Самообразование "Использование ИКТ в ДОУ"

Рахимова Ольга Владимировна

На данной странице расположена наработанная информация по моей теме самообразования

 

«Использование ИКТ в ДОУ»

«Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то,
чего он не знает»

Георг Зиммель

Информатизация дошкольного учреждения – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и родители, и педагоги, и администрация ДОУ.        

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС ДО и реализации Стратегии развития информационного общества.

В отечественных и зарубежных исследованиях использования ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях можно заметить противоречивое мнение по данному вопросу (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя они имеют преимущества перед традиционным проведением занятия.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Применение ИКТ возможно в различных видах непосредственно образовательной деятельности не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а также в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности, перевоплотиться, очутиться в другой эпохе, рассмотреть микромир. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме, развивает воображение, память и внимание.

В процессе организации деятельности дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, так как компьютер передаёт информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным, развивает зрительную память.

С 2014 года стала внедрять элементы ИКТ в совместной деятельности с детьми подготовительной группы, выявила, что они вызывают положительные эмоции у детей, повышают интерес к представляемому материалу, в результате чего поставленные задачи достигаются гораздо быстрее. В дальнейшем была построена работа по выявлению и изучению уровня заинтересованности и владения мультимедийными технологиями педагогов и родителей с помощью анкетирования. Результаты анкетирования показали, что педагоги и родители заинтересованы в дальнейшем обучении и использовании ИКТ (См. результаты анкетирования).

Данная технология была выбрана на период с 2015 по 2018 год. Таким образом определилась методическая тема.

Изучение психолого – педагогической литературы помогло мне определить направления своей работы:

 

Таким образом я составила перспективное планирование по реализации своей методической темы и поставила перед собой следующие задачи:

 

1.     Изучить теоретические основы;

2.     Использовать ИКТ – технологии в образовательном процессе с детьми, родителями, педагогами;

3.     Создать медиатеку интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с педагогами

 по повышению ИКТ-компетентности

№ п/п

Тема

Цель

Месяц

Анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений  о ПК и возможностях ИКТ

Определить степень использования ИКТ

Октябрь

Практическое занятие: «Создание электронной почты в поисковой системе Yandex, Google».

Дать представление педагогам о значение электронной почты, актуальности её использования и этапах создания.

Практическое занятие:

«Создание профессионального

сайта педагога»

Дать представление педагогов о значение создания сайта педагога в сети интернет, как одной из форм трансляции опыта педагогов, этапы создания.

Ноябрь

Практическое занятие по теме:

«Размещение информации на личном сайте педагога»

Овладение приемами размещения информации на личном сайте педагога

Декабрь

«Домашнее задание» подготовка и размещение материалов на личных сайтах педагогов

5

Семинар – практикум на тему:

«Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker»

(1занятие – теоретическая часть)

Познакомить педагогов с технологией создания клипа в программе Windows Movie Maker и возможности его использования в работе с детьми и родителями.

Февраль

6

Семинар – практикум на тему:

«Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker»

(2занятие – практическая  часть)

Создание клипа в  программе Windows Movie Maker.

Март

Консультация для  воспитателей по использованию ИКТ во время НООД с детьми

Развивать умение педагогов использовать ИКТ в образовательной работе с детьми: НООД, индивидуальная работа, совместная деятельность и т.д.

Апрель

Итоговое анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений  о ПК и возможностях ИКТ

Определить степень использования ИКТ

Семинар на тему: «Обобщения опыта работы за год и планирование работы на следующий учебный год»

Систематизация знаний и умений педагогов и разработка плана работы на будущий год.

Май

Приемы:

  • анкетирование педагогов
  • занятия по обучению программам Word, Excel, Power Point, Movie Maker с использованием мультимедийных презентаций – «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений», «Windows Movie Maker».
  • практическая работа в сети Интернет
  • индивидуальные и групповые консультации по вопросам;



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по разработке темы самообразования

на 2015 – 2016 учебный год

ФИО воспитателя

Рахимова Ольга Владимировна

Года реализации

2015 – 2018

Выбор методической темы, определение ее актуальности

Методическая тема «ИКТ в ДОУ»

Ознакомиться с научной литературой, выявить актуальность выбранной темы

Формулировка цели и задач работы

Поставить перед собой цели и задачи на время разработки методической темы

Самостоятельное получение знаний из различных источников *

Изучить научную литературу, консультации воспитателей, запросы педагогов и расширись свои знания по выбранной теме

Разработка конспектов, сценариев,  программ

-

Разработка дидактических пособий, наглядных материалов, картотек

Разработать дидактические игры, которые помогут педагогам ДОУ в образовательной деятельности с детьми

Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям

Провести одно открытое занятие для педагогов ДОУ

Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов

-

Доклады, выступления

Обобщение опыта работы по исследуемой теме (проблеме)

Выступить на педагогическом совете ДОУ по выбранной проблеме

Анкетирование

Провести анкетирование родителей «ИКТ в ДОУ: как Вы относитесь?»

Провести анкетирование педагогов «Уровень владения ИКТ технологией»

По результатам анкетирования скорректировать планирование на следующий учебный год



Предварительный просмотр:

Анкетирование родителей воспитанников второй младшей группы «ИКТ в детском саду: как Вы относитесь?»

        Анкетирование родителей воспитанников второй младшей группы проходило с целью выявления отношения родителей к использованию ИКТ в детском саду, а также уровня владения родительским коллективом ИКТ.

В анкетировании приняло участие 16 родителей.

Результаты анкетирования показали, что 84 % родителей положительно относятся к использованию ИКТ в образовательном процессе, 16 % затрудняются в ответе.

Большинство родителей (76 %) используют и дома ИКТ в качестве средства развития ребенка и хотели бы получать консультационную помощь воспитателя в данном вопросе (62 %).

Таким образом анкетирование показало, что родительский коллектив воспитанников второй младшей группы положительно относятся к использованию ИКТ в образовательном процессе детей.



Предварительный просмотр:

Результаты анкетирования педагогов МДОУ №26 «Ветерок» ЯМР «Уровень владения ИКТ»

        В анкетировании приняло участие 13 педагогов (10 воспитателей и 3 специалиста).

        Анкетирование проводилось с целью выявления степени владения и использования ИКТ педагогами ДОУ.

        Результаты анкетирования показали, что 40 % педагогического коллектива МДОУ №26 «Ветерок» ЯМР имеют высокий уровень владения ИКТ, 40 % - средний уровень и 20 % - низкий уровень.

        В своей образовательной деятельности 30 % педагогов ДОУ часто используют ИКТ (2 – 3 раза в неделю), 40 % - редко используют мультимедийные технологии (1 -  2 раза в месяц) и 30 % педагогов используют ИКТ лишь заручившись чьей – то помощью.

        В результате анкетирования было выяснено, что большинство педагогов ДОУ (77 %) желают научиться чему – то новому в использовании владении ИКТ, некоторые педагоги (40 %) желают поделиться своими знаниями ИКТ со своими коллегами.