Проект

Геращенко Марина Петровна

Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvivayushchie_igry.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность проекта:

Известно всем, и воспитателям, и родителям, что школьная программа усложнена. Порой дети даже с огромным багажом знаний испытывают затруднения в усвоении школьного материала, поэтому необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, а это возможно только через использование развивающих игр.

Противоречия:

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении образовательной программы. Школьная программа очень сложна об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. Дошкольники еще не знают, что школьный материал очень труден. И не должны узнать об этом никогда. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к познанию в дошкольном возрасте. Развитие познавательной активности в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Родителям кажется, что детский сад в жизни детей не такое уж и важное событие в жизни. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с буквами, с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении по учебникам современных развивающих систем (система
Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с учебой». Для развития познавательной активности ребёнка просто необходимо побуждать у него интерес к знаниям, к новым открытиям через игровые технологии. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Психологическая, физиологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению;
  • Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов;
  • Сформированность нравственно - волевых качеств;
  • Зрелость мелкой моторики рук.

Для родителей:

  • Подготовка ребенка к школе;
  • Развитие у детей логического мышления;
  • Формирование интеллектуально развитой личности.

Для педагога:

  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных технологии;
  • Личностный профессиональный рост;
  • Самореализация.

Новизна проекта:

В использовании в ходе непосредственной образовательной деятельности систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр. Целью которого является развитие познавательной активности дошкольника, путем внедрения развивающих игр,  разбитых по лексическим темам. Обозначена также работа, не только с дошкольниками, но и совместная деятельность со специалистами (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед, психолог) и с родителями, что позволяет более содержательно и ненавязчиво обучать и развивать познавательную активность у детей.

Цель:

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством организации развивающей игровой деятельности.

Задачи:

  • Развивать творческие способности и воображение в процессе игровой деятельности;
  • Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями развития детей старшего дошкольного возраста;
  • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы;
  • Развивать мелкую моторику и зрительно –двигательную координацию.

Методы:

  • Анализ педагогической и психологической литературы;
  • Наблюдение;
  • Диагностика;
  • Математическая обработка данных.

Гипотеза:

Использование развивающих игр в процессе обучения и воспитания способствует формированию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Работы с детьми и родителями:

  • Познавательные занятия с включением проблемных ситуации;
  • Творческие задания, решения логических задач ;
  • Развивающие игры и упражнения, познавательные опыты;
  • Анкетирование, консультирующий материал (для педагогов и родителей).

Задачи проекта:

Образовательные

Расширить и систематизировать знания детей.

Учить способам практической деятельности в области непосредственной образовательной деятельности.

Развивающие

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;

Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Направления деятельности по реализации проекта

Требования к методическому обеспечению проекта

1. Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

2. Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.

3. Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные) .

4. Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

6. Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.

Основные принципы реализации проекта

- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников) ;

- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры) ;

- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные) ;

- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой) ;

- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил) .

Средства обучения.

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, используются следующие развивающие игры с математическим содержанием:

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.

Наглядные Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца

Практические Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Заключение

Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр. В котором, раскрывается роль педагога на каждом этапе, чётко обозначены направления работы в НОД, в совместной деятельности с детьми, и в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.

Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Перспективный план работы с родителями

Цель: Приобщение родителей к участию в формировании познавательной активности детей через развивающие игры. 

Месяц

Форма

Тема

Сентябрь

1.Родительское собрание

2. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки

3.Папка передвижка

«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

 «Поделки из природного материала»

«Осень в стихах, загадках и пословицах»

Октябрь

1. Музыкальный праздник.

2.Консультация

«День осени» 

«Овощи»

Ноябрь

1.Презентация

2.Консультация

«Русские народные развивающие игры»

 

«Посуда»

Декабрь

1. Мастер класс

 

2.Консультация

3.Папка передвижка

4. Литературная гостиная

«Мастерим ёлочную игрушку»

«Зимние забавы»

«Зима в стихах, загадках и пословицах»

«Зимняя сказка»

Январь

1. Игровой урок 2.Познавательной программы

3. Консультация

«Весёлый английский»

«CatArt или от ушей до хвостов»

«Мои любимые домашние животные»

Февраль

1.Оформление поздравительной открытки для пап

2. Консультация

«Профессия моряк».

«Профессии»

Март

1. Открытое занятие  

2. Консультация

3.Папка передвижка

«Перелётные птицы»        

«Перелётные птицы»

«Весна в стихах, загадках и пословицах»

Апрель

1.Оформление уголка

2. Консультация

«Правила дорожного движения»

 

«Правила дорожного движения»

Май

1.Фотовыставка

2.Родительское собрание

«Развивающие игры в жизни детей» 

«Детский сад и дом – дружно мы живём!» .

Литература:

1. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.

2. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.

3. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.

5. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.

6. «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

7. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.

8. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.