Нейропсихологические приёмы на логопедических занятиях

Белка Наталья Викторовна
Нейропсихологические приёмы работы на логопедических занятиях

      На логопедических занятиях традиционно применяются так называемые физкультминутки. Их задача: способствовать снятию психического

(интеллектуального и эмоционального ) перенапряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т.д .

      Упражнения, которые проводятся на разных этапах логопедического занятия.

1.      «Растирание ушных раковин» - активизирует все системы организма.

2.      «Перекрёстные движения» - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.

3.      «Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.

Дышать глубоко, уронить голову вперёд, плечи расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдёт напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию.

4.      «Рисование в воздухе обеими руками одновременно симметричных рисунков» - активизирует зрительно-моторную координацию, облегчает процесс письма.

5.      «Ленивые восьмёрки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.

6.      «Лобно-затылочная коррекция» - улучшает мозговое кровообращение. Упражнение выполняется в течение 1 мин., сидя с закрытыми глазами. Правая рука кладётся на лоб, левая – на затылок.

7.      «Барабанчики» и «Вилочки» - улучшает мозговое кровообращение. Лёгкое постукивание пальцами в области бровей, растирание указательным и средним пальцами вокруг ушей.

8.      «Дыхательные упражнения» - развивают навыки правильного дыхания, речевого дыхания, что способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.

9.      «Элементы массажа лица, губ, шеи, рук» - способствуют улучшению кровообращения мышц артикуляционного аппарата, мозгового кровообращения, а так же способствует профилактике заболеваний лор органов.

10.  «Развитие глазодвигательной сферы» - снимает напряжение глаз, тренирует глазные мышцы, способствует профилактике нарушения зрения.

11.  «Развитие сенсомоторных координаций» - активизирует оба полушария головного мозга.

12.  «Развитие тонкой моторики кисти и пальцев руки» - готовят руку к письму, способствует речевому развитию.

13.  «Поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены , спина прямая . Сделать спокойный вдох и выдох . Руки плавно поднять вверх , ладонями друг к другу . Потянуться всем телом . Сосредоточить всё внимание на позвоночнике . Представить себя деревом . Организм , как дерево , наливается силой , бодростью , здоровьем . Удерживайте позу 15-20 сек. Это упражнение можно выполнять и стоя .

14.  «С носка на пятки» - улучшает кровоснабжение всего организма, способствует снятию напряжения. Подняться на носки и резко опуститься на пятки . Выполнить 3 раза .

      Всё эти приёмы способствуют:

·         привлечению в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых, зрительных, тактильных;

·         преодалению воздействия информационно-психогенных факторов (использование элементов релаксации, щадящий режим подачи информации);

·         преодаление комплекса факторов доминантной моторно-закрепощённой и статической позы (работа стоя, сидя, в движении; проведение динамических физминуток ) ;

·         позволяет учитывать особенности состояния нервно-психической сферы детей, имеющих  ММД, сложные речевые нарушения и др.;

·         помогают поддерживать интерес к логопедическим занятиям.     

Список используемой литературы:

  1. Т.Н.Захарова, Т.Н.Суровикина, С.Г.Оводо и др. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Волгоград «Учитель» 2007 год.
  2. М.В.Антропова, Л.М.Кузнецова, Т.М.Параничева «Режим дня младшего школьника». Москва «Вентана-Граф» 2003 год. Центр образования и здоровья Минестерства образования РФ.