Домашние задания

Белка Наталья Викторовна

 

Домашние задания на закрепление звукопроизношения
Артикуляционные упражнения на каждый день

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звуки (р - л). Буквы Р р, Л л.

  1. Выдели первый звук в названии картинок.

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\картинки для обследования\106.jpg                              C:\Documents and Settings\UserXP\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\12.jpg

  1. Сравнить звуки по артикуляционным профилям. Произнести звуки перед зеркалом, послушать голосовой моторчик.

                          C:\Documents and Settings\UserXP\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\л.jpg                      C:\Documents and Settings\UserXP\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\р.jpg

                           Звук (Л).                                                  Звук (Р).

  1. Дать характеристику звуку (Л): согласный, звонкий, твёрдый.

Дать характеристику звуку (Р): согласный, звонкий, твёрдый.

В чём сходство и в чём отличие этих звуков?

Записать ответ с помощью родителей, если нужно.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Зачеркни  такое же буквосочетание.

ЬЛАПРЯ–ЯПРАЛЬ–ЬАЛРПЯ–ЬЛАРПЯ–ЬЛАПРЯ–ЬЛАПРЯ–ЬАЛРПЯ-ЬРПАЛЯ

  1. Вспомни и запиши письменную заглавную букву Л справа, а строчную л слева.

________________________________________________________________________

             Назови, из каких элементов они состоят (устно).

  1. Вспомни и запиши письменную строчную букву р справа, а заглавную Р слева.

________________________________________________________________________

Назови, из каких элементов они состоят (устно).

  1. Прочитай слоговую таблицу: по горизонтали, по вертикали.

ЛА – РА – ЛА – ЛАЗ

РО – ЛО – РО – РОВ

ЛУ – РУ – ЛУ – ЛУК

РЫ – ЛЫ – РЫ – РЫК

Прочитай только те слоги, в которых есть звук (Л). Как звучит (Л) в слогах? Почему?

Прочитай только те слоги, в которых есть звук (Р). Как звучит (Р) в слогах? Почему?

Есть ли среди этих слогов слова? Объясни, чем слово отличается от слога.

  1. Выпиши из слоговой таблицы только слоги со звуком (Р) письменными буквами в строчку. Подчеркни изучаемый согласный нужным цветом.

_______________________________________________________________________

  1. Назови картинки. Под картинками напиши письменными буквами их названия так, чтобы они отличались одной буквой Р или Л. Помощь родителей, если нужно.

C:\Documents and Settings\UserXP\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\ложки.jpg                                                       C:\Documents and Settings\UserXP\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\рожки.jpg

________ж___________                                                  ________ж__________            

Подчеркни изучаемые согласные нужным цветом: букву Р двумя чертами, а букву Л одной чертой.

  1.  Назови картинки : в каких слышится звук (Л), а в каких слышится звук (Р)?  Какая картинка лишняя? Почему?  Помощь родителей, если нужно.

  D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\картинки для обследования\102.jpg   C:\Documents and Settings\UserXP\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Лл.jpg   C:\Documents and Settings\UserXP\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\рр.jpg

_____О_____О___________           О_____________           ____О______________

Запиши названия картинок в строчку письменными буквами. Подчеркни изучаемые согласные нужным цветом: букву Р двумя чертами, а букву Л одной чертой.

  1. Прочитай слова. Замени букву Л на букву Р. Прочитай слова парами. Объясни их значение. Помощь родителей, если нужно.

ЛАК –                                   ЛОВ –                                  ЛУКИ –

ЛАЗ –                                   ЛОМ –                          

ЛАМА –                               ЛОЖКИ –

Можно обыграть это задание с перекидыванием мяча.

  1.  Прочитать чистоговорку чётко и быстро несколько раз.

C:\Documents and Settings\UserXP\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Карась, в лаз не лазь. Застрял в лазе  карась..jpg        Карась, в лаз не лазь. Застрял в лазе карась.                   

Вспомни, что называется предложением, высказыванием? Как оформляется высказывание, предложение?   Записать эту чистоговорку письменными буквами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни изучаемые согласные нужным цветом: букву Р двумя чертами, а букву Л одной чертой.

Домашнее задание.

Для всех!

  1. Повторить все артикуляционные упражнения для языка.
  2. Записать названия животных со звуком (Р) в один столбик, а со звуком (Л) в другой столбик.

_________________________                                       _____________________________

_________________________                                       _____________________________

_________________________                                      _____________________________

_________________________                                       _____________________________

_________________________                                       _____________________________

Для тех, с кем занимаемся постановкой звуков!

          Повторять каждый день то, что было задано в домашних тетрадях.

Желаю успехов!                                                            Логопед: Наталья Викторовна.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Звук (СЬ).

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\сс.jpg

Звук (С).

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\с.jpg

Уклад органов артикуляции при произнесении звука (С).

При произнесении звука (С) губы слегка растянуты в улыбке. Зубы сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основание нижних резцов, не задевая верхушек зубов. Передняя часть спинки языка широкая, приподнимается к верхним альвеолам и образует с ними щель в форме желобка. Средняя часть спинки языка опущена, в середине её образуется продольный желобок. Задняя часть спинки языка незначительно поднята. Боковые края языка плотно прилегаю к внутренней стороне верхних коренных зубов. Воздух проходит через эту щель и вызывает свистящий шум.

Звук [з]

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\з.jpg

Артикуляционные упражнения

  1. «Наказать непослушный язычок».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Под счёт от 1 до 5-10.

  1. «Лопатка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

  1. «Качели».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык опускается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и верхней губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого нёба.

 При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался , губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

  1. «Язык перешагивает через зубы».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

  1. «Почистим зубки».

Рот открыт. Губы в улыбке.  Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз.

  1. «Пирожок».

Рот открыт. Губы в улыбке.  Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».

  1. «Желобок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до 5-10.

  1. «Самосвал».

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

  1. «Горка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается.

  1.  «Катушка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.

  1.  «Загнать мяч в ворота».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Выдыхаемым воздухом сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щёки.

  1. «Заборчик».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

  1. «Рупор»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

  1. «Трубочка».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд.

  1.  «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».

Слоги

  1. Произносить слоги с перекидыванием мяча вместе с родителями.

За-са          зо-со         зу-су          зы-сы

Са-за          со-зо         су-зу         сы-зы

Зо-со          за-са         зы-сы        зу-су

Со-зо          са-за         сы-зы        су-зу

Зу-су          зы-сы        за-са          зо-со

Су-зу          сы-зы        са-за          со-зо

Зы-сы        зу-су          зо-со          за-са

Сы-зы        су-зу          со-зо          са-за

  1. Родители произносят слова, а ребёнок хлопает в ладоши, если услышит звук (С), затем звук (З). Родителям произносить слова вразброс.

Для тех детей, которые читают: читать слова.

Для всех: подчеркнуть букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами. Объяснить значения незнакомых слов.

Зал-сало               замок-сапог              назад-сад

Зайка-сайка         зальют-салют           лизать-лиса

Лиза-лиса            заперся-сапёр           вязанка-санки

Роза-роса            уползай-кусай            позади-посади

Коза-коса            Захар-сахар                 залезать-салазки

                                                                     Заметёт-самолёт

Зов-сон               зорко-сопка                зола-сова

Зол-соль             зонтик-сонный           узор-сор

Зоя-соя               возок-носок                 золотой-соловей

                                                                      Кузовок-совок

Зуб-суп                        зубок-сурок                  козу-косу

Вывезу-вынесу          везу-несу                      грозу-росу

Внизу-снесу               мазут-пасут                  грызун-плясун

Зыбь-сыпь           арбузы-бусы               пузырь-сыр

Козы-косы           музыка-русый            пузырёк- сырок

Называть-посылать

  1. Выучить наизусть потешки.

Произносить их чётко и быстро.

***

Составляет зайка забавную мазаику.

***

Сазан с фазаном занавеской завесили своё окно.

Засов задвинув, засыпают сазан с фазаном

И не знают,

Как за окном на высоте

Мигают звёзды в темноте.



Предварительный просмотр:

Звук [ш]

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\ш.jpg

Уклад органов артикуляции звука [ш]

При произнесении звука (Ш) губы  округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубы сближены, но не соприкасаются, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам. Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу, но не касается его, а образует с ним щель. Средняя часть спинки языка опущена. Задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому нёбу.

Артикуляционные упражнения

  1. «Наказать непослушный язычок».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Под счёт от 1 до 5-10.

  1. «Лопатка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

  1. «Пирожок».

Рот открыт. Губы в улыбке.  Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок».

  1. «Качели».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык опускается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и верхней губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широким кончиком языка прикасаться к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого нёба.

 При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался , губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

  1. «Язык перешагивает через зубы».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

  1.  «Маляр».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперёд.

  1. «Грибок».

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

  1. «Гармошка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот.

  1. «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем  языка облизать верхнюю губу, затем нижнюю губу.

  1. «Чашечка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу.  Удерживать в таком положении язык под счёт от 1 до 5-10.

  1. «Фокус».

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать в таком положении язык, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы ватка летела прямо вверх.

  1. «Саночки».

 Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

  1. «Рупор»,

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

  1. «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самомассаж кистей рук

   *Лёгкое растирание подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой.

   *Растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки.

1) «Пунктиры»

   Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперёд («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

2) «Пила»

   Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3) «Утюжок»

   Исходное положение (И.п.) то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4) «Каток»

   И.п. то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5) «Буравчик»

   И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.

6) «Краб»

   И.п. то же, пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7) «Согреем ладошки»

   Сильно потираем руки.

8) Игра «Колечки»



Предварительный просмотр:

Упражнения для языка.

Выполнять упражнения перед зеркалом.  В статических упражнениях положение языка удерживать, считая до десяти. В динамических повторять упражнения до десяти раз.

«Лопатка». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

«Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднимается вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт.  Язык присосать к нёбу.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам  рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.

«Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперёд и убирается вглубь рта.

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём  от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье».  Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу, затем нижнюю губу.

«Улыбка». Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Рупор». Вытянуть округлённые  губы вперёд. Зубы при этом сомкнуты.

«Хоботок». Вытянуть сомкнутые губы вперёд.

«Улыбка-Рупор-Хоботок».



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков З-Ж.

Звук (З). Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Кончик языка за нижними зубами. Кончик языка слегка дрожит. Звук (З) – согласный, звонкий. Может быть твёрдым, а может быть мягким.

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\з.jpg

Звук (Ж). Губы «рупором», зубы сближены или сомкнуты. Язык «чашечкой», кончик языка вверх.

Кончик языка слегка дрожит. Звук (Ж) – согласный, звонкий. Всегда твёрдый.

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\ж.jpg

Таблица сравнения.

Выучить наизусть. Уметь называть сходство и отличия звуков (З-Ж).

губы

зубы

Язык

З

В улыбке

Сближены

Внизу

Ж

Рупором

Сближены

Вверху,

чашечкой

Слоги.

Читать слоги. Произносить вместе с родителями, перекидывая мяч.

Жа – за                    жо – зо                  жу – зу                           жи – зы

За – жа                    зо – жо                  зу –жу                            зы - жи

Жи -зы                     же – зе                  зо –жо                            зу –жу

Зы –жи                     зе – же                 жо – зо                           жу –зу

Слова.

Читать, подчёркивать букву Ж двумя чертами, а букву З одной чертой. Родители читают в разброс, а ребёнок хлопает в ладоши один раз, если услышит в слове звук (З), два раза, если звук (Ж).

Жал – зал                           жара – заря                          баржа – база

Пожар – базар                  жалей – залей                     лужайка – зайка

Лежать – лизать               сажать – сказать                 бежать – вязать

Жора – Зоя                        лужок – узор                        флажок – глазок            

Прыжок – разок              жук – зуб                                вижу – снизу    

Брожу – грызу                 хожу – ползу                         вяжу – везу

Ножи – тазы                    кожи – козы                           жир – пузырь

Снежинка – корзинка      

Похаживать – показывать                                   Наживать – называть

Слова.

Родители читают, а ребёнок повторяет и показывает на буквы З или Ж в той последовательности, в какой эти звуки звучат в слове. Для игры можно открыть нарисованные ребёнком буквы.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

Потешки.

Учить потешки наизусть. Произносить их чётко и быстро.

***                                                                       ***

Зелёная жаба                                         Знает загадки каждый ёжик.

С забавным жуком                               Жуку и змее загадать их может.

Забыли к зиме                                       Загадке о вазе, бизоне, уже,

Подыскать себе дом.                          О ежевике и о еже.

Заводной зайка                                               ***

Забавный зайка                                     Знает каждый: змей бумажный

У Жени живёт.                                        На земле лежать не любит.

Женя не знает                                         Лёгкий змей, как будто дым.

С зайкой забот.                                       Наблюдать за ним не сложно,

Зайке не нужен                                      Только жаль, что невозможно

Ни обед, ни ужин.                                 Полетать нам вместе с ним.



Предварительный просмотр:

Звук (Щ).

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\щ.jpg

Уклад органов артикуляции при произнесении звука (Щ).

Губы рупором. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов. Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу, задняя часть опущена и продвинута вперёд. Язык напряжён. Нёбная занавеска поднята. Воздух выдыхается с силой, проходя через щель.

Звук (Ч).

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\ч.jpg

Уклад органов артикуляции при произнесении звука (Ч).

Губы рупором. Зубы сближены. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам (бугоркам). Средняя часть спинки языка выгнута к твёрдому нёбу. Язык напряжён. Сильная струя воздуха разрывает смычку. Язык опускается «чашечкой».

Таблица сравнения.

Выучить наизусть. Уметь называть сходство и отличия звуков (Ч-Щ). Оба звука согласные, всегда мягкие, глухие.

губы

зубы

Язык

Ч

Рупором

Сближены

Вверху,

Чашечко.

Взрывной звук.

Щ

Рупором

Сближены

Вверху,

Чашечкой.

Слоги.

Читать слоги. Произносить вместе с родителями, перекидывая мяч.

Ща-ча           що-чо           щу-чу          щи-чи

Ще-че           ча-ща           чо-що          чу-щу

Чи-щи           че-ще           ущ-уч          ыщ-ыч

Ящ-яч            ощ-оч          ищ-ич         ещ-еч

Ач-ащ            ющ-юч        уч-ущ          ыч-ыщ

Яч-ящ            юч-ющ        ич-ищ         еч-ещ

Слова.

Читать, подчёркивать букву Щ двумя чертами, а букву Ч одной чертой. Родители читают в разброс, а ребёнок хлопает в ладоши один раз, если услышит в слове звук (Ч), два раза, если звук (Щ).

Гуща-куча                освещать-свеча                тащу-точу

Пуще-туча               помещать-помечать        угощу-молчу

Пищать-печать      трещать-встречать            щука-чубчик

Угощать-укачать

Щётка-чётка                                          мощёный-мочёный

Сгущённый-копчёный                       Лощёный-точёный

Щит-чиж                    тащить-точить           лущить-получить

Клещи-плечи            трещит-рычит           вещица-волчица

Гонщик-гончий        лещи-лечить              ищите-учитель

Ящик-мячик              пищит-мычит            

Щель-качель          щепка-чепчик          щегол-чехол

Щели-качели         ущелье-ученье         щетина-четыре

Слова.

Родители читают, а ребёнок повторяет и показывает на буквы З или Ж в той последовательности, в какой эти звуки звучат в слове. Для игры можно открыть нарисованные ребёнком буквы.

Чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щеточка, учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий.

Словосочетания.

Читать, подчёркивать одной чертой – букву Ч, двумя – Щ.

Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.

Чистоговорки.

Учить наизусть. Произносить чётко и быстро.

                                 ***                                                                           ***

Петя у воды скучает,                                                    Щёткой Катя чистит платье.

Щуку он поймать мечтает,                                                                 ***

Но, поплавок, как часовой,                                        Будем мы готовить щи.

Не качнётся над водой.                                              Нам не надо помощи.

 Почему не хочет щука                                               Тащит воду Ванечка,

 Пообедать? Вкусно ведь!                                         Таня чистит овощи.

Может, видит плохо щука?

Может, ей очки надеть?



Предварительный просмотр:

Искала белка дуб с дуплом.

Дупло для белок – это дом.

Клоун Милу удивил:

Он за хвост слона водил.

Плыла на лодке лайка.

У лайки - балалайка.

Долго пела лайка мне

О погоде, о луне.

Мила вымыла ладони,

Мила сделала салат.

Маме помогала Мила.

Мама Милу похвалила.

Кипятила Клава молоко.

Молоко кипятить нелегко.

Внимательно Клава   глядит,

Когда молоко закипит.

В полнолуние под ёлкой

Волк завоет на луну.

Нет оленя, белки, тёлки.

Плохо, голодно ему.



Предварительный просмотр:

Трут морковь на тёрке Рае и Егорке.

Рома и Рая в квартире играют, а Ира и Марк идут в парк.

Кроит из бархата портной Роме куртку с бахрамой.

Красной краскою Егор красит крышу и забор.

Храпит медведь в корнях ракиты. К нему попробуй подойди ты.

На картинках детворы:

Тигры храбры,

Кобры мудры,

А бобры добры.

В коробке у Берты

Открытки, конверты,

Фотографии и марки

И другие подарки.

Подруга выдра у бобра.

Она проворна и хитра,

Бобёр и выдра по утру

Играют в новую игру.

Дружит Рома с носорогом.

Носорог тот-недотрога.

Не даёт потрогать рог

Недотрога-носорог.

По огороду мудрый крот

Ведёт к норе водопровод.

Протянет трубы от пруда.

Кран поверни - и есть вода.

Два брата у Иры –

Захар и Егор.

Захар дрова рубит,

Егор метёт двор.

Раин папа утром рано

Смотрит в каждый дом с экрана.

Вот такой у папы труд,

Его диктором зовут.

У самого забора

Будка Трезора.

Не пустит Трезор

Гостей за забор.

Готовит Раиса

Борису суп из риса,

А Борис Раису

Угостит ирисом.

 Спори Рая с Ритой, с Ромой,

Спорит Рая со всем домом;

И поэтому народ

Её спорщицей зовёт.

Говори красиво:

Фёдор, ветер, грива,

Барабан, мундир, топор,

Карта, марка, мухомор.

Кобра хочет всем добра

И гостей зовёт с утра,

Но никто из зверей

Не приходит в гости к ней.

Почему-то звери

Кобре той не верят.

Пришёл Прокоп – кипит укроп.

Ушёл Прокоп – кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп

И без Прокопа кипит укроп.

Все бобры добры для своих бобрят.

На дворе трава.

На траве дрова.

Не руби дрова.

На траве двора.

Хорош пирожок – внутри творожок.

Проворонила ворона воронёнка.

Шёл Егор через двор. Нёс топор чинить забор.

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку

Бросит корочки в корзинку.

        



Предварительный просмотр:

Звук (Ц).

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\ц.jpg

Уклад органов артикуляции при произнесении звука (Ц).

Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам и альвеолам (бугоркам), с которыми производит смычку. Боковые края языка прижаты к коренным зубам.  При выдохе смычка разрывается, передняя часть спинки языка отрывается от альвеол.

Звук (С).

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\с.jpg

Уклад органов артикуляции при произнесении звука (С).

При произнесении звука (С) губы слегка растянуты в улыбке. Зубы сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основание нижних резцов, не задевая верхушек зубов. Передняя часть спинки языка широкая, приподнимается к верхним альвеолам и образует с ними щель в форме желобка. Средняя часть спинки языка опущена, в середине её образуется продольный желобок. Задняя часть спинки языка незначительно поднята. Боковые края языка плотно прилегаю к внутренней стороне верхних коренных зубов. Воздух проходит через эту щель и вызывает свистящий шум.

Таблица сравнения.

Выучить наизусть. Уметь называть сходство и отличия звуков (С Ц).

губы

зубы

Язык

С

В улыбке

Сближены

Внизу

Ц

В улыбке

Сближены

Язык горкой.

Звук взрывной.

Слоги.

Читать слоги. Произносить вместе с родителями, перекидывая мяч.

Ца – са                    цо – со                  су – цу                           ци – сы

са – ца                    со – цо                  цу –су                             сы - ци

цы -сы                     сэ - це                   со –цо                            цу –су

сы –цы                    це - сэ                   цо – со                           су –цу

Слова.

Читать, подчёркивать букву С двумя чертами, а букву Ц одной чертой. Родители читают в разброс, а ребёнок хлопает в ладоши один раз, если услышит в слове звук (Ц), два раза, если звук (С).

Овца –оса                  кольцо –колесо          к лицу – лису

Пыльца – полоса     цокот – сокол              к кольцу – к колесе

Цапля – сабля

Овцы – косы             концы – носы              цель – кисель            ценный – осенний

Куцый – русый         ресницы – волосы     целый – серый          ценно – сено

Цыкать – сыпать      умельцы – рельсы     цедить – сердить      целина – середина

Нарисовать на что похожи буквы С и Ц. Раскрасить цветными карандашами.

Слова.

Родители читают, а ребёнок повторяет и показывает на буквы С или Ц в той последовательности, в какой эти звуки звучат в слове. Для игры можно открыть нарисованные ребёнком буквы.

Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песцы, скворцы, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, песцовый.

Потешки.

Учить потешки наизусть. Произносить их чётко и быстро.

      ***                                           ***

Весной в оконце                   За студёной водицей

Светит солнце.                      Ходят молодицы.

       ***                                                                               ***

Снятся Соне сны о птицах,                            Лисица боится птицу –

О цветах и о лисицах.                                     Это небылица.

       ***                                                                          ***

Гусеница боится синицу,                              Синица, цепи нацепив,

Синица боится куницу,                                  Хвалится соседке:

Куница боится песца,                                    - А ли я не умница,

А стих боится конца.                                      А ли я не модница?

                                                                             Сойка удивляется:

                                                                            - Цепь к лицу цепному псу,

                                                                             А если птица умница,

                                                                             То не станет птица

                                                                              Цепью хвалитья.



Предварительный просмотр:

Звук (С).

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\с.jpg

Уклад органов артикуляции при произнесении звука (С).

При произнесении звука (С) губы слегка растянуты в улыбке. Зубы сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основание нижних резцов, не задевая верхушек зубов. Передняя часть спинки языка широкая, приподнимается к верхним альвеолам и образует с ними щель в форме желобка. Средняя часть спинки языка опущена, в середине её образуется продольный желобок. Задняя часть спинки языка незначительно поднята. Боковые края языка плотно прилегаю к внутренней стороне верхних коренных зубов. Воздух проходит через эту щель и вызывает свистящий шум.

Звук (Щ).

D:\Новая папка (3)\Мои документы\НАТАШИН ПОРТФЕЛЬ\Новые картинки\Картинки\Профили артикуляционные\щ.jpg

Уклад органов артикуляции при произнесении звука (Щ).

Губы рупором. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов. Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу, задняя часть опущена и продвинута вперёд. Язык напряжён. Нёбная занавеска поднята. Воздух выдыхается с силой, проходя через щель.

Таблица сравнения.

Уметь называть сходство и отличия звуков (С-Щ)

губы

зубы

Язык

С

В улыбке

Сближены

Внизу

Щ

Рупором

Сближены

Вверху,

чашечкой

Слоги.

Читать слоги. Произносить вместе с родителями, перекидывая мяч.

Ща-ся          щу-сю       щё-сё         щи-си

Ся-ща         сю-щу        сё-щё         си-щи

Ащ-ась       ощ-ось       ща-ся        ящ-ясь

Ющ-юсь     ищ-ись       ся-ща       ещ-есь

Ась-ащ       ось-ощ        щи-си      ясь-ящ

Юсь-ющ     ись-ищ       си-щи      есь-ещ  

Слова.

Читать, подчёркивать букву Ж двумя чертами, а букву З одной чертой. Родители читают в разброс, а ребёнок хлопает в ладоши один раз, если услышит в слове звук (С), два раза, если звук (Щ).

Щёки, Сима, щётка, мощёный, Сеня, щука, угощу, посёлок, гусёнок, угощу, щи, щель, сито, кисель, щель, сети, щепка, ищейка, семья, щавель, трещина, сила, сено, семена, щипать, щегол, осень, щенок, сеять, щетина, косилка, носилки, лисята, поросята.

Слова.

Родители читают, ребёнок хлопает в ладоши 1 раз, если услышит звук (С). Хлопнет 2 раза – если услышит звук (Щ).

Лещ         вещь          овощ          плющ

Вещь       хрящ          прыщ          помощь

Навесь    авось         злюсь         карась

Брысь      брысь       брось          колосья

Родители читают, а ребёнок повторяет и показывает на буквы З или Ж в той последовательности, в какой эти звуки звучат в слове. Для игры можно открыть нарисованные ребёнком буквы.

Сварщик, носильщик, стекольщик, хвостище, усищи, носище, освещать, сгущённый, щурился, блестящий, настоящий, освещение, восхищение, светящийся.