Преодоление нарушений чтения и письма

Белка Наталья Викторовна
Предупреждение и преодоление нарушений письма и чтения, обусловленных нарушениями зрительного гнозиса и мнезиса,  анализа и синтеза; пространственных представлений, моторных функций.

Процесс письма представляет собой сложную форму речевой деятельности и обеспечивается согласованной работой 4-х  анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Отставание в развитии зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений ведёт к нарушению процесса овладения письменной речью.

1.      Замена графически сходных рукописных букв:

·         по оптическому сходству (с-е, о-с, л-и, у-д-з, м-ш, в-д);

·         по кинетическому сходству (о-а, б-д, и-у, т-п, У-Ч, П-Т,л-м, Л-М, х-ж, ч-ъ, Г-Р, н-ю, и-ш, л-я, Н-К, а-д).

2.      «Зеркальное письмо».

3.       Пропуск элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент.

4.      Нарушение размеров букв по их величине; высоте и ширине (высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используются надстрочное или подстрочное пространство строки).

5.      Неправильное написание строк (несоблюдение полей, несоблюдение и пропуск строки, зубчатость, выгнутость, вогнутость строки).

6.       Искажение почерка (нестабильность графических форм).

7.      Тремор, который проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях, а при сильном треморе – в «бисеринках» утолщении на линии письма.

8.      Трудность выполнения связных движений, «печатание»  букв.

9.      Неумение правильно «надавливать» на ручку.

10.  Очень медленный темп письма, низкая плотность работы.

Для предупреждения и преодоления нарушений письма, обусловленных нарушениями некоторых неречевых функций была разработана серия занятий на которых я использовала разные методы и приёмы, игры и упражнения, наглядный материал.

Работа велась по следующим направлениям:

1.      Развитие зрительного восприятия, узнавание форм и величины (зрительного гнозиса).

2.      Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.

3.      Формирование пространственных представлений .

4.      Развитие зрительного анализа и синтеза.

5.      Развитие мелких движений рук.

С целью развития зрительного гнозиса эффективны следующие приёмы:

1)      Игра «Узнай какая буква?»:

1-й вариант игры: ребёнок закрывает глаза, затем по его ладони обратной стороной ручки пишется логопедом буква

2-й вариант игры: ребёнок указкой пишет букву в воздухе, логопед отгадывает её.

3-й вариант игры: ребёнок на ощупь определяет пластмассовую букву, лежащую в мешочке.

4-й вариант игры: ребёнок на ощупь определяет начертание буквы, вырезанной из наждачной бумаги и наклеенной на картон.

2)      Игра «Кто быстрее?». Учащиеся соревнуются между собой в зачёркивании предложенной буквы на листке из старой детской книжки.

3)      Игра «Узнай букву»:

1-й вариант игры: на какие предметы может быть похожа буква печатная или письменная?

2-й вариант игры: прочитай слоги с такими буквами.

4)      Игра «Мягкие буквы». Из шнурка на листе бархатной бумаги дети выкладывают заданную строчную букву.

5)      Игра «Сосчитай буквы»:

1-й вариант игры: посчитать заданные письменные  буквы на карточке, где изображены и заданные буквы, и сходные по написанию буквы.

2-й вариант игры:  посчитать заданные печатные буквы на карточке, где изображены и заданные буквы, и сходные по написанию.

6)      Игра «Назови буквы»:

1-й вариант игры: буквы печатные или письменные написаны точками.

2-й вариант игры: буквы печатные или письменные перечёркнуты линиями.

3-й вариант игры: наложенные друг на друга буквы печатные или письменные.

7)      Игра «Обведи  букву»: дети обводят объёмную букву либо из пластмассы, либо из наждачной бумаги в тетрадях.

8)      Игра «Какая буква появляется чаще?»: на карточке в клетках изображаются разные буквы, найти ту, которая встречается чаще остальных.

9)       Игра «Какая буква лишняя?»:

1-й вариант игры: исключение буквы по высоте.

2-й вариант игры: исключение печатной буквы среди письменных или наоборот.

Для развития зрительной памяти эффективны следующие виды работ:

1.      Игра «Что изменилось?»: Логопед раскладывает от 4 до 6 карточек на доске. Дети запоминают, закрывают глаза. Логопед меняет расположение карточек, а дети восстанавливают первоначальное расположение.

2.      Игра «Телевизор»: показ букв по телевизору. Дети называют, что показали.

3.       Конструирование фигур, букв из палочек после показа.

4.      В течение 5 секунд дети запоминают расположение фигур, букв. Затем рисунок закрывается и дети должны воспроизвести их в пустых квадратах.

Большое внимание уделяется работе по формированию пространственных представлений:

·         Определение схемы собственного тела (латеральных частей тела).

·         Определение схемы тела стоящего лицом к тебе.

·         Определить последовательность предметного или буквенного ряда.

·         Используются графические обозначения направлений.

·         Уточняются пространственные расположения фигур, букв.

Работа ведётся в указанной выше последовательности.

Для  развития пространственных ориентировок хорошо подходят следующие задания:

1)      На магнитной доске дети располагают картинки справа и слева.

2)      Дети выполняют упражнения на выработку умения пользоваться предлогами в устной речи (на, под, над, за и др.)

3)      По рисункам дети определяют правый и левый рукав куртки, лежащей спинкой вверх, спинкой вниз. Определяют у брюк правый и левый карманы.

4)      Записывают в тетрадях заглавную письменную букву слева на следующей строчке, а строчную букву справа на этой же строчке.

5)      Узнают правильную букву среди зеркальных.

6)      Находят букву в ряду сходных рукописных или печатных букв.

7)      Находят спрятавшуюся букву в картинках-схемах.

8)      Выбирают и подчёркивают те буквосочетания и слова, написанные до черты (буквы могут быть письменные или печатные).

9)      Читают слова или предложения, в которых стёрта верхняя часть или нижняя часть.

10)  Собирают «вершки» и «корешки». На карточках, разрезанных по середине, написаны слова - «вершки» , а у логопеда «корешки» (или наоборот). Дети подбирают «вершки» к «корешкам» (даваться может 5-6 слов).