чётко произнося наш звук.

- Кто такой Мишутка? (мальчик).

- Молодец!

- Д/з: «Выучить чистоговорку, произнося слова быстро и чётко.

8. Итог.

- С каким звуком чаще всего произносились слова? (Ш).

- Мартышка просит произнести ещё раз её любимый звук красиво.

- Найди в сухом бассейне сюрприз от Мартышки.  Что это? (шоколадка).