Кейс-метод на уроках биологии как средство формирования метапредметных компетенций Бакулина Е.В. МОКУ СОШ п. Торфяной

РМО учителей естественного цикла руководитель- Е.В. Бакулина, методист- Е.А.Панагушина

"Кейс-метод на уроках биологии как средство формирования метапредметных компетенций"

 Бакулина Е.В. учитель биологии МОКУ СОШ п. Торфяной

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бакулина Екатерина Владимировна, учитель биологии, химии, экологии МОКУ СОШ п. Торфяной Оричевского района Кейс-метод на уроках биологии как средство формирования метапредметных компетенций Март, 2016

Слайд 2

Кейс-метод Метод был впервые применён в Harvard Business School в 1924 году . Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.

Слайд 3

Кейс-метод Case от латинского термина – «казус» - запутанный или необычный случай Case от английского термина – портфель, чемоданчик для хранения бумаг, журналов, документов Метод кейсов — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций . Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации . Словарь

Слайд 4

Кейс включает

Слайд 5

Этапы работы над кейсом: Подготовительный этап : подготовка кейса, определение основных и вспомогательных материалов, разработка сценария занятия. Ознакомительный этап : вовлечение учащихся в обсуждение ситуации, формирование групп. Основной (аналитический) этап : О бъяснение критериев оценивания; О бсуждение проблемных вопросов, поиск решений; А нализ ситуации в группе, выявление проблемы; Изучение учебного материала в классе или дома Оформление результатов анализа, групповая дискуссия, П одведение итогов дискуссии и найденных решений. Итоговый этап: П резентация результатов аналитической работы группы Участие в обсуждении проблем других групп Подведение итогов, формулирование выводов

Слайд 6

Работа над кейсом на уроке:

Слайд 7

Урок «Питание растений», 6 класс « Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез … . В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы … Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу » . К.А.Тимирязев

Слайд 8

Вопросы к кейсу: О каком процессе идет речь в тексте? Какие изменения происходят в листе в результате этого процесса? Решаемые проблемы: 1. Как питаются растения? Что такое фотосинтез? 2. Какие условия необходимы для этого процесса? 3. Что происходит с энергией солнечного света в процессе фотосинтеза? 4. Каково значение фотосинтеза?

Слайд 9

Урок «Значение процессов выделения у растений», 6 класс Г.Р. Граубин «Почему осенью – листопад?» «Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях изменяют свой зелёный цвет. Уже в августе начинают желтеть листья берёзы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клёна остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают жёлтый и ярко-красный наряд осины... Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими. А вот с ольхи и сирени листва упадёт зелёной, независимо от погоды. Попробуйте сорвать летом зелёный лист, например, у берёзы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений. А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронутся до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Ещё вчера лист не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами».

Слайд 10

Вопросы к кейсу: О каком процессе идет речь в тексте? Каковы причины этих изменений? Решаемые проблемы: Зачем деревья сбрасывают листья? Как растения узнают о приближении зимы? Почему листья изменяют свою окраску? Почему некоторые растения осенью остаются зелеными? Почему листья опадают осенью, а не летом?

Слайд 11

Урок «Грибы, их многообразие и значение», 7 класс Грибной сезон завершен. Позади самые напряженные для врачей-токсикологов месяцы, когда пищевые отравления грибами лидируют по тяжести среди всех токсикоинфекций . Однако расслабляться не приходиться, так как наибольший пик отравлений так же приходится на Новый год. Наиболее тяжелое пищевое отравление грибами — это отравление бледной поганкой, красным мухомором, ложными опятами и сатанинским грибом. Грузди, волнушки, без соответствующей обработки тоже вызывают острый гастроэнтерит . Сушеные строчки, сморчки содержат вещества, разрушающие эритроциты, и становятся причиной симптомов, схожих с отравлением бледной поганкой. Но самое страшное, что пищевое отравление грибами могут вызвать даже боровики и подосиновики, если собраны они вблизи промышленных предприятий, железных дорог, автотрасс, если грибы эти старые, долго пролежали или прошли недостаточную кулинарную обработку. Такие отравления опасны тем, что наступают не сразу: после одного-двух обедов с такими грибами вы, скорее всего, ничего не почувствуете, но при регулярном употреблении в организме наступают опасные поражения центральной нервной системы .

Слайд 12

Задания для учащихся: 1. Прочитайте текс, выделите о каких проблемах идет речь в тексте? 2. Разбейтесь на группы, выберите какой проблемой вы будете заниматься. 3 . Проанализируйте текст. Привлекая другие источники информации, выскажите свою точку зрения. 4 . Приготовьте защиту своей точки зрения (презентация приветствуется)

Слайд 13

Проблемы: Чем процессы выделения у грибов отличаются от выделения у животных и растений? Какие грибы съедобны, а какие ядовиты? Почему опасно есть старые, переросшие грибы? Почему нельзя есть грибы, выросшие около автострады, в городских парках? Почему опасно есть грибы, консервированные дома?

Слайд 14

Урок «Мутационная изменчивость», 9 класс Есть в Киеве обладатель необычной «чернобыльской» коллекции — профессор, доктор биологических наук, независимый эксперт по экологии Вячеслав Коновалов. Сразу после аварии на Чернобыльской АЭС он начал собирать мутантов , которые то и дело рождались на фермах Житомирщины и Киевщины . В его коллекции — 100 уродов. Генетик Александр Рудой утверждает, что на самом деле уродства — это аномалии, которые происходят всегда. В каком-то смысле для природы мутации — норма. Другое дело, что Чернобыль ускорил мутационные процессы во много раз. Поэтому сразу родилось так много животных с отклонениями. Сейчас идет другой процесс: с одной стороны, адаптация, а с другой — продолжение мутаций на незаметном для глаз клеточном уровне. По словам генетиков, облученному человечеству при условии исчезновения всех мутагенных факторов, понадобилось бы 800 лет, чтобы полностью избавиться от всех чернобыльских мутаций. Тем временем, в Украине три года назад в одном из фермерских хозяйств родился гусь с четырьмя лапами, а два года назад — двуглавый теленок... Последний, кстати, сдох , а гусь обитал в одном из зоопарков страны...

Слайд 15

Вопросы к кейсу: 1. О какой проблеме идет речь в тексте? 2. Каковы причины этих изменений? 3. Как классифицируются мутации по уровню изменения наследственного материала? 4. Можно ли сказать, что мутационные процессы для исторической судьбы человечества более опасны, чем для остальных представителей живого мира? 5. В чем пути решения проблемы? Проблемы: - Что такое мутационная изменчивость - Какие бывают мутации - Какие факторы могут вызывать мутации - Как уберечь себя от мутаций - Всегда ли мутации – это зло?

Слайд 16

Урок «Вирусы», 10 класс Редкое кожное заболевание эпидермодисплазия делает своих обладателей очень чувствительными к широко распространенному вирусу папилломы человека (ВПЧ). У таких людей инфекция вызывает рост многочисленных кожных наростов, напоминающих по плотности древесину. О заболевании стало широко известно в 2007 году после того как в интернете появился видеоролик с индонезийским рыбаком, который из-за обилия бородавковидных образований на теле практически потерял дееспособность. В 2008 году мужчина перенес сложную операцию по удалению 6 кг наростов с головы, рук, ног и туловища. На прооперированные части тела была пересажена новая кожа. К сожалению, через некоторое время наросты появились вновь. 34-летний индонезийский рыбак Деде Косвара (2007 год)

Слайд 17

Вопросы к кейсу: Как устроены вирусы? Почему в 20 веке вирусы стали главным объектом экспериментальных генетических исследований? Почему вирусные заболевания имеют характер эпидемий? Какие сложности возникают при попытках создать вакцину против вирусных инфекций?

Слайд 18

Урок «Глобальные экологические проблемы», 11 класс Текст кейса: « От жары Россия заболеет » Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

Слайд 19

Проблемы: Глобальное потепление климата. Рост заболеваемости россиян Проявление проблемы : а) рост кишечных инфекций б) рост заболеваемости малярией, клещевым энцефалитом. в) случаи геморрагической лихорадки Пути решения: - Совершенствование систем канализации и водоснабжения; - Разработка новых методов очистки воды; - Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров); - Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов; - Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека; - Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере

Слайд 20

Формирование УУД Р егулятивные УУД - коллективное обсуждение проблемы; планирование, саморегуляция, контроль, коррекция. Познавательные УУД - поиск и выделение информации, выбор способов решения кейса, установление причинно-следственных связей; оценка результатов деятельности. К оммуникативные УУД - сотрудничество в поиске и в выборе информации, умение слушать и вступать в диалог.



Предварительный просмотр:

Форма листа

Лопастным называют лист, у которого вырезы по краям пластинки доходят до 1/4 его ширины, а при большем углублении, если вырезы достигают более четверти ширины пластинки, лист называется раздельным. Лопасти раздельного листа называют долями. http://biouroki.ru/content/page/679/2.pnghttp://biouroki.ru/content/page/679/3.png

Рассечённым называют лист, у которого вырезы по краям пластинки доходят почти до средней жилки, образуя сегменты пластинки.

Если сложный лист состоит из трёх листочков, он называется тройчатосложным (клевер). Если черешочки листочков прикрепляются к главному черешку как бы в одной точке, а самые листочки расходятся радиально, лист называется пальчатосложным (люпин). Если на главном черешке боковые листочки расположены с обеих сторон по длине черешка, лист называется перистосложным. Если такой лист заканчивается наверху непарным одиночным листочком, получается, непарноперистый лист. Если же конечного нет, лист называется парноперистым.

Если каждый листочек перистосложного листа, в свою очередь, является сложным, то получается дважды перистосложный лист.


Формы цельных листовых пластинок

Формы листовых пластинок различных растений отличаются по очертанию. Очертания могут быть овальными, круглыми, эллиптическими, треугольными и другими. Листовая пластинка бывает удлиненной. Свободный конец её может быть острым, тупым, заострённым, остроконечным. Основание её сужено и оттянуто к стеблю, может быть округлым, сердцевидным.http://biouroki.ru/content/page/679/4.png

Прикрепление листьев к стеблю

http://biouroki.ru/content/page/679/5.png

Форма края листовой пластинкиhttp://biouroki.ru/content/page/679/6.pnghttp://biouroki.ru/content/page/679/7.png

Жилкование

На каждом листе легко заметить многочисленные жилки, особенно отчётливые и рельефные на нижней стороне листа

Жилки – это проводящие пучки, соединяющие лист со стеблем. Функции их – проводящая (снабжение листьев водой и минеральными солями и выведение из них продуктов ассимиляции) и механическая (жилки являются опорой для листовой паренхимы и защищают листья от разрывов).

Форма основания, верхушки, черешка листаhttp://biouroki.ru/content/page/679/8.png

По форме верхушки пластинки листья бывают тупые, острые, заострённые и остроконечные.

По форме основания пластинки различают листья клиновидные, сердцевидные, копьевидные, стреловидные и др.

http://biouroki.ru/content/page/679/9.png



Предварительный просмотр:

Внешнее строение листа

Лист – чрезвычайно важный орган растения. Лист – часть побега. Основными функциями его являются фотосинтез и транспирация.

Лист состоит из листовой пластинки, черешка (исключением являются сидячие листья); для ряда семейств характерны прилистники.

Простые листья имеют одну листовую пластинку.

Листовая пластинка – расширенная, обычно плоская часть листа, выполняющая функции фотосинтеза, газообмена, транспирации и у некоторых видов – вегетативного размножения.http://biouroki.ru/content/page/679/1.png

Основание листа (листовая подушка) – часть листа, соединяющая его со стеблем. Здесь находится образовательная ткань, дающая рост листовой пластинке и черешку.

Прилистники – парные листовидные образования в основании листа. Они могут опадать при развёртывании листа или сохраняться. Защищают пазушные боковые почки и вставочную образовательную ткань листа. Прилистники бывают свободными или приросшими к черешку, они могут смещаться на внутреннюю сторону листа и тогда их называют пазушными. Основания листьев могут быть превращены во влагалище, окружающее стебель и препятствующие его сгибанию.

Черешок – суженная часть листа, соединяющая своим основанием листовую пластинку со стеблем. Он выполняет важнейшие функции: ориентирует лист по отношению к свету, является местом расположения вставочной образовательной ткани, за счёт которой растёт лист. Кроме этого, он имеет механическое значение для ослабления ударов по листовой пластинке от дождя, града, ветра и пр.D:\мама\Методики\кейс по теме Лист\Рисунок2.png

Сложным листом называют такой, на черешке которого имеется несколько листовых пластинок. Они крепятся к главному черешку своими собственными черешками, нередко самостоятельно, поодиночке, опадают, и называются листочками.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Видоизменения листьев



Предварительный просмотр:

Самые-самые



Предварительный просмотр:

Жизнедеятельность листаhttp://biouroki.ru/content/page/679/15.png

Цель: выясним, какие вещества необходимы для образования крахмала?

Что делаем: поместим два небольших комнатных растения в тёмное место. Через два три дня первое растение поставим на кусок стекла, а рядом поместим стакан с раствором едкой щёлочи (она поглотит из воздуха весь углекислый газ), и всё это накроем стеклянным колпаком. Для того чтобы воздух не поступал к растению из окружающей среды, смажем края колпака вазелином.

Второе растение также поставим под колпак, но только рядом с растением поместим стакан с содой (или кусочком мрамора), смоченными раствором соляной кислоты. В результате взаимодействия соды (или мрамора) с кислотой выделяется углекислый газ. В воздухе под колпаком второго растения образуется много углекислого газа.

Оба растения поместим в одинаковые условия (на свет).

На следующий день возьмём по листу с каждого растения и обработаем вначале горячим спиртом, промываем и действуем раствором йода.

Что наблюдаем: в первом случае окраска листа не изменилась. Темно-синим стал лист того растения, которое находилось под колпаком, где был углекислый газ.

Вывод: это доказывает, что углекислый газ необходим растению для образования органического вещества (крахмал). Этот газ входит в состав атмосферного воздуха. Воздух поступает в лист через устьичные щели и заполняет пространства между клетками. Из межклетников углекислый газ проникает во все клетки.

Образование в листьях органических веществ

Цель: выяснить, в каких клетках зеленого листа образуются органические вещества (крахмал, сахар).http://biouroki.ru/content/page/679/16.png

Что делаем: комнатное растение герань окаймлённая поместим на трое суток в тёмный шкаф (чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев). Через трое суток вынем растение из шкафа. Прикрепим на один из листьев конверт из чёрной бумаги с вырезанным словом «свет» и поставим растение на свет или под электрическую лампочку. Через 8-10 часов срежем лист. Снимем бумагу. Опустим лист в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт (в нём хлорофилл хорошо растворяется). Когда спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветится, промоем его водой и поместим в слабый раствор йода.

Что наблюдаем: на обесцвеченном листе появятся синие буквы (крахмал синеет от йода). Буквы появляются на той части листа, на которую падал свет. Значит, в освещённой части листа образовался крахмал. Необходимо обратить внимание на то, что белая полоска по краю листа не окрасилась. Это объясняет то, что в пластидах клеток белой полоски листа герани окаймлённой нет хлорофилла. Поэтому крахмал не обнаруживается.

Вывод: таким образом, органические вещества (крахмал, сахар) образуются только в клетках с хлоропластами, и для их образования необходим свет.

Специальные исследования учёных показали, что на свету в хлоропластах образуется сахар. Затем в результате превращений из сахара в хлоропластах образуется крахмал. Крахмал – это органическое вещество, которое в воде не растворяется.

Выделяют световую и темновую фазы фотосинтеза.

http://biouroki.ru/content/page/679/17.png

Во время световой фазы фотосинтеза происходит поглощение света пигментами, образование возбуждённых (активных) молекул, обладающих избытком энергии, идут фотохимические реакции, в которых принимают участие возбуждённые молекулы пигментов. Световые реакции протекают на мембранах хлоропласта, где находится хлорофилл. Хлорофилл является высокоактивным веществом, осуществляющим поглощение света, первичное запасание энергии и дальнейшее преобразование её в химическую энергию. В фотосинтезе принимают участие и жёлтые пигменты каротиноиды.

Процесс фотосинтеза можно представить в виде суммарного уравнения:

6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2

Таким образом, суть световых реакций заключается в том, что световая энергия превращается в химическую.

Темновые реакции фотосинтеза идут в матриксе (строме) хлоропласта при участии ферментов и продуктов световых реакций и приводят к синтезу органических веществ из углекислоты и воды. Для темновых реакций не нужно непосредственное участие света.

Итогом темновых реакций является образование органических соединений.

Процесс фотосинтеза осуществляется в хлоропластах, в два этапа. В гранах (тилакоидах) протекают реакции, вызываемые светом, - световые, а в строме – реакции, не связанные со светом, - темновые, или реакции фиксации углерода.

http://biouroki.ru/content/page/679/18.png

Световые реакции

1. Свет, попадая на молекулы хлорофилла, которые находятся в мембранах тилакоидов гран, приводит их в возбуждённое состояние. В результате этого электроны ē сходят со своих орбит и переносятся с помощью переносчиков за пределы мембраны тилакоида, где и накапливаются, создавая отрицательно заряженное электрическое поле.

2. Место вышедших электронов в молекулах хлорофилла занимают электроны воды ē, так как вода под действием света подвергается фоторазложению (фотолизу):

Н2О↔ОН‾+Н+ ; ОН‾−ē→ОН

Гидроксилы ОН‾, став радикалами ОН, объединяются: 4ОН→2Н2О+О2↑, образуя воду и свободный кислород, который выделяется в атмосферу.

3. Протоны Н+ не проникают через мембрану тилакоида и накапливаются внутри, используя положительно заряженное электрическое поле, что приводит к увеличению разности потенциалов по обе стороны мембраны.

4. При достижении критической разности потенциалов (200 мВ) протоны Н+ устремляются по протонному каналу в ферменте АТФ-синтетаза, встроенному в мембрану тилакоида, наружу. На выходе из протонного канала создаётся высокий уровень энергии, которая идёт на синтез АТФ (АДФ+Ф→АТФ). Образовавшиеся молекулы АТФ переходят в строму, где участвуют в реакциях фиксации углерода.

5. Протоны Н+, вышедшие на поверхность мембраны тилакоида, соединяются с электронами ē, образуя атомарный водород Н, который идёт на восстановление переносчиков НАДФ+: 2ē+2Н+=НАДФ+→НАДФ∙Н2 (переносчик с присоединённым водородом; восстановленный переносчик).

Такими образом, активированный световой энергией электрон хлорофилла используется для присоединения водорода к переносчику. НАДФ∙Н2 переходит в строму хлоропласта, где участвует в реакциях фиксации углерода.

Реакции фиксации углерода (темновые реакции)

Осуществляется в строме хлоропласта, куда поступают АТФ, НАДФ∙Н2 от тилакоидов гран и СО2 из воздуха. Кроме того, там постоянно находятся пятиуглеродные соединения – пентозы С5, которые образуются в цикле Кальвина (цикл фиксации СО2), Упрощённо этот цикл можно представить следующим образом:

1. К пентозе С5 присоединяется СО2, в результате чего появляется нестойкое шестиугольное соединение С6, которое расщепляется на две трёхуглеродные группы 2С3 – триозы.

2. Каждая из триоз 2С3 принимает по одной фосфатной группе от двух АТФ, что обогащает молекулы энергией.

3. Каждая из триоз 2С3 присоединяет по одному атому водорода от двух НАДФ∙Н2.

4. После чего одни триозы объединяются, образуя углеводы 2С3 → С6 → С6Н12О6 (глюкоза)

5. Другие триозы объединяются, образуя пентозы 5С3→3С5, и вновь включаются в цикл фиксации СО2.

Суммарная реакция фотосинтеза:

6СО2+6Н2Охлорофиллэнергия света→С6Н12О6+6О2↑ http://biouroki.ru/content/page/679/19.png

Кроме углекислого газа в образовании крахмала принимает участие вода. Её растение получает из почвы. Корни поглощают воду, которая по сосудам проводящих пучков поднимается в стебель и далее в листья. А уже в клетках зелёного листа, в хлоропластах, из углекислого газа и воды при наличии света образуется органическое вещество.

Что происходит с органическими веществами, образованными в хлоропластах?

Образовавшийся в хлоропластах крахмал под воздействием особых веществ превращается в растворимый сахар, который поступает к тканям всех органов растения. В клетках некоторых тканей сахар может вновь превратиться в крахмал. Запасной крахмал накапливается в бесцветных пластидах.

Из сахаров, образовавшихся при фотосинтезе, а также минеральных солей, поглощённых корнями из почвы, растение создаёт вещества, которые ему необходимы: белки, жиры и многие другие белки, жиры и многие другие.

Часть органических веществ, синтезированных в листьях, расходуется на рост и питание растения. Другая часть откладывается в запас. У однолетних растений запасные вещества откладываются в семенах, плодах. У двулетних на первом году жизни они накапливаются в вегетативных органах. У многолетних трав вещества запасаются в подземных органах, а у деревьев и кустарников – в сердцевине, основной ткани коры и древесины. Кроме того, у них на определённом году жизни органические вещества начинают запасаться также в плодах и семенах.

Типы питания растения (минеральное, воздушное)

В живых клетках растения постоянно происходит обмен веществ и энергии. Одни вещества поглощаются и используются растением, другие выделяются в окружающую среду. Из простых веществ образуются сложные. Сложные органические вещества расщепляются на простые. Растения накапливает энергию, а в процессе фотосинтеза и освобождает её при дыхании, используя эту энергию для осуществления различных процессов жизнедеятельности.

http://biouroki.ru/content/page/679/20.png

Газообмен

Листья благодаря работе устьиц осуществляют и такую важную функцию, как газообмен между растением и атмосферой. Через устьица лист с атмосферным воздухом поступают углекислый газ и кислород. Кислород используется при дыхании, углекислый газ необходим растению для образования органических веществ. Через устьица в воздух выделяется кислород, который образовался в процессе фотосинтеза. Удаляется и углекислый газ, появившийся у растения в процессе дыхания. Фотосинтез осуществляется только на свету, а дыхание на свету и в темноте, т.е. постоянно. Дыхание во всех живых клетках органов растения происходит непрерывно. Как и животные, растения погибают с прекращением дыхания.

В природе происходит обмен веществ между живым организмом и окружающей средой. Поглощение растением одних веществ из внешней среды сопровождается выделением других. Элодея, будучи водным растением, использует для питания углекислый газ, растворённый в воде.

Цель: выясним, какое же вещество выделяет элодея во внешнюю среду при фотосинтезе?

Что делаем: стебли веточек подрежем под водой (вода кипяченная) у основания и прикроем стеклянной воронкой. Пробирку, до краёв заполненную водой помещаем на трубку воронки. Это сделать в двух вариантах. Одну ёмкость поставить в тёмное место, а другую – выставить на яркий солнечный или искусственный свет

http://biouroki.ru/content/page/679/21.png

В третью и четвёртую ёмкости добавить углекислый газ (добавить небольшое количество питьевой соды или можно подышать в трубочку) и так же один поставить в темноту другой на солнечный свет.

http://biouroki.ru/content/page/679/22.png

Что наблюдаем: через некоторое время в четвёртом варианте (сосуд, стоящий на ярком солнечном свете) начинают выделяться пузырьки. Этот газ вытесняет из пробирки воду, её уровень в пробирке вытесняется.

Что делаем: когда вода будет вытеснена газом полностью, необходимо осторожно снять пробирку с воронки. Плотно закрыть отверстие большим пальцем левой руки, а правой быстро внести в пробирку тлеющую лучинку.

Что наблюдаем: лучинка загорается ярким пламенем. Посмотрев на растения, которые поместили в темноту, увидим, что пузырьки газа из элодеи не выделяются, и пробирка осталась заполненная водой. То же самое с пробирками в первом и втором варианте.

Вывод: отсюда следует, что газ, который выделила элодея – кислород. Таким образом, растение выделяет кислород только тогда, когда есть все условия для фотосинтеза – вода, углекислый газ, свет.

Испарение воды листьями (транспирация)

Процесс испарения воды листьями у растений регулируется открыванием и закрыванием устьиц. Закрывая устьица, растение защищает себя от потери воды. Открывание и закрывание устьиц находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в первую очередь температуры и интенсивности солнечного света.

Листья растений содержат много воды. Она поступает по проводящей системе от корней. Внутри листа вода продвигается по стенкам клеток и по межклетникам к устьицам, через которые уходит в виде пара (испаряется). Этот процесс легко проверить, если выполнить несложное приспособление, как показано на рисунке.

http://biouroki.ru/content/page/679/23.png

Испарение воды растением называется транспирацией. Воду испаряет поверхность листа растения, особенно интенсивно – поверхность листа. Различают транспирацию кутикулярную (испарение всей поверхностью растения) и устьичную (испарение через устьица). Биологическое значение транспирации состоит в том, что она является средством передвижения воды и различных веществ по растению (присасывающее действие), способствует поступлению углекислого газа внутрь листа, углеродному питанию растений, защищает листья от перегрева.

Интенсивность испарения воды листьями зависит от:

  • биологических особенностей растений;
  • условий роста (растения засушливых местностей испаряют мало воды, влажных – значительно больше; теневые растения испаряют воды меньше, чем световые; много воды растения испаряют в зной, значительно меньше – в облачную погоду);
  • освещения (рассеянный свет уменьшает транспирацию на 30-40%);
  • содержания воды в клетках листа;
  • осмотического давления клеточного сока;
  • температуры почвы, воздуха и тела растения;
  • влажности воздуха и скорости ветра.

Наибольшее количество воды испаряется у некоторых видов древесных пород через листовые рубцы (рубец, оставляемый опавшими листьями на стебле), которые оказываются наиболее уязвимыми местами на дереве.

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Весь процесс дыхания протекает в клетках растительного организма. Он состоит из двух этапов, в ходе которых органические вещества расщепляются на углекислый газ и воду. На первом этапе при участии специальных белков (ферментов) происходит распад молекул глюкозы на более простые органические соединения и выделяется немного энергии. Этот этап дыхательного процесса происходит в цитоплазме клеток.

На втором этапе простые органические вещества, образовавшиеся на первом этапе, под действием кислорода распадаются на углекислый газ и воду. При этом высвобождается много энергии. Второй этап дыхательного процесса протекает только с участием кислорода и в специальных тельцах клетки.

Поглощённые вещества в процессе преобразований в клетках и тканях становятся веществами, из которых растение строит своё тело. Все преобразования веществ, происходящее в организме, всегда сопровождаются потреблением энергии. Зелёное растение, как автотрофный организм, поглощая световую энергию Солнца, накапливает её в органических соединениях. В процессе дыхания при расщеплении органических веществ эта энергия высвобождается и используется растением для процессов жизнедеятельности, которые происходят в клетках.

Оба процесса – фотосинтез и дыхание – идут путём последовательных многочисленных химических реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие.

http://biouroki.ru/content/page/679/24.png

Так, в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды, полученных растением из окружающей среды, образуются сахара, которые затем превращаются в крахмал, клетчатку или белки, жиры и витамины – вещества, необходимые растению для питания и запасания энергии. В процессе дыхания, наоборот, происходит расщепление созданных в процессе фотосинтеза органических веществ на неорганические соединения – углекислый газ и воду. При этом растение получает высвобождающуюся энергию. Эти превращения веществ в организме называют обменом веществ. Обмен веществ – один из важнейших признаков жизни: с прекращением обмена веществ прекращается жизнь растения.

Влияние факторов среды на строение листа

Листья растений влажных мест, как правило, крупные с большим количеством устьиц. С поверхности этих листьев испаряется много влаги.

Листья растений засушливых мест невелики по размеру и имеют приспособления, уменьшающие испарение. Это густое опушение, восковой налёт, относительно небольшое число устьиц и др. У некоторых растений листья мягкие и сочные. В них запасается вода.

http://biouroki.ru/content/page/679/25.png

Листья теневыносливых растений имеют всего два-три слоя округлых, неплотно прилегающих друг к другу клеток. Крупные хлоропласты расположены в них так, что не затеняют друг друга. Теневые листья, как правило, более тонкие и имеют более тёмную зелёную окраску, так как содержат больше хлорофилла.

У растений открытых мест мякоть листа насчитывает несколько слоев, плотно прилегающих друг к другу столбчатых клеток. В них содержится меньше хлорофилла, поэтому световые листья имеют более светлую окраску. Те и другие листья иногда можно встретить и в кроне одного и того же дерева.

Защита от обезвоживания

Наружная стенка каждой клетки кожицы листа не только утолщена, но и защищена кутикулой, которая плохо пропускает воду. Защитные свойства кожицы значительно повышаются при образовании волосков, которые отражают солнечные лучи. Благодаря этому нагревание листа понижается. Всё это ограничивает возможность испарения воды с поверхности листа. При недостатке воды закрывается устьичная щель и пар не выходит наружу, накапливаясь в межклетниках, что приводит к прекращению испарения с поверхности листа. Растения жарких и сухих мест обитания имеют небольшую пластинку. Чем меньше поверхность листа, тем меньше опасность излишней потери воды.

Видоизменения листьев

В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились потому, что стали играть роль не свойственную типичным листьям. У барбариса часть листьев видоизменились в колючки.

http://biouroki.ru/content/page/679/26.png

Старение листьев и листопад

Листопаду предшествует старение листьев. Это значит, что во всех клетках снижается интенсивность жизненных процессов – фотосинтеза, дыхания. Уменьшается содержание уже имеющихся в клетках важных для растения веществ и сокращается поступление новых, в том числе и воды. Распад веществ преобладает над их образованием. В клетках накапливаются ненужные, и даже вредные продукты, их называют конечными продуктами обмена веществ. Эти вещества удаляются из растения при сбрасывании листьев. Наиболее же ценные соединения по проводящим тканям оттекают из листьев в другие органы растения, где откладываются в клетках запасающих тканей или сразу используется организмом для питания.

У большинства деревьев и кустарников в период старения листья меняют окраску и становятся жёлтыми или багряными. Это происходит потому, что хлорофилл разрушается. Но помимо него в пластидах (хлоропластах) имеются вещества желтого и оранжевого цвета. Летом они были, как бы замаскированы хлорофиллом и пластиды имели зелёный цвет. Кроме того, в вакуолях накапливаются другие красящие вещества жёлтого или красно-малинового цвета. Вместе с пигментами пластид они определяют окраску осенних листьев. У некоторых растений листья сохраняют зелёный цвет до отмирания.

Ещё до того как с побега упадёт лист, в его основании на границе со стеблем формируется слой пробки. Наружу от него образуется отделительный слой. Со временем клетки этого слоя оделяются друг от друга, так как ослизняется и разрушается межклеточное вещество, которое их соединяло, а иногда и оболочки клеток. Лист отделяется от стебля. Однако некоторое время он ещё сохраняется на побеге благодаря проводящим пучкам между листом и стеблем. Но наступает момент нарушения и этой связи. Рубец на месте отделившегося листа покрыт защитной тканью, пробкой.

http://biouroki.ru/content/page/679/27.png

Как только листья достигают предельных размеров, начинаются процессы старения, ведущие, в конце концов, к отмиранию листа – его пожелтение или покраснение, связанное с разрушением хлорофилла, накоплением каротиноидов и антоцианов. По мере старения листа снижается также интенсивность фотосинтеза и дыхания, деградируют хлоропласты, накапливаются некоторые соли (кристаллы оксалаты кальция), из листа оттекают пластические вещества (углеводы, аминокислоты).

В процессе старения листа близ его основания у двудольных древесных растений формируется так называемый отделительный слой, который состоит из легко расслаивающейся паренхимы. По этому слою лист и отделяется от стебля, причём на поверхности будущего листового рубца заранее образуется защитный слой пробковой ткани.

http://biouroki.ru/content/page/679/28.png

На листовом рубце заметны в виде точек поперечные сечения листового следа. Скульптура листового рубца различна и является характерным признаком для систематики лепидофитов.

У однодольных и травянистых двудольных отделительный слой, как правило, не образуется, лист отмирает и разрушается постепенно, оставаясь на стебле.

У листопадных растений опадение листьев на зиму имеет приспособительное значение: сбрасывая листья, растения резко уменьшают испаряющую поверхность, защищаются от возможных поломок под тяжестью снега. У вечнозелёных растений массовый листопад приурочен обычно к началу роста новых побегов из почек и поэтому происходит не осенью, а весной.

Осенний листопад в лесу имеет важное биологическое значение. Опавшие листья – хорошее органическое и минеральное удобрение. Ежегодно в на их лиственных лесах опавшие листья служат материалом для минерализации, производимой почвенными бактериями и грибами. Кроме того, опавшая листва стратифицирует семена, опавшие до листопада, предохраняет корни от вымерзания, препятствует развитию мохового покрова и т.д. некоторые виды деревьев сбрасывают не только листву, но и годовалые побеги.

* * *

http://biouroki.ru/content/page/679/29.png



Предварительный просмотр:

 Георгий Рудольфович Граубин «Почему осенью – листопад?» 

 

Зима самое суровое время года и от того, как подготовится к нему растение зависит «проснётся» ли оно весной, распустятся ли на нём цветы.

Осенью животные, готовясь к холодам, делают запасы, ложатся в спячку, линяют или улетают в тёплые края. Деревья тоже готовятся, только по-своему. Как?

Почему желтеют листья?

http://biouroki.ru/content/page/743/1.png

По календарю осень начинается 1 сентября.

Астрономы считают началом осени день осеннего равноденствия — 23 сентября, когда день по долготе равен ночи.

Появление желтых листьев на березе — признак начала осени в живой природе.

* * *

Осень. До трескучих морозов ещё далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. И идёт подготовка к листопаду.

В листьях происходят удивительные превращения.

Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зелёным.

Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается... образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. Лист всё время остаётся зелёным. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, но не успевает восстановиться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только жёлтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.http://biouroki.ru/content/page/743/1_4.png

Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода.

Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими.

А вот с ольхи и сирени листва упадёт зелёной, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.

Как наступает листопад?http://biouroki.ru/content/page/743/1_5.png

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях изменяют свой зелёный цвет. Уже в августе начинают желтеть листья берёзы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клёна остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают жёлтый и ярко-красный наряд осины... Всё как по часам.

И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Эти «живые часы» чутко ощущают смену дня и ночи.

Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зелёный цвет заменяется жёлтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества.http://biouroki.ru/content/page/743/2_1.png

В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.

Попробуйте сорвать зелёный лист, например, у берёзы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.http://biouroki.ru/content/page/743/2_3.png

А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронутся до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком.

Ещё вчера лист не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами. Что произошло?

Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикреплялся к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки.http://biouroki.ru/content/page/743/2_2.png

Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже лёгкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

http://biouroki.ru/content/page/743/2_4.png

Зачем деревья сбрасывают листья?

http://biouroki.ru/content/page/743/3_2.png

Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них «работают» всего один сезон. И за это время всё равно быстро изнашиваются. Ведь «работа» у листьев очень напряжённая.

http://biouroki.ru/content/page/743/3_1.png

В зелёном листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями – устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах.

Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты – из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.

Солнце нагревает листья, а испарение – охлаждает их, не даёт перегреться. Приложите листик к щеке – он холодит.

http://biouroki.ru/content/page/743/3_3.png

Сорванный с дерева зелёный листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие – клетки живого листа всегда наполнены водой.

Деревьям нужно очень много воды. За лето большая берёза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев – нет и такого обильного испарения воды.

http://biouroki.ru/content/page/743/3_4.png

Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.

Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью.

Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется. Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил её пять раз!

Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега.

Листопад приспосабливает деревья к зиме.

http://biouroki.ru/content/page/743/3_5.png

Как живёт дерево зимой?

Всё лето деревья с усердием запасают в стволах и ветках крахмал. Соки дерева постепенно густеют. К первым холодам клетки деревьев плотно набиты крахмальными зёрнами. Крохотные «амбарчики» прямо ломятся от этого добра. Запасы питания на зиму приготовлены.http://biouroki.ru/content/page/743/4_3.png

Там, где зимы теплее, крахмал так всю зиму и остаётся крахмалом. Где морозы пожёстче, крахмал заменяется сахаром. Вспомните про картофель: подмороженный, он сластит. Это крахмал перешёл в сахар. Создав запасы питания, дерево готово выдержать морозы в 10-12 градусов. А первые морозы закаляют его, делают ещё выносливее: сок дерева ещё больше густеет, крахмал переходит в сахар. Движение соков замедляется, почти останавливается. Дерево словно бы засыпает. Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в 200-400 раз слабее, чем летом. Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года. Если в это время срезать ветки черёмухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго. А срезанные после Нового года – просыпаются быстро, словно они только и ждали, когда их разбудят.http://biouroki.ru/content/page/743/4_2.png

http://biouroki.ru/content/page/743/4_1.png